Ко Дню штурмана ВМФ России. Как создавалась и развивалась штурманская служба российского военно-морского флота

25 января российские военнослужащие, чья служба связана с прокладкой курсов кораблей, судов, самолетов и вертолетов Военно-морского флота Российской Федерации, навигацией и контролем за работой навигационных приборов, отмечают День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации. День штурмана ВМФ РФ отмечается с 1997 года — после того, как двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, тогдашний Главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал флота Феликс Громов подписал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». Профессиональный праздник штурманов было решено отмечать именно 25 января — в честь дня выхода Указа Петра Первого в 1701 г., в соответствии с которым была основана Школа математических и навигацких наук, а также — штурманская служба на российском флоте. Таким образом, если брать за исходную точку 1701 год, то в 2016 году российские военно-морские штурманы отмечают 315 лет своей службы.

У истоков штурманской службы. Навигацкая школа

Ко Дню штурмана ВМФ России. Как создавалась и развивалась штурманская служба российского военно-морского флота Открытая Петром Первым Школа математических и навигацких наук стала первым военно-учебным заведением, в котором готовили специалистов для российского военно-морского флота, а также артиллеристов и военных инженеров для сухопутной армии. Школа была размещена в Москве, в Сухаревой башне и первоначально была подчинена Оружейной палате Пушкарского приказа, которой руководил генерал-фельдмаршал Федор Головин (1650-1706). Возглавил школу Яков Вилимович Брюс (1669-1735). На самом деле его звали Джеймс Дэниэл Брюс, он был шотландцем по происхождению, представителем знатного шотландского рода Брюсов, представители которого с 1647 г. проживали в России. Сам Яков Брюс получил домашнее образование, затем в 1683 г. записался в Потешный полк, затем постепенно рос в чинах в армии. Брюс сопровождал Петра в его заграничном путешествии 1697 г. В 1700 г., накануне открытия школы, он имел уже звание генерал-майора российской службы. Для организации учебного процесса в школу были приглашены высококвалифицированные иностранные преподаватели, но работали в школе и русские офицеры, имевшие опыт артиллерийской и инженерной службы.


Среди первых преподавателей школы — англичанин Генри Фарварсон — профессор Абердинского университета, математик и астроном; англичане Стефан Гвин и Ричард Грейс, известный русский математик Леонтий Филиппович Магницкий — автор первой в России энциклопедии по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная …», опубликованной в 1703 г. В Школе математических и навигацких наук основное внимание уделялось подготовке учащихся по математике, инженерным, артиллерийским и морским наукам. Выпускники школы направлялись в армию и на флот, но также и на гражданскую службу — учителями в другие школы, строительными инженерами, архитекторами, чиновниками в различные ведомства. Школа делилась на нижнюю и верхнюю школы. В нижней школе обучали чтению, письму, арифметике, геометрии и тригонометрии. В верхней школе учили немецкий язык, математику и специальные дисциплины — морские, артиллерийские и инженерные. На обучение в школу принимались дети дворян, дьячих, подьячих, из домов дворянских и других чинов в возрасте от 11 до 23 лет. Естественно, что в это уникальное на тот период учебное заведение поспешили отдать своих детей представители многих знатнейших фамилий России — Волконские, Долгорукие, Головины, Хованские, Шереметьевы, Урусовы, Шаховские и многие другие. К 28 сентября 1701 г. было набрано 180 человек, к 19 ноября 1701 г. — 250 человек, к 1 апреля 1704 г. — 300 человек. Срок обучения в Школе математических и навигацких наук примерно составлял 10-15 лет. При этом учащиеся проходили практику в армии, на пороховых и пушечных заводах, на флоте и за рубежом. Те учащиеся, которые не проявляли особого рвения и отличались низкой успеваемостью, отдавались в мастеровые, матросы, солдаты, канониры и так далее. В 1706 г., после смерти Федора Головина, школа была переподчинена Приказу Морского флота, а в 1712 г. — Адмиралтейской канцелярии. В этот период контроль школы осуществлял генерал-адмирал граф Федор Апраксин (1661-1728).

16 (27) января 1712 г. Петр Первый подписал указ о расширении школы за счет создания дополнительных инженерных и артиллерийских классов: «… Школу инженерную умножить, а именно учеников из русских, которые учены цифири или на Сухареву башню, для сего учения посылать, а когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит; а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей…» (Указ Петра I, 16 января 1712 год). Однако, уже в том же 1712 году ученики артиллерийских и инженерных классов были переведены в Санкт-Петербург, где были созданы в качестве самостоятельных военно-учебных заведений инженерная и артиллерийская школы. Развитие военно-морского флота Российской империи требовало и совершенствования качества подготовки офицерского состава и специалистов для кораблей и наземных служб. В 1715 году навигаторские классы были, также, как и артиллерийские и инженерные классы, переведены в Санкт-Петербург, где на их базе была создана Морская академия. Сама Школа математических и навигацких наук, начальником которой в 1717 году был назначен капитан Брунц, превратилась в подготовительное училище при Морской академии. В 1753 г. Школа математических и навигацких наук была упразднена. Параллельно развитию военно-морского образования, совершенствовалась и служба штурманов на флоте. Еще в 1701 г. Петром Первым была введена должность капитана над штурманами, в компетенцию которого входило общее руководство гидрографической и лоцманской службами. В то же время, Петр Первый предписывал и тщательно следить за поведением штурманов, к соблюдению дисциплины которыми он относился весьма подозрительно: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают» или «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают». В 1768 г. Екатерина II выпустила «Регламент о управлении адмиралтейств и флотов», также предусматривавший должность капитана над штурманами. В 1797 г. был утвержден новый Устав Военного Флота, в соответствии с которым в штабе флота появлялась должность профессора астрономии и навигации, находившегося на корабле главного начальника флота, управлять всеми штурманами и обучением гардемаринов, вычислять местонахождение флота, гаваней, проливов, наблюдать за приливами, переменой магнитной стрелки и т.д.

Морская академия

В 1715 г., как мы уже отметили выше, была создана Морская академия, разместившаяся в Санкт-Петербурге — в доме А.В. Кикина на берегу р. Невы. В настоящее время там находится здание Зимнего дворца. Для обучения в Морской академии, в Санкт-Петербург были переведены ученики Московской математико-навигацкой школы и существовавшей к тому времени Нарвской навигационной школы. В основном, это была молодежь из дворянских семей, официально состоявшая на военной службе и отправленная в академию для совершенствования своих знаний в морском деле. Таким образом, Морская академия стала первым в России чисто военно-морским учебным заведением (математико-навигацкая школа готовила кадры и для флота, и для сухопутной армии, и для промышленности и гражданской службы). Примечательно, что список учебных дисциплин Морской академии собственноручно составил император Петр Первый. Структура Морской академии была военизированной. Курсанты были объединены в 6 бригад по 50 человек в каждой. Командирами бригад назначались опытные офицеры, прикомандированные из гвардейских полков. Им помогали помощники — по одному или два офицера и по два сержанта на бригаду. Также в каждую бригаду назначались несколько «дядек» — старых опытных солдат, отличавшихся положительными личными качествами. В их обязанности входило обеспечение дисциплины среди воспитанников академии. Кстати, многие воспитанники жили не в казарме академии, а на частных квартирах. Руководство академией осуществлял директор, на должность которого был назначен генерал-лейтенант барон П. Сент=Илер. Непосредственное руководство самим учебным процессом осуществлял Генри Фарварсон, прежде преподававший в Московской математико-навигацкой школе. Из математико-навигацкой школы был переведен и основной состав преподавателей Морской академии. Однако уже в феврале 1717 г. генерал-лейтенанта Сент-Илера сменил на посту директора Морской академии граф Андрей Артамонович Матвеев (1666-1728) — известный российский дипломат и политик, бывший посланник Российской империи в Вене, при дворе императора Священной Римской империи. Однако уже в 1719 г. Матвеев был переведен на должность сенатора и президента Юстиц-коллегии, а во главе Морской академии встал капитан Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, прежде преподававший артиллерийские науки в Морской академии и Московской математико-навигацкой школе. «Это был человек суровый, строгий, наглядным примером чего является хотя бы тот факт, ещё из времен его молодости, что единственный побег, бывший в 1706 г. в бомбардирской роте, был совершен молодым солдатом из страха, что «он потерял поручикову трость»; на службе это был холодный и педантический исполнитель долга, любитель всяких обрядов и формальностей», — вспоминали о Григории Скорнякове-Писареве современники.

В Морской академии осуществлялась подготовка специалистов для российского флота в области навигации, устройства корабля, фортификации, корабельной артиллерии. В 1718 г. началась также подготовка геодезистов, топографов и картографов. Длительное время в Морской академии не было фиксированного срока обучения как в современных учебных заведениях. Продолжительность учебы зависела от индивидуальных знаний и способностей каждого конкретного ученика. За время обучения в академии ему предстояло освоить математику, тригонометрию, астрономию, навигацию, артиллерийские науки и целый ряд других дисциплин. В 1732 г. императрицей Анной Иоанновной был подарен для нужд Морской академии большой каменный дом на углу набережной Большой Невы и 3-й линии.

Ко Дню штурмана ВМФ России. Как создавалась и развивалась штурманская служба российского военно-морского флота


Морской кадетский корпус — от Елизаветы до Революции

К середине XVIII века подготовку специалистов для военно-морского флота Российской империи осуществляло уже три учебных заведения — Морская академия, Навигацкая школа и Гардемаринская рота. Тем не менее, продолжал обсуждаться вопрос о совершенствовании системы подготовки офицерских кадров для флота. В конечном итоге, императрица Елизавета Петровна согласилась с позицией вице-адмирала Воина Яковлевича Римского-Корсакова, который предлагал создать одно учебное заведение для флота с более широкой программой — по типу Сухопутного шляхетского корпуса, готовившего младших офицеров для сухопутных войск. 15 декабря 1752 г. Елизавета Петровна подписала указ о создании Морского шляхетного кадетского корпуса на базе Морской академии. После этого были упразднены Навигацкая школа и Гардемаринская рота. Поступать в Морской шляхетный кадетский корпус имели возможность только лица дворянского происхождения, которые проходили там курс обучения военным и гражданским наукам и получали военно-морское звание.

Как и Морская академия, корпус был организован по военизированному принципу. Кадеты и гардемарины (кадетами именовались учащиеся второго и третьего классов, а гардемаринами — учащиеся выпускного первого класса) были сведены в три роты, в учебном отношении тождественные трем классам. В 1762 г., через десять лет после создания, корпус был переименован просто в Морской кадетский корпус. После пожара 1771 г. его перевели в Кронштадт, разместив в здание Итальянского дворца, в котором учебное заведение находилось до декабря 1796 г., когда было переведено обратно в Санкт-Петербург. Указ о переводе в Санкт-Петербург подписал император Павел I, который был убежден в том, что военно-морское учебное заведение должно находиться в непосредственной близости от командования флотом. Александр I также придерживался этой линии. Он согласился с мнением авторов доклада Комитета образования флота, датированного 1804 годом, и утверждавшего необходимость контроля качества обучения штурманов, поощрения дополнительного образования штурманов после выпуска из Морского кадетского корпуса, организации практических занятий для гардемаринов, проходящих подготовку по штурманской специальности, приглашения в качестве преподавателей наиболее опытных и образованных штурманов.

Постепенно в корпусе росла численность учащихся, совершенствовалась организация учебного процесса. Так, в 1826 г. в корпусе обучалось 505 кадетов и гардемаринов. В 1827 г. при корпусе были созданы Офицерские классы, в 1862 г. преобразованные в Академический курс морских наук. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Николаевская морская академия (ныне — Военно-морская академия). Еще в 1827 г. император Николай I утвердил «Положение о Корпусе Флотских Штурманов». В соответствии с этим положением, была утверждена должность инспектора Корпуса флотских штурманов, которую занимал генерал-гидрограф (в 1837 г. Управление Генерал-Гидрографа было преобразовано в Географический департамент). Инспектору Корпуса флотских штурманов подчинялись два инспектора флотов — Черноморского и Балтийского. На Каспийской и Охотской флотилиях обязанности инспекторов штурманской службы выполняли старшие штурманские офицеры флотилий. 13 апреля 1827 г. был утвержден штатный состав Корпуса флотских штурманов — 1 генерал, 4 полковника, 6 подполковников, 25 капитанов, 25 щтабс-капитанов, 50 поручиков, 50 подпоручиков, 50 прапорщиков, 186 кондукторов. Подготовка кадров для штурманского корпуса осуществлялась в Николаевском и Кронштадтском штурманских училищах. В 1853 г. Морской Устав предписал начальнику штурманов находиться при штабе главнокомандующего флотом. Однако уже в 1857 г. все управление штурманской службой было переведено на уровень флотов и флотилий. В 1885 г. корпус штурманов был упразднен, после чего штурманская деятельность превратилась из специальной службы флота в деятельность флотских специалистов кораблей и флотилий.

В 1860-е гг. Морской кадетский корпус претерпел новые серьезные изменения. Его переименовали в Морское училище и ввели новый устав. Однако, уже в 1891 г. было возвращено прежнее название учебного заведения — Морской кадетский корпус. Так он назывался до 1906 г., когда был переименован в Его Императорского Высочества наследника Цесаревича Морской корпус. С 1916 по 1918 гг. корпус опять назывался Морским училищем. В 1861 г. были установлены новые правила приема воспитанников в Морской корпус, инициатором которых стал генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич. В соответствии с этими правилами, в корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет — дети дворян, почетных граждан, заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников. В корпусе отменили телесные наказания с целью повышения сознательности личного состава кадетов и гардемаринов.

Ко Дню штурмана ВМФ России. Как создавалась и развивалась штурманская служба российского военно-морского флота


К началу ХХ в. корпус управлялся директором (он же являлся и начальником Морской академии), численность кадетов и гардемаринов была определена в 320 человек, сведенных в 6 классов — 3 младших (общих) класса и 3 старших (специальных) класса. В младший общий класс могли поступить юноши, владевшие знаниями на уровне первых трех классов реального училища. Для поступления требовалось сдать на конкурсной основе вступительный экзамен. Преимущественным правом поступления в учебное заведение пользовались дети военно-морских офицеров. После окончания полного теоретического и практического курса гардемарин корпуса получал воинское звание мичмана. В 1906 г. было введено обязательное прохождение корабельной практики на действующих кораблях российского флота. Выпускники корпуса, направлявшиеся на корабли, получали звание корабельного гардемарина и лишь после прохождения годичной практики сдавали экзамены и получали воинское звание мичмана. Те, кто не мог сдать практические экзамены и демонстрировал непригодность к службе на корабле, увольнялись с военно-морской службы с присвоением звания подпоручика по адмиралтейству или гражданского чина 10-го класса. За годы существования Морского кадетского корпуса обучение в нем прошли тысячи офицеров российского военно-морского флота, среди его выпускников — практически все ключевые фигуры в истории российского флота XVIII — начала ХХ вв. В разное время Морской кадетский корпус окончили адмиралы Федор Ушаков и Михаил Лазарев, Александр Колчак и Павел Нахимов, вице-адмиралы Владимир Корнилов и Андрей Лазарев, контр-адмиралы Владимир Истомин и Алексей Лазарев, будущий советский вице-адмирал Александр Немитц и многие-многие другие выдающиеся флотоводцы и герои морских баталий.

Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе

После революции в жизни Морского кадетского корпуса наступили кардинальные перемены, которые, на первый взгляд, не сулили ему ничего хорошего. В 1918 г. кадетский корпус был закрыт, а на его месте открыты Курсы командного состава флота. Курсы были рассчитаны на 300 слушателей, набранных из матросов-специалистов — советская власть планировала за 4 месяца подготовить их к исполнению обязанностей командиров и специалистов. Но вскоре советскому руководству стало очевидно, что для полноценного функционирования военно-морских сил страны необходимо создание полноценной системы флотского образования, а заодно — и развитие штурманской службы. После того, как 3 июня 1919 г., в соответствии с приказом Реввоенсовета РСФСР был создан штаб командующего всеми Морскими, Речными и Озерными Вооруженными Силами Республики, в его составе была введена должность флагманского штурмана, которую занял Н.Ф. Рыбаков. Но уже в 1921 г. эта должность была отменена. Что касается подготовки штурманского состава флота, то для этой цели в 1919 г. Курсы командного состава флота были преобразованы в Училище командного состава флота со сроком обучения в три с половиной года. Училище разделялось на военно-морской отдел, готовивший штурманов, артиллерийских командиров и минеров, и технический отдел, где проходили обучение механики, электромеханики и радиотелеграфисты. Также были усовершенствованы и правила приема в училище — теперь, в отличие от курсов, туда получали возможность поступить не только матросы РККФ, но и гражданские молодые люди. Возраст поступающих был определен для гражданской молодежи — 18 лет, для военных моряков — 26 лет. От абитуриентов требовалось наличие среднего образования и успешная сдача вступительных экзаменов. 18 июня 1922 г. состоялся первый выпуск училища. Рабоче-крестьянский Красный Флот получил 82 новых командира и специалиста. В том же 1922 г. из училища были выведены военно-инженерные специальности — с этого времени инженеров — механиков и инженеров — электриков стали готовить в Военно-морском инженерном училище (в настоящее время — Военный (политехнический) институт Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова). Осенью 1922 г. Училище командного состава флота было переименовано в Военно-морское училище, подготовка в котором предусматривала обучение командиров флота без разделения по специальностям. Выпускники училища могли командовать кораблями вплоть до кораблей 2 ранга, дальнейшие знания предполагалось совершенствовать и укреплять на Курсах совершенствования командного состава (затем — Высшие специальные офицерские классы ВМФ) и в Военно-морской академии.

В 1926 г. растущая потребность РККФ в квалифицированных штурманских кадрах обусловила, с одной стороны — дальнейшее совершенствование системы штурманского образования, а с другой стороны — восстановление должности флагманского штурмана на советском военном флоте. Флагманским штурманом РККФ был назначен К.А. Мигаловский (вскоре должность была переименована в инспектора штурманской службы). В 1926 г. Училище командного состава флота получило название, остававшееся до 1998 г. — более семидесяти лет оно именовалось Военно-морским училищем им. М.В. Фрунзе (с 1939 г. — Высшим военно-морским училищем им. М.В. Фрунзе). В училище было сформировано 4 отдела — штурманский, гидрографический, артиллерийский и минно-торпедный. Как и в царской России, в Советском Союзе высшее военно-морское образование стало крайне престижным. В 1940 году на 300 мест курсантов было получено 3900 заявлений от абитуриентов. В 1930 г. функции руководства штурманской службой и наблюдения за подготовкой штурманов были возложены на Гидрогеографическое управление. При управлении была создана Постоянная штурманская комиссия. В 1934 г. была введена должность начальника штурманской службы Управления ВМС РККА.

Флагштурман Булыкин

Ко Дню штурмана ВМФ России. Как создавалась и развивалась штурманская служба российского военно-морского флота В 1937 г. был создан Народный Комиссариат Военно-Морского флота, в котором, в составе отдела боевой подготовки, была введена должность флагманского штурмана. В 1938 г. на эту должность был назначен Филипп Федорович Булыкин (1902-1974). Выпускник Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе 1928 года выпуска, Филипп Булыкин начал службу штурманом крейсера «Коминтерн», затем перешел штурманом на подводную лодку «Политрук», где прослужил до 1930 г. В 1930 г. Булыкин стал младшим штурманом линкора «Парижская коммуна», а спустя два года был повышен в должности и назначен командиром штурманского сектора. В 1934-1935 гг. Булыкин занимал должность штурмана особого дивизиона эскадренных миноносцев, в 1935-1936 гг. — флагманского штурмана бригады крейсеров. В 1936-1937 гг. Филипп Федорович командовал эскадренным миноносцем «Незаможник», а в августе 1937 г. капитан 3 ранга Булыкин был назначен флагманским штурманом Черноморского флота. С этой должности его и повысили до флагманского штурмана в Главном штабе РККФ СССР. Штурманскую службу флота (инспекция штурманская, инспекция штурманской службы, инспекция штурманской подготовки) Булыкин возглавлял в 1938-1947 гг., в 1943-1947 гг. занимал должность главного штурмана ВМФ СССР, на которой получил в 1946 г. погоны контр-адмирала, а затем был снят с должности и переведен старшим преподавателем на кафедру кораблевождения Высших специальных офицерских классов. С августа 1949 г. Булыкин руководил кафедрой навигации штурманского факультета Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. В 1954 г. вышел в отставку по состоянию здоровья.

Военный и послевоенный периоды

После преобразования отдела боевой подготовки в мае 1939 г. в Управление боевой подготовки РККФ, в его составе была учреждена инспекция штурманская (с 1942 г. называлась инспекцией штурманской службы), которой руководил начальник инспекции в статусе главного штурмана Управления боевой подготовки РККФ. Собственно же должность главного штурмана была введена в 1943 г., а в 1945 г. инспекция штурманской подготовки была преобразована в отдел штурманской подготовки Управления боевой подготовки ВМФ СССР. Следует отметить, что пока в 1943-1945 гг. в составе ВМФ существовало Управление подводного плавания, в его штате числился старший штурман подводного плавания, а в 1954-1960 гг. в штате имелась должность главного штурмана подводного плавания. Подводная навигация считается одной из наиболее сложных, поэтому подводных штурманов смело можно отнести к элите этой морской профессии. После введения в 1943 г. должности главного штурмана, был определен и круг его должностных обязанностей. Главный штурман ВМФ был старшим специалистом, осуществляющим руководство в области штурманского дела. В специальном отношении главному штурману ВМФ подчинялись флагманские штурманы флотов, флотилий и начальник штурманского отделения Высших Специальных классов ВМФ. В компетенцию главного штурмана входили: контроль за уровнем штурманской подготовки и кораблевождения на флотах и флотилиях, инспектирование штурманской службы и боевой подготовки кораблей и соединений, контроль за материальной обеспеченностью флотов и флотилий средствами штурманского оборудования, за распределением штурманского оборудования по флотам, флотилиям и кораблям. Он же отвечал и за организацию обучения штурманов на Высших Специальных классах ВМФ СССР, инспектировал военно-морские учебные заведения на предмет контроля штурманской подготовки. С тех пор и вплоть до настоящего времени должностные компетенции главного штурмана Военно-морского флота СССР (затем — Российской Федерации) в целом оставались неизменными.

Непосредственное обучение штурманов в рассматриваемый период, как и прежде, осуществлялось в ВВМУ им. М.В. Фрунзе. В годы Великой Отечественной войны училище было эвакуировано в Астрахань. Выпускники училища приняли самое активное участие в защите советской страны от агрессии гитлеровской Германии и ее союзников. 52 выпускника училища в годы Великой Отечественной войны были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, курсанты училища приняли участие в Параде Победы на Красной площади. В послевоенные годы продолжалось дальнейшее совершенствование флотского образования. В начале 1960-х гг. Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе перешло на командно-инженерный профиль, была введена факультетская система и срок обучения вырос до 5 лет. С 1959 по 1971 гг. в состав училища входил факультет политического состава, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. В 1967 г. на основе факультета политического состава было создано отдельное Киевское высшее военно-морское политическое училище. В том же 1967 г. ракетно-артиллерийский факультет ВВМУ им. М.В. Фрунзе был переведен в Калининград, где начал работу филиал училища, позже преобразованный в Калининградское высшее военно-морское училище (ныне — Балтийский военно-морской институт им. Ф.Ф. Ушакова).

Не только в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе в послевоенные годы осуществлялась подготовка штурманского состава ВМФ СССР. Так, в 1947 г. в отвоеванный у немцев Кенигсберг, переименованный в Калининград, было переведено Бакинское военно-морское подготовительное училище, в 1948 г. переименованное в Калининградское военно-морское училище, в 1954 г. — в Балтийское высшее военно-морское училище, затем — в Балтийское высшее военно-морское училище подводного плавания. В этот период здесь на инженерно-гидрографическом и штурманском факультетах готовили офицеров — штурманов и гидрографов для советского подводного флота. В 1967 г. созданные вместо училища 58-е флотские офицерские курсы по программам подготовки командиров штурманских боевых частей и начальников РТС ракетных катеров и малых ракетных кораблей были переименованы в филиал Ленинградского высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе в составе штурманского и артиллерийского факультетов. 7 апреля 1969 года было сформировано Калининградское высшее военно-морское училище, в состав которого на тот период входило два факультета — артиллерийский и штурманский. То есть, штурманов, помимо Ленинграда, готовили и в Калининградском училище. В 1998 г. Калининградское высшее военно-морское училище было переименовано в Балтийский военно-морской институт, которому в 2002 г. было присвоено имя адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Еще одним военно-морским учебным заведением, где в 1951 г. началась подготовка штурманов для ВМФ СССР, стало Тихоокеанское высшее военно-морское училище (ТОВВМУ). Его история началась в 1937 г., когда, в соответствии с решением о создании военно-морского училища на Дальнем Востоке, было создано Третье военно-морское училище (3-е ВМУ), разместившееся в г. Владивостоке. Первый курс училища сформировали первокурсники Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, направленные из Ленинграда на Дальний Восток для дальнейшего продолжения обучения. 5 мая 1939 года училище было переименовано в Тихоокеанское военно-морское училище (ТОВМУ), а в 1940 г. ему был присвоен статус вуза, после чего в названии училища добавилось слово «высшее». В сентябре 1951 г. в училище были открыты штурманский и минно-торпедный факультеты, в 1969 г. — радиотехнический факультет, в 1978 г. — факультет радиосвязи, в 1985 г. — факультет береговых войск и вооружения морской авиации. В 1998 г. училище было переименовано в Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова, однако в 2014 г. ему вновь вернули имя Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О. Макарова. В настоящее время училище сохраняет основные факультеты — штурманский, минно-торпедный, радиотехнический, радиосвязи, береговых войск и вооружения морской авиации, но кроме того при нем действует и школа техников. В ней проходят подготовку будущие мичманы ВМФ РФ, в том числе и те, кому предстоит служба в штурманской БЧ и работа с приборами навигации.

Ко Дню штурмана ВМФ России. Как создавалась и развивалась штурманская служба российского военно-морского флота Параллельно модернизации системы флотского образования, продолжалось и совершенствование штурманской службы ВМФ СССР. Так, в 1952 г. были переработаны и доработаны уставы штурманской службы, на флот поставлялись новые средства навигации и боеуправления. В 1975 г. тогдашний главком ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков (1910-1988) ввел отделы кораблевождения на флотах, возглавляемые флагманскими штурманами флотов и подчиненные начальникам штабов флотов. Главному штурману ВМФ СССР был подчинен аппарат, состоящий из офицеров-штурманов и занимающийся организацией штурманской службы. Нововведения адмирала Сергея Горшкова были направлены на совершенствование службы штурманов и объяснялись, в том числе, и тем, что адмирал сам не понаслышке знал о штурманской службе. По окончании Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе в 1931 году, Сергей Горшков начал свою службу офицером флота именно на штурманских должностях — сначала штурманом эсминца «Фрунзе» на Черноморском флоте, затем, на Тихоокеанском флоте, — штурманом минного заградителя 2Томск», флагманским штурманом бригады, затем — командиром сторожевого корабля, эсминца, морской бригады.

Служба и подготовка штурманов в современной России

1 ноября 1998 г. в результате объединения Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола было создано новое военно-морское высшее учебное заведение — Санкт-Петербургский военно-морской институт. 25 января 2001 г., в честь 300-летия со дня основания Школы математических и навигационных наук, положившей начало военному образованию в России, Санкт-Петербургский военно-морской институт получил новое двойное название — «Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт». В настоящее время в институте осуществляется подготовка офицеров Военно-морского флота Российской Федерации на следующих факультетах: 1) штурманском (надводных кораблей), 2) штурманском (подводных лодок), 3) гидрографическом, 4) противолодочного и трального вооружения надводных кораблей, 5) ракетного вооружения подводных лодок, 6) противолодочного, торпедного и минного вооружения подводных лодок. Поступить в училище и стать военно-морским офицером имеют возможность выпускники средних учебных заведений в возрасте 16-22 лет и военнослужащие срочной и контрактной службы в возрасте до 24 лет. Выпускники института получают воинское звание «лейтенант» и, кроме военной, также и гражданскую специальность в сфере судовождения, гидрографии, автоматизированных систем управления, электроники и автоматики физических установок. Таким образом, Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт остается одним из основных военно-учебных заведений Российской Федерации, осуществляющих подготовку штурманов для надводных и подводных кораблей Военно-морского флота Российской Федерации.

В настоящее время штурманская служба выполняет важнейшие функции в сфере организации боевого управления Военно-морским флотом Российской Федерации. Она тесно взаимодействует со всеми центральными органами управления Военно-морским флотом, в первую очередь с Гидрографической службой ВМФ — Главным управлением навигации и океанографии МО РФ. Штурманская служба выполняет важные задачи по обеспечению содержания, обслуживания, правильной эксплуатации технических средств навигации. Кроме того, штурманская служба занимается организацией специальной подготовки личного состава штурманских боевых частей. Многие выдающиеся деятели российского флота начали свою военную карьеру с должностей штурманов на кораблях различного ранга. Огромный вклад вносят штурманы в совершенствование управления российским флотом, в обеспечение его повседневной деятельности и в настоящее время. Поэтому 25 января командование ВМФ Российской Федерации поздравляет всех штурманов и ветеранов штурманской службы с профессиональным праздником, а нам остается лишь присоединиться к этим поздравлениям и пожелать всего самого наилучшего российским действующим, запасным и отставным штурманам, успехов тем, кто учится или только собирается поступать в учебное заведение, чтобы пополнить ряды представителей этой замечательной и нужной профессии.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://museum53.narod.ru/, flot.com, http://www.ruscadet.ru/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. 505506 25 января 2016 12:34
    Всегда восхищался,сколько знаний нужно,чтоб в открытом море составить маршрут. Где,когда,и куда свернуть.
    Шаманы... С праздником!!!
    1. Scraptor 25 января 2016 15:48
      полинезийцы как то плавали, как и русские поморы ходили на шпицберген/грумант задолго до того (и его башни) кто в статье встречается аж 12 раз
  2. Sharky 25 января 2016 14:28
    Поздравляю всех действующих, в запасе и кто уже на пенсии штурманов ВМФ! Желаю: здоровья прежде всего, безопасного плавания, взаимопонимания с экипажем и спокойного моря! Пусть Вам со "скворечника" всегда открывается сказочно-красивый вид на необъятные просторы! good Нам из "подвала" этой красоты не видать. crying .
    С уважением...
    Командир БЧ-5.
  3. moskowit 25 января 2016 20:42
    Читая Станюковича, всё время удивлялся тому, что штурманы при своих немалых, а порою и исключительных знаниях, находились в тени строевых флотских офицеров и были обойдены и званиями и привилегиями. Своего рода флотская "чёрная кость". Даже звания имели "сухопутные"... С Праздником дорогие и умелые Штурмана! Семь футов под килем!
  4. gorku68 27 января 2016 16:54
    Мое родное училище. Система... Так в мое время мы его называли. Система жизни, чести, долга... С праздником Система и ее выпускники!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня