Почему «Нормандия» победила «Куин Мери»

Наверное, люди никогда не перестанут мечтать о машине времени, до тех пор, пока ее не изобретут. Почему? Да потому, что очень хочется узнать, а как было тогда. И не просто узнать, а еще и сравнить с тем, как сейчас. Лучше стало или хуже, богаче мы стали или беднее и, самое главное – если «да», то в чем именно. И пока что такая «машина» реально существует только лишь в воображении писателей-фантастов, и рядовые граждане и специалисты-историки изобретают самые различные способы заглядывать в прошлое. Тут к вашим услугам и кино, и литература, и музейные экспозиции, и архивы, а еще и такой интереснейший источник, как… старые газеты и журналы. Ведь из них можно не только черпать «современную информацию», но и увидеть манеру подачи материалов, степень интеллектуализации общества и еще многое, многое другое. Например, в 30-ые годы прошлого века не было «Википедии» и людям, интересовавшимся техникой, нужно было дожидаться выхода соответствующих их интересам журналов. Одним из таких журналов в СССР был журнал «Наука и техника», издававшийся в Ленинграде. И достаточно наугад открыть практически любой из них, как мы найдем в нем немало интересного и – более того, актуального даже сегодня! Ну, например, сейчас в Интернете идут споры относительно скоростных и мореходных качеств нового американского эсминца «Зумвалт». Ну, например, в том же 1937 году большой интерес вызывали проходившие в те годы океанские гонки за «Голубой лентой Атлантики», к которым в это время как раз подключилась Франция и… сумела отобрать пальму первенства у англичан. И вот как об этом событии своим читателем рассказал журнал «Наука и техника» 39 за 1937 год…

Почему «Нормандия» победила «Куин Мери»

Лайнер «Нормандия»

«История борьбы за «Голубую ленту Атлантического океана» в настоящее время пополнилась чрезвычайно интересным событием. В конце марта текущего года французский пассажирский пароход «Нормандия» установил новый мировой рекорд скорости плавания из Америки в Европу и тем самым вернул себе скоростной приз. До сих пор все корабли, однажды лишенные «Голубой ленты», уже никогда позже не становились ее обладателями. Рекорд «Нормандии» тем более замечателен, что он поставлен зимой в бурную погоду при лобовом ветре и снегопаде.


«Нормандия» завершила весь океанский путь длиною 2 978 морских миль (5520 км) в 4 дня 6 минут и 23 секунды со средней скоростью 30,99 узла (57,39 км/час). Она побила последний рекорд «Куин Мэри» на 0,36 узла и свой собственный предыдущий рекорд на 0,68 узла.

Чем объясняется такой, казалось бы, неожиданный успех «Нормандии», потерявшей еще в прошлом году «Голубую ленту», в связи с пуском в эксплуатацию нового английского сверхмощного парохода? Каковы были материальные ресурсы «Нормандии» для достижения столь высокой скорости, если турбо-электрические механизмы ее существенно уступали по мощности турбинам «Куин-Мэри»?

С рейсами «Нормандии» и «Куин Мэри» начался новейший этап развития трансатлантического экспрессного движения. Эти пароходы своей скоростью строго соответствуют условиям плавания между портами Ла-Манша и Нью-Йорком. Долголетним опытом трансатлантических пароходных компаний установлено, что для правильных еженедельных рейсов через океан необходимо иметь четыре корабля со скоростью в 23 узла, при скорости в 27 узлов число потребных судов сокращается до трех и, наконец, при скорости в 30 узлов для той же службы нужно только два парохода. Сооружение «Нормандии» и «Куин Мэри» предусматривало как раз выбор этого последнего варианта, выгодного как по затратам средств, так и по привлечению пассажиров. В соответствии с этим в Англии и строится сейчас второй быстроходный пароход «Король Георг V» – будущий партнер «Куин Мэри». Огромные размеры обоих пароходов являются вовсе не чрезмерными – это лишь необходимая материальная база для развития указанной скорости и для размещения экономически выгодного количества пассажирских мест.

Необходимо отметить, что практическое осуществление высокой скорости современных пароходов-гигантов оказалось возможным, главным образом, вследствие падения цен на нефть. За последние 10 лет стоимость этого рода топлива сократилась на 30%. Кроме удешевления горючего, конечно, большую роль сыграли и успехи морского машиностроения, выразившиеся в уменьшении удельного (на 1 л. с.) расхода топлива. В настоящее время затраты на топливо для «Нормандии» не превышают таковых на «Мавритании» в последние годы ее эксплуатации, несмотря на то, что последняя не имела и половины мощности механизмов первой. Эта экономичность в отношении топлива однако не говорит еще о коммерческой выгодности постройки быстроходных океанских экспрессов. Даже решительное предпочтение пассажирами этих судов и весьма интенсивная загруженность пароходной линии не в состоянии окупить расходы на их постройку. Пароходы-гиганты систематически сооружаются в капиталистической Европе за счет государственных субсидий в надежде поправить дела отечественной промышленности и «поддержать международный престиж нации».

Почему «Нормандия» победила «Куин Мери»

Прежний рекордсмен – итальянский лайнер «Рекс»

Общее сходство между обоими пароходами неудивительно, так как каждый из них предназначался для эксплуатации на одном и том же маршруте, при одних и тех же условиях плавания. Тем не менее, они существенно отличаются друг от друга конструктивно – как формой корпуса, так и типом своих главных механизмов. Что касается «Нормандии», то она резко отличается не только от «Куин Мэри», но и от всякого другого современного корабля. Если сравнить корпус «Нормандии» с корпусом других трансатлантических пароходов, то можно заметить, что относительная ширина его во всех случаях больше. Это идет в разрез с многочисленными основными формулами, согласно которым сопротивление корпуса судна возрастает пропорционально увеличению площади миделя (наибольшего поперечного сечения). При проектировании корпуса «Нормандии» были сделаны существенные отступления от обычных форм и пропорций, прочно вошедших в практику судостроения и повторение которых было бы явно ошибочным. Корпус «Нормандии», особенно его передняя часть, имеет оригинальную внешность благодаря использованию специальной формы носа, предложенной инж. Юркевичем. Вместо длинного, острого, с прямым расхождением бортов носа, характерного для всех быстроходных судов, передняя часть корпуса «Нормандии» на некотором расстоянии от носа имеет вогнутую ватерлинию, а сам нос (форштевень), будучи острым, на уровне воды переходит с глубиной в каплеобразное утолщение.

Впадины в носовой части корпуса «Нормандии» дают возможность воде плавно обтекать борта, они кроме того совершенно исключают образование носовых волн. К этому еще прибавляются меньшая высота волн, идущих от середины корпуса, и меньший угол их расхождения. В результате получено большое сокращение мощности механизмов, расходуемой на волнообразование.

Очевидно, что судно такой величины как «Нормандия» никогда не встретится в открытом океане с волнами, которые бы имели длину ее корпуса (в Атлантическом океане наибольшая длина волны редко превосходит 150 м), поэтому недостаток плавучести в носу и корме «Нормандии» в отношении килевой качки не страшен. Наоборот, сильная вогнутость бортов к носу парохода только улучшает его мореходность. «Нормандия» режет волну насквозь и отбрасывает ее в стороны, оставляя верхнюю палубу сухой даже и в бурную погоду. Скорость «Нормандии» так велика, что период ее килевой качки никогда не может совпасть с периодом встречной волны, благодаря чему амплитуда колебаний тушится.

Почему «Нормандия» победила «Куин Мери»

«Мавритания» в 30-ые годы ХХ века.

Эффективная форма корпуса «Нормандии» и дала ей возможность обогнать «Куин Мэри». Благодаря этой форме корпуса и тщательному выбору формы выходов гребных валов и самих гребных винтов оказалось возможным выиграть до 15% сокращения сопротивлений сравнительно с нормальной формой корпуса. На «Нормандии» осуществлена электрическая передача работы турбин на гребные винты из соображений предоставления пассажирам наибольшего комфорта: при электрической системе до минимума сокращены сотрясения корпуса и шум. Если механическая передача и выгоднее в отношении веса, занимаемого объема, а также и расхода топлива при полном ходе, то электрическая передача экономичнее при средней скорости и дает возможность сообщать винтам полные обороты при заднем ходе. Единственный недостаток электрической передачи заключается в повышенной кавитации – особом вредном явлении, снижающем коэффициент полезного действия движителя и быстро разрушающем винты быстроходных кораблей. Происходит это вследствие высокой скорости вращения винтов, а высокая скорость вращения винтов при электрической передаче неизбежна из-за невозможности увеличивать и без того огромные электромоторы. В течение недавнего ремонта «Нормандия» получила гребные винты новой оригинальной формы, косое расположение лопастей которых значительно улучшило подвод воды к ним. Новые винты имеют диаметр 4,84 м и вращаются со скоростью 230 оборотов в минуту. Хотя это и очень большая скорость, однако, благодаря удачной форме их кавитацию удалось свести до минимума.

Почему «Нормандия» победила «Куин Мери»

Лайнер «Куин Мери»

Корпус «Куин Мэри» очень похож на корпус своих старых предшественников – знаменитых пароходов Кунарда – «Лузитанию» и «Мавританию». Для «Куин Мэри» была принята нормальная форма корпуса, обводы которого были лишь незначительно видоизменены в результате тщательных и многочисленных опытов. Механическая передача работы турбин на гребные винты, осуществленная на «Куин Мэри», очень упростила решение проблемы борьбы с кавитацией, так как не представляло никаких затруднений уменьшить скорость вращения винтов за счет увеличения их размеров. «Куин Мэри» построена очень солидно и основательно, на что указывает незначительность переделок на ней после первого сезона эксплуатации. Напротив того, «Нормандию» пришлось на длительный срок снимать с линии и перестраивать, чтобы уничтожить сильные вибрации, возникавшие в связи с недостаточной жесткостью конструкции кормы. В общем можно сказать, что англичане показали большой консерватизм и осторожность в проектировании своего парохода-гиганта и в этом отношении составили полную противоположность французам.

Почему «Нормандия» победила «Куин Мери»

«Мавритания» в годы войны в камуфляже.

«Куин Мэри» достигла на заводских испытаниях на мерной миле скорости в 32,82 узла при доведении мощности механизмов до 214 тыс. лош. сил, тогда как «Нормандия» показала в тех же условиях 32,12 узла при мощности только в 179 тыс. лош. сил. Таким образом, первая при перевесе в 35 тыс. лош. сил имела преимущество только в 0,7 узла. Это указывает на замечательные достоинства специальной формы корпуса «Нормандии». Главные механизмы «Нормандии», видимо, были спроектированы с обеспечением большой резервной мощности или же подверглись частично некоторому переоборудованию минувшей зимой, так как имеются все основания предполагать, что в течение последнего рекордного рейса она развивала временами 200 тыс. лош. сил. Если это так, то в настоящее время «Нормандия», имея высокоэффективные винты и опытную машинную команду, может развить скорость на мерной миле до 34 узлов.

«Нормандия» / «Куин Мери»
Длина между перпендикулярами 293,2 м / 294,1м
Ширина наибольшая 35,9 м / 35,97 м
Углубление при нагрузке 11,2 м / 11,8 м
Водоизмещение 66 400 т / 77 400 т
Вместимость в peг. тоннах 83400 / 81 300
Мощность нормальная в л. с. 160 000 / 180 000»
Автор: Вячеслав Шпаковскокий


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. inkass_98 26 января 2016 07:40
    Достаточно подробно все это описано в книге Белкина "Голубая лента Атлантики", вполне подробно и доступно.
    1. Свелес 26 января 2016 10:17
      вообще неплохо бы в этом экскурсе вспомнить всех разработчиков Нормандии...
      Одной из серьезных трудностей при создании корабля такой мощности, как “Нормандия”, являлось изготовление гребных винтов. Настоящим бедствием для кораблестроителей при переходе к высокооборотным винтам стало явление кавитации, приводившее к преждевременному выходу из строя винтов. По рекомендации Юркевича к решению этой проблемы был привлечен еще один представитель российской научной школы прикладной механики – А.Н.Харкевич, имевший большой опыт создания гребных винтов. На “Нормандии” были установлены двигатели системы В.П.Аршаулова, салоны были мастерски расписаны русским художником Александром Яковлевым.
    2. xan 26 января 2016 13:49
      Есть очень красивый фильм про то время, передающий атмосферу морских путешествий из Европы в Америку, "Легенда о пианисте". Такого переселения народов уже не будет. Миллионы стремились в Америку за лучшей жизнью.
      Смотрел лет 10 назад, и с тех пор мечтаю о круизе на лайнере вокруг Европы, все не получается по семейным проблемам.
      xan
      1. Лт. запаса ВВС 26 января 2016 15:38
        Помню в детстве читал книгу под названием "Голубая лента Атлантики", было очень интересно.
      2. kalibr 26 января 2016 18:23
        У меня была статья - надо будет ее здесь разместить, - о том, как переселенцы 3-его класса перебирались в Штаты в конце 19-начале 20 века. Ох, это нечто. Как только над ними не изгалялись. А встречал их плакат: прекрасная Колумбия в белой одежде стоит у берегов Америки, а к рвутся толпы дикарей с усами, бородами в поддевках беретах с ножами в руках и чемоданами с надпись динамит! Но она держит на поводке трех собак и они на них рычат! Хороший, душевный такой плакат!
        1. 25ru 27 января 2016 05:23
          Цитата: kalibr
          У меня была статья - надо будет ее здесь разместить, - о том, как переселенцы 3-его класса перебирались в Штаты в конце 19-начале 20 века. Ох, это нечто. Как только над ними не изгалялись. А встречал их плакат: прекрасная Колумбия в белой одежде стоит у берегов Америки, а к рвутся толпы дикарей с усами, бородами в поддевках беретах с ножами в руках и чемоданами с надпись динамит! Но она держит на поводке трех собак и они на них рычат! Хороший, душевный такой плакат!

          Давайте! Жду, с нетерпением hi
  2. амурец 26 января 2016 07:55
    Хорошая статья!Автору плюс.Самое главное автор всё-таки упустил.Создателем Нормандии был русский кораблестроитель Владимир Юркевич.Он был создателем корпусов русских крейсеров,так и недостроенных после гражданской войны.В журнале"Техника-молодёжи", в разделе "Антология таинственных случаев"была статья о пожаре на лайнере "Нормандия" в 1942году,когда лайнер переделывали в войсковой транспорт в США, и как Юркевич пытался восстановить "Нормандию"после пожара.А так же автор,видимо посчитал малозначительным тот факт,что Юркевич предлагал свои услуги компании "Кунард Лайн"по созданию "Королев",но англичане отказались от его услуг.
    1. kalibr 26 января 2016 08:59
      Вы невнимательно читаете, впрочем, это беда многих, кто сюда заходит. Это не автор посчитал малозначительным..."И вот как об этом событии своим читателем рассказал журнал «Наука и техника» 39 за 1937 год…"
      Это малозначительным посчитал советский журнал "Наука и техника" номер 39 за 37 год. И понятно, что в 37-ом он не мог писать о событиях 42-ого...
      1. амурец 26 января 2016 11:50
        Цитата: kalibr
        Это малозначительным посчитал советский журнал "Наука и техника" номер 39 за 37 год. И понятно, что в 37-ом он не мог писать о событиях 42-ого...

        Или вы меня неправильно поняли или я неточно выразился.Дело не в 1942годе,а о начале о начале 1930-х.Я написал что компания Кунард Лайн отказалась от услуг В.Юркевича при создании "Куин Мери."Книги автора я читал и мне они очень нравяться,здесь просто уточнение.А вот о том что вспоминают о творениях РУССКИХ за рубежами нашей страны,так за это авторам этой рубрики,в том числе и вам большое спасибо.
        1. spravochnik 26 января 2016 13:37
          Ответ, скорее всего, заключается в том, что в СССР в 30-е годы не очень любили писать о достижениях и заслугах эмигрантов за рубежом. Поэтому об участии русских в создании "Нормандии" написано так мало и вскользь.
          1. амурец 26 января 2016 14:45
            Цитата: spravochnik
            Ответ, скорее всего, заключается в том, что в СССР в 30-е годы не очень любили писать о достижениях и заслугах эмигрантов за рубежом. Поэтому об участии русских в создании "Нормандии" написано так мало и вскользь.

            Вот в этом я с вами полностью согласен.И не только в 30-е годы,а наверное до самой перестройки.Не знаю, на сколько правда,но на уровне слухов мелькало в изданиях,что продукцию фирмы "Рипаблик" в годы войны, как и гидросамолёты Сикорского запретили к поставкам по Ленд-Лизу,потому что это продукция русских эмигрантов.Но повторяю,что читал я это в жёлтой прессе.
            1. kalibr 26 января 2016 18:31
              Ну, "Тандерболт" поставляли, а кто его создал?Конструктры русского и грузинского происхождения А. Н. Северский и А. М. Картвели.
        2. kalibr 26 января 2016 18:26
          Ну, да это я не понял. Просто в статье, что я раскопал о инж.Юркевиче есть, но кто он... ни слова. Кстати, на вопросы краскомов кто такой Сикорский, не тот ли что сделал "Муромца", следовало отвечать, нет, не тот. Тот умер. Это поляк-эмигрант!
  3. parusnik 26 января 2016 08:05
    Об Истории борьбы за "Голубую ленту" Атлантического океана, хорошая серия статей была в Изобретателе и Рационализаторе..рассказывалось в них и о создателе Нормандии Владимире Юркевиче..
    Спасибо,Вячеслав , замечательная статья и фотоматериалы к ней
  4. kvs207 26 января 2016 08:23
    Цитата: inkass_98
    Достаточно подробно все это описано в книге Белкина "Голубая лента Атлантики", вполне подробно и доступно.

    Есть такая в личной библиотеке. Но лишний раз вспрмнить это замечательное судно, нелишне.
  5. kig 26 января 2016 09:56
    12 декабря 1941 года «Нормандия» была принята (с обещанной компенсацией) на службу в ВМФ США. В сочельник «Нормандия» была переименована в «Лафайетт». Было решено, что «Нормандия» должна быть преобразована в транспортное судно. Ввиду отсутствия достаточно большого сухого дока переоборудование началось прямо у пирса.9 февраля 1942 года произошла катастрофа. В «Гранд Салоне» команда рабочих была занята разрезанием переборок газовыми горелками. Не заметив искр, один рабочий случайно поджёг кипу спасательных жилетов. На борту тогда не было пожарных, и система пожаротушения была отключена. Через 12 минут нью-йоркские пожарные прибыли на место, но не могли попасть внутрь из-за рабочих, выбегающих из горящего судна. После часа хаоса и суматохи пожарные, наконец, начали тушение огня. Вода, залитая на шлюпочную палубу «Нормандии», стала скапливаться с одной стороны, вызывая опасный крен на правый борт. Проектировщик «Нормандии» Владимир Юркевич прибыл на место аварии и сказал, что есть шанс спасти судно, не дав ему перевернуться, если открыть кингстоны и позволить судну лечь на дно Гудзона. Но его даже не захотели выслушать.

    Ночью крен увеличивался. Огонь потух. Приблизительно в 2:45 ночи 10 февраля «Нормандия» медленно опрокинулась на левый борт и осталась лежать у пирса под углом 79°.

    Спустя двенадцать дней после пожара было решено, что все помещения будут накачаны воздухом для восстановления плавучести. Но это означало, что все трубы, мачты и надстройка будут срезаны. Вокруг судна были размещены плавучие краны для срезания всех надстроек, труб и мачт. Водолазы запечатали все помещения судна.

    В 1943 году судно выровняли и 3 ноября с креном в 2° корпус «Нормандии» отбуксировали вниз по Гудзону, где он будет ждать своей судьбы. Было выдвинуто много предложений насчёт дальнейшей судьбы судна. Некоторые хотели преобразовать «Нормандию» в авианосец, но эта идея была оставлена из-за стоимости — было дешевле строить новые. Президент Рузвельт спросил Уильяма Френсиса Гиббса, одного из лучших военно-морских конструкторов страны, можно ли преобразовать «Нормандию» в пассажирский лайнер. После обсуждения планов и стоимости было решено пустить остов судна на металлолом.

    В октябре 1946 года «Нормандия» была продана Lipsett Inc за 160 тыс. $.
    kig
  6. Комментарий был удален.
  7. bionik 26 января 2016 10:12
    На «Куин Мэри», для отражения атак с воздуха на палубе были смонтированы 40-миллиметровые зенитные установки Bofors.
  8. Доктор Зло 26 января 2016 10:20
    Илья Ильф и Евгений Петров, авторы "Одноэтажной Америки", пересекли Атлантику именно на "Нормандии". Свои впечатления они изложили в первой главе книги.
  9. sevtrash 26 января 2016 12:38
    История о победителях не полна, в 1938 году «Queen Mary» все же отобрала у "Нормандии" Голубую Ленту. А последним победителем в 1952 году стал «Юнайтед Стейтс» с 240 000 лс и средней скоростью 35,59 узлов.
  10. lilian 26 января 2016 12:46
    Лайнер упоминается еще в книге О. Бережных "Самые большие корабли". В детстве раз пять перечитывал.
  11. Вольный ветер 26 января 2016 13:30
    Титаник так же несся на всех парах к " Голубой ленте Атлантики"
    1. spravochnik 26 января 2016 13:40
      Ну, "Нормандии" его участь не грозила. На ней, впервые на гражданском судне, был установлен навигационный радиолокатор.
  12. Арктидианец 26 января 2016 16:59
    Интересное было время, рекорды устанавливали на воде, земле и в воздухе, сейчас пыл поутих.
  13. blizart 26 января 2016 17:09
    Почему пожар на "Нормандии" попал в "Антологию таинственных случаев" ТМ? Потому что по гордым словам владельцев "Нормандии" на судне было две деревянных вещи: рояль и доска для разделки мяса. Кстати не последнюю роль в большей скорости, при меньшей мощности механизмов, сыграла просто заметно лучшая воздушная обтекаемость "Нормандии" по сравнению с "сестренками".
    1. sevtrash 26 января 2016 19:46
      Цитата: blizart
      Потому что по гордым словам владельцев "Нормандии" на судне было две деревянных вещи: рояль и доска для разделки мяса.

      Это Вы не с "Юнайтед Стейтс" спутали? Это там Гиббс просил фирму "Стэйнвэй" сделать алюминиевый рояль. И именно на этом корабле рояль был единственной деревянной вещью.
    2. ZaRif 26 января 2016 23:02
      Спасибо, вспомнил. Тоже в ТМ?
  14. kugelblitz 26 января 2016 18:04
    А мне все же чисто внешне больше всех из них Rex нравится. У итальянцев тогда выходили потрясающе красивые корабли и суда. Одни легкие крейсера чего стоили, как и тяжелый Bolzano.
    Но сам Rex тоже очень внешне впечатляющий ... хоть и водоизмещение пожиже

    Водоизмещение - 51062 тонн;
    Длина - 268,2 м;
    Ширина - 29,2 м;
    Осадка - 8,5 м;
    Силовая установка - паровые турбины мощностью 136000 л.с.;
    Скорость - 28 узлов;
    Вместимость пассажиров - 604 человека 1-го класса, 378 человек - 2-го класса, 410 человек - 3-го класса;

  15. aba 26 января 2016 19:15
    Отличная статья! Спасибо!
    А "Техника молодежи" было моим любим изданием в школьные годы.
    aba
  16. kugelblitz 26 января 2016 20:03
    Кстати нашел у Rex похожий бульбовидный наплыв, и развал носовых скул весьма интересен.



    Оригинальное видео

  17. Робертъ Невский 26 января 2016 20:25
    О Нормандии читал в книге Льва Скрягина "Тайны морских катастроф"!!!
  18. ZaRif 26 января 2016 23:04
    Спасибо за статью.
  19. 25ru 27 января 2016 05:14
    Книга "Голубая лента Атлантики" выпускалась разными издательствами? У меня,в юности,обложка была черная. Кто прольет свет?
    Тема очень интересная. Автору - спасибо! Ну и трагедия/курьез - как посмотреть. 02/10/1942г. исполин «Куин Мэри», перевозивший дивизию союзников, столкнулся с конвоирующим английским крейсером «Кюрасао». Погибло 338 человек и ,собственно, сам легкий крейсер. Директивные указания кэпу запрещали остановку на маршруте следования и предписывали скорость 25 узлов с постоянным выполнением противоторпедного зигзага.
    Фильм недавно был интересный по одному из научно-популярных каналов (переводных).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня