Military Review

From the history of the title "sailor"

7
From the history of the title "sailor"



The word "sailor" (in the old spelling also occurs "sailor") originates from the Dutch "sailor", which means "mastmate." Until the XNUMXth century, it was not in Russian, and only during the organization of Peter the Great’s regular military fleet it is widely used, as are many other Dutch marine terms.

From the end of the 17th century until the end of the Northern War (with the Swedes) in 1721, quite a few foreigners were hired into the Russian naval service, from sailor to flagship inclusive. From the time of Alexei Mikhailovich in Europe, special agents were engaged in direct hiring and recruiting them — either local or sent from Muscovy. For a fee, such a mission was sometimes taken upon by all kinds of Russian envoys, couriers, and even merchants.

The most numerous influx of foreign sailors, naval officers and specialists took place during a visit by Peter I of a number of European states, as part of the Great Embassy in 1697 — 1698. Then Peter laid the responsibility for the recruitment of foreigners to the Russian service on Franz Lefort, who was assisted by the Dane Cornelius Cruys, who had just been accepted into the Russian service then and was appointed vice-admiral. By the way, a lot of naval experts attracted the king himself. Thanks to this, in 1698, about 700 came to service in the Russian fleet. Among them were two flagships, 64 officers, 115 non-commissioned officers, 354 sailors, 50 shipwrights and specialists, and 52 marine doctors.

Later, until about 1717, foreigners were attracted only to vacant positions. However, if necessary, the Russian ships, as it was in 1705, in Arkhangelsk, were recruited sailors from merchant ships for a very decent reward. Then they quickly scored 120 Dutch sailors. But this form of attracting sailors was practiced very rarely, because it entailed complications in relations with European states and immediately reflected in foreign trade.

During the Northern War, hired foreign sailors went to Russia either on neutral commercial ships, or as crew members on our warships bought abroad. True, many sailors persecuted for their religious convictions traveled to Muscovy by land, sometimes overcoming considerable difficulties.



The second, which turned out to be the largest, hired foreign sailors to the Russian fleet took place in 1717, when in Amsterdam, Russian agents led by Prince Boris Kurakin, the Tsar's closest relative, attracted 1500 sailors from almost all European fleets. Unlike the previous one, this recruitment was clearly temporary. If before Peter I, accepting foreigners to the fleet of necessity, gave them considerable advantages over Russian sailors, as teachers before students, now he tried to quickly replace foreigners with Russians, who "cost less money and are much smarter." So, by the autumn of the 1721, on the ships of the national fleet, among the 7215 sailors there was not a single foreigner, and among the higher ranks, it was ordered to conduct an examination, "leaving only decent ones on the ship and galley fleet."

The first Russian sailors, from the time of the Pereslavl "amusing" flotilla, were the soldiers of the Preobrazhensky and Semenovsky regiments. It is believed that it was from them that, by order of Peter, General Patrick Gordon recruited teams for "amusing" ships and vessels. At the same time, the role of the first Russian admiral Franz Lefort is diminished, for the soldiers from his regiment became sailors, took part along with the Transfigurations and Semenovtsy in the Azov campaigns, Peter’s trips to the North, and sailing on the first Russian ships. True, it was believed that the naval service was a temporary matter for them, but, according to documentary sources, quite a few former Guardsmen remained in the fleet. Some of them reached the ranks of officers, and, for example, such as Ipat Mukhanov and Naum Senyavin, even went out to the flagships.

In 1700, 504 was considered “permanent” for the Azov fleet, that is, domestic sailors who were renamed this title from newly recruited young soldiers. In addition to them, 600 people arrived from Moscow, specially selected to perform naval service. The first recruitment "in the sailors" was produced by Peter I in 1702, in the village of Preobrazhensky. In the course of it, 1700 people were recruited from "seamen of various rank from 12 to 20 years" who wanted to serve the sea.

In 1703, there was a royal decree about the immediate transfer "from Azov to Olonets" of all foreigners, Russians, as well as captured Tatars and Turks, "who were marching on galleys in the sea." 22 January next year, Peter I ordered in Moscow and other cities to recruit 100 people "of all kinds of bureaucrats of people in the sailor's service." Those who wished were recorded in the order of the Admiralty Affairs, and the king guaranteed them a monetary allowance of two rubles a month, moreover, two more rubles for clothes, and in the immediate service — bread, salt, meat, fish. They were replaced on Ladoga and Neva by soldiers unfamiliar with the sea. And, in general, it can be considered the first set on the Baltic Fleet.

It should be noted that from the very beginning people were recruited into the sailors from localities where the population was familiar with river navigation and fishing. There is evidence that from 1706 th to 1717. from Moscow and Moscow Province, Tobolsk, Tyumen, and other major river cities, 1000 people were annually taken to sailors.

In the spring of 1720 of the year, in preparation for a decisive attack on the Swedish fleet, Peter I ordered to fill up Russian ships with sailors from among the soldiers of the Finnish Infantry Corps, who were already sailing in galleys and 2000 recruits from the Moscow province. At the beginning of 1721, in St. Petersburg, the highest decree was issued on voluntary admission to the sailors of "all sorts of officials of people other than the Swedish people," and it was announced that "only those who were not guilty, not committing theft or resentment to landowners, landowners or outsiders" can go from serfs . The serfs, naturally, did not miss the opportunity to take advantage of this royal mercy.

Following the pattern of foreign fleets, the so-called naval soldiers were part of the naval crews. Peter I wrote in his note “Definition of a beginning fleet on the Ost-Zee”: “It is necessary to set up regiments of naval soldiers and fasten them to captains forever, who should take corporals and sergeants from old soldiers for the sake of better training of the system and orders”. As is known, in 1705, a naval soldiers' regiment was formed in the number of 1200 people.



The main duty of the naval soldiers was carrying ships on guard duty, and during the battle of them were boarding and landing parties. Marine infantry battalions were created from infantry regiments in 1712, for the ship fleet and admiralty of 600 -650 people in each. By 1715, there were already five of them, and they were called "Admiral", "Vice-Admiral", "Rear-Admiral" and "Admiralty".

Naval artillery was not originally reduced to special teams. Artillerymen with other service personnel of the guns were called gunners, however later Peter I introduced the regulation here. Ship crews began to consist of sailors and gunners by two-thirds and by one-third - from soldiers. In this case, the sailors were divided into "old" - experienced, who were already familiar with the maritime affair, and "young" - recruits. Both of these categories differed at the beginning in terms of money allowances, but later "articles" were introduced from 1 to 4, from highest to lowest. In 1710, the 4 article was abolished, and in 1720, the article 3 was abolished. Thus, by the year of 1721, the sailors of the 1 and 2 articles served in the fleet. On the ships, as a rule, there was a third of the sailors of the 1 article and two thirds - the 2.

Marine история keeps the memory of the so-called "free sailors." In 1834, in the Novorossiysk Territory, in Nikopol and Aleshki, and later in Kronstadt, societies or workshops were established to recruit merchant ships. They were called "free sailors". These sailors were required to serve at least 10 years, of which the first 5 - on warships, after which, having received a patent for the title of "experienced" sailor, were sent to merchant ships. Their families were exempt from all taxes, military billeting and recruitment. However, in 1883, the "free sailors" were abolished.



The title “sailor” introduced by Peter the Great in the imperial fleet was the first for an ordinary lower rank. As in the time of Peter the Great, they were subdivided into sailors of the 1 and 2 articles. The sailors of the 1 article were made to this rank by the commander of the ship or crew, after passing the first year of service. The sailors of the 2 article were credited from recruits. This continued until the February revolution of 1917, which abolished the ranks and titles, equalized the class and abolished titles. After October 1917, in the domestic fleet was introduced a new title of "Red Navy", which was later again replaced by "sailor".

Sources:
Anisimov E. State Transformations with the Autocracy of Peter the Great in the First Quarter of the XVIII. SPb .: Dmitry Bulanin, 1997. C. 113-117.
Anisimov E. Time of Peter's reforms L .: Lenizdat, 1989. C. 177-183.
Gusev V. Glorious name - sailor // Military-Historical Journal. 1996. No.6. C. 89-90.
Shishov A. Creation by Peter the Great of the Russian regular army and navy // Landmark. 2000. No. 3. C. 28-33.
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. aszzz888
    aszzz888 26 January 2016 07: 16
    +5
    A very good page in history, and in my opinion not many, including the naval comrades, know about the Dutch "sailors".
    And the fact that our sailors are better than others is a historical and undeniable fact!
    1. Vend
      Vend 26 January 2016 09: 54
      +3
      Quote: aszzz888
      A very good page in history, and in my opinion not many, including the naval comrades, know about the Dutch "sailors".
      And the fact that our sailors are better than others is a historical and undeniable fact!

      I am joining. It seems to me that only in Russia the word sailor is a symbol of courage, selfless courage and love for the motherland.
  2. parusnik
    parusnik 26 January 2016 07: 59
    +5
    Whatever they write about Peter I, but rightfully the Great ... Thank you, wonderful article ..
    1. Scraptor
      Scraptor 28 January 2016 01: 20
      +1
      Very indicative (one of), as well as a number of comments ...

      Quote: parusnik
      taking foreigners to the fleet as necessary, giving them significant advantages over Russian sailors, as teachers in front of students


      Russians discovered Spinzbergen much earlier than the Norwegians, traded bypassing the Danish and Turkish straits with Europe and went to the Mediterranean to buy out the stolen Crimean Tatars in full
      Grain alone was traded more than Europe with Asia and America.
      Until the middle of the XNUMXth century, only Russians could go into ice navigation on their unique ships.
      This "refarmatar" ordered to burn these ships and ships on the White Sea and forbade the construction of such in the future,
      Instead, he happily cut a window into a Swedish puddle for 21 years, and his chicks began to pay the Dune fee to lousy Danes (probably their Koku counterpart sat somewhere there).
      in Prut campaign surrendered millionth army to Turks
      The population from him and his chicks (who were all Masons) was reduced by a third, and the Russian Kingdom ceased to exist as such, and the people were driven into serf slavery (without any Tatars).

      Peter-1y = Elkin + Gorbi, with their defective managers, in absolutely everything, it is a bit short of executioner-Trotsky.
  3. chelovektapok
    chelovektapok 26 January 2016 18: 11
    +4
    I consider it Honor that my Elders who passed the War bore the rank of Red Navy. Read the MATROS. Peter the Great himself at the time of the construction of the Russian Navy forced himself to be called Mr. Bombardier. The Navy is in truth the Banner of the Renaissance of Russia HISTORICALLY!
  4. Alexy
    Alexy 27 January 2016 04: 35
    0
    "cost less money and were much smarter" This is what I liked the most.
  5. Lyton
    Lyton 27 January 2016 05: 23
    0
    "They cost less money and were smarter" is a funny characteristic of our people that is still relevant today. "Those who are eager to serve the sea people of various ranks from 12 to 20 years old" nikherase the age of the children, in fact, was recruited, tin of course. Informative article.
  6. navy33
    navy33 6 October 2016 00: 15
    +1
    Greetings to all! Like it or not, but the Fleet is holding onto the sailors.

Из истории звания «матрос»

Из истории звания «матрос»


Слово "матрос" (в старом написании встречается и "матроз") ведет свое происхождение от голландского "матроос", что значит «товарищ по мачте». До XVII века в русском языке его не было, и только во время организации Петром I регулярного военного флота оно широко вошло в обиход, как и множество других голландских морских терминов.

С конца XVII века и до завершения Северной войны (со шведами) в 1721 году на русскую морскую службу нанималось немало иностранцев, от матроса до флагмана включительно. Непосредственным наймом и вербовкой их еще со времен Алексея Михайловича в Европе занимались специальные агенты — либо местные, либо посылаемые с Московии. За определенную плату такую миссию иногда брали на себя всякого рода российские посланники, курьеры и даже купцы.


Самый многочисленный приток иноземных матросов, флотских офицеров и специалистов состоялся во время посещения Петром I ряда европейских государств, в составе Великого посольства в 1697—1698 годах. Тогда ответственность за вербовку иностранцев на русскую службу Петр возложил на Франца Лефорта, которому помогал только что принятый тогда на русскую службу и пожалованный в вице-адмиралы датчанин Корнелий Крюйс. Кстати, немало флотских специалистов привлек и сам царь. Благодаря этому в 1698 году на службу в российский флот пришло около 700 человек. В их числе были два флагмана, 64 офицера, 115 унтер-офицеров, 354 матроса, 50 корабельных мастеров и специалистов, а также 52 морских лекаря.

В дальнейшем, примерно до 1717 года, иноземцы привлекались лишь на вакантные должности. Однако при необходимости на российские корабли, как это было в 1705 года в Архангельске, за весьма приличное вознаграждение набирались матросы с торговых судов. Тогда спешно набрали 120 голландских матросов. Но такая форма привлечения матросов практиковалась весьма редко, ибо она влекла за собой осложнения во взаимоотношениях с европейскими государствами и тут же отражалась на внешней торговле.

Во время Северной войны нанятые моряки-иностранцы отправлялись в Россию или на нейтральных коммерческих судах, или как члены команд на купленных за границей наших военных кораблях. Правда, многие моряки, гонимые за религиозные убеждения, добирались до Московии по сухопутью, преодолевая иногда немалые трудности.

Из истории звания «матрос»


Второй, оказавшийся самым большим, наём иностранных моряков на русский флот прошел в 1717 году, когда в Амстердаме российские агенты под руководством князя Бориса Куракина, ближайшего родственника царя, привлекли 1500 матросов практически со всех европейских флотов. В отличие от прежней, эта вербовка носила четко выраженный временный характер. Если раньше Петр I, принимая на флот иностранцев по необходимости, давал им значительные преимущества перед русскими моряками, как учителям перед учениками, то теперь он старался, как можно побыстрее заменить иноземцев на россиян, которые и "стоили меньших денег и намного были смекалистее". Так, к осени 1721 года на кораблях отечественного флота в числе 7215 матросов не значилось уже ни одного иностранца, а среди высших чинов велено было провести экзамен, "оставив на корабельном и галерном флотах лишь достойных".

Первыми российскими матросами, еще со времен Переславской "потешной" флотилии, стали солдаты Преображенского и Семеновского полков. Считается, что именно из них по приказу Петра генерал Патрик Гордон набирал команды на "потешные" корабли и суда. При этом умаляется роль первого российского адмирала Франца Лефорта, ибо солдаты из его полка становились матросами, принимали участие наряду с преображенцами и семеновцами в Азовских походах, поездках Петра на Север, в плаваниях на первых российских кораблях. Правда, считалось, что флотская служба для них была делом временным, но, как свидетельствуют документальные источники, немало бывших гвардейцев так и остались на флоте. Некоторые из них дослужились до офицерских чинов, а, к примеру, такие, как Ипат Муханов и Наум Сенявин, вышли даже в флагманы.

В 1700 году за Азовским флотом числилось 504 "постоянных", т. е. отечественных матросов, переименованных в это звание из недавно набранных молодых солдат. Дополнительно к ним из Москвы прибыло 600 человек, специально отобранных для несения флотской службы. Первый рекрутский набор "в матросы" был произведен Петром I в 1702 году в селе Преображенском. В ходе него набрали 1700 человек из "охочих в службу морскую людей различного звания от 12 до 20 лет".

В 1703 году последовало царское повеление о немедленном переводе "с Азова на Олонец" всех иностранцев, русских, а также пленных татар и турок, "которые в морском хождении на галерах были свычны". 22 января следующего года Петр I приказал в Москве и других городах набрать 100 человек "всяких чинов людей в матросскую службу". Пожелавшие записывались в приказе Адмиралтейских дел, и им царь гарантировал денежное содержание по два рубля в месяц, сверх того еще два рубля на одежду, а на непосредственной службе — хлеб, соль, мясо, рыбу. Ими были заменены на Ладоге и Неве солдаты, незнакомые с морем. И, в общем-то, это можно считать первым набором на Балтийский флот.

Надо отметить, что с самого начала в матросы набирались люди из местностей, где население было знакомо с речным плаванием и рыбопромыслом. Сохранились сведения, что с 1706-го по 1717 гг. из Москвы и Московской губернии, Тобольска, Тюмени, других крупных речных городов, в матросы ежегодно забирали по 1000 человек.

Весной 1720 года, готовясь к решительному нападению на шведский флот, Петр I приказал пополнить российские корабли матросами из числа солдат Финляндского пехотного корпуса, уже ходивших по морю на галерах и 2000 рекрутов из Московской губернии. В начале 1721-го в Петербурге был объявлен высочайший указ о добровольном поступлении в матросы "всяких чинов людей, кроме шведского народа", и объявлялось, что "из крепостных могут идти только не провинившиеся, не учинившие воровства или обиды помещикам, вотчинникам или посторонним". Крепостные, естественно, не упустили возможность воспользоваться этой царской милостью.

По образцу иностранных флотов в состав корабельных команд входили так называемые морские солдаты. В своей записке "Определение о начинающемся флоте на Ост-зее" Петр I писал: "Требуется учинить полки морских солдат и закрепить оных по капитанам навечно, которым надлежит капралов и сержантов взять из старых солдат ради лучшего обучения строя и порядков". Как известно, в 1705 году был сформирован морской солдатский полк в количестве 1200 человек.

Из истории звания «матрос»


Главной обязанностью морских солдат являлось несение на кораблях караульной службы, а во время боя из них составляли абордажные и десантные партии. Из пехотных полков в 1712 году стали создаваться морские солдатские батальоны, для корабельного флота и адмиралтейств по 600 -650 человек в каждом. К 1715 году их уже было пять, и они носили названия "адмирал", "вице-адмирал", "контр-адмирал" и "адмиралтейский".

Морская артиллерия первоначально не сводилась в особые команды. Артиллеристы с прочей обслугой орудий назывались пушкарями, однако в последующем Петр I и здесь ввел регламентацию. Судовые экипажи стали на две трети состоять из матросов и пушкарей и на одну треть — из солдат. При этом матросов подразделяли на "старых" — опытных, которые уже были знакомы с морским делом, и "молодых" — новобранцев. Обе эти категории различались вначале по суммам денежного довольствия, но позднее были введены "статьи" от 1-й до 4-й, от старшей к младшей. В 1710 году упразднили 4-ю статью, а в 1720-ом — 3-ю. Таким образом, к 1721 году на флоте служили матросы 1-й и 2-й статей. На кораблях, как правило, находилась треть матросов 1-й статьи и две трети — 2-й.

Морская история хранит память и о так называемых "вольных матросах". В 1834 году в Новороссийском крае, в Никополе и Алешках, а позднее в Кронштадте были учреждены общества или цеха для комплектования судов торгового флота. Назывались они "вольными матросами". Эти матросы обязаны были отслужить не менее 10 лет, из которых первые 5 — на военных кораблях, после чего, получив патент на звание "опытного" матроса, направлялись на торговые суда. Семьи их освобождались от всех податей, военного постоя и рекрутского набора. Однако в 1883 году "вольные матросы" были упразднены.

Из истории звания «матрос»


Введенное еще при Петре Великом звание "матрос" в императорском флоте являлось первым для рядового нижнего чина. Как и в петровские времена, они подразделялись на матросов 1-й и 2-й статей. Матросы 1-й статьи производились в это звание командиром корабля или экипажа, после прохождения первого года службы. Матросы 2-й статьи зачислялись из новобранцев. Так продолжалось до февральской революции 1917 года, отменившей чины и звания, уравнявшей сословия и упразднившей титулы. После Октября 1917 года в отечественном флоте было введено новое звание «краснофлотец», которое позднее вновь было заменено на «матрос».

Источники:
Анисимов Е. Государственные преобразования с самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 113-117.
Анисимов Е. Время петровских реформ Л.: Лениздат, 1989. С. 177-183.
Гусев В. Славное имя — матрос // Военно-исторический журнал. 1996. №6. С. 89-90.
Шишов А. Создание Петром Великим русской регулярной армии и военного флота // Ориентир. 2000. № 3. С. 28-33.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. a.s.zzz888 26 января 2016 07:16
    Очень хорошая страница истории, и по моему не многие, в том числе и флотские товарищи, знают о голландских "матроосах".
    А то, что наши матросы лучше других, факт исторический и неоспоримый!
    1. Венд 26 января 2016 09:54
      Цитата: a.s.zzz888
      Очень хорошая страница истории, и по моему не многие, в том числе и флотские товарищи, знают о голландских "матроосах".
      А то, что наши матросы лучше других, факт исторический и неоспоримый!

      Присоединяюсь. Мне кажется, что только в России слово матрос это символ мужества, беззаветной храбрости и любви к Родине.
  2. parusnik 26 января 2016 07:59
    Что бы не писали о Петре I, а по праву Великий...Спасибо, замечательная статья..
    1. Scraptor 28 января 2016 01:20
      Очень показательная (одна из), как и ряд комментариев...

      Цитата: parusnik
      принимая на флот иностранцев по необходимости, давал им значительные преимущества перед русскими моряками, как учителям перед учениками


      русские открыли Шпинцберген гораздо раньше норвежцев, торговали в обход датских и турецких проливов с Европой и ходили в Средиземноморье для выкупа угнанных крымскими татарами в полон
      Одним только зерном торговали больше чем Европа с Азией и Америкой.
      В ледовую навигацию до середины XIX-го века могли ходить на своих уникальных судах только русские.
      Эти суда и корабли на Белом море этот "рефарматар" распорядился сжечь и запретил строить такие в дальнейшем,
      Вместо этого потешно прорубил за 21 год окно в шведскую лужу, и его птенцы стали платить Зундскую пошлину вшивым датчанам (наверное где то там сидел их кокуйский контрагент).
      в Прутский поход сдал в плен туркам миллионную армию
      Население от него и его птенцов (которые были все масоны) сократилось на треть, а Царство Русское перестало существовать как таковое, и народ был загнан в крепосное рабство (без всяких татар).

      Петр-1й = Елкин + Горби, с их дефективными менеджерами, абсолютно во всем, до палача-троцкого оно чуть недодягивает.
  3. chelovektapok 26 января 2016 18:11
    Почитаю за Честь, что прошедшие Войну мои Старшие носили звание Краснофлотец. Почитай МАТРОС. Сам Пётр Первый в пору строительства Русского Флота заставлял себя называть Господин Бомбардир. Флот во истину является Знаменем Возрождения России ИСТОРИЧЕСКИ!
  4. Алексий 27 января 2016 04:35
    "стоили меньших денег и намного были смекалистее" Вот это мне больше всего понравилось.
  5. Lyton 27 января 2016 05:23
    "Стоили меньших денег и были более смекалистее" забавная характеристика наших людей которая актуальна и по ныне. " охочих в службу морскую людей различного звания от 12 до 20 лет" нихерасе возраст детей по сути набирали, жесть конечно. Информативная статья.
  6. флотский33 6 октября 2016 00:15
    Всех приветствую! Как не крути, а Флот на матросах и держится.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня