Рейдерский поход «Корморана». Австралийский поединок

Рейдерский поход «Корморана». Австралийский поединок


Фрегаттен-капитан Теодор Детмерс в раздумье опустил бинокль. Их враг – сильный, быстрый и смертельно опасный – неспешно вспарывал острым форштевнем тихоокеанские волны в каких-то полутора километрах от его корабля. Уверенный в своих силах, противник беспечно сблизился с тем, кого командир австралийского крейсера «Сидней» принял за безобидного голландского торгаша «Страат Малакка». Крейсер настойчиво и требовательно замигал прожектором: «Покажите ваш секретный позывной». Запас уловок и хитростей закончился. Слово было за пушками.

Из сухогруза в рейдеры


Потерявшей в результате Первой мировой войны и последовавшего за ней Версальского мирного договора почти весь торговый флот, Германии пришлось его отстраивать заново. К началу Второй мировой немецкий торговый флот достигал 4,5 млн. брутто-тонн и был относительно молодым – большое количество кораблей и судов было построено в 30-е годы. Благодаря широкому применению двигателей Дизеля, немцам удалось создать корабли с большой дальностью плаванья и автономностью. 15 сентября 1938 года в Киле со стапелей верфи «Германиенверфт», принадлежавшей концерну Круппа, на воду был спущен теплоход «Штирмарк». Он и однотипный «Остмарк» строились по заказу компании «HAPAG» для длительных коммерческих перевозок. «Штирмарк» был крупным судном водоизмещением в 19 тыс. тонн, оснащенным дизельными двигателями суммарной мощностью в 16 тыс. л.с.

Кораблю не удалось начать карьеру мирного сухогруза. Готовность достроенного «Штирмарка» совпала с обострением политической обстановки в Европе и началом войны. Военно-морское ведомство имело виды на вместительный корабль с большой дальностью плавания и мобилизовало его. Вначале его думали использовать как транспорт, но потом «Штирмарку» нашли более эффективное применение. Было принято решение переоборудовать его во вспомогательный крейсер, благо всеми данными для этой роли он обладал. Новейший сухогруз получил индекс «вспомогательное судно 41». Вскоре «судно 41» было переведено в Гамбург, на завод «Дойче верт», где заняло освободившееся место после вспомогательного крейсера «Тор». Во всей сопутствующей документации будущий рейдер стал обозначаться как «вспомогательный крейсер №8» или «HSK-8».

Рейдерский поход «Корморана». Австралийский поединок
Теодор Детмерс, командир «Корморана»


17 июля 1940 года его командиром был назначен 37-летний корветтен-капитан Теодор Детмерс. Он был самым молодым командиром вспомогательных крейсеров. Поступил на флот в возрасте 19 лет – сначала служил на старых учебных кораблях. После получения офицерского чина лейтенанта ступил на палубу крейсера «Кельн». Дальнейший путь прошел на эсминцах. В 1935 году Детмерс получил под командование старый «G-11», в 1938 г. корветтен-капитан прибыл к новому месту службы, на новейший эсминец «Герман Шёман» (Z-7). Войну он встретил, командуя этим кораблем. Вскоре «Герман Шёман» встал на ремонт, а его командир получил новое назначение на готовящийся в поход вспомогательный крейсер. «HSK-8» готовили торопливо – он не получил некоторое планирующееся для установки вооружение и оборудование. В отличие от предшественников, рейдер должен был оснащаться радаром, но из-за трудностей технического характера (аппаратура часто ломалась) от монтажа отказались. Не были установлены новые 37-мм автоматические зенитки – взяли старые. В середине сентября были успешно проведены ходовые испытания. 9 октября 1940 г. вспомогательный крейсер под названием «Корморан» официально вступил в состав кригсмарине. Позже Детмерс вспоминал, что долго не мог определиться с названием для своего корабля. В этом неожиданно ему оказал помощь Гюнтер Гумприх, будущий командир вспомогательного крейсера «Тор». Еще когда «Корморан» стоял у стенки верфи, Детмерс встретился с Руктешелем, командиром только что вернувшегося из похода «Виддера», с которым обсудил планы прорыва в Атлантику. Было решено, что «Корморан» будет прорываться через самое опасное, но и самое короткое место – Дуврский канал. Зимой Датский пролив, по мнению немцев, был забит льдами. Однако вскоре пришла радиограмма от траулера «Заксен», разведчика погоды, находившегося в этих широтах. Траулер сообщил, что льда много, однако пройти через него можно. План прорыва был изменен в пользу прохода Датским проливом.

В ноябре 1940 года рейдер перешел в Готенхафен, где производилась окончательная доводка и дооборудование. 20 ноября корабль посетил гросс-адмирал Редер и остался доволен увиденным. «Корморан» в целом был готов к походу, правда, у механиков вызывала опасения полностью не протестированная силовая установка. Для окончательного завершения всех испытаний требовалось время, а Детмерс ждать не хотел. Окончательное вооружение «Корморана» составило шесть 150-мм орудий, два 37-мм орудия и четыре одноорудийные 20-мм зенитки. Были установлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Дополнительное вооружение включало два гидросамолета «Арадо 196» и торпедный катер типа LS-3. Пользуясь крупными размерами «Корморана», на него погрузили 360 якорных мин и 30 магнитных мин для катера. Рейдеру предписывалось действовать в Индийском океане, в африканских и австралийских водах. Резервный район – Тихий океан. В качестве дополнительного задания на «Корморан» возлагалась миссия снабдить находящиеся в южных широтах немецкие подводные лодки новыми торпедами и другими средствами снабжения. Рейдер принял в трюм 28 торпед, большое количество снарядов, медикаменты и провизию, предназначенные для передачи на субмарины.

3 декабря 1940 года окончательно подготовленный к походу «Корморан» покинул Готенхафен.

В Атлантику

На пути к Датскому проливу рейдер встретил плохую погоду. 8 декабря он прибыл в Ставангер. 9 декабря, в последний раз пополнив запасы, вышел в море. 11 числа «Корморан» был загримирован под советский теплоход «Вячеслав Молотов», однако опасения были излишними – рейдер никто не обнаружил. Выдержав жестокий шторм, во время которого 19-тысячный корабль сильно качало, 13 декабря вспомогательный крейсер выбрался в Атлантику. Шторм утих, видимость улучшилась – и 18 декабря был замечен первый дым неизвестного судна. Однако рейдер еще не достиг своего «охотничьего» района, и незнакомец ушел безнаказанно. Вскоре командование изменило свои предписания и разрешило Детмерсу действовать незамедлительно. Рейдер двигался на юг – по расчетам механиков собственных запасов топлива при рациональном использовании должно было бы хватить не менее чем на 7 месяцев похода. Первое время «Корморану» не везло с поисками добычи: с него заметили только одни испанский сухогруз и американское судно. 29 декабря была предпринята попытка поднять в воздух самолет-разведчик, но из-за качки поплавки «Арадо» получили повреждения.

Счет был открыт, наконец, 6 января 1941 года. В качестве почина был остановлен греческий пароход «Антонис», перевозивший уголь по британскому фрахту. После соответствующих процедур, сняв команду и 7 живых овец, а также несколько пулеметов и патронов к ним, «Антонис» потопили. В следующий раз удача улыбнулась немцам 18 января. Непосредственно перед наступлением темноты с рейдера был замечен неизвестный пароход, который двигался противолодочным зигзагом. Детмерс знал, что подобные действия предписывает гражданским судам Британское адмиралтейство, – подобная инструкция была недавно захвачена рейдером «Атлантис». Сблизившись на дистанцию 4 мили, немцы вначале выпустили осветительные ракеты, а потом, когда пароход, оказавшийся танкером, не отреагировал, – открыли огонь. Британец (а уже не было никаких сомнений, что это он) передал в эфир сигнал RRR. Третий залп накрыл цель, и радио замолчало. Когда «Корморан» подошел ближе, с танкера неожиданно загрохотала пушка, успевшая сделать четыре выстрела, после чего возобновивший огонь рейдер поджег корму своей жертве. С «Бритиш Юнион» – так назывался незадачливый танкер – начали спускать шлюпки. Уцелевшая часть экипажа была спасена, а корабль отправлен на дно. Детмерс спешил поскорее покинуть район – сигнал тревоги, поднятый «Бритиш Юнион», сулил неприятные встречи. К месту гибели танкера полным ходом шел австралийский вспомогательный крейсер «Аруа», ему удалось выловить из воды еще восьмерых англичан, которые и пролили свет на произошедшие здесь события. В британских документах неизвестный пока что большой рейдер получил наименование «Рейдер G».

Командование предписало устроившему переполох Детмерсу идти на юг для встречи с кораблем снабжения «Нордмарк», передать на него все торпеды и припасы для подводных лодок, а потом направляться в Индийский океан. «Нордмарк» был фактически кораблем комплексного снабжения – его кладовыми, топливными хранилищами и каютами пользовалось большое количество немецких кораблей и судов, действовавших или проходящих через южные широты: «карманный» линкор «Адмирал Шеер», вспомогательные крейсеры, подводные лодки, блокадопрорыватели и другие суда обеспечения.

Между островами Зеленого Мыса и экватором во второй половине дня 29 января с борта «Корморана» было замечено судно, напоминающее рефрижератор. Притворившись «мирным купцом», рейдер выждал, пока судно подойдет ближе, и поднял сигнал остановиться, одновременно Детмерс приказал дать полный ход. После того как незнакомец никак не отреагировал, немцы открыли прицельный огонь на поражение. Рефрижератор выдал в эфир сигнал тревоги и остановился. С него спустили шлюпки. Судно «Африк Стар» действительно перевозило 5700 тонн мороженого мяса из Аргентины в Великобританию. Его экипаж был принят на борт, а «Африк Стар» немцы были вынуждены затопить – в результате обстрела оно получило повреждения. Рефрижератор тонул медленно, и для ускорения процесса была пущена торпеда. Поскольку жертва рейдера подняла тревогу, «Корморан» на полной скорости покинул этот район. Уже ночью сигнальщики рассмотрели силуэт, в котором было опознано торговое судно. Полученный приказ остановиться был проигнорирован, и вспомогательный крейсер открыл огонь сначала осветительными, а потом и боевыми снарядами. Противник вначале отвечал из кормовой пушки, которая, впрочем, вскоре замолчала. Пароход застопорил машины – абордажная партия обнаружила, что это британское судно «Эврилох», направляющееся с 16 разобранными тяжелыми бомбардировщиками в Египет. «Эврилох» сбился с курса и держался подальше от берега. Вражеские радиостанции гудели в эфире разъяренным потревоженным ульем, и немцам опять пришлось расходовать столь ценную торпеду для быстрой расправы над добычей.

Взяв на борт экипаж «Эврилоха», «Корморан» двинулся на рандеву с «Нордмарком» в специальном районе под названием «Андалусия». 7 февраля встреча состоялась. Компанию «Нордмарку» составляло судно-рефрижератор «Дюкеза», трофей «Адмирала Шеера». На следующий день рейдер получил 1300 тонн дизельного топлива, а с рефрижератора было отгружено 100 говяжьих туш и более 200 тысяч яиц. На «Нордмарк» было отправлено 170 пленных и почта. 9 февраля перегрузка была завершена, и «Корморан» отправился, наконец, в Индийский океан. По пути к мысу Доброй Надежды Детмерс встретился с рейдером «Пингвин», который заботливо «пас» целую трофейную китобойную флотилию. Капитан цур зее Крюдер предложил в качестве разведчика на побегушках один из китобойцев, но его коллега отказался. Трофей был недостаточно, по его мнению, быстроходен.

Плохая погода не позволила выставить минную банку у Уолфиш-Бей (Намибия). 18 февраля произошла авария в машинном отделении. Из-за поломки подшипников вышли из строя дизеля №2 и №4. Детмерс отправил срочный запрос в Берлин просьбой отправить подводной лодкой или очередным блокадопрорывателем не менее 700 кг баббита для изготовления новых вкладышей в подшипники. Ему пообещали выполнить эту просьбу как можно быстрее, поход в Индийский океан был временно отменен. Рейдеру приказывалось пока действовать в Южной Атлантике и ждать «посылку». Пока в машинном отделении специалисты из наличных запасов изготавливали новые части подшипников, 24 февраля на связь с Детмерсом вышел «Пингвин» и предложил передать 200 кг баббита. 25 февраля оба рейдера встретились – состоялся обмен необходимыми материалами и кинофильмами для развлечения команды. «Корморан» тем временем продолжал страдать от постоянных поломок в машинном отделении. Выделенных «Пингвином» запасов должно было хватить на первое время. 15 марта состоялась встреча с одной из подопечных субмарин, U-105, на которую было отгружено несколько торпед, топливо и провизия. С охотой рейдеру пока не везло.

Рейдерский поход «Корморана». Австралийский поединок

«Корморан» дозаправляет топливом подводную лодку


Длительный перерыв в поисках новой добычи закончился 22 марта. «Корморан» захватил небольшой английский танкер «Агнита», идущий в балласте. Судно находилось в весьма посредственном состоянии и было без сожаления потоплено. Самой ценной добычей являлась карта минных полей возле Фритауна с указанием безопасного прохода. Через три дня практически в этом же районе в 8 утра был замечен танкер, идущий в балласте в сторону Южной Америки. На требование остановиться он не отреагировал – был открыт огонь. Поскольку корабль производил впечатление нового, Детмерс приказал стрелять аккуратнее, чтобы не нанести сильных повреждений. После нескольких залпов беглец застопорил машины. Добычей рейдера стал крупный (11 тыс. тонн) танкер «Канадолайт». Корабль был почти новый, и было решено отправить его с призовой партией во Францию. Приз успешно дошел до устья Жиронды 13 апреля.

Расход топлива и провизии был достаточно обширным, и Детмерс пошел на новую встречу со снабженцем «Нордмарком». 28 марта корабли встретились, а на следующий день сюда же подтянулись две подводные лодки. Одна из них, U-105, передала на рейдер долгожданный баббит, которого, впрочем, оказалось не так много. В планах Детмерса было рандеву с еще одним судном обеспечения, «Рудольфом Альбрехтом», вышедшим 22 марта из Тенерифе. Пополнив топливо, «Корморан» 3 апреля встретился с новым снабженцем, но, к сожалению, баббита на нем не оказалось. «Рудольф Альбрехт» передал много свежих овощей, фруктов, газет-журналов, живую свинью и щенка. Попрощавшись с танкером, «Корморан» ушел на юго-восток.

9 апреля с рейдера был замечен дым за кормой – какое-то судно двигалось одним курсом с ним. Дождавшись, когда расстояние сократится, немцы сбросили маскировку. И вновь англичане игнорировали приказ остановиться и не пользоваться радио. «Корморан» открыл огонь, добившись нескольких попаданий. Сухогруз «Крафтсмэн» остановился. На его корме вспыхнул сильный пожар. Абордажной партии не удалось сразу отправить англичанина на дно – тот не желал тонуть. Все дело было в его грузе – гигантской противолодочной сети для гавани Кейптауна. И только после попадания торпеды непокорный «Крафтсмэн» затонул. На следующий день радисты рейдера приняли радиограмму, принесшую приятную новость: Детмерсу присвоили звание фрегаттен-капитана. 12 апреля немцы перехватили греческое судно «Николаос Д.Л.», груженное строевым лесом. И вновь не обошлось без стрельбы. Забрав пленных, «Корморан» всадил в жертву несколько 150-мм снарядов под ватерлинию, не считая подорванных ранее зарядов. Грек тонул медленно, но Детмерс не стал расходовать на него торпеду, полагая, что тот потонет и так.

Пришло время вновь пополнить топливо, и «Корморан» в очередной раз пошел в точку встречи с «Нордмарком». 20 апреля в океане встретилась целая группа немецких судов. Кроме «Нордмарка» и «Корморана» здесь находился еще один вспомогательный крейсер – «Атлантис» – с кораблем снабжения «Альстеруфер». Корабль Детмерса получил 300 тонн дизельного топлива и двести 150-мм снарядов с «Альстеруфера». Работу дизелей удалось более-менее нормализовать, и рейдер, наконец, получил приказ следовать в Индийский океан, куда, попрощавшись с соотечественниками, он и направился 24 апреля.

В Индийском океане

В первых числах мая корабль обогнул мыс Доброй Надежды. Воды Индийского океана встретили «Корморан» крепким штормом, бушевавшим целых четверо суток. При следовании на север погода начала постепенно улучшаться – рейдер перекрасился, замаскировавшись под японское судно «Сакито Мару». 9 мая стало известно о гибели вспомогательного крейсера «Пингвин», после чего поступил приказ встретиться в условленном месте с кораблем снабжения «Альтсертор» и разведчиком «Пингвина» – бывшим китобойцем «Адъютант». Корабли встретились 14 мая, и к большому неудовольствию Детмерса по приказу командования ему пришлось перекачать 200 тонн топлива на «Альтсертор». Снабженец в свою очередь пополнил экипаж «Корморана» членами своей команды взамен тех, кто ушел во Францию на танкере «Канадолайт».

Затем потянулись однообразные будни. Почти месяц «Корморан» бороздил Индийский океан, не встречая целей на своем пути. 5 июня был вновь изменен камуфляж – теперь рейдер выглядел как опять же японский транспорт «Кинка Мару». Дважды отправлялся в разведывательный полет корабельный «Арадо», но оба раза безрезультатно. Один раз повстречалось ярко освященное судно, которое оказалось американским. В другой раз неизвестный пассажирский корабль вспугнули внезапно заработавшей установкой по производству дыма. Видя, что охота не идет, Детмерс решил попытать счастья в минной войне – 360 мин все еще ждали своего часа и были опасным и обременительным грузом. 19 июня «Корморан» вошел в воды Бенгальского залива, берега которого изобиловали крупными портами. На выходе из них немцы и планировали выставить свои мины. В первую очередь это касалось Рангуна, Мадраса и Калькутты. Однако и тут рейдеру не повезло. Когда до Мадраса оставалось не более двухсот миль, на горизонте сначала показался дым, а потом начал вырисовываться силуэт крупного корабля, похожего на английский вспомогательный крейсер. Такого рода встреча не входила в планы Детмерса, и он начал уходить на полной скорости. В течение часа неизвестный преследовал рейдер, потом постепенно отстал, скрывшись за горизонтом. Немцам действительно повезло – это был британский вспомогательный крейсер «Кантон», принявший их за японцев. Минная постановка у Калькутты также была отменена – в этом районе свирепствовал ураган.

Длительная полоса невезения наконец-то окончилась ночью 26 июня, когда вахтенные заметили какое-то судно. Традиционно немцы потребовали остановиться и не пользоваться радио. Однако обнаруженный корабль продолжал следовать как ни в чем не бывало, не пытаясь, впрочем, выходить в эфир. Отстучав несколько раз подряд сигнальным прожектором оставшиеся без внимания приказы, рейдер открыл огонь, добившись за семь минут почти 30 попаданий. Судно начало интенсивно гореть, с него спустили шлюпку. Немцы прекратили обстрел. Когда моряков со шлюпки подняли на борт, оказалось, что незнакомец является югославским сухогрузом «Велебит», шедшим в балласте. В момент контакта капитан находился в машинном отделении, а вахтенный офицер не знал(!) азбуки Морзе и не мог понять, чего от него хочет какой-то корабль. Югослав интенсивно горел, поэтому Детмерс не стал добивать изувеченное судно и отправился далее. Через несколько часов, уже в полдень, вновь был замечен дым. Какой-то корабль шел в сторону Цейлона. Под прикрытием дождевого шквала «Корморан» подкрался к своей жертве на расстояние 5 миль. Вновь немцы потребовали остановки и не выходить в эфир. Однако австралийский «Мариба», перевозивший почти 5 тыс. тонн сахара, и не подумал подчиняться, а тут же передал по радио сигнал тревоги. Загрохотали орудия рейдера, и вскоре австралиец уже тонул, спуская шлюпки. Подобрав 48 человек экипажа и добив жертву, «Корморан» спешно покинул этот район. Рейдер ушел на юг, в пустынные и малопосещаемые воды, где пробыл до 17 июля. Был произведен профилактический ремонт дизелей и электрооборудования. Потерявший актуальность, японский грим был сменен. Выдавать себя за нейтрала-японца было уже слишком подозрительно, да и опасно – ночью приходилось бы идти с включенными огнями. Кроме того, нейтральному судну не надо было резко менять курс, уходя от сближения с любым подозрительным кораблем, которым мог оказаться британский крейсер.

Вспомогательный крейсер замаскировали под голландского купца «Страат Малакка». Для пущего реализма на корме был установлен деревянный макет орудия. В новом образе «Корморан» двинулся в сторону острова Суматра. Плавание в тропиках вносило определенные трудности в хранение провианта. Почти десять дней экипаж, сменяя друг друга, занимался просеиванием корабельных запасов муки, в которых оказалось много жучков и личинок. Запасы крупы оказались вообще непригодными к употреблению. В противовес этому, продукты длительного хранения в многочисленных холодильных камерах сохранились хорошо. Продолжая двигаться на юго-восток, 13 августа в 200 милях севернее Карнарвона (Австралия) произошел визуальный контакт с неизвестным судном, но Детмерс, опасаясь присутствия рядом военных кораблей, приказал не преследовать незнакомца. Рейдер двинулся в обратный путь, в направлении Цейлона.

28 августа 1941 года немцы впервые после выхода из Норвегии увидели землю – это была верхушка горы Боа-Боа на острове Энгано, который расположен у юго-западного побережья Суматры. Индийский океан был пустынным – даже полеты гидросамолета не приносили результатов. Только 23 сентября вечером вахтенные к большой радости изнывающего от однообразия экипажа обнаружили ходовые огни идущего в балласте судна. Хоть это и были признаки нейтрала, Детмерс решил осмотреть его. Остановленное судно оказалось греческим «Стаматиос Г. Эмбирикос», идущим с грузом в Коломбо. Экипаж вел себя послушно и в эфир не выходил. Вначале Детмерс хотел его использовать в качестве вспомогательного минного заградителя, однако малое количество угля в бункерах «Стаматиоса» делало это проблематичным. После наступления темноты грек был потоплен подрывными зарядами.

Рейдер крейсировал в западной части Индийского океана до 29 сентября. Необходимость пополнения запасов вынуждало «Корморан» к встрече с очередным кораблем снабжения. Это был «Кульмерланд», вышедший 3 сентября из Кобэ. Рандеву должно было состояться в секретной точке «Мариус». Прибыв туда 16 октября, рейдер встретился с поджидающим его снабженцем. Вспомогательный крейсер получил почти 4 тыс. тонн дизельного топлива, 225 тонн смазочного масла, большое количество баббита и провизию, рассчитанную на 6 месяцев плавания. В обратную сторону последовали пленные, пятеро больных членов экипажа и почта. «Кульмерланд» расстался с рейдером 25 октября, а «Корморан» занялся очередным ремонтом двигателей. Когда механики доложили Детмерсу, что машины приведены в относительный порядок, фрегаттен-капитан вновь отправился к Австралийскому побережью, чтобы выставить минные банки у Перта и в заливе Шарк. Однако немецкое командование передало, что из Перта выходит большой конвой под охраной тяжелого крейсера «Корнуолл», и «Корморан» двинулся в сторону залива Шарк.

Тот самый бой

19 ноября 1941 года стояла отличная погода, видимость была великолепной. Около 4 часов пополудни вестовой доложил Детмерсу, находившемуся в кают-компании, что на горизонте замечен дым. Поднявшийся на мостик фрегаттен-капитан вскоре определил, что это военный корабль, идущий рейдеру на встречу. Австралийский легкий крейсер «Сидней» возвращался домой после эскортирования лайнера «Зеландия», перевозившего войска в Сингапур. «Сидней» уже отличился в боевых действиях на Средиземном море, потопив в бою у мыса Спада итальянский легкий крейсер «Бартоломео Коллеони». Однако в мае 1941 г. командира легкого крейсера капитана 1 ранга Джона Коллинза, имевшего обширный боевой опыт, сменил ранее служивший на берегу капитан 1 ранга Джозеф Барнетт. Во многом это, наверное, и решило исход будущей схватки.

Рейдерский поход «Корморана». Австралийский поединок

Австралийский легкий крейсер «Сидней»


«Сидней» был полноценным боевым кораблем, водоизмещением почти 9 тыс. тонн и вооруженным восемью 152-мм орудиями, четырьмя 102-мм орудиями, двенадцатью зенитными пулеметами. Торпедное вооружение составляло восемь 533-мм торпедных аппаратов. На борту имелся гидросамолет. Детмерс не потерял присутствие духа и приказал повернуть на юго-запад, чтобы солнце светило австралийцам прямо в глаза. Одновременно «Корморан» дал полный ход, однако вскоре дизель №4 начал барахлить, и скорость снизилась до 14 узлов. Примерно через час после обнаружения рейдера крейсер приблизился на расстояние 7 миль по правому борту и прожектором приказал опознать себя. «Корморан» передал правильный позывной «Страат Малакка» «RKQI», но при этом его подняли между трубой и фок-мачтой, чтобы с подходящего с кормы крейсера его практически не видели. Затем «Сидней» потребовал указать место назначения. Немцы ответили: «В Батавию», – что выглядело совсем правдоподобно. Чтобы сбить преследователей с толку, радисты рейдера начали передавать в эфир сигналы бедствия о том, что голландское судно атаковано «неизвестным военным кораблем». Тем временем крейсер приближался – его носовые башни были нацелены на псевдокупца. Австралийцы периодически передавали сигнал «IK», что по международному своду сигналов означало «приготовиться к урагану». На самом деле настоящей «Страат Малакке» следовало бы ответить «IIKP» согласно секретному своду сигналов. Немцы предпочитали игнорировать повторяющиеся запросы.

Наконец «Сиднею» эта затянувшаяся комедия стала надоедать, и с него просигналили: «Укажите свой секретный позывной. Дальнейшее молчание может только ухудшить ситуацию». Игра закончилась. Каждое торговое судно союзников имело свой индивидуальный секретный код. Австралийский крейсер уже практически догнал «Корморан» и находился почти на его траверсе, на расстоянии чуть более километра. В ответ на запрос в 17 ч. 30 мин. рейдер спустил голландский флаг и поднял боевой флаг кригсмарине. За рекордные сроки в шесть секунд упали маскировочные щиты. Первый выстрел лег с недолетом, а второй залп из трех 150-мм и одного 37-мм орудия угодил в мостик «Сиднея», уничтожив его систему управления огнем. Одновременно со вторым залпом немцы разрядили свои торпедные аппараты. Начал отвечать главный калибр крейсера, но солнце светило наводчикам в глаза, и он лег с перелетом. Заработали 20-мм зенитки и крупнокалиберные пулеметы, мешающие команде крейсера занять места согласно боевому расписанию. На такой дистанции было трудно промахнуться, и немцы всаживали в «Сидней» снаряд за снарядом. Был уничтожен гидросамолет, потом «Корморан» перевел огонь на носовые башни главного калибра – вскоре они были выведены из строя. Выпущенная торпеда поразила нос крейсера впереди носовой башни. Носовая часть «Сиднея» сильно осела в воду. Огонь по рейдеру вели кормовые башни, которые перешли на самостоятельную наводку. Австралийцы мазали – тем не менее три снаряда попало в «Корморан». Первый пробил трубу, второй повредил вспомогательный котел и вывел из строя пожарную магистраль. В машинном отделении начался пожар. Третий снаряд разрушил трансформаторы главных дизелей. Ход рейдера резко снизился.

Рейдерский поход «Корморана». Австралийский поединок
Одно из 150-мм орудий «Корморана»


«Сиднею» пришлось намного хуже – крейсер внезапно повернул на обратный курс. Было видно, что крышку башни B сбросило в море. Австралиец прошел в каких-то ста метрах за кормой рейдера – он был весь охвачен пожарами. Очевидно, рулевое управление на нем было сильно повреждено или выведено из строя. Противники обменялись безрезультатными торпедными залпами, и «Сидней» начал удаляться 10-узловым ходом, двигаясь на юг. «Корморан» вел по нему огонь, пока позволяла дистанция. В 18.25 бой прекратился. Положение рейдера было критическим – пожар разрастался. Персонал машинного отделения боролся с огнем, пока не погиб практически весь, кроме одного матроса. Огонь подбирался к минному трюму, где лежали почти четыре сотни мин, которых «Корморан» таскал с собой на протяжении всего похода, но так и не смог от них избавиться.

Фрегаттен-капитан понял, что корабль уже не спасти, и приказал поставить подрывные патроны у топливных цистерн. На воду начали спускать спасательные плоты и шлюпки. Первый спущенный плот перевернулся, в результате чего утонули почти 40 человек. В 24 часа, забрав флаг корабля, Детмерс последним покинул обреченный «Корморан». Через 10 минут сработали подрывные патроны, произошла детонация мин – мощный взрыв уничтожил корму рейдера, и в 0 ч. 35 мин. вспомогательный крейсер затонул. На воде оказалось более 300 офицеров и матросов. 80 человек погибли в бою и утонули после опрокидывания плота. Погода ухудшилась, и спасательные средства разметало по воде. Вскоре каботажный пароход подобрал одну шлюпку и сообщил об этом командованию австралийских ВМС, которые немедленно начали спасательную операцию. Вскоре все немцы были найдены, хотя некоторым пришлось проболтаться на плотиках около 6 суток.

Рейдерский поход «Корморана». Австралийский поединок
Башня главного калибра «Сиднея». Фото сделаны австралийской экспедицией, обнаружившей останки кораблей


О судьбе «Сиднея» никаких известий не было, кроме выброшенной спустя две недели на берег разбитой спасательной шлюпки. Поиски, длившееся почти 10 дней, результатов не дали, и крейсер «Сидней» был объявлен 30 ноября 1941 года погибшим. Долгие годы тайна его гибели оставалась неразгаданной. Пленные немцы, которых тщательно допросили уже на берегу, рассказывали о зареве пожара, которое они наблюдали в том месте, куда ушел объятый пламенем крейсер. Лишь в марте 2008 года специальная экспедиция австралийских ВМС обнаружила вначале «Корморан», а потом и «Сидней» примерно в 200 милях к юго-западу от Карнарвона. Бывшие противники лежат недалеко друг от друга – в 20 милях. Слой воды в 2,5 километра надежно укрыл своим покровом погибших моряков. Какие события произошли в охваченных пламенем отсеках и палубах австралийского крейсера, как закончилась драма, упокоившая этот корабль на дне Тихого океана, мы очевидно никогда не узнаем.
Автор: Денис Бриг


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 49
  1. Свин 19 января 2016 06:56
    "Корморану" хватило трех попаданий всего...не повезло маленько...сколько они всадили в крейсер точно никто не узнает!
    как говориться почувствуйте разницу между боевым кораблем и грузовым пароходом
    1. ava09 23 января 2016 01:33
      Цитата: Свин
      "Корморану" хватило трех попаданий всего...не повезло маленько...сколько они всадили в крейсер точно никто не узнает!
      как говориться почувствуйте разницу между боевым кораблем и грузовым пароходом

      Попадания для уничтожения противника - главной задачи корабля, следует считать не по количеству, а по эффективности. Нередки случаи, когда изрешечённый в ситечко корабль возвращался в базу и погибал от одного или нескольких удачных попаданий. Немецкий рейдер точно победил в том бою, плюс оправдал своё использование в этом качестве.
  2. VVK65 19 января 2016 07:13
    хорошая статья
    1. avt 19 января 2016 10:44
      Цитата: VVK65
      хорошая статья

      Да - красивая good Легко читается и вполне себе плотно факты подаются , без экзальтации и личные пристрастия не чувствуются .
      Цитата: рюрикович
      и.Как правило,такие встречи не сулят радужных перспектив вспомогательным крейсерам на основе торговых судов. Гибели "Атлантиса" и "Пингвина" это подтверждают.

      Ну где то так - корабли не для боя изначально затачивали .
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      Потопление "Сиднея" - редкая случайность,

      Ну вообще то - да , именно из за
      Цитата: рюрикович
      , что воюют не корабли, а люди.

      и в частности безалаберных действий командира ,,Сиднея",которые вполне можно сравнить с командиром ,,Жемчуга" , которого ,,Эмден" на дно пустил .
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      + фактор внезапности. Австралийцы, по понятным причинам, не могли выстрелить первыми.

      Фактор раз...долбайства от самомнения и уверенности в собственных силах.
      Цитата: рюрикович
      командир "Девоншира" оказался благоразумнее и опытнее командира "Сиднея"
      avt
      1. Комментарий был удален.
      2. Александр72 19 января 2016 11:16
        Ну я бы сказал, что сравнивать действия командиров "Жемчуга" и "Сиднея" несколько скажем опрометчиво: начнем с того, что командир "Жемчуга" вообще сошел с борта крейсера на берег, как будто и никакой войны нет, в последующем бою он практически кораблем не командовал. Такое поведение послужило поводом для команды и вахтенных офицеров расслабиться и нести службу спустя рукава, в частности вахтенный офицер в момент атаки "Эмдена" вообще мирно почивал в своей каюте, оделся и побежал наверх командовать после первых залпов немецкого крейсера, которые уже практически поставили крест на способности "Жемчуга" дать отпор. И это прямая вина командира русского крейсера.
        Командир же австралийского крейсера до этого был типичным береговым капитаном, т.е. никогда кораблями не командовал и его вопиющая некомпетентность, граничащая с откровенной глупостью стала причиной потопления "Сиднея", ладно хоть успели потопить немца. Барнетт с самого начала встречи с рейдером командовал "Сиднеем" и отдавал все приказы, которые в конечном счете привели корабль к гибели. Так подставиться под удар по сути вооруженного парохода - это надо умудриться. Впрочем об этом бое мы можем судить только с немецкой точки зрения - как известно, "Сидней" стал чуть ли не единственным крупным надводным кораблем, который погиб со всем экипажем - с него никто не спасся.
        В плане некомпетентности компанию капитану 1-го ранга Барнетту могут составить разве что командиры двух японских вспомогательных крейсеров, которые в Индийском океане на свою беду встретились с голландским танкером "Ондина" (1х102-мм орудие) и индийским тральщиком "Бенгал" (1х76-мм орудие, малокалиберная мелочь не в счет). Японцы имели по 8х140-мм орудий каждый, не считая зенитной мелочи и торпедных аппаратов и преимущество в скорости. Исход боя вроде бы предрешен. Однако результат боя: один японский вспомогательный крейсер потоплен, второй, получив повреждения, вышел из боя. Их противники хотя и были тяжело повреждены, тем не менее сумели вернуться в родную гавань. Кстати, голландцы и индийцы до сих пор спорят, кто же потопил японский вспомогательный крейсер: тральщик или танкер.
        Это к вопросу о том, насколько опасно для вооруженного "купца" участие в морском бою и о том, насколько компетентность и трезвая оценка обстановки и своих сил командиром корабля влияет на исход боя.
        Честь имею.
        1. Alexey RA 19 января 2016 12:36
          Цитата: Александр72
          Это к вопросу о том, насколько опасно для вооруженного "купца" участие в морском бою и о том, насколько компетентность и трезвая оценка обстановки и своих сил командиром корабля влияет на исход боя.

          Можно ещё вспомнить бой "бывшего купца" с "чистым купцом", когда немецкий ВСКР "Штир" (в девичестве - теплоход "Каир") на свою беду наткнулся на американский транспорт "Стивен Хопкинс".
          Казалось бы, что для ВСКР, с его 6*15-см и 1*7,5-см орудиями + торпедными аппаратами, обычный "купец", вооружённый всего 1*102-мм - лёгкая добыча. Но тогдашние янки оказались не робкого десятка - и приняли бой. В результате, охваченный пожаром "Хопкинс" вскоре затонул. Но "Штир" пережил его всего на 2 часа: снаряды с "Хопкинса" подожгли носовую и центральную топливные цистерны, перебили топливопровод (из-за чего встали дизель-генераторы) и вывели из строя систему пожаротушения что сделало БЗЖ невозможной.

          Из всей команды "Стивена Хопкинса" в живых осталось 15 человек (10 из гражданской команды и 5 из военной), преодолевших на шлюпке 1800 миль до бразильского берега. Капитан и старпом покинуть судно отказались.
          1. Комментарий был удален.
          2. Александр72 19 января 2016 12:49
            Согласен с вашим комментарием. К нему остается только добавить, что "Стивен Хопкинс" был одним из 2,5 тысяч транспортов типа "Либерти", чья "прочность" корпуса, изготовленного по сути по принципу - "лишь бы пережил один океанский переход и себя окупил", широко известна. Но не смотря на низкую живучесть, изначально заложенную в конструкцию "либертосов" (пресловутая экономия средств!), "Стивен Хопкинс" достаточно долго "держал" попадания немецких 6-ти дюймовых снарядов, чтобы его собственные артиллеристы успели наказать тевтонов за самоуверенность их капитана.
            Но тем не менее, в данном конкретном случае янки показали себя молодцами. "Штир" в этом случае также подвела самоуверенность его командира, который недооценил опасность, исходящую от противника, за что и поплатился.
            Честь имею.
            1. Штык 19 января 2016 15:37
              Цитата: Александр72
              Согласен с вашим комментарием. К нему остается только добавить, что "Стивен Хопкинс" был одним из 2,5 тысяч транспортов типа "Либерти", чья "прочность" корпуса, изготовленного по сути по принципу - "лишь бы пережил один океанский переход и себя окупил", широко известна
              «Либерти» (англ. Liberty Ship) - типовой проект транспортного судна Второй мировой войны, по которому в 1941 - 1945 18 верфей США построили серию из 2751 судна.«Либерти» строились как «суда на пять лет»: считалось, что их ограничения по скорости и ремонтопригодности сделают суда неконкурентоспособны в послевоенном мире. На деле, «Либерти» активно служили в конвоях корейской войны и в гражданской службе до начала 1960-х годов: в 1950-е годы пароходства только зарабатывали с помощью «Либерти» деньги на обновление флотов.
              Массовый слом «Либерти» пришёлся на 1960-е годы; первенец серии, «Патрик Генри», был сломан в 1958.
              По состоянию на 2005 год, на ходу находились два «Либерти» - суда-музеи SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O’Brien Сан-Франциско; оба годны к плаванию и периодически выходят в море.
              Третий сохранившийся «Либерти» - плавучий рыбозавод Star of Kodiak (Кадьяк на Аляске). Корпус одного из судов Либерти использован в качестве базы для MH-A1 Sturgis. на сегодняшний день Sturgis (превратившись из судна в баржу) находится на последней стоянке на реке Джеймс (США).
        2. avt 19 января 2016 14:59
          Цитата: Александр72
          Ну я бы сказал, что сравнивать действия командиров "Жемчуга" и "Сиднея" несколько скажем опрометчиво:

          В обоих случаях вполне себе подходит определение - ,,преступная халатность" ,а историю ,,Жемчуга" я знаю, естественно история другая была.
          avt
        3. 78bor1973 19 января 2016 15:32
          Самый прикол в том что подобная ротация командиров западников-это нормальная практика до сих пор!
  3. рюрикович 19 января 2016 07:38
    Опять же эта замечательная статья подтверждает фразу,приписанную Нельсону, что воюют не корабли, а люди.Как правило,такие встречи не сулят радужных перспектив вспомогательным крейсерам на основе торговых судов. Гибели "Атлантиса" и "Пингвина" это подтверждают.
    Нов данном случае роль сыграл человеческий фактор. Потому "Сидней" и оказался на дне request
    Не раз ещё выигрышные бои слабых против сильных показывают, что никогда сдаваться не нужно, а попытка использовать погодные условия, уловки, да и просто обычную наглость оказывается выигрышной.Опять же - воюют не корабли, а люди...
    Плюс hi
    1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 07:44
      Цитата: рюрикович
      не сулят радужных перспектив вспомогательным крейсерам на основе торговых судов

      Легендарный рейдер "Атлантис" бороздил морские коммуникации в водах Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Корабль провёл в походе 622 дня, за это время пройдя 102 000 морских миль (5 земных экваторов), захватив или потопив 22 судна общим водоизмещением более 144 000 регистровых брутто-тонн (лучший результат из всех надводных кораблей кригсмарине)
      что воюют не корабли, а люди

      Весьма примитивное представление, техника всегда имеет значение. На шлюпке против линкора - слабо?

      Потопление "Сиднея" - редкая случайность, притом что Корморан не был слаб - иначе как бы он потопил крейсер? Его вооружение состояло из шести 150 мм орудий, для тех кто не в курсе: взрыв шестидюймового фугаса образует на земле кратер глубиной 1,5 метра. Не считая другого вооружения (1 х 75 мм и десять автоматических зениток калибром 20, 37 и 40 мм). И шесть торпедных аппаратов. Это шквал огня.

      Отсутствие брони компенсировалось большими размерами рейдера (19 000 тонн против 7000 тонн у Сиднея) - а это большие возможности для рассредоточения оборудования + запас плавучести. притом легкий "Сидней" не имел серьезного бронирования - 76 мм борт и 35 мм палуба цитадели не преграда для шестидюймовых снарядов. Наконец, что у Сиднея было всего 8 орудий ГК - на 2 больше, чем на Корморане, того же калибра

      + фактор внезапности. Австралийцы, по понятным причинам, не могли выстрелить первыми. В результате, они начали стрелять одновременно, нанося друг другу смертельные повреждения

      А вы говорите слабый против сильного. Прожженый гопник-качок с финкой против студента-дзюдоиста
      1. рюрикович 19 января 2016 07:53
        Доброе утро,Олег hi
        Я знаю об этом. Но эти заслуги не помешали "Атлантису" пойти на дно от 203-мм снарядов английского крейсера "Девоншир" wink
        Во всяком случае командир "Девоншира" оказался благоразумнее и опытнее командира "Сиднея"
        1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 07:59
          Доброе!
          Цитата: рюрикович
          эти заслуги не помешали "Атлантису" пойти на дно от 203-мм снарядов английского крейсера "Девоншир"

          Достойный финал для боевого корабля. Морские диверсанты рано или поздно вычислялись и топились.

          Или кто-то собирался жить вечно?
          1. blizart 19 января 2016 08:25
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Доброе!
            Цитата: рюрикович
            эти заслуги не помешали "Атлантису" пойти на дно от 203-мм снарядов английского крейсера "Девоншир"

            Достойный финал для боевого корабля. Морские диверсанты рано или поздно вычислялись и топились.

            Или кто-то собирался жить вечно?

            Его кстати вычислили из-за недисциплинированности одного из членов экипажа, который сфотографировал его со стороны при очередной перемаскировке. Затем с переданными в нейтральные порты пленными снимок просочился в прессу, так был установлен облик "Атлантиса", в том числе и поэтому "Девоншир" был так подозрителен.
          2. рюрикович 19 января 2016 08:25
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Морские диверсанты рано или поздно вычислялись и топились.

            Всё зависит от задачи. Формально торговые рейдеры отправлялись в свои походы по суди как камикадзе, ибо задача ставилась топить как можно больше и нанести максимальный урон. Т.е. заранее было известно, что они приговорены. Выживали лишь те, кто прекращал свою деятельность. Потому погибали те, кто "работал" до конца. Так что тут ещё можно поспорить...

            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Весьма примитивное представление, техника всегда имеет значение. На шлюпке против линкора - слабо?

            Не нужно простые вещи усложнять выкладками технического характера с последующим переливаине из пустого в порожнее. Речь идёт о бое ВОЕННОГО корабля, предназначенного для фнкций боя, и ТОРГАША, который в силу объективных и субъективных причин оказался на военной службе. И в данном случае размеры не имеют значение. Имеют значение лишь качества командиров, которые в разной степени воспользовались ситуацией.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            + фактор внезапности. Австралийцы, по понятным причинам, не могли выстрелить первыми. В результате, они начали стрелять одновременно, нанося друг другу смертельные повреждения

            Вы сами ответили на свой вопрос. фактор внезапности не подразумевает превосходство в водоизмещении или вооружении. Будь командир "Сиднея" прожжённым волком wink , он бы никогда не допустил подобного сближения и не купился бы на уловки противника. Преимущество в скорости и вооружении да и куча времени позволяли крейсеру добиться распознания и уничтожить рейдер на своих условиях. ВОЮЮТ,ОЛЕГ, НЕ КОРАБЛИ, А ЛЮДИ!
            1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 08:44
              Цитата: рюрикович
              ВОЕННОГО корабля, предназначенного для фнкций боя, и ТОРГАША, который

              тоже был предназначен для функций боя

              Шесть орудий того же калибра, что и у Сиднея, десять зенитных автоматов, шесть труб торпедных аппаратов. 400 человек экипажа из состава кригсмарине - в 12 раз больше, чем экипаж обычного сухогруза
              Цитата: рюрикович
              Имеют значение лишь качества командиров

              Ну вот посадим опытного контр-адмирала в шлюпку и отправим против линкора.
              Раз все остальное не имеет значения
              Цитата: рюрикович
              Вы сами ответили на свой вопрос. фактор внезапности

              Всего лишь один из факторов, повлиявших на результаты боя
              И правильнее его назвать - факт неопределенности, австралопитеки до последней минуты не могли понять перед ними друг или враг.
              Цитата: рюрикович
              Преимущество в скорости и вооружении да и куча времени позволяли крейсеру добиться распознания и уничтожить рейдер на своих условиях

              Систем IFF в те времена его не ставили
              Цитата: рюрикович
              . Т.е. заранее было известно, что они приговорены.

              Это как то противоречит моим словам о морских диверсантах, которые рано или похздно вычислялись и топились
              Цитата: рюрикович
              ВОЮЮТ,ОЛЕГ, НЕ КОРАБЛИ, А ЛЮДИ!

              Тише! Всех по утру разбудите
              1. рюрикович 19 января 2016 09:03
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Ну вот посадим опытного контр-адмирала в шлюпку и отправим против линкора.
                Раз все остальное не имеет значения

                Не утрируйте - так только дети в садике размышляют wink
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Всего лишь один из факторов, повлиявших на результаты боя
                И правильнее его назвать - факт неопределенности, австралопитеки до последней минуты не могли понять перед ними друг или враг.

                Их в спину никто не гнал, можно было спокойно и настойчиво во всём разобраться не допуская опасного сближения
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Систем IFF в те времена его не ставили

                Вы же любите цифрами играть. Вес металла выбрасываемого "Сиднеем" из восьми стволов будет больше веса металла, выбрасываемого "Кормораном" из трех.Так что на большой дистанции потопление рейдера было лишь вопросом времени.И никакие системы не нужны. нужно лишь пользоваться характеристиками корабля и не допускать нивелирования внезапностью и другими условиями боя

                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Это как то противоречит моим словам о морских диверсантах, которые рано или похздно вычислялись и топились

                Это не противоречит Не вырывайте фразы из контекста. Я сказал, что те, кто идёт до конца,погибает. Кто не идёт до конца - имеет шансы выжить. Но задачу не выполнить. А это противоречит приказу. НО не погибает тот, кто не идёт до конца(в тех условиях ведения войны)
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Тише! Всех по утру разбудите

                Я не хочу разбудить всех, а хочу лишь докричаться до Вас, что не всегда цифры с техникой и сравнениями воюют, а люди.Что данный бой и показал wink
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                тоже был предназначен для функций боя

                Он предназначен топить торговые корабли, а не ля противостояния действительно военным кораблям, которые могут топить себе подобных,для которых любой торговый корабль лишь торговый корабль, пусть и вооруженный парой-тройкой более-менее нормальных пушек!Просто нужно использовать характеристики своего корабля, а не спать и не думать, что то, что ты видишь перед глазами,на самом деле является тем, что ты думаешь. Это война.
              2. Alexey RA 19 января 2016 13:33
                Цитата: SWEET_SIXTEEN

                Систем IFF в те времена его не ставили

                Как раз система IFF была. Примитивная, но была.
                Просто реализована она была не аппаратно, в виде изделия, а программно, в виде условных кодов и сигналов. smile
                Австралийцы периодически передавали сигнал «IK», что по международному своду сигналов означало «приготовиться к урагану». На самом деле настоящей «Страат Малакке» следовало бы ответить «IIKP» согласно секретному своду сигналов. Немцы предпочитали игнорировать повторяющиеся запросы.
                Наконец «Сиднею» эта затянувшаяся комедия стала надоедать, и с него просигналили: «Укажите свой секретный позывной. Дальнейшее молчание может только ухудшить ситуацию».

                Проблема в том, что "Сидней" приблизился к немцу на 5 кбт до получения правильного отзыва.
      2. blizart 19 января 2016 08:18
        (лучший результат из всех надводных кораблей кригсмарине)
        Если бы даже не это, то один "Дурмитор" покрыл бы его неувядаемой славой. На нем были захвачены совершенно секретные подробнейшие планы обороны Сингапура, переданные затем японцам. Это во многом объясняет то как быстро он пал. Кстати на подобные рейдеры немцы назначали не просто подготовленных капитанов, но ещё как ни странно тех кому сопутствовала удача. Вот и здесь, первым же выстрелом все восемь(!)английских офицеров флота, у каждого из которых был приказ при малейшей опасности уничтожить документы, были убиты. Кстати на упомянутой "Дюкьесе" было захвачено 900 тонн яиц, почти все немецкие рейдеры действовавшие в то время объедались ими, а доели уже по приходу в Германию, где к тому времени такие лакомства были только по карточкам.
      3. рюрикович 19 января 2016 08:30
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Наконец, что у Сиднея было всего 8 орудий ГК - на 2 больше, чем на Корморане, того же калибра

        При этом уж ВАм бы не знать, что у "Сиднея" ВСЕ стреляли на борт, а у "Корморана" лишь половина- 3! Почти трёхкратное преимущество плюс возможность выбора дистанции! Олег, я 20 лет занимаюсь историей флота, со мной этот номер не пройдёт. Это молодняку можете вешать лапшу с играми цифрами.
        В данном бою решающую роль сыграл человеческий фактор! wink hi
        1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 10:05
          Цитата: рюрикович
          а у "Корморана" лишь половина- 3!

          4, вы же двадцать лет занимаетесь историей флота

          Цитата: рюрикович
          В данном бою решающую роль сыграл человеческий фактор!

          В данном - да

          Во всех остальных - техника. Рейдеры не имели шансов против тяжелых крейсеров
          1. рюрикович 19 января 2016 10:35
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            4, вы же двадцать лет занимаетесь историей флота

            У меня не было необходимости искать чертёж каждого корабля, потому я исходил из общих данных и анализа того, что имел. На "Атлансисе" три из шести стреляли на борт,потому можно было предположить более однотипное размещение орудий. За схему спасибо. НО это сути дела не меняет - 4 орудия на борт торгового судна против 8 военного корабля не тот перевес,который может привести к победе на приемлимых для "Сиднея" дистанциях боя, плюс возможность выбора дистанции.Так что как ни крути в плане техники и сравнения характеристик рейдер проигрывал. Ничья лишь благодаря человеческому фактору.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Во всех остальных - техника. Рейдеры не имели шансов против тяжелых крейсеров

            Бой танкера "Ундина"(1-102мм) и тральщика"Бенгал"(1-76мм) против двух японских вспомогательных крейсеров(16-140мм орудий на двоих)всяк не походит на преимущество техники. Пусть японцы и не военные суда, но превосходство в огневой мощи гораздо больше ,чем разница "Сиднея" и "Корморана" wink
            1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 10:54
              Цитата: рюрикович
              . На "Атлансисе" три из шести стреляли на борт

              Четыре


              Цитата: рюрикович
              Так что как ни крути в плане техники и сравнения характеристик рейдер проигрывал

              То есть техника все же имеет значение?
              Цитата: рюрикович
              Бой танкера "Ундина"(1-102мм) и тральщика"Бенгал"(1-76мм) против двух японских вспомогательных крейсеров(16-140мм орудий на двоих)всяк не походит на преимущество техники.

              Бенгалу повезло ,удрал под прикрытием дымзавесы

              "Ондину" изрешетили,

              «Айкоку Мару» с дистанции 3, 5 км поразил «Ондину» двумя снарядами в носовую части и двумя — в надстройку, вызвав пожары. Танкер вел ответный огонь, но вскоре были расстреляны последние из небольшого боезапаса 102-мм снарядов. Капитан «Ондины» распорядился спустить флаг, застопорить машину и покинуть судно. Почти сразу после этого приказа В. Хорсман погиб на мостике своего корабля, пораженный осколками разорвавшегося японского снаряда.

              Команда «Ондины» села в спущенные шлюпки и отошла от танкера. Подойдя к нему на 400 метров, «Айкоку Мару» выпустил в «Ондину» две торпеды, проделавшие большие пробоины в правом борту. После этого японцы обстреляли из пулеметов шлюпки «Ондины» и занялись спасением экипажа «Хококу Мару». На борт «Айкоку» было поднято 278 человек, 76 японцев, в том числе капитан «Хококу» Имасато, погибли. Затем рейдер вернулся к накренившейся на 30 градусов «Ондине» и выпустил в нее еще торпеду, которая прошла мимо. Решив, что танкер вскоре затонет, «Айкоку Мару» удалился, оставив экипаж «Ондины» на верную гибель в шлюпках среди океана.

              Не затонула она лишь потому, что танкер имеет большой запас плавучести

              единственная случайность той истории - 102 мм снаряд с Ондины попал незащищенный торпедный аппарат
      4. Свин 19 января 2016 08:30
        + фактор внезапности
        скорее фактор безалаберности! несколько часов (!) выпрашивали позывные - ломали комедию и все равно умудрились "подставиться"...
        "Отсутствие брони компенсировалось большими размерами рейдера (19 000 тонн против 7000 тонн у Сиднея) - а это большие возможности для рассредоточения оборудования + запас плавучести"
        в 19000 тонную махину попасть легче! даже отвратительно обученные артиллеристы "Сиднея" умудрились попасть! причем 3 попаданий хватило и не помог никакой "запас плавучести"!
        разгильдяйство на войне приводит к вот таким вот казусам - грузовой пароход-рейдер запинал боевой крейсер...
        1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 08:34
          Цитата: Свин
          ! несколько часов (!) выпрашивали позывные -

          Посмотрим, за сколько часов управитесь вы, в роли сигнальщика
          Цитата: Свин
          в 19000 тонную махину попасть легче

          Сидней имел большую длину корпуса, если что
          Цитата: Свин
          разгильдяйство на войне приводит к вот таким вот казусам

          Разгильдяйство? Как бы поступили вы? Топили всех подряд?
          1. Свин 19 января 2016 08:55
            "Посмотрим, за сколько часов управитесь вы, в роли сигнальщика"
            ну это я...а там ведь были специально обученные люди
            "Сидней имел большую длину корпуса, если что"
            и что?
            "Разгильдяйство? Как бы поступили вы? Топили всех подряд?"
            существуют правила досмотра кораблей в военное время...на "Сиднее" нарушили всё что можно было нарушить...если это не разгильдяйство то что?
            1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 10:14
              Цитата: Свин
              а там ведь были специально обученные люди

              Ну а что же вы тогда их обвиняете, не зная ни нормативов, ни интервалов, ни очередности запросов
              сразу в критику:
              Цитата: Свин
              скорее фактор безалаберности!

              Цитата: Свин
              и что?

              Значит, по вашей логике в него проще попасть, стоя к нему бортом.
              "в махину легче попасть"
              Цитата: Свин
              на "Сиднее" нарушили всё что можно было нарушить..

              все таки они находились в своих терводах, хотя, без сомнения, подошли слишком быстро. Неопытные

              но факт остается фактом - бой Корморана с Сиднеем не является победой "слабого над сильным". Рейдер был не менее опасен и "зубаст".

              Конструктивная защита Сиднея пробивалась шестидюймовками насквозь - т.е. для него было опасен уже первый залп. А в условиях, когда военному кораблю требовалось подойти на близкое расстояние и в течении часа пытаться отличить замаскированного рейдера от гражданского сухогруза (т.е. теряя преимущество в дальности огня и скорости хода) - в таких условиях, охота за рейдером превращалась в смертельно опасную игру.
              1. Свин 19 января 2016 11:05
                ""не является победой "слабого над сильным". Рейдер был не менее опасен и "зубаст"""
                вы серьезно считаете эти корабли равноценными в боевом отношении?
                это смешно...
                только вопиющие ротозейство командира крейсера сделало возможной победу немцев да и то условную потому что даже полуразбитый (в него не три снаряда попало!) крейсер смог нанести рейдеру смертельный удар
                ""Значит, по вашей логике в него проще попасть, стоя к нему бортом""
                а по вашей нет? как вы думаете во что проще попасть: в длинный и низкий боевой корабль или в короткого торговца с высоким (19000 против 7000) профилем?
                ""все таки они находились в своих терводах, хотя, без сомнения, подошли слишком быстро. Неопытные""
                во время войны нет разницы! тем более корабль уже участвовал в боевых действиях и на нем,безусловно,были и достаточно опытные люди...а у них даже орудия не расчехлены были...о чем говорить то?
                капитан достоин трибунала если бы остался жив
                1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 11:15
                  Цитата: Свин
                  вы серьезно считаете эти корабли равноценными в боевом отношении?

                  Равноценно - это у вас

                  Я говорил, что превосходство легкого крейсера над рейдером было не так велико, как это принято представлять (шесть орудий ГК, 10 зенитных автоматов, 6 торпедных аппаратов, 400 человек экипаж + более крупные размеры)

                  А с учетом специфики применения - то превосходство было вообще минимальным. Рейдер мог стрелять в любое время, в любой момент - крейсер, только убедившись, что под личиной транспорта противник.
                  1. xan 19 января 2016 14:38
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    А с учетом специфики применения - то превосходство было вообще минимальным. Рейдер мог стрелять в любое время, в любой момент - крейсер, только убедившись, что под личиной транспорта противник.

                    А что мешало крейсеру взять рейдера на мушку сразу из всех орудий? Тем более ситуация была подозрительной. С такой дистанции можно без управления стрельбой лупить.
                    На войне беспечность - преступление.
                    xan
          2. рюрикович 19 января 2016 09:19
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Цитата: Свин
            ! несколько часов (!) выпрашивали позывные -
            Посмотрим, за сколько часов управитесь вы, в роли сигнальщика

            Ключевым моментом в данном случае был запрос секретного кода. А это,по сути, раскрывало рейдер. Вот только запросить этот код можно было на большей дистанции, исключающей стрельбу прямой наводкой, а не в километровой близости, когда тот, кто стреляет первым имеет преимущество.Так что налицо халатность командира, не учитывающая всех возможных вариантов развития событий и допустившего такие условия начала боя, позволившие нанести своему кораблю ущерб, приведший в дальнейшем к гибели.
          3. Alexey RA 19 января 2016 13:43
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Разгильдяйство? Как бы поступили вы? Топили всех подряд?

            Зачем же топить. Просто не надо подходить на 5 кбт к судну, не давшему правильный отзыв на запрос "свой-чужой". Да ещё и находиться у него на траверзе - в секторах обстрела большинства орудий + ТА.

            О вооружении немецких ВСКР и собственной беззащитности против его снарядов командир "Сиднея" должен был знать - 15-см орудия на рейдеры немцы ставили ещё в ПМВ. Единственным шансом было сохранять дистанцию, пользуясь преимуществом СУАО КРЛ над ВСКР.
  4. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 07:41
    HSK Komet — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны, HSK-7, по британским сводкам Рейдер "В"



    Летом 1940 года при содействии СССР прошел Северным морским путём из Северного моря в Берингов пролив и далее в Тихий океан. В 1940—1941 годах вёл боевые действия на морских коммуникациях союзников в Тихом океане в районе Австралии и Океании. Тоннаж потопленных и захваченных им судов Антигитлеровской коалиции составил 42 000 брт.
  5. parusnik 19 января 2016 08:11
    Продолжение серии, о немецких рейдерах..Спасибо, Денис!Отличная статья..
  6. Никита Орлов 19 января 2016 09:39
    В детстве была книга "Корабли и сражения" буквально зачитывался. Сегодня испытал тоже самое, очень подробная и интересная статья. Автору спасибо.
  7. ВохаАхов 19 января 2016 10:02
    Небольшая статистика по "Корморану"
    Потопил и захватил 12 кораблей и судов противника (68274 брт):
    1. Грузовое судно «Антонис» (Греция) 6.01.41 (3729 брт)(груз- уголь)
    2. Дизельный танкер «Бритиш Юнион» (Англия, 1927) 18.01.41 (6987 брт)(погибло 46 чел., взято в плен- 36)
    3. Рефрижераторный пароход «Африк Стар» (Англия, 1926) 29.01.41 (11900 брт)(груз- 5708 т. мяса)(погиб 1 чел., взято в плен- 76)
    4. Грузовое судно «Эврилох» (Англия, 1912) 29.01.41 (5723 брт)(вместе с судном уничтожено 16 тяжелых бомбардировщиков)(погибло 15 чел., взято в плен- 38)
    5. Дизельный танкер «Эгнита» (Англия, 1931) 22.03.41 (3552 брт)(в баласте)(взято в плен- 38 чел.)
    6. Дизельный танкер «Канадолайт» (Канада) 25.03.41 (11309 брт)(в баласте)(Захвачен как приз)
    7. Грузовое судно (сухогруз) «Крафтсмен» (Англия, 1922) 9.04.41 (8022 брт)(груз- большая противолодочная сеть)(погибло 6 чел., взято в плен- 46)
    8. Грузовое судно «Николас Д.Л.» (Греция) 12.04.41 (5486 брт)(груз- строевой лес)
    9. Грузовое судно (сухогруз) «Велебит» (Югославия) 26.06.41 (4153 брт)(в баласте)
    10. Грузовое судно « Марииба» (Англия, 1921) 26.06.41 (3472 брт)(груз- 5000 т. сахара)(погибло 26 чел., взято в плен- 25)
    11. Грузовое судно «Стаматиос Эмбирикос» (Греция) 26.09.41 (3941 брт)
    12. Л. кр-р «Сидней» (Австралия, 1935) 19.11.41 (6830/9275 т., 171,4х17,3х5,8 м., 72000 л.с., 32,5 уз., 4х2- 152 мм, 4х1- 102 мм, 3х4- 12,7 мм, 2х4- 533 мм ТА)(Погибло 645 чел.)
  8. tolancop 19 января 2016 10:13
    О поединке "Корморана" и "Сиднея" читал еще в далеких 70-х в журнале "Техника-Молодежи". И в одной детали ТО описание и этот материал разнятся: тогда было написано, что "Сидней" подходил к "Корморану" не держа его на прицеле, фактически с отвернутыми башнями. И бой "Девоншира", кстати был там описан для полноты картины.
    И вывод был сделан простой: командир "Сиднея" проявил преступную небрежность, что привело к гибели людей и боевой единицы. Напротив, командир "Девоншира" действовал в полном соответствии с инструкциями, как предписывала обстановка и результат оказался качественно иным.
    1. рюрикович 19 января 2016 10:39
      Я ж говорю - человеческий фактор drinks
    2. Ищущий 20 января 2016 14:58
      Целиком с вами согласен.Недаром говорят -"устав написан кровью".
  9. Поморянин 19 января 2016 10:43
    Гримаса судьбы. "Корморан" - тёзка своего рейдера Первой мировой войны (быбший пароход русского Доброфлота "Рязань", захваченный крейсером "Эмден" летом 1914 года). "Сидней" - название австралийского крейсера, утопившего "Эмден" у Кокосовых островом. "Корморан" топит "Сидней". Мистика, однако!
  10. Plombirator 19 января 2016 10:57
    Во многом сыграл ещё человеческий фактор-историю с "Сиднеем" австралийцы собирали по кусочкам.Командир Барнетт даже не сообщил на базу о неизвестном судне,которое он собирается досмотреть.Немцы не растерялись.Вот например,27 февраля 1941 года недалеко от Мальдивских островов новозеландский крейсер "Линдер" обнаружил неизвестное судно.Подобно "Сиднею" он подошел к нему на расстояние в 2,5 км и потребовал опознать себя.Сначала незнакомец ломал комедию,выдавая себя за англичанина,а потом поднял итальянский боевой флаг.Как оказалось,это был итальянский вспомогательный крейсер "Ramb-1",покинувший осажденную англичанами Массауа(Итальянская Восточная Африка).Беспечных новозеландцев спасло только слабое вооружение рейдера-всего два 120 мм орудия.И то в "Линдер" пару раз попали.Крейсер сделал пять залпов и противник,не желая иссушать судьбу спустил флаг и занял места в шлюпках."Рамб I" она затопили подрывными зарядами. Беспечность- она такая."Линдеру" во многом повезло-избежал неприятностей.
    1. Alexey RA 19 января 2016 13:46
      Цитата: Plombirator
      Подобно "Сиднею" он подошел к нему на расстояние в 2,5 км и потребовал опознать себя.

      Э-э-э нет. Командир "Линдера" всё же был более осторожным, чем командир "Сиднея":
      Австралийский крейсер уже практически догнал «Корморан» и находился почти на его траверсе, на расстоянии чуть более километра.

      14 кабельтовых дистанции в случае с "Линдером" давали шанс на визуальное опознавание, но уже затрудняли рейдеру прицельную стрельбу.
  11. Santor 19 января 2016 16:47
    Командир "Сиднея" проявил головотяпство, но куда смотрели те кто был на мостике? Ведь там были опытные моряки, уже участвовавшие в морских боях.

    Второе - о присутсвии рейдера было оповещение. В аналогичной ситуации командир "Девоншира" поднял самолет и тот доставил на борт фотографии судна.

    "Девоншир" - корабль типа "Лондон", первая построенная серия из 4 после Вашингтонского соглашения. Сами моряки называли его картонным. Не буду приводить ТТХ, но бортовое бронирование 25 мм и на траверзах 35 мм - это что то..... При этом 8 восьмидюймовок и гордое наименование тяжелый крейсер. Да ему опасно было соревноваться в попаданиях с эсминцами, особенно французскими лидерами типа "Могадор".



    Зная "особенности" своего корабля капитан 1 ранга Оливер поднял как я писал гидросамолет (на "Сиднее" такой же имелся), тот заметил пятно, но выводы делать было рано. Но Оливер , запросив позывные и опознавательные, дал приказ остановиться и подкрепил свое требование двумя "чемоданами" по курсу. И сразу же связался с Фритауном где находился центр управления движением и запросил все данные по голландскому торговцу, каковым представил свой корабль Роге... Получив ответ а так же приняв во внимание указание старшего помощника что кормовые обводы "голландца" уж сильно напоминают корму Атлантиса, Оливер дал команду на циркуляцию и открыл огонь с недосягаемого для противника расстояния. После потопления не смотря на пожелание комсостава подобрать пленных ушел из раона полным ходом, заподозрив что пятно нефтяное могло образоваться при передаче топлива на ПЛ. Как оно и было на самом деле. просто командование ПЛ принимало душ на рейдере в тот самый момент:)))

    Командир действовал так как положено. Никаких самостоятельностей. Ничего этого не сделал командир "Сиднея" .
    1. Ищущий 20 января 2016 15:07
      Простите.а что на мостике боевого корабля-колхоз?Там.что обсуждают приказы командира?Принцип единоначалия-это "альфа и омега"-любой армии и флота во все времена.
  12. aba 19 января 2016 18:04
    Интересная статья!
    Сколько ещё неизвестных пятен в истории ВМВ для большинства людей.
    aba
  13. polkovnik manuch 19 января 2016 20:25
    Приятно было прочесть и статью и комментарии.
  14. ALEA IACTA EST 19 января 2016 21:48
    Очень интересно. good
  15. Даос 20 января 2016 10:47
    Вот уж не думал что и тут разгорится диспут... вы ещё поспорьте на тему мог ли "Равалнипиди" "Шарнхорста" потопить. laughing

    То что командир Сиднея нарушил все мыслимые и немыслимые инструкции уставы и правила это по моему очевидно. Он бы ещё вообще к борту подошёл - поздороваться.

    Ну а что касаемо примеров и аргументов... ну стоит делать поправки на "неизбежные на море случайности". тот же знаменитый тральщик "Бенгал" сумел же отбиться от двух рейдеров при совершенно нереальном соотношении сил:

    "16 140-мм орудий, 8 торпедных аппаратов и даже 4 гидросамолета — и все это против единственной 76-мм пушки тральщика. Водоизмещение противников отличалось почти в 50 раз! Уклониться от боя “Бенгал” был не в состоянии: японцы имели превосходство в скорости хода на 5 узлов. " (с)
    1. Комментарий был удален.
    2. Александр72 20 января 2016 14:01
      Вы не упомянули о голландском танкере "Ондина" с его единственной 102-мм пушкой - его как раз-таки и сопровождал тральщик "Бенгал".
      На этот раз голландцы показали себя настоящими моряками - достойными продолжателями традиций Де Рюйтера. "Ондина" стреляла по японским ВСКР из своей пушки, даже получив серьезные повреждения и затем сумела дойти до порта. Кстати голландцы до сих пор спорят с индийцами, кто же все-таки утопил японский вспомогательный крейсер - их "Ондина" или же "Бенгал".
      В любом случае в этом бою и голландцы и индийцы показали себя настоящими храбрецами, сумев выйти победителями из боя при чудовищном неравенстве сил.
      Причина - командиры японских ВСКР недооценили противника, точнее даже пренебрегли его способностью и желанием сопротивляться, в результате заслуженная кара - один потопленный японский ВСКР и второй поврежден в бою.
      Честь имею.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня