Роскосмос объявил об отказе от реализации проекта разработки ракет с возвращаемой 1-й ступенью

97
В Федеральном космическом агентстве сообщили о том, что отказываются от реализации проекта по созданию ракетного комплекса с возвращаемой на Землю первой ступенью. Ранее такой проект анонсировался Роскосмосом, и появлялось его кодовое название ЛЭК-ВРБ. Информационное агентство ТАСС, ссылаясь на «Известия», сообщает, что разработка ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью ранее оценивалась в 12,5 млрд. рублей, и теперь оценена как «не имеющая экономического смысла».

Необходимо отметить, что на разработку многоразовых первых ступеней ракет Роскосмосом уже были выделены первоначальные средства в размере 250 млн. рублей. Работа по проекту была начата в центре Хруничева. Судьба потраченных финансовых средств пока неизвестна...

Сегодня в Роскосмосе объявили и о времени первого старта с космодрома «Восточный».

Роскосмос объявил об отказе от реализации проекта разработки ракет с возвращаемой 1-й ступенью


Временно исполняющий главы Федерального космического агентства Александр Иванов сообщил о том, что первый старт ракеты-носителя «Союз-2.1а» намечен на вторую половину апреля текущего года. Напомним, что в более раннем варианте плана первый старт ракеты-носителя намечался на конец 2015 года, однако планы в итоге было решено скорректировать.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 января 2016 12:30
    ..на разработку многоразовых первых ступеней ракет Роскосмосом уже были выделены первоначальные средства в размере 250 млн. рублей. Судьба потраченных финансовых средств пока неизвестна...что разработка ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью ранее оценивалась в 12,5 млрд. рублей, и теперь оценена как «не имеющая экономического смысла».

    Известна судьба-то - потратили нафиг. Ну, 250 лямов за признание неперспективности разработки - невысокая цена, не так ли? (это того.. сарказм bully ) Всего-то 2% от планируемой суммы. Ой, два процента.. Что-то вспомнился гр-н Касьянов М.М. ака "Миша два процента". Совпадение?
    1. Riv
      +6
      20 января 2016 12:34
      Ну можно еще 250 лямов ввалить. Чтобы до конца убедиться.
      1. +22
        20 января 2016 12:38
        Ребята, это дешевле в 4 раза, чем отремонтировать улицу Выучейского в городе Архангельске. Наш бывший мэр мог бы поучить коллег из центра Хруничева своему кунфу. wassat
      2. +2
        20 января 2016 15:08
        Судьба потраченных финансовых средств пока неизвестна...

        Ну почему же. А вывод об отказе от реализации спорного проекта, по-вашему, ничего не стоит? Тем более, что этим проектом занимался не только "Хруничев".
        1. 0
          20 января 2016 16:00
          это считается значительно дешевле
      3. 0
        20 января 2016 23:57
        Давно пора искать принципиально новые технологии вывода полезной нагрузки в космос. Нынешние не эффективны по одной простой причине: энергия первой ступени тратится прежде всего на придание ускорения самой себе. При этом масса первой ступени составляет около 85% от общей массы корабля. Вместо использования первой ступени можно рассмотреть варианты, когда первоначальное ускорение корабль получает на многоразовой разгонной дорожке, построенной по типу электромагнитные пушки или чего-то аналогичного. Эта технология действительно позволит в разы сократить себестоимость вывода полезной нагрузки.
    2. +5
      20 января 2016 12:36
      И никто ,никто не удосуживается спросит:Куда же израсходовано эти 250 миллионов?

      И еще

      что разработка ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью ранее оценивалась в 12,5 млрд. рублей, и теперь оценена как «не имеющая экономического смысла».


      Т.е раньше она имела экономический смысл,а теперь нет.Непонятно как то.Что раньше не могли догадатся?
      1. +10
        20 января 2016 12:51
        Цитата: одинокий
        И никто ,никто не удосуживается спросит:Куда же израсходовано эти 250 миллионов?

        А разве где-то сказано что ВСЯ сумма потрачена? Так выделена или потрачена? И потом, любая разработка, даже на уровне эскизного проекта, денег стоит.
        1. +6
          20 января 2016 12:54
          Цитата: GRAY
          А разве где-то сказано что ВСЯ сумма потрачена? Так выделена или потрачена? И потом, любая разработка, даже на уровне эскизного проекта, денег стоит.


          В наше время понятие выделено и потрачено это одно и тоже
        2. +3
          20 января 2016 18:14
          Если подходить с такой позиции-то оружие разработанное и изготовленное - но не принятое на вооружение при СССР - тоже бабки разворовывали и бюджет пилили?
      2. +2
        20 января 2016 14:07
        Цитата: одинокий
        Т.е раньше она имела экономический смысл,а теперь нет.Непонятно как то.Что раньше не могли догадатся?


        Space X : использование многоразовой ракеты значительно уменьшит стоимость космических программ:
        возвращаемая ступень стоит $54 млн. (-$200 тыс)
        На такую сумму сокращается стоимость каждого запуска. Т
        топливо для вывода ракеты на орбиту стоит всего $200 тыс.

        член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин утверждает:
        Использование систем посадки снижает грузоподъёмность Falcon 9 не менее чем на 30%.
        (привирает,менее: там остатки топлива есть и у американцев до 15% старт "выгоднее" из-за широты)

        Маск убеждает,что стоимость доставки 1 килограмма груза на низкую земную орбиту может упасть до $1100, что гораздо меньше, чем берут за это российские подрядчики.

        Зенит-2/3SL= $2 567/кг
        «Союз» = $4 242/кг
        Falcon-9 v1.1(на 2012)=$4 300/кг

        Так что с членом-корреспондентом Российской академии космонавтики можно поспорить.
      3. +2
        20 января 2016 15:38
        "Необходимо отметить, что на разработку многоразовых первых ступеней ракет Роскосмосом уже были выделены первоначальные средства в размере 250 млн. рублей. Работа по проекту была начата в центре Хруничева. Судьба потраченных финансовых средств пока неизвестна".
        1. +1
          20 января 2016 15:58
          А вы думали разработка бесплатная была? Из статьи я понял, что ступень все таки разработали, но она по цене не подошла.
        2. Комментарий был удален.
      4. 0
        20 января 2016 18:00
        Цитата: одинокий
        И никто ,никто не удосуживается спросит:Куда же израсходовано эти 250 миллионов?
        Тут на сайте есть специалист-экономист. Поспрашивайте у неё, она может и поделиться, рассказать как, и каким образом расходуются деньги. Только просите поподробнее рассказывать.
    3. +6
      20 января 2016 12:38
      Цитата: Ami du peuple
      ...Всего-то 2% от планируемой суммы...невысокая цена...
      - Вот, из-за таких "ручейков" мы и находимся в полном анусе. Сажают-сажают, а что-то толку не видать. Может, вешать надо?
      1. Boos
        +1
        20 января 2016 12:45
        Кто-же их посадит? "Единые Рога и Копыта" неподсудны!)))
      2. 0
        20 января 2016 12:46
        Цитата: oldseaman1957
        Вот, из-за таких "ручейков" мы и находимся в полном анусе. Сажают-сажают, а что-то толку не видать. Может, вешать надо?

        Думаете что это что то поменяет?Еще во времена Петра вешали тех,кто обкрадывал государственную казну.До сих пор крадут)))
        1. +1
          20 января 2016 13:07
          Цитата: одинокий
          Еще во времена Петра вешали тех,кто обкрадывал государственную казну.До сих пор крадут)))

          Помните, как ответил светлейший князь Меншиков Петру Первому, когда тот вознамерился вешать на веревке каждого, кто украдет что-либо ценой дороже веревки? "Государь, останешься без единого подданного"
          1. Boos
            +3
            20 января 2016 14:18
            Храбр был,но вороват.
          2. 0
            20 января 2016 18:28
            Цитата: Ami du peuple
            вешать на веревке каждого, кто украдет что-либо

            Но тогда Израиль первым разорвёт с Россией отношения и потребует от Пингвиностана объявить России войну.
        2. +8
          20 января 2016 13:18
          Цитата: одинокий
          Думаете что это что то поменяет?Еще во времена Петра вешали тех,кто обкрадывал государственную казну.До сих пор крадут)))

          Бред собачий.. Вспомните товарища Сталина, и еще раз подумайте что вы сказали.. Все можно поменять ,было бы желание что-то изменить..
          1. +1
            20 января 2016 13:48
            Цитата: макс702
            Вспомните товарища Сталина, и еще раз подумайте что вы сказали


            Я знаю что пишу и что говорю.В Китае тоже вешают тысячами и что?Никто не крадет и взяток не берет?Хруст банкноты одурманивает голову всякому человеку и не дуиает о последствиях ,когда крадет или берет взятки.
            1. Boos
              +3
              20 января 2016 16:59
              Зато там происходит "естественный отбор",меньше не думающих о последствиях. А если сравнивать достижения Китая и России,то все становится ясно...
        3. +2
          20 января 2016 13:34
          Цитата: одинокий
          Цитата: oldseaman1957
          Вот, из-за таких "ручейков" мы и находимся в полном анусе. Сажают-сажают, а что-то толку не видать. Может, вешать надо?

          Думаете что это что то поменяет?Еще во времена Петра вешали тех,кто обкрадывал государственную казну.До сих пор крадут)))

          Надо продуманнее действовать.
      3. +1
        20 января 2016 13:32
        Цитата: oldseaman1957
        Цитата: Ami du peuple
        ...Всего-то 2% от планируемой суммы...невысокая цена...
        - Вот, из-за таких "ручейков" мы и находимся в полном анусе. Сажают-сажают, а что-то толку не видать. Может, вешать надо?

        Вешать...хм, слишком гуманно...
        Закопать живьем...
    4. 0
      20 января 2016 12:43
      Цель такой разработки какая? Есть эффективно работающая система, зачем создавать для неё конкурента за свои же деньги? Пусть этим пока занимаются США.
    5. +6
      20 января 2016 12:44
      Что бы получить конкретный результат, в любом случае без финансовых вливаний не обойтись. Просто эти вливания должны быть разумными и контролируемыми.
      1. +8
        20 января 2016 13:10
        КПД у такой ступени низкая, т.к. надо оставить топливо на посадку, а не на полезную нагрузку тратить. И др. вопрос связан с тем, что ракетный двигатель для повторных запусков может не сработать штатно. hi
        Так что американцы зря связались с этой технологией. Вероятность удачной посадки низкая - еще ни одной не было.
        1. +1
          20 января 2016 15:40
          Американцы, как я понял отрабатывают технологию для посадки на марс. Почему бы и нам этим не заняться - ведь когда время придет - с нуля начинать придется...
    6. 0
      20 января 2016 13:32
      А хотели делать первую ступень на метане, говорили выгодно и требование к герметичности ниже и сырья вагон, а вон оно как вышло. Ну ничего потом будем через амера Маска спутники запускать раз своей башки нет на плечах.
    7. +8
      20 января 2016 14:17
      Цитата: Ami du peuple
      Ну, 250 лямов за признание неперспективности разработки - невысокая цена, не так ли? (это того.. сарказм ) Всего-то 2% от планируемой суммы


      нет не так.

      Опытно-конструкторская работа под шифром ЛЭК-ВРБ
      «Космический ракетный комплекс с ракетой-носителем лёгкого класса с многоразовой возвращаемой первой ступенью, обеспечивающей выведение на низкие орбиты полезной нагрузки массой до 1 т, создаётся с учётом эскизного проекта, разработанного в рамках ОКР «МРКС-1» до 2016 года»


      Центральный аэрогидродинамический институт провел системный анализ проектных материалов различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС-1). Работы выполнены по заказу Роскосмоса и ФГУП<ЦНИИмаш>, сообщает пресс-служба ЦАГИ.
      МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.
      Специалисты ЦАГИ оценили рациональную кратность использования первой ступени МРКС-1, варианты демонстраторов возвращаемых ракетных блоков и необходимость их реализации.
      Возвращаемая первая ступень МРКС-1 позволит обеспечить высокий уровень надежности и безопасности и отказаться от выделения районов падения отделяемых частей, что повысит эффективность выполнения перспективных коммерческих программ.

      Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени проф.Н.Е.Жуковского (ЦАГИ) завершили очередной этап исследований модели многоразовой ракетно-космической системы (МРКС). Испытания модели проводились в дозвуковой аэродинамической трубе (АДТ) Т-103 ЦАГИ. Заказчик работ - Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. М.В.Хруничева.
      Программа исследований посадочных характеристик возвращаемого крылатого блока МРКС включала в себя более 40 пусков и была направлена на изучение его аэродинамических характеристик, управляемости, устойчивости и визуализации обтекания.

      Ранее, весной этого 2012 модели МРКС прошли испытания на визуализацию обтекания и распределение тепловых потоков. Эксперименты проведены в ударной трубе УТ-1М (при числе М=6) и в гиперзвуковой трубе Т-117 (М=7,5).

      "На первых этапах исследовательских работ мы получили немало ценных результатов. Ряд характеристик, заложенных расчетами, подтвердился. В то же время появилась и новая информация, которая требует осмысления и повторных исследований на более совершенных моделях и в большем диапазоне экспериментальных параметров", - отметил начальник отдела аэротермодинамики высокоскоростных летательных аппаратов ЦАГИ Сергей Дроздов.

      1. +4
        20 января 2016 14:19
        "Неожиданностью для нас стали высокие тепловые потоки на центроплане крыла и это, несомненно, повлечет за собой изменение конструкции аппарата. Кроме того, выяснилось, что при существующей компоновке возвращаемый ракетный блок будет неустойчив по курсу. Полученные данные будут использованы для научных исследований, для формирования облика летательного аппарата и проработки его конструкции", - добавил он.

        Следующий этап аэродинамических испытаний модели МРКС, в сентябре и октябре 2013 г., пройдет в гиперзвуковой АДТ Т-116 и трансзвуковой АДТ Т-128.

        СЮДА и ПОТРАТИЛИ 250 000 000 рублей
        1. 0
          20 января 2016 20:57
          Столько стараний, испытаний а где "Буран" и "Энергия"?
          Чертежи и расчёты наверняка целы.
          1. +1
            20 января 2016 22:12
            Цитата: gunya
            Чертежи и расчёты наверняка целы.

            нет их.
            Цитата: gunya
            а где "Буран" и "Энергия"?

            под них нет ПН.
            Да и вывод 1 кг ну очень дорого
    8. 0
      20 января 2016 19:27
      Сколько лярдов зелени потратили матрасы на 22й? А на 35й? От 22 отказались в итоге... Думается что и 35й скоро признают не перспективным... И 250 лямов деревянных это реально пыль в сравнении... Это чуть больше чем по рублю с каждого из нас...
    9. 0
      20 января 2016 22:18
      На "не перспективность разработки" влияет один немаловажный фактор - секвестр средств. Приходится уже выбирать какие направления порезать, какие оставить.
  2. 0
    20 января 2016 12:35
    Ну хоть так, а не милиарды вбухать и улыбаться.
  3. -5
    20 января 2016 12:36
    уже потратили на „Буран“,так что дыр в России хватает для „штопки“.опыты пеньдостана на виду.всё правильно,нечего „лохматить бабушку“.
  4. +1
    20 января 2016 12:37
    Пр*ститутки какие-то: будем делать тяжелый РК - не будем делать, полетим на Луну - не полетим, построим свою станцию - не построим. А про эту аферу я сразу написал, что распил. Никаких долгосрочных программ у Роскосмоса нет, они просто пилят по быстрому те средства, что им дают. И очередной уголовный скандал вокруг нового космодрома тому пример.
    1. +1
      20 января 2016 12:46
      Роскосмос - закат нашей космонавтики.
      1. +3
        20 января 2016 14:01
        В любом таком заявлении чувствуется дефицит собственных идей и разработок. Быть догоняющим в науке это опасное явление. Нужны опережающие разработки , но для этого необходимо знать что движешься в правильном направлении. Не всегда даже чувствуешь , что некоторые руководители в одной команде за становление страны.
  5. +9
    20 января 2016 12:39
    надо дождаться точной инфо. а то ведь сообщалось что сворачивают лунную програму, а рогозин выразил недоумение , что моо откуда такое инфо. да и сам источник не внушает особого доверия. “известия“ известны своей склонностью писать абы что, лишь бы погромче. ну как это свернуть программу на которую уже потрачено сотни мил. долл. будем ждать дополнительной инфо.
  6. +2
    20 января 2016 12:40
    Судьба потраченных финансовых средств пока неизвестна...

    Не все ладно в "космическом королевстве". Скандал за скандалом, что дискредитирует российскую космонавтику. Опять Счетной палате придется работать.
  7. +5
    20 января 2016 12:44
    «Насколько мне известно, — говорит Павел Пушкин, генеральный директор ООО «КосмоКурс» и бывший сотрудник ГКНПЦ им. Хруничева, — тема МРКС отправлена «в науку», то есть на дополнительное изучение проблемы, и до практики в ближайшее время явно не дойдет. А про «Байкал» больше ничего не слышно, потому что, по сути, ничего из этой затеи не вышло. Идея скрестить ракетные и авиационные технологии была привлекательной, но оказалась трудноисполнимой. Начиная с чисто инженерных проблем — крыло не проходило по габаритам стандартного стартового стола — и заканчивая экономикой: из-за крыльев и шасси первая ступень получалась очень тяжелой и дорогостоящей".
    На чужих ошибках учимся, наконец то. 250млн., конечно же жалко, но все таки остановились во время. Видимо уголовные дела пошли в прок.
  8. +2
    20 января 2016 12:50
    Возвращение и вторичное использование первой ступени
    удешевляет запуск грузов в космос примерно на 25%.
    В условиях жесткой конкуренции: Россия -Союз, Европа -Ариан, две
    американские частные фирмы, Китай (на подходе) -
    25% серьезная скидка для клиента.
    1. +1
      20 января 2016 12:56
      Цитата: voyaka uh
      Возвращение и вторичное использование первой ступени
      удешевляет запуск грузов в космос примерно на 25%.
      В условиях жесткой конкуренции: Россия -Союз, Европа -Ариан, две
      американские частные фирмы, Китай (на подходе) -
      25% серьезная скидка для клиента.

      Судья по решению 25%-й скидки не будет
      1. -3
        20 января 2016 13:07
        Цитата: одинокий
        Судья по решению 25%-й скидки не будет

        Эту скидку можно сделать,необязательно применяя многоразовую ступень. Есть где "ужаться" помимо производства многоразовой ступени.
        И вообще,почему вы слушаете этого еврея? Спросите, откуда у него такая информация о 25% снижения расходов?
        1. +4
          20 января 2016 13:19
          Цитата: chikenous59
          И вообще,почему вы слушаете этого еврея?


          Чем этот еврей ВАм не угодил? Не фашист Вы милейший,ненароком?
          1. +3
            20 января 2016 13:26
            Цитата: одинокий
            Цитата: chikenous59
            И вообще,почему вы слушаете этого еврея?


            Чем этот еврей ВАм не угодил? Не фашист Вы милейший,ненароком?

            Не угодил тем,что вбрасывает ничем не подтвержденную информацию о 25% снижения затрат, а остальные ведутся и продолжают свою старую песню о том,что все пропало,теперь мы не сможем сделать такую скидку и т.д., не принимая во внимание то,что эта цифра 25% может быть взята с потолка.
        2. 0
          20 января 2016 13:23
          Цитата: chikenous59
          Эту скидку можно сделать,необязательно применяя многоразовую ступень. Есть где "ужаться" помимо производства многоразовой ступени.


          А ужаться только мы сможем, все остальные конкуренты будут смотреть и завидовать?

          Цитата: chikenous59
          И вообще,почему вы слушаете этого еврея?


          На сайте где-то есть требования разделения по национальности, или тут слово дают только Русским? Или может только расистам?
          1. +1
            20 января 2016 13:27
            Цитата: Фалкон
            На сайте где-то есть требования разделения по национальности, или тут слово дают только Русским?

            Нет, граждане Израиля такие же уважаемые гости нашего форума, но вбрасывать неподтвержденные цифры считаю неприемлемо.
            1. +2
              20 января 2016 13:29
              Цитата: chikenous59
              Нет, граждане Израиля такие же уважаемые гости нашего форума, но вбрасывать неподтвержденные цифры считаю неприемлемо.

              И поэтому надо акцентировать свое внимание на его национальности-оригинально.
              1. 0
                20 января 2016 13:34
                Цитата: одинокий
                Цитата: chikenous59
                Нет, граждане Израиля такие же уважаемые гости нашего форума, но вбрасывать неподтвержденные цифры считаю неприемлемо.

                И поэтому надо акцентировать свое внимание на его национальности-оригинально.

                Что ты за ворчун такой?)) Прицепился ведь ко мне как блоха.
              2. +7
                20 января 2016 13:38
                Цитата: одинокий
                Чем этот еврей ВАм не угодил? Не фашист Вы милейший,ненароком?

                Цитата: одинокий
                И поэтому надо акцентировать свое внимание на его национальности-оригинально.

                Оригинально, что упоминание национальности (без всякого негативного оттенка) является обвинением в фашизме. Тогда уж именно в антисемитизме обвиняйте.
                1. +1
                  20 января 2016 13:40
                  Цитата: Ami du peuple
                  Оригинально, что упоминание национальности (без всякого негативного оттенка) является обвинением в фашизме. Тогда уж в антисемитизме обвиняйте.

                  Одинокому видимо действительно одиноко,поэтому ко мне что-то пристал)))
                2. -2
                  20 января 2016 13:50
                  Цитата: Ami du peuple
                  Оригинально, что упоминание национальности (без всякого негативного оттенка) является обвинением в фашизме. Тогда уж именно в антисемитизме обвиняйте.


                  Это принципиально ничего не меняет.Зачем я должен не верить еврею и обьязательно должен верить русскому?
                  1. 0
                    20 января 2016 13:56
                    Цитата: одинокий
                    Цитата: Ami du peuple
                    Оригинально, что упоминание национальности (без всякого негативного оттенка) является обвинением в фашизме. Тогда уж именно в антисемитизме обвиняйте.


                    Это принципиально ничего не меняет.Зачем я должен не верить еврею и обьязательно должен верить русскому?

                    Я не акцентировал внимание на национальности, будь он хоть гражданин какой-нибудь банановой республики. Акцент был на неподтвержденные данные.
    2. +4
      20 января 2016 13:21
      Цитата: voyaka uh
      Возвращение и вторичное использование первой ступени
      удешевляет запуск грузов в космос примерно на 25%.

      Не уверен. Такая ступень прёт на себе не только топливо для вывода, но и для возвращения, что серьезно снижает ее КПД. Так что тут считать надо. Возможно она и будет окупаться, если ее применять раз 30. Но вот есть ли у них такие двигатели, способные отработать 30 циклов без снижения надежности? И даже если есть, во сколько станет дефектовка такого двигателя перед каждым новым запуском? Будут ли страховые компании страховать такие повторные запуски по тем же тарифам, или будут их повышать перед каждым следующим стартом уже летавшего двигателя?
      1. -3
        20 января 2016 13:43
        Цитата: Alex_59
        Не уверен. Такая ступень прёт на себе не только топливо для вывода, но и для возвращения


        Третья ступень тут не причем. Речь идет о первой многоразовой ступени.
        1-ые ступени тащут на себе дополнительное топливо, потом отсоединяются с ним и возвращаются на базу. И ПОСЛЕ их отсоединения запускаются вторые и третьи ступени, им тащить нечего не нужно.

        При этом - РН с ЖРд остается 5-7% топливных компонентов после разделения, во всех ступенях.
        Его и предполагалось использовать при посадке (это если по Falcon)

        По нашему Байкалу - конечно нужна куча топлива, еще и трд еще и шасси.

        Цитата: Alex_59
        Так что тут считать надо.


        Илон Макс уже все посчитал...

        1. 0
          20 января 2016 14:06
          Цитата: Фалкон
          Третья ступень тут не причем. Речь идет о первой многоразовой ступени.

          Перечитайте мой пост еще раз внимательно. smile Не "третья", а "такая". Я тоже про первую ступень писал. Как работает РН я представляют.
        2. 0
          20 января 2016 19:31
          Фигня,эта труба не была в нормальном полёте,а это ерунда.
      2. 0
        20 января 2016 13:56
        Цитата: Alex_59

        Не уверен. Такая ступень прёт на себе не только топливо для вывода, но и для возвращения, что серьезно снижает ее КПД.

        "Буран" садился без двигателей в режиме планера.
        Возможно она и будет окупаться, если ее применять раз 30. Но вот есть ли у них такие двигатели, способные отработать 30 циклов без снижения надежности? И даже если есть, во сколько станет дефектовка такого двигателя перед каждым новым запуском?

        "Шаттл" летал с двигателями и ни у кого таких вопросов не возникало.Да и разгонные блоки с него используются повторно.
        Будут ли страховые компании страховать такие повторные запуски по тем же тарифам, или будут их повышать перед каждым следующим стартом уже летавшего двигателя?

        Нет т.к. нет гарантии что ракета даже изготовленная с нуля полетит. Да и пассажиры с грузом летающие на самолётах после ремонта не страхуются по повышенным тарифам.
        1. +1
          20 января 2016 14:12
          Цитата: BIGLESHIY
          "Буран" садился без двигателей в режиме планера.

          А мы "Буран" обсуждаем или первую ступень РН?
          Цитата: BIGLESHIY
          Нет т.к. нет гарантии что ракета даже изготовленная с нуля полетит.
          Гарантии нет. Есть вероятность. И вероятность того что ракета произведенная с нуля полетит - выше, чем вероятность того, что так же успешно полетит ракета с уже использованными двигателями и конструкцией.
          Цитата: BIGLESHIY
          Да и пассажиры с грузом летающие на самолётах после ремонта не страхуются по повышенным тарифам.
          А самолет у нас такие же перегрузки испытывает? Или камеры сгорания двигателей самолета подвергаются таким же температурам, как и ЖРД. Разница есть, ибо время суммарной работы современных ЖРД (даже многократного включения) измеряются сотнями секунд, а время работы ТРДД измеряются тысячами часов.
    3. +1
      20 января 2016 13:22
      О каком удешевлении может идти речь, при отсутствии рабочей тхнологии?
    4. 0
      20 января 2016 13:23
      Цитата: voyaka uh
      удешевляет запуск грузов в космос примерно на 25%.

      Cнижает полезную нагрузку в несколько раз и ограничивает по высоте орбиты.
      Запустить несколько спутников по одному или два, с пропорционально растущей вероятностью аварии или несколько сразу - есть разница.
    5. +1
      20 января 2016 13:36
      Цитата: voyaka uh
      Возвращение и вторичное использование первой ступени
      удешевляет запуск грузов в космос примерно на 25%.

      Я посмотрю на страховую компанию, которая решится застраховать повторный коммерческий пуск этого Фалькона. hi
      1. 0
        20 января 2016 14:36
        Цитата: AlexTires
        Я посмотрю на страховую компанию, которая решится застраховать повторный коммерческий пуск этого Фалькона

        Страховщик у Маска :Carpinteria, Calif.-основанная Starr Aviation, подразделение Starr Indemnity & Liability Co. Starr Aviation Executive руководитель Vice President Charles Rudd

        смотрите:
        https://www.starrcompanies.com/
    6. -1
      20 января 2016 13:45
      американцы спервой ступенью на "шатле" тоже так думали,
      в итоге вывод 1кг на орбиту у них был дороже
      1. 0
        20 января 2016 13:51
        Цитата: LVMI1980
        американцы спервой ступенью на "шатле" тоже так думали,
        в итоге вывод 1кг на орбиту у них был дороже


        На шатле использовался твердотопливный ускоритель.

        Конструкция твердотопливного двигателя намного проще, чем ЖРД. Там и двигателя как такового нет. Возвращается только корпус, который потом снова набивают топливом.

        То ли дело сложнейший и дорогой ЖРД с баками, трубопроводами и т.д.
        1. 0
          20 января 2016 16:14
          Твердотопливные двигатели не так просты, как кажется. Невозможно регулировать их тягу. Невозможно остановить. Очень опасны в производстве. Необходим тщательный контроль топливного элемента так, как любая трещина в твердой топливной массе - это неминуемый взрыв, и много всякого еще.
    7. +1
      20 января 2016 14:31
      Цитата: voyaka uh
      удешевляет запуск грузов в космос примерно на 25%.

      Falcon-9 v1.1 =65 000 000$
      Стоимость возвращаемой ступени $54 млн. -$200 тыс.(топливо)
      Из-за топлива(возврат) Falcon-9 R выводит на LEO 4850 кг (на -30% меньше (топливо) и +15% больше из-за широты(по сравнению С нами)
      Затраты на восстановление 1 ступени и 9 ЖРД Merlin ,а так же на логистику около 8-12%.
      Вот и можете посчитать на сколько "скидка"
      1. 0
        20 января 2016 14:56
        "Falcon-9 v1.1 =65 000 000$
        Стоимость возвращаемой ступени $54 млн."////

        Ну вот Вы сами и ответили на свой вопрос, по-моему.
        Стоимость возвращаемой ступени - 83% стоимости
        всей ракеты. При всех издержках, и меньшей грузоподъемности
        из-за топлива - выигрыш огромный. Приведенная мной цифра 25% минимальня
        из всех, которые я встречал в прессе. Писали и о 33%...
        1. +1
          20 января 2016 16:27
          Цитата: voyaka uh
          Ну вот Вы сами и ответили на свой вопрос, по-моему.

          я вопрос не задавал.
          Лишь уточнил
          1.65 000 000$-30%(ПН из-за топлива))+15%(ПН из-за широты)=52 350 000$ (потеря 24%,т.е."-") Т.е. стоимость запуска выросла на 24%

          2.65 000 000$-54000 000$(не надо производить ступень) +54000 000$*12%=17 480 000$ СТОИМОСТЬ пуска.
          Стоимость запуска упала в 3,7 раза( на 370%) ,но выросла на те же 24% (п.1)
          3.И тд.

          Это грубо и на коленке.
          не зря:
          Цитата: opus
          Маск убеждает,что стоимость доставки 1 килограмма груза на низкую земную орбиту может упасть до $1100, что гораздо меньше, чем берут за это российские подрядчики.


          НЕ 25%
          Цитата: voyaka uh
          удешевляет запуск грузов в космос примерно на 25%.
        2. 0
          20 января 2016 20:24
          Цитата: voyaka uh
          Приведенная мной цифра 25% минимальня
          из всех, которые я встречал в прессе. Писали и о 33%...

          Вам еще и 200% напишут. Вы читайте, читайте. Маркетинг - он такой, слух ласкает.

          А я в чудеса не верю. Если на ракете в первой ступени при прочих равных 30% веса топлива можно свободно потратить на иные цели (в т.ч. на ее возврат) - то почему этот запас веса до сих пор не потрачен на увеличение полезной нагрузки? Как так, летают уже 50 лет, на пределе нагрузок, каждый лишний килограмм берегут, а тут вдруг оказывается аж 30% веса топлива 1-й ступени можно просто выкинуть. 100% их ракета с возвращаемой ступенью не выводит ту полезную нагрузку на ту же орбиту, что аналогичная ракета без возвращаемой ступени. Они напирают на скидку в 25% умалчивая о том что и вес полезной нагрузки у них примерно на те же 25% меньше - наверняка. Я вполне верю в то что возвращаемая первая ступень может привести к уменьшению стоимости запуска, но не верю что это так легко достигается без ухудшения других ТТХ всей системы.
      2. 0
        20 января 2016 17:08
        А что-то нигде широко не освещается простенький параметр Фалькона: ресурс возвращаемой ступени. Или он принимается за вечный?
        Ладно, вернули ступень... Осмотрели, подшаманили, опять запустили.. А после какого по счету запуска запланирована сдача возвращаемой ступени в утиль?
        Не думаю, что число будет очень большим.
        Но работать на данном направлении все равно надо, рано или поздно будет востребовано.
        1. 0
          20 января 2016 17:49
          Цитата: tolancop
          А что-то нигде широко не освещается простенький параметр Фалькона: ресурс возвращаемой ступени. Или он принимается за вечный?

          Ступени то чего будет...


          До:


          после:



          (слили жидкости и отвезут на полигон)
          если конечно посадка пройдет не так:



          Эту ступень повторно запускать не будут,будут пилить,изучать


          ЖРД(ТНА +сама ДУ- это деньги)

          МНОГОРАЗОВЫЙ (до 40 раз расчетные параметры согласно ТЗ)
          Merlin 1D с примерной ценой в 15 000 $/тс (~1 млн $)

          Маску еще конечно далеко до идела:

        2. 0
          20 января 2016 22:16
          Цифра абсолютно не скрываемая руководством SpaceX. Минимальное количество 10 запусков, но "выдержит и все 40".
    8. +2
      20 января 2016 18:32
      - были выкладки - не удешевляет,т.к. межоперационное обслуживание, дополнительное топливо и не более 5 пусков с возвращаемой ступенью серьёзно нивелирует прибыль. Плюс риск возрастает по страховке и соответственно цена страховки!
  9. +9
    20 января 2016 12:52
    Я прошу прощения, но как вы себе представляете ситуацию,когда Роскосмос должен,не потратив ни копейки,доложить,что многоразовые ступени нецелесообразны?
    Вы вообще понимаете,что авиационная и космическая промышленности самые трудоемкие и наукоемкие?
    Соответственно и затраты колоссальные.
    Так что зря разводить вопли о том,что деньги распилили и пришли к такому выводу.
    Было бы лучше,если бы эти деньги сэкономили,на листке бумаги произвели теоретические расчеты,выяснили бы,что многоразовые ступени целесообразны,запустили бы их в производство,а потом на практике чухнули бы,что все расчеты неверны и такие ступени применять нецелесообразно и даже небезопасно?М? Кто как считает?
    Или вам только повод дай повопить о распиле денег?
    1. -6
      20 января 2016 12:58
      Цитата: chikenous59
      Так что зря разводить вопли о том,что деньги распилили и пришли к такому выводу.

      Дело не в том что,на это выделены деньги.Дело в том что на что потрачены эти деньги.Об этом как раз не слово.
      1. +5
        20 января 2016 13:02
        Цитата: одинокий
        Цитата: chikenous59
        Так что зря разводить вопли о том,что деньги распилили и пришли к такому выводу.

        Дело не в том что,на это выделены деньги.Дело в том что на что потрачены эти деньги.Об этом как раз не слово.

        Тогда чего выть опять? И вообще вы как себе представляете раскрытие статей расходов?
        Хотите,чтоб в газете вам всю смету выложили?Что за детский сад?
        На космос всегда выделяли огромные деньги и будут выделять, потому что оно это стоит.
        Безусловно часть своруют, но без этого уже никак в современном мире,все на откатах держится, но ведь никто и слова не сказал,что из 250-ти 240 своровали.
        1. -3
          20 января 2016 13:09
          Цитата: chikenous59
          Тогда чего выть опять? И вообще вы как себе представляете раскрытие статей расходов?
          Хотите,чтоб в газете вам всю смету выложили?Что за детский сад?
          На космос всегда выделяли огромные деньги и будут выделять, потому что оно это стоит.
          Безусловно часть своруют, но без этого уже никак в современном мире,все на откатах держится, но ведь никто и слова не сказал,что из 250-ти 240 своровали.

          Во первых при дискуссиях выбирайте выражение.
          Для проверки существует организация при МинФин-е-КРУ называется.Контрольно-Ревизионное Управление.Речь тут идет о государственных деньгах.Вы тоже не исключаете,что часть своруют.
          Сказав это и одновременно защищая их Вы тоже становитесь в один ряд с теми,кто ворует эти деньги. hi
          1. +5
            20 января 2016 13:14
            Цитата: одинокий
            Сказав это и одновременно защищая их Вы тоже становитесь в один ряд с теми,кто ворует эти деньг

            Нет не становлюсь,так как не ворую.
            Еще я не защищаю,а таким образом призываю к объективности. Есть данные,что 250 миллионов потратили нерационально? Нет таких данных. А многие "эксперты" уже начали говорить,что опять распил,что Роскосмос- закат российской космонавтики и т.д.
            1. -3
              20 января 2016 13:20
              Цитата: chikenous59
              Нет не становлюсь,так как не ворую.

              защищать воров хуже чем воровства.

              Безусловно часть своруют,


              Это написали Вы,а не Я. Т.е Вы уверены в том что,воровство все таки имеет место,но говорите о какой то объективности.
              1. +3
                20 января 2016 13:23
                Цитата: одинокий
                Цитата: chikenous59
                Нет не становлюсь,так как не ворую.

                защищать воров хуже чем воровства.

                Безусловно часть своруют,


                Это написали Вы,а не Я. Т.е Вы уверены в том что,воровство все таки имеет место,но говорите о какой то объективности.

                Повторю вам еще раз, товарищ "маршал". Никого я не защищаю,я констатирую факт.Это совершенно разные вещи. Вы этого упорно не хотите понимать и настаиваете на своем. Думаю спор исчерпан.
        2. +3
          20 января 2016 13:35
          Цитата: chikenous59
          ?Что за детский сад?

          Это не детский сад, это прошивка в мозгах такая, как у сектантов.
    2. +2
      20 января 2016 13:46
      Целесообразен только аэродромный старт (но не сегодня)
  10. +7
    20 января 2016 13:01
    И все дружно начали троллить озвученную сумму 250 миллионов :) Смех.
    Мне это напомнило историю со стеллсом, это же советская разработка. Которую посчитали неперспективной и тоже потратили некую сумму денег, а потом подсунули часть рассчетов Американцам, те в свою очередь влупили сотни миллиардов в разработку Стеллс технологий, F-117. B-2, И вот новость мы оказывается вложили в систему посадки первой ступени 250 мульёнов, а сколько потратили Американцы вы знаете ? А главное какой у них результат?
  11. 0
    20 января 2016 13:05
    Решили подождать пока Маск сделает что нибудь жизнеспособное, а потом тупо скопировать. ИМХО.
  12. 0
    20 января 2016 13:17
    ...что первый старт ракеты-носителя «Союз-2.1а» намечен на вторую половину апреля текущего года.

    А чего не 12 апреля??? Как раз 55 лет! Было бы символично: новый космодром, первый старт - к годовщине первого полета...
  13. -2
    20 января 2016 13:19
    Цитата: одинокий
    В наше время понятие выделено и потрачено это одно и тоже

    Неправда!История с некомпетентностью крымского правительства доказывает обратное!А вот что касаемо возвращаемого блока 1-й ступени,то совершенно очевидно,что в нынешней экономической ситуации Роскосмосу вряд ли стоит пытаться конкурировать с Илоном Маском,вдохновителем и создателем Space X и Falcon 9.На данном этапе эта разработка не сможет существенно удешевить запуск ракеты-носителя,скорее-наоборот.
  14. +1
    20 января 2016 13:26
    Цитата: птс-м
    уже потратили на „Буран“,так что дыр в России хватает для „штопки“.опыты пеньдостана на виду.всё правильно,нечего „лохматить бабушку“.

    А,что минусуете?Может еще напомнить,та те "Энергия" могла таскать не только "Буран","Спираль",Н-1 и многое другое.А деньги народные,государственные."Не имеет перспективы"-вы сначала думайте,а потом делаете.Ну конечно,это целая отрасль,рабочие места,трудовые династии,дет.сады и другая инфраструктура.Но думаю нужна общая стратегия в космических исследований.А то остановились с "королевской" семеркой,и пилотируемые полеты на орбиту. hi
  15. 0
    20 января 2016 13:27
    После диких динамических, аэродинамических и термических нагрузок что реально представляет собой возвращённая ступень? Да и при существующих технологиях возвращаемая ступень ограничивает массу, забрасываемую на орбиту. В результате дешевизна запусков превращается в пшик.
  16. -3
    20 января 2016 13:52
    "разработка ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью ранее оценивалась в 12,5 млрд. рублей, и теперь оценена как «не имеющая экономического смысла»" - это тоже самое что заявить о нецелесообразности использования многоразовых двигателей на самолете, после подобных заявления нужно в тюрьму сажать.
  17. 0
    20 января 2016 14:26
    В итоге пока только Элон Маск продвинулся в этом направлении хорошо. Пока конечно не всё гладко, но одно успешное и одно частично успешное приземление уже было. Если вся затея в итоге выгорет, то Маск получит систему с самой низкой ценой вывода груза на орбиту. Конечно в его конечную затею - отправка миссии на марс с этой системой всё равно с трудом верится (там ещё кучу проблем нужно решить), но что система будет самой выгодной это точно.
    1. 0
      20 января 2016 18:15
      Цитата: Nix1986
      В итоге пока только Элон Маск продвинулся в этом направлении хорошо. Пока конечно не всё гладко, но одно успешное и одно частично успешное приземление уже было. Если вся затея в итоге выгорет, то Маск получит систему с самой низкой ценой вывода груза на орбиту. Конечно в его конечную затею - отправка миссии на марс с этой системой всё равно с трудом верится (там ещё кучу проблем нужно решить), но что система будет самой выгодной это точно.

      laughing После первого же неудачного повторного пуска - вся экономия уйдет в никуда и заморозит проект до изучения проблемы и т.д. С теми перегрузками, которые испытывают ракетные двигатели - многократное использование связано с огромнейшими рисками.
      Возможно создание орбитального лифта (ученые и фантасты - о таком варианте писали) или пусковой разгонной установки по типу пушки гаусса (или на иных принципах) - будет гораздо эффективнее.
  18. 0
    20 января 2016 14:48
    Судьба потраченных финансовых средств пока неизвестна...


    Надо по карманам эффективных менеджеров пошарить; авось найдутся. laughing

    Маск выложил крупные детальные снимки возвращенной ступени "Фалкона-9". Приходится признать, что, в целом, ступень в хорошем состоянии, хотя и требует межполетного обслуживания. В частности, очистки от сажи. Донный обтекатель, который отражает тепловые потоки от работающих двигателей всяко нельзя оставлять в таком состоянии. Насколько трудоёмок будет процесс очистки - пока неизвестно. Также неясно - что там с двигателями. Их тоже надо чистить, а может, и перебирать (вибрация при пуске). Однако Маск заявил, что двигатели уже испытывались на 10-кратный ресурс. Технически ступень пригодна для повторного использования.

    Остаются вопросы:

    1. Экономический, связанный со снижением полезной нагрузки в варианте с возвращаемой ступенью и необходимостью межполетного обслуживания, а также насколько возрастет стоимость страховки.

    2. Надежности - пойдет ли НАСА (основной заказчик услуг Маска) на повторное использование, в особенности при планируемых пилотируемых пусках. Частники потянутся за НАСА.

    Пока Маск условно доказал, что технических препятствий в этом вопросе нет (условно - потому что ни одна ступень пока повторно не слетала).
  19. +2
    20 января 2016 15:13
    Я солгласен с комментарием
    Цитата: chikenous59
    Я прошу прощения, но как вы себе представляете ситуацию,когда Роскосмос должен,не потратив ни копейки,доложить,что многоразовые ступени нецелесообразны?
    Вы вообще понимаете,что авиационная и космическая промышленности самые трудоемкие и наукоемкие?
    Соответственно и затраты колоссальные.
    Так что зря разводить вопли о том,что деньги распилили и пришли к такому выводу.
    Было бы лучше,если бы эти деньги сэкономили,на листке бумаги произвели теоретические расчеты,выяснили бы,что многоразовые ступени целесообразны,запустили бы их в производство,а потом на практике чухнули бы,что все расчеты неверны и такие ступени применять нецелесообразно и даже небезопасно?М? Кто как считает?
    Или вам только повод дай повопить о распиле денег?
  20. 0
    20 января 2016 16:18
    старт ракеты-носителя «Союз-2.1а»

    Странно, обещали "Ангару" запустить, или тоже признали «не имеющей экономического смысла»?
  21. 0
    20 января 2016 22:07
    Цитата: Boos
    Кто-же их посадит? "Единые Рога и Копыта" неподсудны!)))

    Цитата: voyaka uh
    Возвращение и вторичное использование первой ступени
    удешевляет запуск грузов в космос примерно на 25%.
    В условиях жесткой конкуренции: Россия -Союз, Европа -Ариан, две
    американские частные фирмы, Китай (на подходе) -
    25% серьезная скидка для клиента.

    Цитата: oldseaman1957
    Цитата: Ami du peuple
    ...Всего-то 2% от планируемой суммы...невысокая цена...
    - Вот, из-за таких "ручейков" мы и находимся в полном анусе. Сажают-сажают, а что-то толку не видать. Может, вешать надо?

    Может быть и надо, да кто же будет вешать, наша власть нынешняя такая белая и пушистая, и очень добрая к расхитителям гос.собственности, ведь не дай бог на Западе тетя Меркель или дядя Обама назовет ее, власть, кровавой и диктаторской и объявят нерукопожатной, а это куда для нее страшнее, чем подрыв экономических устоев страны.
  22. 0
    20 января 2016 22:22
    Цитата: Ami du peuple
    Цитата: одинокий
    Еще во времена Петра вешали тех,кто обкрадывал государственную казну.До сих пор крадут)))

    Помните, как ответил светлейший князь Меншиков Петру Первому, когда тот вознамерился вешать на веревке каждого, кто украдет что-либо ценой дороже веревки? "Государь, останешься без единого подданного"


    Это полная чушь, придуманная ворьем во власти, чтобы обезопасить себя от наказания, надо как при Сталине, если и не вешать, то побольше стрелять, и тогда конечно воровали, есть неисправимые, которых только могила исправит, но только масштабы воровства были несравнимо меньше, благодаря чему страна в считанные годы, 10-15 лет, превратилась в индустриальную державу несмотря на невероятно сложные условия. А вот в наше время,когда не "вешают", а штрафуют или дают условные сроки, страна как была 15 лет назад в анусе, так и осталась в нем, единственное что сделали так это немного армию укрепили, так и то, только благодаря золотому дождю нефтедолларов в нулевые годы, а больше никаких достижений, зато наплодили как тараканов на грязной кухне миллиардеров и банкиров, благодаря воровству.
  23. 0
    21 января 2016 09:57
    Цитата: iouris
    Цель такой разработки какая? Есть эффективно работающая система, зачем создавать для неё конкурента за свои же деньги? Пусть этим пока занимаются США

    Заниматься перспективными разработками надо всегда. Да, есть эффективно работающая система - тот же "Союз", но как долго его можно эксплуатировать? Тем более сейчас он уже постепенно утрачивает свои позиции в плане грузо-(пассажиро)подъемности. Все же разработке уже более 50 лет.

    Цитата: Alex_Rarog
    Сколько лярдов зелени потратили матрасы на 22й? А на 35й? От 22 отказались в итоге... Думается что и 35й скоро признают не перспективным... И 250 лямов деревянных это реально пыль в сравнении... Это чуть больше чем по рублю с каждого из нас...

    Отказались? Или может ограничили закупку? Это все же 2 большие разницы. Отказ от эксплуатации и ограничение закупки.

    Цитата: rotmistr60
    Судьба потраченных финансовых средств пока неизвестна...

    Не все ладно в "космическом королевстве". Скандал за скандалом, что дискредитирует российскую космонавтику. Опять Счетной палате придется работать.

    Дискредитирует? На она, пардон уже давно дискредитировала себя. Роскосмос не имеет четких позиций что надо иметь. Начинаются шараханья. Приходит новый глава и начинает резать программы, которые "проталкивал" его предшественник. О научных аспектах космонавтики вообще ничего не можем говорить. Нечем банально похвастаться. Вот и хвастаем, что "без нас...", что "они без наших двигателей..." Ну и так далее.

    Цитата: Правовед
    Твердотопливные двигатели не так просты, как кажется. Невозможно регулировать их тягу. Невозможно остановить. Очень опасны в производстве. Необходим тщательный контроль топливного элемента так, как любая трещина в твердой топливной массе - это неминуемый взрыв, и много всякого еще.

    Тягу регулировать можно, но разумеется дросселирование не в таком широком диапазоне, как на ЖРД
    Остановить можно, просто "прорубаются " окна и обнуляется тяга. Но и в варианте с ЖРД, и в варианте с РДТТ сама ракета уходит в утиль
    Контроль разумеется нужен, но не каждая трещина в заряде вызовет обязательно взрыв
  24. 0
    21 января 2016 09:59
    Цитата: Corsair
    После первого же неудачного повторного пуска - вся экономия уйдет в никуда и заморозит проект до изучения проблемы и т.д. С теми перегрузками, которые испытывают ракетные двигатели - многократное использование связано с огромнейшими рисками.Возможно создание орбитального лифта (ученые и фантасты - о таком варианте писали) или пусковой разгонной установки по типу пушки гаусса (или на иных принципах) - будет гораздо эффективнее.

    Но как говорит русская пословицы "Волков бояться - в лес не ходить". Разумеется могут быть и такие варианты, но лучше делать что-то, набивая шишки, чем не делать совсем.
    Возможности создания орбитального лифта - увы, но пока это не возможно, нет соответствующих технологий. Или они в таком зачаточном состоянии, что о реализации в конкретном проекта и говорить не приходится.
    Разгонная пусковая ("эстакада") - с одной стороны может она и была бы востребована, но тут встает вопрос о ее размерах и ускорениях. Если грузовому кораблю это без особой разницы, то человеку...