Смерть притаилась под гребнями волн...

Смерть притаилась под гребнями волн...


«Победы в войне добивается не отдельный класс кораблей, но сбалансированный флот, что, в сущности, и было продемонстрировано американцами, сплавившими линкоры, авианосцы, крейсера, эсминцы и подводные лодки в непобедимую боевую машину», — глубокомысленно закончил автор предыдущей статьи. Еще можно добавить, что быть богатым и здоровым, конечно лучше, чем бедным и больным.

Флот у янки был не “сбалансирован”, а неадекватно огромен. Сто тяжелых крейсеров и линкоров, 40 быстроходных авианосцев, 800 эсминцев, каждый из которых был крупнее и совершеннее любого из зарубежных ровесников.


От американских эскадр стонал океан. Но великолепное разнообразие надводных кораблей не изменило главного постулата морской войны. Вперед по результативности резко вырвались подлодки. Безусловные лидеры по числу потопленных японских кораблей и судов, участники дерзких операций по нейтрализации Императорского флота. Воевавшие всегда, при любых условиях и соотношении сил в выделенном квадрате.

Смерть притаилась под гребнями волн...

Субмарины — вперед!


Автор не смог отказать себе в удовольствии, опубликовав эту замечательную диаграмму. Минимальный отрыв палубной авиации по тоннажу потопленных кораблей, обусловлен характером выбора целей. Например, на счету морских авиаторов числится потопление небоеспособных авианосцев и линкоров резерва 4-ой категории, в ходе рейда на ВМБ Куре (июль 1945 г.). Когда в их уничтожении уже исчез всякий военный смысл.

У героев-подводников каждый трофей был добыт в горячих схватках с врагом. Лодки поджидали свои цели в проливах и искали в открытом море. Когда каждый из прорвавшихся японских кораблей мог представлять реальную угрозу для американского флота. И нужно было сделать все, что бы остановить противника на подходе.

Если изменить критерии и взять для сравнения число потопленных боевых кораблей, то соотношение окажется еще ужаснее. Сотня с небольшим американских субмарин уничтожили 201 боевой корабль, размерами от сторожевика до ударного авианосца! Ближайший “соперник”, палубная авиация, отстала от подводников на 40 пунктов.

Среди громких трофеев субмарин — быстроходный линкор “Конго”, четыре тяжелых авианосца — “Сёкаку”, “Тайхо”, “Унрю” и легендарный “Синано”, три тяжелых и десять легких крейсеров, 50 эсминцев и эскортных миноносцев.

Что касается торгового флота, то там чистый погром, 4,9 миллиона тонн. Нефть, уголь, руда, техника, обмундирование, продовольствие и боеприпасы. Всё улетало на дно, при встрече с маленькими злобными “рыбками”.

Смерть притаилась под гребнями волн...

Рубка подлодки “Флэшер”, отправившей на дно крейсер “Ои”, четыре танкера и 16 транспортов суммарным тоннажем 100 231 брт.

Несмотря на очевидные цифры, существует иной взгляд на результаты действий подводных лодок на Тихоокеанском ТВД. Лодки весьма успешно (если не сказать больше) резали морские коммуникации противника, но при проведении крупных оборонительных и наступательных операций оказались совершенно беспомощны.

Боевые успехи подводников в стратегическом плане редко имели большое значение. Доблестные витязи морских глубин “провалили” все ответственные задания, не сумев добиться ожидаемых результатов.

В качестве доказательства были приведены неудачные действия американских ПЛ в начале войны, не сумевших задержать японское наступление на Филиппинах. В результате на 29 субмарин, базировавшихся на о. Лусон пришлось всего три победы: эсминец и пара транспортных судов. Плюс безрезультатное поражение гидроавианосца “Санъё Мару” неразорвавшейся торпедой.

Но прежде чем выражать бурную критику, стоит вспомнить, что в это время делала хваленая американская авиация и надводные корабли. Ответ — ничего. Лежали ничком. По всему театру военных действий — от Перл-Харбора до острова Ява.

Так что на фоне их коллег действия моряков-подводников выглядят своеобразным достижением. Смогли нанести врагу хоть какой-то ущерб.

Что касается величины ущерба, там вмешалась пара условий. Во-первых, ВМС США на начало войны испытывали явный недостаток современных подлодок. Единственная вступившая в строй “Гэтоу” еще не успела прибыть в зону боевых действий. А то, что базировалось на Лусоне, было откровенной рухлядью постройки 1920-х гг. И было бы наивно ожидать от подводников победы в таких условиях, притом, что им противостояло три серьезных конвоя с мощным ПЛО-охранением, где на каждый японский транспорт с десантом приходилось по три корабля эскорта.

Бывали трагикомичные случаи. В январе 1945 года целых 25 американских подлодок, расставленных по всему маршруту японского конвоя, не смогли перехватить линкор “Хьюга” с грузом военного назначения.

Аналогичные упреки получают японские подводники. Заслон из 13 субмарин не сумел задержать американские авианосцы под Мидуэем. Правда, в чем здесь вина самих подводников? Американцы взломали японский военно-морской код JN-25 и заранее обошли опасный район.

Что ж, неудачи случались у всех. В бою у Мидуэя авиакрыльях двух авианосцев не смогли уничтожить поврежденный крейсер “Могами” с оторванным носом. “Подранок” ушел и в дальнейшем натворил немало бед.

Примером более успешного применения подлодок стали события 23 октября 1944 г. В ту ночь ударное соединение адмирала Такэо Куриты (10 тяжелых крейсеров и 5 линкоров в сопровождении дюжины эсминцев) напоролось на американский подводный заслон у Палавана. С жадностью голодных пираний, лодки “Дартер” и “Дейс” набросились на свою добычу. ТКР “Атаго” и “Майа” погибли на месте. Торпедированный “Такао” был вынужден прервать участие в операции и, в сопровождении двух эсминцев, вернуться в Сингапур.

Ночной погром имел гораздо более серьезные последствия. Помимо обнаружения третьего отряда японцев, о котором ничего не знала американская разведка, и значительного ослабления его ударного потенциала, лодка “Дартер”, волею случая, потопила флагман (крейсер “Атаго”), что вызвало купание в ночном море и деморализацию всего штаба эскадры, в т.ч. самого адмирала Куриты.

Несмотря на наличие у янки авиационной группировки из 1200 самолетов, соединение Куриты продолжило бродить по зоне боевых действий. К утру 25 октября, крейсеры и линкоры прорвались в зону высадки американского десанта в заливе Лейте, перебили последний заслон из эскортных авианосцев, но когда до цели оставались считанные мили, адмирал Курита неожиданно повернул назад. Как он признавался впоследствии — у него сдали нервы, он был не в лучшей форме после ночного купания у Палавана.

Другой интересный эпизод отмечен 5 июня 1942 года. На пути идущих полным ходом крейсеров “Судзуя”, “Кумано”, “Могами” и “Микума” оказалась подлодка “Тамбор”. Убедившись в присутствии подводного хищника, японцы заложили такой крутой маневр уклонения, что “Могами” и “Микума” протаранили друг друга. Так была сорвана операция по артиллерийскому обстрелу ат. Мидуэй.

Новейший авианосец “Тайхо” даже не успел добраться до зоны боевых действий (уничтожен в своем первом походе лодкой “Альбакор” в июне 1944 г.).

Похожая судьба постигла “Сёкаку” и “Синано”. Самый крупных из потопленных кораблей в морской истории. Уничтожен подлодкой “Арчерфиш”.

Интересно, зачем и почему “Арчерфиш” находилась у берегов Японии? Ответ — там находилась точка эвакуации. Подлодки обеспечивали проведение бомбардировок японских городов, повышая боевой дух экипажей “Суперкрепостей”. Летчики стратегической авиации знали, что при крушении над океаном их все равно спасут.

2 сентября 1944 года подлодка “Финбэк” приняла S.O.S. со сбитого самолета. После четырех часов безуспешных поисков, подводники все-таки нашли и вытащили из воды долговязого пилота. Спасенного звали Джордж Герберт Буш.

И уже совсем мистический случай произошел с японской подлодкой I-58. Во время патрулирования к востоку Филиппин лодка пересеклась курсом с американским крейсером “Индианаполис”. В первый раз атака не состоялась. Лодка потопила крейсер уже на обратном пути. Но, увы, слишком поздно — “Индианаполис” успел доставить на Тиниан бомбу для Нагасаки.

В гибели “Индианаполисом” присутствует не только мистика, но и суровый расчет. На календаре было 30 июля 1945 г. До капитуляции Японии оставалось три недели. Море и воздух были под полным контролем американцев. Но, там продолжали действовать японские подлодки. Пользуясь неопределенностью водной среды, лодки способны проходить там, где не пройдет никакой другой корабль. И воевать при самом невыгодном соотношении сил, добиваясь, при этом, успеха.

Помимо выполнения своих “убойных” задач, японские субмарины использовались для выполнения курьерских перевозок по маршруту Брест-Токио. Именно так в Японию попадали “Мессершмитты” и образцы немецких двигателей.

Смерть притаилась под гребнями волн...

Экипаж японской подлодки I-8 в гавани Бреста

В целом, применение подлодок на Тихоокеанском ТВД подтвердило все результаты подводой войны в Атлантике:

а) подводные лодки оказались самым победоносным типом морского оружия (максимальное количество побед, факт);

б) подводные лодки оказались самым эффективным типом морского оружия (лучшее соотношение затрат и достигнутых результатов без учета косвенного ущерба — затрат на противолодочную оборону и экономических издержек противника, связанных с формированием конвоев);

в) при всем этом подводный флот оставался самой недоразвитой компонентой ВМС США, которой уделялось меньше всего внимания и ресурсов.

Да, подлодки не предназначены для линейного эскадренного боя. Они не способны в один миг разгромить противника. У них своя тактика, намного более искусная и изощренная в своей жестокости. Высосать все силы у вражеского флота — чтобы к моменту генерального сражения от его былой мощи оставались лишь одни огрызки.

Остается добавить, что современные адмиралы учли ошибки своих предшественников и сделали определенные выводы. В настоящее время численность атомных подводных лодок в составе ВМС США (72 ед.) превосходит количество ракетных эсминцев.

Смерть притаилась под гребнями волн...

“Кавелла”, потопившая авианосец “Сёкаку”


Данный материал — ответ на статью А. Колобова "Роль авианосцев и подводных лодок в войне на Тихом океане".
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38
  1. 357ПДП 19 января 2016 08:14
    бережно хранят старые ПЛ
    1. PSih2097 19 января 2016 08:23
      Не только подлодки, есть и линкоры, и авианосцы, даже фрегат из дерева и тот хранят.
    2. Господь Гнева 19 января 2016 18:20
      В последней фотке явная ошибка. Уж слишком современные обводы корпуса. Лодка типа Gato выглядит вот так.
      1. SWEET_SIXTEEN 20 января 2016 00:20
        Цитата: Господь Гнева
        В последней фотке явная ошибка

        Никакой ошибки нет

        С другого ракурса - музейный корабль SS-244 Cavalla, лодка потопившая "Сёкаку"
        Цитата: Господь Гнева
        Уж слишком современные обводы корпуса.

        Потому что лодка американская
    3. ava09 21 января 2016 13:05
      Цитата: 357ПДП
      бережно хранят старые ПЛ

      Хранят не лодки, хранят память. Если не знать какой путь прошло это старое железо, оно и будет представлять из себя только старое железо, и ничего более.
  2. blizart 19 января 2016 08:34
    В каких условиях действовали балтийские подводники, врагу не пожелаешь.
    1. Елена2013 19 января 2016 09:56
      Цитата: blizart
      В каких условиях действовали балтийские подводники, врагу не пожелаешь.

      Неустрашимый. Подводная война Петра Грищенко.
    2. Андрей НМ 19 января 2016 11:08
      В каких условиях действовали балтийские подводники, врагу не пожелаешь.


      Это да... У нас преподавали капитан 1 ранга Солдатов, во время войны флагманский штурман бригады ПЛ на БФ, капитан 1 ранга ГСС Лисин, частым гостем был Арванов, который в свое время был старпомом у Гаджиева на СФ. Настоящие герои-подводники. И ходили без всякой элктроники, ГЛОНАССа и GPS, определялись по Луне и звездочкам, а стреляли по рассчитанным "на коленке" и в ручную элементам движения цели.
      1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 11:19
        Цитата: Андрей НМ
        И ходили без всякой элктроники, ГЛОНАССа и GPS, определялись по Луне и звездочкам, а стреляли по рассчитанным "на коленке" и в ручную элементам движения цели.

        Ну и как успехи
        1. saturn.mmm 19 января 2016 18:19
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Ну и как успехи

          Есть табличка.
  3. igordok 19 января 2016 09:10
    Несколько не в тему.

    Статистика по зенитному огню ВМФ США во ВМВ - http://starcom68.livejournal.com/1947009.html
    Таблицы, в том числе по эффективности камикадзе.
    1. Андрей из Челябинска 19 января 2016 19:24
      Интересно, спасибо большое!
  4. alexej123 19 января 2016 09:18
    Олег, спасибо за статью. Вот честное слово, когда пишите такие статьи по истории ВМФ, а не за "лучшие в мире Ф-35, "Замволт" и т.д. - читаешь как роман. Одна просьба, описываете за участие во в ВМВ ВМФ США, Великобритании. А за операции подводного флота СССР? По себе, знаю только за Маринеско и атаку "Тирпица" Луниным. А М.Гаджиев? Его именем названа ВМБ. Герой Советского Союза. Новатор тактики надводного боя под.лодок.
  5. Per se. 19 января 2016 09:56
    Флот у янки был не “сбалансирован”, а неадекватно огромен.
    От американских эскадр стонал океан. Но великолепное разнообразие надводных кораблей не изменило главного постулата морской войны. Вперед по результативности резко вырвались подлодки.
    То, что флот США огромен, не вызывает особых сомнений, а то, что "не сбалансирован", вызывает. Не будь этого огромного флота, в первую очередь надводного, ничего бы лодки янки не сделали, не выйграли бы американцы войну на Тихом океане одними лодками (или делая ставку на лодки, сдвигая "баланс" в их сторону), как не выйграли битву за Атлантику немцы, при более многочисленных и прекрасных лодках, отличных экипажах, лишившись поддержки своего надводного флота. Как победа над подводными асами Деница, так и, наоборот, успехи американских подводников, были бы невозможны для США (и Англии с доминионами) без мощного надводного флота, и в первую очередь авианосного. Статья, впрочем, интересная, будь дело только в информации. В остальном, с "моей колокольни", - "Amicus Plato, sed magis arnica Veritas " (Платон мне друг, но истина дороже).
    1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 10:22
      Цитата: Per se.
      Не будь этого огромного флота, в первую очередь надводного, ничего бы лодки янки не сделали

      Построй хотя бы 500 лодок (для сравнкния - немцы наклепали 1170 у-ботов), вместо нескольких бесполезных Эссексов и Балтиморов - могли бы добиться победы еще быстрее, с меньшими потерями и затратами.

      сожрали бы императорский флот с потрохами.
      Цитата: Per se.
      как не выйграли битву за Атлантику немцы, при более многочисленных и прекрасных лодках, отличных экипажах, лишившись поддержки своего надводного флота.

      Ты всерьез полагаешь, построй немцы вместо части лодок крейсеры и авианосцы - они бы протянули дольше?
      1. Per se. 19 января 2016 14:00
        Многие тёплые моря, где шли баталии в тихоокеанском регионе, имеют малые глубины, приостровные отмели и скалы, всё это не лучшие места для действия лодок. Просто, японцы приотстали в средствах противолодочной борьбы, но если бы американцы стали строить лодки "вместо нескольких бесполезных Эссексов и Балтиморов", кое-чем ещё из надводного флота, с лодками бы разобрались по-взрослому. Вряд ли на Тихом океане, среди множества островов, можно было обойтись без того, что делали американцы. Ставка на подводные лодки не прокатывала в той войне ни США, ни даже Японии, которая проигрывая, по такой логике начала бы клепать лодки.
        О немцах, война не самоцель, за войной стояли интересы крупного капитала, транснациональных корпораций, Гитлеру дали прийти к власти, закрыли глаза на ограничения Версаля, потому, что Гитлер был нужен против СССР, как антипод советской России и коммунистов. Не полезь Германия воевать дальше Балтики и Черного моря, англосаксы терпели бы Гитлера дольше. Но, почитай "План Z", это создание океанского флота, авианосцев и суперлинкоров, с перпективой нагнуть ни только Англию, но и Штаты. Даже часть этого плана, получись он у немцев, давал шансы победить. Надо понимать, что сильная страна априори не будет делать ставку на слабый флот, с различными "асимметричными" решениями, будь это подводные лодки, тучи торпедных катеров, или брандеров. Кстати, испанский флот, Великая Армада, ни в малой степени был уничтожен, в своё время, благодаря британским брандерам, но Англии это не помешало стать владычицей морей, понастроив после вместо дешёвых и сердитых брандеров эскадры линейных кораблей и фрегатов. Повторю, Олег, лодки вещь очень хорошая, но в морских вооружениях, как в шахматной партии, нужны кроме пешек и лёгких фигур, и тяжёлые фигуры, ладьи и ферзь, то есть крупные надводные корабли. Флот не сможет решать все задачи на море одними лодками.
        1. Scraptor 20 января 2016 08:20
          Не приотстали а просто не ввели вовремя систему конвоев для гражданских судов, из-за чего американские ПЛ выбили танкеры и их флот с авиацией остались без топлива (включая ПВО от налетов Б-29). После этого без эскорта (и аварийных партий) потом шел даже "Синано".
          Еше они, позвякивая своими катанами, не стали перегонять нефть прямо по месту ее добычи на Филиппинах и в Индонезии, из-за чего потеряли их. Вместо этого она отвозилась (пока были танкеры) на переработку в Японию, а обратно оттуда поставлялся бензин, масло и мазут.
          Также на картинке ошибка - американская базовая авиация (Б-17, Б-29, А-20) перетопила больще чем палубная, в том числе в открытом море. Тем более при отсутствии ПВО противника. Бомбежкой серией бомб с высоты крупные корабли поражались разумеется лучше. Авианосная авиация с ее малым радиусом за японский "периметр островов" где действовали американские ПЛ просто не попадала, туда частично могла залетать только базовая.

          Немецкий несбалансированный флот разумеется не решил задачи в Атлантике потому что система конвоев англо-американцами там была введена. Ни один конвой эскортируемый американским дирижаблем/блимпом вообще атакован не был, потому что до вертолета и базовой авиацией с ГА-буями это был злейший враг ПЛ. Будь у немцев чего авианесущее они эту проблему решили бы, а так продули битву за Атлантику еще в мае 1943г. Американских дирижоплей немцы боялись больше чем кого либо, потому что сами с них (пока самолеты были слабы) перетопили в ПМВ почти все российские ПЛ на Балтике.
  6. saturn.mmm 19 января 2016 10:43
    Интересная статья, автору спасибо, некоторые крупные неудачи японцев скорее всего связаны с утечкой информации.
    Кроме потопления вражеских кораблей подлодки обстреливали вражеский берег, осуществляли снабжение при условии господства противника, выполняли функции связи, выполняли разведку, ведь это тоже вносило вклад в борьбе с врагом.

    Даже если рассмотреть количество потопленных японских подлодок по водоизмещению то оно приблизительно равно водоизмещению потопленных боевых кораблей американцев, не считая транспортных и прочее.

    Согласен с автором на все 100.

    Флот у янки был не “сбалансирован”, а неадекватно огромен. Сто тяжелых крейсеров и линкоров, 40 быстроходных авианосцев, 800 эсминцев, каждый из которых был крупнее и совершеннее любого из зарубежных ровесников.
    От американских эскадр стонал океан
    1. Scraptor 20 января 2016 08:56
      Самые совершенные ПЛ и НК были у немцев. Потом у японцев, особенно океанские ПЛ.
      А то что американцы обычно неадекватны это да.
      1. Scraptor 20 января 2016 17:21
        "-1" несогласен с тем что американцы обычно неадекватны (хотябы тем что они в большинстве своем, пусть и с вывернутыми пропагандой мозгами, оправдывают или даже ЗА) бомбежку японских городов, или с тем что у японии были лучшие океанские ПЛ (например Sentoku-class)?
  7. Delta 19 января 2016 11:49
    Всё как обычно.

    Минимальный отрыв палубной авиации по тоннажу потопленных кораблей, обусловлен характером выбора целей. Например, на счету морских авиаторов числится потопление небоеспособных авианосцев и линкоров резерва 4-ой категории, в ходе рейда на ВМБ Куре (июль 1945 г.). Когда в их уничтожении уже исчез всякий военный смысл.

    Ну да, а "Синано" (как для примера) утопили, когда он страшно угрожал всему ВМС США laughing

    У героев-подводников каждый трофей был добыт в горячих схватках с врагом.

    Учитывая почти полное отсутствие ПЛО у японцев (почти всю войну) подлодки американцев топили торговые суда Японии абсолютно без опасности для себя.
    1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 12:04
      Цитата: Delta
      Ну да, а "Синано" (как для примера) утопили, когда он страшно угрожал всему ВМС США

      и все? единственный случай

      у авиаторов встречалось сплошь и рядом. Простейший пример - гибель эскадры Одзавы, специально отправленной на убой без самолетов, как приманка
      Цитата: Delta
      Учитывая почти полное отсутствие ПЛО у японцев (почти всю войну) подлодки американцев топили торговые суда Японии абсолютно без опасности для себя.

      Старая шарманка, надоело

      1. Наличие или отсутствие ПЛО слабо сказывается на эффективности подлодок.
      2. ПЛО у японцев было. ВМС США потеряли 51 подводную лодку
      3. Невозможно приставить эскорт к каждому сухогрузу. В атлантике 2/3 транспортов проходили всю войну без конвоев
      1. Delta 19 января 2016 12:10
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        и все? единственный случай


        так ты его сам привел в статье. Как пример величайшего мастерства и героизма подводников США)))

        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Старая шарманка, надоело

        Ну извини, сожги труды Далла, Полмара. Это они, не я

        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Наличие или отсутствие ПЛО слабо сказывается на эффективности подлодок.


        м-да....
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        ПЛО у японцев было.

        ну, понятно, что какое-то было

        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        ВМС США потеряли 51 подводную лодку

        от действий ПЛО?
        1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 22:12
          Цитата: Delta
          Как пример величайшего мастерства и героизма подводников США)))

          самый крупный из потопленных кораблей в истории
          Цитата: Delta
          так ты его сам привел в статье

          И правильно сделал.

          При этом, будучи оснащенным авиагруппой - Синано мог представлять немалую угрозу. На календаре был ноябрь 1944 г., а не 28-е июля 1945
          Цитата: Delta
          м-да....

          Для того что бы ПЛО стало хоть сколь-нибудь эффективным, нужно затратиться, как союзники в
          Атлантике. 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов на одну немецкую подлодку. + регулярно бомбить базы и создавать перебои с топливом

          И то не спасало, немцы продолжали топить их, как щенков. В январе 1945 года был торпедирован авианосец в устье Темзы.
          Цитата: Delta
          от действий ПЛО?

          ПВО
          1. Scraptor 20 января 2016 09:11
            в устье темзы м.б. был торпедирован один авианосец а 700 немецких ПЛ в атлантике потоплено
      2. PPD 19 января 2016 13:00
        Цитата: SWEET_SIXTEEN


        1. Наличие или отсутствие ПЛО слабо сказывается на эффективности подлодок.

        Да признаться не слабо.
        PPD
      3. Оператор 19 января 2016 17:11
        Наличие ПЛО у корабельного соединения:
        - сказывается на эффективности торпедных подлодок;
        - не сказывается на эффективности ракетных (ударных) подлодок.

        Дальность действия ПЛО корабельного соединения больше дальности хода торпед и меньше дальности полета ракет.

        ВМФ России крупно повезло, что при строительстве послевоенного флота руководством США упор по старинке был сделан на надводные корабли, куда ушла львиная доля финансовых средств.

        Спасибо Н.С.Хрущеву за выбор в пользу подводного ракетно-ядерного меча am
        1. Cap.Morgan 19 января 2016 20:39
          Да Хрущов оказался прав. Наверное не сам Хрущов, а какие то его советники, спецы...
          Подлодки и ракеты были более эффективны.
      4. Scraptor 20 января 2016 08:59
        чушь редкая - наоборот 100 сухогрузов эскортируется 10 кораблями и нет проблем

        безконвойная транспортировка в атлантике была запрещена и "счастливые времена" для немецких подводников сразу закончились, как и отправилось на дно большинство из них.
  8. Стойкость 19 января 2016 13:45
    По "Блокада и контрблокада. Борьба на океанско-морских сообщениях во второй мировой войне", В. П. Боголепов, 1967 и "Торпедные подводные лодки", Р. Куэнн, 1970, - среди подводников американцы первые.
  9. Kars 19 января 2016 15:20
    Подводная лодка на счету которой есть паровоз))))
    USS Barb (SS-220)
  10. okroshka79 19 января 2016 16:05
    Наконец то Олег Капцов свой флажок обозначил! Зачем ему описывать подвиги Александра Маринескео, Сергея Лисина или Петра Грищенко. У него задача Госдепом поставлена, вот он и старается.
    1. saturn.mmm 19 января 2016 17:59
      Цитата: okroshka79
      Наконец то Олег Капцов свой флажок обозначил!

      Он как бы не скрывал факт.
      Генерал-полковник
      Полное имя: Олег [ Добавить в черный список ]
      Группа: Журналисты
      Дата регистрации: 27 декабря 2011 23:40
      Последнее посещение: 19 января 2016 11:46

      Номер ICQ: 454678987
      Место жительства: Wildwoods
      Количество публикаций: 426 (Просмотреть все публикации)rss
      Количество комментариев: 7394 (Последние комментарии)
  11. Андрей из Челябинска 19 января 2016 19:19
    Скучно.
    Флот у янки был не “сбалансирован”, а неадекватно огромен

    И сбалансирован, одно как бы другому не мешает
    Сто тяжелых крейсеров и линкоров, 40 быстроходных авианосцев, 800 эсминцев

    Цифры завышены. Олег, ты даже посчитать поленился.
    Но великолепное разнообразие надводных кораблей не изменило главного постулата морской войны. Вперед по результативности резко вырвались подлодки.

    хорошо, ориентируемся на "главный постулат морской войны". Немецкие ПЛ за годы войны потопили больше тоннажа, чем британские и американские ВМС вместе взятые. Безусловно, германский флот выиграл войну на море...Что? Нет? Германия проиграла войну? Кто бы мог подумать... laughing
    Олег, ты не заметил (в отличие от большинства читателей моей статьи) - потопленный тоннаж не является самоцелью морской войны. Можно утопить много, больше чем противник - и проиграть войну.
    Так что на фоне их коллег действия моряков-подводников выглядят своеобразным достижением

    Очень своеобразным:)) Вопрос лишь в том, что надводные силы (а не ПЛ) впоследствии остановили японский Соединенный флот и это было достижением без приставки "своеобразный".
    А то, что базировалось на Лусоне, было откровенной рухлядью постройки 1920-х гг.

    Или грандиозная безграмотность, или откровенная ложь. На Лусоне базировались 16 ПЛ типа Salmon, всупавшие в строй с 1937-го по 1940 год и 7 ПЛ типа "Р", вступившие в строй в 1935 -1937 гг. Устаревшими были только 6 ПЛ.
    И было бы наивно ожидать от подводников победы в таких условиях, притом, что им противостояло три серьезных конвоя с мощным ПЛО-охранением, где на каждый японский транспорт с десантом приходилось по три корабля эскорта.

    А вот авианосцы побеждали. Даже против 3 конвойных кораблей на транспорт laughing
    Правда, в чем здесь вина самих подводников? Американцы взломали японский военно-морской код JN-25 и заранее обошли опасный район.

    Олег, я уже писал что врать нехорошо. Ну расскажи, из каких источников ты взял, что американцы знали о японской завесе ПЛ?
    В бою у Мидуэя авиакрыльях двух авианосцев не смогли уничтожить поврежденный крейсер “Могами” с оторванным носом.

    Да, после того, как оные авиагруппы грохнули 4 авианосца, они были немного истощены.
    Как он признавался впоследствии — у него сдали нервы, он был не в лучшей форме после ночного купания у Палавана.

    Опять ложь, адмирал в этом не признавался
    1. Андрей из Челябинска 19 января 2016 19:20
      Новейший авианосец “Тайхо” даже не успел добраться до зоны боевых действий (уничтожен в своем первом походе лодкой “Альбакор” в июне 1944 г.).

      Получил торпеду после того как японцы подняли 2 волны самолетов. Но до зоны БД не добрался laughing
      Высосать все силы у вражеского флота — чтобы к моменту генерального сражения от его былой мощи оставались лишь одни огрызки.

      И где же это случилось?:)))

      З.Ы, Олег, это просто хамство - такие "опровержения" писать. Я ведь старался, материал лопатил. А ты? Опять набор лозунгов пополам с грубейшими ошибками.
      1. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 22:01
        Цитата: Андрей из Челябинска
        И где же это случилось?

        201 боевой корабль, очевидно нигде
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Но до зоны БД не добрался

        Погиб в первые часы боя в Филиппинском море
        за сутки до генерального сражения
        1. Андрей из Челябинска 20 января 2016 08:05
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          201 боевой корабль, очевидно нигде

          Очевидно, что нигде. Не имелось такого сражения, к которому бы ПЛ оставили от Соединенного флота одни огрызки. Тут сколько мантру "201 корабль" не повторяй, а против истории не попрешь:))
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Погиб в первые часы боя в Филиппинском мореза сутки до генерального сражения

          Т.е. день, в котором японская палубная авиация перестала существовать - это не генеральное сражение? М-дя...
          1. SWEET_SIXTEEN 20 января 2016 09:18
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Не имелось такого сражения, к которому бы ПЛ оставили от Соединенного флота одни огрызки.

            любое сражение имело последствия встречи с ПЛ

            один, два три, четыре,... двести
            200 кораблей - насколько бы они усилили мощь японских эскадр

            и сколько еще кораблей и самолетов было построено, если бы 1100 транспортов прибыли в порты назначения
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Т.е. день, в котором японская палубная авиация перестала существовать - это не генеральное сражение?

            Авиация начала долбить японские корабли на следующий день
            1. Андрей из Челябинска 20 января 2016 11:17
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Авиация начала долбить японские корабли на следующий день

              Олег, ну хорош уже. Сражение началось 19 июня, когда японцы атаковали американский флот своей палубной авиацией - и всю ее потеряли. Именно в этот день был потоплен Тайхо. А 20-го июня американцы наконец нашли японцев и нанесли воздушный удар - под вечер.
              В общем, если уж сказанул откровенную.. эгхкм... и нет смелости это признать, так хоть не усугубляй.
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              200 кораблей - насколько бы они усилили мощь японских эскадр

              А ты посчитай laughing Насколько они усилили бы силы японцев к Мидуэю, Гуадалканалу, Марианским островам laughing
              А когда выяснишь, что практически нинасколько, что будешь делать? Вслед за скряптором писать о Великой Стратегической Все Решающей Битве В Заливе Лейте? laughing
      2. Per se. 19 января 2016 22:13
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Олег, это просто хамство - такие "опровержения" писать. Я ведь старался, материал лопатил. А ты?
        Я уже как-то говорил, что Олег великий "провокатор", и в этом его статьи заводят народ, заставляют спорить, вообще, собирают аудиторию. Не всегда с ним согласен, но всегда отношусь к его творчеству доброжелательно. По вашей "дуэли", у Николая Доризо есть строки, на которые можно улыбнуться.
        Это был поединок
        Перед зрительным залом,
        Поединок
        искусства
        С весёлым скандалом;
        Поединок
        таланта
        С козлиным копытством,
        Поклоненья святому
        С простым любопытством.
        1. Андрей из Челябинска 20 января 2016 11:19
          Цитата: Per se.
          По вашей "дуэли", у Николая Доризо есть строки, на которые можно улыбнуться.

          Таки я и улыбаюсь drinks (хотя немножко устало:))
        2. Scraptor 22 января 2016 12:53
          Оба на самом деле госдеповские... компостирующие залу мозк, и мажущие дерьмецом СССР. Среди комментаторов их тут много.

          Палубная авиация перестала летать с потерей топлива, в авианосец переделывалось гражданское судно почти любого класса. Это в линкор или ПЛ их не переделать.
    2. Alexey RA 19 января 2016 19:37
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Олег, я уже писал что врать нехорошо. Ну расскажи, из каких источников ты взял, что американцы знали о японской завесе ПЛ?

      ЕМНИП, всё было намного проще: американцы просто прошли район завесы до выхода туда японских ПЛ.
      Дело в том, что по японскому плану флот США должен был выйти из базы только получив сообщение об ударе по Мидуэю. Исходя из этого и были выбраны сроки развёртывания завесы. Заблаговременный выход TF.16 и TF.17 штабистам IJN и в кошмарном сне привидеться не мог.
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Да, после того, как оные авиагруппы грохнули 4 авианосца, они были немного истощены.

      Хе-хе-хе... Вы ещё вспомните, что по "микума" с "могами" отработали ещё и морпехи с Мидуэя - после чего появился миф о таране "микумы" капитаном Флемингом.

      А так, авианосцам для потопления "Могами" потребовалось поднять в воздух 26 "медленных, но смертоносных" группы Ринга ("Хорнет") и 31 пикировщик + 3 торпера группы Шорта ("Big E"). Это все боеготовые ударники, оставшиеся у янки после главного сражения.
      1. Андрей из Челябинска 19 января 2016 20:54
        Цитата: Alexey RA
        МНИП, всё было намного проще: американцы просто прошли район завесы до выхода туда японских ПЛ.

        Так и было - японцы слишком поздно развернулись. Коды тут ни при чем.
        Цитата: Alexey RA
        Дело в том, что по японскому плану флот США должен был выйти из базы только получив сообщение об ударе по Мидуэю

        не совсем так. Японцы как раз таки допускали возможность случайного наличия одного, возможно - двух авианосцев США. Отсюда метания Нагумо с подготовкой авиагрупп
        Цитата: Alexey RA
        А так, авианосцам для потопления "Могами"

        Вы,как понимаю, "Микуму" ввиду имеете?
        Цитата: Alexey RA
        потребовалось поднять в воздух 26 "медленных, но смертоносных" группы Ринга ("Хорнет") и 31 пикировщик + 3 торпера группы Шорта ("Big E"). Это все боеготовые ударники, оставшиеся у янки после главного сражения.

        Есть довольно интересное предположение - бомбы американцев не пробивали бронепалубы японских ТКР. Если так - не только аериканские ПЛ имели бракованное оружие:)
        1. Alexey RA 20 января 2016 12:54
          Цитата: Андрей из Челябинска
          не совсем так. Японцы как раз таки допускали возможность случайного наличия одного, возможно - двух авианосцев США. Отсюда метания Нагумо с подготовкой авиагрупп

          Ну да. Но на весь наличный состав авианосцев ТОФ они не рассчитывали.

          Впрочем, и янки, при всех успехах группы Рочфорта, даже во время начала налётов считали, что у японцев 4 АВ, разделённых на 2 группы. Первая группа работает чисто по Мидуэю, а вторая - чисто противокорабельная - ждёт американский флот. На то, что японцы используют для первого налёта машины из всех 4-х авиагрупп (после чего начнётся весёлая карусель с перевооружением) никто не рассчитывал.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Вы,как понимаю, "Микуму" ввиду имеете?

          Mea culpa. Зарапортовался. fool
    3. SWEET_SIXTEEN 19 января 2016 21:52
      Цитата: Андрей из Челябинска
      И сбалансирован, одно как бы другому не мешает

      180 подлодок на 100 КР и ЛК, при том соотношении затрат на постройку ТКР и ДЭПЛ тех лет
      сколок составляли затраты на постройку и эксплуатацию ПЛ в %-отношении от бюджета ВМС США? процентов 5?

      в результате, эти 5% стали причиной большинства побед. И могли еще больше, если бы на них обращали больше внимания
      Цитата: Андрей из Челябинска
      хорошо, ориентируемся на "главный постулат морской войны"

      Нет такого постулата

      Есть тоннаж потопленных в % от тоннажа торгового флота. И у немцев с этим были проблемы - янки заново построили торговый флот Британии
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Можно утопить много, больше чем противник - и проиграть войну.

      Значит у противника сильнее промышленность. И это вопросы не к морякам, а тем, кто начинал войну.
      Цитата: Андрей из Челябинска
      потопленный тоннаж не является самоцелью морской войны

      А что же является? Вода?))
      Потопленный тоннаж не самоцель. Это средство. Цель - контроль коммуникаций. И лодки как-раз в этом деле первые.
      Цитата: Андрей из Челябинска
      надводные силы (а не ПЛ) впоследствии остановили японский Соединенный флот и это было достижением без приставки "своеобразный".

      ПЛ потопили 201 боевой корабль и 1100 транспортов без приставки "своеобразный"
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Ну расскажи, из каких источников ты взял, что американцы знали о японской завесе ПЛ?

      Я где-то написал, что американцы знали о японской завесе из ПЛ?

      Они знали гораздо больше - всю суть операции. И прошли этот район еще до развертывания завесы.
      Цитата: Андрей из Челябинска
      они были немного истощены.

      но 80 боевых вылетов сделали
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Опять ложь, адмирал в этом не признавался

      Адмирал признался в ошибке. Причину понять нетрудно - пережить ночное кораблекрушение и через сутки вновь командовать эскадрой.
      1. Андрей из Челябинска 20 января 2016 11:25
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Адмирал признался в ошибке. Причину понять нетрудно - пережить ночное кораблекрушение и через сутки вновь командовать эскадрой.

        Олег, адмирал сказал, что отступление его группы было ошибкой. И потом взял свои слова обратно (но слово не воробей, вылетит не поймаешь). А вот утверждение, что ошибка эта была допущена из за кораблекрушения является плодом твоей неуемной фантазии, которую ты пытаешься выдать за исторический факт.
        Насчет численности потопленных Пл - ответил выше
  12. тасха 20 января 2016 05:42
    Приведу большую цитату из предисловия А.Шергина к книге Т.Роско "Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне

    Островное положение и зависимость Японии от ввоза стратегического сырья и продовольствия всегда являлись уязвимой ее стороной. Эта уязвимость особенно возросла с захватом Голландской Ост-Индии и многочисленных территорий в районе Южных морей, когда фронт растянулся на 15 000–16 000 миль. Устремление японской агрессии в южном направлении потребовало от военно-морского флота и авиации решения дополнительных задач, связанных с обеспечением перевозок в различных районах Тихого океана. Эти обстоятельства повышали значение и роль океанских и морских сообщений. Защита торгового судоходства приобретала весьма важное значение.
    Основные коммуникации Японии, определявшиеся направлением экспансии, проходили в западной и юго-западной частях Тихого океана. Они связывали порты и базы собственно Японии с Китаем, Кореей, Индо-Китаем, Малайей и Голландской Ост-Индией, а также с островными районами передовой линии фронта в южной и центральной частях Тихого океана.
    По этим коммуникациям в Японию шел грузовой поток стратегического сырья и продовольствия; а из Японии перебрасывались войска, оружие и боевая [8] техника. Для обеспечения этих перевозок Япония к началу войны располагала торговым флотом общим водоизмещением 6 337 000 т{3}.
    Быстрое продвижение японских вооруженных сил в южном направлении и захват обширных островных районов юго-западной части Тихого океана создавали возможность маневрировать, т. е. менять направление движения конвоев и отдельных судов, менять участки коммуникаций и широко использовать для защиты судоходства береговую авиацию и малые корабли. Но разбросанность портов и баз на громадном пространстве от Алеутских островов до Австралии вела к распылению сил флота, необходимых для обеспечения торгового судоходства, и требовала значительного увеличения сил и средств противолодочной обороны.
    В предвоенные годы противолодочная оборона в японском флоте в основном строилась исходя из требований подготовки войны против Советского Союза. Считалось, что если противолодочная оборона преградит выход советским подводным лодкам из Японского моря, то этим будут решены задачи обеспечения японских коммуникаций в Тихом океане. И как следствие предполагалось путем оборудования минных и сетевых противолодочных заграждений перекрыть все выходы из Японского моря в Тихий океан. В этот период в Японии обращалось внимание на развитие позиционных противолодочных средств и постройку крупных надводных кораблей и авианосцев.
    Такое одностороннее развитие японского флота привело к тому, что противолодочная оборона была не подготовлена к защите своего торгового судоходства и оставалась слабой в течение всего периода боевых действий на Тихом океане, состав сил и средств японского флота не соответствовал требованиям защиты широко развернувшихся морских и океанских перевозок. В дополнение к 14 противолодочным кораблям специальной постройки, находившимся в строю к началу боевых действий, японцы предполагали в течение 1942–1945 годов построить 233 эскортных корабля. Однако этот план не был выполнен.
    В составе японского флота находилось значительное число эскадренных миноносцев, но они главным образом использовались для охранения крупных боевых кораблей, а для сопровождения конвоев применялись ограниченно. Конвоирование торговых судов осуществлялось в основном базовыми сторожевыми кораблями, имевшими слабое противолодочное оружие и несовершенные средства обнаружения подводных лодок.
    Для борьбы с подводными лодками было привлечено громадное количество моторных и парусных рыболовных судов. Но эти суда, не имея гидроакустики и радиолокации, не могли быть эффективными силами противолодочной обороны.
    1. тасха 20 января 2016 05:43
      Потери, понесенные японским торговым флотом, уже в первый год войны значительно превзошли все предположения японского командования. Однако решительных мероприятий по обеспечению и защите морских перевозок принято не было, если не считать некоторого расширения строительства противолодочных кораблей. Общий состав эскортных сил продолжал оставаться недостаточным. В 1943 году противолодочные силы японского флота [9] располагали лишь 50 кораблями, в том числе несколькими эскадренными миноносцами постройки 1920–1925 годов. Находившиеся в составе противолодочных сил четыре эскортных авианосца начали участвовать в сопровождении конвоев только в 1944 году. Организация эскортных сил подчас носила случайный характер. Для сопровождения транспортов выделялись обычно свободные от выполнения других задач корабли. Кроме того, значительное число противолодочных кораблей и кораблей, периодически привлекаемых к эскортированию судов, не имело на вооружении радиолокационных и гидролокационных установок. По-прежнему для целей противолодочной обороны почти не использовалась авиация. Все это создавало весьма благоприятные условия для действий американских подводных лодок на морских и океанских сообщениях против японского торгового судоходства. Подводные лодки не испытывали сколько-нибудь значительного постоянного воздействия сил и средств противолодочной обороны.


      Не будь у американцев столь мощного надводного флота, японцам удалось бы потратить больше сил на создание ПЛО и успехи американских ПЛ. Т.е. надводные силы и авиация в жестоких сражениях давали возможность подводным лодкам действовать на линиях снабжения, тем самым ПЛ оказывали неоценимую помощь надводному флоту. Американские адмиралы использовали все имеющиеся у них инструменты для победы и нашли самое уязвимое звено - танкеры снабжения.

      Немецкие подводники добились выдающихся успехов в Атлантике. Но союзники смогли выделить достаточные ресурсы для создания флота эскортных кораблей (в том числе и авианосцев), разработать новые средства обнаружения и уничтожения ПЛ и в итоге "волчьи стаи" были выгнаны из Атлантики.
  13. Даос 20 января 2016 11:07
    Вот любят у нас поспорить ... даже когда спорить не о чем.

    Ведь на самом деле то все об одном и том же... Флот нужен:

    1) Сбалансированный. (отдельно подлодками или авианосцами... броненосцами... эсминцами всех задач не решишь и все дырки не прикроешь)

    2) Оптимизированный к поставленной задаче (а это особо означает что начинать надо с постановки этой самой задачи)

    Тут вот начали по поводу небольших успехов наших подводников при относительно больших потерях... А что ждать то было от действий на тех театрах? Балтика мелководна и практически вся перекрывается минами опять же воздействие авиации противника постоянно. Чёрное море - да просто нет целей для ПЛ. По БДБ торпедами стрелять? (это кстати для всех театров характерно - перевозки в основном прибрежные, малотоннажные - такого выбора мишеней как в Атлантике или Тихом океане просто нет. Самый крупный боевой корабль противника - миноносец... ) Только на севере чуток попросторнее - но и там самый слабый флот...

    Так что всё нужно рассматривать в контексте.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня