Зарезать чем-то покрасивее (часть 4)

Увлекшись образцами холодного оружия, я совсем забыл о теории, а как известно, ничего лучше хорошей теории нет. Например, составители британской энциклопедии оружия классифицируют его по форме клинка и его сечению. В первом случае получилось семь типов: широкий клинок треугольной формы, легко компенсирующий мягкость металла, узкий треугольный клинок – идеальное во всех смыслах оружие, асимметричный клинок, примером которого является малайский крис (может иметь «пламенеющий профиль»), листовидный клинок, арабская джамбия – «кривой клинок», клинок с двойным изгибом, характерен для Индии и Ирана, клинок боуи, с характерной формы острием.


Кинжал туземцев Новой Гвинеи из кости казуара. Из коллекции пензенского скульптора И. Зейналова. Очень смертоносная вещь!


Сечений тоже семь: клинок, образованный двумя плоскими параллельными поверхностями (самый слабый, но гибкий), линзовидный клинок, клинок с желобками, линзовидный с ребрами жесткости, ромбический (самый прочный), трехгранный или в виде «галочки», круглый, квадратный, восьмигранный – только для колющих ударов.

Материал: самый древний – камень, обсидиан или кремень, кость, дерево. Например, из рога лося делали себе кинжалы индейцы Северной Америки, австралийские аборигены делали кинжалы из кварцита, а рукояти из дерева и загущенного латекса.

Зарезать чем-то покрасивее (часть 4)

Очень острый нож из вулканического стекла. Осталось только прикрепить рукоять из дерева.

Во Франции нашли костяной кинжал эпохи палеолита в провинции Дордонь, причем режущий край у него отсутствовал и, следовательно, это было исключительно колющее оружие! Из кости моржа делали себе кинжала эскимосы, а древние китайцы вытачивали их из нефрита – «камня вечности».


Китайский бронзовый кинжал, 1300 – 1200 гг. до н.э. Клинок и рукоять украшены мозаикой из панциря черепахи. Смитсониевский музей азиатского искусства, Вашингтон.


Еще один древний кинжал: культура Донг-Сон из Индонезии, 500 г. до н.э. - 300 г. н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Ну, а теперь мы перенесемся в знойную Африку, с холодным оружием которой мы начали знакомиться еще в прошлом материале. Там, особенно в северных ее регионах было очень сильно влияние арабов и ислама, и, соответственно, это повлияло и на форму кинжалов этого региона.


Вот это типичный марокканский (берберский) кинжал кумья (или кумия), XIX в. Сталь, серебро, латунь silver. Длина 43,8 см., вес 422,4 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Обратите внимание на рикассо – не заточенную часть клинка возле рукояти. На нее можно принять даже удар меча и перерубить клинок все равно не удастся.


Еще один кинжал кумья XIX в. Сталь, дерево, серебро, латунь, золото, чернь. Длина 42,7 см. Длина без ножен 42,2 см, вес 272,2 г., вес ножен 377 г. Метрополитен- музей, Нью-Йорк. В районе рикассо надпись по-арабски в технологии насечки золотом.


Кумья с отделкой серебром и в серебряных ножнах. Конец XIX в. Интересно, что кинжалы этого типа производились и толедскими оружейниками. Надо же было чем-то с берберами торговать!


А вот это индийская джамбия с «пистолетной рукоятью» и опять с дужкой-гардой – опять гардой, никак индийцы без гарды не могут… Хотя зачем такая гарда кинжалу с пистолетной рукоятью? У криса тоже пистолетная рукоять, но никакой гарды никогда не было! Северная Индия XVIII – XIX вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Эта персидская джамбия интересна не клинком, а рукоятью. Она из кости и… кто это там говорит, что ислам запрещает изображать человеческие фигурки? Вот они, да еще к тому же и голые! И вот как это человек ходил с таким «неприличием» за поясом?


Турецкий кинжал XVIII – XIX вв. с аукциона Кристи. Вульгарная отделка кораллами и бирюзой, без меры, без вкуса, но зато дорого!


В коллекции холодного оружия американского Метрополитен-музея есть несколько различных крисов. Традиционно крис - это оружие с волнистым клинком (кованая дамасская сталь), однако на самом деле это не так, главное отличие не в этом, а в наличии у криса характерной «шпоры» у рукояти. Как видите, весь клинок этого криса покрыт различными изображениями. Популярность криса столь велика, в 2005 год ЮНЕСКО объявило его шедевром мирового наследия человечества!


На острове Суматра тоже были свои и очень даже необычного типа кинжалы. Например, вот этот секин с Г-образной рукояткой. XVI – XIX вв. Вес 212,6 г., вес ножен 107,7 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Столь же оригинальным был и баронг – листовидный кинжал с толстым клинком-лезвием заточенным, с одной стороны народа моро на Филиппинах (у исламских племен) на Южных Филиппинах и в малоазийском штате Сабах острова Калимантан. Длина баронгов колеблется от 20 до 56 см. Большинство рукоятей имеют изогнутую и расширяющую к окончанию рукоять. Баронги использовались и во Второй мировой войне. Украшения рукояти делались из серебра, однако ни кораллов, ни рубинов на этом оружии вы не увидите.


Как видите, от богато украшенных клинков мы перешли к более функциональным, а раз так, то есть смысл опять отправиться в Африку, но только уже не на север, а к ее аборигенам, не подвергшихся влиянию ислама. На тамошнем оружии вы не увидите особых украшений, в том числе и на вот этом копьевидном кинжале народа тетела из Конго, конца XIX – начала ХХ вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Эти два «кинжала» тоже из Африки: левый из Конго, правый из Уганды. Причем удивительно, насколько клинок левого похож на древнегреческий меч ксифос. Кливлендский музей искусств.


Этот «кинжал» просто потрясает шириной своего клинка, украшенного к тому же еще и прорезным узором. И это опять-таки Конго. Рукоять имеет массивное коническое навершие-противовес и обмотана проволокой. Кливлендский музей искусств.


Не менее странно выглядит и вот этот кинжал, скорее даже не кинжал, а короткий меч из Кливлендского музея искусств. Он из Габона, у него тонкий стальной клинок, а странной (зачем она такая?) формы рукоять обмотана латунной проволокой.


Секач с колоритной литой латунной рукоятью годится только для рубки. Его длина 57,5 см, то есть это самый настоящий короткий меч! Зачем по тупой стороне клинка пробиты дырочки? Точно такие же были пробиты и на секирах русских городовых стрельцов. Но там дело ясное: в них вставляли кольца, и те ночным дозором обходя город, бренчали ими, пугая «лихих людей». А вот к чему они здесь?


Еще более странно выглядит и вот этот «нож», принадлежащий народа монго опять-таки из Конго. Стальное лезвие, рукоять обернута медной проволокой. Зачем такие «выкрутасы» на клинке? Это не боевое, а ритуальное оружие. Точно не известно. Привезли из Африки, купили у народа монго – вот и все! Кливлендский музей искусств


Тлинкиты – прибрежный народ Северо-Запада США. Они научились у европейцев ковать отличные клинки, которые украшали в своем национальном вкусе. XIX в. Кливлендский музей искусств.


Ну, а это уже матушка Европа! Кинжал гольбейн 1592 г. Обратите внимание, что в ножнах у него так же, как и у японцев, помещался еще и маленький ножик и шило. Клинок ромбический и очень прочный. Интересно, что в 30-е годы ХХ века именно кинжалы этой формы были скопированы германскими нацистами для своего форменного кинжала. Музей Виктории и Альберта, Лондон.


Образец европейского рационализма и изобретательности: «парирующий кинжал» с раскрывающимся клинком. Германия, 1600 г. Филадельфийский музей искусств.

Ну, а вывод? Вывод такой: самые богато украшенные кинжалы, причем украшенные не аляповато, а изысканно, производили в Персии и в Индии. В этом эти страны все прочие оставили далеко позади. Японские клинки изысканы и оформлены по-своему, их сравнивать трудно. Турецкие – часто оформлены безвкусно. Европейские… в зависимости от века.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти