Паровые тракторы в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

26
Как-то раз кто-то из читателей ВО попросил меня рассказать о применении русских паровых тракторов на войне. Обнаружилась статья: «Г. Канинского и С. Кирилеца «Тракторы в русской императорской армии» ("Техника и вооружение" 05-2010). Но там не был освещен очень интересный пример использования паровых тракторов в русской армии в годы… русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.! В общем, кто ищет, тот рано или поздно находит. И вот что нашлось по этой теме…

Паровые тракторы в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

В 1873 году два английских самодвижущихся локомобиля «Фоулер» с топками на соломе испытывались в Самаре. (http://kraeham.livejournal.com/26054.html)

Войны первой четверти XX столетия наглядно показали, что в целом ряде случаев железная дорога не в состоянии удовлетворять все растущие разнообразные потребности армии в средствах транспорта. В годы войны 1914 – 1918 гг. ограниченность сферы деятельности железнодорожного транспорта и одновременно богатейшие возможности недавно появившегося автомобиля выявились особенно сильно. Общеизвестно, что низкий уровень германской автомобильной промышленности перед войной и недооценка германским военным командованием автомобильного транспорта во время самой войны привели к ряду серьезных поражений германской армии, во многом обусловивших ее разгром. Здесь уместно будет вспомнить меткие слова Керзона о «победе моторов союзников над железными дорогами Германии».

Классическая железная дорога, не потеряв своего значения, как мощное средство транспорта во время войны, вынуждена была потесниться и дать место автомобилю, этому новому средству транспорта, часто более удовлетворяющему специфическим требованиям современных армий.

Как известно, начало истории автомобиля связано с именем французского инженера Кюнье, пытавшегося еще в 1769 – 1770 гг. построить паровой автомобиль для перевозки артиллерийских грузов. Опыт, однако, закончился неудачей.


«Паровая повозка» Кюньо.

Ну, а первый случай практического применения механического дорожного транспорта для военных целей имел место почти 85 лет спустя после скромных опытов Кюнье. В 1854 г. в ходе Крымской войны для перевозки грузов в районе Балаклавы англичанами был применен так называемый «дорожный локомотив» (паровой тягач) системы Бойделя. В 1870 –1871 гг., то есть во время франко-прусской войны, немцы, заимствуя опыт англичан, также пытались применить тракторную тягу для транспортировки военных грузов. Для этого на фронт были доставлены два паровых трактора, закупленных у английской фирмы Фаулер.


Паровой трактор за работой.

Неумелое использование этих машин и скептическое отношение к ним немецкого командования привели к тому, что эти тракторы большую часть времени простаивали бесполезно. За все время войны они находились в работе не более трех недель, причем поездки производились на весьма небольшие расстояния (10 – 15 км). Всего было перевезено при помощи прицепов около 120 тонн боевых припасов и, кроме того, было сделано несколько рейсов по перевозке продуктов питания, топлива и т. п. Учитывая большие переброски грузов, которые происходили тогда в немецкой армии, придется сказать, что тракторы по существу не принесли тогда никакой пользы. Несмотря на неудачный опыт немцев, паровые тракторы начали постепенно проникать и в армии других стран, таких, как Россия и Италия. Хотя тракторы того времени были еще далеки от совершенства. Они представляли собой тяжелую (от 4 до 10 тонн) машину с горизонтальным котлом паровозного типа. На каждую лошадиную силу приходилась 1 тонна мертвого веса трактора. В качестве топлива применялись главным образом кокс или антрацит. Скорость движения была не выше 5 – 6 км в час. После каждого часа приходилось возобновлять запас воды. При помощи прицепов трактор мог тянуть груз в 2–2,5 раза больше собственного веса.

В России первые локомобили (паровые тракторы) появились в 1857 году, когда фирма братьев Бутеноп впервые доставила в Россию два локомобиля: английский в 10 л.с. и германский в 8 л.с. Министерство финансов отнеслось к их работе с сочувствием и выдало ссуду в 70 000 рублей на 25 лет, причем без процентов! Это помогло братьям расширить свое производство и наладить серийное производство различного противопожарного инвентаря, а еще и… башенных часов. Локомобили начали использоваться, но в мирных целях.

А затем началась русско-турецкая война 1877 –1878 гг., и в русской армии паровые тракторы были использованы в качестве армейского транспортного средства!


Паровой трактор Фаулер В5 «Лайон».

Так что Россия была в числе тех стран, которые первыми приступили к снабжению армии паровыми тракторами. Причем, наиболее ранние факты появления тракторов в русской армии имели место еще в начале 70-х гг. ХIX в. Так к серьезным их испытаниям приступили в 1876 г. А затем, после удачных опытов были куплены 8 тракторов в Англии (фирмы Портера, Фаулера и Клейтона), а два трактора построены на заводе Мальцева в Брянске.


А вот так трактор Фаулер B5 выглядел в 1899 г. после того, как англичане в Африке покрыли его броней. Модель из бумаги.

К началу войны в русской армии было 12 паровых тракторов, обслуживаемых специально обученной командой в 54 чел. и походной ремонтной мастерской. В апреле 1877 г., вскоре после начала войны, все тракторы были отправлены на фронт. Примерно через две недели они по железной дороге прибыли на станцию Бендеры. Здесь сразу же начали с их помощью перевозить артиллерийские грузы. За 19 дней (с 7 по 25 мая) тракторы, работая на маршрутах с дальностью от 2 до 13 км, перевезли 358 тонны грузов. Затем 9 машин были отправлены в Слатин, а остальные на станцию Баньясы. В Слатине они были заняты перевозкой осадных орудий и других артиллерийских грузов из города на позиции. С 25 мая по 2 июня этими тракторами было перевезено еще около 165 тонн груза. После этого 4 трактора были самоходом отправлены в город Турн-Магурели, куда они и прибыли 13 июня, удачно совершив путь в 121 км. Здесь машины были отправлены непосредственно на позиции – возить тяжелые орудия. Ремонтная мастерская вместе с одним трактором была использована для ремонта орудий и установки электрического прожектора.

После переправы русских войск через Дунай, 19 июня тракторы из Турн-Магурели самоходом были отправлены в г. Зимницу (за 48 км). При этом сюда ими был доставлен паровой локомобиль с электроосветительной аппаратурой. Вследствие недостаточной загрузки в Зимнице тракторы самоходом прошли в дер. Парапан (32 км), где они в течение месяца (с 15 августа по 15 сентября) были заняты перевозкой артиллерийских снарядов из Парапан в Петрошаны (13 км). Всего здесь было перевезено 433 тонны снарядов.


Паровой трактор Хонсби. Испытания в Англии, февраль-март 1910 года.

К 18 сентября тракторы были собраны на станции Фратешти. Дальнейшая их работа осложнилась наступлением осени, испортившей дороги. В это время систематически работал лишь один трактор, примененный в качестве локомобиля на водокачке, кроме того из города Журжева в деревню Петрошаны были перевезены паровой катер и 20 тонн каменного угля. Прислуга, обслуживавшая тракторы, была занята главным образом ремонтом машин.


Туземные женщины Танганьики носят воду для военного английского парового трактора. «Нива» №34-1916.

Весной, во второй половине марта 1878 г., сообразно улучшению дорог тракторы снова пустили в дело. Они работали в районе станции Баньясы, городов Журжева и Слободзеи на маршрутах от 4 до 24 км в один конец. В качестве груза возили орудия, снаряды и провиант. С 23 марта по 27 июня 1878 г. было перевезено 4 300 тонн груза.


Трактор Фаулер 1887 г. Ради повышения проходимости его поставили на 12-футовые колеса.

Затем тракторы были переправлены на пароме через Дунай в город Рущук. Здесь со 2 июля по 11 октября 1878 г. они перевезли 4 006 тонн различных военных грузов. В 10-х числах ноября 1878 г. работа тракторов была закончена. По официальным данным за все время пребывания на фронте тракторами было перевезено 9 300 тонн грузов.


Макет трактора Ф.А. Блинова 1888 г. Имел привод от паровой машины мощностью 12 л.с. Скорость 3 версты в час (3,2 км/час).

Все это говорит о весьма успешной работе тракторов, примененных в русской армии. Объем транспортных работ, проделанных ими, неизмеримо выше того, что было проделано тракторами в немецкой армии в 1870–1871 гг. Но если опыт немцев в тогдашней военной литературе получил печальную известность, то о работе тракторов в русской армии сообщалось как о значительном достижении военной техники, которому предстоит большое будущее. Эффективное и широкое, по тому времени, использование паровых тракторов в русской армии в 1877 – 1878 гг. представляет собой начало и завершение первого этапа в истории механизации военно-дорожного транспорта.

Следующий этап в развитии этого вида транспорта связан с появлением автомобиля с бензиновым двигателем и относится уже к периоду «Великой войны» 1914 – 1918 гг.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    20 января 2016 07:06
    Спасибо за статью .чёрт побери , когда читаешь такие статьи , думаешь как я мало знаю об этом свете
    1. +1
      20 января 2016 09:47
      тракторы были российские, гусеничный ход также был изобретен и впервые применен в России
      1. +2
        20 января 2016 13:51
        Вы не совсем правы. Первую гусеничную ленты придумал Д'Эрман во Франции в 1713 г., потом Дюбоше, потом Гиткот в Англии. И машина первая тоже была построена не у нас. Но мы тоже молодцы!
        1. 0
          20 января 2016 15:53
          а мы молодцы - совсем как с лодкой Джевецкого врем хорошо... а первую самобеглую коляску построил ДаВинчи?
          и первую паровую машину Уатт кстати на уральских заводах увидел (которые еще допетрофские).
          1. -1
            20 января 2016 18:05
            Причем тут Уатт, тем более допетровских времен (?), когда первую паровую машину сделал Ньюкомен. Ползунов придумал сделать два цилиндра, работавших по очереди, чем сделал шаг вперед. Уатт придумал один цилиндр, но с поочередной подачей пара.
            1. 0
              20 января 2016 20:43
              Уатт как бы придумал регулятор и все. Паровая машина это русское изобретение.
              1. 0
                20 января 2016 21:17
                Вы что читать не умеете? Я Вам написал, что сделал Ползунов и Ньюкомен.
                Ньюкомен сделал ее в 1712 г. А Ползунов в 1763! А еще раньше были Папен и Севери. Но именно Нькомен построил "паровую машину". Ползунов Ваш любимый тоже достоин уважения: придумал двухцилиндровую машину с поочередным движением поршней. И ВСЕ! Так что писать, что паровая машину русское изобретение это невежество!Конечно, было бы неплохо, чтобы это было так, но, увы, это не есть так! По-моему,это даже в школе проходят, кстати...
                1. -2
                  20 января 2016 22:28
                  Сами читать не умеете. Ньюкомен не русский как и Джевецкий не француз.
                  С паровой машиной тоже изучите вопрос как следует. А в школе многому учат хорошему?
                  1. -1
                    21 января 2016 13:35
                    Начните свой анализ прям вот отсюда
                    https://ru.wikipedia.org/wiki/Паровая_машина_Ньюкомена
                    где врут с первых слов на счет бесполезной игрушки, и найдите несоответсвия в картинке здравому смыслу и физике с охлаждением цилиндра впрыском туда воды и гидросатическим давлением откачиваемого столба laughing
                    Законы Ньютона открыл кто? Они даже друг у друга воруют...
    2. +1
      20 января 2016 21:17
      Цитата: ovod84
      Спасибо за статью .чёрт побери , когда читаешь такие статьи , думаешь как я мало знаю об этом свете

      В фильме "Турецкий гамбит" герой которого играет Марат Башаров кстати ездит на паровом тракторе,на фото видно (задний план) ранее думал ,что это выдумка киношников,а оказывается нет!
      P.S. В Фильм "Турецкий гамбит" действия происходят во время Русско-Турецкой войны 1877 – 1878 гг
      1. 0
        21 января 2016 09:46
        Цитата: РУСС

        В фильме ;Турецкий гамбит" герой которого играет Марат Башаров кстати ездит на паровом тракторе,...

        Вот только пещерное русофобство сценариста и автора "Б.Акунина" - Чхартишвили не смогло по понятным причинам показать ничего, кроме бесцельного катания "монстры" по лагерю и её постоянных поломок. Ну, не транспортировку же орудий и 120-километровый марш нашему белоленточному "гению" показывать...
      2. Комментарий был удален.
  2. +12
    20 января 2016 07:23
    Тема мало освещённая, потому интересная. Впервые она "засветилась" в фильме "Турецкий гамбит", где М.Башаров играл офицера-механика парового трактора, что воспринималось даже как некая фантазия авторов, оказывается на самом деле в русской армии того периода были целые подразделения тракторов вполне успешно применяемых. Больше статей хороших и интересных! Автору спасибо за "ликбез"!
  3. +6
    20 января 2016 07:27
    тема нетронутая а потому - интересная весьмаю автору спасибо! прочел с удовольствием!
  4. +4
    20 января 2016 07:56
    Действительно,очень редко встретишь упоминание в литературе о применении тракторов..в период русско-турецкой войны 1877-78 г..А если и встречается..то так..в размере одной строки, вскользь..
    Спасибо, интересно..
  5. +4
    20 января 2016 08:03
    С большим удовольствием прочитал статью.Всегда интересовался стариной.Автору плюс.
  6. +6
    20 января 2016 08:53
    Особенно понравились фотографии чудо-машин, спасибо автору за подборку.
    1. +1
      20 января 2016 18:10
      Цитата: Aleksander
      Особенно понравились фотографии чудо-машин, спасибо автору за подборку.

      Фотки отличные , а вот так оно в живую выглядит :
  7. +3
    20 января 2016 08:59
    Спасибо автору. Действительно счёл паровой трактор в "Турецком гамбите" за авторскую фантазию, а оно вон как. Такая техника, и как много успела сделать. Значит, не ломалась ежеминутно.
  8. +3
    20 января 2016 09:01
    Статье плюс! Воистину кто ищет, тот всегда найдет.
  9. Комментарий был удален.
  10. +3
    20 января 2016 10:20
    Очень интересная и малоосвещенная тема! Спасибо за статью!
  11. +1
    20 января 2016 11:58
    1т собственного веса на 1л.с. Да, весьма странный агрегат, поскольку у лошади, и тем более у мула, характеристики явно получше :) . Но зачем-то все-таки такие тракторы производили.
    1. +2
      20 января 2016 13:06
      Хотя бы потому, что это был достаточно универсальный агрегат, который мог выполнять несколько функций: тягловая сила, источник электричества, молотилка, насос, пилорама и пр.
      1. 0
        20 января 2016 18:04
        Цитата: miv110
        Хотя бы потому, что это был достаточно универсальный агрегат, который мог выполнять несколько функций: тягловая сила, источник электричества, молотилка, насос, пилорама и пр.

        Так называемые -локомобили.
  12. +2
    20 января 2016 12:37
    Вообще русско-турецкая война 1877-1879 г.г была война с паровым двигателем. И нами и турками активно применялись паровые суда и катера, паровозы и вот и трактора. Спасибо автору, так как если про применение пара во флоте в этой войне можно найти приличные обзоры, то про тракторы вот услышал впервые.
  13. +2
    20 января 2016 14:34
    Обалдел!Автору большое спасибо!Я считал что первый трактор в России построил Блинов.Отложилось в памяти в детские годы,когда попала в руки книга Мостовенко "ТАНКИ".
  14. +1
    20 января 2016 19:26
    Крутая статья - Спасибо автору! soldier
  15. +1
    20 января 2016 20:42
    В 50е годы в СССР ,в НАМИ был разработан паровой грузовик,работающий на дровах,опытный образец проходил испытания на лесозаготовках,параметры очень даже неплохие---мог соперничать со своим дизельным братом.
  16. +1
    20 января 2016 21:26
    Грузовик скорее всего не паровой,а газогенераторный .В нашем городе со слов старожилов в 50-е гг.тоже использовали газогенераторный автомобиль. Дров-то было навалом, а с бензином было туговато.
    Что за черт-опять ский флаг!
    1. +1
      20 января 2016 22:00
      Нет,этот чисто,паровой,с оригинальной загрузкой дров в не менее оригинальный котёл---статья есть про этот паровик при желании можно найти в инете.Газогенераторные авто были популярны в мире во 2МВ,у нас был Газ-42,36 л.с.
  17. +1
    21 января 2016 14:08
    Очень интересная статья. Порадовало фото из Невы. У меня такого не было - спасибо hi
  18. 0
    23 января 2016 10:56
    Читал статью,которую указывает автор,не понравилась ,написанна в стиле голопом по Европе,о журнал до сих пор цел,а автору спасибо,поражает уровень сохранности техники на фото