Этруски против… русских! (часть 1)

В первом материале об истории военного дела народов Апеннинского полуострова речь шла о самнитах, поскольку автору показалось, что их влияние на военное дело Рима было более значительным. Понятно, что пришлось коснуться и этрусков, о военной организации которых в той же Википедии дано всего-то два предложения. Но… все случилось так, как и должно было случиться: тут же нашлись «знатоки», совершенно точно знающие, что этруски - предки русских (славян), ну и понеслось. И хотя таких людей на данном сайте, к счастью, немного, они есть. А это уже как на корабле: если есть в обшивке маленькая «дыра», то жди большой течи. Надо латать, пока она не началась. Поэтому, видимо, есть смысл вернуться к теме этрусков и посмотреть, а кто они такие, откуда, и далее подробнее изучить их военную историю, оружие и доспехи.


Воин и амазонки – настенная роспись из Таргинии, 370 - 360 г.г до н.э. Археологический музей Флоренции.


О том, откуда они пришли на Апеннинский полуостров, сообщал еще Геродот, писавший, что этруски – это выходцы из Лидии – территории в Малой Азии, и что их название тиррены или тирсены, а римляне называли их туски (отсюда Тоскана). Долгое время считалось, что культура Вилланова – это их культура, но сейчас она больше ассоциируется с другим местным населением – италиками. Однако после дешифровки лидийских надписей эта точка зрения подвергалась критике, поскольку оказалось, их язык не имеет ничего общего с этрусским. Современная точка зрения такова: этруски - это не лидийцы как таковые, а еще более древний, доиндоевропейский народ западной части Малой Азии, принадлежащий к «народам моря». И очень возможно, что именно с ними был связан древнеримский миф об Энее, вожде побитых троянцев, который перебрался в Италию после падения крепкостенной Трои. Данные археологии почему-то сегодня достаточно большое количество людей не убеждают: «все это подделки, закопанные в землю» – утверждают они, хотя совершенно непонятно, какая у этих «закопок» может быть (или была) цель. В общем-то, получается, что цель одна: «обидеть Россию». Однако цель этого «мероприятия» опять же непонятна. До революции 1917 года Россия была империей, правители которой находились в самом тесном родстве с правящими домами Европы. То есть смысла в этом не было никакого. После революции ее сначала всерьез никто не воспринимал, то есть, зачем обижать и так обиженного и зарывать деньги в землю? А вот когда мы действительно стали из себя что-то представлять, то тут закапывать что-либо стало уже просто поздно – достижения науки позволяют распознать любую фальшивку.

И вот как раз именно наука дала нам самое главное доказательство того, что Геродот и археологи были правы. Можно считать доказанным, что древние этруски перебрались в Италию из Малой Азии, где они жили на территории современной Турции. Сопоставляя генетические данные жителей тосканского региона (древней Этрурии) с данными граждан из Турции, ученые Туринского университета сделали вывод об их очевидном сходстве. То есть на малоазийское происхождение древних жителей Апеннинского полуострова, о котором сообщал Геродот – справедливо! При этом изучались ДНК жителей тосканской долины Казентино и городов Вольтерра и Мурло. Донорами генетического материала стали мужчины из семей, которые проживали в этом районе, по крайней мере, в течение трех поколений, и чьи фамилии для этого региона уникальны. Игрек-хромосомы (которые как раз и передаются от отца к сыну) сопоставляли с игрек-хромосомами людей из других районов Италии, с Балкан, Турции и также острова Лемнос в Эгейском море. Совпадений с генетическими образцами с Востока оказалось больше, чем из Италии. Ну, а у жителей Мурло был обнаружен генетический вариант, который встречается вообще только лишь у жителей Турции. Тут уж как говорится – все, дальше спорить не о чем.

Этруски против… русских! (часть 1)

Этрусская подвеска с изображением свастики, 700 - 600 гг. до н.э. Бользена, Италия. Музей Лувр.

Правда, есть еще лингвистика, а она не может пока дать исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении этрусского языка. Хотя известно более 7000 этрусских надписей, его родства с какой-либо семьей языков не установлено. Ну, вот не установлено и все тут! Причем даже исследователями из СССР. Но если этруски выходцы из Малой Азии и имеют предками лидийцев, то их язык должен принадлежать к вымершей хетто-лувийской (анатолийской) группе индоевропейских языков. Хотя данные о его индоевропейском происхождении недостаточно убедительны.


Воины этруски несут павшего товарища. Национальный музей вилла Джулия, Рим.

И вот тут окончательный ответ на эти споры дали… коровы! Изучение митохондриальной ДНК коров из Тосканы, проведенное группой генетиков под руководством Марко Пеллеккья из Католического университета Святого Сердца в Пьяченце показало, что их далекие предки имеют своими прямыми родственниками коров из Малой Азии! При этом исследовались животные всех регионов Италии. И оказалось, что около 60% митохондриальной ДНК коров из Тосканы идентичны митохондриальной ДНК коров с Ближнего Востока и из Малой Азии, то есть на родине легендарных этрусков. Одновременно это исследование не установило родства между тосканскими коровами и скотом с севера и юга Италии. Ну, а поскольку коровы животные домашние, поскольку они не летают, не плавают и не мигрируют стадами, становится понятно, что из одной части Средиземноморья в другую они могли попасть только лишь по морю на кораблях. А кто в тот период времени мог плавать по Средиземному морю на кораблях и «наследить» таким вот образом своими и «скотскими» генами? Только «народы моря», сначала поселившиеся на Сардинии, а затем и на материке. Кстати, древнейшее племенное название этрусков «Турша» или «Туруша» известно и по египетским памятникам эпохи Рамсеса II - то есть времени, когда он вел войну с «народами моря».

Ну, а затем они просто ассимилировались. Не ушли из Италии, как утверждают некоторые славянофилы, чтобы стать предками славян, а именно ассимилировались. Иначе… их генов мы бы сегодня на ее территории не нашли. Для этого надо весьма долго… совокупляться, чтобы так хорошо «наследить». Да и скот они тогда бы тоже угнали, ведь в то время это было огромной ценностью. Но нет: и люди, и скот – все это осталось в Италии. А это значит, что никакие этруски не русские, и нашими предками никогда не являлись!


Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренции.

Теперь культура. Ее характерные черты – будь то духовная культура или материальная, окончательно никогда при переселении не исчезают. Особенно это касается религии. Известно, что этруски верили в загробную жизнь усопшего и, как и египтяне, старались обеспечить его «на том свете» всем необходимым. В результате, этруски строили для них гробницы так, чтобы они напоминали покойнику его родной дом и наполняли их утварью и мебелью. Усопших подвергали кремации, а прах помещали в специальную урну. Известные и прекрасные скульптурные саркофаги.


Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э. Национальный музей вилла Джулия, Рим.

Захоронению вместе с урной подлежали личные вещи и драгоценности, одежда, оружие и разные бытовые предметы, то есть присутствовала стойкая вера в душу человека, с телом не связанную! На стенах гробниц рисовали такие приятные во всех отношениях сцены, как пиры, спортивные игрища и танцы. Поминальные игры, бои гладиаторов, жертвоприношения усопшим – все это должно было облегчить их участь на «том свете». В этом религия этрусков сильно отличалась от представлений греков, для которых гробница было просто гробницей, местом для мертвого тела, но и не более того!

Главными этрусскими божествами являлись богиня любви Туран, Тумус – аналог греческого бога Гермеса, Сефланс – бог огня, Фуфлунс - бог вина, Ларан - бог войны, Фесан – богиня зари, Вольтумна, Норция, Лары и боги смерти – Калу, Кульсу, Лейон и др. Свои религиозные взгляды этруски записали в священных книгах, а римляне их потом перевели и много всего интересного из них почерпнули, в частности, о гаданиях по внутренностям животных, о небесных знамениях и разных обрядах, при помощи которых можно «подействовать» на богов.


Этрусская чернофигурная ваза с изображением сражающихся гоплитов, око.550 г. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Как и многие древние общества, этруски проводили военные кампании в течение летних месяцев; совершали набеги на соседние районы, пытались захватывать земли, ценные товары и рабов. Последние могли быть принесены в жертву на могилах усопших, чтобы почтить их память, аналогично тому, как Ахилл постарался почтить память убитого Патрокла.


Этрусский шлем коринфского типа, VI – V вв. до н.э. Даллаский музей искусств, Техас.

Письменные памятники этрусского периода носят фрагментарный характер, но и они дают основание считать, что этруски соперничали с ранними римлянами за господство в центральной Италии в течение почти двух веков (c.700 до н.э. - 500 до н.э.), но первыми из соседних с Римом культур начали поддаваться римской экспансии.


Этрусский шлем из Британского Музея.
Автор:
Вячеслав Шпаковскокий
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

290 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти