Противоракетный облик «San Antonio» в рамках усиления живучести американских АУГ: новый вызов для ВМФ России



Широкое распространение перспективных противокорабельных ракет, а также другого высокоточного оружия в ВС России, Китая, Ирана очень негативно сказалось на оборонительных возможностях ВМС США, которые даже при наличии самого мощного корабельного состава не способны доминировать в непосредственной близости от морских границ евразийских сверхдержав.


Примечателен тот факт, что первый американский боевой корабль с БИУС «Aegis», ракетный крейсер УРО и ПВО CG-47 USS “Ticonderoga”, заступил на боевую службу 23 января 1983 года, в марте того же года на вооружение принимается и мощнейший российский ПКРК П-700 «Гранит» со сверхзвуковой ПКР 3М-45 дальностью 600 км. К тому времени американской разведке уже было известно и о «Базальтах», и о разработанных «Гранитах», поэтому вся концепция системы «Иджис» может рассматриваться в качестве асимметричного ответа на наши противокорабельные комплексы с элементами продвинутого искусственного интеллекта.

Но хвалёная БИУС «Aegis», разработанная для ПВО АУГ от массированных ударов СВН противника в сложной помеховой обстановке и ПЛО, имела серьёзные недостатки технологического характера, которые были сохранены во всех дальнейших версиях, что в итоге сделало систему уязвимой уже к началу XXI века. Изначально РКр класса «Ticonderoga» (CG 47—51) были оснащены корабельными ЗРК «SM-2» со сдвоенной наклонной ПУ Mk26, которые сильно ограничивали производительность огня и живучесть корабля в целом. К примеру, одна ПУ наклонного типа Mk26 имеет чрезвычайно низкий темп стрельбы (5 с), а также дополнительные 2 секунды на перезарядку Mk26 зенитными ракетами из подпалубного оружейного хранилища. Этот недостаток почти полностью нивелировал все преимущества высокой пропускной способности системы «Иджис», которая способна последовательно обстреливать 18 воздушных целей с одновременным подсветом (точным автосопровождением) 2-4-х из них. Две ПУ Мк26, установленные на первых пяти крейсерах класса «Ticonderoga» позволяли реализовать темп стрельбы лишь около 3-4 с, что абсолютно не позволяло полноценно отражать массированный ракетный удар ПКРК типа «Базальт» и «Гранит», ракеты которых летят на скоростях до 2М на достаточно низких высотах.

Позднее недостатки были сглажены оснащением наиболее совершенными универсальными встроенными пусковыми установками (УВПУ) Mk41. Их производительность превышает Mk26 примерно в 5 раз, а темп их стрельбы составляет 1 с. Носовые и кормовые УВПУ Mk41, установленные на «Тикондерогах» и «Арлей Бёрках», позволяют примерно за 8-10 с выпустить по целям до 16 ЗУР типа RIM-67D или RIM-156A, у двух Mk26 на подобную процедуру затрачивалось около 48 секунд. За это время, к примеру, ударный эшелон из 24 ПКР 3М-45 «Гранит», запущенных с борта МАПЛ пр. 949А «Антей», преодолевает от 21,2 до 34 км (в зависимости от профиля и скорости полёта, 1600 — 2600 км/ч). Стоит отметить и чрезвычайно высокую уязвимость Mark 26 при попадании в корабль противокорабельных и других элементов ВТО (даже при разрыве на определённом удалении от корабля): направляющие пилоны — точки подвески для 2-х ЗУР, их вращающаяся платформа, а также механизм угломестного привода находятся вне корпуса корабля, т.е. под открытым небом. Все ТПК модульной ВПУ Mk41 подпалубные, и даже при повреждении нескольких из них, остальные продолжат функционировать.

Но хоть производительность и живучесть новой пусковой установки и была увеличена, дали о себе знать другие недостатки «Иджиса», связанные с радиолокационной архитектурой БИУС.

Подсистема управления огнём Mk99 зенитно-ракетных комплексов «SM-2/3» является основой противовоздушных и противоракетных качеств БИУС «Aegis». Принцип её работы основывается на энергетических и пропускных возможностях МРЛС AN/SPY-1A/B/D, а также на точности автосопровождения (подсвета) радиолокаторами непрерывного излучения AN/SPG-62. Применение последних и является главным недостатком «Иджиса», перешедшим из 20-го в 21-й век. Большинство современных корабельных МРЛС используют лишь один антенный пост для сопровождения трасс целей и дальнейшего поражения наиболее приоритетных из них. К ним причисляются такие многофункциональные РЛК как голландский APAR и российский «Полимент». В пирамидальной надстройке европейских фрегатов типа «Саксония», «Ивар Хуитфельд», «Де Зевен Провинсиен», а также российского СК пр. 22350 «Адмирал Горшков» расположен антенный пост с четырёхсторонней АФАР, которые сопровождают и поражают цели без помощи каких-либо специализированных станций подсвета и радиолокационных «прожекторов», ограничивающих непосредственную канальность ЗРК. Активные фазированные решётки APAR и «Полимента» работают в сантиметровом диапазоне волн, а поэтому решается ещё одна немаловажная задача — помехозащищённость при сопровождении и захвате воздушных целей на фоне водной поверхности. Дециметровая МРЛС AN/SPY-1A (S-диапазон) имеет серьёзные проблемы в работе по низковысотным целям, а поэтому при целеуказании для радаров подсвета SPG-62 частенько возникают погрешности в определении точного местонахождения цели, находящийся вблизи радиогоризонта.

Известно и о ещё одном типе корабельных многофункциональных РЛС. Его представителем является японско-голландская FCS-3A, установленная на японских эсминцах-вертолётоносцах типа «Хьюга» и эсминцах УРО типа «Акидзуки» (“19DD”). Антенный пост этой МРЛС состоит из 8 антенных полотен АФАР (по 2 антенные решётки на сторону). Большая АР работает в С-диапазоне дециметровых волн и предназначена для обзора и целеуказания малому многоканальному РПН. Малый радар работает в Х-диапазоне, и предназначен для «захвата» и обстрела целей. Но в отличии от американского SPG-62, японский радиолокатор подсвета является многоканальным и представлен компактной АФАР. Это говорит о том, что FCA-3A способны обеспечить оборону от массированного удара низколетящими ПКР.

Позднее появились усовершенствованные версии главного радара «Иджиса» — AN/SPY-1B/D/D(V), которые получили новые программные и конструктивные решения, расширившие помехозащищённость и зону обзора по углу места. Это позволило устойчиво сопровождать и поражать некоторые низколетящие цели, а также ВТО, пикирующее на АУГ с углами до 85-90 градусов. Несомненно, система улучшила показатели, но общая радиолокационная архитектура и принцип её работы остался прежним: всего 3-4 SPG-62 не позволяют «Иджис» поражать множественные низковысотные и скоростные цели с малой ЭПР. Поэтому в ВМС США продолжают поиск наиболее правильного и экономически целесообразного решения, позволяющего «Иджисам» успешно противостоять современным ПКР. Ведь полная замена радиолокационного комплекса на 102-х «Иджис»-кораблях обойдётся в сотни миллиардов долларов и вряд ли окупит себя, поскольку очень скоро придёт эра кораблей, подобных перспективным малозаметным эсминцам класса «Zumwalt».

И одно из таких решений отражено в теме недавних консультаций командования ВМС США с американским лидером военного кораблестроения — компанией «Huntington Ingalls Industries» (HII). Встреча между представителями флота и первыми лицами HII состоялась 15 января 2016 года во время проведения симпозиума Ассоциации ВМС США. Согласовывались технические и организационные вопросы разработки и строительства тяжёлого корабля ПРО на базе десантно-вертолётного корабля- дока класса LPD-17 «San Antonio». Решение весьма смелое, учитывая многомиллиардную оценочную стоимость работ на переоборудование нескольких существующих 25000-тонных военных транспортов в противоракетные суперкрейсера или строительство новых кораблей, но игра стоит свеч.


Антенный пост МРЛС AMDR расположен на главной надстройке десантного корабля класса «San Antonio» в усечённой пирамидальной конструкции, конструкция которой аналогична надстройке голландского многофункционального радиолокатора APAR. Как видите, последний рубеж ПВО нового «Иджис-гиганта» будет формировать наклонная ПУ ЗРК самообороны RAM (Rolling Airframe Missile) с 4-маховыми зенитными ракетами типа RIM-116


ДВКД «San Antonio» имеют важные конструктивные особенности, позволяющие: оперировать в недоступных для «Тикондероги» участках морей и океанов, «смотреть» гораздо дальше принятого для ранних «Иджисов» радиогоризонта, сохранять боевую устойчивость АУГ на порядок дольше, нежели это могли сделать «Арлей Бёрки», выглядеть на индикаторах РЛС противника обыкновенными фрегатами класса «Oliver Hazard Perry» или даже более малыми кораблями.

Корабль длиной 208,5 м и водоизмещением 25 тыс. тонн имеет значительно большие внутренние объёмы как за счёт большей длины, так и за счёт ширины корпуса 32 м (в 2 раза шире, чем у «Ticonderoga», и на 56% больше, чем у «Арлей Бёрк»). Огромная ширина палубы позволяет установить 4 УВПУ Mk41 модификации Mk158, в которой размещён 61 ТПК под ЗУР «SM-2/3», ЗУР RIM-162 ESSM, ПКР “LRASM”, СКР BGM-109C “Tomahawk”, ПЛУР RUM-139B VLA комплекса «Asroc-VLA». Четыре подобные Mk 41 вместят 244 ракеты различного типа, т.е. в 2 раза больше, чем у класса «Ticonderoga» (2 Mk 41 на 122 ТПК). Корабль превращается в настоящий плавучий «Иджис-арсенал», приспособленный к длительным боевым действиям под ударами сотен ПКР.

Применение специализированного контейнера самообороны Mk 25, представляющего счетверённую версию ТПК для ЗУР-перехватчиков RIM-162A, позволяет вместить в 2 Mk 41 488 ракет ESSM, которые можно применять при значительном численном превосходстве средств воздушного нападения противника. Прибавьте к этому числу ещё 61 дальнюю противоракету RIM-161A и 61 «Томагавк» в двух оставшихся Mk 41, — неизвестно ни одного современного боевого корабля с таким боезапасом.


Управлять противоракетным гигантом на базе «San Antonio» будет перспективная МРЛС AMDR, разработанная на базе новейших модификаций AN/SPY-1D(V), интегрированная в последние версии «Aegis» (BMD 5.1.1. 4-го блока).


Многофункциональная радиолокационная станция нового поколения AMDR, выполненная в корпусе усовершенствованного ЭМ класса «Arleigh Burke Flight III». Тёмно-фиолетовые лучи — излучение перспективных многоканальных АФАР-РПН сантиметрового диапазона, которые придут на смену устаревшим одноканальным радарам непрерывного излучения SPG-62; жёлтые лучи — излучение АФАР 4-хсторонней обзорной и сопровождающей РЛС дециметрового диапазона на базе последних AN/SPY-1



Исходя из верхнего рисунка со схемой, можно увидеть, что МРЛС AMDR состоит из двух главных элементов, аналогичных штатной версии «Иджис». Функцию РЛС обнаружения и сопровождения выполняет 4 крупных антенных решётки S-диапазона, подсвет выполняют дополнительные 3 РПН X-диапазона, но это уже не старые SPG-62, а новые и мощные АФАР-полотна, каждое из которых способно «захватывать» не менее 10 целей.

МРЛС AMDR превзойдёт по ТТХ все версии AN/SPY-1, APAR и «Sampson» и догонит отечественную «Полимент», а также японско-голландскую FCS-3A. AMDR отличается повышенным энергетическим потенциалом и дальностью действия. При использовании в главной надстройке «San Antonio», антенный пост AMDR окажется в 1,5—2 раза выше, чем AN/SPY-1, а поэтому радиогоризонт возрастёт на десятки километров. Операторы AMDR на новом корабле смогут обнаруживать более дальние цели без ретрансляции тактической обстановки от самолётов ДРЛО E-2C. Кроме того, новые Х-диапазонные и многоканальные РПН нового многофункционального радара, в отличие от «древних» SPG-62, получат возможность сканировать морскую поверхность на наличие малоразмерных радиоконтрастных целей типа «перископ», «малый десантный катер» и т.д., что было недоступно для дециметрового S-диапазона AN/SPY-1.

Новая БИУС для радара AMDR будет построена на основе новейших суперкомпьютеров, а поэтому и количество управляемых в воздухе ракет может возрасти с 22 (у «Aegis») до 7 и более десятков. Семиметровая осадка «San Antonio» позволит кораблю заходить на мелководье, а также в неглубокие морские порты, что дополнительно расширит его функциональность на морском ТВД.

Американцы обладают всеми кораблестроительными, технологическими и материальными мощностями для строительства крупной серии таких кораблей уже в ближайшем будущем, а поэтому дать адекватный ответ будет очень непросто. Переоборудование «Адмирала Нахимова» в мощнейший ударный и оборонительный инструмент ВМФ России, конечно, внесёт хороший вклад в парировании угрозы со стороны новых кораблей-арсеналов ВМС США, но это лишь капля в море, необходимо крупносерийное строительство фрегатов пр. 22350, МАПЛ пр. 885 «Ясень» и др. противокорабельных надводных и подводных крейсеров с ракетами типа «Оникс», «Калибр» и более перспективных изделий, производство которых необходимо срочно ускорять.
Автор:
Евгений Даманцев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти