Как создавался "подводный терминатор"

91
Советская атомная подлодка проекта 705 "Лира" стала вершиной пищевой цепочки в подводном мире. Как акула. Благодаря революционным техническим решениям субмарина могла догнать и поразить любую цель, ее же не мог поразить никто. Создание Alfa (имя АПЛ по классификации НАТО) изменило мировую тактику подводного боя, скоростные торпеды и ракето-торпеды США появились на свет благодаря подлодке.
Единственным вооружением 705-го проекта были торпеды, шесть аппаратов в носу. Подлодка создавалась для охоты за вражескими субмаринами и дуэльных ситуаций. В авиации такие аппараты называют истребителями. Перед конструкторами поставили задачу: создать субмарину, способную уходить от средств поражения. Для этого специальным постановлением ЦК и Совмина СССР СКБ-143 (сейчас СПМБМ "Малахит") разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения, если они докажут необходимость подобных мер. Конструкторы задачу выполнили.

Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом и компактной обтекаемой рубкой. Стремительными очертаниями "Лира" напоминает крупного морского хищника - например, косатку. Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность. В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.

Реактор был с металлическим теплоносителем. Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту. Силовая установка получилась легкой - масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, - и компактной. При этом сложность конструкции "Лиры" вошла в легенды. Виртуозные сварщики "Севмаша" гнули электроды и использовали зеркала, чтобы вести шов в мешанине кабелей и трубопроводов.

Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое. Отсутствовали вахтенные в отсеках - контроль всех систем параметров осуществлялся из центрального поста. А боевая смена состояла из восьми человек. На "Лире" впервые появилась спасательная капсула -при аварии экипаж переходил во всплывающую рубку. За 20 лет эксплуатации субмарин этого типа на них не погибло ни одного человека.

- У нас были высокопрофессиональные экипажи: 24 офицера, шесть мичманов и матрос-кок. А когда у пульта акустиков сидит не матрос-первогодок, а прошедший огонь, воду и медные трубы капитан третьего ранга - он обнаруживает такие цели, которые не засечет никакая электроника, - рассказал Алексей Потехин, восемь лет командовавший одной из "Лир".

Хорошую рекламу подлодке сделал американский беллетрист Том Клэнси. В его романах Alfa описывалась как злой гений американских подводников, неуязвимый и смертельно опасный. Способная уйти от вражеской торпеды и догнать любой корабль "Лира" заслужила такую репутацию. Под водой "Лира" за минуту разгонялась с места до 41 узла и на полном ходу могла за 42 секунды развернуться на 180 градусов.

Любимым развлечением советских летчиков Дальней авиации было пугать американские авианосцы. Выследив ордер где-нибудь в Атлантике, Ту-95 на бреющем подкрадывался и с ревом проходил над летной палубой. Авиаторы фотографировали вражью технику и показывали в иллюминаторы дружеские жесты. Подводным аналогом забавы (и боевой задачей заодно) было преследование американских субмарин. У побережья США "Лира" приклеивалась к вышедшему на боевое дежурство ракетоносцу и неделями преследовала его, не давая выйти в район назначения.

Специально для "Лиры" создали пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды "Шквал". Рассматривался вариант оснащения АПЛ баллистическими ракетами, но он требовал серьезных изменений конструкции субмарины и от стратегической версии отказались. "Лира" осталась подводным истребителем, титановой акулой.

Как создавался "подводный терминатор"

Советская атомная подлодка проекта 705 "Лира". Фото: Фото: Wikimedia.org
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +78
    24 января 2016 07:12
    Да... Величие СССР до сих пор заставляет содрогаться врагов от зависти и от ужаса а Патриотов от обиды за развал Великой Державы.
    1. +50
      24 января 2016 08:06
      У общества надо восстанавливать запрос на подобное положение дел. За 25 лет открытого развала образования и разрушения нравственности, выросло поколение далёкое в своей массе от понимания, что выжить всем русским народам можно только вместе. Либерализм, принявший формы банального эгоизма, надо искоренять. Когда это поймёт большинство, то и конструкторская школа, производство, лодки и сами подводники у нас будут в достаточном количестве, да и всё остальное появится...
      1. +45
        24 января 2016 11:50
        Пока что у молодняка бытует мнение(навеянное назойливой рекламой), что ВСЕГО можно достичь без лишних усилий. Ни разу не вспотев и ни разу не усрав...сь. Не читают, не учатся, только "мышью" по столу елозят. Да и в столь любимых ими компьютерных играх не хотят ничего делать, что напрягает мозг. Хотят сразу же "нагибать". Тенденция опасная. американцы своего таки добились. Молодое поколения в значительной своей части полностью дебилизировано.
        1. +3
          24 января 2016 17:54
          Одна радость, что у ов, все точно также.
    2. +28
      24 января 2016 12:13
      А сгубило их отсутствие береговой инфраструктуры.. Ну не смогли построить на берегу котельную для подачи тепла на лодку и электричество тоже организовать не смогли. Так и загубили первую лодку из серии.. Увы но эта ошибка системная , почему то при СССР денег на много миллиардную технику не жалели а жалкие миллионы на инфраструктур как для техники так и для людей было жалко.. Самый дорогой корабль в истории ВМФ СССР "Урал" сгубили по той же причине , как и многое многое другое..
      1. +18
        24 января 2016 14:01
        >А сгубило их отсутствие береговой инфраструктуры.

        даже сейчас реакторы на быстрых нейтронах являются самыми проблемными и не изученными среди ядерных реакторов, вот БН-800 ввели в строй с огромным трудом. Реакторы на медленных нейтронах прошли этот уровень мощности где то в 70-х годах - такая разница обусловлена огромными и не до конца решёнными научно-техническими проблемами эксплуатации реакторов с БН.
        На сегодня в мире фактически кроме РФ ни одна страна не развивает направление ядерной энергетики с быстрыми нейтронами - не могут, не получается. Японцы даже получив полный пакет документации по БН-600 не смогли его запустить.
        Конечно реакторы на БН имеют огромные преимущества и перспективы, после того, как решаться основные вопросы их эксплуатации

        Советские подлодки с БН были накоплением опыта эксплуатации и проектирования таких реакторов, и когда наземные реакторы с БН войдут в категорию безпроблемных к этой идее на флоте обязательно вернуться, но на другом техническом уровне.
        1. +2
          25 января 2016 22:39
          "Медленных нейтронов" нет в природе, вы имели в виду тепловые?
          1. +3
            26 января 2016 12:03
            >"Медленных нейтронов" нет в природе, вы имели в виду тепловые ?

            1) разве у тепловых нейтронов скорость не маленькая по сравнению с типичной для БН ?

            2) И зачем путать читателей форума специальной терминологией ядерной индустрии, для них, в основной массе, непонятной ?

            И насчёт "нет в природе" это вы сильно сказали. Для любого пучка/потока частиц с массой покоя выше нуля всегда есть разброс скоростей, значит, для этого потока/пучка частиц выражение медленная частица всегда осмысленно
      2. +5
        24 января 2016 18:35
        Красивые были "машинки". Видел их в Западной Лице в 1988-89 годах, такие малышки по сравнению с "батонами" и нашим БДРМом, стояли рядом на "Кумже". Было интересно наблюдать, как народ шастал туда-сюда через маленькую "дырочку" в носовой части рубки, для нас необычно было. А с инфраструктурой тогда действительно было не очень. Питание с берега постоянно прыгало, а для 705-го еще и пар вроде нужен был.
        1. +1
          24 января 2016 23:17
          Да пар для подогрева. Эти лодки требовали очень высокой класс обслуживания. Всего по-моему построили 5 корпусов. Все загубили одинаково. Жидкий металл застыл в 1 контуре. Если память не изменяет даже была авария с разрушением активной зоны реактора.
          1. +3
            25 января 2016 09:47
            7 штук их было...
          2. AAV
            +1
            26 января 2016 10:37
            На сколько я знаю из прочитанного авария с реактором с жидким теплоносителем была на лодке К-27 проекта 645. Про аварию можно почитать по этой ссылке:
            http://world.lib.ru/m/mazurenko_w_n/history.shtml
        2. +2
          25 января 2016 22:53
          Куда прыгало питание с берега?
    3. mihasik
      +5
      24 января 2016 12:34
      Цитата: Владимирыч
      Да... Величие СССР до сих пор заставляет содрогаться врагов от зависти и от ужаса а Патриотов от обиды за развал Великой Державы.

      А теперь сельское хозяйство за уши вытянуть не можем, не говоря о производстве. Деградация? Или делают из нас "рогулей" в след за Украиной?
      http://ok.ru/profile/554944476660/statuses/64161625836532
      Заметьте,"умершие"заводы, указанные по ссылке, закрывались в середине 2000-х.
      1. +2
        24 января 2016 19:34
        Взглянул я на этот список и не всё в нем правда - заводы: ЧМЗ, ОмскТрансмаш, Ижевский, Станкомаш, Ирбинский мотоциклетный, Сибэлектросталь - работают и хорошо что Волгоградский Химпром закрыли - таким грязнющим производством только область отравлять - с этого года начнётся уборка территории завода и близлежащих шламовых отстойников.
        1. mihasik
          0
          25 января 2016 00:39
          Цитата: Вадим237
          Волгоградский Химпром закрыли - таким грязнющим производством только область отравлять - с этого года начнётся уборка территории завода и близлежащих шламовых отстойников.

          Дайте угадаю что на этом месте потом построят) Экологически чистый район под элитную застройку?
          Конечно проще закрыть завод и лишить специалистов работы, чем построить очистные сооружения. Ведь правда? А перенос завода,-это ведь так дорого, проще закрыть. А люди? А что люди? Пусть идут в манагеры и торгаши! На хрен нам производственники нужны, если заводы закрыты! Так?
          1. +2
            25 января 2016 16:24
            Износ мощностей и инфраструктуры завода составляет 95 % - дешевле снести его отчистить территорию и заново построить новый экологически чистый завод, элитное жильё там точно не кто строить не будет и покупать тем более.
        2. 0
          25 января 2016 11:06
          Цитата: Вадим237
          ОмскТрансмаш,

          Омский завод транспортного машиностроения (род. 1896 – убит 2009)
          В июле 2014 года возвращено название Омский завод транспортного машиностроения.
          до июля 2014 года ОАО КБТМ (ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»)
          1896г. – Главные железнодорожные мастерские;
          1930г. – Паровозоремонтный завод им. Рудзутака (ПВРЗ);
          1941г. – завод № 173 танковой промышленности;
          1942г. – завод № 174;
          1946г. – завод № 174 им. Ворошилова;
          1965г. – завод имени Октябрьской революции;
          1988г. – Производственное объединение «Завод транспортного машиностроения» имени Октябрьской революции;

          2000г. – Государственное унитарное предприятие «Омсктрансмаш».
          ПО «Завод транспортного машиностроения» - это первое специализированное танковое предприятие и единственное предприятие, имеющее замкнутый технологический цикл танкового производства.

          Так что УБИТ "ЗОР"(завод им. Октябрьской Революции) - вместо "танкового производства", у него название... и коммерческие склады, вытягивает только модернизацию БТ под крышей "УралВагонЗавода".
        3. +2
          26 января 2016 11:13
          Цитата: Вадим237
          заводы: ЧМЗ,

          Пока жив, но на последнем издыхании, производство"200"( урановая продукция то бишь) , практически все передано смежникам в Омск , Новосибирск, Красноярск-26..Именно оно приносило основные деньги. Несмотря на заявления Росатома (о контрактах на 100 атомных реакторов) судя по объему заказов на цирконий и сопутствующие материалы ВСЕ это они(Росатом) собрались закупать где-то в другом месте.. По такой технологии(цирконий) работают только мы , Китай, и Франция, у ЧМЗ никаких контрактов на данный вид продукции нет ( 100 реакторов это ОЧЕНЬ много) и никто в России цирконий больше не выпускает( все остальные работают с полуфабрикатами от ЧМЗ) у французов дорого да и санкции, остается Китай с его ворованными технологиями ( помню как в 90ых китайские делегации ходили толпами по режимному предприятию) у этих должно быть дешево( откат) но вот качество .. Так что тут два варианта либо Росатом звиздит о 100 реакторах ( иначе велась бы реконструкция цехов и работа в 3 смены 7 дней в неделю) либо все должны поставить китайские"друзья"..
          рс: И еще очень тревожная новость , с завода убирают госрезерв , который не смогли полностью распродать даже в 90е когда с предприятия тащили абсолютно все. Переводят в другие города на заводы смежники, а это прямой намек что заводику хана.. А вместе с ним и городу Глазову ..
    4. +2
      24 января 2016 14:43
      Согласен с тобой Владимирыч на все сто !!!
  2. +7
    24 января 2016 07:54
    Хорошо,но мало.Надеюсь что будет продолжение.
    1. +5
      24 января 2016 09:26
      Цитата: амурец
      Хорошо,но мало.Надеюсь что будет продолжение.

      Более подробная статья двухлетней давности
      http://topwar.ru/36398-skorostnaya-...pl-proekta-705.html
      1. +1
        24 января 2016 10:45
        Цитата: Колесо
        Цитата: амурец
        Хорошо,но мало.Надеюсь что будет продолжение.

        Более подробная статья двухлетней давности
        http://topwar.ru/36398-skorostnaya-...pl-proekta-705.html

        Этот материал,на который вы ссылаетесь,хранится у меня в нескольких копиях,но всё равно спасибо за ссылку.Всё-таки думалось что будет более подробный рассказ.Про эти таинственные "АВТОМАТЫ" ходили легенды,как и про "ЗОЛОТУЮ РЫБКУ".
  3. -20
    24 января 2016 07:54
    Лира первая АПЛ проектировавшаяся как однокорпусная, уже тогда было ясно, двойной корпус это жуткий анахронизм. Но...не смогли сломать косность мышления...
    1. +15
      24 января 2016 09:02
      Подводная лодка проекта 705 (705К) - двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки - “лимузинного” типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.
      http://www.navy.su/navysub1945/705/index.htm
      http://warcyb.org.ru/news/titanovyj_mech_proekt_705_lira/2012-02-26-473
    2. +9
      24 января 2016 10:25
      Цитата: Mera Joota
      двойной корпус это жуткий анахронизм.


      вовсе не анахронизм, у всех видов конструкций корпусов есть плюсы и минусы
    3. +3
      24 января 2016 18:33
      С какого перепугу это анахронизм? И причем тут комность мышления?
    4. +1
      25 января 2016 10:17
      Сравнение этих типов между собой,даже по такой тонкости как скрытность выглядит крайне неоднозначным....

      Это скорее дело взглядов какой применять.Но с учетом всех факторов на 5-м поколении наиболее оптимальным видимо будет тот,что сейчас на 885/885М-однокорпусный на части длинны.

      А на счет Лир...Весьма неоднозначные это вышли корабли...Появление новых американских торпед Мк-48,а после и Тайгерфиша у бритов,с их скоростными и ходовыми характеристиками,очень быстро обесценило скоростные качества Лиры.

      Плюс скрытность у них была не на высшем уровне,ибо тепловое поле там было оооооооочень мощным,плюс первичное акустическое на скоростях выше 20 узлов тоже,а уж шо было на 40....Но на малошумном режиме хода было более менее,так что рассказы о том,что они гремели на всех режимах,это все же сказки.

      Плюс из-за своего акустического поля на соответствующих режимах,создавались соответствующие помехи работе собственного ГАК,что тоже не есть хорошо...

      Еще к недостаткам проекта стоит прибавить мизерный мод-й потенциал.Ибо модернизации как правило требуют свободных внутренних объемов,и сий критерий 1 из определяющих при проведении мод-й,а вот тут то дело было....Плюс еще нюанс-лодки получились очень маленькими,и для них создавались очень специфичные образцы оборудования,которые и использовались только на этом проекте,и скажем ни коим образом не подошли бы на другие...Тоже самое касается узлов с других проектов.То есть об унификации тут можно было и не думать-для этого проекта требовалось делать исключительно узлы и агрегаты только для него,в силу его уникальности.

      Как-то так.
      1. 0
        26 января 2016 22:53
        а нужна ли формула 1 и какой вклад она делает в мировое автомобилестроение?
      2. 0
        27 января 2016 02:44
        Вы правы отчасти! Многое из того, что было применено и прошло опытную эксплуатацию впоследствии применялось на других проектах боевых АПЛ и АПЛ спецназначения. Это касается и титана, и повышенной автоматизации и систем дистанционного управления. Небольшие же весогабаритные характеристики оборудования - это как раз плюс, а не минус. Кстати, радиоразведывательный комплекс "Булава-705" один в один, но под шифром "Р-736" применили на АПЛ 671 РТМ проектов. Применение эл.сети 400 Гц помимо плюсов выявило и недостатки, поэтому эту частоту тока больше на лодках как силовую не применяли... Это тоже плюс. Дистанционное управление торпедо-ракетным комплексом стало применяться "повсеместным". И т.д.
  4. +3
    24 января 2016 08:20
    Красота и мощь!
  5. +4
    24 января 2016 08:43
    шедевр однозначно. приделать к такой ракетный двигатель она бы и космосе делов могла наделать.
  6. -5
    24 января 2016 08:57
    "Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту". Очень обтекаемо сказано.
    1. +8
      24 января 2016 09:14
      "Необходимость держать реактор в подогретом состоянии, дабы теплоноситель не затвердел". Кстати, это послужило причиной списания самой первой "Лиры"- не уследили.
    2. +6
      24 января 2016 09:59
      "Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту". Очень обтекаемо сказано.
      Да, и не забудем про шум, который на полном ходу, пусть и рекордном, был такой, что вести наблюдение за объектом слежения, не было никакой возможности. Конечно выучка беспрецедентно высококвалифицированного экипажа позволяла творить чудеса, но все таки лодка напоминала смертельно опасного хищника, который слеп при преследовании. Выводы уже сделаны-овчинка выделки не стоила. Не прослужив и 20 лет все выведены из состава флота. Повод для гордости конечно есть, как и какие то наработки. Скажем так - они опередили свое время.
      1. +5
        24 января 2016 10:34
        Цитата: blizart
        Да, и не забудем про шум, который на полном ходу, пусть и рекордном, был такой, что вести наблюдение за объектом слежения, не было никакой возможности.


        1. у пла 705 пр. не рекордная скорость, не путайте с пларк пр. 661
        2. на полном ходу любая лодка находится в положении глухого.
        1. -9
          24 января 2016 19:02
          Ты че бл.. стилистические оттенки русской речи не различаешь, или буквоед не ибаста. Ладно мне чурке простительно. Слеп, глух ты по существу чо сказать имеешь? Или на ловлю счастья и чинов собрался?
      2. +1
        24 января 2016 14:05
        >шум, который на полном ходу, пусть и рекордном, был такой, что вести наблюдение за объектом слежения, не было никакой возможности

        любой собственный шум, как хорошо известный сигнал можно вычитать, и получить достаточно нормальные качества г/а. проблема лодок с БН была/есть именно в недостаточной проработанности самих реакторов
        1. +1
          25 января 2016 12:17
          Вычесть можно шум, меньший по амплитуде, чем сигнал. А тут- на 1-2 порядка больший, как минимум. "Учите матчасть" ;)
  7. +3
    24 января 2016 09:03
    На современном уровне, с новым подходом к АЭУ, автоматике, с новыми компьютерами и гидродинамикой, такие подводные "хищники" могли и сейчас "дать шороху" полосатоухому флоту. Реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, с новыми материалами и "Калибры" в торпедных аппаратах - и истребитель превращается в "министратега"! Правда, шумела эта лодка на полном ходу сильно. А все равно поразить такую, маневрирующую на глубине на полном ходу - и не враз придумаешь, чем. Ядерной боеголовкой, разве что?
    1. +2
      24 января 2016 09:16
      Spearfish, ADCAP mod. 5, Black Shark, "Физик"-эти изделия догонят и поразят.
      1. 0
        24 января 2016 10:45
        hi Где посмотреть?
      2. +2
        24 января 2016 20:31
        Цитата: Bersaglieri
        Spearfish, ADCAP mod. 5, Black Shark, "Физик"-эти изделия догонят и поразят.

        Все зависит от дистанции обнаружения торпеды. А то может и не догнать, поминутно съедая дистанцию до срабатывания НВ.
        В истории флота есть достоверные данные об атаке 705 англичанами. Лира от торпеды ушла. yes
        1. 0
          25 января 2016 09:17
          Верно. Зависит от дистанции и многого чего. "Вдогон" по 705 надо стрелять на дальше, чем с 25-30 кбт.

          Ссылку на вышеупомянутый "достоверный эпход" не моги бы преоставить? Ибо, сдается мне что это "баечный" пересказ эпизод из романа Тома Клэнси "Красный шторм поднимается...", когда "Лира" в ситуации 3 против 1 топит двух своих оппонентов, уходя от торпед (правда потом таки получает Spearfish вдогон- но тут старина Том слукавил: в той ситуации и от него б ушла)

          В реальной истории "Холодной Войны" самыми "горячими" были ГБ с американских фрегатов во время Карибского Кризиса. Взаимных торпедных атак (реальных) не было ни одной.
    2. 0
      24 января 2016 13:28
      Уже в 80-х создали оружие для поражения этой АПЛ.
  8. 0
    24 января 2016 09:03
    сейчас такой уровень автоматизации достижим?
    1. +1
      24 января 2016 09:12
      Конечно. И -в более легком и компактном виде (БИУС, САУ и т.п.)
      Все-таки больше 30 лет прошло.
  9. +6
    24 января 2016 09:10
    Шедевр, загубленный невниманием к необходимости создания береговой структыры для базирования.

    С другой стороны, в подводном флоте сложилась потом та же ситуация, что и в авиации : средства поражения могли догнать любой объект со скоростью в подводном положении до 50-60узлв и на глубине до 600-700 метров. И важнейшим параметром стала скрытность. И "Лиры" с "Папой" уступили место "Щукам-Б" а потом и "Ясеню"
    1. +2
      24 января 2016 21:01
      Цитата- невниманием к необходимости создания береговой структыры для базирования.

      На СРЗ "Нерпа"практически была готова вся инфраструктура для приёма АПЛ с установками ОК-550:котельная,отдельный причал+подвод к нему всех энергосред включая пар и ВВЧ,но как-то не сложилось-началась перестройка((((.
      1. 0
        25 января 2016 09:25
        Так и есть: структуру создавали после того, как серию уже вовсю вводили. А надо было заранее.
  10. +8
    24 января 2016 09:37
    Что тут можно сказать, снимаю шляпу перед нашими конструкторами которые такое придумали и перед рабочими которые это воплотили в металле. Это шедевр hi hi hi
  11. 0
    24 января 2016 10:23
    А интересно лодки списали, а вот разрезали или нет? вроде сейчас лодки с титановыми корпусами модернизируют и вводят в состав флота. А Лиру так же нельзя? сейчас другие технологии и все впихнуть в этот корпус можно много.
    1. +1
      24 января 2016 10:40
      Все порезали,очень жаль,остались только РО на длительном хранении на ПДХ "Сайда губа"
  12. +14
    24 января 2016 10:25
    Вот выкладываю фото крайней АПЛ 705 проекта.В Гремихе перед выгрузкой ОЯТ.
  13. +10
    24 января 2016 10:28
    Ёщё несколько фото попытаюсь вставить
    1. +5
      24 января 2016 13:24
      Фотки хорошие, лодка красивая, спасибо.
  14. Комментарий был удален.
  15. +7
    24 января 2016 10:34
    какие-то не лады у меня со вставкой фото и видео(((((,да и остальные фото уже в доке,и видны винты, выкладывать не буду.
  16. 0
    24 января 2016 10:54
    Цитата:Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом...?
    как-то некорректно написано.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  17. +4
    24 января 2016 11:24
    Цитата: Горный стрелок
    Правда, шумела эта лодка на полном ходу сильно.

    На больших скоростях, шумят все лодки, без исключения. Так что, как было верно выше замечено, они "глохнут".
    Лодка, безусловно, производит впечатление. Удивляюсь возможностям судостроительной промышленности СССР.
  18. 0
    24 января 2016 11:30
    Инженеры потрудились на славу!
  19. +1
    24 января 2016 11:47
    Проект, конечно, авангардный, но какова его действительная ценность? Главное преимущество в сравнении с остальными - скорость и ускорение. Но при такой скорости говорить как о скрытности, так и о возможностях при этом обнаружить противника не приходится.
    Ключевой фактор эффективности подводной лодки все же другой - обнаружить противника раньше, чем смогут обнаружить ее и применить оружие с высокой вероятностью поражения цели. И еще один фактор, крайне важный, - эффективность обслуживания/сервиса для поддержания готовности использования оружия в течение разумного/достаточного времени.
    1. +1
      24 января 2016 14:14
      Проект не авангардный,а супер перспективный.Исключите из схемы 2-й контур,добавьте что-то от дизель электрохода,далее не вдаюсь в подробности-получаем "Чёрную дыру" с огромной мощностью на валу.Электромагниты вещь интересная))))Добавлю-жидкий металл,всё таки металл.
      1. -3
        24 января 2016 14:40
        Цитата: VALERIK_097
        Исключите из схемы 2-й контур,добавьте что-то от дизель электрохода,далее не вдаюсь в подробности-получаем "Чёрную дыру" с огромной мощностью на валу.Электромагниты вещь интересная))))Добавлю-жидкий металл,всё таки металл.

        "Черная дыра" с огромной мощностью на валу? wassat Точно авангард. Не во французском смысле.
        1. 0
          24 января 2016 20:14
          Зря смеётесь,когда я был в Гремихе и работал с 705-ми проектами с нами в гостинице много разных интересных людей проживало,которые курировали наши работы по линии науки.И то о чём выше написал отнюдь не из области фантастики.Да,допустил сравнение с "Варшавянкой",так это в контекст моего комментария вписывается.
          1. 0
            24 января 2016 22:02
            Цитата: VALERIK_097
            Зря смеётесь,когда я был в Гремихе и работал с 705-ми проектами с нами в гостинице много разных интересных людей проживало,которые курировали наши работы по линии науки.И то о чём выше написал отнюдь не из области фантастики.Да,допустил сравнение с "Варшавянкой",так это в контекст моего комментария вписывается.

            Все должно быть разумно/рационально, особенно там где тратятся миллиарды, к тому же на оборону. Могу еще раз повторить - вооружение должно быть эффективным, для подводной лодки, в том числе, основное качество это - первый обнаружил, первый выстрелил, первый уничтожил. Ничего нового в этом нет, давным давно все современные АПЛ строятся по такому принципу, кому как удается. Если не учитывать ваше желание убрать 2 контур, добавить дизель-электроход, электромагниты и много металла - для чего лодке огромно-избыточная мощность? Гигантские размеры, мощности не равнозначны эффективности - можно вспомнить Акулу, Р39.
            1. 0
              24 января 2016 22:33
              Вот человек:голова с ушами.
              Мозг человеку дан ,что-бы анализировать-услышанное,увиденное,а Вам и прилетевшее.
              Да практически бесшумный корабль получается,если кремальерами сильно хлопать не будут.
              1. +1
                25 января 2016 09:27
                Бесшумный на скорости подводной свыше 25-30 узлов? Законы гидродинамики отменяем? ;)
  20. +1
    24 января 2016 12:01
    После прочтения статьи душа моя возрадовалась за Россию!
    1. +8
      24 января 2016 12:16
      За СССР. В России их уже выводили из состава флота.
  21. +2
    24 января 2016 13:14
    Не так давно где то читал, что у нас вновь проектируется АПЛ с реактором на металлическом носителе. Только там металл (или сплав металлов) не такой как на Лире. насколько я понял, главное достоинство реакторов на металлическом носителе - возможность очень быстро наращивать мощность.
  22. +2
    24 января 2016 13:50
    Цитата: Владимирыч
    Да... Величие СССР до сих пор заставляет содрогаться врагов от зависти и от ужаса а Патриотов от обиды за развал Великой Державы.

    Поэтому и очень стараются новые "демократические" политики во всех странах бывшего соцлагеря всячески обгадить СССР, да бы у нового поколения Советский Союз вызывал только ассоциации "страх, водка, ГУЛАГ, НКВД, КГБ, очередь, колбаса, туалетная бумага, джинсы" и т.п. И не дай Бог молодой человек усомнится, что сейчас хуже чем было в Союзе, - тогда начнется конец их, "демократической", империи. yes
  23. +1
    24 января 2016 13:58
    Интересно, поколение next-4 кроме слов "терминатор" и "раптор" знает что-либо? Надо было в названии добавить wow!!! Где мозги?
    Называли их всегда, с начала 70-х, - автоматы.
    Эксперимент интересный, и больше для промышленности, чем для ВМФ.
    Ген. конструктор, из первых, комментировал: добавил бы 300 тонн и с ВВР построил бы не хуже и без проблем.
    1. +3
      24 января 2016 14:13
      >Эксперимент интересный, и больше для промышленности

      реакторы на БН более компактные
      , а если они набирали скорость за 1 минуту, значит и маневровые характеристики реактора по мощности совершенно иные, чем на ВВЭР, для которых максимально допустимые изменения по мощности сильно ограничены, а самым желательным режимом работы является стабильный.

      Компактность и возможность маневра мощностью совсем не лишние качества. После того, как земные реакторы с БН будут отработаны, а на это отводят примерно лет 10, они и на флоте найдут своё место
    2. +1
      25 января 2016 12:25
      С ВВЭР был проект, верно. Падение максимальной скорости на 4-5 узлов, увеличение собственной шумности на малом ходу в 2-3 раза- ибо ВВЭР околокритических параметров, пар шумит в контуре...Но, с другой стороны- еще бы + 500-700 тонн на демпферы, резину, "saber blades" и т.п..., вот почти до 945 и "подросли" ;)
  24. +5
    24 января 2016 14:55
    Несомненно проект 705-выдающееся творение инженерной мысли. Но наверное идея подводного истребителя сегодня утратила свое значение, в том виде, как это закладывалась в "Лире". Однако идея создания сравнительно небольшой многоцелевой АПЛ, максимально автоматизированной при этом, более чем актуальна. С приоритетом скрытности и глубины погружения. Водоизмещение от 2 до 4 тысяч тонн. Лучше иметь стайку из трех таких ПЛ, чем одного монстра, типа "Ясеня" или "Антея". В любом случае боевая эффективность такой стаики будет выше.
    1. +2
      24 января 2016 16:55
      Цитата: Evgeniy667b
      Однако идея создания сравнительно небольшой многоцелевой АПЛ, максимально автоматизированной при этом, более чем актуальна.

      Это называется подводные необитаемые автоматические системы, с разными размерами и задачами, от UUV до LDUUV и XLUUV, которые лет 10 в разработке у американцев, которые, возможно, кардинально изменят вид соперничества на море.
  25. +20
    24 января 2016 15:15
    Корабль, опередивший время. Любимый корабль. Направление мысли гениальное, америкосы действительно были в шоке и вынуждены были срочно создавать новые виды противолодочного оружия. О ценности данного проекта сказал сам противник - все корпуса при горбачевской перестройке были очень быстро порезаны на иголки, на американские деньги. А резать титановый сплав - это не так просто. Лучшие годы службы прошли на кораблях этого проекта. При авариях действительно никто не погиб, одного офицера смыло за борт в надводном положении при сильном волнении моря, не нашли. Очень много было технических и организационных новинок: жидко-металлический теплоноситель ( ЖМТ ) 1 контура, компактный и очень мощный реактор на БН, необитаемые 5 отсеков(мы все спали и несли вахту в 3 отсеке, только мичмана 1 дивизиона БЧ-5 периодически обходили отсеки в море), офицерский экипаж(матрос, бедолага, обеспечивал 16 накрытий стола в сутки с мытьём посуды - три боевых смены+смена флагманских специалистов-проверяющих-старших на борту х на 4-разовое питание), впервые система дистанционного контроля и управления всеми клапанами, устройствами и механизмами корабля из 3 отсека, и т.д., и т.д., и т.д. Наш реактор всегда был во введенном состоянии ( чтобы не замёрз тот самый ЖМТ), поэтому время срочного выхода корабля практически определялось временем прибытия на борт всего штатного и приписного экипажа. В перечне оружия были не только торпеды - мы и ракетами из торпедных аппаратов ещё в 80-е годы стреляли. В общем, всего не перечислишь. Про 705-й есть книжка - "Корабль, опередивший время" называется. Я бы сейчас снова вышел в море с удовольствием на борту такого корабля.
    1. +5
      24 января 2016 21:41
      Смыло капитана 3 ранга Горелова. Больше суток искали - не нашли. А кораблик наш - реально самый лучший. После него много где служил, но наш 106 заказ - самый- самый.
    2. +3
      25 января 2016 15:42
      Сергей, а как у вас в базе вахту несли на незаглушенной ГЭУ? Народ постоянно полной сменой на пульте сидел? На наших "бомбовозах" все было просто (с моей точки зрения "люкса") - "самовар" остудили, до утра можно сильно не дергаться.
      В 2000 году смыло однокурсника и товарища Андрея Гуминиченко, был старпомом в 24 дивизии на одном из "зверей". Хороший был парень, в любую разведку с ним можно было идти. На практике у нас были типа соревнований по подтягиванию, отжиманию и т.д. Он подъем-переворотом сделал больше 380 раз, крутился долго, не слезая, руки полотенцем вытирал... Просто вспомнилось, про Горелова когда прочел.
  26. +4
    24 января 2016 16:04
    Видел эти АПЛ 705 проекта на базе и даже общался неформально с офицерами-подводниками с этих аппаратов. Неформально в застольях они многие вроде и "хаяли" круглосуточные заботы о своей "рыбке", но часто с гордостью за неё.И вся эта "лодка-автомат" вначале вообще планировалась с экипажем чуть не вдвое меньшим, но военморы подстраховались.И 705 проект - это был прорыв советского подплава и судпрома. Жаль, что не последовало его развития .
  27. -3
    24 января 2016 20:37
    В статейке не мешало бы упомянуть о рекордах поставленных этой лодкой и не побитых ДО СИХ ПОР! Например - скорость подводного хода в 83 км/час!
    1. +2
      24 января 2016 21:09
      Цитата: Бывший комбат
      В статейке не мешало бы упомянуть о рекордах поставленных этой лодкой и не побитых ДО СИХ ПОР! Например - скорость подводного хода в 83 км/час!


      По скорости быстрей "Лиры" был "Анчар" лодка К-222 проект 661.
  28. -1
    24 января 2016 23:30
    У этой подводной лодкой были проблемы с натриевым теплоносителем реактора.
    1. +1
      25 января 2016 01:06
      Цитата: Вадим237
      У этой подводной лодкой были проблемы с натриевым теплоносителем реактора.

      Откуда дровишки? Слышал звон,не знаю где он?Наши реакторы на быстрых нейтронах работали на теплоносителе Свинец-Висмут и только вторая по постройке и первая и единственная АПЛ США СиВульф-1 была с реактором на БН и имела жидкометаллический теплоноситель на щелочных металлах Калий-Натрий и кучу проблем с этой лодкой.В конце концов американцы заменили реактор на привычный ВВР.Вот вам ссылка
      http://atomicexpert.com/content/atomnaya-podvodnaya-odisseya
    2. 0
      25 января 2016 12:27
      Какой натрий? Там висмут был основой.
  29. 0
    25 января 2016 00:17
    Не так-то просто даже современными системами утопить такую "акулу", малые размеры, огромная скорость и маневренность - есть все шансы уйти невредимым. А если воссоздать проект на новом техническом уровне - кое-кто в Пентагоне будет очень плохо спать. Но реакторы на БН всё же еще "сырые", их время еще не пришло. И всё же - каким колоссальным научно-техническим потенциалом обладал СССР! Многие разработки на десятилетия опередили свое время. А сколько еще засекречено, сколько безвозвратно утеряно и забыто?
  30. -1
    25 января 2016 09:18
    В статье нет еще одного важного дополнения, охлаждение реактора осуществлялось в первом контуре металлом, висмуто-литивой смесью вроде, поэтому и глушить реактор на лодках было нельзя. Из недостатков: высокая шумность (самые шумные лодки), в ходе эксплуатации возникли проблемы с управляемостью (на максимальных скоростях управление осуществляли как на самолетах, лодка ложилась в крен и его необходимо было учитывать). Были внесены изменения в конструкции люков на рубке, в испытательном походе при достижении скорости в 42,7 узла был вырван люк рубочного ограждения (не основной переходный люк), и дальнейшем на лодках данного проекта было запрещено превышать скорость в 42 узла.
    1. +1
      25 января 2016 12:29
      Эпизод с "лимузином"- это с рекордного заплыва пр.661, на 44+ узлах
    2. +2
      25 января 2016 22:48
      Вы, мистер, вообще апологет ядерной теплотехники! Я сбегал посикать от смеха после прочтения вашего поста. Сплав висмута с литием - это новое слово атомной энергетике! Срочно запатентуйте!
  31. +1
    25 января 2016 12:16
    Цитата: jonht
    охлаждение реактора осуществлялось в первом контуре металлом, висмуто-литивой смесью вроде, поэтому и глушить реактор на лодках было нельзя.

    Не охлаждение, а сам теплоноситель первого контура был металлическим сплавом, движение которого в контуре осуществлялось без громоздких и шумных насосов и застывание которого приводило к катастрофическим последствия для реактора.
    1. +1
      25 января 2016 22:44
      Уважаемый товарищ, вы не в теме, совсем. Движение ТН в первом контуре на данном проекте осуществлялось при помощи насосов с турбоприводом.
  32. 0
    25 января 2016 12:50
    Цитата: sevtrash
    Лучше иметь стайку из трех таких ПЛ, чем одного монстра, типа "Ясеня" или "Антея". В любом случае боевая эффективность такой стаики будет выше.

    Это позиция гросс-адмирала Деница. На сегодня не актуально и оч дорого. Ещё, вспоминаем проблемы пл во ВМВ. Длительные переходы на позицию (и обратно) при быстром расходовании оружия.
  33. +1
    25 января 2016 22:42
    В нашем экипаже служил командир реакторного отсека К-123 (инженер ППУ). По его словам при УТ в отсеке было довольно жарковато, до +50.
  34. +3
    25 января 2016 22:56
    Уважаемые авторы постов, прежде чем написать что-либо про данный проект, почитайте хотя бы сайт deepstorm.ru.
  35. kig
    0
    26 января 2016 03:10
    Эти лодки исчезли, а ракето-торпеды, созданные для борьбы с ними, остались. Вечная борьба меча и щита.
  36. DPN
    +1
    26 января 2016 10:07
    Интересно ,когда закончатся Советские разработки техники ,кто будет двигать науку и технику в перёд , дети тех кто имеет за бугорное состояния и двойное гражданство?
  37. 0
    26 января 2016 11:15
    Сплав в первом контуре -- свинец и висмут.
    Как именно свинец циркулирует в первом контуре совершенно не важно. Важно вот что: давление среды в первом контуре было вдвое ниже давления во втором (около 20 кг/см2 и 42 кг/см2). А у водо-водяных реакторов все наоборот.
  38. 0
    26 января 2016 15:12
    В 1993г. в Б.Лопату пришел один из пароходов после модернизации. ЦП каким-то образом увеличили, условия обитаемости, во всяком случае именно в центральном, стали значительно лучше. Кто тогда кэпом был - не помню. Но в дальнейшем и этот пароход погубили.
  39. +1
    26 января 2016 22:51
    КОНСТРУКТОРАМ нашего Флота ЧЕСТЬ И СЛАВА!!!