Первый русский истребитель

18
Первый русский истребитель


22 января 1915 года построен первый российский истребитель С-16 Игоря Сикорского
Осенью 1914 года молодой, но уже опытный авиаконструктор, 25-летний Игорь Иванович Сикорский, создатель знаменитого бомбардировщика «Илья Муромец», работал над новой воздушной машиной. Работы шли в Петербурге в мастерских Воздухоплавательного отделения Акционерного общества «Русско-Балтийского вагонного завода». Именно этот завод стал первым в России производителем отечественных легковых автомобилей, гидросамолётов и тяжелых бомбардировщиков. Игорь Сикорский с 1912 года являлся главным конструктором Воздухоплавательного (Авиационного) отдела завода.

Из учебного в истребители


Новый аппарат Сикорского, получивший наименование С-16 («С» — от фамилии конструктора), изначально задумывался как учебная машина для пилотов «Ильи Муромца». Именно поэтому, вместо привычной для малых самолётов рукояти управления, на будущем С-16 установили управление, типичное для тяжелых аэропланов — литой алюминиевый штурвал и латунные ножные педали.

Совместно с Сикорским над новым самолётом работали его ближайшие соратники и помощники — лейтенант Императорского Российского Военно-Морского Флота Георгий Лавров и старый соратник Сикорского еще по Киевскому обществу воздухоплавания Анатолий Серебренников. По мере углубления мировой войны, самолёт, изначально задумывавшийся как учебный, решено было делать в качестве истребителя, чтобы прикрывать от вражеской авиации эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» как в воздухе, так и во время базирования на аэродромах.

Так самолёт С-16 стал первым в нашей истории истребителем отечественной конструкции. Проект был готов уже в октябре 1914 года, с ноября началась постройка трёх опытных экземпляров. Первый из них, под заводским номером 154, был готов 22 января следующего 1915 года.

Самолёт представлял собой характерный для того времени одномоторный биплан классической схемы с расположенным впереди двигателем и открытой двухместной кабиной. Помимо штурвала и педалей, слева и справа от пилота размещалось управление мотором — кран для бензина, рукоятка газа, указатель числа оборотов двигателя и ручной насос для перекачивания бензина из нижнего запасного бака в основной.

Самолёт создавался двухместным, чтобы его можно было использовать в качестве разведчика. Наблюдатель располагался сзади пилота, его сиденье крепилось прямо над нижним бензобаком.

В качестве вооружения экипаж С-16 использовал два пулемёта. Стационарный крепился на левом борту фюзеляжа. Изначально для этих целей предполагалось использовать облегчённый вариант станкового пулемёта «Максим» российского производства. Но пулемётов остро не хватало сухопутной армии, и для вооружения С-16 использовали импортные пулемёты — сначала британский «Виккерс» (английский вариант станкового «Максима»), а затем американский «Кольт». Барабан с патронной лентой размещался у летчика в ногах.

Первый отечественный истребитель с «синхронизатором»


Игорь Сикорский. Фото: Карла Буллы. 1914 год. wikipedia.org

Поскольку стрельба велась в плоскости вращения винта, то для самолёта требовался специальный прибор — «синхронизатор», который связывает пулемёт с мотором самолёта для регулирования выстрелов, чтобы пули не попадали в лопасть воздушного винта. Именно С-16 стал первым отечественным самолётом и одним из первых в мире, который был оснащён пулемётным «синхронизатором».

Ранее у истребителей на задней поверхности воздушных винтов приходилось устанавливать специальные «отсекатели» из стали или брони, чтобы защитить винт от пуль собственного пулемёта. Такая конструкция снижала полезную мощность винта и отправляла мимо цели при стрельбе почти треть пулемётных пуль.

Созданный русским лейтенантом Г.И.Лавровым в 1915 году «синхронизатор» позволял избежать этих проблем. Спусковой механизм пулемета посредством системы рычажков и дисков был связан с валом масляной помпы мотора. Помпа приводилась в действие при помощи шестерен от вращающегося двигателя — таким способом обороты мотора и, соответственно, воздушного винта синхронизировались с пулемётом, который мог стрелять, только когда лопасть винта не перекрывала его ствол. Для того времени «синхронизатор» пулемётной стрельбы стал революционным изобретением, позволив серьёзно увеличить скорость и огневую мощь истребителя.

В конструкции самолёта С-16 предусматривалась возможность ведения огня из стационарного пулемёта, закреплённого на фюзеляже, как пилотом, так и располагавшимся за ним наблюдателем. При этом наблюдатель вооружался еще одним, на этот раз ручным пулемётом. Для этих целей использовали либо датский пулемёт «Мадсен», либо английский «Льюис». С 1917 года предполагалось использовать для вооружения наблюдателя С-16 новый русский автомат конструкции Владимира Фёдорова.

Хотя первый образец истребителя С-16 был готов в самом начале 1915 года, его серийное производство задержалось в связи с нехваткой моторов. Первоначально предполагалось оснащать самолёт двигателями отечественного производства системы «Калеп» (конструктор латыш Фёдор Калеп), выпускавшимися на Рижском заводе «Мотор».

Но в связи с наступлением немцев завод был эвакуирован в Москву — в то время это было единственное в России производство авиамоторов — и до конца войны наша страна испытывала их острый дефицит. Лишь в 1917 году эвакуированный завод сумел наладить выпуск пяти моторов в сутки, что несколько сократило их нехватку, но полностью дефицит не ликвидировало. Кстати, это производство существует и успешно работает и в наше время: ныне это «Научно-производственный центр газотурбостроения „Салют“», одно из крупнейших предприятий Российской Федерации по производству авиационных двигателей.

Но вернёмся на век назад, в 1915 год. Истребители С-16 пришлось выпускать с импортными более тяжелыми и менее мощными моторами французского производства «Gnome-Rhone». Тем не менее даже с этими моторами новый самолёт Сикорского был легок в управлении и обладал для своего времени отличными лётными характеристиками —– при полёте в облегчённом варианте с одним лётчиком от достигал скорости 144 км/ч. А при полной нагрузке в 225 кг скорость достигала 125,5 км/ч. На высоту в 1 километр С-16 поднимался всего за 4 минуты.

Боевое применение С-16


Истребитель С-16. Рисунок: pretich.ru

Нехватка моторов серьёзно задержала производство нового самолёта. Первый контракт на 18 экземпляров С-16 и столько же комплектов запчастей был оформлен лишь 24 октября 1915 года. В комплект запасных частей входили, по сути дела, все основные детали самолета, поэтому за каждый истребитель С-16 царская казна платила 9500 руб., а за каждый комплект запчастей по 4500 руб. Кстати, «синхронизатор» для пулемёта стоил весьма немалую сумму — ровно 1000 рублей.

При производстве пришлось столкнуться не только с дефицитом моторов, но и со срывом поставок комплектующих изделий (стальных и латунных труб, листовой стали, колес, болтов и т.п.), многие из которых доставлялись из-за границы, в основном из Швеции. В связи с этим Сикорскому и его помощникам пришлось срочно переконструировать часть деталей и даже налаживать выпуск собственных стальных труб. Из-за вносимых изменений вес серийных самолетов С-16 получился разным, от 416 до 423 кг.

В войсках эти самолёты прозвали «Сикорский-маленький» (в отличие от его больших четырёхмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец»). Если первоначально С-16 планировали использовать как учебные машины, а также в качестве «разведчиков при намечаемых налетах на определенные пункты», то к концу 1915 года приказ предписывал применять их в качестве «истребителей на боевых базах для защиты воздушных кораблей против налетов неприятельского воздушного флота».

В марте 1916 года первые шесть С-16 прибыли на фронт. Боевой дебют этого самолёта состоялся на территории Галиции в 7-м авиаотряде — первом специальном отряде истребителей, созданном в начале апреля 1916 года. 15 апреля того года в четыре часа пополудни, подпоручик Иван Александрович Орлов весте со своим «лётнабом» (летчиком-наблюдателем) корнетом Липским на С-16 №204 впервые поднялись в районе городка Яблонов (ныне посёлок в Ивано-Франковской области Укрианы) на перехват неприятельских аэропланов. Самолёт успешно отогнал вражеские машины от своего аэродрома.

Уже 27 апреля 1916 года истребитель С-16 одержал свою первую победу. В этот день экипаж, пилотируемый корнетом Юрием Владимировичем Гильшером, сбил из пулемёта австрийский самолёт-разведчик «Авиатик».

Успешные вылеты на С-16 продолжил и Иван Орлов. 28 апреля 1916 года он сбил свой первый вражеский самолёт, убив при этом наблюдателя и ранив лётчика. Ровно через месяц, 26 мая 1916 года, он одержал вторую воздушную победу, сбив двухместный германский истребитель «Альбатрос».

Судьба первого истребителя после революции


В феврале 1917 года Сикорский закончил сборку второй партии из 15 самолетов С-16, но из-за задержек с поставками двигателей на фронт Первой мировой войны они так и не попали. В 1918 году, когда сам Сикорский навсегда эмигрировал из России, шесть остававшихся на германском фронте его истребителей С-16 достались вступившим на Украину австро-германским войскам.

В апреле того года немцы передали эти трофеи войскам гетмана Скоропадского. В 1919 году они достались наступавшей Красной армии, но часть лётчиков вскоре перелетела к генералу Деникину. Из-за износа моторов в дальнейшем у белых летал только один С-16, попавший в 1-й Кубанский казачий авиационный отряд. В 1920 году этот самолёт был перебазирован в Крым, а после ухода оттуда войск генерала Врангеля опять попал к красным и некоторое время использовался в авиашколе Севастополя.

Вторая партия С-16, собранная в Петрограде и так и не попавшая на германский фронт из-за нехватки моторов, досталась советскому правительству. Два из этих самолётов в 1919 году поступили в Московскую школу авиации и еще пять в Дивизион воздушных кораблей в городе Сарапуле. Этот дивизион, состоявший в основном из бомбардировщиков «Илья Муромец», воевал на врангелевском фронте и против поляков Пилсудского.

В Московской школе авиации самолёты С-16 использовались до 1923 года. Именно на них тогда летали будущие учителя Чкалова и других знаменитых советских летчиков 30-40 годов минувшего века.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    23 января 2016 07:36
    но и со срывом поставок комплектующих изделий (стальных и латунных труб, листовой стали, колес, болтов и т.п.), многие из которых доставлялись из-за границы...Как-то так и было..делать могли многое..., а вот мелочи везли из-за рубежа своего не было..Поэтому отечественные предприниматели и не чествовали российских изобретателей..Предпочитали собирать иностранное...Ньюпоры и прочее..
    1. +3
      23 января 2016 09:25
      Цитата: parusnik
      ..Поэтому отечественные предприниматели и не чествовали российских изобретателей.

      А сейчас что,не так?Точно так.При СССР производством судовых и стационарных дизелей занимались больше десятка заводов.Производились и мощные дизели для ВМФ,а где всё сейчас?Ведь были закуплены лицензии и оборудование.Лёгкие и мощные дизели производили в Коломне,Санкт-Петербурге,а сейчас пытаемся закупить в Китае,а им самим сейчас нужны качественные двигатели для своего флота.Вот и вылазит боком "Кудринская гениальная финансовая политика"что за нефть мы всё купим.Не помню, кто здесь на форуме,года три назад,ещё до этого предсказывал такой вариант развития событий.Сейчас его НИК не попадается на форуме.
      1. +3
        23 января 2016 09:33

        Неужели, России всегда придется выращивать талантливых инженеров и изобретателей и отправлять их на усиление врага?

        Когда-нибудь это закончится?


        1. +2
          23 января 2016 10:28
          Цитата: bulvas
          Когда-нибудь это закончится?

          Не знаю? Перечислять всех кто принёс славу другим странам,я не буду,но видно права поговорка про пророков и отечество.И сей час много талантливого народу уезжает,потому что не верят в Сколково.
      2. Комментарий был удален.
      3. +2
        23 января 2016 10:44
        А сейчас что,не так?...А я и не спорю..У нас два лоцманских катера..типа изготовлены на Московском судостроительном заводе..железо и болты наши, а все остальное немецкое.. за нефть мы всё купим..Это еще при Хрущеве началось..В ИРе(Изобретатель и Рационализатор) в годах 70-80-х попадались статьи..вот дескать наш Левша, такую интересную вещь сделал, патент получил..а не внедряется..покупаем за границей..
      4. +2
        23 января 2016 12:47
        При СССР на производство военной техники и вооружений шло всё наше национальное богатство, все наши умы в три смены конструировали механизмы для убийства вместо того чтоб делать жизнь людей легче и комфортнее. Однотипные танки Т-64 и Т-72 были разработаны и шли тысячными сериями, та же картина в авиации.
        Сейчас пожинаем. СССР не имел своей доли на мировом рынке высокотехнологической продукции мирного назначения. Кроме как дарить станки и комбайны в Африку и отсталые страны Азии. Не имеет как следствие этой доли и Россия.
        1. +2
          23 января 2016 14:10
          Цитата: Cap.Morgan
          СССР не имел своей доли на мировом рынке высокотехнологической продукции мирного назначения. Кроме как дарить станки и комбайны в Африку и отсталые страны Азии. Не имеет как следствие этой доли и Россия.

          СССР и не мог иметь доли на этом рынке.И не потому,что не было что продавать,а потому что в СССР существовала государственная техническая комиссия,которая секретила не только военные разработки,но и продукцию двойного назначения,а также гражданскую продукцию применяемую в армии.
        2. 0
          24 января 2016 21:18
          СССР не имел свое доли на мировом рынке не потому, что нечего было предложить, а потому, что СССР в международный рынок встраиваться и не собирался, а в основном работал на себя - страна огромная и для ее развития нужно было много продукции: станков, самолетов, автомобилей и прочая и прочая. И, кстати, все выше перечисленное СССР за бугор продавал и ведь покупали и не всегда низкая цена была определяющей.
  2. +4
    23 января 2016 08:00
    Автору плюс,хотя бы за то что вспомнил о работах Сикорского в России.Кроме Лаврова и Серебренникова с Сикорским работал Поликарпов,вот только упоминалось об этом редко.О ранних работах Сикорского в России написано было в первом томе Шаврова и не знаю,сохранилась ли где книга "Самолёты СССР".Где-то 1960год издания,к сожалению мою зачитали.В ней было несколько машин Сикорского.Помимо "Русского Витязя" там были кратко описаны "Гранд","Илья Муромец",истребители С-17;С-20.Причём С-20 был самым удачным истребителем Сикорского.На этом упоминания о Сикорском в СССР прекратились.И только после начала перестройки я узнал о Северском,ещё одном конструкторе из России,Об Александре Картвелли мы знали,так как основу противопвошных ударных групп составляли его самолёты F-105 "Тандерчиф".
    Это ссылка http://aviation.gb7.ru/F-105.htm .
  3. +6
    23 января 2016 08:11
    Прекрасная статья .Думаю Россия потеряла много из-за отъезда за границу величайшего русского авиаконструктора,в тот момент большевиков не интересовало будущее страны--главное классовая борьба.Когда Сикорский на своём заводе предложил в начале 18 года очередную модель самолёта--какой то комиссарчик ему ответил:на кой ляд нам твои самолёты-в стране революция.Результат известен.
    1. +13
      23 января 2016 09:17
      Не поверите, но и за границей Сикорский столкнулся с той же проблемой. И не он один. Мировая война закончилась, новые самолёты не были не нужны никому, много осталось с войны. Их потом, участвавшие в войне страны, распродовали подешёвке. Гражданская авиация не сформировалась, да и использовали в ней поначалу оставшиеся военные самолёты. А к тому времени, когда Сикорский, оказался востребованным на западе и в нашей стране уже активно занимались авиацией (соответствующие законы были приняты ещё в 1918 году). Так Сикорский, первый самолёт за границей построил в 1924 году, а например Григорович, никуда не уезжавший, вообще не прекращал конструкторской деятельности, разрабатывал и строил и в 1918 и в 1921 и т.д. Туполев так же свой первый самолёт при Советской власти создал в 1922 году.
      1. +3
        23 января 2016 12:54
        К сожалению уехали не только авиаконструкторы.
        Уехали специалисты во всех отраслях науки и техники, создатели телевидения, видеозаписывающей техники....
        Была разрушена промышленность Российской империи , серьёзные потери понесла научная школа. Потом всё пришлось воссоздавать платя за всё высокую цену...
        Сикорский же не только создатель вертолёта но и специалист по пректированию гидросамолётов...
  4. +3
    23 января 2016 13:30
    Хорошая статья. О многом напомнила. О многом заставила посожалеть, в т.ч. и о том, что такая "голова" покинула Родину. Обидно...
  5. +1
    23 января 2016 15:16
    хорошая статья !!!! И самолет неплох был . Сикорский выдающийся конструктор - но нет пророка в отечестве....... тут поневоле задумаешься.......
  6. +2
    23 января 2016 22:41
    На счет Сколково. Вопрос? Зачем нужно было городить это чудо под Москвой с ноля при наличии множества научно-исследовательских институтов со своими научными школами испытывающими недостаток финансирования на все? Может потому, что если ученым дать деньги они их обязательно на какие-нибудь исследования потратят, а не сопрут? А какие новые разработки создало Сколково? Говорят, что существует план разделить деревню Сколково на две части, и одну из них назвать Распилково, а вторую Откатково. Никто не слыхал подробностей этой реформы? И ещё. Все ждут от ученых новых танков, самолетов, смартфонов. Хотелось бы напомнить, что в лабораториях танков не строят. Там проводят фундаментальные и прикладные исследования, результатами которых являются новые знания. Потом ещё нужно выполнить опытно-конструкторские работы при участии конструкторских бюро и опытных производств. Опытные образцы изготовляют, испытывают и сдают в металлолом. Затем наступает этап освоения производства. Разрабатывается и отробатывается технология, закупается и монтируется недостающее оборудование или строятся новые заводы, проходят испытания предсерийные образцы и сдаются в металлолом. Если осваивается сложный комплекс, то все те же этапы нужно пройти при освоении производства комплектующих. Все это нужно спланировать, скоординировать, организовать и обеспечить кадрами. На все это денег нужно гораздо больше, чем на науку. Пока мы поймем, что высокотехнологичная продукция не возникает при взгляде молодого ученого в потолок, мы так и будем удивляться, и почему мы отстаем от запада.
    1. 0
      24 января 2016 21:22
      Вспомните фамилию деятеля (по правилам бы следовало использовать прилагательное "государственного", но ... не могу, рука отказывается печатать!!!), организовавшего это самое Сколково. Вспомнили? Ну и?... Я бы был КРАЙНЕ удивлен, если бы Сколково выдало заметные для России и полезные результаты.
  7. 0
    25 января 2016 19:25
    В инете видео есть, как Чу... премии раздавал, на корпоратива. И при этом, кому-то з/п не выплачивают
  8. 0
    25 января 2016 23:40
    Самое главное. Неужели непонятно, что хорошая научная школа обладает громадной ценностью. За десятки лет в неё уже вложены огромные деньги и на обучение и на исследования. Она обладает такими знаниями и, главное, навыками, которые ни в одной статье не вычитаешь. При этом вкладывать деньги не в эти старые школы, а с нуля в каких-то непонятных людей под Москвой - это какой-то иди... Непереводимый идеоматический оборот. Понятно, что в из Сибирского отделения наук красть не так удобно, как из-под Москвы и климат там неподходящий. Опять же деньги надо не в стены, даже очень красивые, вкладывать, а в оборудование и людей. А это новое агенство при науке! Это кто такую гениальнейшую идею выдал? То есть только этой прослойки для расхищения денег и не хватало. Они что-нибудь в науке понимают? А зарплаты у них какие? Если ученые для себя оборудование закупают чтобы работать на нём, то они купят то что работает. А что ради отката можно купить для чуждых по крови и духу ученых? Кстати, ученых чиновники ругают, обычно, по принципу "сам ", в ответ на жалобы на нехватку средств. Чего только люди не придумают, чтобы денег не давать?!