Военная керамика

7
Нет, вы не угадали. Речь не пойдет о глиняных горшках, в которые войско, осаждавшее замок или неприятельскую крепость, отправляло свои естественные надобности, а потом эта «благодать чрева» швырялась на головы обороняющихся. Да, летом, и особенно в жару, это было страшное оружие. Но речь пойдет о другом, хотя и о посуде.


Ахиллес сражается с Мемноном. Автор росписи Андокид, 530 г. до н.э. Лувр. То есть именно так выглядели воины того времени, поскольку греческий художник того времени рисовал только то, что он видел непосредственно вокруг себя.

Рассказано будет о древнегреческих керамических вазах, амфорах и тарелках, которые у древних греков было в моде расписывать. И нам очень повезло, что у них было в обычае расписывать любые виды глиняной посуды, которой пользовались для хранения масла, вина и зерна, для приема пищи, и даже в ритуальных целях.

Военная керамика

Дипилонский кратер, около 750 – 735 гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Дипилонская ваза. Рядом для масштаба люди.

Керамические изделия, изготовленные особенно тщательно, приносили в жертву храмам или отдавали усопшим. Ну, а сами эти изделия, пройдя сильный обжиг, становились очень стойкими к воздействию окружающей среды, так что и самих, причем неповрежденных, керамических сосудов и их фрагментов сохранилось так много, что счет идет буквально на десятки тысяч! Их даже теперь уже не хранят, а просто выбрасывают, сохраняя только самые лучшие образцы.


Эти черепки уже никому не нужны. Отвал раскопок в районе древней Гермонассы, станица Тамань.

Керамическая посуда в Греции появилась еще в крито-микенскую эпоху и именно тогда были созданы впечатляющие ее образцы, как по размерам, так и по отделке. Но… на посуде не изображали людей!


Дипилонский кратер с геометрическим орнаментом, изображением корабля и воинов с дипилонскими щитами. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Воины с дипилонскими щитами. Крупно.


Корабль со сражающимися воинами. Крупно.

И вот пала крепкостенная Троя, случилось вторжение дорийских племен, прошел в Греции период темных веков протяженностью около 250 лет. И вот примерно около 750 года началось возрождение греческой культуры. И проявилось оно очень своеобразно. Греки начали изготавливать сосуды, которые потом жертвовали мертвым – их и нашли на так называемом Дипилонском кладбище вблизи Дипилонских ворот в Афинах, и потому назвали «дипилонской керамикой», – украшенные тщательно прорисованным черным лаком геометрическим орнаментом. И хотя многие из этих сосудов имели поистине огромные размеры, они так бы и остались всего лишь образцами нового «геометрического стиля» в оформлении греческой керамики, если бы не одно «но».


Отряд воинов с «геометрической вазы». У каждого дипилонский восьмеркообразный щит и два копья. То есть копья использовались для метания. Около 800 – 775 гг. до н.э. Метрополитен-музей.

Расписывавшие их мастера начали вводить в элементы декора изображения людей, колесниц и кораблей. Так что на сегодня именно дипилонская керамика (наряду с находками иных артефактов) позволяет нам хотя бы как-то себе представить то, как выглядели тогда греческие суда, воины и их колесницы. То есть это очень важный иконографический источник.


Художник Антимен. Аякс уносит мертвого Ахиллеса. Мы видим опять-таки дипилонский щит, что лишний раз говорит об их очень широком распространении в соответствующую эпоху. Не в период собственно Троянской войны. Это понятно. А в более поздний, последовавший за периодом «темных веков». Музей искусств Уолтерса.

Ну, а потом примитивные рисунки с дипилонских кувшинов постепенно превратились в прекрасные рисунки на амфорах, киликах и прочей греческой посуде, изображающие героев греческого эпоса, сценки из жизни – своего рода бытовые зарисовки, юмор, сцены из театральных постановок – одним словом – прекрасные «фото» реальной жизни древних греков.


Геракл был очень популярным героем у греков, поэтому его изображали очень часто. Вот и на этой эттруской вазе 525 г. до н.э. мы видим Геракла, убивающего Лернейскую гидру. На нем характерная мускульная кираса и поножи! Музей Поля Гетти, Калифорния.

И, кстати, именно росписи на греческой керамике очень много всего интересного сообщают нам о военном деле греков. Например, археологи находят бронзовый шлем. Но он без гребня, гребень не сохранился. А благодаря рисунку, скажем, на амфоре мы видим, и как мог выглядеть этот гребень, и даже особенности его крепления. До нас дошел прекрасно сохранившийся коринфский шлем конца VI в., найденный в Сицилии и выставленный сегодня в Глиптотеке в Мюнхене. Но… только благодаря греческой керамике и, в частности, рисунку на приведенном выше кратере и ему подобным, мы можем наглядно себе представить, каким образом такие шлемы греки украшали. И также на нем хорошо видно, как воин слева надевает поножи. Кстати, называется он «Кратер Евфрона» и выставлен в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.


Коринфский шлем из Глиптотеки в Мюнхене.



А вот щит, найденный археологами. Ну что от него осталось? Что-то осталось, конечно, и этого «что-то» вполне достаточно для того, чтобы его реконструировать. Но… мы не знаем, что рисовали на таких щитах! И никогда бы не узнали, если бы не греческая керамика! А так, благодаря изображениям, мы точно знаем, что греки были горазды на выдумки в отношении росписи своих щитов. Они изображали на них и львиные головы, и голову Медузы Горгоны, плывущего дельфина и парящего ворона, три бегущие ноги в форме свастики, шипастую палицу и многое, многое другое. До нас не дошла ни одна из таких «подвесок» на щиты у гоплитов. Ткань (или кожа) материалы в любом случае непрочные. Но благодаря изображениям на вазах, мы знаем – они были, прикреплялись к нижней части щита и защищали ноги. Стрелы в них застревали и «гасились» за счет свободного крепления этого «занавеса».

Мечи, принадлежащие гоплитам, археологи находят. Но чего они не находят? Не находят сами деревянные ножны от мечей! Только оковки, кольца, мелкие детали. Между тем именно на рисунках на греческой керамике хорошо видны и сами ножны (их конструкция) и то, каким образом воин их носил.


Благодаря рисункам на керамических изделиях, мы точно знаем, что лучников-греков не было, по крайней мере, в Афинах. Лучники были наемниками из Скифии. Вот и на этой росписи мы видим слева скифского лучника и гоплита справа. Около 520 – 510 гг. до н. э. «Афинский художник». Музей изящных искусств де Ренн.


«Скифский лучник». Аттический килик. 530 – 520 гг. до н.э. Лувр.

Панцирь у греков был двух видов: металлический анатомический и льняной, стеганый. Последний имел очень своеобразную конструкцию из простеганных (или склеенных) в несколько слоев полос ткани, и одновременно был и гибким, и жестким. До нашего времени дошли только лишь анатомические металлические панцири и как раз с ними-то все в основном понятно. А вот как быть с этими, так называемыми «льняными панцирями»? Каким образом они, например, надевались? Узнать это из находок археологов невозможно. Но… можно посмотреть на рисунок на вазе и увидеть и сам этот панцирь, и то, каким образом воин в него облачается. Можно увидеть их оформление, понять к чему и как на нем крепились завязки, то есть получить полное представление о таких доспехах.

Находки археологов однозначно говорят о том, что традиционным вооружением греческого воина – гоплита («щитоносца» от слова гоплон – щит) был шлем, доспех для торса, щит и поножи для защиты ног ниже колена и самих колен. Поножи находят, но долгое время было непонятно, как именно они закреплялись на ноге. Но благодаря рисункам на керамических изделиях стало понятно – никак! То есть не было ни ремешков, ни завязок. Поножи просто охватывали ноги и держались на ней силой трения и за счет своей анатомической формы.


Художник Евфимид. Гоплит надевает свои доспехи, два скифа ему помогают. Около 510 – 500 гг. до н. э. Прорисовка с вазы.

Много интересного рассказывают нам греческие рисунки на керамических изделиях. Как известно, их было два основных типа: черно-фигурная керамика и красно-фигурная керамика. В первом случае фигуры рисовали черным лаком на фоне красной обожженной глины. Во втором фон был черный, а вот фигуры, свободные от лака – красные. Были и сосуды билингвы: половина с черными фигурами и красным фоном, а другая половина с красными фигурами. Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что технику краснофигурной росписи впервые использовал живописец Андокид. Причем тонкими щетинками на неокрашенных фигурах художники прорисовывали мельчайшие детали на изображениях. Существовала роспись и по белому фону.


Греческие гоплиты «темных веков». Рисунок Питера Коннолли.

Как уже отмечалось, изделий, дошедших до нас, тысячи. Только в районе Афин более 40000 и 20000 с лишним в Южной Италии. Греческие мастера, которые их расписывали, обычно подписывали свои работы, поэтому до нас дошли также имена их создателей. Но есть сосуды, имена авторов рисунков на которых нам неизвестны, но их можно определить по манере письма. Им даны, например, такие имена, как «Берлинский живописец», «Афинский живописец». Есть «Живописец кактуса», «Живописец верблюда», «кольмарский», «винчестерский» – названные так по тем музеям, где собраны коллекции их работ. Известны имена: Амасис, Андокид, Дурис, Евфимид, Евфроний, Триптолем, Харес, Эксекий. И, разумеется, что это самые известные и прославленные, а так их попросту… не сосчитать. Ведь творили они на протяжении не одного века, а столетий!


Современные греческие гоплиты.

Так что древние греческие «вазы» - это важнейший материал, помогающий историкам изучать военное дело Древней Греции.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 января 2016 06:36
    Спасибо за статью.Сколько всего надо пересмотреть, сопоставить!
    Картина всей жизни на керамике.
    Прекрасные фото.
    1. Комментарий был удален.
  2. +3
    27 января 2016 06:52
    Так что древние греческие «вазы» - это важнейший материал, помогающий историкам изучать военное дело Древней Греции.


    Это верно. Керамика, очень информативный материал. Ну и просто красивые вещи. good
  3. +3
    27 января 2016 07:54
    Эти черепки уже никому не нужны. Отвал раскопок в районе древней Гермонассы, станица Тамань.
    ...Да...Таманский полуостров, по большому счету это археологический рай, но увы..Раскопки ведутся в отдельных местах.. Тамань, п.Сенной..В 60-70-Е годы, еще в 80-е было сделано много пробных раскопов..но дальше этого не пошло...не смотря на интересные находки...работы дальше не продолжались..а жаль, многое, может окончательно погибнуть..Спасибо, Вячеслав..за интересный материал...
  4. +2
    27 января 2016 11:26
    Отличная статья, спасибо
  5. +3
    27 января 2016 11:40
    На некоторых щитах явно этрусские изображения, а на 2 и 3 фото - рисунки, похожие на египетские погребальные гороскопы. Очень интересны были бы комментарии специалистов по этому поводу. Спасибо автору, зацепил.
  6. +1
    27 января 2016 15:47
    Ещё раз посмотрел с удовольствием.Подумал--вот люди рассказывали о том,что видели вокруг себя.Даже имфология, а быт--с натуры.Нам здорово помогает.
  7. +4
    27 января 2016 18:17
    90% древних сосудов не имели никаких росписей.
    Их делали в огромных количествах для хранения
    зерна. Просушенное зерно в запечатанных сосудах хранилось долго
    и обеспечивало городу и поселку запас еды на время засух или войн.

    Поэтому найти росписи для археолога не так легко среди груд
    нерасписанных черепков.
    1. +1
      27 января 2016 20:26
      Да, вот среди сотен амфор найденных на затонувшем корабле у берегов Турции не было НИ ОДНОЙ расписанной амфоры! НИ ОДНОЙ
      1. +3
        27 января 2016 21:42
        Так это же нормально. Такая керамика, расписная и красивая, это как дорогой сервиз, которым почти никогда не пользуются. А для повседневного использования есть более простая, и дешёвая посуда.