«Рельсовая война» советской авиации

50


Транспорт является важнейшим элементом военно-экономического потенциала страны. Промышленность и сельское хозяйство не выполнят своей задачи по обеспечению армии вооружением и продовольствием, если будет нарушено сообщение между фронтом и тылом. Мобилизацию, сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий невозможно осуществлять без развитой и специально подготовленной транспортной системы.

Особое значение в обеспечении потребностей войны имели железные дороги. На их долю в годы Великой Отечественной войны приходилось свыше 90% перевозок военных грузов и свыше 97% перевозок личного состава на континенте. Поэтому в период войны железные дороги являлись одним из главных объектов вооруженной борьбы. При планировании операций по захвату железнодорожных узлов и станций, нарушению движения по железнодорожным коммуникациям всегда придавалось важное значение. Военно-воздушные силы, партизанские и диверсионные отряды проводили специальные операции по нарушению железнодорожных коммуникаций.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что масштабы и способы борьбы на железнодорожных коммуникациях прежде всего зависят от военно-политических целей войны, имеющихся средств борьбы и складывающейся оперативно-стратегической обстановки.

В первый период войны удары советских самолетов по железнодорожным трассам, в связи с нехваткой бомбардировочной авиации и привлечением ее в основном для обеспечения боевых действий сухопутных войск, осуществлялись небольшими силами со значительными перерывами, что позволяло врагу быстро восстанавливать разрушенное. Поэтому действия авиации по железным дорогам не смогли оказать существенного влияния на оперативные и снабженческие перевозки противника.

Во втором и третьем периодах войны, наша авиация захватила господство в воздухе и стала наносить массированные удары по тыловым транспортным объектам. Основными задачами авиации при действии ее по железнодорожным объектам были: задержка выдвижения и сосредоточения оперативных резервов противника, нарушение его планомерного отхода и снабжения, воспрещение вывоза наших людей и экономических ресурсов в Германию.

Наиболее активно советская авиация действовала по железнодорожным объектам в момент подготовки к решающим сражениям лета 1943 года. В эти дни Ставка Верховного Главнокомандования дала указание активизировать борьбу с транспортными перевозками во вражеском тылу, чтобы дезорганизовать сосредоточение и развертывание его войск. Для борьбы с коммуникациями противника была привлечена авиация Западного, Брянского, Центрального, Воронежского, Юго-Западного и Южного фронтов. Удары наносились по всем основным дорогам в широкой полосе, на глубину до 250 км за линию фронта — фронтовой авиацией, 250 км и более — авиацией дальнего действия.



Обычно в воздушной армии для обеспечения этих действий выделялось по одному штурмовому и истребительному авиаполку. За каждым железнодорожным направлением закреплялась постоянная группа в составе двух-четырех самолетов-охотников. Это давало возможность летчикам за короткое время изучить порядок движения эшелонов противника, рельеф местности, ПВО на всех участках дороги и, успешно вести борьбу с германскими перевозками. Авиация дальнего действия (АДД) наносила удары большей частью по железнодорожным узлам и мостам. Только за апрель-июнь 1943, года она совершила более 7,5 тыс. самолетовылетов.

Опыт войны показал, что для достижения крупных оперативных результатов необходимо массированное использование авиации одновременно по нескольким основным железнодорожным объектам, что наглядно подтверждается следующим примером. В битве под Курском для нарушения транспортных перевозок и уничтожения немецких резервов были привлечены 2, 5, 3 и 17-я воздушные армии. Они провели массированные бомбардировки по врагу на станциях Славянск, Барвенково, Макеевка, Павлоград, Харьков, Люботин, Мерефа. С 6 по 17 августа было совершено 2300 самолетовылетов, в результате чего сосредоточение вражеских резервов задержалось.



Чтобы помешать противнику восстановить разрушенное и возобновить ж/д сообщение на участке, подвергнутом удару, наша авиация в последующем наносила непрерывные удары днем и ночью.

В ходе войны было отмечено, что наиболее эффективные удары наносились по железнодорожным станциям, на которых находились крупные склады ГСМ, боеприпасы или поезда с такими же грузами. В таких случаях, даже небольшие группы самолетов, наносили серьезный урон гитлеровцам.

В боевых действиях по освобождению Донбасса группа из 18 ИЛ-2 305-й штурмовой авиационной дивизии произвела 25 августа удар по складам боеприпасов на железнодорожной станции Барвенково. Бомбы и реактивные снаряды вызвали множество очагов пожаров. После налета склады продолжали гореть и взрываться еще более двух суток. Почти неделю станция Барвенково была заблокирована, и через нее не мог пройти ни один эшелон.

В Проскурово-Черновицкой операции 8 Ил-2 проштурмовали станцию Клемашовка, где скопились военные эшелоны. В первой атаке штурмовики взорвали выходивший со станции эшелон и на длительное время заблокировали путь для движения поездов. Последующими атаками они уничтожили стоящие эшелоны и находящуюся в районе станции технику. Вокруг бушевал огонь. Горели составы, взрывались вагоны с боеприпасами и бензином. Это надолго остановило движение.

«Рельсовая война» советской авиации


Для того, чтобы помешать противнику восстановить пути и возобновить железнодорожное сообщение, осуществлялись непрерывные удары днем и ночью не только по транспортным объектам, но и ремонтным средствам. В период Второй мировой войны одним из основных объектов для действий авиации были железнодорожные мосты. Их разрушение давало возможность на несколько суток приостановить движение. Причем наибольшие результаты достигались в тех случаях, когда одновременно разрушалось несколько крупных железнодорожных мостов. Это прерывало железнодорожные перевозки на продолжительное время на многих магистралях, способствовало изоляции активных участков фронта от тыловых районов противника. Так, в ходе Висло-Одерской операции основные усилия советской авиации в период наступления 5-й ударной и 2-й гвардейской танковой армий были направлены на дезорганизацию планомерного отхода германских войск и на борьбу с подходившими резервами, чтобы не допустить их к Варшаве. Для этого были разрушены железнодорожный мост и переправа через Вислу у Вышегруд, переправы через реки Охня у Кутно, Варта у Сердау и железнодорожный узел Лодзь. Разрушение этих объектов способствовало нашим войскам в уничтожении вражеских войск по частям.

Важные железнодорожные узлы и мосты обычно надежно защищались гитлеровцами, и для их разрушения с воздуха требовалось много сил. В этом случае, а также при недостатке сил и средств, разрушение рельсов и перерыв линий сообщений в нескольких уязвимых местах на перегонах, приносили нередко больший эффект, чем легкие повреждения железнодорожного узла и моста, и не приводили к большим потерям наших самолетов.

Наибольший эффект при разрушении рельсовых участков достигался в том случае, если имелось малое количество сквозных линий, а участок железной дороги проходил по труднодоступной местности.

Выгодным объектом для действий авиации являлся и подвижный состав. Это вызвано тем, что после разрушения его было трудно восстановить. В случае вывода из строя на линиях, даже небольшой части локомотивов и вагонов, движение резко сокращалось.

Так, например, наша авиация, производя удары по железнодорожным эшелонам на перегонах, сорвала попытки немцев отвести свои войсковые части из Орши по железной дороге на Минск. Выполнив 138 самолетовылетов, 1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия уничтожила 10 локомотивов и 15 эшелонов. Движение на участке Орша — Толочин было надолго парализовано.



Опыт войны показал, что использование подвижного состава в большой мере зависело от снабжения топливом, водой и электроэнергией. В связи с этим станционные устройства, связанные со снабжением локомотивов, также явились объектами для действий авиации. Однако наибольший эффект приносили одновременные удары по всем важнейшим железнодорожным объектам и на нескольких железнодорожных линиях. В этом случае прерывалась связь фронта с тылом в полосе целых операционных направлений.

Характерным в этом отношении являются действия советских самолетов по железнодорожным коммуникациям на Дальнем Востоке при разгроме Квантунской армии. К этому моменту Советская Армия имела значительное превосходство в воздухе над японской авиацией, что давало возможность поставить перед бомбардировочной авиацией 12-й воздушной армии задачу, парализовать работу всех важнейших транспортных коммуникаций и не допустить к району сражений оперативные резервы противника. Непрерывные удары советской авиации по железнодорожным объектам еще раз подтвердили свою эффективность. Были выведены из строя почти все основные коммуникации японцев, скован маневр резервами, что лишило противника возможности перебрасывать свежие силы в районы сражения. Японское командование в условиях бездорожья и распутицы не сумело вовремя подтянуть оперативные резервы и занять подготовленные оборонительные рубежи.

Однако в целом в ходе войны воздействие по коммуникациям противника нашей авиации осуществлялось небольшими силами. Советские ВВС главное внимание уделяли непосредственной поддержке наземных войск и завоеванию господства в воздухе. Эффективность же воздушных ударов по железнодорожным коммуникациям зависела главным образом от наличия бомбардировочной авиации и правильного выбора транспортных объектов.



При значительном количестве самолетов, максимальный эффект давали удары по дорогам для изоляции района активных боевых действий от притока оперативных резервов и нарушения материально-технического снабжения войск. При этом наносились одновременные массированные (иногда до 100-500 самолетов) и непрерывные авиаудары по всем основным железным дорогам и транспортным объектам. Главные усилия направлялись на разрушение железнодорожных узлов и мостов, по которым к фронту шел основной поток войск и снабженческих грузов. При ограниченном количестве авиации, а также надежно организованной системе воздушного прикрытия и восстановления железнодорожных узлов и мостов, наибольший результат достигался путем уничтожения эшелонов, повреждения путей на слабо укрытых перегонах. "Рельсовая война" советской авиации полностью себя оправдала.

Источники:
Коллектив авторов. Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1968. С. 138-141, 182-183, 267-268.
Широков М. Удары авиации по транспорту в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1975. № 4. С.77-79.
Мягков В. Советская авиация в разгроме империалистической Японии // Вестник воздушного флота. 1984. № 6. 1984. С. 27-29.
Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. Минск: Харвест, 2001. С. 217-219, 293-294, 312-314.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    2 февраля 2016 07:18
    Как-то провелось сравнение... Наши ВКС обвиняют в бомбежках мирного населения... Смотрю на первое фото... все воронки справа от ЖД, дома не тронуты, хотя и линия не вся разбита. А ведь прицелы были похуже...
  2. +17
    2 февраля 2016 07:46
    В статье отмечены случаи эффективного применения по путям сообщения групп из не менее 10 штурмовиков или бомбардировщиков. Однако 26 января 1943 г., лейтенант СИ. Смирнов и старший лейтенант СВ. Слепов из 7-го ГвШАП 230-й ШАД, парой нанесли не менее эффективный удар по эшелонам противника.
    Выполняя в сложных метеоусловиях задачу по поиску железнодорожных составов противника на перегонах и станциях в районе Ставрополь - Тихорецк - Кавказская, летчики обнаружили и атаковали на ст. Малороссийская четыре эшелона.
    В результате удара на станции возникли сильные взрывы и пожары. Малороссийская горела так, что на обратном пути ни Слепов, ни Смирнов, ни летчик-истребитель, прикрывавший их, из-за густого дыма не смогли рассмотреть станцию...
    Эффективность удара Смирнова и Слепова была подтверждена специальной комиссией 4-й ВА, которая работала на станции Малороссийская после ее освобождения. Комиссия установила, что на станции сгорели один эшелон с горючим, один с танками и два с боеприпасами. Путевое хозяйство было настолько сильно разрушено, что немцы не смогли восстановить движение, вплоть до освобождения станции - за четверо суток ни один эшелон не проследовал в сторону Тихорецка. Много эшелонов эшелонов застряли на перегонах. Красноармейцам достались богатые трофеи...
    Остаётся отметить, что столь эффективным удар стал из-за того что используя накопленный опыт, летчики зашли на бомбардировку не по наставлению т.е. параллельно путям, а чуть под углом. Просто?! А сколько скрыто за этой простотой!
    1. +12
      2 февраля 2016 11:16
      Читал об этом налёте. Командывание не поверило штурмовикам что они накрыли 4 эшалона. Когда коммисия 4ВА подтвердила результат штурмового удара , оба пилота уже погибли. Вечная память.
      1. +10
        2 февраля 2016 11:58
        Цитата: oxotnuk86
        Читал об этом налёте. Командывание не поверило штурмовикам что они накрыли 4 эшалона. Когда коммисия 4ВА подтвердила результат штурмового удара , оба пилота уже погибли. Вечная память.

        http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/the_feat_in_the_sky_over_the_kuban/
        Это ссылка на тагильский сайт с фотографией Слепова.А вот судьба С.Смирнова сложилась по-другому.Сбили,попал в плен,бежал,воевал в партизанском отряде в Чехословакии.После войны работал инженером.Подробности вкнигах В.Емельяненко "Военном воздухе суровом" "Ил-2 атакует".
        1. +5
          2 февраля 2016 12:31
          Спасибо за уточнения. Иногда право задумываешься о том, нужны ли вообще комментарии. Только после общения с такими как вы, когда узнаешь, не просто новое, а нужное, понимаешь - нужны. Еще раз спасибо.
      2. +1
        4 февраля 2016 13:58
        Цитата: oxotnuk86
        оба пилота уже погибли. Вечная память.

        Цитата: blizart
        старший лейтенант СВ. Слепов из 7-го ГвШАП 230-й ША

        ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И СЛАВА ГЕРОЯМ!

        Фамилия Слепов
        Имя Сергей
        Отчество Васильевич
        Дата рождения/Возраст __.__.1921
        Место рождения Пензенская обл., Больше-Вьясский р-н, д. София
        Последнее место службы 4 ВА 7 ГШАП
        Воинское звание мл. лейтенант
        Причина выбытия пропал без вести
        Дата выбытия 09.02.1943
        https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55304957

        Фамилия Смирнов
        Имя Сергей
        Отчество Иванович
        Дата рождения/Возраст __.__.1913
        Место рождения Ярославская обл., Арефинский р-н, д. Александровка
        Последнее место службы 4 ВА 7 ГШАП
        Воинское звание лейтенант
        Причина выбытия убит
        Дата выбытия 13.02.1943
        Место выбытия Краснодарский край, Славянский р-н, Троицкий с/с, Троицкое, в районе
        https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55304956

        Награждений на Слепова С.В.(сайт http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navResult ), и Смирнова С.И.(http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navResult ) не обнаружено

        Интернет, иногда подсказывает, иногда .... Чему верить?, судите сами.

        в книге Героя Советского союза полковника В.Б.Емельяненко "В военном воздухе суровом", бывшем командире эскадрильи. Самолет Слепова был подбит, упал возле хутора Кочкино, летчика схватили полицаи и расстреляли. В музее средней школы №8 есть материалы о Сергее Слепове и обломки самолета. Смирнов остался жив, работал после войны в Уфе.

        Интересный материал о Подвиге и Героях http://iskatelklada.tuapse.ru/forum/krylya-vojny-samoljoty-ljotchiki-ekipazhi/97

        5-letchiki-slepov-i-smirnov.html

        Фото с сайта о жизне и Подвиге С.В. Слепове http://historyntagil.ru/history/2_vov_27.htm
    2. +3
      2 февраля 2016 11:16
      Читал об этом налёте. Командывание не поверило штурмовикам что они накрыли 4 эшалона. Когда коммисия 4ВА подтвердила результат штурмового удара , оба пилота уже погибли. Вечная память.
    3. +2
      2 февраля 2016 11:24
      Цитата: blizart
      Однако 26 января 1943 г., лейтенант СИ. Смирнов и старший лейтенант СВ. Слепов из 7-го ГвШАП 230-й ШАД, парой нанесли не менее эффективный удар по эшелонам противника.

      Действиям этой пары был посвящён специальный отдельный приказ Сталина,ставящий в пример действия этой пары всем ВВС Красной Армии.7-йГвШАП,раньше 4-й штурмовой-первый в ВВС СССР авиаполк который получил самолёты Ил-2,а затем Ил-10 на войсковые испытания.
  3. +6
    2 февраля 2016 07:53
    Интересные страницы,раскрыл автор..Благодарствую..
  4. +4
    2 февраля 2016 07:54
    С Ил-2 часто пути бомбили. С малых высот , на которых действовали штурмовики, промахнуться сложно
    1. +4
      2 февраля 2016 11:14
      С Ил-2 часто пути бомбили.

      А что будет путю, если в 10 м от него упадёт ФАБ-100?
      Ответ: ничего не будет путю

      С малых высот , на которых действовали штурмовики, промахнуться сложно

      Вона оно как, оказываицца! Сложно промахнуцца, оказываицца
      /И Долгий смех в зале./
      А Вы сядьте-ка в машину, разгонитесь хотя бы до 100 км/ч, да и попробуйте камешком попасть в стобик ограждения автострады на ходу. Или в столб.

      Ведь рядом, ведь плёвое дело

      Убивал бы таких "теоретиков" диванных
      1. +4
        2 февраля 2016 13:29
        А зачем в столб то попадать? Если бомбить пути либо же эшелоны, а не шпалы, переезды или домики станционных смотрителей, то по вашей же аналогии, камушком из машины нужно попасть в линию разметки типа двойная сплошная, а это уже вполне реально.
      2. +1
        2 февраля 2016 20:14
        Цитата: AK64
        Ответ: ничего не будет путю

        Ограничение скорости будет у народов, которые куда то торопятся. У населения лимитрофов поездам разогнаться всё равно негде - ничего не будет. А скоро и путей не будет. Зачем они членам ЕС - за пуканье на восток им Америка платит.
  5. +16
    2 февраля 2016 07:56
    Пример неиссякаемой смекалки русских, МАБ - мостовая авиабомба. Обыкновенная ФАБ-250 с тросами, раскручиваемыми в полете центробежной силой. В результате бомба не пролетала насквозь через пролеты мостов, а зацеплялась за многочисленные фермы.
    1. +2
      2 февраля 2016 11:29
      Цитата: blizart
      Пример неиссякаемой смекалки русских, МАБ - мостовая авиабомба. Обыкновенная ФАБ-250 с тросами, раскручиваемыми в полете центробежной силой. В результате бомба не пролетала насквозь через пролеты мостов, а зацеплялась за многочисленные фермы.

      Сам только что искал по книгам этот материал,только у меня в книге указано два калибра 250 и 500кг.Остальное всё верно указано.
      1. +9
        2 февраля 2016 13:03
        Цитата: амурец
        Сам только что искал по книгам этот материал,
        ...К группе фугасных авиабомб относили также и мостовые авиабомбы. Их применяли только по мостам, виадукам и переправочным средствам, то есть по целям небольшой ширины (до 10 м) и ферменной конструкции. Теоретические расчеты и опыт боевого применения показывали, что поразить узкую цель залпами или сериями обычных авиабомб с больших и даже со средних высот очень трудно. При бомбометании с малых высот и с пикирования боеприпасы с взрывателями малого замедления были опасны для самолета-носителя. Применение взрывателей большого замедления тем более не давало ожидаемых результатов, так как бомбы рикошетировали от конструкций моста или, пробивая настил, уходили под мост.

        Разрабатывать МАБ начали давно, но до 1938 г. положительных результатов достичь не удавалось. В 1938-39 гг. в габаритах ФАБ-100 разработали бомбу, которая хотя и не полностью удовлетворяла предъявленным требованиям, но позволяла бомбить мосты с большим эффектом, чем фугасные. В советско-финляндской войне эти бомбы не применяли из-за проблем, возникших с их оперативной доставкой на фронтовые аэродромы. Для бомбардировки мостов там использовали ФАБ-100цк, но для гарантированного поражения таких целей фугасности боеприпасов этого калибра оказалось недостаточно.

        На основании заключений комиссии УВВС КА в 1940 г. командование авиации дальнего действия заказало в ГСКБ-47 разработку специализированной мостовой авиабомбы в габаритах ФАБ-250. Над ее созданием трудились А.Ф.Турахин и Н.А.Котов. Первый вариант боеприпаса прошел заводские испытания в этом же году. Некоторые элементы конструкции боеприпаса работали неудовлетворительно, но после доработки МАБ в 1941 г. заводские испытания успешно завершились. Конструктивно основу МАБ-250 составила штатная ФАБ-250цк. Для исключения возможности рикошетирования в коробчатый стабилизатор авиабомбы уложили специальный парашют, закрепленный за дно боеприпаса. К конической части ее корпуса приварили четыре ушка для крепления тросов диаметром 9,5 мм и длиной 730 мм со специальными крюками на концах. В транспортном положении этот такелаж размещался вдоль перьев стабилизатора.

        На высоте 50-100 м самолет-носитель заходил на боевой курс вдоль цели. В момент отрыва бомбы от самолета вытяжной шнур, прикрепленный к бомбодержателю, вытягивал из коробки стабилизатора тормозной парашют. Благодаря этому авиабомба приобретала угол падения 60-80° к горизонту со скоростью 18-20 м/с. Одновременно с этим освобождались тросы с крюками. При ударе о преграду авиабомба зависала на них внутри конструкции и срабатывала по истечении времени замедления взрывателя, разрушая мост.

        В июле - августе 1941 г. инертные образцы МАБ-250 дважды проходили заводские испытания па Софринском артполигоне по деревянному макету моста размерами 8х50 м. Во второй раз в девяти заходах сбросили по одной авиабомбе, из них шесть дали прямое попадание. Во всех случаях боеприпасы сработали безупречно.

        Для ускорения запуска МАБ-250 в производство в Управлении ВВС решили приравнять последние заводские испытания к полигонным и предложили ГСКБ-47 представить на утверждение технологическую документацию на данный боеприпас. В феврале 1942 г. Научно-техническим журналом ВВС № 010 для МАБ-250 утвердили номер чертежа 3-01080 и индекс ВВС 7-М-329.
        1. +1
          2 февраля 2016 15:47
          Цитата: АВП 518
          .К группе фугасных авиабомб относили также и мостовые авиабомбы

          Спасибо!Вот этот материал я и искал.Если не ошибаюсь,называется справочник по бомбовому вооружению.
  6. +4
    2 февраля 2016 11:16
    Спасибо за статью. О бомбёжках ж/д путей и станций даже в мемуарах пишут как-то скупо, всё больше о воздушных боях. Было интересно читать (впрочем, остальные статьи автора тоже читаются так же).
    1. +3
      2 февраля 2016 11:45
      О бомбёжках ж/д путей и станций даже в мемуарах пишут как-то скупо,


      Почитайте "В военном воздухе суровом", Емельяненко, есть в сети. Один из лучших (и один из самых правдивых, без "роли КПСС") мемуаров ВМВ. И сам Емельяненко, Царствие ему Небесное, был очень честный и порядочный человек. (Дожил до 90 лет, к слову)
      1. +4
        2 февраля 2016 14:41
        Цитата: AK64
        Почитайте "В военном воздухе суровом", Емельяненко, есть в сети.

        Уважаемый коллега Андрей, книгу читал (ещё в школьные годы в толстом журнале). В 60-е годы таких мемуаров было много. С приходом Леонида Ильича Брежнева (Генеральный секретатрь ЦК КПСС) к власти в стране мемуарная литература о ВОВ стала выпускаться в тиражах даже не мыслимых в наше время. А так как её всё равно не хватало, то печатались данные произведения в толстых журналах, тираж которых был от нескольких милионов до 30 млн в месяц.
        Цитата: AK64
        Один из лучших (и один из самых правдивых, без "роли КПСС") мемуаров ВМВ

        Уважаемый коллега Андрей, КПСС появилась в 1949 году. До этого партийная организация сокращённо называлась ВКП(б).
        И сейчас данные воспоминания вновь стали печатать (хоть с теми фиговыми листками) либерасты - издатели не потому, что этого требует политика Правительства, а потому, что появился устойчивый спрос на данную литературу (Закон Карла Маркса в экономике).
        1. +3
          2 февраля 2016 16:49
          Весь вопрос был в том , что на Ил-2 вообще не было прицела для бомбометания.
          Лётчики уже используя свой боевой опыт наносили метки на капот самолёта.
          Противотанковые вообще "по -сапогу" ,т.е. абсолютно на угад , по -площади, а там уж попал-непопал!
          Удар по скоплению техники. Фото из кабины Ил-2

          Ил-2 (указан стрелкой) выходит из атаки
          1. +1
            2 февраля 2016 16:53
            Кому интересно во ссыль на воспоминания лётчиков!
            http://www.library.by/portalus/modules/warcraft/special/remember.ru/pilots/khukh
            rikov/khukhrikov_r.html
            soldier
          2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
  7. +3
    2 февраля 2016 12:06
    Цитата: AK64
    С малых высот , на которых действовали штурмовики, промахнуться сложно
    Вона оно как, оказываицца! Сложно промахнуцца, оказываицца
    /И Долгий смех в зале./
    А Вы сядьте-ка в машину, разгонитесь хотя бы до 100 км/ч, да и попробуйте камешком попасть в стобик ограждения автострады на ходу. Или в столб.


    Дык лететь надо над дорогой. Вдоль нее. Это только в компьютерной игре "Ил-2" самолет при атаке вражеских самолетов стоящих в ряд вдоль взлетной полосы захордит поперек ВПП, строго на конкретную машину. А в жизни всегда штурмуют вдоль линии, а не поперек. Ну это если верить Мусе Гарееву. А не верить ему сложно.
    Он четко описывал, что эшелон лучше ловить в конце спуска перед подъемом. По составу огонь вести РСами, а не бомбами, и т.д. Если в лоб на локомотив то пушками. А летал именно на штурмовике, порой срезая листву с верхушек деревьев.
    1. -4
      2 февраля 2016 12:38
      Дык лететь надо над дорогой. Вдоль нее. Это только в компьютерной игре "Ил-2" самолет при атаке вражеских самолетов стоящих в ряд вдоль взлетной полосы захордит поперек ВПП, строго на конкретную машину. А в жизни всегда штурмуют вдоль линии, а не поперек. Ну это если верить Мусе Гарееву. А не верить ему сложно.
      Он четко описывал, что эшелон лучше ловить в конце спуска перед подъемом. По составу огонь вести РСами, а не бомбами, и т.д. Если в лоб на локомотив то пушками. А летал именно на штурмовике, порой срезая листву с верхушек деревьев.

      Убивал бы диванных теоретиков.

      Так что, попадёте в столбик камешком-то, на 100 км\ч?
      "Вдоль, поперёк"... На Ил-2, диванный воен, бомбового прицела не было. А вид вперёд и вних огромный капот мотора закрывал. И бомбы стояли на земедлении (по понятным причинам), и после падения начинали, естественно, скакать: куда она ускачет, не подскажите? Попадание с Ил-2 на отлично это круг 25м радиусом -- сколько будет урону рельсам, или даже составу, от такого попадания?

      Сказочки про "листву деревьев"... Один раз попадо что-то в задиатор, так сразу это стало обычным.

      Про РС: на деле РС были оружием крайне ... неважным: Тот же Емельяненко в частной беседе говорил что ракеты фортиля в небе выводили. И это не удивительно учитывая культуру изготовления\обращения: если стабилизатор чуть-чуть погнут, то и выписывать рс будет вальсы в воздухе. Да и даже при целых стабилизаторах не очень-то ими было попатьс. Причины мне лень объяснять: диванные стратеги всё равно будут спорить до хрипа.

      Да и действие их на цель не надо бы преувеличивать: изчезающе малым было действие по наземной цели.

      На всякий случай: это мой последний Вам ответ: спорить со "знатоками" мне лениво.
      1. 0
        2 февраля 2016 14:56
        Верно. Лётчикам Ил-2 не позавидуешь. Не зря было норма за 100 вылетов выжившие получали Героя.
        Американцы во Вьетнаме при попытке разбомбить только одни стратегически важный мост совершили сотни вылетов, потеряв около 100 самолётов. Так появилась лазерная система наведения и управляемая бомба.
        1. 0
          2 февраля 2016 22:26
          Ну, на счет, "лазерной" - это от души!
      2. +5
        2 февраля 2016 16:18
        Цитата: AK64
        Про РС: на деле РС были оружием крайне ... неважным:

        А вы знаете, что-то не желаю вам попасть под это исчезающе малое действие РС-132.Стреляли то не одиночными ракетами,а залпами.И то что вы здесь пишите было известно в 1939 году, когда РС-82 впервые применила эскадрилья капитана Звонарёва на Халхин-голе.И большое рассеивание и малое количество ВВ в БЧ.А вот согнуть стабилизатор,так это надо было постараться и приложить силушку.А вот что ракеты фортеля выписывали так за зто англичан "благодарить"надо.В связи с эвакуацией промышленности и большой загрузкой пороховых заводов пироксилиновые пороха для двигателей снарядов Катюш в СССР поставляли англичане и американцы.И если американцы поставляли продукцию в соответствии со спецификацией,то англичане частенько поставляли откровенную некондицию.
        1. +1
          2 февраля 2016 17:42
          Англичан ещё надо благодарить за керосин для коктейлей Молотова, за танки в 41-м, за Спитфайры и Харрикейны, за грузовики, да много ещё за что... Пороха американцы действительно поставляли. Поэтому проблем с боеприпасами в РККА не было. И никто не жаловался.
          Красные командиры бросили в приграничной полосе одних винтовок 6 млн, да и до Москвы Гитлер доехал на советском бензине, бомбил красную армию советскими бомбами с приграничных складов. Никакой некондиции на советских складах не было. Всё было качественное.
          Действительно очень сложно было попасть в единичную цель , например танк или бронетранспортёр . Один танк можно было уничтожить силами авиаполка. Если повезёт. Это была эпоха неуправляемых боеприпасов, поэтому задача решалась массированностью применения штурмовиков.
          Воинский эшелон однако это не танк. Это довольно большая цель. ИЛ 2 как раз проявил себя при штурмовке колонн снабжения и железнодорожных эшелонов.
          1. -1
            2 февраля 2016 18:35
            ....один танк можно было уничтожить силами авиаполка.Если повезёт.....конец цитаты.На мой взгляд,Вы погорячились так сказать.
            В этом случае,командира полка расстреляли бы,и правильно сделали.Эффективность боевой работы Ил-2 была очень высокой,в том числе и по точечным целям.
            1. +2
              2 февраля 2016 22:27
              Проводили эксперименты на полигоне.
              Ставили немецкий танк и его расстреливал штурмовик.
              Результаты были печальны. Снаряды от брони рикошетили.
              Вы подумайте какой там калибр пушки. 23 - мм. Нереально.
              Скорость штурмовки - под 400. Цель в прицеле - секунда. Тут предлагали попасть камушком в столб из окна несущегося автомобиля. Вот это то же самое - неуправляемым боеприпасом в танк.
              Только когда появились малокалберные кумулятивные бомбы - тогда появился шанс. Бомбочек было много. Они накрывали площадь.
          2. +1
            2 февраля 2016 20:28
            Цитата: Cap.Morgan
            Англичан ещё надо благодарить за керосин для коктейлей Молотова

            Коктейль, коктейль! Говорил я Биллу - не было в СССР такого понятия. Была бутылка с зажигательной смесью. Ну Вам, как знатоку истории, где наша Родина никогда не воевала с США, это не известно.
            1. 0
              2 февраля 2016 22:35
              Не придирайтесь к словам. "Коктейль Молотова" - это общепринятое сейчас наименование. Хотя их и в Испании использовали. Мы их только модернизировали. Что то там с серой намешали для самовоспламенения.
              С США мы не воевали. Как бы вам этого не хотелось. США оба раза поставляли нам технику. И очень неплохую. И были союзниками.
              С Великобританией, которую тут так не любят, воевали 1 раз в Крымскую.
              Враги же наши - немцы, поляки, турки, вот с ними мы воевали неоднократно.
              1. +2
                3 февраля 2016 15:30
                Если не ошибаюсь правильно будет "Коктейль для Молотова" и это название появилось в "Финскую" войну у финнов. Было растиражировано западной пропагандой и со временем трансформировалось в термин без "для". Страшно коробит этот штамп бесконечно употребляемый в СМИ.
                1. +1
                  3 февраля 2016 16:00
                  Цитата: miv110
                  Если не ошибаюсь правильно будет "Коктейль для Молотова"

                  Не ошибаетесь.
              2. +1
                4 февраля 2016 20:29
                Цитата: Cap.Morgan
                "Коктейль Молотова" - это
                так креативно! Сразу видно, что мэн не совок, для него Молотов - шайзе. По поводу воевали - не воевали. Мои предки воевали. В 1918-19. Недалеко от дома прадеда стояла 6-дюймовая батарея - встречать. И "Карл Либкнехт", "Роза Люксембург", "Клара Цэткин" для меня не немецкие товарищи, а в начале буксиры-плотоводы, потом уже - канонерские в 1918 г лодки, топившие горячо Вами защищаемых пин.досов вместе с белогвардейцами и прочей нагло-саксонской св.чью в Большой Северной Двине. На ВО был материал о подвигах "исключительных" на Севере. И про Мудьюг. Который не СЛОН, поэтому Вам глаза не колет. Радуйтесь, максимка тоже говорит, что с нами не воевали - Америка с Вами.
          3. +1
            2 февраля 2016 23:52
            Англичан ещё надо благодарить за керосин для коктейлей Молотова, за танки в 41-м, за Спитфайры и Харрикейны, за грузовики, да много ещё за что...

            Англичан надо "благодарить" в первую о начале Вторй Мировой. С их мочаливого поошерения началась агрессия Гитлера в Европе, а затем и в отношении СССР.
            1. -1
              3 февраля 2016 00:20
              Цитата: Нестарый Старый
              С их мочаливого поошерения началась агрессия Гитлера в Европе

              Ну, некоторые страны не "молчаливо поощряли", а достаточно активно "агрессировали" вместе с Гитлером. Потом, правда, дружба пошла врозь. И шакалы передрались. Но виноваты, разумеется, британцы. Больше некому.
          4. 0
            2 февраля 2016 23:52
            Англичан ещё надо благодарить за керосин для коктейлей Молотова, за танки в 41-м, за Спитфайры и Харрикейны, за грузовики, да много ещё за что...

            Англичан надо "благодарить" в первую о начале Вторй Мировой. С их мочаливого поошерения началась агрессия Гитлера в Европе, а затем и в отношении СССР.
        2. 0
          2 февраля 2016 19:44
          Цитата: амурец
          А вот что ракеты фортеля выписывали так за зто англичан "благодарить"надо

          Конструкторов этой вандервафли. Рассеивание РС ликвидировали только ближе к концу войны (1944г). Они назывались уже по-другому, ТС-46 и ТС-47. Собственно, принцип был тот же, что и у немецких реактивных мин Nebelwerfer. Только эффект достигался не косыми соплами, а косым оперением при прямых соплах.
  8. +7
    2 февраля 2016 13:20
    да все плохо работало, пушки не стреляли, шасси не ехали, рс-ы летели по спирали, бомбы скакали во все стороны, до Берлина в итоге мы добрались на трофейных F16, а Ил-2 откровенно отстойный самолет и вообще наполовину деревянный, штурмовики были маньяками и садистами которые мечтали ради Сталина убицца ап колонну и только из-за этого побеждали. Слыхали мы эту песенку
    1. +1
      2 февраля 2016 16:19
      Попасть бомбой с Ил-2 в колею практически невозможно. Практически.
      "Высокоточные" комплексы современных самолётов дают вероятность попадания 0,5 в круг радиусом 60 м. Закон распределения - нормальный. Сами посчитайте вероятность прямого попадания в танк.
  9. -2
    2 февраля 2016 16:18
    Название статьи ошибочное. Удары штурмовой авиации были не по рельсам, а по жд эшелонам и жд инфраструктуре.
  10. -2
    2 февраля 2016 19:21
    Цитата: Инженер-технарь
    "Рельсовая война" советской авиации полностью себя оправдала.

    Весьма спорное и по большей части голословное утверждение.
  11. +4
    2 февраля 2016 19:33
    В книге "Я дрался на По-2" (А. Драбкин) один ветеран рассказывает, как 1 По-2 удачно бросив свои бомбочки, полностью уничтожил крупный ж\д узел, на котором скопилось несколько эшелонов с б\п. Комиссар полка лично вылетел на проверку и сказал: " Даже мне понравилось!".
    1. +2
      2 февраля 2016 19:42
      да,По-2 очень грамотно использовали по ж/д узлам(ночью),как и Ил-2,они просто громили и крушили.Самое страшное было-зенитное противодействие.А точность поражения целей,как точечных,так и площадных,была очень высокой.
    2. +1
      2 февраля 2016 22:38
      Мне тоже понравилось.
      Наверное бомбы были вакуумные.
      Такой эффект дают бомбы Толлбой. Драбкин должен это знать.
  12. +2
    2 февраля 2016 21:58
    Рельсовая война не подразумевает исключительно подрыв путей сообщения. Это борьба против железнодорожных коммуникаций. Вот как звучит формулировка из википедии для партизанской рельсовой войны: "Рельсовая война — действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, техники и материальных средств."
  13. +1
    3 февраля 2016 01:58
    Господа теоретики! Поставьте себе на комп старенький. но очень даже замечательный симулятор ИЛ-2. Возьмите наш заслуженный штурмовик, поставьте режим "как в жизни" и попробуйте куда нибудь попасть. При этом делайте поправку на то что вы сидите на стульчике, а не в кабине боевого самолета, по которому лупят зенитки, и вы на пикировании, даже пологом, испытываете не слабые перегрузки.
    Одноместный (в смысле без штурмана) самолет без специализированного бомбового прицела в принципе имел очень мало шансов попасть куда нибудь бомбой. Почитайте в конце концов воспоминания наших или немецких пилотов на эту тему. И те и другие говорят в один голос. Главное оружие штурмовика это пушки.
    К большому сожалению, и кстати недоумению врагов, наша авиация очень мало действовала по тылам противника. Даже в 45-м году немцы относительно свободно маневрировали резервами в оперативном тылу на востоке. Чего они кстати практически не могли себе позволить на западном фронте. Там как раз союзники в основном по тылам работали.
    1. 0
      3 февраля 2016 10:50
      Цитата: Yakut
      Одноместный (в смысле без штурмана) самолет без специализированного бомбового прицела в принципе имел очень мало шансов попасть куда нибудь бомбой. Почитайте в конце концов воспоминания наших или немецких пилотов на эту тему. И те и другие говорят в один голос. Главное оружие штурмовика это пушки.

      А прицел для стрельбы из пушек был? Тоже "на глазок" стреляли в цель попадало 3..4% снарядов.
      Фугасные бомбы были рассчитаны на взрыв в воздухе и имели существенную зону осколочного поражения. Зона средних поражений ФАБ-100 составляла 35 метром (футбольное поле).
      Были еще бомбы ПТАБ
      1. +1
        3 февраля 2016 11:33
        Цитата: ism_ek
        Фугасные бомбы были рассчитаны на взрыв в воздухе и имели существенную зону осколочного поражения.

        Такие взрывы не разрушали ж/д полотно. Ж/д полотно разрушалось в результате не осколочного, а фугасного поражения. У "соток" оно составляло в диаметре 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3.
        ФАБ-500 в суглинке дает воронку диаметром 8,5 м.
        Цитата: ism_ek
        Были еще бомбы ПТАБ

        Такими полотно разрушить было очень сложно. Т.к. они не были фугасными.
  14. 0
    3 февраля 2016 18:01
    Цитата: ism_ek
    Цитата: Yakut
    Одноместный (в смысле без штурмана) самолет без специализированного бомбового прицела в принципе имел очень мало шансов попасть куда нибудь бомбой. Почитайте в конце концов воспоминания наших или немецких пилотов на эту тему. И те и другие говорят в один голос. Главное оружие штурмовика это пушки.

    А прицел для стрельбы из пушек был? Тоже "на глазок" стреляли в цель попадало 3..4% снарядов.
    Фугасные бомбы были рассчитаны на взрыв в воздухе и имели существенную зону осколочного поражения. Зона средних поражений ФАБ-100 составляла 35 метром (футбольное поле).
    Были еще бомбы ПТАБ

    Для пушек, пулеметов и РС прицел то как раз был, не бог весть какой, но был. А для бомб, рисовали риски на фюзеляже. это и есть метод бомбометания по сапогу :)
    Что до ПТАБ и осколочных бомб, равно как и капсул КС. Они не предназначены для поражения инженерных сооружений, а использовались для поражения техники и личного состава на открытой местности. От ПТАБ кстати вполне крона дерева защищала.
    И позвольте поинтересоваться. А какой такой взрыватель обеспечивал подрыв осколочной бомбы на высоте 30м? Неужели радиолокационный или лазерный :) Это в условиях когда бомбы то делали далекими от идеала в плане аэродинанамики.
    1. 0
      3 февраля 2016 21:41
      Цитата: Yakut
      И позвольте поинтересоваться. А какой такой взрыватель обеспечивал подрыв осколочной бомбы на высоте 30м? Неужели радиолокационный или лазерный :) Это в условиях когда бомбы то делали далекими от идеала в плане аэродинанамики.

      Бомбы сбрасывались с высоты 15...20 метров. Использовался взрыватель с замедлителем.
      Прицела для пушек не было. Пулеметы заряжали трассирующими патронами, по ним и прицеливались.

      При атаке на эшелон учавствовала гуппаа из 4..6 штурмовиков. В начале из пушек уничтожали локомотив, затем бомбами поражали груз, если оставалось время поражали ЖД пути, для затруднения восстановительных работ. http://militera.lib.ru/science/skomorohov_chernetsky/02.html
  15. aba
    0
    3 февраля 2016 22:33
    В боевых действиях по освобождению Донбасса группа из 18 ИЛ-2 305-й штурмовой авиационной дивизии произвела 25 августа удар по складам боеприпасов на железнодорожной станции Барвенково.

    Школьником прочитал книгу дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова "Илы атакуют" и с тех пор проникся уважением к этим труженикам войны Ил-2 и их пилотам.
  16. 0
    4 февраля 2016 18:06
    Цитата: ism_ek
    Цитата: Yakut
    И позвольте поинтересоваться. А какой такой взрыватель обеспечивал подрыв осколочной бомбы на высоте 30м? Неужели радиолокационный или лазерный :) Это в условиях когда бомбы то делали далекими от идеала в плане аэродинанамики.

    Бомбы сбрасывались с высоты 15...20 метров. Использовался взрыватель с замедлителем.
    Прицела для пушек не было. Пулеметы заряжали трассирующими патронами, по ним и прицеливались.

    При атаке на эшелон учавствовала гуппаа из 4..6 штурмовиков. В начале из пушек уничтожали локомотив, затем бомбами поражали груз, если оставалось время поражали ЖД пути, для затруднения восстановительных работ. http://militera.lib.ru/science/skomorohov_chernetsky/02.html

    Вы же сами себе противоречите. В одном посте пишите, что бомбы взрывались на высоте 30 м, в другом, что сброс был с высоты 20 м. и взрыватель с замедлением стоял.
    На счет прицела. Поищите в википедии что ли ПБП-1 на Ил-2, ну и плюс коллиматоры с мушкой на капоте стояли. И если ПБП-1 могли и не ставить, в особенности во времена дефицита материалов и оптики. То коллиматоры ставили всегда.
    Пилотами Ил-2 остается только восхищаться, как при этом они умудрялись вообще куда то попадать. В особенности РС и бомбами.
  17. 0
    15 февраля 2016 23:08
    Статья оставила двоякое впечатление, - с одной стороны поднят редкий вопрос о эффективности и способах атаки на жд эшелоны и транспортные артерии, с другой как то ну не очень...

    Пара комментов : во первых, ну просто странно - речь про Ил-2, наш основой штурмовик, а на рисунке Ту-2 (бомбер позднего периода, редко использовавшийся для штурмовок) и ниже рисунок с Су-2 (лёгкий бомбер-штурмовик начала войны, кончились уже летом 41). Логичнее было бы добавить легендарный Пе-2.

    А про эффективность - вся проблема в обученности.
    Необученный пилот будет даже с суперприцелом непопадать никуда.
    А обученный на плохоньком прицеле будет укладывать бомбы в круг 10 метров (как эксперты на Ju-87).

    В общем снимаю шапку перед нашими героями-штурмовиками, которых после простейшего курса обучения бросали на смерть в героические атаки, часто без прикрытия, на едва склёпанных детьми и женщинами Илах. Их погибло более 30 тысяч, и кстати жизнь реверсного стрелка в 8-12 раз была более скоротечной, чем жизнь пилота... Вечная им память...
  18. 0
    24 июня 2016 17:14
    Цитата: амурец
    Цитата: oxotnuk86
    Читал об этом налёте. Командывание не поверило штурмовикам что они накрыли 4 эшалона. Когда коммисия 4ВА подтвердила результат штурмового удара , оба пилота уже погибли. Вечная память.

    http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/the_feat_in_the_sky_over_the_kuban/
    Это ссылка на тагильский сайт с фотографией Слепова.А вот судьба С.Смирнова сложилась по-другому.Сбили,попал в плен,бежал,воевал в партизанском отряде в Чехословакии.После войны работал инженером.Подробности вкнигах В.Емельяненко "Военном воздухе суровом" "Ил-2 атакует".

    Когда начал читать этут статью, тоже вспомнил книгу Емельяненко "В военном воздухе суровом...", которую еще в школе зачитывал до дыр