Military Review

Martial art zulus

16
Prior to the legendary reforms of King Shaki, the Zulus, according to the oral tradition, fought as well as their neighbors - for the battle, the parties met at a predetermined location and were shot by light throwing spears, defending themselves with oval shields; During the fight, numerous battles of the bravest warriors took place, and old men and women watched the battle from the rear. Losses in such clashes were small, and in the evening one of the parties, having admitted defeat, asked for peace and promised to pay tribute. The coming to power in 1816 of Shaki kaSenzangahons (literally Shaka Senangahonovich) radically changed the military of the Zulus.




Organization of the Zulu army

Shaka found that after reaching 18-19 for years, all Zulu youths were called up for royal military service. Recruits formed a regiment (or poured into an existing one), which was given the name and uniform was appointed (mainly consisting of the special color of the shields and various combinations of ceremonial feathers and furs). Then recruits built regimental barracks and underwent military training. The warriors remained at the disposal of the king until their marriage, after which they passed into the category of reservists who were called up during the war. The permission to marry was issued personally by the king to the whole regiments at once, so that the regiment left the service in full force. Naturally, the king sought to keep the soldiers in the service as long as possible, and the men, on average, married closer to forty years. In Zulus, as in any society, there were people who evaded service, as life in the army was often associated with a half-starved existence and constant stick fights with fellow workers and rival regiments, and such fights sometimes turned into a real stabbing (for example, two court regiments used assegai during the clash between themselves and about 70 people were killed). Such "refuseniks" either went to Natal, who was under the authority of whites, or became non-conscripted shamans. The Zulu regiment (approx. 1000 people) was divided into battalions (senior and junior), battalions into divisions, divisions into companies, and companies into divisions. For example, in the unusually numerous regiment of the Handempuva (“Black and White Head”) on the eve of the Anglo-Zulu war there were 49 companies in the 12 divisions. The senior officers of the regiment were the colonel, the lieutenant colonel and the majors.

Zulus Armament

The shield of the Zulus, introduced at Shack, was made of cowhide and was about the height of about 1,3 m, and a width of about 60, see. Later in the spread of firearms weapons the shields became lighter and smaller, however, the old-style shields continued to be used. The military shields of all the regiments belonged personally to the king and were stored in special warehouses.

The main offensive weapon of the Zulus was a spear. Shake is credited with radical reform in this area - as the Zulus transmitted. "Shaka said that the old custom of throwing assegaevs was bad and caused cowardice ..." Now the Zulus were armed with assembly with a long wide tip about 45 cm long and a short shaft about 75 cm. Reached to us Assegaev finds have smaller tips, however, photographs and eyewitness accounts confirm that Shaka assegais were similar to those described above.

In connection with the appearance of armed with white guns, the heirs of Shaki returned throwing spears to the soldiers, which allowed them to fight at a distance, but the main weapon was a piercing spear. For throwing, the Zulus used mainly a dart with a tip about 25 cm long and a shaft up to 90 cm long, which could be thrown a distance to 45 meters, but the effective throw range did not exceed 25-30 meters.

In addition to copies, the Zulus were armed with wooden clubs up to 60 (see length). Also high-ranking Zulus wore battle axes, which were both ceremonial weapons and combat weapons.

As trade with whites increased, more and more firearms began to flow into the country, and by the time of the war with the British in 1879, many Zulus were armed with muskets. Muskets were, of course, old samples, for example, smooth-bore "Brown Bess", besides the quality of gunpowder and bullets left much to be desired. Among the Zulus there were very few good shooters, and most of them barely able to aim, so even the capture of 1000 modern British rifles under Isandlwana did not greatly enhance the firing capabilities of the Zulu army. One of the British said that the Zulus, seeing how the Europeans, when firing at long distances, raised the aiming bar, decided that this increased the power of the gun and always fired with the planks raised. As a result, in the decisive battle of Ulundi, the British, despite the fact that they were built on a dense square, lost only a half dozen people from the Zulus fire and were wounded before the 80.

Troop training

At the time of Shaki, soldiers were forbidden to wear darts or to throw the assegai - the king demanded to attack quickly in close formation and converge with the enemy hand to hand. Once, Shaka conducted an experiment: dividing the warriors into two parts, he, besides the shields, gave the soldiers one half several throwing sticks, and the other half fired one stick representing a piercing spear; then the king ordered the warriors to fight each other, and the warriors with "spears", who threw themselves into a hand-to-hand fight, quickly defeated their opponents. Interestingly, in exactly the same way in Cyropedia of Xenophon, Cyrus proved to his soldiers the superiority of cold arms over throwing projectiles.

Assegay was most often used to strike with lower grip - "... he usually scoffed at the warrior if he held the assembleg with the upper grip. He always held the assembly with the lower grip with the tip up ... and not with the upper grip. Zulu said that the assegay should be held with the lower grip ... "(About Zulu Kah Nogandaya, the famous warrior Shaki who served as a colonel under his brother and heir to Dingane).

Beginning with the 7 summer age, the Zulu joined the ancient tradition of fights on sticks, which were fought "before the first blood on the head," after such a fight, the rivals tied up wounds to each other, showing that they had no hostility towards each other. At a more mature age, the young men were taught military dances with a shield and a spear, which were both group and single "shadow fighting", often such dances ended in real battles on sticks. After joining the army, the Zulu recruit was trained in the basic skills of handling assembly and combat shield, sometimes exercises were held in which one regiment attacked another, and the soldiers practiced using the shield and spear directly in a mass fight.

Constant clashes between rival regiments also served for the physical and psychological preparation of the fighters (the use of assembly units in such fights was prohibited and the soldiers were armed with shields and sticks). As soon as a fight broke out, the officers encouraged their soldiers, beating the rhythm with sticks on their shields; the battle continued until the officers commanded "Enough!" and did not disperse the soldiers.

To maintain discipline, every Zulu officer wore a stick, which he did not hesitate to use to achieve obedience.

Tactic

The favorite building of the Zulus was "bull horns", consisting of 4 units. The “chest” moved straight at the enemy, two “horns” tried to surround the enemy and attack from the flanks, the squad of “lions” stood in reserve. Also in the reserve were often the youngest, newly formed regiments, which were used only for pursuit and collection of booty.

The attack against the British armed with breech rifles was as follows: “Dark masses of people in an open line, following each other in quick succession with excellent discipline, ran smoothly through high grass. Most of the Zulus were lined up in front of our front. in three lines in groups of five to ten and moved towards us ... they continued their advance at a run until they were at a distance of about 800 yards, then they opened fire. Despite tense moment, we could not fail to appreciate the excellent order in which the Zulus skirmishers acted in. A group of five or six warriors jumped up and rushed forward through the tall grass, winding left and right, bending their heads and holding shields and rifles below, out of sight. Then they suddenly fell into the grass, and nothing but clouds of smoke betrayed their presence, after which they advanced again ... "The English traveler in 1882 asked a group of Zulu veterans to demonstrate the final phase of their attack:" They ... and for my entertainment several maneuvers, showing why their attacks were so dangerous for our troops. They rushed forward about 50 yards from the enemy and, imitating the sound of a volley, fell into the grass; then, when the fire supposedly weakened, they jumped up and, like lightning, rushed at an imaginary enemy with assegai and shields in their hands, shouting "Usutu" ... "

Before the collision, the Zulus showered the enemy with throwing spears (one of the English recalled that during the attack of the Zulus “Issegai rained hail” under Isandlvana) or they fired from the muskets. The Zulu veteran said that he "... shot once from ... a rifle and shifted it into a hand with a shield, grabbing assembly, - we usually fired once, and then attacked, because it took too long to load." Shaka himself spoke about the theoretical actions of his warriors against the whites — during the reloading of the white muskets, his soldiers would rush into hand-to-hand combat, and the whites, who do not have shields, throw their guns and will be forced to flee.

Zulus Mangwanan once remarked that "if a man is a man, he fights hand to hand." When it came to hand-to-hand fighting, the Zulus pushed their enemies with shields and stabbed with the assegai. During the battle of Isandlwana, as one of the participants recalled, "we got dark in the eyes and we pricked everything that came our way ...". The Zulu warrior told me about his duel with an English soldier: “I rushed at the soldier who pierced my shield with a bayonet and, while he tried to pull him out, stabbed him in the shoulder. He threw the rifle, seized me by the neck and crushed under me. sparks shook from his eyes, and I almost choked when I still managed to grab my spear sticking out of his shoulder and pierced him so that he rolled off my lifeless one ... ". “In the last fight, butts and stones were used (by the English), since the soldiers had no more bullets ...” said another Zulus. Humbek Gwabe recalled how an English officer shot him with a revolver, and he dealt such a blow to the assembly, that the tip went out between the ribs. Two other officers were killed while defending themselves, standing back to back, one was shot, and the second was slain by a Zulu colonel. One sailor, with his back pressed to the cart, fought back with his saber, until he was approached from behind and was stabbed from under the cart. The final stage of the fight resembled a crowd, Sophikasho Dungu said that under Isandlwana the field was covered with a stirring mass of people "... I noticed that several soldiers were shooting at me from behind ... I would be happy to attack them, but I could not reach them ..."

After the battle, the Zulu army immediately went home to perform cleansing rites, and even the royal will could not prevent it.

Literature
1. Ian Knight. "The Anatomy of the Zulu Army: From Shaka to Cetshway, 1818-1879". Stackpole Books, 1995
2. Ian Knight. "Brave Men's Blood: Epic of the Zulu War, 1879". London: Greenhill Books, 1990
3. EA Ritter. "Shaka Zulu: The Rise of the Zulu Empire". London: Greenhill Books, 1990
Author:
Originator:
http://www.xlegio.ru/ancient-armies/military-organization-tactics-equipment/zulu/
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 30 January 2016 08: 24
    +9
    There is a tradition that Shaka secretly visited the blacksmiths, secretly, because then blacksmithing was considered unclean craftsmanship, according to rumors the blacksmiths used human fat in the forging process. Shaka demanded a new weapon from the blacksmiths - assegai with a wide blade like a sword, perfectly suitable for close combat. On September 22, 1828, Shaka was killed in his own kraal by just three conspirators who took him by surprise.
    1. Rus86
      Rus86 30 January 2016 09: 51
      +5
      The current is not forged. Hardening or tempering the blade. To remove brittleness without losing hardness.
  2. LÄRZ
    LÄRZ 30 January 2016 08: 27
    +5
    When I read the book "Zulu Chaka", I don't remember the author, but I recommend it.
  3. moskowit
    moskowit 30 January 2016 09: 55
    11
    I always read articles of this kind with interest. The "Military Archive" rubric tries to match the name, which pleases ...
    I have long read a book about Chuck from the ZhZL series ...
    1. LÄRZ
      LÄRZ 30 January 2016 10: 50
      +7
      Quote: moskowit
      I have long read a book about Chuck from the ZhZL series.

      In this book, I was struck by the description of his talent as an organizer, a military leader. Zulu Peter 1. I read it in 90, but I still remember.
  4. Reptiloid
    Reptiloid 30 January 2016 10: 46
    +7
    Unfortunately, I did not think about this topic before. Like many others before my "meeting" with "VO" I liked the article. I also like the fact that the author used foreign sources, which some (I) do not think about at all.
    That's interesting about Aleksey's blacksmiths in 1 comment. But among Our ancestors --- Slavs --- blacksmiths were considered sorcerers, lords of Fire, and lived outside the village. In the West --- the same thing. You can refer to the works of James George Fraser.
    Unfortunately, I forgot where I was reading, just forged swords are best tempered ... in human bodies! It seems they were talking about the Middle East or the Caucasus. I was little then. We were little by little horror with the boys.
    1. Reptiloid
      Reptiloid 30 January 2016 12: 05
      +1
      I also want to note your modesty, Alexei, about your poems from 29.10.2015/XNUMX/XNUMX in the Military Archive, I will quote your poems elsewhere after a while, if you yourself do not. Sorry, moved away from the topic. Regards.
      1. parusnik
        parusnik 30 January 2016 13: 40
        +2
        Tokmo, no need to intimidate smile Honestly, I don’t follow my “creative heritage” ... smile
        1. Reptiloid
          Reptiloid 30 January 2016 13: 56
          +1
          But I follow many and remember .. About intimidation - this is not. There is an intention to answer. Like any great poet, you forget what is written. Well, I do too. Now, when rearranging furniture at home, poems from the corners appear.
          I am always happy when someone writes verses of their own or other authors. Deviated from the topic, sorry all. Regards.
    2. Rus86
      Rus86 30 January 2016 14: 49
      +2
      they told us at the institute, in materials science, like that.
    3. psiho117
      psiho117 31 January 2016 00: 16
      +1
      Quote: Reptiloid
      .
      Unfortunately, I forgot where I was reading, just forged swords are best tempered ... in human bodies! It seems that it was about the Middle East or the Caucasus.

      It was like that among the Asians. But in general - if you do not hit the extreme, then this was done in a pig carcass.
      1. Reptiloid
        Reptiloid 31 January 2016 23: 03
        0
        Apparently there was a sense in a certain temperature. When I read about the pig now, I remembered that in that book there was a mention of a lamb, as a replacement. But there was a reservation that the quality was wrong?! Somehow. But if pig --- it's not Muslims, but someone else ... ??
  5. istoler
    istoler 30 January 2016 11: 15
    +6
    Technologically, the difference between the Zulus and the British is a thousand years old, but the Zulus probably surpassed the moral and psychological preparation. And the colonialists tell us all the way about the racial superiority and savagery of Africans. lol
  6. Svetoch
    Svetoch 30 January 2016 12: 00
    +3
    In the final battle, the Zulus lost 1500, the British lost 10 killed and 87 wounded. Harshly. Although more than 1300 soldiers were killed in the first major battle, they themselves suffered serious losses of about 3000 killed. But as I understand it there was an advantage in numbers. And so if the shaves were ready, then the losses were at the Zulus mother do not grieve.
  7. Reptiloid
    Reptiloid 30 January 2016 16: 18
    +1
    About the Blacksmiths in ancient times I remembered such Deities: among the Greeks, Hephaestus, among the Romans, Vulcan, among the Phoenicians Kusar-i-Khusas, among the Egyptians Rashap, among the Hindus T.V.Sh.T.a.r., among the Aztecs Wueheotl. They all --- either old or ugly + Gods of the Underground Fire !!! They were feared and respected not only by people, but also other Gods !!!
  8. Robert Nevsky
    Robert Nevsky 30 January 2016 18: 55
    +1
    I watched the feature film "Shaka Zulu". But that was before the "democrats" came to power.
  9. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 31 January 2016 12: 24
    +2
    I'm afraid to be mistaken, but for some reason I recall Engels when phrases about the military art of the Zulu "emerge" from the depths of memory: about how during attacks the Zulu warriors armed with Assegai "upset" the ranks of the British infantry armed with rapid-fire rifles ...
  10. Pomeranian
    Pomeranian 5 February 2016 15: 05
    0
    Interesting article. "One of the British said that the Zulu, seeing how the Europeans raised the aiming bar when shooting at long distances, they decided that this increased the power of the gun and always fired with the bar raised." If I am not mistaken, Kresnovsky described that the Bukharians, seeing how the Russian soldiers who crossed the river lie on their backs and lift their legs up (the water was poured out of their boots), they also lay down together on the ground and began to shake their raised legs. Savages ...

Военное искусство зулусов

До легендарных реформ короля Шаки зулусы, согласно устной традиции, воевали также как и их соседи – для сражения стороны встречались в заранее назначенном месте и перестреливались лёгкими метательными копьями, защищаясь овальными щитами; во время схватки происходили многочисленные поединки храбрейших воинов, а за боем из тыла наблюдали старики и женщины. Потери в подобных стычках были невелики, и к вечеру одна из сторон, признав поражение, просила мира и обещала платить дань. Приход к власти в 1816 г. Шаки каСензангахоны (буквально Шака Сензангахонович) в корне изменил военное дело зулусов.

Военное искусство зулусов


Организация зулусской армии


Шака установил, что по достижении 18-19 лет все зулусские юноши призывались на королевскую военную службу. Новобранцы образовывали полк (или вливались в уже существующий), которому давалось имя и назначалась униформа (в основном состоявшая из особого цвета щитов и различных комбинаций церемониальных перьев и мехов). Затем рекруты строили полковые бараки и проходили военное обучение. Воины оставались в распоряжении короля до своей женитьбы, после чего переходили в разряд резервистов призывавшихся во время войны. Разрешение о женитьбе выдавалось лично королём сразу целым полкам, так что полк уходил со службы в полном составе. Естественно, король стремился как можно дольше удерживать воинов на службе, и мужчины в среднем женились ближе к сорока годам. У Зулусов, как и в любом обществе, встречались люди уклонявшиеся от службы, так как жизнь в армии была часто связана с полуголодным существованием и постоянными драками на палках с сослуживцами и полками-соперниками, причём подобные драки иногда перерастали в настоящую поножовщину (например, однажды два придворных полка во время схватки между собой пустили в ход ассегаи и около 70 человек было убито). Такие "отказники" либо уходили в Наталь, находившийся под властью белых, либо становились шаманами не подлежавшими призыву. Зулусский полк (ок. 1000 чел) подразделялся на батальоны (старший и младший), батальоны на дивизионы, дивизионы на роты, а роты на отделения. К примеру, в необычайно многочисленном полку уХандемпемву ("Чёрно-белая Голова") накануне англо-зулусской войны насчитывалось 49 рот в 12 дивизионах. Старшими офицерами полка являлись полковник, подполковник и майоры.

Вооружение зулусов

Щит зулусов, введённый при Шаке, делался из воловьей кожи и был высотой примерно до 1,3 м, а шириной около 60 см. Позднее при распространении огнестрельного оружия щиты стали легче и меньше, однако и щиты старого образца продолжали оставаться в ходу. Военные щиты всех полков принадлежали лично королю и хранились на специальных складах.

Основным наступательным оружием зулусов было копьё. Шаке приписывается радикальная реформа в этой области – как передавали зулусы "Шака говорил, что старый обычай метания ассегаев был плох и вызывал трусость…" Теперь зулусы вооружались ассегаем с длинным широким наконечником около 45 см длиной и коротким древком длиной около 75 см. Дошедшие до нас находки ассегаев обладают наконечниками меньшего размера, однако, фотографии и рассказы очевидцев подтверждают, что ассегаи Шаки были похожи на описанные выше.

В связи с появлением вооружённых ружьями белых, наследники Шаки вернули воинам метательные копья, которые позволяли вести бой на расстоянии, однако главным оружием оставалось колющее копьё. Для метания зулусы использовали в основном дротик с наконечником длиной около 25 см и древком длиной до 90 см, который можно было бросить на расстояние до 45 м., но дальность эффективного броска не превышала 25-30 м.

Кроме копий зулусы вооружались деревянными палицами до 60 см. длиной. Также высокопоставленные зулусы носили боевые топоры, которые являлись как церемониальным оружием, так и боевым.

По мере роста торговли с белыми в страну стало поступать всё большее количество огнестрельного оружия, и ко времени войны с англичанами в 1879 г. многие зулусы вооружились мушкетами. Мушкеты были, естественно, старых образцов, например, гладкоствольными "Brown Bess", к тому же качество пороха и пуль оставляло желать лучшего. Среди зулусов было очень немного хороших стрелков, а большинство из них едва умело целиться, поэтому даже захват при Исандлване 1000 современных британских винтовок не слишком усилил огневые возможности зулусского войска. Один из англичан рассказывал, что зулусы, видя, как европейцы при стрельбе на большие дистанции поднимают прицельную планку, решили, что это увеличивает мощность ружья и всегда стреляли с поднятыми планками. Как следствие, в решающем сражении при Улунди британцы, несмотря на то, что были построены плотным каре, потеряли от огня зулусов всего полтора десятка человек убитыми и до 80 ранеными.

Обучение войск

Во времена Шаки воинам запрещалось носить дротики или метать ассегаи – король требовал быстро атаковать сомкнутым строем и сходиться с противником врукопашную. Однажды Шака провёл эксперимент: разделив воинов на две части, он, кроме щитов, выдал воинам одной половины по несколько палок для метания, а бойцам другой половины по одной палке, изображавшей колющее копьё; затем король приказал воинам биться друг с другом, и воины с "копьями", бросившиеся в рукопашную схватку, быстро победили своих противников. Интересно, что точно таким же способом в "Киропедии" Ксенофонта Кир доказал своим воинам превосходство холодного оружия над метательными снарядами.

Ассегай чаще всего использовался для нанесения ударов нижней хваткой – "…он обычно насмехался над воином, если тот держал ассегай верхней хваткой. Сам он всегда держал ассегай нижней хваткой наконечником вверх…, а не верхней хваткой. Зулу говорил, что ассегай нужно держать нижней хваткой…" (О Зулу каНогандайа, известном воине Шаки дослужившемся до полковника при его брате и наследнике Дингейне).

Начиная с 7 летнего возраста, зулус приобщался к древней традиции поединков на палках, которые велись "до первой крови на голове", после такого поединка соперники перевязывали друг другу раны, показывая, что не испытывают вражды друг к другу. В более зрелом возрасте юношей учили военным танцам со щитом и копьём, которые были как групповыми, так и одиночными "боями с тенью", нередко подобные танцы заканчивались настоящими поединками на палках. После вступления в армию зулусский новобранец обучался основным навыкам обращения с ассегаем и боевым щитом, иногда устраивались учения, в которых один полк атаковал другой, и воины упражнялись в использовании щита и копья непосредственно в массовой схватке.

Постоянные стычки между соперничавшими полками также служили для физической и психологической подготовки бойцов (пользоваться ассегаями в таких драках было запрещено и воины вооружались щитами и палками). Как только вспыхивала драка, офицеры подбадривали своих солдат, отбивая ритм палками на щитах; бой продолжался до тех пор, пока офицеры не командовали "Довольно!" и не разгоняли воинов.

Для поддержания дисциплины каждый зулусский офицер носил палку, которую, не раздумывая, пускал в ход, чтобы добиться повиновения.

Тактика

Излюбленным построением зулусов были "рога быка", состоявшие из 4 отрядов. "Грудь" двигалась прямо на врага, два "рога" старались окружить противника и атаковать с флангов, отряд "львов" стоял в резерве. Также в резерве часто оставались самые молодые, недавно сформированные полки, которых использовали только для преследования и сбора добычи.

Атака против вооружённых казнозарядными винтовками британцев происходила следующим образом: "Тёмные массы людей в разомкнутом строю, с прекрасной дисциплиной следуя друг за другом в быстрой последовательности, бежали ровным шагом через высокую траву. Выстроившись так, чтобы находиться точно напротив нашего фронта, большая часть зулусов развернулась в три линии группами по пять – десять человек и двинулась на нас… они продолжали своё наступление бегом, пока не оказались на расстоянии около 800 ярдов, тогда они открыли огонь. Несмотря на напряжённый момент, мы не могли не оценить тот превосходный порядок, в котором действовали застрельщики зулусов. Группа из пяти или шести воинов вскакивала и бросалась вперёд через высокую траву, петляя вправо и влево, пригнув головы и держа щиты и винтовки внизу, вне поля зрения. Затем они внезапно падали в траву, и ничто, кроме облачков дыма, не выдавало их присутствия, после этого они продвигались снова…" Английский путешественник в 1882 г. попросил группу зулусских ветеранов продемонстрировать заключительную фазу их атаки: "Они… совершили для моего развлечения несколько манёвров, показав, почему их атаки были так опасны для наших войск. Они бросались вперёд на расстояние примерно 50 ярдов от противника и, имитируя звук залпа, падали в траву; затем, когда огонь предположительно ослабевал, они вскакивали и как молния бросались на воображаемого врага с ассегаями и щитами в руках, крича "Usutu"…"

Перед столкновением зулусы осыпали врага метательными копьями (один из англичан вспоминал, что при Исандлване во время атаки зулусов "ассегаи сыпались градом") или давали залп из мушкетов. Зулусский ветеран рассказывал, что он "…выстрелил один раз из… ружья и переложил его в руку со щитом, схватив ассегай, – мы обычно стреляли один раз, а затем атаковали, так как заряжание занимало слишком много времени." Сам Шака говорил о теоретических действиях своих воинов против белых – во время перезаряжания белыми мушкетов его воины бросятся в рукопашную, и белые, не имеющие щитов, побросают ружья и будут вынуждены бежать.

Зулус Мангванана как-то заметил, что "если мужчина является мужчиной, то он бьётся врукопашную". Когда дело доходило до рукопашной схватки, зулусы толкали врагов щитами и кололи ассегаями. Во время битвы при Исандлване, как вспоминал один из участников, "у нас потемнело в глазах и мы кололи всё, что попадалось на пути…". О своём поединке с английским солдатом зулусский воин рассказывал: "Я бросился на солдата, который пронзил штыком мой щит и, пока он пытался вытащить его, нанёс ему укол в плечо. Он отбросил винтовку, схватил меня за шею и подмял под себя. У меня посыпались искры из глаз, и я уже почти задохнулся, когда всё-таки ухитрился схватить своё копьё, торчавшее из его плеча, и пронзил его так, что он скатился с меня бездыханный…". "В последней борьбе использовались (англичанами) приклады и камни, так как у солдат не было больше пуль…" рассказывал другой зулус. Хумбека Гвабе вспоминал, как английский офицер стрелял в него из револьвера, а он нанёс ему такой удар ассегаем, что наконечник вышел между рёбрами. Двое других офицеров были убиты, когда защищались, стоя спина к спине, – одного застрелили, а второго заколол зулусский полковник. Один моряк, прижавшись спиной к повозке, отбивался саблей, пока к нему не подобрались сзади и не закололи ударом из-под повозки. Заключительная стадия схватки напоминала столпотворение, Софикашо Зунгу рассказывал, что при Исандлване поле было покрыто шевелящейся массой людей "…я заметил, что сзади в меня стреляют несколько солдат… Я был бы рад напасть на них, но не мог до них добраться…"

После сражения зулусская армия немедленно расходилась по домам, чтобы совершить очищающие обряды, и даже королевская воля не могла этому воспрепятствовать.

Литература
1. Ian Knight. "The Anatomy of the Zulu Army: From Shaka to Cetshway, 1818-1879". Stackpole Books, 1995
2. Ian Knight. "Brave Men’s Blood: Epic of the Zulu War, 1879". London: Greenhill Books, 1990
3. E.A. Ritter. "Shaka Zulu: The Rise of the Zulu Empire". London: Greenhill Books, 1990
Автор: И. Литсиос
Первоисточник: http://www.xlegio.ru/ancient-armies/military-organization-tactics-equipment/zulu/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. parusnik 30 января 2016 08:24
    Существует предание, что Шака тайно посетил кузнецов, тайно, потому что тогда кузнечное дело считалось мастерством нечистым, по слухам кузнецы использовали человеческий жир в процессе ковки. Шака потребовал от кузнецов новое оружие — ассегаи с широким как у меча лезвием, отлично пригодные для ближнего боя. 22 сентября 1828 года Шака был убит в своем собственном краале всего тремя заговорщиками, которые застали его врасплох.
    1. Rus86 30 января 2016 09:51
      Тока не ковки.закалки или отпуска клинка.чтобы убрать хрупкость,не теряя твердости.
  2. LÄRZ 30 января 2016 08:27
    Когда то читал книгу "Зулус Чака", автора не помню, но рекомендую.
  3. moskowit 30 января 2016 09:55
    Всегда с интересом читаю статьи такого плана. Рубрика "Военный архив" старается соответствовать названию, что радует...
    Давно читал книгу о Чаке из серии ЖЗЛ...
    1. LÄRZ 30 января 2016 10:50
      Цитата: moskowit
      Давно читал книгу о Чаке из серии ЖЗЛ.

      Меня в этой книге поразило описание его таланта как организатора, военначальника. Зулусский Пётр 1. В 90-м читал, а помню до сих пор.
  4. Reptiloid 30 января 2016 10:46
    К сожалению,не задумывался над этой темой раньше.Как и надо многими другими до моей "встречи"с "ВО"Статья понравилась.Также нравится то,что автор пользовался иностранными источниками,о которых некоторые (Я) вообще не думают.
    Вот интересно про кузнецов у Алексея в 1 комментарии.А ведь у Наших предков---Славян---кузнецы считались колдунами,повелителями Огня,и жили за пределами деревни.На западе---то же самое.Можно обратиться к трудам Джеймса Джорджа Фрезера.
    К сожалению, забыл где читал,только что выкованные мечи лучше всего закалять...в человеческих телах!Вроде речь шла о Ближнем Востоке или Кавказе.Я тогда маленьким был.Мы с мальчишками потихоньку ужаса лисЬ.
    1. Reptiloid 30 января 2016 12:05
      Также хочу отметить Вашу скромность,Алексей, насчёт Ваших стихов от 29.10.2015 в Военном Архиве,процитирую Ваши стихи в другом месте через некоторое время,если Вы сами этого не сделаете.Извините,отошёл от темы.С уважением.
      1. parusnik 30 января 2016 13:40
        Токмо, запугивать не надо smile Честно, не слежу, за своим "творческим наследием"... smile
        1. Reptiloid 30 января 2016 13:56
          А я за многими слежу и помню..Насчёт запугигивания--этого нет.Есть намерение ответить.Как всякий великий поэт,Вы забываете написанное.Ну и я также. Вот сейчас при перестановки мебели дома стихи из углов появляются.
          Я всегда рад,когда кто пишет,свои или других авторов стихи.Отклонился от темы,извините все.С уважением.
    2. Rus86 30 января 2016 14:49
      нам в институте, на материаловедении, подобное рассказывали.
    3. psiho117 31 января 2016 00:16
      Цитата: Reptiloid
      .
      К сожалению, забыл где читал,только что выкованные мечи лучше всего закалять...в человеческих телах!Вроде речь шла о Ближнем Востоке или Кавказе.

      Было такое, у азиятов. А вообще - если в крайность не ударяться, то это делали в свиной туше.
      1. Reptiloid 31 января 2016 23:03
        Видимо был смысл в какой-то определённой температуре.Когда прочел сейчас про свинью,то вспомнил,что в той книге было упоминание о барашке,на замену.Но при этом была оговорка,что качество не то?!Как-то так.А если свинья---то не мусульмане,а кто-то другой...??
  5. istoler 30 января 2016 11:15
    Технологически разница между зулусами и англичанами тысяча лет , но в вопросе морально-психологической подготовки зулусы пожалуй даже превосходили .А нам колонизаторы всю дорогу рассказывают об расовом превосходстве и дикости африканцев . lol
  6. Svetoch 30 января 2016 12:00
    В заключительной битве потери зулусов составили 1500 человек, британцы потеряли 10 человек убитыми и 87 ранеными. Сурово. Хотя в первом крупном сражении уничтожили свыше 1300 солдат, но и сами понесли серьёзные потери около 3000 убитых. Но как я понял там было преимущество по численности. А так если бриты были готовы то потери были у зулусов мама не горюй.
  7. Reptiloid 30 января 2016 16:18
    О Кузнецах в древности вспомнил таких Божеств:у греков Гефест,у римлян Вулкан,у финикийцев Кусар-и-Хусас,у египтян Рашап,у Индуистов Т.в.а.ш.т.а.р.,у Ацтеков Уэуэтеотль.Они все---либо старые,либо уродливые+Боги Подземного Огня!!!Их боялись и уважали не только люди,но и другие Боги!!!
  8. Робертъ Невский 30 января 2016 18:55
    Я смотрел художественый фильм "Шака зулу". Но это было до прихода "демократов" во власти.
  9. Nikolaevich I 31 января 2016 12:24
    Боюсь ошибиться,но почему-то вспоминается Энгельс,когда из глубин памяти "всплывают" фразы о военном искусстве зулусов :о том,как при атаках зулусские воины,вооружённые ассегаями,"расстраивали " ряды английской пехоты,вооружённой скорострельными винтовками....
  10. Поморянин 5 февраля 2016 15:05
    Интересная статья. "Один из англичан рассказывал, что зулусы, видя, как европейцы при стрельбе на большие дистанции поднимают прицельную планку, решили, что это увеличивает мощность ружья и всегда стреляли с поднятыми планками". Если не ошибаюсь, Кресновский описывал, что бухарцы, видя, как русские солдаты, перешедшие через реку ложатся на спину и задирают ноги вверх (воду из сапог выливали), тоже дружно легли на землю и начали трясти задранными ногами. Дикари-с...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня