Military Review

"I remember Svetlov in the war ..."

5
The name of Mikhail Arkadyevich Svetlov is not included in the school literature program. Unfortunately, you can’t call him a poet who is popular with modern youth, although fathers and especially grandfathers of this very youth certainly know the famous once-famous Grenada.


Svetlov was born and raised in Dnepropetrovsk, his family was very poor. So poor that when the future poet, but for now the fourteen-year-old boy brought his first fee for poems printed in the newspaper, there was enough money only for a loaf of bread. But this loaf has become a real happiness.
"Grenada" was released in 1926 year on the pages of the newspaper "Komsomolskaya Pravda". And immediately became a favorite. She was recited and sang (the best melody was composed by Viktor Berkovsky, but much later - in 1954) literally everything and everywhere: in squares and in the barracks, in hikes and demonstrations. These lines sounded in Spain, near Guadalajara - Russian pilots sang them and "handed over" to fighters from other countries. "Grenada" became the anthem of prisoners in the fascist death camp Mauthazene ...

Mikhail Arkadevich himself was at war and reached Berlin. True, very little is said about this and sparingly is written by literary sources.

And in the Lipetsk region there lived a war correspondent, a gentleman of the Order of the Patriotic War, the author of the five-volume work "Great Patriotic War in documents and photographs" Ivan Alexandrovich Narcissus, who served along with Svetlov. Here are the memories of the poet, I hope they will interest you ...

“In the name of Mikhail Arkadyevich Svetlov, I remember not only his well-known Grenada, Italian, Song of Kakhovka and other poems, I also remember him in the war.

I happened to know Svetlov closely: in 1944-45, we served together in the newspaper 9 of the separate tank corps “For the Victory!”. We were associated with a poet by companionship: they ate from the same pot, slept side by side on straw, and visited parts and divisions together.

Turning today to Svetlov's collections of poems, we find there a few front-line works. Perhaps this is due to the great exactingness of the poet: he selected only the best for collections. In addition, Svetlov did not collect poems published in the soldiers ’newspapers; he didn’t take any literary archives along the front roads with him. Mikhail Arkadyevich believed that the task of each of his poems was to help the fighters raise their spirits or distract them from military experiences and thoughts. And that these poems would be interesting to other generations, or, as many advised, it was possible to earn money by creating a new collection, Svetlov did not think about it at that time. He was a generous man, gave his work recklessly.

"I remember Svetlov in the war ..."


Meanwhile, Svetlov’s poems published in a soldier’s newspaper always, as the soldiers themselves admitted, added strength to them to fight with the fascists. I must say, the poet himself did not run from battles and advanced. He participated in many battles, although in the editorial it was strictly forbidden. Before my eyes, Mikhail once pulled out a boy of five or six years from the battlefield (it was in Belarus, near a small village). For fear the child did not understand anything at all, for a long time he could not answer a single question. Svetlov in his arms brought him to the editorial office, ran to the cook, fed the boy with borsch, sang songs to him. Then, when the boy recovered from the horror and realized that he had come to his own, he said that the fascists killed my mother, he is now alone. We sent the boy (in my opinion, his name was Yura) to an orphanage, but Svetlov questioned the villagers, found out the boy's name and the names of his parents. Someone from the neighbors found in the destroyed house where Yura lived a letter from his father. Svetlov himself wrote to this part, told him where the child is now. After the war, the poet and father of Kudinov came to the poet from Belorussia — that very letter from Svetlov helped them to find each other.

In general, Mikhail Arkadyevich was very attentive to the fate of each person. It happened that letters from wives and mothers looking for their husbands and sons came to the editor from the rear. Svetlov tried to publish these letters not in one, but several issues, often when leaving for the assignment, he took newspapers with him and showed them to the soldiers. Once, I remember, a letter came from a woman who lost her husband. For some signs, she believed that he was fighting in our 9 tank corps. Unfortunately, we did not know this fighters. And the circumstances were such that Svetlov had to leave, that is, he could not show the newspaper to the soldiers himself. Then at night he took the whole print run to his dugout, marked this letter in red pencil and wrote: “Comrade! Be sure to read the ad and give the newspaper to another fighter! ”

But the poem "Before order", published in the newspaper "For Victory!" 21 May 1944.

Guns beat without failure!
Earth shudder raw!
And the army before the order,
Like a cloud before a thunderstorm!
He will hit with a triple -
In the guns hidden thunder,
And the reflections of the close battle
On your leather helmet.
We know the life of war,
Weapons Russian honor.
Always, responding to the Commissar,
Flies report: "Yes!"
There is - in the very depths of defense
News of ours tanks armor!
There is glory! There are - our banners!
There is a heart to meet the fire! ..

2 May 1945, Berlin capitulated. The fallen city lay in ruins. Over the dome of the Reichstag was flying the Victory Banner.

May 5 Mikhail Svetlov, a literary employee of our newspaper Romanyuk and I, as part of a group of officers of our tank corps headquarters, arrived in the Reichstag area. The Brandenburg Gate was completely destroyed by shell fragments and bombs. The gray large building - the Reichstag - was also damaged.
All the openings of the windows were bricked up, only small holes remained - the fascists used them as embrasures during the battles. The dome on metal trusses was without glass.

Going inside, we immediately ran into a hollow silence. Walked a draft, raising the whirlwinds of stationery, something else burned, smoked, smelled of fumes. Svetlov and I climbed up the floors to the broken stairs.

Everyone who visited the Reichstag signed on the outer walls and columns. Our people left inscriptions harsh, full of hatred for the enemy and love for their homeland. What is signed? Who had what was at hand: with chalk, bayonet, knife, coal, shell splinter ... Everything was written at the height of the raised hand. We stood on the ledge of the wall to sign. And later, the warriors from different units signed up higher and higher, right up to the eaves ...

... early morning 1945 of the year. A messenger from the general came to the editorial office with an invitation to appear at the officers' meeting for those of us who are not busy releasing an emergency edition of a newspaper dedicated to Victory Day. At the solemn meeting could go only two: Svetlov and me. Everyone has a holiday, joy. I did not know what Svetlov thought at that moment. Perhaps he remembered that the entire printed word was very important during the war? What we did not sit in warm apartments and also went into battle? What more than once could have died under shells and mines, that every line and photo was not sucked from the finger, but extracted without thinking about death? That on that day everyone was entitled to recall his personal participation in the cause of victory? And Svetlov said something that was absolutely not in his character:

“Our places, old man, that's where,” and pointed to the first row of chairs ... "

Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 1 February 2016 08: 08
    +3
    I remember .. the performance of Svetlov was shown on TV in Soviet times .. Sorry, they don’t repeat it .. Victor Proskurin in the title role .. Thank you, Sophia .. a wonderful poet ...
  2. Volga Cossack
    Volga Cossack 1 February 2016 08: 15
    +3
    I wrote wonderful lines ........ but now there is no school program in the program - you need to return it.
    1. ddd1975
      ddd1975 28 October 2016 03: 11
      0
      ... all 100. Such authors should be in the program and on the fucking USE - if we want to raise a decent generation and preserve at least some moral norms in society. And not the authors of "non-name" for which they are now taking the exam - only the classics, all the hardcore music will give life to our children ... now there is enough of it.
  3. V.ic
    V.ic 1 February 2016 08: 17
    +1
    "To give the land in Grenada to the peasants ..." And the peasants supported Franco and the Phalangists! And the song is good, and Viktor Semyonovich did not disappoint with the melody!
  4. Koshak
    Koshak 1 February 2016 17: 58
    +1
    I’ve never been to a tavern in my life,
    I did not drink strong whiskey with the sailors,
    I’ll never in my life, probably
    Riding a horse across the Arabian steppes.

    I do not pull the sail with a timid hand,
    Do not swing a paddle, do not circle in a hurricane, -
    Atlantic loves a salt guy
    With a weathered chest, with crooked legs ...

    A wall behind the ice will shrink
    We will wander around a huge field, -
    So it will be when Amundsen allows me
    See the North Pole from afar.

    I may not leave my shore soon,
    And it would be so good under the onslaught of the storm
    Knowing your Ukraine to the bone
    Tropical watch at night on duty.

    In the Chernihiv field, above a sleepy grove
    Such nights have not yet descended
    So that the stars roam to the touch
    And in the dark they stumbled upon the moon ...

    At twelve our gates are locked
    I raced along the Fontanka, mingling with the crowd,
    And it seemed to me: around the corner
    The mustachioed tigers went to the watering hole.
    1926

"Я помню Светлова на войне..."

Имя Михаила Аркадьевича Светлова не включено в школьную программу литературы. Его, к сожалению, не назовёшь популярным у современной молодёжи поэтом, хотя отцы и тем более деды этой самой молодёжи наверняка знают знаменитую когда-то «Гренаду».

Родился и вырос Светлов в Днепропетровске, семья его была очень бедной. Настолько бедной, что, когда будущий поэт, а пока четырнадцатилетний мальчишка принёс свой первый гонорар за напечатанные в газете стихи, денег хватило только на буханку хлеба. Но эта буханка стала настоящим счастьем.
«Гренада» увидела свет в 1926 году на страницах газеты «Комсомольская правда». И сразу стала любимой. Её декламировали и пели (лучшую мелодию сочинил Виктор Берковский, но гораздо позже — в 1954 году) буквально все и везде: на площадях и в казармах, в турпоходах и на демонстрациях. Эти строки звучали в Испании, под Гвадалахарой — их спели русские лётчики и «передали» бойцам из других стран. «Гренада» стала гимном заключённых в фашистском лагере смерти Маутхазене...

Михаил Аркадьевич и сам был на войне и дошёл до Берлина. Правда, об этом очень мало и скупо пишут литературные источники.


А в Липецкой области жил военный корреспондент, кавалер Ордена Отечественной войны, автор пятитомного труда «Великая Отечественная война в документах и фотографиях» Иван Александрович Нарциссов, который служил вместе со Светловым. Вот воспоминания о поэте, надеюсь, они будут вам интересны...

«При имени Михаила Аркадьевича Светлова я вспоминаю не только его широкоизвестные «Гренаду», «Итальянца», «Песню о Каховке» и другие стихи, я вспоминаю и его самого на войне.

Мне довелось знать Светлова близко: в 1944-45 годах мы вместе служили в газете 9-го отдельного танкового корпуса «За Победу!». Нас с поэтом связывало дружеское общение: ели из одного котелка, спали рядом на соломе, вместе бывали в частях и подразделениях.

Обращаясь сегодня к сборникам стихов Светлова, мы находим там немного фронтовых произведений. Возможно, это объясняется большой взыскательностью поэта: в сборники он отбирал только самое лучшее. Кроме того, опубликованные в солдатских газетах стихи Светлов не собирал, он вообще не возил с собой по фронтовым дорогам никакого литературного архива. Михаил Аркадьевич считал, что задача каждого его стихотворения — помочь бойцам поднять настроение или отвлечь их от военных переживаний и дум. А о том, что стихи эти будут интересны другим поколениям или, как советовали многие, можно было заработать деньги на создании нового сборника, - об этом Светлов в тот момент не думал. Он был щедрым человеком, дарил своё творчество безоглядно.

"Я помню Светлова на войне..."


Между тем, опубликованные в солдатской газете стихи Светлова всегда, по признанию самих воинов, прибавляли им сил для драки с фашистами. Надо сказать, поэт и сам не бегал от боёв и передовых. Он участвовал во многих сражениях, хотя в редакции это было категорически запрещено. На моих глазах Михаил однажды вытащил с поля боя мальчишку лет пяти-шести (дело было в Белоруссии, около небольшой деревушки). Ребёнок от страха совершенно ничего не понимал, долгое время не мог ответить ни на один вопрос. Светлов на руках принёс его в редакцию, сбегал к повару, накормил мальчика борщом, пел ему песни. Потом, когда мальчик оправился от ужаса и понял, что попал к своим, то рассказал, что маму убили фашисты, он теперь один. Мальчика (по-моему, его звали Юрой) мы отправили в детский дом, но Светлов расспросил жителей деревни, узнал фамилию мальчика и имена его родителей. Кто-то из соседей нашёл в разрушенном доме, где жил Юра, письмо его отца. Светлов сам написал в эту часть, рассказал, где сейчас находится ребёнок. Уже после войны к поэту из Белоруссии приезжали отец и сын Кудиновы — именно то письмо Светлова помогло им найти друг друга.

Вообще, Михаил Аркадьевич очень внимательно относился к судьбе каждого человека. Случалось, в редакцию из тыла приходили письма жён и матерей, ищущих своих мужей и сыновей. Светлов старался публиковать эти письма не в одном, а нескольких номерах, часто бывало, уезжая на задание, брал с собой газеты и показывал бойцам. Однажды, помню, пришло письмо от женщины, которая потеряла своего мужа. По каким-то приметам она считала, что он воюет в нашем 9-м танковом корпусе. К сожалению, мы этого бойцам не знали. И обстоятельства складывались так, что Светлов должен был уехать, то есть газету бойцам самолично показать не мог. Тогда он на ночь забрал весь тираж к себе в землянку, отметил это письмо красным карандашом и на каждом номере написал: «Товарищ! Обязательно прочитай объявление и передай газету другому бойцу!».

А вот стихотворение «Перед приказом», опубликованное в газете «За Победу!» 21 мая 1944 года.

Орудиям бить без отказа!
Земле содрогаться сырой!
И армия перед приказом,
Как облако перед грозой!
Он силой ударит тройною -
В орудиях спрятанный гром,
И отблески близкого боя
На кожаном шлеме твоём.
Нам жизнь боевая знакома,
Оружия русского честь.
Всегда, отвечая наркому,
Летит донесение: «Есть!»
Есть — в самую глубь обороны
Вести наших танков броню!
Есть- слава! Есть — наши знамёна!
Есть — сердце навстречу огню!..

2 мая 1945 года Берлин капитулировал. Поверженный город лежал в развалинах. Над куполом Рейхстага развевалось Знамя Победы.

5 мая Михаил Светлов, литературный сотрудник нашей газеты Романюк и я в составе группы офицеров штаба нашего танкового корпуса приехали в район Рейхстага. Бранденбургские ворота были сплошь исклёваны осколками снарядов и бомб. Серое большое здание — Рейхстаг — тоже было повреждено.
Все проёмы окон заложены кирпичом, оставались лишь небольшие отверстия — фашисты использовали их как амбразуры во время боёв. Купол на металлических фермах был без стёкол.

Войдя внутрь, мы сразу столкнулись с гулкой тишиной. Гулял сквозняк, поднимая вихри канцелярских бумаг, что-то ещё горело, дымилось, пахло гарью. Мы со Светловым поднимались на этажи по разбитой лестнице.

Каждый, кто посещал Рейхстаг, расписывался на внешних стенах и колоннах. Наши люди оставляли надписи, суровые, полные ненависти к врагу и любви к своей Родине. Чем расписывались? Кто что имел под рукой: мелом, штыком, ножом, углём, осколком снаряда... На высоте поднятой руки уже всё было исписано. Мы встали на выступе стены, чтобы расписаться. А позже воины из разных соединений расписывались всё выше и выше, до самого карниза...

...Раннее утро 1945 года. В редакцию пришёл посыльный от генерала с приглашением явиться на офицерское собрание тем из нас, кто не занят выпуском экстренного номера газеты, посвящённого Дню Победы. На торжественное собрание могли пойти только двое: Светлов и я. У всех на лицах праздник, радость. Что в эту минуту думал Светлов, не знаю. Возможно, он вспомнил о том, что всю войну печатное слово было очень важным? Что не сидели мы в тёплых квартирах и тоже ходили в бой? Что не один раз могли погибнуть под снарядами и минами, что каждую строчку и фотографию не высасывали из пальца, а добывали, не думая о смерти? Что в тот день каждый был вправе вспомнить о своё личном участии в деле Победы? И Светлов сказал то, что было совершенно не в его характере:

- Наши места, старик, вот где, - и указал на первый ряд стульев..."

"Я помню Светлова на войне..."
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. parusnik 1 февраля 2016 08:08
    Помню..спектакль о Светлове, по ТВ в советское время показывали..Жаль, не повторяют..Виктор Проскурин в главной роли..Спасибо, Софья..замечательный поэт...
  2. казак волгский 1 февраля 2016 08:15
    чудные строки писал........ а вот в программе сейчас школьной нет - вернуть нужно.
    1. ddd1975 28 октября 2016 03:11
      ... на все 100. Такие авторы должны быть в программе и на грёбаном ЕГЭ - если мы хотим вырастить достойное поколение и сохранить хоть какие-то нормы морали в обществе. А не авторы "нон-нейм" по которым сейчас сдают ЕГЭ - только классика, весь хардкорр нашим детям подарит жизнь... его сейчас хватает.
  3. V.ic 1 февраля 2016 08:17
    "Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать..." А крестьяне поддержали Франко и фалангистов! А песня хорошая, да и Виктор Семёнович с мелодией не подкачал!
  4. кошак 1 февраля 2016 17:58
    Я в жизни ни разу не был в таверне,
    Я не пил с матросами крепкого виски,
    Я в жизни ни разу не буду, наверно,
    Скакать на коне по степям аравийским.

    Мне робкой рукой не натягивать парус,
    Веслом не взмахнуть, не кружить в урагане,-
    Атлантика любит соленого парня
    С обветренной грудью, с кривыми ногами...

    Стеной за бортами льдины сожмутся,
    Мы будем блуждать по огромному полю,-
    Так будет, когда мне позволит Амундсен
    Увидеть хоть издали Северный полюс.

    Я, может, не скоро свой берег покину,
    А так хорошо бы под натиском бури,
    До косточек зная свою Украину,
    Тропической ночью на вахте дежурить.

    В черниговском поле, над сонною рощей
    Подобные ночи еще не спускались,-
    Чтоб по небу звезды бродили на ощупь
    И в темноте на луну натыкались...

    В двенадцать у нас запирают ворота,
    Я мчал по Фонтанке, смешавшись с толпою,
    И все мне казалось: за поворотом
    Усатые тигры прошли к водопою.
    1926

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня