Военное обозрение

Как создавался "подводный терминатор"

91
Советская атомная подлодка проекта 705 "Лира" стала вершиной пищевой цепочки в подводном мире. Как акула. Благодаря революционным техническим решениям субмарина могла догнать и поразить любую цель, ее же не мог поразить никто. Создание Alfa (имя АПЛ по классификации НАТО) изменило мировую тактику подводного боя, скоростные торпеды и ракето-торпеды США появились на свет благодаря подлодке.
Единственным вооружением 705-го проекта были торпеды, шесть аппаратов в носу. Подлодка создавалась для охоты за вражескими субмаринами и дуэльных ситуаций. В авиации такие аппараты называют истребителями. Перед конструкторами поставили задачу: создать субмарину, способную уходить от средств поражения. Для этого специальным постановлением ЦК и Совмина СССР СКБ-143 (сейчас СПМБМ "Малахит") разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения, если они докажут необходимость подобных мер. Конструкторы задачу выполнили.


Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом и компактной обтекаемой рубкой. Стремительными очертаниями "Лира" напоминает крупного морского хищника - например, косатку. Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность. В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.

Реактор был с металлическим теплоносителем. Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту. Силовая установка получилась легкой - масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, - и компактной. При этом сложность конструкции "Лиры" вошла в легенды. Виртуозные сварщики "Севмаша" гнули электроды и использовали зеркала, чтобы вести шов в мешанине кабелей и трубопроводов.

Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое. Отсутствовали вахтенные в отсеках - контроль всех систем параметров осуществлялся из центрального поста. А боевая смена состояла из восьми человек. На "Лире" впервые появилась спасательная капсула -при аварии экипаж переходил во всплывающую рубку. За 20 лет эксплуатации субмарин этого типа на них не погибло ни одного человека.

- У нас были высокопрофессиональные экипажи: 24 офицера, шесть мичманов и матрос-кок. А когда у пульта акустиков сидит не матрос-первогодок, а прошедший огонь, воду и медные трубы капитан третьего ранга - он обнаруживает такие цели, которые не засечет никакая электроника, - рассказал Алексей Потехин, восемь лет командовавший одной из "Лир".

Хорошую рекламу подлодке сделал американский беллетрист Том Клэнси. В его романах Alfa описывалась как злой гений американских подводников, неуязвимый и смертельно опасный. Способная уйти от вражеской торпеды и догнать любой корабль "Лира" заслужила такую репутацию. Под водой "Лира" за минуту разгонялась с места до 41 узла и на полном ходу могла за 42 секунды развернуться на 180 градусов.

Любимым развлечением советских летчиков Дальней авиации было пугать американские авианосцы. Выследив ордер где-нибудь в Атлантике, Ту-95 на бреющем подкрадывался и с ревом проходил над летной палубой. Авиаторы фотографировали вражью технику и показывали в иллюминаторы дружеские жесты. Подводным аналогом забавы (и боевой задачей заодно) было преследование американских субмарин. У побережья США "Лира" приклеивалась к вышедшему на боевое дежурство ракетоносцу и неделями преследовала его, не давая выйти в район назначения.

Специально для "Лиры" создали пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды "Шквал". Рассматривался вариант оснащения АПЛ баллистическими ракетами, но он требовал серьезных изменений конструкции субмарины и от стратегической версии отказались. "Лира" осталась подводным истребителем, титановой акулой.

Как создавался "подводный терминатор"

Советская атомная подлодка проекта 705 "Лира". Фото: Фото: Wikimedia.org
Автор:
Первоисточник:
http://rg.ru/2016/01/18/akula-site.html
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Владимирыч
    Владимирыч 24 января 2016 07:12 Новый
    +78
    Да... Величие СССР до сих пор заставляет содрогаться врагов от зависти и от ужаса а Патриотов от обиды за развал Великой Державы.
    1. ava09
      ava09 24 января 2016 08:06 Новый
      +50
      У общества надо восстанавливать запрос на подобное положение дел. За 25 лет открытого развала образования и разрушения нравственности, выросло поколение далёкое в своей массе от понимания, что выжить всем русским народам можно только вместе. Либерализм, принявший формы банального эгоизма, надо искоренять. Когда это поймёт большинство, то и конструкторская школа, производство, лодки и сами подводники у нас будут в достаточном количестве, да и всё остальное появится...
      1. ё-моё
        ё-моё 24 января 2016 11:50 Новый
        +45
        Пока что у молодняка бытует мнение(навеянное назойливой рекламой), что ВСЕГО можно достичь без лишних усилий. Ни разу не вспотев и ни разу не усрав...сь. Не читают, не учатся, только "мышью" по столу елозят. Да и в столь любимых ими компьютерных играх не хотят ничего делать, что напрягает мозг. Хотят сразу же "нагибать". Тенденция опасная. американцы своего таки добились. Молодое поколения в значительной своей части полностью дебилизировано.
        1. serg 21
          serg 21 24 января 2016 17:54 Новый
          +3
          Одна радость, что у ов, все точно также.
    2. макс702
      макс702 24 января 2016 12:13 Новый
      +28
      А сгубило их отсутствие береговой инфраструктуры.. Ну не смогли построить на берегу котельную для подачи тепла на лодку и электричество тоже организовать не смогли. Так и загубили первую лодку из серии.. Увы но эта ошибка системная , почему то при СССР денег на много миллиардную технику не жалели а жалкие миллионы на инфраструктур как для техники так и для людей было жалко.. Самый дорогой корабль в истории ВМФ СССР "Урал" сгубили по той же причине , как и многое многое другое..
      1. xtur
        xtur 24 января 2016 14:01 Новый
        +18
        >А сгубило их отсутствие береговой инфраструктуры.

        даже сейчас реакторы на быстрых нейтронах являются самыми проблемными и не изученными среди ядерных реакторов, вот БН-800 ввели в строй с огромным трудом. Реакторы на медленных нейтронах прошли этот уровень мощности где то в 70-х годах - такая разница обусловлена огромными и не до конца решёнными научно-техническими проблемами эксплуатации реакторов с БН.
        На сегодня в мире фактически кроме РФ ни одна страна не развивает направление ядерной энергетики с быстрыми нейтронами - не могут, не получается. Японцы даже получив полный пакет документации по БН-600 не смогли его запустить.
        Конечно реакторы на БН имеют огромные преимущества и перспективы, после того, как решаться основные вопросы их эксплуатации

        Советские подлодки с БН были накоплением опыта эксплуатации и проектирования таких реакторов, и когда наземные реакторы с БН войдут в категорию безпроблемных к этой идее на флоте обязательно вернуться, но на другом техническом уровне.
        1. Exsubmariner
          Exsubmariner 25 января 2016 22:39 Новый
          +2
          "Медленных нейтронов" нет в природе, вы имели в виду тепловые?
          1. xtur
            xtur 26 января 2016 12:03 Новый
            +3
            >"Медленных нейтронов" нет в природе, вы имели в виду тепловые ?

            1) разве у тепловых нейтронов скорость не маленькая по сравнению с типичной для БН ?

            2) И зачем путать читателей форума специальной терминологией ядерной индустрии, для них, в основной массе, непонятной ?

            И насчёт "нет в природе" это вы сильно сказали. Для любого пучка/потока частиц с массой покоя выше нуля всегда есть разброс скоростей, значит, для этого потока/пучка частиц выражение медленная частица всегда осмысленно
      2. Андрей НМ
        Андрей НМ 24 января 2016 18:35 Новый
        +5
        Красивые были "машинки". Видел их в Западной Лице в 1988-89 годах, такие малышки по сравнению с "батонами" и нашим БДРМом, стояли рядом на "Кумже". Было интересно наблюдать, как народ шастал туда-сюда через маленькую "дырочку" в носовой части рубки, для нас необычно было. А с инфраструктурой тогда действительно было не очень. Питание с берега постоянно прыгало, а для 705-го еще и пар вроде нужен был.
        1. antaeus
          antaeus 24 января 2016 23:17 Новый
          +1
          Да пар для подогрева. Эти лодки требовали очень высокой класс обслуживания. Всего по-моему построили 5 корпусов. Все загубили одинаково. Жидкий металл застыл в 1 контуре. Если память не изменяет даже была авария с разрушением активной зоны реактора.
          1. Андрей НМ
            Андрей НМ 25 января 2016 09:47 Новый
            +3
            7 штук их было...
          2. AAV
            AAV 26 января 2016 10:37 Новый
            +1
            На сколько я знаю из прочитанного авария с реактором с жидким теплоносителем была на лодке К-27 проекта 645. Про аварию можно почитать по этой ссылке:
            http://world.lib.ru/m/mazurenko_w_n/history.shtml
        2. Exsubmariner
          Exsubmariner 25 января 2016 22:53 Новый
          +2
          Куда прыгало питание с берега?
    3. mihasik
      mihasik 24 января 2016 12:34 Новый
      +5
      Цитата: Владимирыч
      Да... Величие СССР до сих пор заставляет содрогаться врагов от зависти и от ужаса а Патриотов от обиды за развал Великой Державы.

      А теперь сельское хозяйство за уши вытянуть не можем, не говоря о производстве. Деградация? Или делают из нас "рогулей" в след за Украиной?
      http://ok.ru/profile/554944476660/statuses/64161625836532
      Заметьте,"умершие"заводы, указанные по ссылке, закрывались в середине 2000-х.
      1. Вадим237
        Вадим237 24 января 2016 19:34 Новый
        +2
        Взглянул я на этот список и не всё в нем правда - заводы: ЧМЗ, ОмскТрансмаш, Ижевский, Станкомаш, Ирбинский мотоциклетный, Сибэлектросталь - работают и хорошо что Волгоградский Химпром закрыли - таким грязнющим производством только область отравлять - с этого года начнётся уборка территории завода и близлежащих шламовых отстойников.
        1. mihasik
          mihasik 25 января 2016 00:39 Новый
          0
          Цитата: Вадим237
          Волгоградский Химпром закрыли - таким грязнющим производством только область отравлять - с этого года начнётся уборка территории завода и близлежащих шламовых отстойников.

          Дайте угадаю что на этом месте потом построят) Экологически чистый район под элитную застройку?
          Конечно проще закрыть завод и лишить специалистов работы, чем построить очистные сооружения. Ведь правда? А перенос завода,-это ведь так дорого, проще закрыть. А люди? А что люди? Пусть идут в манагеры и торгаши! На хрен нам производственники нужны, если заводы закрыты! Так?
          1. Вадим237
            Вадим237 25 января 2016 16:24 Новый
            +2
            Износ мощностей и инфраструктуры завода составляет 95 % - дешевле снести его отчистить территорию и заново построить новый экологически чистый завод, элитное жильё там точно не кто строить не будет и покупать тем более.
        2. Serg Koma
          Serg Koma 25 января 2016 11:06 Новый
          0
          Цитата: Вадим237
          ОмскТрансмаш,

          Омский завод транспортного машиностроения (род. 1896 – убит 2009)
          В июле 2014 года возвращено название Омский завод транспортного машиностроения.
          до июля 2014 года ОАО КБТМ (ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»)
          1896г. – Главные железнодорожные мастерские;
          1930г. – Паровозоремонтный завод им. Рудзутака (ПВРЗ);
          1941г. – завод № 173 танковой промышленности;
          1942г. – завод № 174;
          1946г. – завод № 174 им. Ворошилова;
          1965г. – завод имени Октябрьской революции;
          1988г. – Производственное объединение «Завод транспортного машиностроения» имени Октябрьской революции;

          2000г. – Государственное унитарное предприятие «Омсктрансмаш».
          ПО «Завод транспортного машиностроения» - это первое специализированное танковое предприятие и единственное предприятие, имеющее замкнутый технологический цикл танкового производства.

          Так что УБИТ "ЗОР"(завод им. Октябрьской Революции) - вместо "танкового производства", у него название... и коммерческие склады, вытягивает только модернизацию БТ под крышей "УралВагонЗавода".
        3. макс702
          макс702 26 января 2016 11:13 Новый
          +2
          Цитата: Вадим237
          заводы: ЧМЗ,

          Пока жив, но на последнем издыхании, производство"200"( урановая продукция то бишь) , практически все передано смежникам в Омск , Новосибирск, Красноярск-26..Именно оно приносило основные деньги. Несмотря на заявления Росатома (о контрактах на 100 атомных реакторов) судя по объему заказов на цирконий и сопутствующие материалы ВСЕ это они(Росатом) собрались закупать где-то в другом месте.. По такой технологии(цирконий) работают только мы , Китай, и Франция, у ЧМЗ никаких контрактов на данный вид продукции нет ( 100 реакторов это ОЧЕНЬ много) и никто в России цирконий больше не выпускает( все остальные работают с полуфабрикатами от ЧМЗ) у французов дорого да и санкции, остается Китай с его ворованными технологиями ( помню как в 90ых китайские делегации ходили толпами по режимному предприятию) у этих должно быть дешево( откат) но вот качество .. Так что тут два варианта либо Росатом звиздит о 100 реакторах ( иначе велась бы реконструкция цехов и работа в 3 смены 7 дней в неделю) либо все должны поставить китайские"друзья"..
          рс: И еще очень тревожная новость , с завода убирают госрезерв , который не смогли полностью распродать даже в 90е когда с предприятия тащили абсолютно все. Переводят в другие города на заводы смежники, а это прямой намек что заводику хана.. А вместе с ним и городу Глазову ..
    4. Starik72
      Starik72 24 января 2016 14:43 Новый
      +2
      Согласен с тобой Владимирыч на все сто !!!
  2. амурец
    амурец 24 января 2016 07:54 Новый
    +7
    Хорошо,но мало.Надеюсь что будет продолжение.
    1. Колесо
      Колесо 24 января 2016 09:26 Новый
      +5
      Цитата: амурец
      Хорошо,но мало.Надеюсь что будет продолжение.

      Более подробная статья двухлетней давности
      http://topwar.ru/36398-skorostnaya-...pl-proekta-705.html
      1. амурец
        амурец 24 января 2016 10:45 Новый
        +1
        Цитата: Колесо
        Цитата: амурец
        Хорошо,но мало.Надеюсь что будет продолжение.

        Более подробная статья двухлетней давности
        http://topwar.ru/36398-skorostnaya-...pl-proekta-705.html

        Этот материал,на который вы ссылаетесь,хранится у меня в нескольких копиях,но всё равно спасибо за ссылку.Всё-таки думалось что будет более подробный рассказ.Про эти таинственные "АВТОМАТЫ" ходили легенды,как и про "ЗОЛОТУЮ РЫБКУ".
  3. Mera Joota
    Mera Joota 24 января 2016 07:54 Новый
    -20
    Лира первая АПЛ проектировавшаяся как однокорпусная, уже тогда было ясно, двойной корпус это жуткий анахронизм. Но...не смогли сломать косность мышления...
    1. Толстый
      Толстый 24 января 2016 09:02 Новый
      +15
      Подводная лодка проекта 705 (705К) - двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки - “лимузинного” типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.
      http://www.navy.su/navysub1945/705/index.htm
      http://warcyb.org.ru/news/titanovyj_mech_proekt_705_lira/2012-02-26-473
    2. котэ119
      котэ119 24 января 2016 10:25 Новый
      +9
      Цитата: Mera Joota
      двойной корпус это жуткий анахронизм.


      вовсе не анахронизм, у всех видов конструкций корпусов есть плюсы и минусы
    3. sir_obs
      sir_obs 24 января 2016 18:33 Новый
      +3
      С какого перепугу это анахронизм? И причем тут комность мышления?
    4. Антон Гаврилов
      Антон Гаврилов 25 января 2016 10:17 Новый
      +1
      Сравнение этих типов между собой,даже по такой тонкости как скрытность выглядит крайне неоднозначным....

      Это скорее дело взглядов какой применять.Но с учетом всех факторов на 5-м поколении наиболее оптимальным видимо будет тот,что сейчас на 885/885М-однокорпусный на части длинны.

      А на счет Лир...Весьма неоднозначные это вышли корабли...Появление новых американских торпед Мк-48,а после и Тайгерфиша у бритов,с их скоростными и ходовыми характеристиками,очень быстро обесценило скоростные качества Лиры.

      Плюс скрытность у них была не на высшем уровне,ибо тепловое поле там было оооооооочень мощным,плюс первичное акустическое на скоростях выше 20 узлов тоже,а уж шо было на 40....Но на малошумном режиме хода было более менее,так что рассказы о том,что они гремели на всех режимах,это все же сказки.

      Плюс из-за своего акустического поля на соответствующих режимах,создавались соответствующие помехи работе собственного ГАК,что тоже не есть хорошо...

      Еще к недостаткам проекта стоит прибавить мизерный мод-й потенциал.Ибо модернизации как правило требуют свободных внутренних объемов,и сий критерий 1 из определяющих при проведении мод-й,а вот тут то дело было....Плюс еще нюанс-лодки получились очень маленькими,и для них создавались очень специфичные образцы оборудования,которые и использовались только на этом проекте,и скажем ни коим образом не подошли бы на другие...Тоже самое касается узлов с других проектов.То есть об унификации тут можно было и не думать-для этого проекта требовалось делать исключительно узлы и агрегаты только для него,в силу его уникальности.

      Как-то так.
      1. дзередзявкомиму
        дзередзявкомиму 26 января 2016 22:53 Новый
        0
        а нужна ли формула 1 и какой вклад она делает в мировое автомобилестроение?
      2. Василий 59
        Василий 59 27 января 2016 02:44 Новый
        0
        Вы правы отчасти! Многое из того, что было применено и прошло опытную эксплуатацию впоследствии применялось на других проектах боевых АПЛ и АПЛ спецназначения. Это касается и титана, и повышенной автоматизации и систем дистанционного управления. Небольшие же весогабаритные характеристики оборудования - это как раз плюс, а не минус. Кстати, радиоразведывательный комплекс "Булава-705" один в один, но под шифром "Р-736" применили на АПЛ 671 РТМ проектов. Применение эл.сети 400 Гц помимо плюсов выявило и недостатки, поэтому эту частоту тока больше на лодках как силовую не применяли... Это тоже плюс. Дистанционное управление торпедо-ракетным комплексом стало применяться "повсеместным". И т.д.
  4. Синьор Помидор
    Синьор Помидор 24 января 2016 08:20 Новый
    +3
    Красота и мощь!
  5. лавкрафт
    лавкрафт 24 января 2016 08:43 Новый
    +4
    шедевр однозначно. приделать к такой ракетный двигатель она бы и космосе делов могла наделать.
  6. dumkopff
    dumkopff 24 января 2016 08:57 Новый
    -5
    "Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту". Очень обтекаемо сказано.
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 24 января 2016 09:14 Новый
      +8
      "Необходимость держать реактор в подогретом состоянии, дабы теплоноситель не затвердел". Кстати, это послужило причиной списания самой первой "Лиры"- не уследили.
    2. blizart
      blizart 24 января 2016 09:59 Новый
      +6
      "Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту". Очень обтекаемо сказано.
      Да, и не забудем про шум, который на полном ходу, пусть и рекордном, был такой, что вести наблюдение за объектом слежения, не было никакой возможности. Конечно выучка беспрецедентно высококвалифицированного экипажа позволяла творить чудеса, но все таки лодка напоминала смертельно опасного хищника, который слеп при преследовании. Выводы уже сделаны-овчинка выделки не стоила. Не прослужив и 20 лет все выведены из состава флота. Повод для гордости конечно есть, как и какие то наработки. Скажем так - они опередили свое время.
      1. котэ119
        котэ119 24 января 2016 10:34 Новый
        +5
        Цитата: blizart
        Да, и не забудем про шум, который на полном ходу, пусть и рекордном, был такой, что вести наблюдение за объектом слежения, не было никакой возможности.


        1. у пла 705 пр. не рекордная скорость, не путайте с пларк пр. 661
        2. на полном ходу любая лодка находится в положении глухого.
        1. blizart
          blizart 24 января 2016 19:02 Новый
          -9
          Ты че бл.. стилистические оттенки русской речи не различаешь, или буквоед не ибаста. Ладно мне чурке простительно. Слеп, глух ты по существу чо сказать имеешь? Или на ловлю счастья и чинов собрался?
      2. xtur
        xtur 24 января 2016 14:05 Новый
        +1
        >шум, который на полном ходу, пусть и рекордном, был такой, что вести наблюдение за объектом слежения, не было никакой возможности

        любой собственный шум, как хорошо известный сигнал можно вычитать, и получить достаточно нормальные качества г/а. проблема лодок с БН была/есть именно в недостаточной проработанности самих реакторов
        1. Bersaglieri
          Bersaglieri 25 января 2016 12:17 Новый
          +1
          Вычесть можно шум, меньший по амплитуде, чем сигнал. А тут- на 1-2 порядка больший, как минимум. "Учите матчасть" ;)
  7. Горный стрелок
    Горный стрелок 24 января 2016 09:03 Новый
    +3
    На современном уровне, с новым подходом к АЭУ, автоматике, с новыми компьютерами и гидродинамикой, такие подводные "хищники" могли и сейчас "дать шороху" полосатоухому флоту. Реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, с новыми материалами и "Калибры" в торпедных аппаратах - и истребитель превращается в "министратега"! Правда, шумела эта лодка на полном ходу сильно. А все равно поразить такую, маневрирующую на глубине на полном ходу - и не враз придумаешь, чем. Ядерной боеголовкой, разве что?
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 24 января 2016 09:16 Новый
      +2
      Spearfish, ADCAP mod. 5, Black Shark, "Физик"-эти изделия догонят и поразят.
      1. Толстый
        Толстый 24 января 2016 10:45 Новый
        0
        hi Где посмотреть?
      2. Удав КАА
        Удав КАА 24 января 2016 20:31 Новый
        +2
        Цитата: Bersaglieri
        Spearfish, ADCAP mod. 5, Black Shark, "Физик"-эти изделия догонят и поразят.

        Все зависит от дистанции обнаружения торпеды. А то может и не догнать, поминутно съедая дистанцию до срабатывания НВ.
        В истории флота есть достоверные данные об атаке 705 англичанами. Лира от торпеды ушла. yes
        1. Bersaglieri
          Bersaglieri 25 января 2016 09:17 Новый
          0
          Верно. Зависит от дистанции и многого чего. "Вдогон" по 705 надо стрелять на дальше, чем с 25-30 кбт.

          Ссылку на вышеупомянутый "достоверный эпход" не моги бы преоставить? Ибо, сдается мне что это "баечный" пересказ эпизод из романа Тома Клэнси "Красный шторм поднимается...", когда "Лира" в ситуации 3 против 1 топит двух своих оппонентов, уходя от торпед (правда потом таки получает Spearfish вдогон- но тут старина Том слукавил: в той ситуации и от него б ушла)

          В реальной истории "Холодной Войны" самыми "горячими" были ГБ с американских фрегатов во время Карибского Кризиса. Взаимных торпедных атак (реальных) не было ни одной.
    2. Лесной
      Лесной 24 января 2016 13:28 Новый
      0
      Уже в 80-х создали оружие для поражения этой АПЛ.
  8. sa-ag
    sa-ag 24 января 2016 09:03 Новый
    0
    сейчас такой уровень автоматизации достижим?
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 24 января 2016 09:12 Новый
      +1
      Конечно. И -в более легком и компактном виде (БИУС, САУ и т.п.)
      Все-таки больше 30 лет прошло.
  9. Bersaglieri
    Bersaglieri 24 января 2016 09:10 Новый
    +6
    Шедевр, загубленный невниманием к необходимости создания береговой структыры для базирования.

    С другой стороны, в подводном флоте сложилась потом та же ситуация, что и в авиации : средства поражения могли догнать любой объект со скоростью в подводном положении до 50-60узлв и на глубине до 600-700 метров. И важнейшим параметром стала скрытность. И "Лиры" с "Папой" уступили место "Щукам-Б" а потом и "Ясеню"
    1. VALERIK_097
      VALERIK_097 24 января 2016 21:01 Новый
      +2
      Цитата- невниманием к необходимости создания береговой структыры для базирования.

      На СРЗ "Нерпа"практически была готова вся инфраструктура для приёма АПЛ с установками ОК-550:котельная,отдельный причал+подвод к нему всех энергосред включая пар и ВВЧ,но как-то не сложилось-началась перестройка((((.
      1. Bersaglieri
        Bersaglieri 25 января 2016 09:25 Новый
        0
        Так и есть: структуру создавали после того, как серию уже вовсю вводили. А надо было заранее.
  10. Афиноген
    Афиноген 24 января 2016 09:37 Новый
    +8
    Что тут можно сказать, снимаю шляпу перед нашими конструкторами которые такое придумали и перед рабочими которые это воплотили в металле. Это шедевр hi hi hi
  11. gangut
    gangut 24 января 2016 10:23 Новый
    0
    А интересно лодки списали, а вот разрезали или нет? вроде сейчас лодки с титановыми корпусами модернизируют и вводят в состав флота. А Лиру так же нельзя? сейчас другие технологии и все впихнуть в этот корпус можно много.
    1. VALERIK_097
      VALERIK_097 24 января 2016 10:40 Новый
      +1
      Все порезали,очень жаль,остались только РО на длительном хранении на ПДХ "Сайда губа"
  12. VALERIK_097
    VALERIK_097 24 января 2016 10:25 Новый
    +14
    Вот выкладываю фото крайней АПЛ 705 проекта.В Гремихе перед выгрузкой ОЯТ.
  13. VALERIK_097
    VALERIK_097 24 января 2016 10:28 Новый
    +10
    Ёщё несколько фото попытаюсь вставить
    1. Lyton
      Lyton 24 января 2016 13:24 Новый
      +5
      Фотки хорошие, лодка красивая, спасибо.
  14. Комментарий был удален.
  15. VALERIK_097
    VALERIK_097 24 января 2016 10:34 Новый
    +7
    какие-то не лады у меня со вставкой фото и видео(((((,да и остальные фото уже в доке,и видны винты, выкладывать не буду.
  16. VALERIK_097
    VALERIK_097 24 января 2016 10:54 Новый
    0
    Цитата:Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом...?
    как-то некорректно написано.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  17. kvs207
    kvs207 24 января 2016 11:24 Новый
    +4
    Цитата: Горный стрелок
    Правда, шумела эта лодка на полном ходу сильно.

    На больших скоростях, шумят все лодки, без исключения. Так что, как было верно выше замечено, они "глохнут".
    Лодка, безусловно, производит впечатление. Удивляюсь возможностям судостроительной промышленности СССР.
  18. Технолог
    Технолог 24 января 2016 11:30 Новый
    0
    Инженеры потрудились на славу!
  19. sevtrash
    sevtrash 24 января 2016 11:47 Новый
    +1
    Проект, конечно, авангардный, но какова его действительная ценность? Главное преимущество в сравнении с остальными - скорость и ускорение. Но при такой скорости говорить как о скрытности, так и о возможностях при этом обнаружить противника не приходится.
    Ключевой фактор эффективности подводной лодки все же другой - обнаружить противника раньше, чем смогут обнаружить ее и применить оружие с высокой вероятностью поражения цели. И еще один фактор, крайне важный, - эффективность обслуживания/сервиса для поддержания готовности использования оружия в течение разумного/достаточного времени.
    1. VALERIK_097
      VALERIK_097 24 января 2016 14:14 Новый
      +1
      Проект не авангардный,а супер перспективный.Исключите из схемы 2-й контур,добавьте что-то от дизель электрохода,далее не вдаюсь в подробности-получаем "Чёрную дыру" с огромной мощностью на валу.Электромагниты вещь интересная))))Добавлю-жидкий металл,всё таки металл.
      1. sevtrash
        sevtrash 24 января 2016 14:40 Новый
        -3
        Цитата: VALERIK_097
        Исключите из схемы 2-й контур,добавьте что-то от дизель электрохода,далее не вдаюсь в подробности-получаем "Чёрную дыру" с огромной мощностью на валу.Электромагниты вещь интересная))))Добавлю-жидкий металл,всё таки металл.

        "Черная дыра" с огромной мощностью на валу? wassat Точно авангард. Не во французском смысле.
        1. VALERIK_097
          VALERIK_097 24 января 2016 20:14 Новый
          0
          Зря смеётесь,когда я был в Гремихе и работал с 705-ми проектами с нами в гостинице много разных интересных людей проживало,которые курировали наши работы по линии науки.И то о чём выше написал отнюдь не из области фантастики.Да,допустил сравнение с "Варшавянкой",так это в контекст моего комментария вписывается.
          1. sevtrash
            sevtrash 24 января 2016 22:02 Новый
            0
            Цитата: VALERIK_097
            Зря смеётесь,когда я был в Гремихе и работал с 705-ми проектами с нами в гостинице много разных интересных людей проживало,которые курировали наши работы по линии науки.И то о чём выше написал отнюдь не из области фантастики.Да,допустил сравнение с "Варшавянкой",так это в контекст моего комментария вписывается.

            Все должно быть разумно/рационально, особенно там где тратятся миллиарды, к тому же на оборону. Могу еще раз повторить - вооружение должно быть эффективным, для подводной лодки, в том числе, основное качество это - первый обнаружил, первый выстрелил, первый уничтожил. Ничего нового в этом нет, давным давно все современные АПЛ строятся по такому принципу, кому как удается. Если не учитывать ваше желание убрать 2 контур, добавить дизель-электроход, электромагниты и много металла - для чего лодке огромно-избыточная мощность? Гигантские размеры, мощности не равнозначны эффективности - можно вспомнить Акулу, Р39.
            1. VALERIK_097
              VALERIK_097 24 января 2016 22:33 Новый
              0
              Вот человек:голова с ушами.
              Мозг человеку дан ,что-бы анализировать-услышанное,увиденное,а Вам и прилетевшее.
              Да практически бесшумный корабль получается,если кремальерами сильно хлопать не будут.
              1. Bersaglieri
                Bersaglieri 25 января 2016 09:27 Новый
                +1
                Бесшумный на скорости подводной свыше 25-30 узлов? Законы гидродинамики отменяем? ;)
  20. Pvi1206
    Pvi1206 24 января 2016 12:01 Новый
    +1
    После прочтения статьи душа моя возрадовалась за Россию!
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 24 января 2016 12:16 Новый
      +8
      За СССР. В России их уже выводили из состава флота.
  21. Кот недоученый
    Кот недоученый 24 января 2016 13:14 Новый
    +2
    Не так давно где то читал, что у нас вновь проектируется АПЛ с реактором на металлическом носителе. Только там металл (или сплав металлов) не такой как на Лире. насколько я понял, главное достоинство реакторов на металлическом носителе - возможность очень быстро наращивать мощность.
  22. da Vinci
    da Vinci 24 января 2016 13:50 Новый
    +2
    Цитата: Владимирыч
    Да... Величие СССР до сих пор заставляет содрогаться врагов от зависти и от ужаса а Патриотов от обиды за развал Великой Державы.

    Поэтому и очень стараются новые "демократические" политики во всех странах бывшего соцлагеря всячески обгадить СССР, да бы у нового поколения Советский Союз вызывал только ассоциации "страх, водка, ГУЛАГ, НКВД, КГБ, очередь, колбаса, туалетная бумага, джинсы" и т.п. И не дай Бог молодой человек усомнится, что сейчас хуже чем было в Союзе, - тогда начнется конец их, "демократической", империи. yes
  23. Стойкость
    Стойкость 24 января 2016 13:58 Новый
    +1
    Интересно, поколение next-4 кроме слов "терминатор" и "раптор" знает что-либо? Надо было в названии добавить wow!!! Где мозги?
    Называли их всегда, с начала 70-х, - автоматы.
    Эксперимент интересный, и больше для промышленности, чем для ВМФ.
    Ген. конструктор, из первых, комментировал: добавил бы 300 тонн и с ВВР построил бы не хуже и без проблем.
    1. xtur
      xtur 24 января 2016 14:13 Новый
      +3
      >Эксперимент интересный, и больше для промышленности

      реакторы на БН более компактные
      , а если они набирали скорость за 1 минуту, значит и маневровые характеристики реактора по мощности совершенно иные, чем на ВВЭР, для которых максимально допустимые изменения по мощности сильно ограничены, а самым желательным режимом работы является стабильный.

      Компактность и возможность маневра мощностью совсем не лишние качества. После того, как земные реакторы с БН будут отработаны, а на это отводят примерно лет 10, они и на флоте найдут своё место
    2. Bersaglieri
      Bersaglieri 25 января 2016 12:25 Новый
      +1
      С ВВЭР был проект, верно. Падение максимальной скорости на 4-5 узлов, увеличение собственной шумности на малом ходу в 2-3 раза- ибо ВВЭР околокритических параметров, пар шумит в контуре...Но, с другой стороны- еще бы + 500-700 тонн на демпферы, резину, "saber blades" и т.п..., вот почти до 945 и "подросли" ;)
  24. Evgeniy667b
    Evgeniy667b 24 января 2016 14:55 Новый
    +5
    Несомненно проект 705-выдающееся творение инженерной мысли. Но наверное идея подводного истребителя сегодня утратила свое значение, в том виде, как это закладывалась в "Лире". Однако идея создания сравнительно небольшой многоцелевой АПЛ, максимально автоматизированной при этом, более чем актуальна. С приоритетом скрытности и глубины погружения. Водоизмещение от 2 до 4 тысяч тонн. Лучше иметь стайку из трех таких ПЛ, чем одного монстра, типа "Ясеня" или "Антея". В любом случае боевая эффективность такой стаики будет выше.
    1. sevtrash
      sevtrash 24 января 2016 16:55 Новый
      +2
      Цитата: Evgeniy667b
      Однако идея создания сравнительно небольшой многоцелевой АПЛ, максимально автоматизированной при этом, более чем актуальна.

      Это называется подводные необитаемые автоматические системы, с разными размерами и задачами, от UUV до LDUUV и XLUUV, которые лет 10 в разработке у американцев, которые, возможно, кардинально изменят вид соперничества на море.
  25. Умничка
    Умничка 24 января 2016 15:15 Новый
    +20
    Корабль, опередивший время. Любимый корабль. Направление мысли гениальное, америкосы действительно были в шоке и вынуждены были срочно создавать новые виды противолодочного оружия. О ценности данного проекта сказал сам противник - все корпуса при горбачевской перестройке были очень быстро порезаны на иголки, на американские деньги. А резать титановый сплав - это не так просто. Лучшие годы службы прошли на кораблях этого проекта. При авариях действительно никто не погиб, одного офицера смыло за борт в надводном положении при сильном волнении моря, не нашли. Очень много было технических и организационных новинок: жидко-металлический теплоноситель ( ЖМТ ) 1 контура, компактный и очень мощный реактор на БН, необитаемые 5 отсеков(мы все спали и несли вахту в 3 отсеке, только мичмана 1 дивизиона БЧ-5 периодически обходили отсеки в море), офицерский экипаж(матрос, бедолага, обеспечивал 16 накрытий стола в сутки с мытьём посуды - три боевых смены+смена флагманских специалистов-проверяющих-старших на борту х на 4-разовое питание), впервые система дистанционного контроля и управления всеми клапанами, устройствами и механизмами корабля из 3 отсека, и т.д., и т.д., и т.д. Наш реактор всегда был во введенном состоянии ( чтобы не замёрз тот самый ЖМТ), поэтому время срочного выхода корабля практически определялось временем прибытия на борт всего штатного и приписного экипажа. В перечне оружия были не только торпеды - мы и ракетами из торпедных аппаратов ещё в 80-е годы стреляли. В общем, всего не перечислишь. Про 705-й есть книжка - "Корабль, опередивший время" называется. Я бы сейчас снова вышел в море с удовольствием на борту такого корабля.
    1. NikWik
      NikWik 24 января 2016 21:41 Новый
      +5
      Смыло капитана 3 ранга Горелова. Больше суток искали - не нашли. А кораблик наш - реально самый лучший. После него много где служил, но наш 106 заказ - самый- самый.
    2. Андрей НМ
      Андрей НМ 25 января 2016 15:42 Новый
      +3
      Сергей, а как у вас в базе вахту несли на незаглушенной ГЭУ? Народ постоянно полной сменой на пульте сидел? На наших "бомбовозах" все было просто (с моей точки зрения "люкса") - "самовар" остудили, до утра можно сильно не дергаться.
      В 2000 году смыло однокурсника и товарища Андрея Гуминиченко, был старпомом в 24 дивизии на одном из "зверей". Хороший был парень, в любую разведку с ним можно было идти. На практике у нас были типа соревнований по подтягиванию, отжиманию и т.д. Он подъем-переворотом сделал больше 380 раз, крутился долго, не слезая, руки полотенцем вытирал... Просто вспомнилось, про Горелова когда прочел.
  26. xomaNN
    xomaNN 24 января 2016 16:04 Новый
    +4
    Видел эти АПЛ 705 проекта на базе и даже общался неформально с офицерами-подводниками с этих аппаратов. Неформально в застольях они многие вроде и "хаяли" круглосуточные заботы о своей "рыбке", но часто с гордостью за неё.И вся эта "лодка-автомат" вначале вообще планировалась с экипажем чуть не вдвое меньшим, но военморы подстраховались.И 705 проект - это был прорыв советского подплава и судпрома. Жаль, что не последовало его развития .
  27. Бывший комбат
    Бывший комбат 24 января 2016 20:37 Новый
    -3
    В статейке не мешало бы упомянуть о рекордах поставленных этой лодкой и не побитых ДО СИХ ПОР! Например - скорость подводного хода в 83 км/час!
    1. Афиноген
      Афиноген 24 января 2016 21:09 Новый
      +2
      Цитата: Бывший комбат
      В статейке не мешало бы упомянуть о рекордах поставленных этой лодкой и не побитых ДО СИХ ПОР! Например - скорость подводного хода в 83 км/час!


      По скорости быстрей "Лиры" был "Анчар" лодка К-222 проект 661.
  28. Вадим237
    Вадим237 24 января 2016 23:30 Новый
    -1
    У этой подводной лодкой были проблемы с натриевым теплоносителем реактора.
    1. амурец
      амурец 25 января 2016 01:06 Новый
      +1
      Цитата: Вадим237
      У этой подводной лодкой были проблемы с натриевым теплоносителем реактора.

      Откуда дровишки? Слышал звон,не знаю где он?Наши реакторы на быстрых нейтронах работали на теплоносителе Свинец-Висмут и только вторая по постройке и первая и единственная АПЛ США СиВульф-1 была с реактором на БН и имела жидкометаллический теплоноситель на щелочных металлах Калий-Натрий и кучу проблем с этой лодкой.В конце концов американцы заменили реактор на привычный ВВР.Вот вам ссылка
      http://atomicexpert.com/content/atomnaya-podvodnaya-odisseya
    2. Bersaglieri
      Bersaglieri 25 января 2016 12:27 Новый
      0
      Какой натрий? Там висмут был основой.
  29. Jager
    Jager 25 января 2016 00:17 Новый
    0
    Не так-то просто даже современными системами утопить такую "акулу", малые размеры, огромная скорость и маневренность - есть все шансы уйти невредимым. А если воссоздать проект на новом техническом уровне - кое-кто в Пентагоне будет очень плохо спать. Но реакторы на БН всё же еще "сырые", их время еще не пришло. И всё же - каким колоссальным научно-техническим потенциалом обладал СССР! Многие разработки на десятилетия опередили свое время. А сколько еще засекречено, сколько безвозвратно утеряно и забыто?
  30. jonht
    jonht 25 января 2016 09:18 Новый
    -1
    В статье нет еще одного важного дополнения, охлаждение реактора осуществлялось в первом контуре металлом, висмуто-литивой смесью вроде, поэтому и глушить реактор на лодках было нельзя. Из недостатков: высокая шумность (самые шумные лодки), в ходе эксплуатации возникли проблемы с управляемостью (на максимальных скоростях управление осуществляли как на самолетах, лодка ложилась в крен и его необходимо было учитывать). Были внесены изменения в конструкции люков на рубке, в испытательном походе при достижении скорости в 42,7 узла был вырван люк рубочного ограждения (не основной переходный люк), и дальнейшем на лодках данного проекта было запрещено превышать скорость в 42 узла.
    1. Bersaglieri
      Bersaglieri 25 января 2016 12:29 Новый
      +1
      Эпизод с "лимузином"- это с рекордного заплыва пр.661, на 44+ узлах
    2. Exsubmariner
      Exsubmariner 25 января 2016 22:48 Новый
      +2
      Вы, мистер, вообще апологет ядерной теплотехники! Я сбегал посикать от смеха после прочтения вашего поста. Сплав висмута с литием - это новое слово атомной энергетике! Срочно запатентуйте!
  31. Andrewgross
    Andrewgross 25 января 2016 12:16 Новый
    +1
    Цитата: jonht
    охлаждение реактора осуществлялось в первом контуре металлом, висмуто-литивой смесью вроде, поэтому и глушить реактор на лодках было нельзя.

    Не охлаждение, а сам теплоноситель первого контура был металлическим сплавом, движение которого в контуре осуществлялось без громоздких и шумных насосов и застывание которого приводило к катастрофическим последствия для реактора.
    1. Exsubmariner
      Exsubmariner 25 января 2016 22:44 Новый
      +1
      Уважаемый товарищ, вы не в теме, совсем. Движение ТН в первом контуре на данном проекте осуществлялось при помощи насосов с турбоприводом.
  32. Стойкость
    Стойкость 25 января 2016 12:50 Новый
    0
    Цитата: sevtrash
    Лучше иметь стайку из трех таких ПЛ, чем одного монстра, типа "Ясеня" или "Антея". В любом случае боевая эффективность такой стаики будет выше.

    Это позиция гросс-адмирала Деница. На сегодня не актуально и оч дорого. Ещё, вспоминаем проблемы пл во ВМВ. Длительные переходы на позицию (и обратно) при быстром расходовании оружия.
  33. Exsubmariner
    Exsubmariner 25 января 2016 22:42 Новый
    +1
    В нашем экипаже служил командир реакторного отсека К-123 (инженер ППУ). По его словам при УТ в отсеке было довольно жарковато, до +50.
  34. Exsubmariner
    Exsubmariner 25 января 2016 22:56 Новый
    +3
    Уважаемые авторы постов, прежде чем написать что-либо про данный проект, почитайте хотя бы сайт deepstorm.ru.
  35. kig
    kig 26 января 2016 03:10 Новый
    0
    Эти лодки исчезли, а ракето-торпеды, созданные для борьбы с ними, остались. Вечная борьба меча и щита.
  36. DPN
    DPN 26 января 2016 10:07 Новый
    +1
    Интересно ,когда закончатся Советские разработки техники ,кто будет двигать науку и технику в перёд , дети тех кто имеет за бугорное состояния и двойное гражданство?
  37. abc_alex
    abc_alex 26 января 2016 11:15 Новый
    0
    Сплав в первом контуре -- свинец и висмут.
    Как именно свинец циркулирует в первом контуре совершенно не важно. Важно вот что: давление среды в первом контуре было вдвое ниже давления во втором (около 20 кг/см2 и 42 кг/см2). А у водо-водяных реакторов все наоборот.
  38. s.u. navy
    s.u. navy 26 января 2016 15:12 Новый
    0
    В 1993г. в Б.Лопату пришел один из пароходов после модернизации. ЦП каким-то образом увеличили, условия обитаемости, во всяком случае именно в центральном, стали значительно лучше. Кто тогда кэпом был - не помню. Но в дальнейшем и этот пароход погубили.
  39. Stoler
    Stoler 26 января 2016 22:51 Новый
    +1
    КОНСТРУКТОРАМ нашего Флота ЧЕСТЬ И СЛАВА!!!