Проект лазерного комплекса защиты бронетехники AN/VLQ-7 Stingray (США)

Несмотря на все успехи науки и техники, лазерные системы до сих пор не смогли стать оружием, пригодным для использования на практике. Разрабатывались и строились различные прототипы подобного вооружения, но ни одному из них, насколько известно, пока не удалось получить широкое распространение в войсках. В ходе многочисленных проектов лазерное оружие пытались «научить» не только атаковать противника, но и защищать дружественные войска. Именно с такой целью создавался американский проект лазерной системы защиты AN/VLQ-7 Stingray.

Первые работы по перспективной системе, целью которых было формирование общего облика и определение требований, стартовали еще в конце семидесятых годов. На предварительную разработку проекта ушло несколько лет, после чего появилась возможность начать полноценные проектные работы. Контракт на осуществление проекта получила компания Martin Marietta Electronics and Missiles Group. Кроме того, в качестве субподрядчиков к проекту привлекли некоторые другие организации. Так, за разработку лазерного излучателя должна была отвечать компания General Electric. Новый этап проекта Stingray начался в 1982 году.


В соответствии с требованиями заказчика, компании-разработчики должны были создать сравнительно компактный комплекс специальных средств, предназначенных для установки на существующую военную технику. Основным носителем комплекса AN/VLQ-7 должна была стать боевая машина пехоты M2 Bradley. Оборудование перспективного комплекса должно было осуществлять сканирование окружающего пространства, искать оптические приборы противника и, при необходимости, поражать их лазерным лучом. Предполагалось, что оптико-электронные системы будут выводиться из строя путем поражения светочувствительных элементов, а применение прочей оптики будет невозможным из-за временного или постоянного ослепления ее оператора.

Проект лазерного комплекса защиты бронетехники AN/VLQ-7 Stingray (США)
Один из прототипов БМП с комплексом Stingray. Хорошо виден блок оптико-электронной аппаратуры на башне. Фото Strangernn.livejournal.com


Результатом проектных работ стало создание комплекса, состоящего из четырех основных блоков, монтируемых внутри боевого отделения или на корпусе базовой машины. В состав комплекса вошли сенсорная система с оптико-электронными датчиками, лазерная установка, вычислительный блок с электроникой управления и пульт, устанавливаемый на рабочем месте одного из членов экипажа базовой бронемашины. Общий вес всех компонентов «Стингрея» не превышал 350 фунтов (чуть менее 160 кг). Таким образом, носителем этого комплекса могла быть не только БМП M2 Bradley, но и иная военная техника, вплоть до автомобилей высокой проходимости.

В ходе испытаний лазерного комплекса в качестве базовой техники использовались существующие боевые машины пехоты «Брэдли», на которых монтировалось все необходимое оборудование. Часть аппаратуры предлагалось устанавливать внутри башни, а на ее наружной поверхности следовало закреплять блок с различным оптико-электронным оборудованием, включая лазерный излучатель. В связи с этим башня экспериментальной машины была незначительно доработана. На ее левой скуле появился выступ с креплениями для блока аппаратуры. Сам блок представлял собой сравнительно крупный кожух, установленный на механизмах горизонтального и вертикального наведения. Непосредственно на креплениях башни закрепили квадратную раму, внутри которой располагался блок со специальным оборудованием. Благодаря этому оптико-электронные системы комплекса AN/VLQ-7 могли перемещаться и следить за обстановкой самостоятельно, не будучи привязанными к прицельному оборудованию самой БМП. Тем не менее, вертикальная и горизонтальная наводка могли выполняться только в пределах сравнительно узкого сектора. Обзор всей верхней полусферы не предусматривался.

Общий принцип работы комплекса выглядел достаточно просто. После включения аппаратуры оптико-электронные системы должны были следить за окружающим пространством и вести поиск оптики противника. Для этого использовался маломощный лазер, способный образовывать блики на линзах искомой аппаратуры. После этого определялась опасность обнаруженного объекта, а затем, при необходимости, применялся основной лазер, поражающий обнаруженные оптические приборы. По некоторым данным, мощность основного «боевого» лазера достигала 1 кВт.

По имеющимся данным, электроника комплекса Stingray могла работать в нескольких режимах, отличающихся друг от друга распределением ролей между автоматикой и оператором. В полностью автоматическом режиме поиск целей в указанном секторе с последующим их «обстрелом» велся без участия оператора, он мог лишь следить за результатами работы электроники. В полуавтоматическом режиме аппаратура самостоятельно могла искать цели, но команду на их поражение давал оператор. Кроме того, в таком режиме можно было атаковать цели без использования лазера, имеющимся ствольным или ракетным оружием, или вести разведу, устанавливая местоположение объектов. В ручном режиме оператор полностью брал на себя управление комплексом и должен был самостоятельно искать цели, наводить и применять основной лазер.

Главной задачей системы AN/VLQ-7 Stingray было снижение рисков для подразделений бронетехники и пехоты. Предполагалось, что в состав взвода мотопехоты помимо трех «стандартных» БМП будет входить одна машина с лазерным комплексом. При помощи основного вооружения она сможет поддерживать пехоту и бороться с различными целями, а лазерный комплекс поможет защитить технику и бойцов от противотанковых ракетных комплексов, снайперов и т.д.

Основным предназначением перспективного лазерного комплекса считалась защита дружественной техники и пехоты от огня противника. Тем не менее, использованное оборудование в теории допускало и иные варианты применения. По некоторым данным, в дальнейшем новые методики применения комплекса Stingray были подтверждены в ходе испытаний.

Автоматика комплекса AN/VLQ-7 могла самостоятельно вести поиск оптических приборов противника в заданном секторе. При этом в полуавтоматическом режиме самостоятельная атака исключалась. Это позволяло оператору комплекса решать не только боевые задачи, но и выполнять разведку. За счет определения направления и расстояния можно было вычислить координаты цели и передать их потребителям информации. Таким образом, БМП с комплексом «Стингрей» могла стать разведывательной машиной и выполнять поиск целей в различных условиях на сравнительно больших расстояниях, используя только визуальные принципы обнаружения и почти не демаскируя себя излучением.

Также предлагалось использовать технику с комплексом Stingray для ведения патрулирования или охраны определенных территорий. В таком случае лазерная аппаратура могла бы применяться для автоматического поиска потенциально опасных объектов в защищаемом районе. При этом имелись некоторые ограничения, связанные с применением противником оптики: обнаружение прочих объектов, не оснащенных линзами, не гарантировалось.

Первый прототип системы AN/VLQ-7 был собран в середине восьмидесятых годов. После проверок на стенде всю аппаратуру смонтировали на серийной боевой машине пехоты M2 Bradley. В таком виде экспериментальная машина участвовала в дальнейших испытаниях. В ходе испытаний планировалось не только проверить работу различных систем, но и выполнить доводку с ликвидацией выявленных недостатков. Кроме того, многие алгоритмы работы автоматики требовали изучения, проверки и доработки. Из-за этого испытания первого прототипа на гусеничном ходу продолжались около трех лет.

После завершения испытаний и доводки первого прототипа «Брэдли» с системой «Стингрей» началась сборка второй машины в аналогичной комплектации. В качестве базы для нее вновь была взята серийная БМП. Изготовление второго опытного образца завершилась, ориентировочно, в 1990 году. Вскоре после этого две перспективные машины могли принять участие в реальных боевых действиях.

К моменту завершения строительства второго прототипа заметно ухудшилась ситуация на Ближнем Востоке. По этой причине в 1990 году было принято решение проверить новую технику в условиях реального вооруженного конфликта, который должен был начаться в самое ближайшее время. По имеющимся данным, во время подготовки к наземной операции в Кувейте и Ираке в Саудовскую Аравию были доставлены оба образца M2 Bradley с комплексами AN/VLQ-7 Stingray. После начала наземной операции эти машины должны были вступить в бой и показать свои возможности на практике.

Тем не менее, подготовка к боевому применению новой техники затянулась, а наземная часть войны против Ирака оказалась скоротечной. Как результат, до окончания наземной операции обе машины с системой «Стингрей» простояли на одной из американских баз. К моменту завершения подготовки бои закончились, из-за чего было решено не отправлять прототипы на фронт. Вскоре их перевезли обратно в США для дальнейших работ.


Одна из опытных машин в пустынной окраске. Фото Fas.org


Работы по проекту AN/VLQ-7 Stingray продолжались до середины девяностых годов. После «неудачи» в Ираке продолжились полигонные испытания, в ходе которых новая техника постоянно совершенствовалась и проверялась. Кроме того, отрабатывались новые оригинальные методики применения техники, не связанные с непосредственным ведением боя. До конца испытаний в них участвовали лишь две опытные машины с полным набором специальной аппаратуры.

По-видимому, все работы по проекту «Стингрей» так и закончились в 1995 году. В оборонном бюджете на 1996 финансовый год затраты на эту разработку не предусматривались. При этом, по некоторым данным, проект уже был готов к новому этапу, в ходе которого можно было налаживать серийное производство и отправлять технику в войска. Согласно планам того времени, каждый взвод, имеющий БМП M2 Bradley, должен был получить по одной машине с лазерной аппаратурой. Монтаж лазеров на автомобилях, таких как HMMWV, не планировался. Кроме того, утверждалось, что бронетехника с новым оборудованием может попасть в т.н. Experimental Force, создание которых подразумевалось планом Task Force XXI. Тем не менее, все эти планы так и остались на бумаге. Из-за прекращения финансирования все работы были остановлены. В дальнейшем Пентагон не возобновлял оплату работ, из-за чего некогда многообещающий проект отправился в архив.

Официально главной причиной отказа от проекта Stingray стали международные нормы. В октябре 1995 года в силу вступил Протокол IV (об ослепляющем лазерном оружии) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Этот документ прямо запрещал разработку и применение лазерных систем вооружения, которые могут ослепить человека. Принцип действия комплекса AN/VLQ-7 заключался в выведении из строя оптико-электронных систем или ослеплении оператора оптики. Таким образом, эта система прямо подпадала под действие Протокола к Конвенции.

Можно предположить, что международные нормы оказались не единственной причиной отказа от дальнейших работ. Вполне возможно, что характеристики новейшего комплекса даже после нескольких лет работ не в полной мере устраивали заказчика. Таким образом, из-за отсутствия серьезных успехов в последние несколько лет было решено отказаться от дальнейшего развития проекта.

Вне зависимости от реальных причин в 1995 году все работы по комплексу AN/VLQ-7 Stingray прекратились. Наработки по этому проекту в дальнейшем применялись при создании новых лазерных систем, которые могут применяться для решения тех или иных задач. Дальнейшая судьба двух прототипов неизвестна. Вероятно, с них сняли специальное оборудование и в дальнейшем использовали в новых проектах либо вернули армии.


По материалам сайтов:
http://fas.org/
http://wired.com/
http://strategypage.com/
http://un.org/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти