Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Grumman A-6E Intruder — палубный всепогодный штурмовик, который был спроектирован в США еще в конце 1950-х годов и предназначался для вооружения ВМС и Корпуса морской пехоты. Самолет состоял на вооружении три с половиной десятка лет и может быть отнесен к самолетам-долгожителям. Последние Grumman A-6E Intruder сняли с вооружения только в 1997 году. На смену им постепенно пришли палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 Hornet.

Вариант A-6E представляет собой позднюю модификацию А-6. Первый полет данная машина совершила 27 февраля 1970 года. Всего ВМС США получили 445 таких самолетов, в том числе 240 было переоборудовано из ранее выпущенных версий штурмовика. На самолете A-6E была установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148, а также более совершенная навигационная система. Начиная с 1979 года, на всех самолетах начали ставить лазерный целеуказатель, который позволял применять бомбы с лазерной системой наведения.

Данные самолеты никогда не поставлялись на экспорт. В Америке они состояли на вооружении эскадрилий ВМС и КМП, получив признание экипажей, свидетельством чему стали многочисленные прозвища, данные машине: «Двойной гадкий» (Double Ugly), «Железный головастик» (Iron Tadpole), «Могучий Альфа-Шесть» (The Mighty Alpha Six), Беременная гуппи» (Pregnant Guppy). Несмотря на обозначение модели A-6E (литерой «А» в авиации США обозначают штурмовики), «Интрудер» не являлся штурмовиком в классическом понимании. По набору своих характеристик он скорее был палубным бомбардировщиком, обладавшим большой бомбовой нагрузкой и дальностью полета. На его борту находился набор оборудования, который позволял самолету достаточно точно совершать бомбометание.


Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder


Самолет представлял собой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом (25°) со складывающимися частями консолей и однокилевым хвостовым оперением. Корневые части крыла обладали большим углом стреловидности и специальными пластинами, которые должны были предупреждать пилота о выходе самолета на критические углы атаки. Крыло имело закрылки и предкрылки по всему размаху, элеронов на «Интрудере» не было. Для управления самолета по крену применялись интерцепторы. При размещении штурмовика в ангаре авианосца консоли крыла складывались. Начиная с 26-го самолета, на концах крыла появились специальные расщепляющиеся воздушные тормоза. Хвостовое оперение машины состояло из цельноповоротного стабилизатора и киля с рулем направления. В хвостовой части фюзеляжа самолета изначально находились перфорированные поверхности воздушных тормозов. Однако в ходе эксплуатации самолета выяснилось, что отклонение фюзеляжных тормозов уменьшает тягу двигателей, и поэтому, начиная с самолета №310, тормоза на фюзеляже перестали устанавливать.

Самым «слабым» местом машины считалось крыло. Его разработкой занималась компания Boeing, обладающая богатым опытом в использовании композиционных материалов. Крыло на A-6E Intruder было изготовлено целиком из углепластиков, за исключением узлов крепления к фюзеляжу, которые были выполнены из титановых сплавов. Сверху крыло было покрыто специальным токопроводящим слоем, который должен был защитить конструкцию крыла в случае удара в нее молнии.

Силовая установка штурмовика A-6E Intruder была представлена парой турбореактивных двигателей J52-P-8A компании Pratt & Whitney с максимальной тягой по 4200 кгс. Данные двигатели были расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. Длина двигателя составляла 3,01 м, диаметр — 0,8 м. Воздухозаборники двигателей были выполнены нерегулируемыми, с вертикальными отсекателями пограничного слоя. Во внутренних баках самолета имелся запас топлива в размере 8870 литров, а в пяти подвесных баках можно было разместить еще 7570 литров топлива. При этом самолет также получил систему дозаправки топливом в полете.

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder


Шасси штурмовика было выполнено трехстоечным. Основные стойки шасси убирались вперед в специальные наплывы корневой части крыла. Передняя стойка шасси имела два колеса. На створке ниши передней стойки шасси самолета была размещена рулежная фара, а также проблесковый маяк красного цвета. По обеим сторонам фюзеляжа штурмовика (на воздухозаборниках) располагались складные лесенки, предназначенные для членов экипажа.

В кабине экипажа были смонтированы два катапультных кресла производства английской компании «Мартин-Бейкер». Данные кресла гарантировали экипажу самолета безопасное катапультирование через закрытый фонарь кабины, что и было доказано на ранних версиях штурмовика еще во Вьетнаме. Подвижную часть фонаря кабины можно было сдвинуть назад. На приборной доске пилота были размещены два крупных индикатора (вертикальной и горизонтальной обстановки) и порядка двух десятков традиционных стрелочных приборов. У штурмана имелся крупный индикатор радиолокационной станции, при этом органов управления штурмовиком на рабочем месте штурмана не было.

Оборудование Grumman A-6E Intruder было представлено наиболее мощным на тот момент комплексом ударной палубной авиации. Основу его составляла бортовая РЛС APQ-156, которая ставилась на последние серии А-6Е. Данная РЛС могла находить и сопровождать цели на земле и поверхности океана. Она обеспечивала обзор земной поверхности с селекцией движущихся целей и данными о рельефе местности, что позволяло обеспечить самолету полет на малых высотах с огибанием рельефа местности. Радиолокационную станцию самолета дополняла оптикоэлектронная система TRAM, которая на ранних машинах компенсировала ее низкую разрешающую способность. Также каждый самолет оборудовался станцией РЭБ индивидуальной защиты. Антенны данной станции были смонтированы на внешних пилонах для подвески вооружения.

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder


Оптикоэлектронная система обеспечения распознавания и поражения целей TRAM (Target Recognition and Attack Multisensor) появилась на борту самолетов «Интрудер» в 1979 году. Она была ближайшей родственницей контейнера Pave Task ВВС США. Данная система была предназначена для обнаружения и сопровождения наземных целей в любое время суток и в любых атмосферных условиях, а также для автономного боевого применения управляемых бомб, оснащенных лазерной головкой самонаведения на цель. Датчики системы TRAM были расположены под носовой частью фюзеляжа штурмовика в специальном шаровом обтекателе на стабилизированной платформе. Подобное расположение TRAM оказывает меньшее влияние на аэродинамические характеристики самолета, чем подвеска громоздкого контейнера с тем же оборудованием. Летные испытания системы TRAM стартовали в 1974 году и закончились в 1979 году. Первый самолет А-6Е, оснащенный новой системой, поднялся в небо 22 марта 1974 года. До 1985 года все выпущенные штурмовики А-6Е получили систему TRAM.

Получил распространение и специальный самолет радиоэлектронной борьбы, получивший индекс ЕА-6В. Его основным оборудованием была система радиоэлектронного подавления РЛС противника. Данная система включала в себя подвесные контейнеры (до 5 штук, по количеству точек подвески), антенную систему на киле самолета и две бортовых ЭВМ. Помимо системы подавления РЛС на самолете имелась система постановки помех средствам связи противника. Один такой самолет последних серий мог подавить работу 8 РЛС противника, а также нарушить его систему связи между подразделениями или самолетами в районе нанесения удара.

Встроенного вооружения штурмовики А-6Е не имели совсем, все вооружение располагалось на 5 узлах подвески (максимальная нагрузка узла — 1633 кг). В перегрузочном варианте и при неполной заправке самолета топливом боевая нагрузка достигала 8160 кг. В состав вооружения самолета входила широкая номенклатура различных ракет и бомб: ПКР «Гарпун» (до 4-х ракет одновременно), противорадиолокационные УР HARM, УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух», управляемые авиабомбы (УАБ), НАРы, а также фугасные бомбы — три 2000-фунтовые или 28 500-фунтовых. Вместо бомб можно было взять подвесные топливные баки емкостью 1130 литров каждый. Радиус действия штурмовика с двумя противокорабельными ракетами «Гарпун» составлял более 800 км. Также на базе штурмовика были созданы упоминавшийся выше палубный самолет РЭБ ЕА-6В «Проулер» и самолет-заправщик KA-6D «Интрудер».

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder


Штурмовики Grumman A-6E Intruder успели поучаствовать во многих боевых операциях США в конце XX века. Так в 1983 году они приняли участие в поддержке американского десанта на Гренаде. В декабре того же года во время совершения налета на позиции сирийских войск на территории Ливана один штурмовик был сбит (один летчик погиб, второй был взят в плен сирийцами и освобожден только через месяц). В марте 1986 года данные самолеты с помощью противокорабельных ракет AGM-84 смогли потопить два патрульных катера, принадлежащих ВМС Ливии, а в ночь на 15 апреля в рамках проведения операция «Каньон Эльдорадо» совершили налет на военные объекты Ливии, расположенные в пригородах Бенгази. В апреле 1988 года самолеты A-6E приняли участие в потоплении иранского фрегата «Саханд» в рамках операции «Богомол».

Последним крупным эпизодом в боевой биографии «Интрудеров» стало их участие в масштабной операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Тогда ВМС и КМП США использовали более сотни штурмовиков для нанесения ударов по промышленным и военным объектам Ирака, а также непосредственно по воинским частям. Через два года после этого самолеты A-6E приняли символическое участие в миротворческой операции ООН, проводимой в Сомали. Помимо этого они использовались для патрулирования неполетных зон, организованных над Боснией и Ираком.

В конце 1980-х годов предложение компании Grumman о проведении коренной модернизации парка выпущенных штурмовиков А-6 было отвергнуто представителями ВМС США. Хотя планируемый на замену «Интрудеру» новый палубный штурмовик А-12 так и не был построен, А-6 начали снимать с вооружения. Окончательно данный процесс был закончен в начале 1997 года. При этом некоторое количество данных самолетов было даже затоплено у берегов Флориды для создания так называемого «рифа Интрудеров».

Grumman A-6E Intruderиз музея морской авиации США в Пенсаколе:

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder


Летно-технические характеристики Grumman A-6E Intruder:
Габаритные размеры: длина — 16,64 м, высота — 4,93 м, размах крыла — 16,15 м (сложенного — 7,72 м), площадь крыла — 49,1 м2.
Масса пустого самолета — 11 625 кг.
Максимальная взлетная масса — 27 397 кг (взлет с аэродрома), 26 580 кг (взлет с катапульты).
Силовая установка — 2 ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A тягой 2х4200 кгс.
Максимальная скорость полета — 1043 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 776 км/ч.
Практическая дальность полета — 3482 км (без подвесок).
Практический потолок — 13 595 м.
Длина разбега — 802 м.
Длина пробега — 640 м.
Вооружение — 5 точек подвески (по 1633 кг нагрузки на каждую), боевая нагрузка — 7833 кг. Вооружение УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», неуправляемые ракеты (70 или 127 мм), бомбы: управляемые, фугасные, ядерные, кассетные.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://igor113.livejournal.com/583627.html (фото)
http://www.brazd.ru/a6.html
http://www.airwar.ru/enc/attack/a6e.html
http://airspot.ru/catalogue/item/grumman-a-6e-intruder
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. Bongo 1 февраля 2016 07:27
    В конце 1980-х годов предложение компании Grumman о проведении коренной модернизации парка выпущенных штурмовиков А-6 было отвергнуто представителями ВМС США. Хотя планируемый на замену «Интрудеру» новый палубный штурмовик А-12 так и не был построен, А-6 начали снимать с вооружения. Окончательно данный процесс был закончен в начале 1997 года.

    Это не совсем так request Самолёт А-6 формально называемый штурмовиком, но фактически являющийся палубным бомбардировщиком и после этого продолжал эксплуатироваться в ряде американских испытательных центров. До сих пор поднимается в воздух самолёт РЭБ EA-6 «Проулер» ( на снимке)рядом с ОV-10 "Бронко".
    1. NIKNN 6 февраля 2016 15:59
      Не плохой самолет.
      Один такой самолет последних серий мог подавить работу 8 РЛС противника, а также нарушить его систему связи между подразделениями или самолетами в районе нанесения удара.



      Пусть попробуют нарушить smile
  2. котэ119 1 февраля 2016 08:42
    классная машина, рабочая лошадка флота была раньше
    1. avt 1 февраля 2016 10:02
      Цитата: котэ119
      классная машина, рабочая лошадка флота была раньше

      good Я когда первый раз его увидел -ну какой то не героический на фоне ,,Фантома" и ,,Виджилента "....и пушки не торчат laughing ,да вообще нет !А вот поди ж ты - всех пережил и вроде
      Цитата: Bongo
      До сих пор поднимается в воздух самолёт РЭБ EA-6 «Проулер»

      еще действительно пользуют . Удачный аппарат однако.
      avt
  3. РПК 1 февраля 2016 08:51
    Спасибо за статью.Видимо автор смотрел прекрасный фильм"Нарушитель".Да самолётик удачный и вызывает уважение.
  4. ССИ 1 февраля 2016 09:09
    Великолепный самолет! Добавить просто нечего...
  5. Фалкон 1 февраля 2016 09:27
    Нагрузка для палубника дозвукового впечатляет.
    Похоже крыло действительно сильно развито. Аэродинамическое качество должно быть на высоте.

    Вопрос открытый - позволяет ли РЛС лететь с огибанием рельефа, а то даже для 90-х прорывать ПВО на таком проблемно. А если РЭБ навешать - то уже и нагрузка боевая подсядет.
    1. Bongo 1 февраля 2016 09:32
      Цитата: Фалкон
      Нагрузка для палубника дозвукового впечатляет.
      Похоже крыло действительно сильно развито. Аэродинамическое качество должно быть на высоте.

      Вопрос открытый - позволяет ли РЛС лететь с огибанием рельефа, а то даже для 90-х прорывать ПВО на таком проблемно. А если РЭБ навешать - то уже и нагрузка боевая подсядет.


      Привет Кирилл!

      Насколько мне известно БРЭО этого самолёта не позволяло осуществлять полёты на ПМВ в автоматическом режиме. Тем не менее пилот средней квалификации мог осуществлять достаточно длительные маловысотные полёты, самолёт при этом хорошо управлялся и его не слишком трясло. Чем собственно американские пилоты и пользовались во Вьетнаме. Бомбовая нагрузка при этом была немногим более 3000 кг.
      1. Фалкон 1 февраля 2016 10:00
        Цитата: Bongo
        Чем собственно американские пилоты и пользовались во Вьетнаме. Бомбовая нагрузка при этом была немногим более 3000 кг.


        Приветствую Сергей!

        Любопытно, спасибо!

        Машинка правда интересная, но страшная жуть wassat
        Жаль время штурмовиков уходит...
        1. Bongo 1 февраля 2016 10:05
          Цитата: Фалкон
          Машинка правда интересная, но страшная жуть
          Жаль время штурмовиков уходит...

          Дык это и не штурмовик несмотря на букву "А" в обозначении. Классический палубный бомбовоз, у него если не ошибаюсь и пушки кажется не было.
          1. Фалкон 1 февраля 2016 10:17
            Цитата: Bongo
            у него если не ошибаюсь и пушки кажется не было.


            Похоже на то, на фото не видно
            1. 52гим 1 февраля 2016 17:17
              Да и хорошо, что время штурмовиков уходит-что с Интрудером сделает насыщенная ПВО, нетрудно представить.Но вообще-машинка вполне эпохальная для ВМС сша, не блистая особенно ТТХ-вполне на уровне предъявляемых требований и способная освоить новые профессии.Не Скайхок, конечно, но всё же.
    2. tomket 7 февраля 2016 00:47
      Цитата: Фалкон
      Нагрузка для палубника дозвукового впечатляет.

      Вроде как его называли "МИНИ Б-52".
  6. Zaurbek 1 февраля 2016 10:18
    Одна из моих любимых машин.
  7. кобальт 1 февраля 2016 10:40
    Кстати часть машин еще эксплуатируется в качестве самолетов РЭБ ЕА-6В, их порядка 20 штук в корпусе морской пехоты сша.
  8. magirus2000 1 февраля 2016 12:04
    Подскажите пожалуйста марку авиабомб с раскрывающимися стабилизаторами (на 2-ой фотке сверху)
    1. Alexey RA 1 февраля 2016 12:15
      Цитата: magirus2000
      Подскажите пожалуйста марку авиабомб с раскрывающимися стабилизаторами (на 2-ой фотке сверху)

      Судя по подписи к оригинальному фото - это Mk 82 Snakeye.
      An A6E Intruder medium attack aircraft of the US Navy dropping fin retarded bombs over a training range in the early 1990s. The A6 Intruder was a medium, all weather aircraft carrier based attack aircraft that served from the mid 1960s through retirement in 1997. The Mark 82 (Mk 82) is an unguided, lowdrag general purpose bomb (dumb bomb), part of the U.S. Mark 80 series. With a nominal weight of 500 lb (227 kg), it is the smallest of those bombs in current service, and one of the most common air dropped weapons in the world.
    2. Комментарий был удален.
  9. фа2998 1 февраля 2016 13:16
    Самолет отличный!"Рабочая лошадка" авианосцев в "холодную войну".Сделаны удачные модификации-и заправщик и самолет РЭБ,все техникам легче.Дозвуковой-и ладно,сверхзвук для штурмовика-бомбардировщика противопоказан. hi
  10. rubin6286 1 февраля 2016 15:25
    Статья интересная, познавательная. С точки зрения конструкции планера и двигателей, палубный всепогодный штурмовик A-6E Intruder, спроектированный в США для вооружения ВМС и Корпуса морской пехоты на основании опыта локального конфликта в Корее, интереса не представляет
    «Изюминка» самолета в другом – прежде всего в его БРЭО, совершенствование которого обеспечило «долголетие» машины на протяжении более 30 лет. Изначально самолет был оборудован мощной РЛС, а всепогодность и круглосуточность применения обеспечивалась цифровой системой навигации и управления оружием DIANE, являвшейся для конца 50-х годов не просто новинкой, а «чудом техники». В нее входили: РЛС, бортовая ЭВМ, инерциальная навигационная система, допплеровский измеритель скорости и угла сноса, вычислитель аэродинамических параметров и т.д., а также система автоматического управления самолетом BITE, позволявшая совершать полет на малой высоте с отслеживанием рельефа местности.
    Должен сказать, что в начале 60-х годов ни один из советских самолетов системой автоматического управления для полета на малой высоте с отслеживанием рельефа местности еще не обладал.
    В 1965 году самолеты начали использоваться для ударов по целям в Северном Вьетнаме. Прозванный вьетнамцами «лягушонком», А-6 был вторым по числу сбитых самолетов ВМС и во время войны постоянно совершенствовался. Анализ обломков сбитых машин позволил получить представление об электронной «начинке» самолета и принять меры по совершенствованию советских ЗРК, применявшихся ПВО ДРВ. Модификация А-6В была оснащена аппаратурой для пуска ракет“Стандарт ARM” и специальным оборудованием, позволявшим производить их пуск по целям, расположенным сбоку от носителя.
    Применение впервые во Вьетнаме управляемой бомбы “Уоллай” стало возможным после оснащения самолета многодатчиковой системой TRIM, состоящей из инфракрасной и телевизионной прицельной системы повышенной чувствительности, размещенной в контейнере под фюзеляжем. Такие машины получили обозначение А-6С и появились на фронте в 1970 году. Тем не менее, вьетнамская ПВО продолжала успешно сбивать «Интрудеры» ночью и днем на всех высотах.
  11. котэ119 1 февраля 2016 17:51
    хорошо кабина летунов скомпонована, сидят бок о бок, большой фонарь (обзор наверно соответствующий)
  12. Рафаэль_83 1 февраля 2016 19:40
    Спасибо за статью. Всегда любил эту неказистую машинку: вроде и страшненький (не как смертный грех, конечно, но все же) и непропорциональный местами, и в то же время где-то даже изящный.
    Фильм "Полет нарушителя" (1991 г.) с Дефо и Гловером в гл. ролях при всех "косяках" и ошибках, все же был зачетный. fellow
    Напомните, пожалуйста - в Наме вроде бы был эпизод, когда на протяжении месяца стратегически важный мост, прикрываемый ПВО АСВ, никак не могли разбомбить и только два последовательных налета этих новейших (на тот момент) тактических бомбардировщиков разнесли мост на кусочки?
    С ув. hi
  13. iouris 1 февраля 2016 20:59
    Ещё одно доказательство тезиса: эффективный самолёт красив (самолёт то страшненький).
  14. Dekabrev 1 февраля 2016 22:40
    Кстати, очень интересно было бы про его применение во Вьетнаме почитать - это ж его звездный час был. Особенно об эффективности его систем РЭБ и противорадиолакационных ракет.
  15. Dekabrev 1 февраля 2016 23:36
    Если честно, статья слегка сумбурная.
    Например перфорированные щитки, как я понимаю, были сняты ещё с А-6А, а не с А-6Е. Непонятно, речь идет о всей истории развития А-6 или о А-6Е. Если история начинается с 50-х, то можно подумать, что углепластиковое крыло было установлено на первых моделях в 60-е годы. Но если даже предположить, что речь идет о А-6Е, то можно подумать, что такое крыло появилось в 70-е. Во какие продвинутые америкозы! А на самом деле А-6Е с таким крылом впервые поднялся в воздух только в 1989 году. У старых А-6Е был выработан ресурс крыла, а списывать самолет очень не хотелось. Решили - "менять, так менять" и заменили крыло на супер-пупер углепластиковое. Так что углепластик на А-6 появился не в 60-х и не в 70-х, а в 90-х.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня