Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Нужно отдать должное итальянцам, даже БЛА у них должен выглядеть красиво. Добившись значительных успехов со своим аппаратом, работающим в Африке под флагом ООН, компания Selex ES хочет и дальше повышать возможности своего беспилотника Falco, установив на него среди прочего турбодизельный двигатель

600 кг и более

В терминах Пентагона в категорию Group IV входят аппараты, имеющие общую массу более 600 кг, но предназначенные для полетов на высотах менее 5500 метров. Ярким примером системы из этой группы является БЛА Q-1 Predator-A от General Atomics, ведущий свое начало от 520-кг аппарата Gnat 750, разработанного для ЦРУ и взлетевшего в 1989 году.


Лидером в этой серии по количеству выпущенных аппаратов до сих пор является БЛА RQ/MQ-1 Predator ВВС США с поршневым двигателем Rotax 914F мощностью 86 кВт, имеющий массу 1020 кг. БЛА RQ-1 совершил свой первый полет в 1994 году, а поступил на вооружение и начал выполнять боевые задания в 1999 году, когда девять аппаратов (номера 95-3013/3021) были развернуты в Венгрии для полетов над Боснией и Косово. Шесть из них было потеряно.

268-й по счету и последний Predator-A для ВВС США (MQ-1B) был поставлен в марте 2011 года. Известно, что 116 штук стали участниками инцидентов класса A с 1996 по 2014 годы, включая списанные после этого 102 аппарата. Нынешний флот ВВС США имеет на балансе 164 аппарата. Небольшое количество Predator-A эксплуатируют Италия, Марокко и Турция. Невооруженный БЛА Predator XP способен оставаться в воздухе 40 часов.

Новейшим вариантом в серии Q-1 от General Atomics является 1633-кг беспилотник MQ-1C Gray Eagle (американское название преобладает над оригинальным Grey Eagle) американской армии, который сменил 725-кг MQ-5B Hunter компании Northrop Grumman.

По сравнению с MQ-1B вариант MQ-1C получил дизельный двигатель Thielert Centurion и систему автоматического взлета и посадки (Atls), радар ZPY-1 STARLite от Northrop Grumman с функцией селекции наземных движущихся целей, ретранслятор, канал передачи тактических данных и повышенную грузоподъемность.

БЛА MQ-1C были развернуты в Ираке в августе 2009 года и в Афганистане в апреле 2012 года. В бюджетный запрос Пентагона на 2016 год включены 383 миллиона долларов на 17 беспилотников MQ-1C, после того как были запрошены 19 штук в 2015 году и 23 штуки в 2014 году. Американская армия первоначально планировала иметь 128 БЛА MQ-1C плюс 21 в резерве и 7 для летной подготовки, но, судя по более поздним сообщениям, общее количество этих систем будет увеличено до 164 единиц с последней поставкой запланированной на 2022 год. 160-й авиационный полк специальных операций получает 24 аппарата MQ-1C.

Первый полет улучшенной версии Gray Eagle массой 1900 кг состоялся в июле 2013 года. На беспилотнике был установлен двигатель Lycoming DEL-120 мощностью 153 кВт повышенной экономичности вместо Centurion 1.7 мощностью 123 кВт; при этом продолжительность полета должна увеличиться с 23 до 50 часов. Аппарат уже продемонстрировал способность оставаться в воздухе 45,3 часа.

Ближайший аналог RQ-1 – это БЛА Heron I (Shoval) массой 1250 кг от компании Israel Aerospace Industries, впервые поднявшийся в воздух в 1994 году с двигателем Rotax 924 мощностью 86 кВт. БЛА Heron продемонстрировал продолжительность полета 52 часа. В настоящее время он находится на вооружении (среди других стран) Австралии, Азербайджана, Канады, Эквадора, Франции, Германии, Индии, Израиля Сингапура и Турции и полицейских Бразилии и Мексики. Среди более чем 20 операторов самым крупным являются индийские ВВС, которые имеют на вооружении примерно 50 штук. В декабре 2014 года Южная Корея также выбрала БЛА Heron I.

Новейшим аппаратом в этой линейке компании IAI является Super Heron HF (Heavy Fuel) массой 1450-кг с установленным двигателем Dieseljet мощностью 149 кВт компании Fiat, имеющий продолжительность полета 45 часов. Он был показан в Сингапуре в начале 2014 года со стабилизированной оптико-электронной станцией Mosp 3000-HD от IAI, радаром с синтезированной апертурой IAI/Elta EL/M-2055D Sar/Gmti и комплектом радиотехнической разведки.

БЛА Hermes 900 (Kochav) компании Elbit Systems массой 1180 кг впервые поднялся в воздух в декабре 2009 года. Hermes 900 в 2012 году был выбран израильскими ВВС и Швейцарией (вариант с двигателем на тяжелом топливе) в 2014 году. Он также эксплуатируется Бразилией, Чили, Колумбией и Мексикой. Hermes 900 поступил на вооружение Израиля во время операции Protective Edge в Газе в июле 2014 года.

В этой категории можно отметить еще один израильский БЛА Falcon Eye от компании Innocon массой 800 кг, который базируется на пилотируемом самолете.

Китай предпринял несколько попыток повторить успех Predator-A и Heron I, включая 1100-кг Wing Loong (Птеродактиль), 1330-кг CH-4B от Casс и его производную Sky Saker от Norinco и 1200-кг BZK-005 от компании Harbin. Иран также не таил свои разработки в этой категории, среди них Shahed (свидетель) от Qods Aeronautics Industries (QAI) и более крупный Fotros от Iran Aerospace Industries Organisation (IAIO), каждый имеет пилоны для подвешивания вооружения.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Falco Evo (Evo сокращение от Evoluzione) существенно более тяжелое (650 кг, следовательно, категория Croup IV) развитие предыдущей модели с размахом крыльев, увеличенным с 7,2 до 12,5 метра. Впервые взлетел в 2010 году

Adcom Systems из Объединенных Арабских Эмиратов также разработала двухмоторный БЛА United 40 Block 5 массой 1500 кг, впервые представленный в 2013 году.

Компания Turkish Aerospace Industries (TAI) впервые отправила в полет свой БЛА Anka массой 1600 кг в декабре 2010 года. Затем было изготовлены два аппарата под обозначением Anka block A, а их испытания показали необходимость в более функциональном варианте Anka block B. Представитель турецкой TAI сообщил, что министерство обороны заказало десять аппаратов Block B, на которых будет испытываться различное новое оборудование, включая спутниковую связь (намек на управление аппаратом вне прямой видимости), и доработанную оптоэлектронную станцию в носовой части (с целью ее максимального облегчения и установки камер с высоким разрешением и т.д.), но ничего не сказал о вооруженном варианте. Поскольку БЛА Anka B будет необходим новый двигатель в связи с тем, что проблемная компания Thielert перешла в китайские руки (Avic), появились варианты установки более мощного двигателя другого производителя и тем самым повысились шансы появления вооруженного варианта. Первый полет Anka B должен был состояться в январе 2015 года, но на фото посвященных этому событию мы видим предыдущий вариант Block A. Пока не ясно, полностью ли это функциональный вариант B.

Главный европейский проект в этой категории Patroller массой 1050 кг от компании Sagem, базирующийся на мотопланере Stemme S-15. БЛА Patroller имеет систему автоматической посадки и приземления и может оставаться в воздухе 20 часов. Он предлагается как для военного, так и гражданского применения.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

БЛА Snyper от Denel был показан на выставке IDEX 2015. По сути это Seeker 400, доработанный для пуска ракет «воздух-земля» (на фото пара ракет Impi-S). Испытания системы идут и полная готовность намечена на 2016 год

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Беспилотник Aerosonde 4.7G от Textron имеет небольшие размеры и способен взлетать с относительно ограниченных площадок. Имеет большую продолжительность полета, дальность канала связи 80 миль, также подходит для задач борьбы с морским пиратством, особенно при оборудовании программным обеспечением автоматического обнаружения с целью определения проблемных зон, возникающих на фоне помех от поверхности моря

От 25 до 600 килограммов

Это самая многочисленная категория (по классификации Пентагона Group II),поэтому упомянем здесь только несколько аппаратов.

Относительный новичок в этой группе – БЛА Karayel массой 500 кг, разработанный турецкой компанией Vestel Savunma; он имеет продолжительность полета 20 часов с 70-кг нагрузкой. По контракту 2011 года Vestel изготовила партию из шести беспилотников для турецкого министерства обороны.

Одним из лидеров в этой группе является серия IAI Searcher, которая (наряду с Pioneer от IAI/AAI) заменила Scout от IAI и Mastiff от IMI – первые израильские проекты разведывательных БЛА, поступивших в эксплуатацию еще в 1979 году.

В настоящее время в своей третьей модификации, известной как Searcher Mk III, аппарат с двигателем Limbach мощностью 35 кВт имеет продолжительность полета 18 часов. Searcher II, поступивший на вооружение в 2000 году, использовался 14 странами и до сих пор в большом количестве (минимум 100) состоит на службе Индии. Он изготавливался по лицензии Уральским заводом гражданской авиации в России под обозначением «Форпост».

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Вот он и наш Форпост

Операторами БЛА массой 450 кг от Elbit Systems Hermes 450 (Zik) являются 11 стран, и предполагается, что он используются Израилем в вооруженном варианте. Hermes 450 стал основой для беспилотника WK450 Watchkeeper от Elbit Systems/Thales. При этом крыло типа «парасоль» (расположенное над фюзеляжем на стойках) было заменено высокорасположенным крылом и добавлен радар с синтезированной апертурой I-Master от Thales с режимом Gmti (селекция наземных движущихся целей). Британская армия получает 54 таких БЛА, из которых 24 пойдут в резерв. Четыре беспилотника Watchkeeper были развернуты в Афганистане в августе 2014 года, но полная боеготовность ожидается не ранее 2017 года.

Итальянский БЛА массой 490 кг Selex ES Falco, впервые взлетевший в 2003 году, был разработан только для внешнего рынка. Основным покупателем стал Пакистан, заказавший предположительно 25 аппаратов Falco в 2006 году и получивший лицензию на их изготовление местной компанией Pakistan Aeronautical Complex. В сентябре 2013 года страна Ближнего Востока, предположительно Иордания или Саудовская Аравия, разместила заказ стоимостью 40 миллионов евро на БЛА Falco. Туркменистан купил три штуки, а ООН пять аппаратов, изначально для обеспечения своих операций в Демократической Республике Конго.

Другие относительно тяжелые БЛА, которым необходима ВПП, включают Yabhon-R массой 570 кг и Yabhon-R2 массой 650 кг производства эмиратской компании Adcom Systems. Пакистанская компания Global Industrial and Defence Solutions производит 480-кг Shahpar, который очень напоминает китайский БЛА CH-3 от Casс массой 630 кг.

К существенно более легкой категории относится Sperwer от компании Sagem массой 250 кг; это один из немногих успешных европейских программ по БЛА с общим объемом выпуска 150 штук. Хотя несколько стран сняли его с вооружения, беспилотник Sperwer до сих пор эксплуатируется во Франции, Греции Нидерландах и Швеции. В 2011 году Франция заказала еще три беспилотника Sperwer с опционом еще пять штук.

Другие БЛА в такой же весовой категории включают китайский БЛА CH-92 массой 300 кг от CAAA, южнокорейский RQ-101 Night Intruder 300 массой 290 кг от KAI и российский Корсар массой 250 кг производства КБ "Луч", входящего в состав концерна "Вега". Израильский же беспилотник Aerostar от Aeronautics массой 220 кг был куплен 15 странами.

БЛА RQ-7B Shadow 200 производства Textron Systems массой 170 кг служит в качестве тактического БЛА в американских армии и корпусе морской пехоты. Также его операторами являются армии Австралии, Италии, Пакистана, Румынии и Швеции. Корпус морской пехоты, например, имеет потребность в RQ-7B для доставки высокоточных легких ракет «воздух-земля». С этой целью были испытаны несколько типов новейших ракет с лазерным/GPS наведением и среди них и планирующая ракета Fury от Textron Systems, которая базируется на планирующей модульной ракете FFLMM (FreeFall Lightweight Modular Missile) массой 5 кг разработки компании Thales.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Планирующие ракеты FFLMM под крылом беспилотника Watchkeeper 450

БЛА RQ-7B американской армии (флот из 117 беспилотников) в настоящее время модернизируется компанией Textron Systems до стандарта Shadow Version 2 (V2). Это полностью цифровая конфигурация, совместимая с частотами и шифрованием по алгоритму Агентства национальной безопасности США. Shadow V2 может нести оптоэлектронный комплекс высокого разрешения. Этот БЛА развертывается вместе с универсальной станцией наземного контроля, которая также совместима с армейскими БЛА Gray Eagle и Hunter.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Shadow M2 от Textron Systems отличается доработанным фюзеляжем и подкрыльевыми пилонами для крепления вооружения. На фото БЛА с планирующими ракетами с лазерным/GPS наведением

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

БЛА ScanEagle 2 от компаний Boeing/lnsitu массой 23,5 кг имеет дизельный двигатель, генерирующий электроэнергию для различной бортовой аппаратуры массой до 3,5 кг. Продолжительность полета составляет 16 часов

Компания Textron в настоящее время предлагает вариант Shadow M2 с дизельным двигателем Lycoming мощностью 48 кВт, доработанным фюзеляжем с двумя грузовыми отсеками для аппаратуры, большей крейсерской скоростью, увеличенной продолжительностью полета, спутниковой связью для загоризонтных операций и местами крепления подкрыльевой аппаратуры, например радиотехнической разведки и РХБ-разведки.

Раз уж идет речь о компании Textron, и, несмотря на его небольшие размеры, необходимо сказать о новом варианте Aerosonde, на котором теперь установлен специальный однопоршневой двигатель Lycoming EL-005 мощностью 4 лошадиных силы, который работает на авиационном керосине различных марок Jet A, Jp5 или Jp8 и имеет наработку между капитальными ремонтами 500 часов. Беспилотник Aerosonde может оставаться в воздухе 14 часов. Он, как и предыдущая модель, взлетает с помощью катапульты и хотя, как правило, возвращается за счет захвата сетью, он может садиться на фюзеляж на взлетную полосу или приемлемую плоскую поверхность, если на нижнюю часть фюзеляжа наклеить полоски из твердой резины (подобные тем, которые используются для защиты дверей автомобилей на парковке); естественно шар Cloud Cap с аппаратурой в носу убирается при этом внутрь фюзеляжа. Этот стабилизированный сенсорный комплект включает камеру с широким и узким полями зрения, а также средневолновую инфракрасную камеру. Aerosonde также используется в качестве платформы радиотехнической разведки благодаря палете с аппаратурой, устанавливаемой под фюзеляжем как можно ближе к центру тяжести беспилотника (эта аппаратура поставляется государством). В конце 2013 года был представлен новый двигатель, который был установлен примерно на 100 беспилотников. Этот БЛА эксплуатируется командованием силами специальных операций и ВМС США, где свои задачи он выполняет при участии специалистов компании Textron.

На сегодняшний день построено около 400 БЛА Aerosonde; диапазон задач этой системы ныне уже выходит за рамки чисто военных операций. Одна такая система была продана на Ближний Восток для наблюдения за нефтегазовой инфраструктурой одной из компаний. Ее операторы были обучены специалистами Textron и в середине 2014 года начали самостоятельно эксплуатировать свою систему.

От Shadow M2 переходим к системе с меньшей массой. БЛА RQ-21A Blackjack (бывший Integrator) массой 61 кг, разработанный компаниями Insitu и Boeing, представляет собой более функциональную модификацию меньшего по размерам, но весьма успешного беспилотника ScanEagle. Принятый на вооружение американских армии и морской пехоты под обозначением Stuas (Small Tactical UAS – малоразмерный тактический беспилотник), этот БЛА запускается с катапульты и возвращается системой SkyHook (или официально Stuas Recovery System).

Первая система RQ-21A, состоящая из пяти аппаратов и двух наземных станций управления, была развернута в Афганистане в апреле 2014 года. Корпус морской пехоты имеет потребность в 32 системах, из которых три были профинансированы в 2014 году и три в 2015 году. На 2016 год запрошено финансирование еще четырех систем (84,9 миллиона долларов). ВМС США имеет потребность в 25 системах, из которых три профинансированы в 2015 году. Нидерланды заказали пять систем Blackjack а неназванная ближневосточная стран еще шесть.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Один из самых распространенных разведывательных БЛА ручного запуска, Skylark 1-LE от Elbit. Состоит на вооружении израильских подразделений Sky Rider, экспортировался в более чем 20 стран

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная
Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Самый успешный беспилотный вертолет – Camcopter S-100 от австрийской компании Schiebel; этих систем было продано свыше 100 штук. На фото один из двух аппаратов, эксплуатирующихся на Украине под эгидой ОБСЕ

От 9 до 25 килограмм

Одним из самых приметных в категории Group II является аппарат ScanEagle массой 22 кг компаний Insitu и Boeing. Он представляет собой доработку предыдущей модели SeaScan, которая была разработана для обеспечения коммерческого рыболовства. Благодаря своей пневматической катапульте «SuperWedge» и инновационной системе возвращения «Skyhook» с дифференциальной GPS для точного захвата, беспилотник ScanEagle независим от взлетно-посадочных полос.

ScanEagle поступил на вооружение ВМС США в 2005 году и в настоящее время его операторами являются вооруженные силы 15 стран. В октябре 2014 года компания Insitu представила ScanEagle 2 с дизельным двигателем и рядом усовершенствований, хотя при этом продолжительность полета сократилась с 20 до 16 часов. Иранская компания Iranian Aviation Industries Organisation (IAIO) изготавливает скопированный при помощи обратного проектирования БЛА ScanEagle под именем Yasir.

К другим БЛА этой категории относятся китайский 18-кг CH-803 от CAAA, израильский 20-кг Orbiter-III от Aeronautics и 24-кг ThunderB от BlueBird Aero Systems, а также российский 18-кг Орлан-10 производства концерна "Вега".

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

БЛА Орлан-10

Менее 9 килограмм

В категорию Group I по классификации Пентагона входят БЛА массой менее 9 кг, в основном ручного запуска и работающие на аккумуляторах. В этой категории первую скрипку играет компания AeroVironment со своими 1,9-кг RQ-11 Raven, 5,9-кг RQ-20A Puma AE и 6,53-кг RQ-12A Wasp III, хотя израильские БЛА здесь недалеко отстали.

Беспилотник Puma в настоящее время используется только американцами, а БЛА серии Wasp также эксплуатируется в австралийской и французской армиях и в вооруженных силах Швеции. Операторами БЛА Raven являются 23 страны.

Основной альтернативой вышеназванным БЛА является Skylark I-LE от Elbit Systems массой 7,5 кг, который является стандартной системой уровня батальона израильской армии (на вооружении подразделений «Sky Rider» артиллерийского корпуса), и который был поставлен в более чем 20 стран. В 2008 году по итогам конкурса с участием 10 разных моделей беспилотников он был выбран французским спецназом. Этот БЛА выполнял задачи в Афганистане и Ираке.

Российские легкие БЛА, относящиеся к рассматриваемой категории, включают 421-04M Ласточка массой 4,5-кг и 421-16E массой 10-кг производства компании Zala Aero, которые состоят на вооружении российского. Концерн «Калашников» недавно приобрел 51% акций компании Zala Aero. Министерство обороны является оператором 5,3-кг Элерон-3СВ от Эникс, а БЛА Иркут-10 массой 8,5-кг эксплуатируется Казахстаном и производится по лицензии в Белоруссии.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

БЛА 421-16E

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

БЛА Иркут-10

PD-100 Personal Reconnaissance System (PRS) массой 16 грамм от норвежской компании Prox Dynamics стал первым микро-БЛА, достигшим эксплуатационной готовности. Он использовался британской армией и несколькими партнерами по коалиции в Афганистане. Модернизированный PRS Block II был представлен в июне 2014 года, за ним в октябре 2014 года последовала модель PD-100 T со встроенным тепловизором и дневной камерой.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

R-Bat от Northrop Grumman базируется на вертолетном БЛА R-Max Yamaha, который налетал более двух миллионов часов, опрыскивая сельскохозяйственные посевы. Бензиновый двигатель позволяет вертодрону оставаться в воздухе более двух часов

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Skeldar массой 255 кг от компании Saab в основном предназначен для морских приложений. На нем установлен дизельный двигатель мощностью 41 кВт, полезная грузоподъемность составляет 40 кг и продолжительность полета шесть часов

Винтокрылые аппараты

Малоразмерные БЛА вертикального взлета со своей бесшумной работой, обеспечиваемой аккумуляторами, хорошо подходят для использования передовыми подразделениями. К известным примерам можно отнести вертодроны Spyball-B массой 2 кг и Asio-B массой 8,5 кг с винтами в кольцевом обтекателе от компании Selex-ES, которые в настоящее время поставляются соответственно в пехотные и разведывательные подразделения.

В более легкой категории израильская компания IAI предлагает свои аппараты с поворотными винтами, 12-кг mini-Panther и 65-кг Panther. Эти системы с неподвижными крыльями имеют продолжительность полета 1,5 и 4 часа соответственно; сравните с 40 минутами аппарата Ghost массой 4,8 кг этой же компании, имеющего тандемную схему несущих винтов.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Беспилотник Ghost с тандемной схемой несущих винтов

Компания Airbus D&S предлагает аккумуляторные 12-кг БЛА Copter City и 30-кг БЛА Copter 4 с продолжительностью полета соответственно 35 и 120 минут. В 2014 было объявлено о том, что Китай разрабатывает аккумуляторный вертодрон «Clean Energy Helicopter» на базе 220-кг U8E компании CAIC.

Беспилотник R-Bat массой 93 кг от Northrop Grumman представляет собой разведывательный вариант аппарата Yamaha R-Max, одного из самых легких в своей категории. Как изделие компании Yamaha он налетал свыше двух миллионов часов при опрыскивании посевов в Австралии Японии и Южной Корее. Вертодрон R-Bat имеет продолжительность полета более 4 часов.

Увеличиваем массу рассматриваемых аппаратов. Ведущей компанией в сфере военных вертодронов, вне всякого сомнения, является австрийская Schiebel, которая стала первой, освоившей массовое производство и продажу для оборонных задач вертодрона S-100 в классе от 100 до 200 кг. Таких аппаратов, также известных под обозначением Camcopter, было продано свыше 250 штук. Успех Camcopter, и особенно очевидная полезность такой категории БЛА для морских приложений, подвигнула других вступить в борьбу. Компания Schiebel разработала дизельный двигатель для Camcopter, который должен был совершить свой первый полет в 2015 году. Вертодрон S-100 производился по лицензии российской компанией «Горизонт». Кроме того, были проведены официальные демонстрации его возможностей на борту фрегатов разных флотов (включая французский и немецкий), а также как носителя радаров с активной фазированной решеткой, например Selex Picosar и Thales I-Master (обычно устанавливаемые на БЛА Watchkeeper). Этот вертодрон также был замечен и на кораблях китайского флота.

Компания Saab возможно стала первой последовавшая по этому пути со своим вертодроном Skeldar, но как это ни странно, сделала акцент не на морском варианте, на наземном аппарате для шведской армии, которая, в конечном счете, от него отказалась. После множества модификаций и версий (включая Skeldar M для флота) аппарат Skeldar был доведен до нынешнего стандарта Skeldar V-200. Что немного странно, но компания Saab свои первые беспилотники Skeldar продала в Испанию, чья компания Indra несколько лет вела разработку Pelicano (который, как и первые варианты Skeldar, также базируется на проекте Apid), реальная судьба которого пока не определена. В компании Indra очень уклончивы при упоминании этой темы.

Следующий европейский производитель в хронологическом порядке – это компания Cassidian, которая теперь входит в Airbus. Ее вертодрон Tanan впервые был представлен публике на парижском авиашоу в 2011 году (не в 2013 году как часто пишут). Отличительной особенностью Tanan 300 (как в конечном итоге он был назван) является то, что это первый вертолетный БЛА, на который с самого начала был установлен дизельный двигатель. Фактически он совершил свой первый полет за две недели до выставки в Париже.

Завершает наш парад итальянский проект, представленный на выставке Euronaval 2014 компанией Ingeneria dei Sistemi. Эта компания была создана как совместное предприятие с Agusta Westland. Вертодрон этого проекта с собственной массой 100 кг и полезной грузоподъемностью 50 кг получил обозначение SD-150. Несмотря на свою публичную презентацию в конце 2014 года, свой первый полет он совершил в 2012 году и до начала выставки успел «отметиться» в воздухе более 150 раз. Этот вертодрон отличается от всех других аппаратов этого типа тем, что у него винт не двухлопастный, а трехлопастный. БЛА SD-150 в настоящее время проходит сертификацию, поскольку предназначен для гражданского и оборонного рынков. Не удивительно, что итальянская морская пехота проявила интерес к этой программе (его лопасти могут складываться назад для хранения или помещения в ангар), особенно с учетом того, что нынешний двигатель мощностью 50 л.с. должен быть заменен дизельным двигателем такой же мощности.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

330-кг вертодрон Tanan 300 от Airbus с дизельным двигателем рассчитан на работу с сенсорным комплектом массой 50 кг в радиусе 180 км

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Вертодрон SD-150 Hero компании Ingenieria Dei Sitemi разработан в сотрудничестве с Agusta Westland. От аналогов его отличает трехлопастный винт, но более всего поражает его способность взлетать с 3000 метров. Все полетные и навигационные системы имеют трехкратное резервирование

Несколько слов о Японии. Некоторым из вышеназванных проектов пришлось бы весьма несладко, если бы японским производителям вертодронов было разрешено разрабатывать и экспортировать военные варианты своих очень успешных гражданских моделей. Фактически, сотрудничество компаний Northrop Gumman и Yamaha – это первая ласточка в этой области, но, несомненно, совсем не новая стратегия в оборонной сфере.

Выше уже было сказано об относительно новой компании Ingeneria dei Sistemi; стоит заметить, что она разрабатывает также легкий разведывательный БЛА с неподвижным крылом под обозначением Manta в категории 20 кг. Модульный аппарат имеет уникальный быстросменный модульный отсек с двигательной установкой, позволяющий в полете менять двигатель, электрический на бензиновый и обратно. Запускается аппарат с катапульты и возвращается на парашюте; несколько штук было продано итальянской армии для испытаний.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

БЛА Manta

Двигаясь по возрастающей, приходим к аппаратам компании «Российские вертолеты»: Ka-135 массой 300 кг, Ka-175 «Коршун» массой 600 кг (позже 700 кг) и Альбатрос массой 3000 кг, которые были показаны в качестве макетов в 2010 году. Все они имели соосные винты с противовращением. По всей видимости, российское министерство обороны выдало контракты на разработку всех трех типов. Первый (Ka-135) должен был взлететь в 2015 году и последний (вооруженный БЛА Альбатрос) в 2017 году.

MQ-8 Fire Scout компании Northrop Grumman, базирующийся на Schweizer 333, начал свою «жизнь» с потребности ВМС США в 177 таких аппаратах. Впоследствии программа по беспилотнику MQ-8B массой 1430 кг была остановлена на 30 экземплярах, которые были заменены 40 аппаратами MQ-8C с лучшими характеристиками массой 2720 кг, базирующимися на платформе Bell 407.

Аппарат MQ-8C может нести радар Telephonies ZPN-4, тепловизионную систему переднего обзора Brite Star II от Flir Systems и гиперспектральный миноискатель Cobra и при этом оставаться в воздухе 10 часов. Начальная эксплуатационная готовность этого БЛА намечена на осень 2016 года, но теперь предполагается использовать его только на фрегатах прибрежной зоны. Будущие заказы на вертодрон MQ-8C могут быть получены от морской пехоты США и австралийского флота.

После 33 месяцев успешных операций вертодрона K-Max массой 5443 кг производства компаний Lockheed Martin и Kaman Unmanned в Афганистане программы по грузовым БЛА становятся приоритетными. Американская армия и морская пехота в настоящее время определяют свои оперативные потребности, особенно это касается большей автономности при обнаружении препятствий, избежания столкновения и выбора посадочной площадки. Также имеется интерес к возможности транспортировки грузов внутри машины с целью эвакуации раненых.

Кроме команды K-Max есть еще компания Aurora Flight Sciences, работающая над H-6U Unmanned Little Bird, и компания Sikorsky, работающая над модернизированным UH-60MU с дистанционным управлением. С точки зрения армии США опционально пилотируемый вариант десятитонного Black Black Haw может быть весьма привлекательным.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Более крупный и более функциональный вариант MQ-8C вертодрона Fire Scout во время испытаний на борту корабля Jason Dunham (DDC-109) в конце 2014 года

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная
Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

Барражирующий БЛА Fire Shadow от MBDA весит менее 200 кг, но имеет продолжительность полета шесть часов и дальность действия до 100 км. Его производство было начато в 2012 году

Летальные БЛА

Вооруженные БЛА существуют уже несколько десятилетий, среди же наших современников можно назвать барражирующие Harpy и Harop от IAI и Fire Shadow от компании MBDA и малоразмерный Switchblade от AeroVironment. Эта концепция получила дальнейшее развитие с технологическим демонстратором X-47B массой 20215 кг от Northrop Grumman, который уже взлетал и садился на авианосец. Планируется также испытать дозаправку этого аппарата в воздухе.

Настоящее и будущее беспилотной авиации. Часть 3 заключительная

К 2016 году Великобритания и Франция должны решить вопрос о совместной работе по этапам демонстрации и производства перспективной боевой системы Future Combat Air System. На рисунке предполагаемый внешний облик FCAS

X-47B методично прокладывает свой путь в программе ВМС США Uclass (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike – беспилотная взлетающая с авианосца система наблюдения и атаки); и по сообщениям уже получил обозначение RAQ-25. Некоторое конспирологи полагают, что проект Uclass становится менее сложным (сосредоточившись на наблюдении взамен ударных возможностей), поскольку уже начата секретная программа ВВС США, нацеленная на удовлетворения потребностей Америки в ударах в глубине вражеской территории.

Европа решила не становиться в зависимость от Соединенных Штатов касательно боевых БЛА. Беспилотник Neuron компании Dassault массой 7000 кг впервые взлетел в декабре 2012 года. Половину средств на проект выделила Франция, а вторая половина поделена между Грецией, Италией, Испанией, Швецией и Швейцарией. Neuron до сих пор проходит расширенные летные испытания. Следом в августе 2013 года взлетел британский проект Taranis массой 8000 кг. В январе 2014 года на франко-британской встрече был выпущена «Декларация по безопасности и обороне», в которой было сделано заявление по совместному проекту по перспективной боевой системе FCAS (Future Combat Air System). В 2016 году эти две страны должны определиться, будут ли они сотрудничать на этапах демонстрации и производства.

Использованы материалы:
www.thalesgroup.com
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
www.ga.com
www.iai.co.il
www.elbitsystems.com
www.norinco.com
www.tai.com.tr
www.textronsystems.com
www.avinc.com
www.insitu.com
www.northropgrumman.com
www.zala.aero
www.vega.su
www.uwca.ru
www.wikipedia.org
www.wikipedia.ru
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. TIT 1 февраля 2016 07:08
    Планирующие ракеты winked интересный термин
    TIT
    1. gjv 1 февраля 2016 11:05
      Цитата: TIT
      Планирующие ракеты интересный термин

      В России создали планирующую «ракето-бомбу»
      26 августа корпорация «Тактическое ракетное вооружение» сообщила о создании двух новых высокоточных ракет «Гром-1» и «Гром-2», оснащённых новейшими системами наведения. Этими ракетами планируют вооружить самолёты-истребители пятого поколения (боеприпасы будут предназначены для поражения наземных объектов противника).
      По словам разработчиков, «Гром-1» – это ракета массой 522 кг (боевая часть – 250 кг), оснащённая двигателем, а также системой наведения. На «Громе-2» двигатель не установлен, и он является так называемой планирующей ракетой или «ракето-бомбой». Боевая часть модели весит 130 кг, а общий её вес составляет 250 кг. После пуска ракета планирует до тех пор, пока не будет выбран оптимальный момент для поражения цели.
      Как сообщает издание «Аргументы и факты», дальность поражения «Грома-2» может достигать 280 км от точки старта. Ракета предназначена для уничтожения наземных объектов противника – командных пунктов, узлов связи, батарей противовоздушной и противоракетной обороны, а также самолётов и вертолётов на аэродромах.
      О деталях конструкции новых боеприпасов разработчики пока не сообщают. Известно лишь то, что оба новых образца созданы на базе авиационной управляемой ракеты малой дальности Х-38 класса «воздух-земля», которая была модифицирована в текущем году (изменена конструкция корпуса и добавлены крылья). На вооружение российских ВВС первые ракеты этой модели поступили в декабре 2012 года.
      gjv
      1. Yarhann 1 февраля 2016 20:27
        если нет двигателя то это априори бомба даже если она похожа на ракету - точнее все планирующие бюомбы похожи на ракеты - то есть имеют развитое оперение и несущие плоскости
        1. TIT 1 февраля 2016 20:56
          Цитата: gjv
          «Грома-2» может достигать 280 км


          belay это без двигателя как я понял ., тогда где крылья от планера
          TIT
          1. gjv 1 февраля 2016 21:44
            Цитата: TIT
            тогда где крылья

            Они небольшенькие, раскрываются снизу поворотным способом после отделения от носителя.
            gjv
            1. TIT 1 февраля 2016 23:17
              Цитата: gjv

              Они небольшенькие, раскрываются снизу поворотным способом


              ну это я догадывался просто не понятно как она с таким крылом пролетит 280 км без движка , если только сбросить её с предельной высоты и то не факт .

              всё же так правильней



              Цитата: Yarhann
              точнее все планирующие бюомбы похожи на ракеты - то есть имеют развитое оперение и несущие плоскости
              TIT
              1. gjv 2 февраля 2016 14:52
                Цитата: TIT
                просто не понятно как она с таким крылом пролетит 280 км без движка

                Если сбросить её с предельной высоты, то действительно не факт. Плотность воздуха на предельной высоте минимальная, что уменьшает подъемную силу. Крыло, какое-никакое, а обеспечивает подъемную силу и позволяет увеличиь дальность полета. Возможно 280 км это при каких то предельно идеальных условиях. Нужен аэродинамический расчет. Соответственно нужно знать параметры профиля крыла (площадь, коэффициент подъёмной силы), скорость и высоту носителя, угол атаки. Попробуйте порешать уравнение

                Тоже был удивлен, но получается, что для более-менее длительного горизонтального планирования такой "ракеты-бомбы" массой до 250 кг на уровне до 200 м от земли при скорости носителя 400 км/ч и "классическом" коэффициенте подъёмной силы 1,0033 будет достаточно крыла площадью 0,065-0,07 кв.м. request recourse
                gjv
  2. Dragon-y 1 февраля 2016 07:29
    Скоро от БПЛА (ДПЛА) в воздухе не продохнуть будет...
  3. doework 1 февраля 2016 13:09
    Спасибо за материал! Качественно!
    Поражает огромное количество классов, типов и производителей БПЛА. Интересно, а единая информационно-вычислительная платформа уже вырисовалась?
    Сдается мне, что БПЛА ракеты - это и есть главное оружие будущих неядерных войн, при достаточном их количестве и ударном качестве танки и артиллерия могут и не понадобиться...
    И еще мысль мелькнула: пока высоко-технологичные "Роснано" и "Сколково" успешно пилят миллиарды налогоплательщиков, вся Европа обросла беспилотной продукцией... Глубина ж..пы, в которой находятся науки, технологии и промышленность, определяется не санкциями и не курсом доллара, а размером воровства верхушки sad
  4. Фалкон 1 февраля 2016 14:05
    Серьезная серия статей!
    Спасибо автору!
  5. Гюнтер 1 февраля 2016 15:39
    Хорошая статья, только надо понимать, что боевое применение безпилотников против стороны обладающей полноценной ПВО и современными средствами РЭБ, отличается от охоты на талибов в Афганистане.
    Почему-то рисуется такая картина маслом - сотни(тысячи, Карл!) бла накатываютя волнами на пво противника, истощают его, затем удалые ввс добивают. Победа!
    Мысль о том, что по стране(странам) агрессорам будет нанесён ядерный("расслабляюший") удар как-то не принимается во внимание)))
    Безпилотники разумеется необходимы, и разные, например для контроля нашей границы БЛА представляются оптимальным средством контроля, учитывая её протяжённость.
  6. Гюнтер 1 февраля 2016 16:12
    ...массой 16 грамм от норвежской компании Prox Dynamics стал первым микро-БЛА, достигшим эксплуатационной готовности. Он использовался британской армией...

    Пожалуй надо будет прикупить утиной дроби для гладкоствола, № 7 будет в самый раз)))
  7. 8140 1 февраля 2016 18:51
    Печально только , что мы так отстали
    1. Yarhann 1 февраля 2016 20:45
      а с кем вы собрались воевать этими говнодронами современными - соверменные дроны это максимум оружие разведки для арты и сисием РСЗО тактические разведчики - то есть ближний край они маленькие и стоят недорого и так же легко сбиваются и теряются - вот как раз это у нас развито и очень хорошо . А все остальное все современные ударные дроны это причем с большой буквы - дорого медленно и малоэффективно - единственно что дешево в плане эксплуатации они как правило немного горючки жрут .
      Из дорогих БПЛА у на развиты различные КР типа калибра противокораьбельные ракееты типа Яхонта ну и ПВО-ПРО типа ракет комплекса с 400 - все этио БПЛА причем со своим бортовым вычислителем средствами навигации целецказания и обнаружения - да оно одноразорвые но пока что такие дроны самые эффективне в мире .
      А будущее за малыми дронами в связке с большим дроном-носителем . Носитель дронов имеет управление по защищенному каналу и работает по командам от оператора - а малые дроны - разведчики дроны РЭБ и дроны нападения управляются непосредственно самим дроном носителем автоматически оператор или так же команды ретрансилируются в командный центр и там вычислительный центр генерирует команды для всего комплекса вместе - оператор только дает команды на уничтожение или выбирает варинты противодейсвия в автоматическом режиме .
      ТО есть на земле мы будем иметь тяжелобронированный дрон с мощным вооружением и кучей дронов разведви и тп . А воздущным дроном авианосцем будет служить чтото типа самолета ДРЛО с кучей малых дронов истребителей разведчиков бомберов РЭБ и тд и тп . ТО есть наземный дрон будет сам дамажить и его дроны это его глаза и уши а воздушный дрон будет просто как носитель и авианосец для своих малышей .
      И да дроны воздушного базирования будут с маршевыми движками или винтовыми или турбореактивынми и для атки будут применятся ракетные ускорители чтобы бысто сблизитс с целью и произвести бомбометаний или атаку ракетой ближнего радиуса дейтвия или прорвать ПВО и тд и тп . Все эти мелкие дроны не будут иметь бортового ЭВМ а так же небудут иметь на борту средств наведения и целеуказания - в группе дронов то есть в атакующем ордере будет один два дрона навигации целеуказания и обнаружения они будут выдавать целеуказания и координаты для атаки своим слепым но опасным и быстрым собратьям - вот и все . ТО есть на острие атаки мы будем иметь дешовое средство нападения без ЭВМ без датчиков и РЛС и тп .
      Примерно такая концепция развития дронов . А все что сейчас лепят это технологии прошлого века - это игрушки аваиамоделистов любителей хоть и стоящие очень дорого .
      Из всего что можно назвать вообще класным из современного в плане БПЛА это Глобал Хавк - американски стратегичекий разведчик - вот это действительно стоящая весч - хотя он конечно очень дорогой - но мне кажется что его эффективность и малозаметность лчше чем у обычных самолетов разведчиков .
      1. Kadavercianin 3 февраля 2016 22:18
        В перспективах развития современного дроностроения согласен, всё-таки дроны во многом вспомогательная вещь, а если противник не условный "папуас", то всё выходит совсем не так просто РЭБ и развитая система ПВО не просто так существуют. На счёт развития так сказать самих дронов могу ещё добавить, что оно пока скорее хаотичное чем систематизированное и достаточно новаторское, пробуют экспериментируют, проверяют, как, где, зачем, сколько, - в общем система хоть и развилась за последние 20 лет, но все ещё формируется, а дрононосцы логичны способ развития системы, так же как и снижение стоимости относительно небольших БПЛА.
        Мне где-то такие данные попадались, что Глобал Хавк ещё тот подарок, кроме дороговизны покупки и эксплуатации, жаловались, что ему требуется настолько широкий канал связи, что использование этого аппарата приводит к тому, что без спутниковой связи остаются более половины войск в регионе, но это так слушок, проходил, может уже и неактуален даже если и соответствовал истине.
  8. serverny 1 февраля 2016 19:38
    Цитата: 8140
    Печально только , что мы так отстали

    Основное применение беспилотников - война с заведомо технически слабо оснащённым противником, то есть колониальные войны. Причем при условиях, когда мировые СМИ закроют глаза на потери среди гражданского населения под 90%, как в Пакистане и Афгане.
  9. Олегмог 1 февраля 2016 21:02
    Хорошо бы на севере, при обрыве ЛЭП, запустил дрона, и смотри место
    аварии! Сейчас, запускается бригада на двух снегоходах, и она
    несётся вдоль линии, в поисках повреждения!
  10. xomaNN 2 февраля 2016 18:39
    Интересно было бы увидеть и Часть №4- БЛА России good
    Понятно, что после лидерства СССР в этом сегменте в 70 -е годы многое прос....и hi . Но шевеление и разработки в РФ БЛА внушают умеренный оптимизм.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня