Military Review

"Scorpion": an interceptor with a nuclear missile. Part II

6
"Scorpion": an interceptor with a nuclear missile. Part II



The main production version of "Scorpio" was the F-89D ("model N-68"), of which 682 pieces were produced. This option differed from the F-89C by replacing cannon weapons with uncontrolled aviation rockets (NAR). Missile launchers were installed in the bow of the end fuel tanks. New tanks have become longer and wider. The first third of their length was 52 launch tubes for 70-mm FFAR missiles. These missiles were also called the Mighty Mouse. The effective firing range of these NARs reached 900 m. The rear of the tank contained 1167 liters of fuel.

Before opening fire, the pilot could choose the number of missiles in the salvo. It was possible to launch all 104 rockets in just 0,25 seconds. The missiles could also be fired by several volleys: two on the 82 and 42 missiles; three - 42, 32 and 30 missiles. One hit was usually enough to put the bomber down. However, the missiles had a low speed and a large dispersion, which made the defeat of the target problematic. At the same time, at the moment of launch, the interceptor was in the zone of the onboard weapons bomber. And I must say that the shells of the 23-mm cannons of the Soviet bomber, on the contrary, had good accuracy, and the heavy aircraft was a stable platform that provided high-quality aiming, which significantly reduced the Scorpion’s ability to use its missiles in the effective firing range. Over time, much later than in other countries, the Americans nevertheless realized the futility of using NAR to defeat aerial targets.



With the installation of rocket armament guns from the aircraft were removed. At the same time, the nose of the aircraft was remade for the new Hughes E-6 fire control system, which included the APG-40 locator and the AN / APA-84 calculator. The former weapons bay occupied the 993-l fuel tank. The F-89D could also carry wing-dropped drop tanks on the 758 l. The total fuel supply at the same time reached 10745 l.

The first F-89D was converted from the serial F-89В and received the designation YF-89D. The first flight of this machine took place on 23 on October 1951 of the year, and the first two serial F-89Ds delivered the USAF 30 on June 1952. Before the defect of the Scorpion wing was revealed, they managed to collect around the 125 F-89D, which had to be banned, and the cars sent to the factory for revision.



The first combat-ready unit equipped with F-89D aircraft was the 18 squadron of fighter-interceptors at the airbase in Minneapolis, Minnesota, which entered service on January 7 of 1954.

During the operation of the F-89D, several problems were identified that were already solved in the combat units. Thus, during a flight at high altitude, an unexpected “failure” of the engine thrust took place, which, as it turned out, was caused by an incorrect response of the temperature sensor in the automatic control system. Missile launchers during operation corroded, and, if it was not monitored, sometimes the rocket exploded in the launcher. I had to use new (thick-walled) pipes.

The F-89D from 1954 to 1959 was launched by 25 interceptor squadrons based in Alaska, Labrador and inland states. At one time, the Scorpions were armed with an 30 39 air defense squadron based in Canada. F-89D served in Alaska Air Command, Air Defense Command and Northeast Air Command. From the end of the 1958 g, they were gradually replaced by supersonic fighters of the F-102 type “Delta Dugger” and F-101 “Voodoo”. After the United States Air Force was decommissioned, the Scorpions entered US National Guard aircraft. They were first received by the 178 Squadron in North Dakota. The last FD was decommissioned by the US Air Force in 1961. In the Air Force National Guard, they flew to 1969 year.



The designation F-89E received the F-890 variant under the engine Allison J71 with the KG 4400. The J71 engine, it was hoped, should have provided the Scorpion with better thrust-to-weight ratio and lower fuel consumption, which should have significantly increased the range of the interceptor. One F-89, modified under the new engines J71-A-3, received the designation YF-89Е. However, work on the project was discontinued, although the experienced YF-89Е was still used for a long time as a flying laboratory.

The designation F-89E was also used for the design of a single escort fighter. The F-89E was supposed to get two engines of the General Electric J71-GE-21 with a load of 4131 kg. The wing area was increased due to the greater sweep of the leading edge. Armament was to consist of 108 missiles in large underwing fairings, which also removed the main landing gear. As an alternative, ten 12,7-mm machine guns, six 20-mm guns or six MX-904 missiles could be installed in the bow. The maximum speed of the escort fighter was expected at 1100 km / h, and the range was 1616 km. This project was never implemented.

The F-89F project was a development of the F-89D for a pair of engines General Electric J47 4131 kg. The wing area increased due to the greater sweep of the leading edge. The armament was planned to be installed in the underwing fairing following the model of the F-89 escort fighter - six air-to-air guided missiles Falkon or 42 unguided missiles. At the rear of the fairing, 3411 l of fuel was placed behind the rockets. The height of the fuselage was increased, and behind the cabin a large gargrot was installed right up to the keel. The stabilizer was lowered from the keel to the fuselage. This project did not go longer than the layout, the current as in the process of work is constantly planned increase in take-off weight and, consequently, a decrease in flight data. As a result, the US Air Force lost interest in the project and work on the F-89F was terminated in August 1952.

Another project based on the F-89D was the F-89G. In general, this project did not differ from the F-89F, but the aircraft still had Allison J35-A-35 engines with a 3270 kg load, as in the last F-89D. On the F-89G they planned to install the Hughes MA-1 fire control system, which was designed for the new XF-106 interceptor, as well as the Falcon missiles. This option also did not go beyond the drawing board.

The F-89H (N-138) was an adaptation of the F-89D to the new Falcon air-to-air guided missiles. In fact, it was the development of the F-89G project under the Hughes MA-1 fire control system and the Falcon rocket. After the cessation of work on the F-89G, the Northrop company suggested simply installing a simplified version of Hughes MA-89-E-1 on the F-9D. The United States Air Force agreed to refine the three F-89D accordingly. And only one of them was renamed to YF-89Н.

The fairings on the wing tips of the F-89D were refined and increased in size, which made it possible to place six separate compartments for cleaning missiles in them. Three compartments were designed for Hughes GAR-1 “Falcon” missiles, and the other three were designed for launchers with seven 70-mm missiles each. Thus, the total F-89H ammunition included six Falcon missiles and the MITI Mouse 42 missiles.



Rockets "Falcon" in the process of flight were removed in their compartments, from where they were released into the stream just before launch. Hughes GAR-1 "Falcon" was the first American guided missile adopted for service. Work on it began in 1947 year. And initially she wore a fighter designation - F-98. However, in 1950, it was renamed GAR-1. Starting weight "Falcon" was 50 kg. It was equipped with a solid engine "Cap". The rocket had swept wings of small elongation, ending with guided surfaces. The Falcon carried the 13-kg warhead. The guidance was semi-active, radar. The launch range was 6 km.

In 1962, the designation of the rocket was changed to AIM-4. Later, a version of the Falcon was developed for an infrared homing head, which received the designation GAR-2 (later AIM-4В). In the battle, it was planned to launch on the target one rocket of each type, which increased the probability of defeat.

The US Air Force received the first serial F-89H in September 1955 of the year, but the first part with them - the 445 squadron of interceptors at the Wirtsmith airbase - could be put into operation only in March of the 1956 of the year. The main reason for the delay were steel launchers of unguided missiles and the E-9 fire control system. As in the case of the F-89D, corrosion of the launch tubes of the unguided missiles was noted, which could lead to their explosion at the moment of launch. There were problems with the E-9, it had to be brought in to ensure maximum efficiency in the use of rocket weapons.



Since work on supersonic aircraft was rapidly advancing at that time, especially along the Convair F-102A Delta Dagger, the F-89H service in the US Air Force was short. In November, the first F-1957H, which entered service with the 89 squadron of interceptor fighters at Oregon air base, was already transferred to the National Guard Air Force in November. By September 123, all F-1959H were already in the Air Force National Guard.

F-89J (model N-160) was a previously released F-89D, equipped with a nuclear unguided air-to-air missile Douglas MB-1 "Jeni". The development of the Jeni nuclear missile began at Douglas Aircraft in 1955, in collaboration with the Los Alamos National Laboratory, which was responsible for the nuclear warhead. The missile was uncontrollable, as the power of the nuclear charge guaranteed defeats the target within the standard error of aiming.

The nuclear missile was equipped with a solid-fuel engine with a kg 1660. Take-off weight was 373 kg. Stability on the course was provided with cruciform plumage. The launch range was about 9 km. The warhead had a W25 nuclear charge with a capacity of 1,5 kg. The radius of the defeat of the Americans was estimated at 300 m.

The F-89J carried two Geni missiles in the underwing launchers. On most F-89J, the armament in the end tanks was dismantled, and the capacity of the tanks increased by 2274 l, although some retained the standard for F-89D armament. Later, two more pylons were installed on the F-89J under each wing of the wing - this time for the Falcon air-to-air guided missiles, which have a conventional warhead.



On the F-89J, there was a Hughes MG-12 fire control system, an improved version of the E-9, mounted on the F-89D. During the interception, the fire control system tracked the target and, at the right time, issued a command to the pilot to put a nuclear charge on a combat platoon, fired a missile, issued a command to the interceptor's lapel to avoid being hit by a nuclear explosion, and at the right moment remotely undermined the nuclear warhead of the missile.

The refined F-89J were known under the code name “The 205G Weapon System”. The first F-89J were commissioned in November 1956 of the year, having entered service with the 84 squadron of interceptor fighters at Hamilton Air Base. This squadron, 1 January, 1957, the year was on alert on duty. Initially, the interceptors were armed with only one missile c nuclear filling.

The first real nuclear launch of the Jeni nuclear missile took place in July 1957 of the year, as part of the Operation Plubum nuclear test. 19 July with an F-89J over the Yuka test site, the MV-1 rocket was launched, the nuclear part of which was blown up at 5000 m. Under the place of the rocket explosion, volunteers from the Air Force officers were quoted in the American press. Immediately after the tests, they were commissioned, although it is very likely that their health was monitored over the next few years.

In total, the X-NUMX F-89D was remade in the F-350J. Works were carried out from March 89 to February 1956. The first production rocket “Jeni” was put into service in May, 1958. In total, up to 1957, about 1963 “Jeni” missiles with nuclear warhead were produced. In the early sixties, the designation of the rocket was changed to AIR-3150A.

F-89J with nuclear warheads “Jeni” (and with unguided rockets “Mighty Mouse”, if the end containers of weapons from F-89D were kept) were the most powerful armed interceptors of the USAF. However, soon, new supersonic interceptors McDonell R-101В “I will be” and Conveyr P-106А, Delta Dart and F-89J began to be introduced into service with the National Guard. By the 1962 year, already nine squadrons of the National Guard had F-89J with nuclear weapons. Only in 1968 r they were finally replaced by supersonic interceptors.



Apparently, this was the only case of the use of nuclear weapons by the US National Guard. F-89J is now on display at the US Air Force Museum at Wright-Patterson Air Base.

Sources:
Kolov G. "Scorpion" with a nuclear sting // Planes of the world. 2000. No.1. C. 26-32.
Zharkova A. Northrop F-89 "Scorpion". US Night Guard // World Aviation. No.213. C. 8-10.
Firsov A. US Fighters // Aviation Collection. No.14. C. 4-8.
Green V., Cross R. Jet aircraft of the world. M .: Voenizdat, 1957. C.187-189.
Winchester J.. Jet fighters. M .: Astrel, 2013. C. 58-64.
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. The comment was deleted.
  2. WUA 518
    WUA 518 25 January 2016 09: 38
    +9
    The first real nuclear launch of the Jeni nuclear missile took place in July 1957 of the year, as part of the Operation Plubum nuclear test. 19 July with an F-89J over the Yuka test site, the MV-1 rocket was launched, the nuclear part of which was blown up at 5000 m. Under the place of the rocket explosion, volunteers from the Air Force officers were quoted in the American press. Immediately after the tests, they were commissioned, although it is very likely that their health was monitored over the next few years.
    The test, by the way, was carried out in order to certify the safety of the use of such missiles.
    over their own populated territory (they were planned to be used in US air defense ...).
    Five volunteer officers stood under the epicenter of a future explosion in ordinary uniform
    and the photographer who captured the event. These people survived and even expressed delight
    about their unique "adventure". All of them in later life
    experienced various problems with oncology, but everyone lived for a long time and died in a very
    advanced age (and not all from oncology). The last two died, as I recall
    in 2013 and 2014 years.
    Actually the chronicle of the test
  3. Belimbai
    Belimbai 25 January 2016 10: 28
    +7
    Option with retractable rockets and nur, just tin .... just star wars))))).
  4. Kir1984
    Kir1984 25 January 2016 14: 30
    +1
    they are generally frostbitten
  5. Sergey-8848
    Sergey-8848 25 January 2016 15: 36
    +1
    This was a period of general euphoria from the effectiveness of nuclear weapons, as a superweapon that could solve all-all military and peaceful tasks (he did not pass us either). Even not only weapons, but also everything related to atomic energy - a lot of projects of nuclear ground, air, water and space transport, ideas about using nuclear reactors wherever possible.
    Everything pretty quickly died down, as soon as it became clear that penetrating radiation and radioactive contamination of the area (the 3rd and 4th damaging factors of WMD, as we all have been taught) are, though not the most powerful in emitted energy, but the most harmful in the long-term effect on man and all surrounding natural and man-made environment.
  6. Dekabrev
    Dekabrev 25 January 2016 22: 49
    0
    Well, just not 1,5 kg. On Wikipedia, on one page, two different values ​​(1,25 and 1,5 ct). Mysterious Janie! Fifteen hundred tons of TNT and only 300 m radius of destruction! Even amazing. Lemon, if I am not mistaken, spills 50 m fragments at a capacity of 60 grams. A safe distance of 200 meters.
  7. Dekabrev
    Dekabrev 25 January 2016 23: 16
    +1
    I remember seeing an excerpt from some old American popular science film with a rosy-cheeked housewife in a kitchen equipped with a nuclear reactor. Our soldiers in those days with shovels cleaned radioactive ash from the roof of the barracks. About the times! About morals! They showed, somehow, a shooter from a Tu-95 dropping the "Tsar Bomb". Old man. All the other crew members had already died, I don't know from what, but they were all much older - a shooter, after all, he was a conscript. True, and he apparently received the highest dose, because he was sitting in the very tail. He said that the window was closed with blinds, black glasses in front of his eyes and with his eyes closed, he saw the light as in the day. The plane was painted with a special reflective paint before.
    and polished.
    And the article is very interesting.

«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II

«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


Основной серийной версией «Скорпиона» стал F-89D («модель N-68»), которых было выпущено 682 штуки. Этот вариант отличался от F-89С заменой пушечного вооружения на неуправляемые авиационные ракеты (НАР). Пусковые установки ракет были установлены в носовой части концевых топливных баков. Новые баки стали длиннее и шире. Первую треть их длины занимали 52 пусковые трубы для 70-мм ракет FFAR. Эти ракеты также назывались «Майти Маус». Эффективная дальность стрельбы этими НАР достигала 900 м. Задняя часть бака вмещала 1167 л топлива.

Перед открытием огня пилот мог выбрать количество ракет в залпе. Можно было выпустить все 104 ракеты всего за 0,25 секунды. Ракеты можно было также пускать несколькими залпами: двумя — по 82 и 42 ракеты; тремя — 42, 32 и 30 ракет. Одного попадания обычно было достаточно для вывода бомбардировщика из строя. Однако ракеты имели малую скорость и большое рассеивание, что делало проблематичным поражение цели. В то же время перехватчик в момент пуска сам находился в зоне действия бортового оружия бомбардировщика. И надо сказать, что снаряды 23-мм пушек советских бомбардировщиков, напротив, имели хорошую кучность, а тяжелый самолет являлся устойчивой платформой, обеспечивающей качественное прицеливание, что значительно снижало возможность «Скорпиона» применить свои ракеты в зоне эффективной дальности стрельбы. Со временем, гораздо позже, чем в других странах, американцы все-таки осознали бесперспективность использования НАР для поражения воздушных целей.


«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


С установкой ракетного вооружения пушки с самолета были сняты. Носовая часть самолета при этом была переделано под новую систему управления огнем Хьюз Е-6, включавшую в себя локатор АРG-40 и вычислитель АN/АРА-84. Бывший отсек вооружения занял 993-л топливный бак. F-89D мог также дополнительно нести подкрыльевые сбрасываемые топливные баки по 758 л. Общий запас топлива при этом достигал 10745 л.

Первый F-89D был переделан из серийного F-89В и получил обозначение YF-89D. Первый полет этой машины состоялся 23 октября 1951 года, а первые два серийных F-89D поставили ВВС США 30 июня 1952-го. До того, как выявился дефект крыла «Скорпиона», успели собрать около 125 F-89D, полеты на которых пришлось запретить, а машины отправить на завод для доработки.

«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


Первым боеспособным подразделением, оснащенным самолетами F-89D, стало 18-я эскадрилья истребителей-перехватчиков на авиабазе в Миннеаполисе, штат Миннесота, вступившая в строй 7 января 1954 года.

В процессе эксплуатации F-89D было выявлено несколько проблем, которые решались уже в строевых частях. Так, во время полета на большой высоте проходил неожиданный «провал» тяги двигателя, который, как оказалось, вызывался неверным срабатыванием датчика температуры в системе автоматического управления. Пусковые установки ракет в процессе эксплуатации коррозировали, и, если это не отслеживали, то порой ракета взрывалась в пусковой установке. Пришлось использовать новые (толстостенные) трубы.

F-89D с 1954 по 1959 год поступили на вооружение 25 эскадрилий истребителей-перехватчиков, базировавшихся на Аляске, п. Лабрадор и внутренних штатах. Одно время «Скорпионами» были вооружены 30 из 39 эскадрильи ПВО, базировавшихся на территории Канады. F-89D служили в Аляскинском воздушном командовании, в Командовании ПВО и в Северо-восточном воздушном командовании. С конца 1958 г их стали постепенно заменять на сверхзвуковые истребители типа F-102 «Дельта дaггер» и F-101 «Вуду». После снятия с вооружения ВВС США «Скорпионы» поступали в авиацию Национальной гвардии США. Первой их получила 178-я эскадрилья в штате Северная Дакота. Последний F-D был снят с вооружения ВВС США в 1961 году. В ВВС Национальной гвардии они летали до 1969 года.

«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


Обозначение F-89Е получил вариант F-890 под двигатель Аллисон J71 тягой 4400 кг. Двигатель J71, как надеялись, должен был обеспечить «Скорпиону» лучшую тяговооруженность и меньший расход топлива, что должно было заметно увеличить радиус действия перехватчика. Один F-89С, доработанный под новые двигатели J71-А-3, получил обозначение YF-89Е. Однако работы по проекту были прекращены, хотя опытный YF-89Е еще долго использовался в качестве летающей лаборатории.

Обозначение F-89Е использовалось также для проекта одноместного истребителя сопровождения. F-89Е при этом должен был получить два двигателя Дженерал-электрик J71-GЕ-21 тягой по 4131 кг. Площадь крыла была увеличена за счет большей стреловидности передней кромки. Вооружение должно было состоять из 108 ракет в больших подкрыльевых обтекателях, в которые также убирались основные стойки шасси. В качестве альтернативного варианта в носовой части можно было установить десять 12,7-мм пулеметов, шесть 20-мм пушек или шесть ракет МХ-904. Максимальная скорость истребителя сопровождения ожидалась в 1100 км/ч, а радиус действия — 1616 км. Этот проект так и не был реализован.

Проект F-89F представлял собой развитие F-89D под пару двигателей Дженерал электрик J47 тягой 4131 кг. Площадь крыла увеличивалась за счет большей стреловидности передней кромки. Вооружение планировалось установить в подкрыльевых обтекателях по образцу проекта истребителя сопровождения F-89Е — шесть управляемых ракет «воздух-воздух» «Фалкон» или 42 неуправляемые ракеты. В задней части обтекателя, за ракетами размещалось 3411 л топлива. Высота фюзеляжа была увеличена, а за кабиной был установлен большой гаргрот до самого киля. Стабилизатор опустили с киля на фюзеляж. Этот проект не пошел дольше макета, ток как в процессе работ постоянно планировался рост взлетного веса и, следовательно, снижение летных данных. В результате ВВС США потеряли интерес к проекту и работы по F-89F были прекращены в августе 1952 года.

Другим проектом на базе F-89D стал F-89G. В целом этот проект не отличался от F-89F, но на самолете оставались двигатели Аллисон J35-А-35 тягой по 3270 кг, как на последних F-89D. На F-89G планировали установить систему управления огнем Хьюз МА-1, которая проектировалось для нового перехватчика ХF-106, а также ракеты «Фалкон». Этот вариант также не пошел дальше чертежной доски.

F-89Н (N-138) представлял собой адаптацию F-89D под новые управляемые ракеты «воздух-воздух» «Фалкон». Фактически он представлял собой развитие проекта F-89G под систему управления огнем Хьюз МА-1 и ракеты «Фалкон». После прекращения работ по F-89G, компания Нортроп предложила просто установить на F-89D упрощенный вариант Хьюз МА-1-Е-9. ВВС США согласились на доработку соответствующим образом трех F-89D. Причем только один из них был переименован в YF-89Н.

Обтекатели на законцовках крыла F-89D были доработаны и увеличены по площади, что позволило разместить в них по шесть отдельных отсеков для уборки ракет. Три отсека предназначались для ракет Хьюз GAR-1 «Фалкон», а три остальных — под пусковые установки на семь 70-мм ракет в каждой. Таким образом, общий боезапас F-89Н включал шесть ракет «Фалкон» и 42 ракеты «Майти Маус».

«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


Ракеты «Фалкон» в процессе полета убирались в свои отсеки, откуда выпускались в поток только непосредственно перед пуском. Хьюз GAR-1 «Фалкон» представляла собой первую американскую управляемую ракету, принятую на вооружение. Работы по ней начались еще в 1947 году. Причем первоначально она носила истребительное обозначение — F-98. Однако в 1950 году ее переименовали в GAR-1. Пусковой вес «Фалкона» составлял 50 кг. Она была оснащена твердотопливным двигателем «Цоколь». Ракета имела стреловидные крылья небольшого удлинения, заканчивающиеся управляемыми поверхностями. «Фалкон» несла 13-кг боевую часть. Наведение было полуактивным, радиолокационным. Дальность пуска составляла 6 км.

В 1962 году обозначение ракеты поменяли на АIМ-4. Позже была разработана версия «Фалкона» под инфракрасную головку самонаведения, получившую обозначение GAR-2 (позже АIМ-4В). В бою планировалось пускать по цели по одной ракете каждого типа, что увеличивало вероятность поражения.

ВВС США приняли первый серийный F-89Н в сентябре 1955 года, но первую часть с ними — 445-ю эскадрилью перехватчиков на авиабазе Виртсмит — удалось ввести в строй только в марте 1956 года. Главной причиной задержки при этом стали пусковые установки неуправляемых ракет и система управления огнем Е-9. Так же, как и в случае с F-89D, отмечалась коррозия пусковых труб неуправляемых ракет, что могло привести к их взрыву в момент пуска. Были проблемы и с Е-9, ее пришлось доводить, чтобы обеспечить максимальную эффективность применения ракетного оружия.

«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


Так как в то время быстро продвигались работы по сверхзвуковым самолетом, особенно по Конвэйр F-102А «Дельта Даггер», служба F-89Н в составе ВВС США была короткой. В ноябре 1957 г в состав ВВС Национальной гвардии уже был передан первый F-89Н, поступивший на вооружение 123-й эскадрильи истребителей перехватчиков на авиабазе Орегон. К сентябрю 1959 года все F-89Н уже состояли в ВВС Национальной гвардии.

F-89J (модель N-160) представляли собой ранее выпущенные F-89D, оснащенные ядерной неуправляемой ракетой «воздух-воздух» Дуглас МБ-1 «Джени». Разработка ядерной ракеты «Джени» началась на «Дуглас эйркрафт» в 1955 году, в сотрудничестве с Лос-Аламосской национальной лабораторией, отвечавшей за ядерную боеголовку. Ракета была неуправляемой, так как мощь ядерного заряда гарантировала поражение цели в пределах среднеквадратичной ошибки прицеливания.

Ядерная ракета оснащалась твердотопливным двигателем с тягой 1660 кг. Взлетный вес составлял 373 кг. Устойчивость на курсе обеспечивалась крестообразным оперением. Дальность пуска была около 9 км. Боевая часть имела ядерный заряд W25 мощностью 1,5 кг. Радиус поражения американцами оценивался в 300 м.

F-89J нес две ракеты «Джени» на подкрыльевых пусковых установках. На большинстве F-89J, вооружение в концевых баках демонтировалось, а емкость баков увеличивалась на 2274 л, хотя некоторые и сохранили стандартное для F-89D вооружение. Позже на F-89J установили еще два пилона под каждой консолью крыла — на сей раз для управляемых ракет «воздух-воздух» «Фалкон», имеющих обычную боевую часть.

«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


На F-89J стояла система управления огнем Хьюз МG-12 — улучшенный вариант Е-9, стоявшей на F-89D. Во время перехвата система управления огнем отслеживала цель и в нужный момент выдала пилоту команду поставить ядерный заряд на боевой взвод, пускала ракету, выдавала команду на отворот перехватчика, чтобы избежать поражения ядерным взрывом, и в нужный момент дистанционно подрывала ядерную боевую часть ракеты.

Доработанные F-89J были известны под кодовым обозначением «Система вооружения 205G». Первые F-89J были введены в строй в ноябре 1956 года, поступив на вооружение 84-й эскадрильи истребителей-перехватчиков на авиабазе Гамильтон. Эта эскадрилья уже с 1 января 1957 года заступила на боевое дежурство. Первоначально перехватчики были вооружены только одной ракетой c атомной начинкой.

Первый реальный боевой пуск ядерной ракеты Джени состоялся в июле 1957 года, в рамках ядерных испытаний «Операция Плюмбум». 19 июля с F-89J над полигоном Юка, была запущена ракета МВ-1, ядерная часть которой была подорвана на высоте 5000 м. Под местом взрыва ракеты находились, как было указано в американской прессе, добровольцы из числа офицеров ВВС. Сразу после испытаний их комиссовали, хотя весьма вероятно, что в течение нескольких последующих лет за их здоровьем велось наблюдение.

Всего в F-89J были переделаны 350 F-89D. Работы осуществлялись с марта 1956 года по февраль 1958-го. Первая серийная ракета «Джени» была поставлена на вооружение в мае 1957 г. Всего до 1963 года было произведено около 3150 ракет «Джени» с ядерной боевой частью. В начале шестидесятых обозначение ракеты поменяли на АIR-2А.

F-89J с ядерными ракетами «Джени» (и с неуправляемыми ракетам «Майти Маус», если сохранялись концевые контейнеры вооружения от F-89D) являлись самыми мощно вооруженными перехватчиками ВВС США. Однако вскоре, на вооружение стали поступать новые сверхзвуковые перехватчики Макдонелл Р-101В «Буду» и Конвэйр Р-106А, «Дельта дарт» и F-89J стали передаваться частям Национальной гвардии. К 1962 году, уже девять эскадрилий Национальной гвардии имели в своем составе F-89J с ядерным вооружением. Только в 1968 г их окончательно заменили на сверхзвуковые перехватчики.

«Скорпион»: перехватчик с ядерной ракетой. Часть II


По-видимому, это был единственный случай эксплуатации ядерного оружия Национальной гвардией США. Сейчас F-89J выставлен в музее ВВС США на авиабазе Райт-Пэттерсон.

Источники:
Колов Г. "Скорпион" с ядерным жалом // Самолеты мира. 2000. №1. С. 26-32.
Жаркова А. Northrop F-89 «Scorpion». Ночной страж США // Мировая авиация. №213. С. 8-10.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №14. С. 4-8.
Грин В., Кросс Р. Реактивные самолёты мира. М.: Воениздат, 1957. С.187-189.
Винчестер Дж. Реактивные истребители. М.: Астрель, 2013. С. 58-64.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Комментарий был удален.
  2. АВП 518 25 января 2016 09:38
    Первый реальный боевой пуск ядерной ракеты Джени состоялся в июле 1957 года, в рамках ядерных испытаний «Операция Плюмбум». 19 июля с F-89J над полигоном Юка, была запущена ракета МВ-1, ядерная часть которой была подорвана на высоте 5000 м. Под местом взрыва ракеты находились, как было указано в американской прессе, добровольцы из числа офицеров ВВС. Сразу после испытаний их комиссовали, хотя весьма вероятно, что в течение нескольких последующих лет за их здоровьем велось наблюдение.
    Испытание, кстати, проводили с целью удостоверить безопасность применения таких ракет
    над собственной населенной территорией (применять-то их планировали в ПВО США...).
    Под эпицентр будущего взрыва в обычной униформе встали пятеро офицеров-добровольцев
    и фотограф, который и запечатлел событие. Эти люди уцелели и даже выражали восторг
    по поводу доставшегося им уникального "приключения". Все они в последующей жизни
    испытали различные проблемы с онкологией, но все прожили долго и умерли в весьма
    пожилом возрасте (и не все - от онкологии). Последние двое умерли, насколько я помню,
    в 2013 и 2014 годах.
    Собственно хроника испытания
  3. Belimbai 25 января 2016 10:28
    Вариант с выдвижными ракетами и нур, просто жесть....прямо звездные войны))))).
  4. Кир1984 25 января 2016 14:30
    они вообще отмороженные
  5. Сергей-8848 25 января 2016 15:36
    Это был период общей эйфории от эффективности ЯО, как супероружия, могущего решать все-все военные и мирные задачи (он и нас не минул). Даже не только оружия, а и всего, что связано с энергией атома - масса проектов ядерного наземного, воздушного, водного и космического транспорта, идеи о применении ядерных реакторов везде, где только возможно.
    Всё довольно быстро стихло, как только выяснилось, что проникающая радиация и радиоактивное заражение местности (3-й и 4-й поражающие факторы ОМП, как нас всех учили) являются хоть и не самыми мощными по выделяемой энергии, но самыми вредными по длительному воздействию на человека и всю окружающую его природную и техногенную среду.
  6. Dekabrev 25 января 2016 22:49
    Ну только не 1,5 кг. В Википедии на одной странице два разных значения (1,25 и 1,5 кт). Загадочная Джени! Полторы тысячи тонн тротила и всего 300 м радиус поражения! Даже удивительно. Лимонка, если не ошибаюсь, осколки на 50 м разбрасывает при мощности 60 граммов. А безопасная дистанция метров 200.
  7. Dekabrev 25 января 2016 23:16
    Помнится видал отрывок из какого-то старого научно-популярного американского фильма с розовощекой домохозяйкой на кухне оборудованной ядерным реактором. Наши солдаты в те времена лопатами счищали радиактивный пепел с крыши казармы. О времена! О нравы! Показывали, как-то, стрелка с Ту-95 сбрасывавшего "царь-бомбу". Пожилой человек. Все остальные члены экипажа уже умерли, не знаю от чего, но все они были значительно старше - стрелок, ведь был солдатом срочной службы. Правда и дозу он, видимо, получил наибольшую, он ведь сидел в самом хвосте. Говорил, что окошко было закрыто жалюзи, на глазах черные очки и закрытыми глазами он увидал свет как днем. Самолет перед этим выкрасили специальной светоотражющей краской
    и отполирован.
    А статья очень даже интересная.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня