Пережившие мясорубку

В Алтайском крае водятся не только «Рыси»

«До распада СССР мы были ведущим оборонным предприятием, – вспоминает оружейник более чем с 40-летним стажем Владимир Сарапов, ветеран алтайского приборостроительного завода «Ротор». – В 90-е по причине отсутствия оборонных заказов цехи закрывались, отопление отключали, рабочие увольнялись. С 2000-го предприятие начало возрождаться, обрастать новыми связями».

Оценка ветерана подтверждается официальными источниками. На состоявшейся минувшим летом встрече губернатора Алтайского края Александра Карлина с Олегом Бочкаревым, заместителем председателя коллегии Военно-промышленной комиссии, было сказано, что в первом полугодии 2015-го региональные предприятия ОПК продемонстрировали завидную динамику развития – 110 процентов по индексу промышленного производства.


Пережившие мясорубку


Алтайский приборостроительный завод «Ротор» значился ведущим оборонным предприятием СССР с 1962 года как непосредственный участник производства баллистических, а затем крылатых ракет. В 1977-м предприятие осуществило первый выпуск навигационных комплексов «Медведица-РТМ», которыми оснащались многоцелевые АПЛ второго поколения. «Ротор» был головным исполнителем работ по этой теме. 1981 год памятен началом выпуска системы «Салют», которой оснащались подводные лодки стратегического назначения и тяжелые атомные ракетные крейсеры «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Петр Великий»… По части серийного изготовления гироскопических приборов и навигационных комплексов для нужд ВМФ СССР роторцы заслуженно считались первыми в Советском Союзе. Но в 90-е предприятие пережило тяжелейший кризис, вызванный обнулением государственного оборонного заказа. Уникальное предприятие, чтобы выжить, перешло на выпуск мясорубок.

Выход из штопора на «Роторе» начался в 2002-м, когда генеральным директором стал Владимир Коновалов. Профессионал и опытный организатор, он вместе с командой единомышленников стал добиваться экономической устойчивости и эффективности предприятия. «Ротору» удалось вернуться на круги своя. Сегодня завод изготавливает высокотехнологичные системы и отдельные приборы, гироскопические чувствительные элементы для навигационных комплексов АПЛ и надводных кораблей. Освоен выпуск малогабаритных прецизионных устройств для перспективных навигационных систем широкого назначения. На заводе выполняются работы по техническому обслуживанию и межпоходовому ремонту ранее выпущенных комплексов и приборов, установленных на АПЛ и надводных кораблях, в том числе на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и ТАРКР «Петр Великий».

«Оборонными заказами мы обеспечены до 2018 года, – говорит заместитель генерального директора ОАО «АПЗ «Ротор» по экономике Ирина Цомаева. – В год осваиваем от 10 до 12 новых разработок ЦНИИ «Электроприбор» из Санкт-Петербурга и других отечественных научно-исследовательских институтов. На предприятии действует программа импортозамещения – налажен выпуск компонентов, ранее производившихся на Украине».

Ветеран «Ротора» Владимир Сарапов, приехавший на завод в 1973-м после окончания Ленинградского электротехнического института, поработавший и в конструкторском бюро, и начальником цеха, а ныне возглавляющий производственно-диспетчерский отдел, убедительно доказывает, что предприятие на подъеме: «В 2000-м военные заказы составляли у нас только 25 процентов. Теперь выросли до 87 процентов. Для подготовки нужных заводу рабочих создали свой учебный центр. Зарплата у только что окончивших его 28–30 тысяч рублей. Уникальные специалисты, профессионалы со стажем зарабатывают от 60 до 117 тысяч».

Пережившие мясорубку

В линейке выпускаемых на Алтае шин для
военной и гражданской авиации около
40 моделей. Фото: airliners.net


Пережившие мясорубку

БРМ-3К «Рысь» разработана в Рубцовске
на базе БМП-3. Фото: google.com

Пережившие мясорубку

Техническое обслуживание и межпоходовый
ремонт навигационных систем тяжелого
атомного ракетного крейсера
«Петр Великий» выполняется
на заводе «Ротор». Фото: topwar.ru

Алтайский шинный комбинат, предприятие с полувековой историей, сегодня – одно из крупнейших в своей отрасли, в новом веке развивается особенно динамично. В 2006-м впервые выиграло тендер на поставку авиационных и автомобильных шин Министерству обороны. В линейке «обуви» для военной и гражданской летной техники – порядка 40 моделей.

В 2013-м на АШК начали монтировать купленное в Ярославле оборудование цеха авиационных шин. Почему уникальное оборудование продали за тридевять земель? История проста, как рынок, в условиях которого приходится работать нашим «оборонщикам». «ЯШЗ-Авиа», входящий в большой шинный холдинг, вначале был выделен как самостоятельное производство. Однако выжить в узкой нише не удалось – суд признал предприятие банкротом. Заводское оборудование пошло с молотка и в итоге было вывезено на Алтайский шинный комбинат. Вероятно, здесь условия производства оказались более подходящими. В 2015-м на АШК выпуск шин наращивался, причем не только для авиационной, но и для сухопутной военной техники. Как сообщил военпред Вадим Баскирев, в прошедшем году предприятие на сто процентов выполнило гособоронзаказ. В настоящее время идет модернизация производства, выпуск продукции продолжает расти.

Барнаултрансмаш отсчитывает свою историю с Великой Отечественной, когда из Сталинграда буквально под огнем противника было вывезено с местом назначения Барнаул оборудование предприятий-гигантов. До конца войны Трансмаш выпустил десять тысяч двигателей для «тридцатьчетверок», что составило четверть всех танковых моторов, изготовленных в лихую годину советскими заводами.

Сегодня объемы производства не те. И кризис испытывает на прочность. На заводе не скрывают, что для выполнения оборонных заказов пришлось провести оптимизацию производственных помещений. Барнаултрансмаш освободил 16 500 квадратных метров площадей, сократил расход тепла и электричества. Все это позволило заводу компенсировать возросшие затраты на основные материалы для производства двигателей – алюминий и медь, а также удержать цены на готовую продукцию, сохранить рабочие места и уровень доходов сотрудников. За 2013–2014 годы предприятие увеличило выпуск продукции на 50 миллионов рублей. В 2015-м – еще на 150 миллионов. Основная продукция завода – судовые и промышленные дизельные двигатели.

Кстати, трансмашевские моторы, установленные на тягачах, принимали участие в параде, посвященном 70-летию Великой Победы.

Барнаульский патронный завод уходит корнями в середину XIX века. Основанное в правление Александра II в Петербурге предприятие стало одним из первых патронных производств в России. В Первую мировую его продукцией снабжалась вся Российская армия. В Гражданскую, когда возникла угроза оккупации Петрограда, завод был эвакуирован в Подольск. С началом Великой Отечественной производство перебазировали в Барнаул. Туда же отправились патронные заводы из Москвы и Луганска. Фактически на новом предприятии был организован выпуск всех необходимых для стрелкового оружия патронов. Днем рождения в ОАО «БПЗ» считают 24 ноября 1941 года, когда на фронт отправилась первая партия боеприпасов, произведенных на Алтайской земле. Всю войну Барнаульский завод снабжал фронт патронами калибров 7,62, 12,7 и 14,5 миллиметра (с бронебойно-зажигательной пулей), а также к пистолету ТТ. Каждый второй патрон, изготовленный в годы Великой Отечественной, был алтайским.

За 70 прошедших со Дня Победы лет завод, движимый в разные времена, как и любое предприятие, необходимостью развития и выживания, помимо продукции военной освоил выпуск «мирных» изделий – охотничьих патронов.

В 2013 году при поддержке краевой администрации БПЗ начал реализовывать инвестиционный проект «Переоснащение и модернизация инструментального производства». В 2014-м освоены и внедрены три новых вида патронов, два из которых, как утверждают знающие люди, не имеют аналогов. Продолжалась работа по техническому перевооружению и модернизации, выросла численность сотрудников. Только в последнее время были закуплены, установлены и включены в производственный процесс более 25 новых видов оборудования.

В 2015 году разработка конструкции и поставка на производство 7,62-мм винтовочного снайперского патрона с бронебойной пулей БС получила премию Алтайского края в области науки и техники в номинации «НИОКР, завершившиеся применением в производстве новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ, а также практическая реализация изобретений, решений в области управления и финансов».

В клуб дилеров БПЗ входят не только российские компании, но и фирмы из ближнего и дальнего зарубежья.

Рубцовский филиал – НПК «Уралвагонзавод» создавался как предприятие по производству гусеничных машин. Проектное задание было утверждено в канун 1960 года отделом капитального строительства краевого совнархоза. В 1967-м Рубцовский машиностроительный завод начал осваивать детали и узлы для БМП-1. В 1973 году на базе Курганмашзавода работниками РМЗ были изготовлены первые командирские боевые разведывательные машины (БРМ-1К). В 1980-м начат серийный выпуск командно-штабной машины БМП-1КШ. За создание командирской БРМ третьего поколения, работы над которой были завершены в 1993 году, коллектив удостоился премии правительства Российской Федерации. Эту специализацию заводу удалось сохранить, более того – уже в 2000-х появились иностранные заказы на детали и узлы, необходимые для модернизации БМП-1.

27 августа 2007 года был подписан президентский указ о создании научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод», куда в числе прочих предприятий вошло ОАО «Рубцовский машиностроительный завод». Сегодня здесь производится командирская боевая машина БРМ-3К «Рысь», предназначенная для ведения войсковой разведки в любое время года и суток в условиях ограниченной видимости. Промышленный потенциал предприятия, направленность на производство гусеничной техники специального назначения сохранены, как и научно-исследовательская база, кадровый состав одного из крупнейших предприятий Рубцовска.

Краткий итог положения дел в отрасли по просьбе корреспондента «ВПК» подвела краевая администрация. Она удовлетворена работой алтайских предприятий, выполняющих оборонные заказы, и рассчитывает на укрепление позитивных тенденций в 2016 году.
Автор: Капитолина Балышева
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/28917


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 26
  1. a.s.zzz888 30 января 2016 07:25
    Хороших и добрых дел на благо нашей оборонки, алтайцам.

    Р.S. А охотничьи патроны Барнаула, всегда в продаже, даже в магазинах Дальнего Востока.
    1. Свелес 30 января 2016 13:32
      Для подготовки нужных заводу рабочих создали свой учебный центр. Зарплата у только что окончивших его 28–30 тысяч рублей. Уникальные специалисты, профессионалы со стажем зарабатывают от 60 до 117 тысяч».


      Открытые вакансии:

      Должность, специальность

      Характер, продолжительность рабочего времени

      Социальные гарантии

      Заработная плата

      Контролер станочных и слесарных работ

      Постоянно с 8-00 до 17-00

      Соц. пакет, служебный транспорт

      16000

      Ведущий специалист по охране труда

      Постоянно с 8-00 до 17-00

      Соц. пакет, служебный транспорт

      20000

      Инженер-программист

      Постоянно с 8-00 до 17-00

      Соц. пакет, служебный транспорт


      Инженер-технолог машиностроительного производства

      Постоянно с 8-00 до 17-00

      Соц. пакет, служебный транспорт

      20000

      Токарь 3-4 разряда

      Постоянно с 8-00 до 17-00

      Соц. пакет, служебный транспорт

      18000

      Грузчик транспортировщик (водитель эл. кары)

      Постоянно с 8-00 до 17-00

      Соц. пакет, служебный транспорт

      18000

      Контактная информация


      http://apzrotor.ru/company/career/vakansii
      интересная подача информации статейка говорит ,что молодые специалисты имеют по 30тыс. руб.,а официальный сайт завода говорит,что требуются токари и инженеры с зарплатай 18-20 тыс.руб. так кто врёт?
      1. serezhasoldatow 30 января 2016 15:30
        Вы не считаете различные доплаты, обычно это стартовая цифра.
      2. woron333444 30 января 2016 20:14
        токаря получают от 40, расточников вообще на руках носят - от 60. Станочников сейчас трудно найти.
      3. Nick 30 января 2016 22:24
        Цитата: Свелес
        интересная подача информации статейка говорит ,что молодые специалисты имеют по 30тыс. руб.,а официальный сайт завода говорит,что требуются токари и инженеры с зарплатай 18-20 тыс.руб. так кто врёт?

        Предполагаю, что никто не врет. Скорее всего в вакансиях указан базовый оклад, к которому предполагаются персональные надбавки и премиальные по итогам работы за месяц. По моему личному опыту могу сказать, что при базовом окладе в 10 тыс. я реально зарабатывал в 3,5-4 раза выше, правда только до появления отрицательных показателей в балансе.
  2. 78bor1973 30 января 2016 08:02
    А ещё в Барнауле был завод РТИ из которого сделали площадку для картинга , а ещё был новейший завод ЗСВ пущенный в 1989 году (просто разрезали на металлом) ,БКЗ ,ХБК,Радиозавод,Завод Мехпрессов -в Алтайском крае наверное одни из самых маленьких зароботков в России и это мой родной город ! Хотя за "Ротор" и "Трансмаш" радуюсь!
    1. Ctrannik 30 января 2016 11:16
      Про Трансмаш, люди знакомые с ситуацией говорили, что при подготовке к параду на Красной площади, на технике заменили пять трансмашевских двигателей.
    2. Ctrannik 30 января 2016 11:16
      Про Трансмаш, люди знакомые с ситуацией говорили, что при подготовке к параду на Красной площади, на технике заменили пять трансмашевских двигателей.
  3. Ctrannik 30 января 2016 08:16
    Ну, не все так радужно, как это видит администрация и Александр Богданович. Давайте быть честными и про остальные заводы расскажем. Что осталось от Радиозавода, Геофизики, ОКБА... одни названия... Территорию Аппаратурно-механического буквально бульдозерами выровняли, замечательный развлекательный комплекс получится...
    1. амурец 30 января 2016 08:22
      Цитата: Ctrannik
      Ну, не все так радужно, как это видит администрация и Александр Богданович. Давайте быть честными и про остальные заводы расскажем.

      Вы думаете только у вас?Да по всей стране такое произошло или происходит.Просто писать не хочется.
    2. woron333444 30 января 2016 20:18
      Не всем повезло в этой жизни. В Рубцовске РЗЗ угробили, на его месте Алтайвагон, можно сказать с нуля поставили. Алтайсельмаш и АТЗ где работало почти 40тыс человек, как после бомбежки. РМЗ теперь филиал Уралвагона. Вместо АЗТЭ теперь Литком и Завод "Зобнева" (плуги и сельхозтехнику делает)
  4. вега 30 января 2016 08:37
    Возрождая оборонку - возрождаем и науку и культуру и село.
  5. Платоныч 30 января 2016 09:58
    В Красноярске еще страшнее! Сколько заводов закрыто - волосы шевелятся!
  6. avg-mgn 30 января 2016 10:41
    Давайте по честному: закрылись и закрываются предприятия не выдерживающие испытания временем, не сумевшие сориентироваться в изменившихся товарно-денежных отношениях, неверно выстраивающих свою стратегическую линию на техническое перевооружение, партнерские связи и.д.
    Приведу в качестве примера мой родной Магнитогорск. Помню, раньше бывая в командировках называл его и зачастую слышал - "А где это, где Магадан?".
    Потом развал СССР, страна падала, денег нет, бартер, сбыта нет.
    Работягам помыться после смены нечем стали варить мыло на базе коксохимического производства.
  7. Pvi1206 30 января 2016 10:49
    В лихие 90-е годы весь оборонный комплекс был приговорён к уничтожению (в угоду западу) людьми, которые до сих пор находятся при власти. А народ - к дебилизации и вымиранию. Оборонно-промышленный комплекс - это, прежде всего, интеллектуальная элита общества. Помню как один высококлассный специалист в то время работал кондуктором на трамвае. Другой работы в своём городе найти не смог...
    Но жизнь,как известно, состоит из чередующихся чёрных и белых полос. Мы выходим из очередной чёрной полосы. С чем всех нас и поздравляю!
  8. казах 30 января 2016 11:14
    В 2013-м на АШК начали монтировать купленное в Ярославле оборудование цеха авиационных шин.
    В 2013 еще там работал оборудование металлолом год стояло на улице.В цехах над станками полиэтилен натягивали чтоб дождем не мочило.Текучка кадров страшная.В общем не так все радужно как тут описывают к сожалению.Сейчас лучше не стало.
  9. aba 30 января 2016 11:30
    Отрадно слышать такую новость, но ещё более отрадно, что не все специалисты растеряны. А ведь всё шло, да и пока всё идет к этому, ведь нет уже базы подготовки средне-технических специалистов, ПТУ то по сути дела ликвидированы.
    aba
  10. avg-mgn 30 января 2016 13:02
    ПОХОЖЕ ДЛИННЫЙ МОНОЛОГ ПОЛУЧИЛСЯ, ПОЛОВИНКА ВОШЛА.
    Продолжу с Вашего разрешения:
    Многие предприятия встали, были разворованы не без помощи своих же работяг.
    На этом фоне пример Магнитогорского Металлургического Комбината (ММК), весьма поучителен:
    В самый трудный период для металлургической промышленности в руководство комбината пришла новая команда выборного директора и они сумели не только сохранить производство и кадры, но и провести серьезнейшую реконструкцию производства. ММК жив и сегодня празднует свой день рождения.
  11. OML 30 января 2016 13:17
    Я не знаю, была ли автор статьи Капитолина Балышева Рубцовск, но если была,то увидела, чтони от ни от АТЗ (тракторного завода), ни от РЗЗ (вагон завода), ни Сельмаша практически ничего ни осталось. Цеха, даже стены, дороги, КПП и т.п. все похерено. Не много "существует" АТЗ за счёт ТЭЦ, которая находится на его территории и обслуживает остатки города.
    OML
  12. Reptiloid 30 января 2016 13:45
    Тяжёлые,обидные ситуации .Оскорбление до глубины души.Как-то по сети не смотрел--есть ли об этих разрушенных заводах.Наверно,будут стараться вытравить из памяти народной,а потом и архивы предатели захотят уничтожить.
    Был у меня один том издания к 300 лет Санут-Петербурга,Крупный, толстый,бордовый,"Выборгская сторона".Подарил его одной хорошей семье,там живущей.Они были удивлены и довольны."Ведь этих заводов уже нет,всё уничтожено".Ведь скольких людей подвергли.
    Статья понравилась.Рад за этот завод.
  13. ТОР2 30 января 2016 14:08
    Автор как то вскользь упомянул про гражданский спектр продукции. Например автомобильные компрессоры которые Алтайский приборостроительный завод выпускает под маркой "Катунь", очень даже неплохая штука. Стоят дешевле китайщины, и по качеству намного лучше.
  14. Старый Воин 30 января 2016 14:32
    Процветания вам.
  15. Мацуда Кабусики 30 января 2016 15:42
    А к чему удивляться закрытым заводам, разрушенным производствам. Те кто жил во времена СССР наверняка помнят о том, что Советский Союз готов был воевать со всем западным миром. Почти вся промышленность работала на оборону, армия СССР составляла более 5 млн. человек(на 1989г). Отсюда и такое количество предприятий, чтобы вооружить такую армию. В своё время был сильно удивлён, когда узнал что производство телевизоров в Советском Союзе, было "побочным" производством, основное шло опять же на оборону.
  16. mitya1941 30 января 2016 17:29
    Я житель Рубцовска. В лучшие времена на АТЗ работало более 24 тысяч рабочих.Сейчас остались одни руины.Там можно кино про Сталинградскую битву снимать.А в Инструментальном цехе сейчас торговый центр. Видать трактора сельхоз нашей стране не нужны.
  17. avg-mgn 30 января 2016 19:37
    Уважаемые коллеги. Закончу 2 предыдущих своих странички коротким послесловием.

    Заводы пытавшиеся выпускать ни кому ненужную продукцию были и будут всегда обречены.
    Только грамотные и упертые руководители смогут работать в жестоком мире конкуренции,
    с тем же Китаем например, ибо ключ к выживанию - создание востребованной и конкурентной
    по цене продукции. Для этого потеть надо, а не виски в ночных клубах дринькать. А этого
    сегодня молодежи (без обид) ой как не хватает.
    На этом закончил
    1. igfrost1957 5 июля 2016 13:19
      Абсолютно с вами согласен. Многие руководители советских лет не смогли приспособиться к новым условиям. Многие начали просто воровать.
  18. aba 30 января 2016 21:05
    Цитата: avg-mgn
    Заводы пытавшиеся выпускать ни кому ненужную продукцию были и будут всегда обречены.

    Хотел бы с вами согласится, да вот не согласен, что надо было всё уничтожать под корень. А перепрофилировать?! Только вот у нашей продажной элиты другие взгляды на жизнь оказались. И это не вина предприятия, которое не то выпускало.
    aba

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня