Чешские инженеры на службе Вермахта, танки-амфибии

Чешские инженеры на службе Вермахта, танки-амфибии

Schwimmpanzer 38(t)
(Прототип амфибийного варианта Pz.Kpfw.38(t))



Создание бронемашин способных передвигаться не только по суше и по воде, во все времена будоражило умы многих инженеров и конструкторов – танкостроителей. Германские инженеры, предвоенного периода не были исключением. Во время подготовки к войне, это направление как никогда становиться актуальным, в особенности на фоне готовившейся Вермахтом высадке на Британские острова, согласно разработанной операции «Seelöwe» («Морской лев»). В 1940 году, немецкие конструкторы, одними из первых, оборудовали более 100 средних танков PzKpfw III Ausf. Н оборудованием для подводного хода, этот тип машин получил название Tauchpanzer. Помимо оснащения серийных танков ОПВТ (оборудование для подводного вождения), немецкие инженеры разрабатывали собственные проекты танков и бронемашин – амфибий. В том же 1940 году были построены более 50 плавающих танков, Schwimmpanzerwagen II, на базе Pz-II, хотя правильнее будет сказать что, немецкие конструкторы спроектировали специальные поплавки, которые крепились на борта машины и тем самым не позволяли её тонуть. Передвижение по воде осуществлялось при помощи вращения гусениц танка, максимальная скорость передвижения по воде составляла около 10 км в час. Но после проведения испытаний выяснилось что, ходовые качества Schwimmpanzerwagen II неудовлетворительны и вскоре они были переоборудованы в обычные танки. Однако после оккупации Чехословакии, получив контроль над её промышленностью и поставив военный потенциал Чехословакии на службу Третьему Рейху, немецкие танкостроители обратили свой взгляд на танки чешского производства.


Испытания на воде амфибийного варианта Pz.Kpfw.38(t)


После аннексии Судетской области в октябре 1938 года, а затем и присоединения оставшихся областей Чехословакии (Богемии и Моравии) к Германии, последняя, в качестве трофеев, получила 244 танка LTvz.35, произведенные на заводе Skoda в Чехословакии. В вермахте они получили обозначение Panzerkampfwagen 35(t) или Pz.Kpfw.35(t). Для своего времени это были не плохие танки, однако к началу 1940 годов, они уже не отвечали основным техническим требованиям, предъявляемым к танкам Вермахта, но ещё находились на службе. В частности в 6-й танковой дивизии, по данным на июнь 1941 года, имелось 160 единиц Pz.Kpfw.35(t), всего в этот период Вермахт располагал более 180 танками LT vz.35 и 760 LT vz.38. Находясь под оккупацией, чешские танкостроители продолжали выпускать машины для германской армии, одним из этих танков был LT vz.38, получивший в Вермахте обозначение - Panzerkampfwagen 38(t), t обозначает страну производителя, в данном случае Чехословакия. LT vz.38 был лучше вооружен и имел более толстую броню в сравнении с LT vz.35, и во время проведения французской компании показавший свои неплохие боевые качества, однако он не был лишен недостатков. Безусловно, немецкие генералы понимали что, боевые качества LT vz.38 уже недостаточны, но для создания на их базе танков-амфибий они ещё годились.
В конце 30-х годов, немецкие инженеры – танкостроители совместно с чешскими инженерами приступают к работам над новым проектом плавающего танка, получившего в дальнейшем обозначение Schwimmpanzerwagen 38(t). Работы по внесению изменений в конструкцию и по герметизации броневого корпуса танка Panzerkampfwagen 38(t) проводились в г. Рослау, фирмой Geur. Sachsenberg, там же бала спроектирована конструкция воздухозаборного патрубка, через который к двигателю танка поступал воздух. Конструкция поплавков – понтонов разрабатывалась чешской компанией ВММ и немецкой «Кэссбёрер».


Плавающий танк Pz.Kpfw.38(t) перед началом экспериментов на озере Заалер Бодден, в районе Рибница, 1942 год


В результате к февралю 1941 года был изготовлен первый опытный образец поплавков – понтонов, получивший обозначение АР-1. Конструкция понтона представляла собой металлический, цельный, плоской формы поплавок, носовая часть которого имела обтекаемую форму как на речных или морских судах, с вырезом равным габаритам серийного танка LT vz.35. Для передвижения по воде танк помещался в этот вырез, задние ведущие колёса через специальный механизм приводили в движение два гребных винта размещенных по бокам понтона в кормовой части. Поворот машины во время передвижения по воде осуществлялся при помощи торможения одной из гусениц. Что в свою очередь приводило к остановке одного из винтов. Так же стоит отметить продуманный механизм сброса поплавков-понтонов, который позволял очень быстро, за несколько секунд, избавиться от них при выходе машины на берег.


Испытания на озере Заалер Бодден, 1942 год


Сразу после изготовления первого опытного экземпляра понтона АР-1, оснащенный им Panzerkampfwagen 38(t) был отправлен на испытания на полигон расположенный в Куммерсдорфе. В ходе испытаний новый Schwimmpanzerwagen 38(t) показал довольно неплохую для плавающих танков того времени скорость – более 12 км в час. Однако к тому времени командование Вермахта уже интересовали совсем другие машины, так как план «Барбаросса» был уже разработан, и в скором будущем танковые клинья Гейнца Гудериана будут ломать оборону не на Британских островах, а на восточном фронте. Так как в Вермахте уже имелись танки оснащенные оборудованием для подводного вождения, этого, по мнению германских генералов, было вполне достаточно для преодоления водных преград в России. Однако, несмотря на это, чешские специалисты продолжили испытания машины. В 1942 году ими были проведены дальнейшие испытания плавающего танка, которые проводились на реке Влатва, но события на восточном фронте, поражение под Сталинградом, окончательно убедили германское руководство что, в ближайшем будущем плавающие танки Вермахту вряд-ли понадобятся. К тому же низкие ходовые качества и невысокая маневренность машины во время движения по воде делали Schwimmpanzerwagen 38(t) уязвимым для береговой артиллерии противника. Танк LT vz.38 к 1942 году, безнадёжно устарел и потенциала для модернизации не имел, его слабое бронирование и вооружение не было способно для решения боевых задач по захвату вражеской береговой линии и уничтожению размещенных на ней укреплений противника. Поэтому вскоре все работы по проекту Schwimmpanzerwagen 38(t) были прекращены.
Автор:
Макс Беляев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти