Military Review

Military ceramics

7
No, you did not guess. It will not be about clay pots, in which the army, besieging the castle or the enemy fortress, sent its natural needs, and then this "grace of the womb" was thrown on the heads of the defenders. Yes, in the summer, and especially in the heat, it was terrible weapon. But it will be about the other, although about the dishes.



Achilles fights with Memnon. The author of the painting is Andokid, 530 BC Louvre That is exactly what the warriors of that time looked like, since the Greek artist of that time painted only what he saw directly around him.

It will be told about ancient Greek ceramic vases, amphoras and plates, which the ancient Greeks were in fashion to paint. And we were very lucky that they used to paint all kinds of pottery, which they used to store oil, wine and grain, to eat, and even for ritual purposes.

Military ceramics

Dipilon crater, around 750 - 735 BC. Metropolitan Museum, New York.


Dipilon vase. Close to scale people.

Pottery, made especially carefully, sacrificed to the temples or gave to the dead. Well, and these products themselves, having undergone a strong roasting, became very resistant to environmental influences, so that the intact ceramic vessels and their fragments survived so much that the count goes on literally tens of thousands! Even now they are not stored, they are simply thrown away, retaining only the best samples.


These shards are no longer needed. Dump excavation in the area of ​​ancient Hermonassa, Taman village.

Ceramic dishes in Greece appeared in the Cretan-Mycenaean era, and it was then that its impressive patterns were created, both in size and decoration. But ... on the dishes did not depict people!


Dipilonsky crater with geometric patterns, the image of the ship and the soldiers with dipilonskim shields. Metropolitan Museum, New York.


Warriors with Dipillon Shields. Large.


Ship with battling warriors. Large.

And the serf of Troy fell, the invasion of Dorian tribes took place, a period of dark ages about 250 years passed in Greece. And about the year around 750, the revival of Greek culture began. And it manifested itself in a very peculiar way. The Greeks began to make vessels, which later sacrificed the dead - they were found at the so-called Dipilon cemetery near the Dipilon gate in Athens, and therefore they were called “Dipilon ceramics” - decorated with a geometric pattern carefully traced in black lacquer. And although many of these vessels were of truly enormous size, they would have remained just examples of the new "geometric style" in the design of Greek ceramics, if not for one "but."


Detachment of soldiers from the "geometric vase". Each has a dipilonsky eight-shield and two spears. That is, spears were used for throwing. Around 800 - 775 BC. Metropolitan Museum.

The masters who painted them began to introduce into the elements of decor images of people, chariots and ships. So for today it is Dipilon ceramics (along with finds of other artifacts) that allows us to at least somehow imagine how the Greek ships, warriors and their chariots looked like then. That is, it is a very important iconographic source.


Artist Antimen. Ajax takes the dead Achilles. Again, we see the Dipilon shield, which once again speaks of their very wide distribution in the corresponding epoch. Not during the actual Trojan War. It's clear. And in the later, following the period of the "dark ages." Walters Art Museum.

Well, and then primitive drawings from dipilonian jugs gradually turned into beautiful drawings on amphorae, kilikah and other Greek dishes depicting the heroes of the Greek epic, scenes from life - a kind of everyday sketches, humor, scenes from theatrical productions - in a word - beautiful "photo The real life of the ancient Greeks.


Hercules was a very popular hero among the Greeks, so he was portrayed very often. Here and on this Ettruse vase 525 BC. we see Hercules killing the Lernean hydra. He has a characteristic muscular breastplate and leggings! Paul Getty Museum, California.

And, by the way, it is the paintings on Greek ceramics that very much all the interesting things tell us about the military affairs of the Greeks. For example, archaeologists find a bronze helmet. But it is without a comb, the comb has not been preserved. And thanks to the pattern, let's say, on the amphora, we see, and how this comb could look, and even the features of its attachment. A perfectly preserved Corinthian helmet of the end of the 6th century, found in Sicily and exhibited today in Gliptotek in Munich, reached us. But ... only thanks to the Greek ceramics and, in particular, the drawing on the above crater and others like him, we can visualize how the Greeks decorated such helmets. And it also clearly shows how the warrior on the left puts on his leggings. By the way, it is called the “Euphron Crater” and is exhibited in the Metropolitan Museum in New York.


Corinthian helmet from Gliptotek in Munich.



And here is the shield found by archaeologists. Well, what's left of it? Something is left, of course, and this “something” is quite enough to reconstruct it. But ... we do not know what we painted on these shields! And they would never have known if it were not for the Greek ceramics! And so, thanks to the images, we know for sure that the Greeks were much invented about painting their shields. They depicted both lion heads and the head of Medusa the Gorgon, a floating dolphin and a soaring crow, three running legs in the form of a swastika, a spiked club and much, much more. None of these "pendants" on the shield of the hoplites has reached us. Fabric (or leather) materials, in any case, fragile. But thanks to the images on the vases, we know that they were attached to the bottom of the shield and protected the legs. Arrows stuck in them and “extinguished” by free fastening this “curtain”.

Swords belonging to the hoplites, archaeologists find. But what they do not find? Do not find themselves wooden sheath from swords! Only shackles, rings, small parts. Meanwhile, it is in the drawings on Greek ceramics that both the sheath itself (their design) and the way the warrior wore them are clearly visible.


Thanks to the drawings on the ceramics, we know for sure that there were no Greek archers, at least in Athens. Archers were mercenaries from Scythia. Here and on this painting we see on the left a Scythian archer and a hoplite on the right. Around 520 - 510 BC er "Athenian artist." Museum of Fine Arts de Rennes.


"Scythian archer". Attic Kilik. 530 - 520 BC. Louvre

The armor of the Greeks was of two types: metal anatomical and linen, quilted. The latter had a very peculiar design of quilted (or glued) in several layers of strips of fabric, and at the same time was both flexible and rigid. Only anatomical metal shells reached our time, and everything is basically clear with them. But what about these so-called "flax shells"? How are they, for example, worn? Find out this from the findings of archaeologists is impossible. But ... you can look at the picture on the vase and see this shell itself, and the way the warrior puts on it. You can see their design, understand what and how it fastened the strings, that is, to get a complete picture of such armor.

The findings of archaeologists unequivocally say that the traditional weaponry of the Greek warrior - hoplite ("shield bearer" from the word hoplone - shield) was a helmet, armor for torso, shield and leggings to protect the legs below the knee and the knees themselves. Leggings are found, but for a long time it was not clear how exactly they were fixed on the leg. But thanks to the drawings on ceramic products, it became clear - no way! That is, there were no straps or straps. Leggings simply covered the legs and held onto it by friction and due to their anatomical shape.


Artist Efimid. Hoplit puts on his armor, two Scythians help him. Around 510 - 500 BC er Drawing from a vase.

Many interesting things are told to us by Greek drawings on ceramic products. As you know, there were two main types: black-figured ceramics and red-figured ceramics. In the first case, the figures were painted with black lacquer against the background of red, burnt clay. In the second, the background was black, but the varnish-free figures are red. There were also bilingual vessels: half with black figures and a red background, and the other half with red figures. Red-figure vases first appeared around 530 BC. er It is believed that the painter Andokid used the technique of red-figure painting for the first time. And the fine bristles on unpainted figures, artists painted the smallest details on the images. There was a painting and on a white background.


Greek hoplites of the “dark ages”. Figure by Peter Connolly.

As already noted, the products that have come down to us are thousands. Only in the area of ​​Athens more than 40000 and 20000 and more in southern Italy. The Greek masters who painted them usually signed their works, therefore we also received the names of their creators. But there are vessels, the names of the authors of drawings on which are unknown to us, but they can be determined by the manner of writing. They are given, for example, such names as "Berlin painter", "Athenian painter". There are “Cactus Painter”, “Camel Painter”, “Kolmar”, “Winchester” - so named after the museums where the collections of their works are collected. Famous names: Amasis, Andokid, Duris, Eufimides, Euphronius, Triptolemus, Hares, Execos. And, of course, that this is the most famous and famous, and so they simply ... do not count. After all, they worked for not one century, but centuries!


Modern Greek hoplites.

So the ancient Greek "vases" - this is the most important material that helps historians to study the military affairs of ancient Greece.
Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Reptiloid
    Reptiloid 27 January 2016 06: 36
    +8
    Thank you for the article. How much needs to be reviewed, compared!
    Painting of a lifetime on ceramics.
    Great photos.
    1. The comment was deleted.
  2. Glot
    Glot 27 January 2016 06: 52
    +3
    So the ancient Greek "vases" - this is the most important material that helps historians to study the military affairs of ancient Greece.


    It's right. Ceramics, a very informative material. Well, just beautiful things. good
  3. parusnik
    parusnik 27 January 2016 07: 54
    +3
    These shards are no longer needed. Dump excavation in the area of ​​ancient Hermonassa, Taman village.
    ... Yes ... The Taman Peninsula, by and large, is an archaeological paradise, but alas .. Excavations are being carried out in separate places .. Taman, s. Sennoy .. In the 60-70s, back in the 80s many test excavations .. but it didn’t go further ... despite interesting finds ... the work did not continue further .. sorry, a lot can finally die .. Thanks, Vyacheslav .. for interesting material ...
  4. Kaiten
    Kaiten 27 January 2016 11: 26
    +2
    Great article, thanks
  5. Igor V
    Igor V 27 January 2016 11: 40
    +3
    On some shields there are clearly Etruscan images, and on photos 2 and 3 there are drawings similar to Egyptian funerary horoscopes. Comments of experts on this subject would be very interesting. Thanks to the author, hooked.
  6. Reptiloid
    Reptiloid 27 January 2016 15: 47
    +1
    I looked again with pleasure. I thought - here people talked about what they saw around them. Even imphology, and everyday life - from nature. It helps us a lot.
  7. voyaka uh
    voyaka uh 27 January 2016 18: 17
    +4
    90% of ancient vessels did not have any paintings.
    They were made in huge quantities for storage.
    grain. The dried grain in the sealed vessels was stored for a long time
    and provided the city and town with food supplies for droughts or wars.

    Therefore, finding murals for an archaeologist is not so easy among the piles
    unscheduled shards.
    1. kalibr
      27 January 2016 20: 26
      +1
      Yes, here among the hundreds of amphorae found on a wreck off the coast of Turkey there was NOT A SAME painted amphora! NONE
      1. Glot
        Glot 27 January 2016 21: 42
        +3
        So this is normal. Such ceramics, painted and beautiful, is like an expensive service that is almost never used. And for everyday use there is a simpler and cheaper dish.

Военная керамика

Нет, вы не угадали. Речь не пойдет о глиняных горшках, в которые войско, осаждавшее замок или неприятельскую крепость, отправляло свои естественные надобности, а потом эта «благодать чрева» швырялась на головы обороняющихся. Да, летом, и особенно в жару, это было страшное оружие. Но речь пойдет о другом, хотя и о посуде.

Военная керамика

Ахиллес сражается с Мемноном. Автор росписи Андокид, 530 г. до н.э. Лувр. То есть именно так выглядели воины того времени, поскольку греческий художник того времени рисовал только то, что он видел непосредственно вокруг себя.

Рассказано будет о древнегреческих керамических вазах, амфорах и тарелках, которые у древних греков было в моде расписывать. И нам очень повезло, что у них было в обычае расписывать любые виды глиняной посуды, которой пользовались для хранения масла, вина и зерна, для приема пищи, и даже в ритуальных целях.


Военная керамика

Дипилонский кратер, около 750 – 735 гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Военная керамика

Дипилонская ваза. Рядом для масштаба люди.

Керамические изделия, изготовленные особенно тщательно, приносили в жертву храмам или отдавали усопшим. Ну, а сами эти изделия, пройдя сильный обжиг, становились очень стойкими к воздействию окружающей среды, так что и самих, причем неповрежденных, керамических сосудов и их фрагментов сохранилось так много, что счет идет буквально на десятки тысяч! Их даже теперь уже не хранят, а просто выбрасывают, сохраняя только самые лучшие образцы.

Военная керамика

Эти черепки уже никому не нужны. Отвал раскопок в районе древней Гермонассы, станица Тамань.

Керамическая посуда в Греции появилась еще в крито-микенскую эпоху и именно тогда были созданы впечатляющие ее образцы, как по размерам, так и по отделке. Но… на посуде не изображали людей!

Военная керамика

Дипилонский кратер с геометрическим орнаментом, изображением корабля и воинов с дипилонскими щитами. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Военная керамика

Воины с дипилонскими щитами. Крупно.

Военная керамика

Корабль со сражающимися воинами. Крупно.

И вот пала крепкостенная Троя, случилось вторжение дорийских племен, прошел в Греции период темных веков протяженностью около 250 лет. И вот примерно около 750 года началось возрождение греческой культуры. И проявилось оно очень своеобразно. Греки начали изготавливать сосуды, которые потом жертвовали мертвым – их и нашли на так называемом Дипилонском кладбище вблизи Дипилонских ворот в Афинах, и потому назвали «дипилонской керамикой», – украшенные тщательно прорисованным черным лаком геометрическим орнаментом. И хотя многие из этих сосудов имели поистине огромные размеры, они так бы и остались всего лишь образцами нового «геометрического стиля» в оформлении греческой керамики, если бы не одно «но».

Военная керамика

Отряд воинов с «геометрической вазы». У каждого дипилонский восьмеркообразный щит и два копья. То есть копья использовались для метания. Около 800 – 775 гг. до н.э. Метрополитен-музей.

Расписывавшие их мастера начали вводить в элементы декора изображения людей, колесниц и кораблей. Так что на сегодня именно дипилонская керамика (наряду с находками иных артефактов) позволяет нам хотя бы как-то себе представить то, как выглядели тогда греческие суда, воины и их колесницы. То есть это очень важный иконографический источник.

Военная керамика

Художник Антимен. Аякс уносит мертвого Ахиллеса. Мы видим опять-таки дипилонский щит, что лишний раз говорит об их очень широком распространении в соответствующую эпоху. Не в период собственно Троянской войны. Это понятно. А в более поздний, последовавший за периодом «темных веков». Музей искусств Уолтерса.

Ну, а потом примитивные рисунки с дипилонских кувшинов постепенно превратились в прекрасные рисунки на амфорах, киликах и прочей греческой посуде, изображающие героев греческого эпоса, сценки из жизни – своего рода бытовые зарисовки, юмор, сцены из театральных постановок – одним словом – прекрасные «фото» реальной жизни древних греков.

Военная керамика

Геракл был очень популярным героем у греков, поэтому его изображали очень часто. Вот и на этой эттруской вазе 525 г. до н.э. мы видим Геракла, убивающего Лернейскую гидру. На нем характерная мускульная кираса и поножи! Музей Поля Гетти, Калифорния.

И, кстати, именно росписи на греческой керамике очень много всего интересного сообщают нам о военном деле греков. Например, археологи находят бронзовый шлем. Но он без гребня, гребень не сохранился. А благодаря рисунку, скажем, на амфоре мы видим, и как мог выглядеть этот гребень, и даже особенности его крепления. До нас дошел прекрасно сохранившийся коринфский шлем конца VI в., найденный в Сицилии и выставленный сегодня в Глиптотеке в Мюнхене. Но… только благодаря греческой керамике и, в частности, рисунку на приведенном выше кратере и ему подобным, мы можем наглядно себе представить, каким образом такие шлемы греки украшали. И также на нем хорошо видно, как воин слева надевает поножи. Кстати, называется он «Кратер Евфрона» и выставлен в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Военная керамика

Коринфский шлем из Глиптотеки в Мюнхене.

Военная керамика


А вот щит, найденный археологами. Ну что от него осталось? Что-то осталось, конечно, и этого «что-то» вполне достаточно для того, чтобы его реконструировать. Но… мы не знаем, что рисовали на таких щитах! И никогда бы не узнали, если бы не греческая керамика! А так, благодаря изображениям, мы точно знаем, что греки были горазды на выдумки в отношении росписи своих щитов. Они изображали на них и львиные головы, и голову Медузы Горгоны, плывущего дельфина и парящего ворона, три бегущие ноги в форме свастики, шипастую палицу и многое, многое другое. До нас не дошла ни одна из таких «подвесок» на щиты у гоплитов. Ткань (или кожа) материалы в любом случае непрочные. Но благодаря изображениям на вазах, мы знаем – они были, прикреплялись к нижней части щита и защищали ноги. Стрелы в них застревали и «гасились» за счет свободного крепления этого «занавеса».

Мечи, принадлежащие гоплитам, археологи находят. Но чего они не находят? Не находят сами деревянные ножны от мечей! Только оковки, кольца, мелкие детали. Между тем именно на рисунках на греческой керамике хорошо видны и сами ножны (их конструкция) и то, каким образом воин их носил.

Военная керамика

Благодаря рисункам на керамических изделиях, мы точно знаем, что лучников-греков не было, по крайней мере, в Афинах. Лучники были наемниками из Скифии. Вот и на этой росписи мы видим слева скифского лучника и гоплита справа. Около 520 – 510 гг. до н. э. «Афинский художник». Музей изящных искусств де Ренн.

Военная керамика

«Скифский лучник». Аттический килик. 530 – 520 гг. до н.э. Лувр.

Панцирь у греков был двух видов: металлический анатомический и льняной, стеганый. Последний имел очень своеобразную конструкцию из простеганных (или склеенных) в несколько слоев полос ткани, и одновременно был и гибким, и жестким. До нашего времени дошли только лишь анатомические металлические панцири и как раз с ними-то все в основном понятно. А вот как быть с этими, так называемыми «льняными панцирями»? Каким образом они, например, надевались? Узнать это из находок археологов невозможно. Но… можно посмотреть на рисунок на вазе и увидеть и сам этот панцирь, и то, каким образом воин в него облачается. Можно увидеть их оформление, понять к чему и как на нем крепились завязки, то есть получить полное представление о таких доспехах.

Находки археологов однозначно говорят о том, что традиционным вооружением греческого воина – гоплита («щитоносца» от слова гоплон – щит) был шлем, доспех для торса, щит и поножи для защиты ног ниже колена и самих колен. Поножи находят, но долгое время было непонятно, как именно они закреплялись на ноге. Но благодаря рисункам на керамических изделиях стало понятно – никак! То есть не было ни ремешков, ни завязок. Поножи просто охватывали ноги и держались на ней силой трения и за счет своей анатомической формы.

Военная керамика

Художник Евфимид. Гоплит надевает свои доспехи, два скифа ему помогают. Около 510 – 500 гг. до н. э. Прорисовка с вазы.

Много интересного рассказывают нам греческие рисунки на керамических изделиях. Как известно, их было два основных типа: черно-фигурная керамика и красно-фигурная керамика. В первом случае фигуры рисовали черным лаком на фоне красной обожженной глины. Во втором фон был черный, а вот фигуры, свободные от лака – красные. Были и сосуды билингвы: половина с черными фигурами и красным фоном, а другая половина с красными фигурами. Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что технику краснофигурной росписи впервые использовал живописец Андокид. Причем тонкими щетинками на неокрашенных фигурах художники прорисовывали мельчайшие детали на изображениях. Существовала роспись и по белому фону.

Военная керамика

Греческие гоплиты «темных веков». Рисунок Питера Коннолли.

Как уже отмечалось, изделий, дошедших до нас, тысячи. Только в районе Афин более 40000 и 20000 с лишним в Южной Италии. Греческие мастера, которые их расписывали, обычно подписывали свои работы, поэтому до нас дошли также имена их создателей. Но есть сосуды, имена авторов рисунков на которых нам неизвестны, но их можно определить по манере письма. Им даны, например, такие имена, как «Берлинский живописец», «Афинский живописец». Есть «Живописец кактуса», «Живописец верблюда», «кольмарский», «винчестерский» – названные так по тем музеям, где собраны коллекции их работ. Известны имена: Амасис, Андокид, Дурис, Евфимид, Евфроний, Триптолем, Харес, Эксекий. И, разумеется, что это самые известные и прославленные, а так их попросту… не сосчитать. Ведь творили они на протяжении не одного века, а столетий!

Военная керамика

Современные греческие гоплиты.

Так что древние греческие «вазы» - это важнейший материал, помогающий историкам изучать военное дело Древней Греции.
Автор: Вячеслав Шпаковскокий


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Reptiloid 27 января 2016 06:36
    Спасибо за статью.Сколько всего надо пересмотреть, сопоставить!
    Картина всей жизни на керамике.
    Прекрасные фото.
    1. Комментарий был удален.
  2. Glot 27 января 2016 06:52
    Так что древние греческие «вазы» - это важнейший материал, помогающий историкам изучать военное дело Древней Греции.


    Это верно. Керамика, очень информативный материал. Ну и просто красивые вещи. good
  3. parusnik 27 января 2016 07:54
    Эти черепки уже никому не нужны. Отвал раскопок в районе древней Гермонассы, станица Тамань.
    ...Да...Таманский полуостров, по большому счету это археологический рай, но увы..Раскопки ведутся в отдельных местах.. Тамань, п.Сенной..В 60-70-Е годы, еще в 80-е было сделано много пробных раскопов..но дальше этого не пошло...не смотря на интересные находки...работы дальше не продолжались..а жаль, многое, может окончательно погибнуть..Спасибо, Вячеслав..за интересный материал...
  4. Kaiten 27 января 2016 11:26
    Отличная статья, спасибо
  5. Игорь В 27 января 2016 11:40
    На некоторых щитах явно этрусские изображения, а на 2 и 3 фото - рисунки, похожие на египетские погребальные гороскопы. Очень интересны были бы комментарии специалистов по этому поводу. Спасибо автору, зацепил.
  6. Reptiloid 27 января 2016 15:47
    Ещё раз посмотрел с удовольствием.Подумал--вот люди рассказывали о том,что видели вокруг себя.Даже имфология, а быт--с натуры.Нам здорово помогает.
  7. voyaka uh 27 января 2016 18:17
    90% древних сосудов не имели никаких росписей.
    Их делали в огромных количествах для хранения
    зерна. Просушенное зерно в запечатанных сосудах хранилось долго
    и обеспечивало городу и поселку запас еды на время засух или войн.

    Поэтому найти росписи для археолога не так легко среди груд
    нерасписанных черепков.
    1. kalibr 27 января 2016 20:26
      Да, вот среди сотен амфор найденных на затонувшем корабле у берегов Турции не было НИ ОДНОЙ расписанной амфоры! НИ ОДНОЙ
      1. Glot 27 января 2016 21:42
        Так это же нормально. Такая керамика, расписная и красивая, это как дорогой сервиз, которым почти никогда не пользуются. А для повседневного использования есть более простая, и дешёвая посуда.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня