Пережившие мясорубку

В Алтайском крае водятся не только «Рыси»

«До распада СССР мы были ведущим оборонным предприятием, – вспоминает оружейник более чем с 40-летним стажем Владимир Сарапов, ветеран алтайского приборостроительного завода «Ротор». – В 90-е по причине отсутствия оборонных заказов цехи закрывались, отопление отключали, рабочие увольнялись. С 2000-го предприятие начало возрождаться, обрастать новыми связями».


Оценка ветерана подтверждается официальными источниками. На состоявшейся минувшим летом встрече губернатора Алтайского края Александра Карлина с Олегом Бочкаревым, заместителем председателя коллегии Военно-промышленной комиссии, было сказано, что в первом полугодии 2015-го региональные предприятия ОПК продемонстрировали завидную динамику развития – 110 процентов по индексу промышленного производства.

Пережившие мясорубку


Алтайский приборостроительный завод «Ротор» значился ведущим оборонным предприятием СССР с 1962 года как непосредственный участник производства баллистических, а затем крылатых ракет. В 1977-м предприятие осуществило первый выпуск навигационных комплексов «Медведица-РТМ», которыми оснащались многоцелевые АПЛ второго поколения. «Ротор» был головным исполнителем работ по этой теме. 1981 год памятен началом выпуска системы «Салют», которой оснащались подводные лодки стратегического назначения и тяжелые атомные ракетные крейсеры «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Петр Великий»… По части серийного изготовления гироскопических приборов и навигационных комплексов для нужд ВМФ СССР роторцы заслуженно считались первыми в Советском Союзе. Но в 90-е предприятие пережило тяжелейший кризис, вызванный обнулением государственного оборонного заказа. Уникальное предприятие, чтобы выжить, перешло на выпуск мясорубок.

Выход из штопора на «Роторе» начался в 2002-м, когда генеральным директором стал Владимир Коновалов. Профессионал и опытный организатор, он вместе с командой единомышленников стал добиваться экономической устойчивости и эффективности предприятия. «Ротору» удалось вернуться на круги своя. Сегодня завод изготавливает высокотехнологичные системы и отдельные приборы, гироскопические чувствительные элементы для навигационных комплексов АПЛ и надводных кораблей. Освоен выпуск малогабаритных прецизионных устройств для перспективных навигационных систем широкого назначения. На заводе выполняются работы по техническому обслуживанию и межпоходовому ремонту ранее выпущенных комплексов и приборов, установленных на АПЛ и надводных кораблях, в том числе на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и ТАРКР «Петр Великий».

«Оборонными заказами мы обеспечены до 2018 года, – говорит заместитель генерального директора ОАО «АПЗ «Ротор» по экономике Ирина Цомаева. – В год осваиваем от 10 до 12 новых разработок ЦНИИ «Электроприбор» из Санкт-Петербурга и других отечественных научно-исследовательских институтов. На предприятии действует программа импортозамещения – налажен выпуск компонентов, ранее производившихся на Украине».

Ветеран «Ротора» Владимир Сарапов, приехавший на завод в 1973-м после окончания Ленинградского электротехнического института, поработавший и в конструкторском бюро, и начальником цеха, а ныне возглавляющий производственно-диспетчерский отдел, убедительно доказывает, что предприятие на подъеме: «В 2000-м военные заказы составляли у нас только 25 процентов. Теперь выросли до 87 процентов. Для подготовки нужных заводу рабочих создали свой учебный центр. Зарплата у только что окончивших его 28–30 тысяч рублей. Уникальные специалисты, профессионалы со стажем зарабатывают от 60 до 117 тысяч».


В линейке выпускаемых на Алтае шин для
военной и гражданской авиации около
40 моделей. Фото: airliners.net



БРМ-3К «Рысь» разработана в Рубцовске
на базе БМП-3. Фото: google.com


Техническое обслуживание и межпоходовый
ремонт навигационных систем тяжелого
атомного ракетного крейсера
«Петр Великий» выполняется
на заводе «Ротор». Фото: topwar.ru

Алтайский шинный комбинат, предприятие с полувековой историей, сегодня – одно из крупнейших в своей отрасли, в новом веке развивается особенно динамично. В 2006-м впервые выиграло тендер на поставку авиационных и автомобильных шин Министерству обороны. В линейке «обуви» для военной и гражданской летной техники – порядка 40 моделей.

В 2013-м на АШК начали монтировать купленное в Ярославле оборудование цеха авиационных шин. Почему уникальное оборудование продали за тридевять земель? История проста, как рынок, в условиях которого приходится работать нашим «оборонщикам». «ЯШЗ-Авиа», входящий в большой шинный холдинг, вначале был выделен как самостоятельное производство. Однако выжить в узкой нише не удалось – суд признал предприятие банкротом. Заводское оборудование пошло с молотка и в итоге было вывезено на Алтайский шинный комбинат. Вероятно, здесь условия производства оказались более подходящими. В 2015-м на АШК выпуск шин наращивался, причем не только для авиационной, но и для сухопутной военной техники. Как сообщил военпред Вадим Баскирев, в прошедшем году предприятие на сто процентов выполнило гособоронзаказ. В настоящее время идет модернизация производства, выпуск продукции продолжает расти.

Барнаултрансмаш отсчитывает свою историю с Великой Отечественной, когда из Сталинграда буквально под огнем противника было вывезено с местом назначения Барнаул оборудование предприятий-гигантов. До конца войны Трансмаш выпустил десять тысяч двигателей для «тридцатьчетверок», что составило четверть всех танковых моторов, изготовленных в лихую годину советскими заводами.

Сегодня объемы производства не те. И кризис испытывает на прочность. На заводе не скрывают, что для выполнения оборонных заказов пришлось провести оптимизацию производственных помещений. Барнаултрансмаш освободил 16 500 квадратных метров площадей, сократил расход тепла и электричества. Все это позволило заводу компенсировать возросшие затраты на основные материалы для производства двигателей – алюминий и медь, а также удержать цены на готовую продукцию, сохранить рабочие места и уровень доходов сотрудников. За 2013–2014 годы предприятие увеличило выпуск продукции на 50 миллионов рублей. В 2015-м – еще на 150 миллионов. Основная продукция завода – судовые и промышленные дизельные двигатели.

Кстати, трансмашевские моторы, установленные на тягачах, принимали участие в параде, посвященном 70-летию Великой Победы.

Барнаульский патронный завод уходит корнями в середину XIX века. Основанное в правление Александра II в Петербурге предприятие стало одним из первых патронных производств в России. В Первую мировую его продукцией снабжалась вся Российская армия. В Гражданскую, когда возникла угроза оккупации Петрограда, завод был эвакуирован в Подольск. С началом Великой Отечественной производство перебазировали в Барнаул. Туда же отправились патронные заводы из Москвы и Луганска. Фактически на новом предприятии был организован выпуск всех необходимых для стрелкового оружия патронов. Днем рождения в ОАО «БПЗ» считают 24 ноября 1941 года, когда на фронт отправилась первая партия боеприпасов, произведенных на Алтайской земле. Всю войну Барнаульский завод снабжал фронт патронами калибров 7,62, 12,7 и 14,5 миллиметра (с бронебойно-зажигательной пулей), а также к пистолету ТТ. Каждый второй патрон, изготовленный в годы Великой Отечественной, был алтайским.

За 70 прошедших со Дня Победы лет завод, движимый в разные времена, как и любое предприятие, необходимостью развития и выживания, помимо продукции военной освоил выпуск «мирных» изделий – охотничьих патронов.

В 2013 году при поддержке краевой администрации БПЗ начал реализовывать инвестиционный проект «Переоснащение и модернизация инструментального производства». В 2014-м освоены и внедрены три новых вида патронов, два из которых, как утверждают знающие люди, не имеют аналогов. Продолжалась работа по техническому перевооружению и модернизации, выросла численность сотрудников. Только в последнее время были закуплены, установлены и включены в производственный процесс более 25 новых видов оборудования.

В 2015 году разработка конструкции и поставка на производство 7,62-мм винтовочного снайперского патрона с бронебойной пулей БС получила премию Алтайского края в области науки и техники в номинации «НИОКР, завершившиеся применением в производстве новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ, а также практическая реализация изобретений, решений в области управления и финансов».

В клуб дилеров БПЗ входят не только российские компании, но и фирмы из ближнего и дальнего зарубежья.

Рубцовский филиал – НПК «Уралвагонзавод» создавался как предприятие по производству гусеничных машин. Проектное задание было утверждено в канун 1960 года отделом капитального строительства краевого совнархоза. В 1967-м Рубцовский машиностроительный завод начал осваивать детали и узлы для БМП-1. В 1973 году на базе Курганмашзавода работниками РМЗ были изготовлены первые командирские боевые разведывательные машины (БРМ-1К). В 1980-м начат серийный выпуск командно-штабной машины БМП-1КШ. За создание командирской БРМ третьего поколения, работы над которой были завершены в 1993 году, коллектив удостоился премии правительства Российской Федерации. Эту специализацию заводу удалось сохранить, более того – уже в 2000-х появились иностранные заказы на детали и узлы, необходимые для модернизации БМП-1.

27 августа 2007 года был подписан президентский указ о создании научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод», куда в числе прочих предприятий вошло ОАО «Рубцовский машиностроительный завод». Сегодня здесь производится командирская боевая машина БРМ-3К «Рысь», предназначенная для ведения войсковой разведки в любое время года и суток в условиях ограниченной видимости. Промышленный потенциал предприятия, направленность на производство гусеничной техники специального назначения сохранены, как и научно-исследовательская база, кадровый состав одного из крупнейших предприятий Рубцовска.

Краткий итог положения дел в отрасли по просьбе корреспондента «ВПК» подвела краевая администрация. Она удовлетворена работой алтайских предприятий, выполняющих оборонные заказы, и рассчитывает на укрепление позитивных тенденций в 2016 году.
Автор:
Капитолина Балышева
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/28917
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти