Military Review

How to break the throat of the enemy - a lesson for all time

11
How to break the throat of the enemy - a lesson for all time



Let's drink to those who commanded the companies
Who was dying in the snow,
Who made their way to Leningrad swamps
Throat breaking the enemy.
P. Shubin. "Volkhovskaya table"


18 January 1943, as a result of Operation Iskra, the troops of the Leningrad and Volkhov fronts united near the southern shore of Lake Ladoga, breaking through the land blockade of Leningrad. This saved hundreds of thousands of lives in the besieged city and made the final defeat of the Germans in the north-west of the USSR only a matter of time.


Map. The heroic defense of Leningrad. November 1942 - December 1943 Map. The heroic defense of Leningrad. November 1942 - December 1943

Plans for two offensive operations near Leningrad were developed by the military headquarters as early as November 1942. The first operation, which received the conditional name "Shlisselburgskaya", provided for the release of Leningrad by forces of two fronts in the area of ​​the city of the same name near the outflow of the Neva from Lake Ladoga. If successful, it became possible to connect Leningrad with the “mainland” along the southern edge of Ladoga. The second operation involved breaking through a corridor to the Oranienbaum bridgehead, a small area on the southern shore of the Gulf of Finland, which the Germans had cut off from Leningrad, but were never able to capture it.

However, the Soviet command decided that Oranienbaum would wait for a while, and all the forces needed to be thrown at the breakthrough of the blockade of Leningrad, which had experienced the second winter of the enemy siege. The terrible blockade winter of 1941-42 destroyed people, first of all, by hunger and cold. By the second winter, when the supply of the city had slightly improved thanks to the navigation that had lasted until December on Ladoga and the newly earned Life Road, enemy shelling and bombardment had sharply increased. In the summer of 1942, long-range superheavy guns were deployed around the railway platforms around Leningrad. From falling their shells weighing almost a ton of houses collapsed entirely. The continuation of the blockade in the old conditions led to the loss of even more lives and the complete destruction of the city.


Filming of Leningrad through the stereo. Observations of German gunners who stood in the area of ​​Krasnoe Selo

At the same time, the start of Operation Iskra was, of course, chosen not from humanitarian considerations. General of the Army Georgy Zhukov, a representative of the General Headquarters of the Supreme Command, who was sent to Leningrad at that time, explained in his post-war memoirs that after the defeat of the German troops in the Stalingrad region, the North-Western, Kalininsky and Western fronts had launched an offensive near Demyansk, Velikiye Luki and Rzhev. “To counter these operations and to reinforce their 16 army, which ended up in a demyan bag, the command of the German Army Group North would have to use all its reserves and transfer about seven divisions from Leningrad,” Zhukov writes. Thus, the German troops lost the ability to quickly build up forces in the direction of the Soviet breakthrough. The place for him was also chosen the most vulnerable for the Germans: where the ring of their troops was thinner than anything. And although the German command was well aware of where the Russian offensive could be expected, its time and scale became unexpected for the Germans.

The Supreme Command Directive No. 170 703 dated 8 December 1942, signed by Stalin and Zhukov, ordered “by joint efforts of the Volkhov and Leningrad fronts to crush the enemy grouping in the area of ​​Lipka, Gaitolovo, Moscow Dubrovka, Shlisselburg, and thus, they didn’t make it at the bottom of the floor. by the end of January, 1943 will complete the operation. ”


Map. January 1943 breakthrough of the blockade of Leningrad in the front of the map Map. January 1943 breakthrough of the blockade of Leningrad in the frontier headquarters

The Shlisselburg-Sinyavinskiy protrusion, which was to be attacked by Soviet troops, is a terrain on the southern shore of Ladoga, wooded, swampy and difficult to reach even in winter. Before the war, peat was actively harvested there, as a result of which numerous ditches, ditches and pits were added to the natural marshes, which made it difficult for the equipment to move and strengthened the position of the defenders to the attackers. Of particular difficulty was the need to force the wide Neva, on the snow-covered surface of which the Germans were advancing from the right bank of the Leningrad front.

“Even the frozen river was an extremely strong obstacle, since there were no shelters on the ice. It was viewed and swept from a steep, steep bank occupied by the enemy, whose height at the breakthrough section was from 5 to 12 meters. Hitler's troops reinforced this natural obstacle with a dense network of wire obstacles and minefields. The breakthrough of the defense in the presence of such fortifications of the enemy was a complex combat task, requiring great effort, high military skill and combat courage of all personnel, ”noted Georgy Zhukov in his memoirs.

To ensure the success of the offensive in such conditions was possible only with the help of thorough reconnaissance and a sudden crushing blow. Which was applied on January 12. To ensure surprise, the main Soviet units did not concentrate in advance at the front, but prepared for battles at some distance. For reconnaissance, our troops actively used balloons and Aviation. In advance, in the fall, Zhukov drew Stalin's attention to the lack of bombers and attack aircraft in the area of ​​the future breakthrough, and by January they had already managed to collect an air fist. At the same time, several tens of thousands of large-caliber artillery shells were delivered to the front. As Soviet officers recalled, in the evening before the offensive, Zhukov was at the forefront and was satisfied that the Germans were burning stoves and burning fires in places of deployment, not suspecting that there were only a few hours left before the positional battles ended.


Soviet bomber Pe-2 squadron commander in flight. Leningrad front. Xnumx

On the night of January 12, Soviet aviation inflicted massive strikes on artillery, command posts and communications of the enemy, and at 9: 30 in the morning artillery preparation began on both Soviet fronts, which lasted more than two hours. “On January 12, the second battle began on Lake Ladoga, and it began with 220 batteries, multiple rocket launchers and heavy mortars, and Soviet aircraft fully used their absolute superiority,” Wehrmacht Colonel Hartwig Polman recalled in his memoirs.

At the same time, from the side of the 67th Army of the Leningrad Front, fire was fired so as not to damage the Neva ice. This made it possible to immediately send not only infantry and light weapons, but also heavy ones to the coast captured by the enemy Tanks. In turn, the 2nd shock army of the Volkhov Front, advancing from the east, was supposed to take control of the number workers' settlements north of Sinyavino created during the pre-war peat mining and logging and turned by the Germans into well-fortified strongholds of their defense. The calculation was made on the fact that the enemy did not have enough strength and time to deter a double blow.

"In this battle, we managed to achieve tactical surprise, although the enemy knew that we were preparing to break the blockade (...) But when exactly, at what day and time, with what forces would we start the operation - the German command did not know (...) the blow of the Soviet troops, which The Nazis expected a whole year, that day was still unexpected for them, especially in terms of strength and skill, ”emphasized Georgy Zhukov in his book“ Memories and reflections. ”

For the first day of the offensive, the advancing units of both fronts, with heavy fighting, managed to advance into the depths of the German defense 2 − 3 kilometers. It was especially difficult on the flanks, where the density of the attacking troops was decreasing. The Germans threw into battle their reserve units from near Kirisha and were able to slow down the Soviet troops advancing towards each other for several days.


Map - scheme. January 1943 breakthrough of the siege of Leningrad by day Map - scheme. January 1943 breakthrough of the siege of Leningrad by day

15 and 16 January 1943, the troops of the Leningrad and Volkhov fronts fought for individual strongholds. Particularly fierce was the fight in the workers' settlements number 1 and number 5. According to military historians, units of the 136 th rifle division twice broke into Workers' Settlement No. 5, but could not gain a foothold in it. Part of the 18 th rifle division of the Volkhov front three times launched attacks on this village from the east, but also unsuccessfully. However, the Germans were no longer able to stop the Soviet offensive. The control of their units was violated, there were not enough tanks and shells, a single line of defense was crushed, and separate units were already surrounded.

“The superiority of the enemy forces was too depressing,” the already mentioned German colonel Holman recalled. - On January 17, the army command ordered the “Tuner Group”, which was completely dependent on air supply, to make a breakthrough (from the environment, - note), realizing that there were no longer any forces that could restore the front in the north "Bottle throat." It was not easy to make this decision, since there was no hope that one day there would be enough forces at the disposal of the army to return the lost territory. ”
January 18 came to a close. As evidenced by the final operational report of the headquarters of the Volkhov Front No. 037, on this day "the troops of the shock group of troops of the Volkhov Front continued to fight to connect with parts of the Leningrad Front and defeat the Sinyavinsky Center of Resistance." "After the defeat of the enemy in the Workers' villages №№ 1, 2, 5, the remnants of the defeated enemy, throwing weapons, equipment, ran through the forests (...) The troops of the 2 shock army after artillery preparation went on the attack and, developing an offensive (...) joined with the troops of the Leningrad Front, taking possession of the workers' settlements number 1 and 5 ".


Act on the connection of the troops of the Volkhov and Leningrad fronts Act on the connection of the troops of the Volkhov and Leningrad fronts

Thus, the blockade of Leningrad was broken. On the same day Shlisselburg was cleared from the Germans. The southern coast of Ladoga, in depth to 11 km from the displaced south of the front, came under the control of the Soviet command, which made it possible to lay here the railway and the highway, re-connecting Leningrad with the country, and save the people who remained in the city from starvation. Breakthrough blockade became the first in stories an example of the release of a large city by a simultaneous blow from the outside and inside.

“The breakthrough of the Leningrad blockade in January 1943 had a great military and political significance and was a turning point in the historic battle for Leningrad,” stressed George Zhukov. - Our victory finally eliminated the threat of German and Finnish troops in the Leningrad region. The plan of the fascist German command to strangle the defenders of the city with the bony hand of hunger was finally thwarted. The authority of fascist Germany was dealt an irreparable blow. ”

Modern military historians are not inclined to overestimate the strategic importance of what happened in those days, especially since the losses of the attacking side were great, and the Soviet troops did not succeed immediately to build on the success. But the moral and psychological significance of breaking the blockade is beyond doubt. In the battle for Leningrad, the Germans finally lost the initiative and could no longer count on seizing the city.


Meeting of the fighters of the Leningrad and Volkhov fronts at the workers' settlement number XXUMX during the operation to break the blockade of Leningrad. January 1
The army commander of the Volkhov Front, Army General Konstantin Meretskov, later recalled that Soviet soldiers and officers had already understood the importance of this success well. “Victory always inspires troops. But there was no such delight, no such triumph to observe either before the blockade was broken, nor in subsequent years, ”Meretskov wrote in his memoirs. The price of this victory was enormous: according to historians, the total combat losses of the Soviet troops of the Leningrad and Volkhov fronts in the course of the Iskra operation were 115 082 people, of which irrecoverable were 33 940 people.

In Leningrad itself news about breaking the blockade has become a true celebration. The emaciated people at the enterprises found the strength to go to rallies, congratulating each other on the event that they had been waiting for by that time for almost a year and a half.


The first train arrived at besieged Leningrad along the Polyany-Shlisselburg road, Finland Station, 7 February 1943 g

“The blockade is broken! We have been waiting for this day for a long time. We have always believed that he will, - poetess Olga Bergholz addressed the listeners of the Leningrad radio on the night of January 19 1943. - We were sure of this in the darkest months of Leningrad - in January and February of last year. Our relatives and friends who died in those days, those who are not with us in these solemn moments, dying, stubbornly whispered: "We will win." And each of us, looking at the face of death, worked in the name of defense, in the name of the life of our city, and everyone knew that the day of reckoning would come, that our army would break through the painful blockade. So we thought then. And this hour has come ... "

Until the city was completely liberated from the blockade, it was necessary to endure, fighting and laboring, another year and nine days.
Author:
Originator:
http://regnum.ru/news/polit/2056370.html
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. dmi.pris
    dmi.pris 26 January 2016 18: 45
    +8
    What joy it was then! .. But until the blockade was completely lifted, there was still a whole year .. On this narrow stretch, completely shot by artillery of the Nazis, many of our soldiers and railroad workers died ...
  2. pogranicnik
    pogranicnik 26 January 2016 18: 54
    +5
    Heroic was time !!! never forget !!!!
  3. bashkort
    bashkort 26 January 2016 19: 05
    +5
    I had a native uncle in the Marine Corps there - categorically refused to talk about those battles. Then he reached Koenigsberg - he was already telling something here.
  4. midshipman
    midshipman 26 January 2016 19: 22
    +7
    My father died in the first winter of the defense of Leningrad (December 27, 1941). But he managed to contribute to the liberation of Tikhvin on December 9, 1941. He took an active part in the creation of large-caliber railway artillery. I wrote an article about this in "VO" - "Unsent letters". Mother's brother, my uncle and aunts continued to defend Leningrad until complete liberation. Eternal memory and glory to them. I have the honor.
  5. jan
    jan 26 January 2016 19: 23
    +5
    The great feat of the great people. It will never be forgotten.
  6. Fonmeg
    Fonmeg 26 January 2016 20: 02
    +6
    Eternal glory and memory to our grandfathers and fathers who drove a bullet into the forehead of the spawn of humanity !!!
  7. DMM2006
    DMM2006 26 January 2016 22: 12
    +4
    Colleagues, the theme of breaking the blockade through the eyes of specific soldiers and commanders of the Red Army is very well shown by Alexei Ivakin in "Blockade Nocturne" and "Breaking the blockade. Hellish heights". I admit honestly when I read the tears themselves rolled out of my eyes, the feeling was that you yourself were there among our grandfathers (and for some of us and fathers) and "you break the enemy's throat and freeze in the snow." Forgive me for the pathos, but I write what I felt when I read it.

    It is a pity that young people in the overwhelming majority will not read such books, and in principle they will not read any books. It’s not interesting to them you see, the action is not enough to see.
    And the state, as always, does not have enough money to film such books, so that young people at least from the screen in 3D see the feat of those thanks to whom they were born.
    Somehow it all comes out ... unfortunately.
    1. Ivan Tartugai
      Ivan Tartugai 27 January 2016 09: 48
      0
      And the state, as always, does not have enough money to film such books ...

      Probably, there are not enough money in the Baltic republics, in Tajikistan, but the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan have no problems with money. Money mountains, the richest countries in the world. This money is only used ugly.
  8. Michael easily
    Michael easily 27 January 2016 01: 58
    +2
    ETERNAL MEMORY OF HEROES !!! A hand with a throat is better not to let go.
  9. Ivan Tartugai
    Ivan Tartugai 27 January 2016 08: 59
    0
    The price of this victory was enormous: according to historians, the total combat losses of the Soviet troops of the Leningrad and Volkhov fronts during Operation Iskra amounted to 115 people, of which 082 were irrecoverable.

    The price of victory is very huge. It is especially striking when you look at the aspect ratio. So from the side of the Red Army participated more than 300 thousand soldiers and commanders, and from the Wehrmacht about 100 thousand. In artillery with a caliber higher than 76 mm, from the Red Army side there are 4900 barrels, and from the Wehrmacht side 700 barrels, and in tanks in general overwhelming superiority from the Red Army side 600 tanks, and from the Wehrmacht 50. In aviation - from the Red Army side 800 aircraft, and from the Wehrmacht 200. Total ratio:
    -by people 3: 1;
    -on artillery 7: 1;
    -on tanks 12: 1;
    -on aviation 4: 1.
    There was no shortage of ammunition, fuel and lubricants either. In the memoirs, neither Meretskov, nor Zhukov, nor anyone noted.
    Not without reason, the German colonel Holman already mentioned in the article recalled that “the superiority of the enemy’s forces was too depressing».
    With such an overwhelming superiority in people and military equipment, both in quantity and in quality, the Red Army command, represented by Govorov, Meretskov, Zhukov, Voroshilov, could not take full advantage of the superiority and suffered great casualties with a 5: 1 ratio. Losses of the Wehrmacht amounted to about 20 thousand people killed, wounded, prisoners. About 1200 Wehrmacht fighters were captured. That is, the enemy was simply squeezed out of the isthmus.
    1. gaura
      gaura 9 November 2016 06: 45
      +1
      Nikolai Nikulin's book "Memories of War" describes all attacks as head-on on machine guns. For his reasons, the command did not bother at all with the issues of maintaining personnel, hoping to leave for reorganization away from the front.
      In general, after such books, thoughts about participating in some kind of hostilities immediately fly away. All these commanders earned themselves big stars on the deaths of thousands of men and it was and will be

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Как ломать горло врагу — урок на все времена


Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто умирал на снегу,
Кто в Ленинград пробивался болотами,
Горло ломая врагу.

П. Шубин. «Волховская застольная»


18 января 1943 года в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились вблизи южного берега Ладожского озера, прорвав сухопутную блокаду Ленинграда. Это спасло сотни тысяч жизней в осажденном городе и сделало окончательное поражение немцев на северо-западе СССР лишь вопросом времени.

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Карта. Героическая оборона Ленинграда. Ноябрь 1942 — декабрь 1943 Карта. Героическая оборона Ленинграда. Ноябрь 1942 — декабрь 1943

Планы сразу двух наступательных операций под Ленинградом были разработаны военными штабами еще в ноябре 1942 года. Первая операция, получившая условное название «Шлиссельбургской», предусматривала деблокирование Ленинграда силами двух фронтов в районе одноименного города у места вытекания Невы из Ладожского озера. В случае успеха появлялась возможность связать Ленинград с «большой землей» по южной кромке Ладоги. Вторая операция предусматривала пробитие коридора к Ораниенбаумскому плацдарму — небольшому району на южном берегу Финского залива, который немцы отрезали от Ленинграда, но так и не смогли захватить.

Однако советское командование решило, что Ораниенбаум пока подождет, и все силы нужно бросить на прорыв блокады Ленинграда, который переживал уже вторую зиму вражеской осады. Страшная блокадная зима 1941−42 годов губила людей, прежде всего, голодом и холодом. Ко второй зиме, когда снабжение города немного улучшилось благодаря продлившейся до декабря навигации на Ладоге и вновь заработавшей Дороге жизни, резко усилились вражеские артобстрелы и бомбардировки. Летом 1942 года вокруг Ленинграда были развернуты дальнобойные сверхтяжелые орудия на железнодорожных платформах. От попадания их снарядов весом почти в тонну дома рушились целиком. Продолжение блокады в прежних условиях вело к потере еще большего количества жизней и полному разрушению города.

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Сьемка Ленинграда через стереотрубу. Наблюдения немецких артиллеристов, стоявших в районе Красного Села

При этом время начала операции «Искра» было выбрано, конечно, не из гуманитарных соображений. Направленный в то время в Ленинград представитель Ставки Верховного Главнокомандования генерал армии Георгий Жуков в своих послевоенных мемуарах объяснил, что после разгрома немецких войск в районе Сталинграда Северо-Западный, Калининский и Западный фронты перешли в наступление под Демянском, Великими Луками и Ржевом. «Для противодействия этим операциям и усиления своей 16-й армии, оказавшейся в демянском мешке, командованию немецкой группы армий «Север» пришлось использовать все свои резервы и перебросить около семи дивизий из-под Ленинграда», — пишет Жуков. Тем самым немецкие войска лишились возможности быстро нарастить силы на направлении советского прорыва. Место для него также было выбрано самое уязвимое для немцев: там, где кольцо их войск было тоньше всего. И хотя немецкое командование прекрасно понимало, где можно ждать наступления русских, его время и масштаб стали для немцев неожиданными.

Директива Ставки Верховного Главнокомандования № 170 703 от 8 декабря 1942 года, подписанная Сталиным и Жуковым, предписывала «совместными усилиями Волховского и Ленинградского фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград, к исходу января 1943 г. операцию закончить».

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Карта. Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда в мосштабе фронтов Карта. Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда в мосштабе фронтов

Шлиссельбургско-синявинский выступ, который предстояло атаковать советским войскам, — местность на южном берегу Ладоги, лесистая, болотистая и труднопроходимая даже в зимнее время. До войны там активно велась добыча торфа, в результате чего к природным болотам добавились многочисленные канавы, рвы и ямы, что затрудняло передвижение техники и усиливало позиции обороняющихся перед наступающими. Особую трудность представляла необходимость форсирования широкой Невы, на заснеженной поверхности которой наступающие с правого берега части Ленинградского фронта были у немцев как на ладони.

«Даже замерзшая река представляла собой чрезвычайно сильную преграду, так как на льду не было никаких укрытий. Она просматривалась и простреливалась с занятого противником крутого обрывистого берега, высота которого на участке прорыва составляла от 5 до 12 метров. Гитлеровские войска усилили это естественное препятствие густой сетью проволочных заграждений и минными полями. Прорыв обороны при наличии таких укреплений противника являлся сложной боевой задачей, требовавшей больших усилий, высокого воинского мастерства и боевой отваги всего личного состава», — отмечал Георгий Жуков в своих мемуарах.

Обеспечить успех наступления в таких условиях можно было только с помощью тщательной разведки и внезапного сокрушительного удара. Который и был нанесен 12 января. Чтобы обеспечить внезапность, основные советские части не сосредотачивались заранее у фронта, а готовились к боям в некотором отдалении. Для разведки наши войска активно использовали аэростаты и авиацию. Заранее, еще осенью Жуков обратил внимание Сталина на недостаток бомбардировщиков и штурмовиков в районе будущего прорыва, и уже к январю здесь удалось собрать ударный воздушный кулак. Одновременно на фронт было доставлено несколько десятков тысяч артиллерийских снарядов крупного калибра. Как вспоминали советские офицеры, вечером перед наступлением Жуков побывал на передовых позициях и с удовлетворением убедился, что немцы в местах дислокации топят печи и жгут костры, не подозревая, что до окончания позиционных боев остались считаные часы.

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Советский бомбардировщик Пе-2 командира авиаэскадрильи в полете. Ленинградский фронт. 1943

В ночь на 12 января советская авиация нанесла массированные удары по артиллерии, командным пунктам и коммуникациям противника, а в 9:30 утра со стороны обоих советских фронтов началась артиллерийская подготовка, продолжавшаяся более двух часов. «12 января началась вторая битва на Ладожском озере, и началась она ураганным огнем 220 батарей, многочисленных ракетных установок и тяжелых минометов, при этом советская авиация полностью использовала свое абсолютное превосходство», — вспоминал в своих мемуарах полковник вермахта Хартвиг Польман.

При этом со стороны 67-й армии Ленинградского фронта огонь велся таким образом, чтобы не повредить невский лед. Это дало возможность сходу направить на захваченный врагом берег не только пехоту и легкое вооружение, но и тяжелые танки. В свою очередь, 2-я ударная армия Волховского фронта, наступая с востока, должна была севернее Синявино овладеть номерными рабочими поселками, созданными в ходе довоенных торфоразработок и лесозаготовок и превращенными немцами в хорошо укрепленные опорные пункты своей обороны. Расчет делался на то, что у врага не хватит сил и времени, чтобы сдерживать двойной удар.

«В этом сражении нам удалось достигнуть тактической внезапности, хотя противник знал, что мы готовимся прорвать блокаду (…) Но когда именно, в какой день и час, какими силами мы начнем операцию — немецкое командование не знало (…) удар советских войск, который гитлеровцы ожидали целый год, в тот день оказался все-таки для них неожиданным, особенно по силе и мастерству», — подчеркивал Георгий Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления».

За первый день наступления наступающим частям обоих фронтов с тяжелыми боями удалось продвинуться вглубь немецкой обороны на 2−3 километра. Особенно сложно приходилось на флангах, там, где плотность атакующих войск уменьшалась. Немцы бросили в бой свои резервные части из-под Киришей и смогли на несколько дней затормозить продвигавшиеся навстречу друг другу советские войска.

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Карта — схема. Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда по дням Карта — схема. Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда по дням

15 и 16 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов вели бои за отдельные опорные пункты. Особенно ожесточенной была схватка в Рабочих поселках № 1 и № 5. Как свидетельствуют военные историки, части 136-й стрелковой дивизии дважды врывались в Рабочий поселок № 5, но закрепиться в нем не могли. Части 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта три раза предпринимали атаки на этот поселок с востока, но тоже безуспешно. Однако остановить советское наступление немцы были уже не в силах. Управление их частями было нарушено, танков и снарядов не хватало, единая линия обороны смята, а отдельные подразделения уже оказывались в окружении.

«Превосходство сил противника было слишком угнетающим, — вспоминал уже упомянутый немецкий полковник Хольман. — 17 января командование армии приказало «группе Тюнера», которая полностью зависела от снабжения по воздуху, произвести прорыв (из окружения, — прим.), осознавая при этом, что уже не было в наличии сил, которые могли бы восстановить фронт в северной части «бутылочного горла». Принять это решение было нелегко, так как не было никаких надежд на то, что когда-нибудь в распоряжении армии окажется достаточно сил, чтобы возвратить потерянную территорию».
18 января наступила развязка. Как свидетельствует итоговая оперативная сводка штаба Волховского фронта № 037, в этот день «войска ударной группы войск Волховского фронта продолжали вести бои с целью соединения с частями Ленинградского фронта и разгрома Синявинского узла сопротивления». «После разгрома противника в Рабочих Поселках №№ 1, 2, 5, остатки разгромленного противника, бросая вооружение, снаряжение, разбегались по лесам (…) Войска 2-й ударной армии после артиллерийской подготовки перешли в атаку и, развивая наступление (…) соединились с войсками Ленинградского фронта, овладев рабочими Поселками № 1 и 5».

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Акт о соединении войск Волховского и Ленинградского фронтов Акт о соединении войск Волховского и Ленинградского фронтов

Таким образом, блокада Ленинграда была прорвана. В тот же день был очищен от немцев Шлиссельбург. Южный берег Ладоги, в глубину до 11 км от сместившегося южнее фронта, перешел под контроль советского командования, что позволило проложить здесь железную и автомобильную дороги, заново связавшие Ленинград со страной, и спасти от голодной смерти жизни жителей, остававшихся в городе. Прорыв блокады стал первым в истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри.

«Прорыв ленинградской блокады в январе 1943 года имел крупное военно-политическое значение и явился переломным моментом в исторической битве за Ленинград, — подчеркивал Георгий Жуков. — Наша победа окончательно устранила угрозу соединения немецких и финских войск в районе Ленинграда. План немецко-фашистского командования задушить защитников города костлявой рукой голода был окончательно сорван. Авторитету фашистской Германии был нанесен непоправимый удар».

Современные военные историки не склонны переоценивать стратегическое значение случившегося в те дни, тем более что потери наступающей стороны были велики, и сразу развить успех советским войскам тогда не удалось. Но морально-психологическое значение прорыва блокады сомнению не подлежит. В битве за Ленинград немцы окончательно утратили инициативу и уже не могли рассчитывать на захват города.

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов у Рабочего поселка №1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. Январь 1943
Командующий войсками Волховского фронта генерал армии Константин Мерецков позже вспоминал, что советские солдаты и офицеры уже тогда хорошо понимали важность этого успеха. «Победа всегда воодушевляет войска. Но такого восторга, такого ликования не приходилось наблюдать ни до прорыва блокады, ни в последующие годы», — писал Мерецков в своих мемуарах. Цена этой победы была огромна: по данным историков, общие боевые потери советских войск Ленинградского и Волховского фронтов в ходе проведения операции «Искра» составили 115 082 человека, из них безвозвратные — 33 940 человек.

В самом Ленинграде новость о прорыве блокады стала подлинным праздником. Изможденные люди на предприятиях нашли в себе силы выйти на митинги, поздравляя друг друга с событием, которого они ждали к тому времени уже почти полтора года.

Как ломать горло врагу — урок на все времена

Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г

«Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня. Мы всегда верили, что он будет, — обратилась к слушателям Ленинградского радио в ночь на 19 января 1943 года поэтесса Ольга Берггольц. — Мы были уверены в этом в самые черные месяцы Ленинграда — в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упрямо шептали: «Мы победим». И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя обороны, во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвет мучительную блокаду. Так думали мы тогда. И этот час наступил…»

До полного освобождения города от блокады необходимо было выдержать, сражаясь и трудясь, еще один год и девять дней.
Автор: Владислав Краев
Первоисточник: http://regnum.ru/news/polit/2056370.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. dmi.pris 26 января 2016 18:45
    Какая эта тогда была радость!..Но до полного снятия блокады еще был целый год..На этом узком отрезке,полностью простреливаемом артиллерией гитлеровцев погибло немало наших бойцов и железнодорожников..
  2. pogranicnik 26 января 2016 18:54
    Героическое было время!!! никогда не забывать!!!!
  3. bashkort 26 января 2016 19:05
    У меня дядька родной в морской пехоте там был - категорически отказывался рассказывать про те бои. Потом до Кенигсберга дошел - тут уже кое-что рассказывал.
  4. мичман 26 января 2016 19:22
    Мой отец погиб еще в первую зиму обороны Ленинграда (27 декабря 1941 года). Но он сумел внести свой вклад в освобождения Тихвина 9 декабря 1941 года. Принял активное участие в создании крупнокалиберной железнодорожной артиллерии. Об этом я написал статью в "ВО" - "Неотправленные письма". Брат матери, мой дядя и тетки продолжали защищать Ленинград до полного освобождения. Вечная им память и слава. Честь имею.
  5. джан 26 января 2016 19:23
    Великий подвиг Великого народа. Это никогда не забудется.
  6. Fonmeg 26 января 2016 20:02
    Вечная слава и память нашим дедам и отцам загнавшим пулю в лоб отродью человечества!!!
  7. DMM2006 26 января 2016 22:12
    Коллеги тема прорыва блокады глазами конкретных солдат и командиров Красной Армии очень хорошо показана у Алексея Ивакина в "Блокадном ноктюрне" и "Прорвать блокаду. Адские высоты". Признаюсь честно когда читал слёзы сами катились из глаз, чувство было что сам находишься там среди наших дедов (а для кого-то из нас и отцов) и "ломаешь горло врагу, и замерзаешь на снегу". Уж простите за пафос, но пишу то что сам чувствовал когда читал.

    Жаль что молодёжь в подавляющей части читать таких книг не станет, да и в принципе никаких книг они читать не станут. Не интересно им видите ли, экшена видать маловато.
    А у государства как всегда денег маловато, чтобы такие книги экранизировать, чтобы молодые хотя бы с экрана в 3D формате увидела подвиг тех благодаря кому они родились на свет.
    Как-то так всё оно выходит ... ксожалени.
    1. Иван Тартугай 27 января 2016 09:48
      А у государства как всегда денег маловато, чтобы такие книги экранизировать…

      Наверное, денег маловато и прибалтийских республик, у Таджикистана, но у РФ и РК проблем с деньгами нет. Денег горы, самые богатые страны мира. Только используются эти деньги по-уродски.
  8. Михаил Запросто 27 января 2016 01:58
    ВЕЧНАЯ ПАМАТЬ ГЕРОЯМ !!! А РУКУ с ГОРЛА лучше не попускать.
  9. Иван Тартугай 27 января 2016 08:59
    Цена этой победы была огромна: по данным историков, общие боевые потери советских войск Ленинградского и Волховского фронтов в ходе проведения операции «Искра» составили 115 082 человека, из них безвозвратные — 33 940 человек.

    Цена победы очень огромна. Особенно она поражает если посмотреть соотношение сил сторон. Так со стороны РККА участвовало более 300 тысяч бойцов и командиров, а со стороны вермахта около 100 тысяч. По артиллерии калибром выше 76 мм со стороны РККА 4900 стволов, а со стороны вермахта 700 стволов, а по танкам вообще подавляющее превосходство со стороны РККА 600 танков, а со стороны вермахта 50. По авиации – со стороны РККА 800 самолетов, а со стороны вермахта 200. Итого соотношения:
    -по людям 3:1;
    -по артиллерии 7:1;
    -по танкам 12:1;
    -по авиации 4:1.
    В боеприпасах, ГСМ недостатка тоже не было. В мемуарах ни Мерецков, ни Жуков, ни кто не отмечал.
    Недаром, уже упомянутый в статье немецкий полковник Хольман вспоминал, что «Превосходство сил противника было слишком угнетающим».
    При таком подавляющем превосходстве в людях и боевой технике, и в количестве, и в качестве командование РККА, в лице Говорова, Мерецкова, Жукова, Ворошилова не смогло в полной мере воспользоваться превосходством и допустило большие людские потери с соотношением 5:1. Потери вермахта составили около 20 тысяч человек убитыми, раненными, пленными. В плен попало около 1200 бойцов вермахта. Т.е противник был просто выдавлен из перешейка.
    1. gaura 9 ноября 2016 06:45
      В книге Николая Никулина "Воспоминания о войне" описание всех атак, как лобовых на пулеметы. По его соображениям, командование вообще не заморачивалось вопросами сохранения личного состава, надеясь уйти на переформирование подальше от фронта.
      Вообще после таких книг мысли об участии в каких-то боевых действиях сразу улетают. Все эти командиры заработали себе большие звезды на смерти тысяч мужиков и так было и будет

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня