Military Review

Light tank LK II: German armored car for Hungary and Sweden

4
History early german tanks of particular interest. For various reasons, Germany began to work in this direction relatively late, due to which the volume of construction equipment left much to be desired. Subsequently, the Treaty of Versailles was signed, which deprived the country of the right to create and use tanks. All these events had a great impact on a number of promising projects. So, at the final stage of World War I, a light tank LK II was created in Germany. He could not get into the German army, but was exported.


In 1917, the design team led by Joseph Vollmer developed the first German light tank, designated LK I (Leichter Kampfwagen - “Light fighting vehicle”). Only one sample of such a machine was built and tested, after which the military department demanded to redo the project. In addition, the project of J. Vollmer faced with the confrontation of competitors: while not only he was engaged in the creation of a light tank. After analyzing the existing projects, the military decided to order the creation of modified versions of all these developments. In connection with this, the team of J. Vollmer began work on the LK II project.

A modernized version of the light tank was developed in the spring of the 1918 of the year. In mid-June of the same year, the customer was presented with the documents and the layout of a promising combat vehicle. As part of the new project, the design team refined some units of the existing tank, and also made adjustments directly related to the updated customer requirements. As a result, the new tank LK II as a whole retained the look of the base LK I, but had a lot of noticeable differences.

Light tank LK II: German armored car for Hungary and Sweden
Tank LK II in the original configuration. Photo Aviarmor.net


Due to the lack of experience in creating tanks, as well as not having access to information about foreign developments, German engineers built tanks LK I and LK II according to the original scheme borrowed from the armored cars that existed at that time. Tanks received a body of a characteristic shape with a large hood in the front. Thus, the front part of the case was given under the engine compartment, and behind it was a habitable volume with a control compartment and a fighting compartment. Under the floor of the habitable compartment located transmission units.

When creating the LK II project, the best practices of the previous tank were used in the most active way. At the same time, however, some parts of the hull were modified to increase the level of protection. The hull was built on the basis of a frame, to which rolled sheets of necessary shapes and sizes joined on rivets. Most of the hull parts had a thickness of 14 mm, the roof and stern were 8 mm. This made it possible to protect the crew and internal units of the vehicle from shelling from various infantry weapons.

The hull of the new light tank had vertical sides, the height of which varied from the minimum in the front to the maximum in the stern. The front sheet was fastened to the sides with a radiator blind. It should be noted that in the initial version of the LK II project, the front sheet was installed with a slope backwards. The new tank was noticeably different from the base LK I form of the roof of the engine compartment. Instead of a flat roof made of one sheet, a construction was proposed from a flat narrow top part and two inclined sides. Such a multifaceted roof passed into the frontal part of the habitable compartment, made in the form of an inclined central sheet and two cheekbones. In the frontal details of the control compartment provided hatches for review.


Armored car with open doors and hatches. Photo Aviarmor.net


The hull feed had high vertical sides. Directly above the roof of the fighting compartment was envisaged felling with a rotatable semicircular shield and installation for weapons in the front. On the sides with the shield in contact with two small plates installed at an angle to the axis of the machine. Behind the tank was protected by a sloping stern sheet, on top - by a horizontal roof. In the sides of the hull were installed relatively large doors for landing. There was also a sunroof over the gun.

According to reports, the first copies of the LK II tank were completed with Daimler-Benz engines with an output of about 60 hp. Later, other motors with a power of at least 40-50 HP were used. The engine was equipped with a liquid cooling system and a radiator located behind the front of the hull. For better cooling, the radiator with a fan was blown with air drawn from the fighting compartment. In addition, this led to additional ventilation of the crew compartment and removal of powder gases from the weapon. Also, a modernized fuel system was used to ensure the supply of gasoline, regardless of the position of the machine in space.

The engine was associated with a mechanical transmission, which provided the transmission of torque to the stern drive wheels. It was coupled with a clutch associated with a four-speed manual gearbox. With the help of the shaft, passing under the floor of the habitable compartment, the torque was transmitted to the differential and the onboard gearboxes of a relatively simple design. A characteristic feature of the power plant and transmission of LK I and LK II tanks was the extensive use of existing units borrowed from mass-produced automobiles.


The chassis of the tank without a hull, transmission units are clearly visible. Photo Aviarmor.net


To change the direction of movement, the driver had to use two levers connected to different transmission units. So, in the front position, the lever included the clutch of the corresponding caterpillar, on average, disconnected it, and in the rear position it turned on the brake. Thus, the course control was carried out by reducing the rotation speed of one of the tracks.

The tank received a chassis with a large number of small diameter road wheels, typical of tanks of that time. On board the car was mounted six trucks, equipped with four rollers each. The guide wheels were located in the front of the hull, leading - in the stern. As part of the undercarriage, small-sized caterpillars with a width of 250 mm were used. Each tape consisted of 74 tracks. From the outside, the running gear was closed with an armored shield. In order to clean the chassis of dirt, it was decided to do in the guards on a pair of oblong-shaped holes.

The main armament of the LK II tank was to be mounted in an installation on the roof of the crew compartment. The tank did not receive a swivel turret, however, the installation design made it possible to direct the weapon horizontally within 30 ° from the longitudinal axis. For the installation of a relatively large and heavy equipment, it was proposed to use a thumbnail unit, optimally redistributing the load on the hull.


One of the tanks Strv fm / 21 of the Swedish army. Photo of Wikimedia Commons


In accordance with the original terms of reference, the prospective light tank was supposed to carry an 57-mm cannon. In the fighting compartment it was planned to place up to hundreds of unitary loading shells. As an additional weapon was proposed 7,92-mm MG.08 machine gun. For the use of the machine gun was proposed to use embrasures in the side doors of the crew compartment.

Also developed a version of a different set of weapons based on machine guns. In this case, a full-fledged rotating turret with machine guns and corresponding sighting devices was to be installed on the roof of the fighting compartment. For some reason, the creation of this unit was delayed, which is why in the first tests a tank with a gun was used.

The crew of the new tank consisted of three people: a driver, a gunner and a loader. If necessary, the gunner or loader had to use a machine gun. Jobs of all crew members were in the total habitable volume.


Swedish tanks in service in the field. Photo Sphf.se


The new light tank LK II turned out to be quite compact and did not differ much in mass. The length of the vehicle was 5,1 m, width - 1,95 m, height - 2,7 m. The combat weight was at the level of 8,5 t. In the future, the dimensions and weight changed slightly due to certain modifications of the weapons and body.

In the middle of 1918, the LK II project was generally approved by the customer, but some adjustments were required. The military considered that the proposed gun mount was not strong enough to equip an 57-mm cannon. In this regard, at the end of September, an offer appeared to re-equip the tank with an instrument of the Krupp 37 mm caliber. This has reduced the load on the machine design, as well as reduce its overall weight.

By the beginning of October, a prototype of a new tank was built, which was soon put to the test. The car showed good characteristics for its time. On a good road, the LK II could accelerate to 16 km / h, while off-road the maximum speed was noticeably reduced. The tank could climb a slope of steepness up to 40 ° and overcome ditches with a width of 2 m. Water barriers to a depth of 0,5 m could be crossed ford.


Crossing the river with a pontoon bridge. Photo Sphf.se


The LK II project received high marks. The proposed light tank was not inferior in its characteristics to the main foreign analogues or even surpassed them. In addition, it was beneficial in terms of economics. One such machine cost no more than 70 thousand marks, which allowed to start mass production and provide the troops with a large number of necessary equipment.

According to the results of tests of several new tanks, the German command decided to start the production of this vehicle. In the autumn of 1918, a plan to build 1000 LK II tanks appeared. The first 10 serial tanks were supposed to go to the troops in December, and in the spring of next year, monthly production had to reach the level of 200 machines. Two thirds of the armored vehicles were to receive cannon armament, the rest were machine guns.

Simultaneously with the preparation of serial construction, the design team of J. Vollmer created two projects of new technology based on a promising light tank. One project implied a shift of the forward control department and the abandonment of a tower or a deckhouse with armament. Feed in this case was given under the space for landing. Another project also used a modified hull with a displaced control compartment, and also provided for the release of a small platform in the stern. Such a machine could be used as an artillery tractor.


Museum sample Strv m / 21-29. Photo Blog.arsenalen.se


A promising light tank LK II appeared too late to catch the war. The difficult situation in the rear and at the front did not allow Germany to start production of this technology in a timely manner. As far as is known, by the time the war ended, none of the production tanks had been built completely. Most of the machines under construction remained in the form of a set of various units that need to be assembled.

By signing the Treaty of Versailles, Germany lost the right to develop and build armored vehicles. Nevertheless, a number of new projects were of great interest, because of which the German specialists had to violate the existing agreements and engage in frauds. In 1919, a contract was signed with Hungary, according to which German enterprises had to build a batch of LK II light tanks and send them to the customer under the guise of agricultural machinery.

Before the production of tanks for the Hungarian army began, the LK II project was finalized. The main changes were the case, the front part of which received a forward inclined front leaf without blinds, a lower-height combat compartment and a number of other innovations. In addition, on the roof of the hull mounted tower with a machine gun. Under this project, 14 armored vehicles were manufactured. Disassembled, under the guise of peaceful products, they were sent to Hungary, where they were assembled with the participation of German specialists. The operation of tanks by the Hungarian army continued until the early thirties.

In 1921, a similar agreement with Sweden appeared. Ten tanks in the upgraded turret version were disassembled into separate units and sent to the customer in this form. For camouflaging in documents, these machines were designated as tractors. According to reports, the tanks for Sweden received cannon and machine gun weapons. Tanks assembled with the help of German specialists were adopted under the designation Stridsvagn fm / 21.


Transmission museum tank, photo from the restoration. Photo Blog.arsenalen.se


Operation of ten tanks in the base configuration lasted until the end of the twenties, after which they began modernization. From 1929 to 1932, the Swedish specialists updated all the existing tanks according to their own m / 21-29 design. In accordance with this project, the machines received an engine from Scania with a power of 85 hp, upgraded armament and other units. Repair and modernization of equipment allowed to continue its operation until the end of the thirties, when new combat vehicles replaced completely obsolete tanks.

The first prototype of the light tank LK II, built for testing, according to some sources, was disposed of shortly after the signing of the peace treaty. 14 "Hungarian" machines were operated until the end of the twenties, and then went for scrap. The tanks of the Swedish army were a little luckier. Their operation continued until the end of the thirties, and not all the cars went for scrap. At least one Strv m / 21-29 tank has survived and is now a museum piece.

Due to the late start of work, the LK II light tanks did not have time for World War I. One of the factors contributing to this was the increased priority of other heavy armored vehicles projects. With limited resources, Germany was forced to choose, because of which she was late with the construction of new technology and could not change the course of the war. There is a widespread view that the LK II light tanks could indeed influence the course of the battles in Europe. The lower cost compared to heavy tanks made it possible to organize the mass construction of light vehicles, the timely start of which could, at a minimum, delay a defeat. However, this did not happen and LK II did not get to the front. Serial production of these tanks began only after the war. However, the following decades were relatively calm, because of which the serial tanks of the Hungarian and Swedish army were not able to take part in actual combat.


On the materials of the sites:
http://aviarmor.net/
http://sphf.se/
http://pro-tank.ru/
http://blog.arsenalen.se/
http://achtungpanzer.com/
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. tchoni
    tchoni 25 January 2016 08: 53
    +2
    Interesting car. As I understand it, the German first-born "lightertractor" has this project as an ideological inspirer?
    1. Sasha 19871987
      Sasha 19871987 25 January 2016 14: 32
      0
      Our tractors converted to tanks look more elegant ...
  2. gla172
    gla172 25 January 2016 12: 48
    +1
    Initially, these tanks were sent to the most threatened areas, where a German offensive was expected. Soon, the command decided to use Mk A for counterattacks and even raids on enemy rear. So, a case is known when such a tank destroyed the rear structures of the Germans within 9 hours, destroying enemy forces along the way. The tank made a lot of noise in the rear of the German troops, so it was called the "Music Box". True, in the end the car was hit by a shot from a field gun. After the signing of the armistice agreement, the Mk A tanks were recalled from the front. They became the first export tanks - in 1920, a batch of such vehicles was sent to Japan. It is interesting that the Germans, who captured several Mk A in battles, used them for comparative tests and subsequently created their own version, LK II, on their basis.
  3. Mavrikiy
    Mavrikiy 25 January 2016 18: 41
    +1
    Yes, where it all began, a tractor, almost a lawn mower. But still nice, old man, romance. Tankers were the first people after the pilots were. And what we have, the prose of life, dynamic protection.
  4. Stilet
    Stilet 25 January 2016 20: 47
    +1
    Tanks 20-30x are the most interesting by design features. Small cannons, all kind of angular, sloppy. At one time they were terrifying, but now you can’t look at them without a smile. I’ve been to Kubinka several times, and I especially like the tanks of the thirties.
    1. Cap.Morgan
      Cap.Morgan 25 January 2016 23: 21
      -1
      Small cannons pierced almost the armor of any tank from the existing park, until the middle of the 42nd. Ample ammunition.

Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции

История ранних немецких танков представляет особый интерес. В силу разных причин Германия сравнительно поздно начала работать в этом направлении, из-за чего объемы строительства техники оставляли желать лучшего. В дальнейшем был подписан Версальский мирный договор, который лишил страну права создавать и использовать танки. Все эти события оказали большое влияние на ряд перспективных проектов. Так, на заключительном этапе Первой мировой войны в Германии был создан легкий танк LK II. Он не смог попасть в немецкую армию, однако поставлялся на экспорт.

В 1917 году конструкторский коллектив во главе с Йозефом Фолльмером разработал первый немецкий легкий танк, получивший обозначение LK I (Leichter Kampfwagen – «Легкая боевая машина»). Был построен и испытан всего один образец такой машины, после чего военное ведомство потребовало переделать проект. Кроме того, проект Й. Фолльмера столкнулся с противостоянием конкурентов: в то время не только он занимался созданием легкого танка. Проанализировав имеющиеся проекты, военные решили заказать создание доработанных версий всех этих разработок. В связи с этим коллектив Й. Фолльмера начал работу над проектом LK II.

Модернизированный вариант легкого танка разрабатывался весной 1918 года. В середине июня того же года заказчику были представлены документы и макет перспективной боевой машины. В рамках нового проекта конструкторский коллектив доработал некоторые агрегаты имеющегося танка, а также внес коррективы, прямо связанные с обновленными требованиями заказчика. В результате новый танк LK II в целом сохранил облик базового LK I, однако имел массу заметных отличий.


Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции
Танк LK II в исходной конфигурации. Фото Aviarmor.net


Ввиду отсутствия большого опыта в деле создания танков, а также не имея доступ к сведениям о зарубежных разработках, немецкие инженеры строили танки LK I и LK II по оригинальной схеме, заимствованной у существовавших в то время бронеавтомобилей. Танки получили корпус характерной формы с крупным капотом в передней части. Таким образом, передняя часть корпуса отдавалась под моторное отделение, а позади него находился обитаемый объем с отделением управления и боевым отделением. Под полом обитаемого отсека расположили агрегаты трансмиссии.

При создании проекта LK II самым активным образом использовались наработки по предыдущему танку. При этом, однако, некоторые части корпуса были изменены с целью повышения уровня защиты. Корпус строился на основе каркаса, к которому на заклепках присоединялись катаные листы нужных форм и размеров. Большая часть деталей корпуса имела толщину 14 мм, крыша и корма – 8 мм. Это позволяло защитить экипаж и внутренние агрегаты машины от обстрела из различного пехотного оружия.

Корпус нового легкого танка имел вертикальные борта, высота которых изменялась от минимальной в передней части до максимальной в корме. Спереди к бортам крепился лобовой лист с жалюзи радиатора. Следует отметить, что в исходном варианте проекта LK II лобовой лист устанавливался с наклоном назад. Новый танк заметно отличался от базового LK I формой крыши моторного отсека. Вместо ровной крыши, изготовленной из одного листа, была предложена конструкция из ровной узкой верхней детали и двух наклонных бортов. Подобная многогранная крыша переходила в лобовую часть обитаемого отсека, выполненную в виде наклонного центрального листа и двух скул. В лобовых деталях отделения управления предусматривались лючки для обзора.

Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции
Бронемашина с открытыми дверями и люками. Фото Aviarmor.net


Корма корпуса имела высокие вертикальные борта. Непосредственно над крышей боевого отделения предусматривалась рубка с поворотным полукруглый щитком и установкой для вооружения в передней части. По бокам с щитком контактировали две небольшие плиты, установленные под углом к оси машины. Сзади танк защищался наклонным кормовым листом, сверху – горизонтальной крышей. В бортах корпуса устанавливались сравнительно крупные двери для посадки. Также имелся люк в крыше над орудием.

По имеющимся данным, первые экземпляры танка LK II комплектовались двигателями фирмы Daimler-Benz мощностью порядка 60 л.с. В дальнейшем применялись иные моторы с мощностью не менее 40-50 л.с. Двигатель оснащался жидкостной системой охлаждения и радиатором, расположенным позади лобового листа корпуса. Для лучшего охлаждения радиатор при помощи вентилятора обдувался воздухом, отбираемым из боевого отделения. Кроме того, это приводило к дополнительной вентиляции боевого отделения и отводу пороховых газов от оружия. Также была использована модернизированная топливная система, обеспечивающая подачу бензина вне зависимости от положения машины в пространстве.

Двигатель был связан с механической трансмиссией, обеспечивавшей передачу крутящего момента на кормовые ведущие колеса. С ним было сопряжено сцепление, связанное с четырехскоростной механической коробкой передач. При помощи вала, проходящего под полом обитаемого отсека, крутящий момент передавался на дифференциал и бортовые редукторы сравнительно простой конструкции. Характерной чертой силовой установки и трансмиссии танков LK I и LK II было широкое использование существующих агрегатов, заимствованных у серийной автомобильной техники.

Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции
Шасси танка без корпуса, хорошо видны агрегаты трансмиссии. Фото Aviarmor.net


Для изменения направления движения механик-водитель должен был использовать два рычага, связанные с разными узлами трансмиссии. Так, в переднем положении рычаг включал сцепление соответствующей гусеницы, в среднем отключал ее, а в заднем включал тормоз. Таким образом, управление по курсу осуществлялось при помощи уменьшения скорости вращения одной из гусениц.

Танк получил ходовую часть с большим количеством опорных катков малого диаметра, характерную для танков того времени. На борту машины монтировалось шесть тележек, оборудованных четырьмя катками каждая. Направляющие колеса располагались в передней части корпуса, ведущие – в корме. В составе ходовой части применялись мелкозвенчатые гусеницы шириной 250 мм. Каждая лента состояла из 74 траков. С внешней стороны ходовая часть закрывалась броневым щитком. С целью очистки ходовой части от грязи было решено проделать в щитках по паре отверстий продолговатой формы.

Основное вооружение танка LK II должно было монтироваться в установке на крыше боевого отделения. Танк не получил поворотную башню, однако конструкция установки позволяла наводить оружие по горизонтали в пределах 30° от продольной оси. Для установки сравнительно крупного и тяжелого орудия было предложено применять тумбовую установку, оптимально перераспределяющую нагрузки на корпус.

Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции
Один из танков Strv fm/21 шведской армии. Фото Wikimedia Commons


В соответствии с первоначальным техническим заданием, перспективный легкий танк должен был нести 57-мм пушку. В боевом отделении планировалось разместить до сотни снарядов унитарного заряжания. В качестве дополнительного оружия предлагался 7,92-мм пулемет MG.08. Для применения пулемета предлагалось использовать амбразуры в бортовых дверях боевого отделения.

Также разрабатывался вариант иного комплекса вооружения, основанного на пулеметном оружии. В таком случае на крыше боевого отделения должна была устанавливаться полноценная вращающаяся башня с пулеметами и соответствующими прицельными приспособлениям. В силу некоторых причин создание этого агрегата затянулось, из-за чего в первых испытаниях применялся танк с пушкой.

Экипаж нового танка состоял из трех человек: механика-водителя, наводчика и заряжающего. При необходимости наводчик или заряжающий должен был применять пулемет. Рабочие места всех членов экипажа находились в общем обитаемом объеме.

Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции
Шведские танки на обслуживании в полевых условиях. Фото Sphf.se


Новый легкий танк LK II получился достаточно компактным и не отличался большой массой. Длина машины составляла 5,1 м, ширина – 1,95 м, высота – 2,7 м. Боевая масса находилась на уровне 8,5 т. В дальнейшем габариты и вес незначительно изменились ввиду определенных доработок вооружения и корпуса.

В середине 1918 года проект LK II в целом был одобрен заказчиком, однако потребовалось внести некоторые коррективы. Военные посчитали, что предложенная орудийная установка недостаточно прочна для оснащения 57-мм пушкой. В связи с этим в конце сентября появилось предложение переоснастить танк орудием калибра 37 мм фирмы Krupp. Это позволило снизить нагрузку на конструкцию машины, а также уменьшить ее общий вес.

К началу октября был построен опытный образец нового танка, который вскоре вышел на испытания. Машина показала неплохие для своего времени характеристики. На хорошей дороге LK II мог разгоняться до 16 км/ч, на бездорожье максимальная скорость заметно сокращалась. Танк мог подниматься на уклон крутизной до 40° и преодолевать рвы шириной 2 м. Водные преграды глубиной до 0,5 м можно было пересекать вброд.

Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции
Переправа через реку при помощи понтонного моста. Фото Sphf.se


Проект LK II получил высокие оценки. Предложенный легкий танк по своим характеристикам не уступал основным зарубежным аналогам или даже превосходил их. Кроме того, он был выгоден с точки зрения экономики. Одна такая машина стоила не более 70 тыс. марок, что позволяло наладить массовое производство и обеспечить войска большим количеством необходимой техники.

По результатам испытаний нескольких новых танков немецкое командование приняло решение о начале производства этой техники. Осенью 1918 года появился план строительства 1000 танков LK II. Первые 10 серийных танков должны были отправиться в войска в декабре, а с весны следующего года месячное производство должно было выйти на уровень 200 машин. Две трети бронемашин должны были получать пушечное вооружение, остальные – пулеметное.

Одновременно с подготовкой серийного строительства конструкторский коллектив Й. Фолльмера создал два проекта новой техники на базе перспективного легкого танка. Один проект подразумевал смещение отделения управления вперед и отказ от башни или рубки с вооружением. Корма в этом случае отдавалась под места для десанта. Еще один проект так же использовал измененной корпус со смещенным отделением управления, а также предусматривал освобождение небольшой площадки в корме. Такая машина могла использоваться в качестве артиллерийского тягача.

Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции
Музейный образец Strv m/21-29. Фото Blog.arsenalen.se


Перспективный легкий танк LK II появился слишком поздно, чтобы успеть на войну. Сложная ситуация в тылу и на фронте не позволила Германии своевременно наладить производство этой техники. Насколько известно, к моменту завершения войны ни один из серийных танков не был построен полностью. Большая часть строящихся машин так и осталась в виде набора различных агрегатов, нуждающихся в сборке.

Подписав Версальский договор, Германия потеряла право разрабатывать и строить бронетехнику. Тем не менее, ряд новых проектов представлял большой интерес, из-за чего немецким специалистам пришлось нарушать имеющиеся соглашения и заниматься аферами. В 1919 году был подписан договор с Венгрией, согласно которому немецкие предприятия должны были построить партию легких танков LK II и отправить их заказчику под видом сельскохозяйственной техники.

Перед началом производства танков для венгерской армии проект LK II был доработан. Главным изменениям подвергся корпус, передняя часть которого получила наклоненный вперед лобовой лист без жалюзи, боевое отделение меньшей высоты и ряд других нововведений. Кроме того, на крыше корпуса монтировалась башня с пулеметом. По этому проекту было изготовлено 14 бронемашин. Под видом продукции мирного назначения в разобранном виде их отправили в Венгрию, где при участии немецких специалистов была осуществлена сборка. Эксплуатация танков венгерской армией продолжалась до начала тридцатых годов.

В 1921 году появилось аналогичное соглашение со Швецией. Десять танков в модернизированной башенной версии были разобраны на отдельные агрегаты и в таком виде отправлены заказчику. Для маскировки в документах эти машины обозначались как тракторы. По имеющимся данным, танки для Швеции получали пушечное и пулеметное вооружение. Собранные с помощью немецких специалистов танки были приняты на вооружение под обозначением Stridsvagn fm/21.

Легкий танк LK II: немецкая бронемашина для Венгрии и Швеции
Трансмиссия музейного танка, фото с реставрации. Фото Blog.arsenalen.se


Эксплуатация десяти танков в базовой конфигурации продолжалась до конца двадцатых годов, после чего началась их модернизация. С 1929 по 1932 год шведские специалисты обновили все имеющиеся танки по собственному проекту m/21-29. В соответствии с этим проектом машины получали двигатель фирмы Scania мощностью 85 л.с., обновленное вооружение и другие агрегаты. Ремонт и модернизация техники позволили продолжать ее эксплуатацию до конца тридцатых годов, когда на смену полностью устаревшим танкам пришли новые боевые машины.

Первый прототип легкого танка LK II, построенный для испытаний, по некоторым данным, был утилизирован вскоре после подписания мирного договора. 14 «венгерских» машин эксплуатировались до конца двадцатых годов, после чего отправились на слом. Танкам шведской армии повезло немного больше. Их эксплуатация продолжалась до конца тридцатых, а на металлолом отправились не все машины. По меньшей мере, один танк Strv m/21-29 сохранился и сейчас является музейным экспонатом.

Ввиду позднего начала работ легкие танки LK II не успели на Первую мировую войну. Одним из факторов, поспособствовавших этому, стало повышение приоритета других проектов тяжелой бронетехники. При ограниченных ресурсах Германия была вынуждена выбирать, из-за чего опоздала со строительством новой техники и не смогла изменить ход войны. Существует распространенное мнение, согласно которому легкие танки LK II действительно могли оказать влияние на ход боев в Европе. Меньшая стоимость в сравнении с тяжелыми танками позволяла наладить массовое строительство легких машин, своевременное начало которого могло, как минимум, оттянуть поражение. Тем не менее, этого не случилось и LK II не попали на фронт. Серийное производство этих танков началось только после войны. Однако следующие десятилетия были относительно спокойными, из-за чего серийные танки венгерской и шведской армии так и не смогли принять участие в реальных боевых действиях.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://sphf.se/
http://pro-tank.ru/
http://blog.arsenalen.se/
http://achtungpanzer.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. tchoni 25 января 2016 08:53
    Интересная машина. Как я понимаю, немецкий первенец "лихтертрактор" имеет в качестве идейного вдохновителя именно этот проект?
    1. саша 19871987 25 января 2016 14:32
      наши переделанные в танки трактора более изящно выглядят...
  2. gla172 25 января 2016 12:48
    Первоначально эти танки направляли на наиболее угрожаемые направления, где ожидалось немецкое наступление. Вскоре командование решило использовать Mk А для проведения контратак и даже рейдов по тылам противника. Так, известен случай, когда од к н такой танк в течение 9 часов крушил тыловые сооружения немцев, уничтожая по пути живую силу противника. Танк наделал много шума в тылу германских войск, поэтому его назвали «Музыкальная шкатулка». Правда, в конце концов машина была подбита выстрелом из полевого орудия. После подписания соглашения о перемирии танки Mk А были отозваны с фронта. Они стали первыми экспортными танками - в 1920 году партия таких машин была отправлена в Японию. Интересно, что немцы, захватившие в боях несколько Mk А, использовали их для сравнительных испытаний и впоследствии создали на их базе свой вариант-LK II.
  3. Mavrikiy 25 января 2016 18:41
    Да, чего все начиналось, трактора, почти газонокосилки. А все равно приятно, старина, романтика. Танкисты первые люди, после летчиков были. И что имеем, проза жизни, динамическая защита.
  4. Stilet 25 января 2016 20:47
    Танки 20-30х самые интересные по конструктивным особенностям. Маленькие пушечки, угловатые все какие-то, корявенькие. В своё время ужас наводили, а сейчас без улыбки на них не посмотришь. В Кубинке несколько раз был, и особо нравятся танки тридцатых.
    1. Cap.Morgan 25 января 2016 23:21
      Маленькие пушечки пробивали практически броню любого танка из существующего парка.До середины 42-го. Вполне достаточное вооружение.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня