Амбициозные программы турецкого ВПК готовят новые проблемы. Анализ усиления агрессора



Пользуясь высокой геостратегической значимостью для блока НАТО на Ближневосточном ТВД, Турция продолжает получать солидную военно-техническую поддержку со стороны стран Запада даже тогда, когда нечеловеческие и открыто террористические действия её властей и военных против соседних государств, с которыми ранее были партнёрские отношения, казалось бы, должны вызывать максимальную критику у мирового сообщества. И эту привилегию, равно как и членство в НАТО, турецкая элита использует для осуществления своих экономических выгод, «запятнанных кровью и горем» сирийских военнослужащих и их семей, а также простых людей во всей Европе.


В одной из наших прошлых статей мы проанализировали положительный эффект от развёртывания дивизионов ЗРК С-400 «Триумф» близ авиабазы Хмеймим и у западных границ Армении. Это полностью купировало возможности развёртываемых оперативно-тактических ракетных комплексов «Йылдырым» и комплексов с БР средней дальности на основных оперативных направлениях Турции (северо-восточном и южном ОН). На эти ракетные комплексы возлагаются огромные надежды турецкой армии и компании-производителя TUBITAK. Но, как и каждая держава, претендующая на региональное превосходство, Турция не ограничилась одними только баллистическими ракетами; модернизационные работы идут во всех направлениях военных технологий. Самые же важные оборонные программы проводятся весьма длительно, прорабатывается всё тщательно, для разработки и закупки каждого конструктивного элемента отбираются наиболее именитые западноевропейские производители.

Одной из таких программ можно считать активно развивающийся проект малозаметного истребителя 5-го поколения TF-X, который не отстаёт от аналогичной южнокорейской программы KF-X, а также от шведского проекта лёгкого многофункционального истребителя FS2020 (Gripen Stealth Fighter). С последним турецкий эскизный проект имеет наибольшее сходство. Первый опытный образец TF-X может подняться в воздух уже в 2023 году; всё благодаря поддержке европейской технологической базы, применённой ранее в истребителе «Typhoon». К примеру, британская компания «Rolls-Royce» предлагает турецкой «Turkish Aerospace Industries» (TAI) ТРДДФ EJ-200, отличающийся высокой тяговооружённостью среди большинства современных реактивных двигателей, а также компактностью для наименьшей радиолокационной заметности. TAI предъявляет очень жёсткие требования к выбору силовой установки, желая получить минимальную ЭПР TF-X, так как именно Ближний Восток и Средиземноморье уже сейчас насытилось самыми современными видами систем ПВО, а также лучшими образцами российской тактической авиации.


На изображениях показаны три известные концепции турецкого проекта истребителя 5-го поколения TF-X. Исходя из верхнего, можно говорить о малой ЭПР самолётов проекта: малый мидель образцов «С100» и «С200» указывает на низкую радиолокационную заметность при любых ракурсах облучения РЛС противника, которая даже меньше, чем у F-35A. Наряду с двухдвигательной версией TF-X, TAI рассматривает и модификации однодвигательного истребителя (с ПГО, а также стандартным наплывом), видимо, по причине технологической поддержки со стороны «Saab», которая специализируется на однодвигательных машинах




Известно, что проект TF-X относится лёгкому классу истребителей с минимальной площадью миделя, о чём свидетельствуют эскизные проекты турецкого истребителя. Компактный планер и узкий фюзеляж машины предусмотрен и в однодвигательном, и в двухдвигательном вариантах исполнения. ТРДДФ EJ-200 отличается: повышенной степенью двухконтурности (0,4), высоким соотношением максимальной тяги к форсажной (0,7), высокой тяговооружённостью (9,54). Поэтому установка EJ-200 на TF-X позволит самолёту иметь высокую тяговооружённость и разгонные качества даже на максимальном режиме работы двигателя, не говоря уже о форсажном режиме. Самолёт получит возможность летать на сверхзвуковой крейсерской скорости до 1,4 — 1,5М (примерные цифры). Судя по техническим изображениям, любая из версий машины будет иметь наплывы у корней крыла, а соотношение размаха крыла большой площади к длине будет минимальным, т.е. турецкий истребитель будет достаточно маневренной для ближнего боя машиной, значительно превосходя американский F-35A, а возможно и F-16C Block 52+. EJ-200 имеет небольшой диаметр компрессора (740 мм), что также сыграет свою роль в уменьшении радиолокационной сигнатуры планера. Последнему критерию ВВС Турции отдают наибольшее значение.

Турецкая оборонка не имеет опыта и технологий для производства современных турбореактивных двигателей, поэтому силовые установки будут закупаться в Западной Европе ещё не менее пары десятков лет. А вот бортовая РЛС с АФАР будет разработана турецкой компанией ASELSAN, которая уже 40 лет специализируется на разработке БРЭО для различных образцов военной техники.

Поступление в авиапарк ВВС Турции истребителей TF-X в несколько раз увеличит ударные и оборонительные возможности тактической авиации, учитывая, что их действие будет подкрепляться 116 многоцелевыми F-35A и координироваться 4 самолётами ДРЛО Boeing 737AEW «Peace Eagle». Большое количество стелс-истребителей в турецких ВВС создаст множество дополнительных угроз для ВВС и ПВО Греции, подвергающихся регулярным нарушения собственного воздушного пространства над Эгейским морем, а также для ВС России. Особенно актуальна эта угроза на вероятном Кавказском ТВД, где высокие горные хребты создают много «слепых участков» для обзора средствами ДРЛО не только наземного, но и воздушного базирования (А-50, А-100) в случае, если TF-X и F-35A будут действовать на предельно малых высотах, «повторяя» рельеф местности.

Усиление турецких ВВС перспективной авиацией — не единственная угроза для ВС РФ и наших союзников. Быстрыми темпами продвигается проект основного боевого танка «Altay», а также совершенствование уже стоящих на вооружении СВ Турции ОБТ.

Недавно появилась информация о том, что серийное производство передового турецкого танка «Altay» стартует уже в 2017 году. Все опытные боевые машины уже прошли ходовые и огневые испытания в течении последних лет. Первая партия должна составить 250 танков, которые могут поступить как на вооружение турецких СВ, так и в войска Пакистана, Саудовской Аравии и Азербайджана, что несомненно изменит баланс сил во всей Средней Азии. Но больше всего это отразится на Ближнем Востоке.

Турецкие СВ имеют на вооружении более 3000 танков, из которых примерно 500 единиц (16%) смело можно отнести к более-менее современной технике. Это «Leopard 2A4» (339 танков) и M60-T Mk II «Sabra» (170 танков), которые оборудованы современными компьютеризированными СУО и мощными 120-мм орудиями НАТОвского стандарта. ОБТ M60-T Mk II — израильский вариант глубокой модернизации американского M60A3. Дополнительная модульная бронезащита башни, разработанная на базе броневых модулей для башни танка «Mercava Mk IV», доводит бронестойкость лобовой проекции танка «Sabra» примерно до 450 — 500 мм (от БОПС), т.е. до показателей ОБТ Т-72Б, не оснащённого модулями ДЗ. Усилили специалисты компании «Israel Military Industry» и верхнюю лобовую деталь, оснастив её модулями ДЗ. Важным нововведением в бронировании «Сабры» является максимально возможная защита маски пушки, которая традиционно является слабым местом многих ОБТ. Новая 120-мм гладкоствольная пушка MG253 значительно увеличила огневой потенциал «Сабры», включая эффективную дальность и пробивную способность сердечников применяемых ОБПС. MG253 приспособлена к применению наиболее распространённых БОПС стран НАТО (американских M829A1-A3 и немецких DM53), которые отличаются пробиваемостью бронеплиты, эквивалентной 700—850 мм гомогенного стального габарита. А поэтому можно с уверенностью говорить о реальной угрозе от танков «Сабра» для сирийских Т-72Б, иранских ОБТ «Зульфикар» и многих других машин.

Система управления огнём «Knight» («Abir») полностью компьютеризирована и основывается на оптико-электронных и ИК-прицелах израильских компаний «Elbit Systems» и «El-Op Industries Ltd». СУО «Knight», по сути, является модернизированной израильской СУО «Baz», разработанной в середине 90-х для танка «Mercava Mk.3», а поэтому и «Сабру» можно считать весьма грозным противником для любого современного танка. Но есть у этой машины и серьёзный недостаток. Как и большинство западных и израильских танков, M60-T Mk II имеет громадную массу (59 т), а дизельный MTU 881 Ka-501 выдаёт не более 1000 л.с., из-за чего удельная мощность 17 л.с./тонну едва позволяет превзойти показатель первых версий среднего танка Т-62. Поэтому основная тактика действий ОБТ «Sabra» на ТВД — ведение огня из засады при использовании лишь мощи оружия и совершенства БРЭО, в то время как лобовое противостояние с современными танками и ПТРК типа «Корнет», «Метис» и др. закончится для неповоротливого M60-T Mk II поражением.

Но есть у турецкой армии и танки для прямого лобового противостояния, которые не будут действовать, ссылаясь на преимущества рельефа местности и тактическую ситуацию. Такими образцами и являются опытные основные боевые танки «Leopard-2NG» и предсерийные машины нового поколения «Altay».

«Leopard-2NG» («Next Generation») — глубоко модернизированные «Leopard 2A4». Разработка проекта этой версии «Леопарда-2» принадлежит турецкой компании «Aselsan»; известен танк и под названием MBT «Revolution», так он был представлен на выставке «Eurosatory 2010». В нём воплощены самые передовые идеи компании, соперничать с которыми могут лишь такие модернизации, как малоизвестный германский проект танка для городских боёв «Jaguar. A4» или российский Т-90МС «Тагил».


Малоизвестный проект немецкого танка для боёв в городских условиях «Ягуар. А4». Данные «зарисовки» перекочевали к нам из немецкого интернета, и, судя по всему, являются детищем сетевых изысканий любителей бронетанковой техники из ФРГ. Но стоит обратить внимание, что представленный танк имеет вполне реальную компоновку и весьма передовые элементы бронезащиты. Орудие (L-44) оснащено устройством учёта изгиба канала ствола (УУИ), а геометрия башни практически повторяет форму башни израильского ОБТ «Merkava Mk.4». ПКЭ корпуса имеют модульную конструкцию и большой габарит; позволяют защитить силовую установку и механика-водителя от поражения из РПГ и крупнокалиберных пушек БМП. Сегодня задачи «городского танка» может выполнять любой модернизированный «Leopard-2A5», получивший пакет обновлений PSO «Миротворец»


Развивать программу «Next Generation» было решено именно на базе устаревающих турецких «Leopard 2A4», поскольку именно эти танки обладают наиболее серьёзным модернизационным потенциалом по сравнению с M60-T Mk II и М60А3, достигнувших технического предела совершенствования. На небольшую часть «Леопардов» уже установлены дополнительные модули композиционной бронезащиты, включающей керамику и др. материалы. Габарит модульных элементов внушителен, и прикрывает не только лобовую проекцию танка, но и борта башни и корпуса, что резко увеличивает допустимые углы безопасного маневрирования на активном театре военных действий. Этот момент повышает живучесть танка в условиях, когда ширина линии фронта, занятая огневыми средствами противника, значительно преобладает. Модульные блоки на лобовых бронеплитах башни резко увеличивают стойкость от БОПС и КС противника с 580 и 1100 мм (у «Леопард 2А4») до, примерно, 850 и 1350 мм (у «Леопард-2NG»). Подвижность танка отличная, достигнутая стандартным для «Леопардов» 1500-сильным дизелем с турбонаддувом MTU MB-837 Ka501, создающим удельную мощность 23 л.с./т (для 65-тонной махины — цифра отличная). Высокая точность и информационно-тактическая освещённость экипажа, достигнутая высококачественными прицелом дальномером наводчика EMES-15 с тепловизионным каналом и панорамным дневным прицелом командира PERI-R17А1 (позволяют вести бой на дальностях до 3 км ночью, а также быстро осматривать все танкоопасные направления как в дали от танка, так и в радиусе нескольких десятков-сотен метров), станет ещё лучше после внедрения устройств с ИК-матрицами последнего поколения.
Все 339 турецких «Леопард-2» могут получить пакет обновлений «NG» что должно, уже в ближайшем будущем, заставить значительно укрепить границы ОДКБ на армяно-турецкой границе: кто знает, что может «ударить в голову» практически неуправляемое турецкое руководство уже завтра, особенно с отмашки Вашингтона.

Более угрожающе выглядит прогресс проекта ОБТ «Altay». Компания «Otokar» приложила максимум усилий, чтобы уже в 2017 году началось серийное производство первой партии передового танка. «Острым» моментом здесь является то, что турки смогли освоить производство 120-мм орудия МКЕК-120 (L55), которое аналогично немецкой Rh-120/L-55. Данная пушка способна обеспечить сердечнику оперённого бронебойного подкалиберного снаряда M829A2 начальную скорость до 1750 м/с (у орудий L-44 она составляет около 1660 м/с), а это увеличит и бронепробиваемость и точность стрельбы. По сути, наш ближайший противник сможет массово производить танки уровня «Леопард-2А6/7».

Конечно, после начала поступления в СВ России «Арматы» турецкий «Altay» вряд ли будет для нас очень грозным противником, но списывать со счетов данный факт невозможно, так как важных стратегических направлений для нашей армии, помимо юго-западного ОН, предостаточно, а «Армат» и «Тагилов» пока не так много. Очередное же непредсказуемое обострение ситуации, связанное с новыми необоснованными обвинениями наших ВКС со стороны Турции, заставляет серьёзнее взглянуть на оборону подразделений нашей армии в Сирии и ЮВО.
Автор:
Евгений Даманцев
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

20 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти