Субмарина для рукопашного боя

10


165 лет тому назад, 1 февраля 1851 года, в Кильском порту при четвертом испытательном погружении затонула первая германская подводная лодка "Брандтаухер" ("огненный ныряльщик"), построенная по проекту изобретателя Вильгельма Бауэра. Лодка, по замыслу ее создателя, предназначалась для уничтожения вражеских кораблей подрывными зарядами, которые крепились к их днищам вручную, с помощью водолазных перчаток, торчавших по бокам носовой башенки.

После сближения "Брандтаухера" с объектом атаки его капитан должен был просунуть руки в прорезиненные рукава с перчатками, отцепить висевший снаружи лодки заряд массой около 50 кг и как-то (возможно, с помощью буравчика) прикрепить его к неприятельскому судну. После этого лодка задним ходом отплывала на безопасное расстояние, а бомба подрывалась проводным электрозапалом. Но до испытаний этой оригинальной системы дело не дошло, поскольку, как уже было сказано, вскоре после начала испытаний субмарина не смогла всплыть.

Причина аварии не совсем понятна. То ли в корпусе образовалась течь, то ли вышел из строя насос, откачивающий водяной балласт, то ли лодку, легшую на дно, присосало к грунту. К счастью, это произошло на небольшой глубине, и троим испытателям, среди которых был и сам Бауэр, удалось открыть входной люк и вынырнуть на поверхность. Поднимать субмарину не стали, так как Бауэр сразу приступил к разработке нового, более совершенного подводного судна.

В 1856 году эта новая подводная лодка, названная "Зеетойфель" ("морской черт"), была построена и успешно испытана, но не в Германии, а в России. Однако это уже другая история. А "Брандтаухер" все-таки извлекли из-под воды, но произошло это только в 1887 году, при проведении работ по углублению Кильской гавани. Первенца германского подводного флота отреставрировали и выставили в Берлинском музее ВМФ, а потом - перевезли в Дрезденский военно-исторический музей, где он стоит до сих пор.
На заставке - эскизный рисунок Вильгельма Бауэра, из которого развился проект "Брандтаухера".



Чертежи "Брандтаухера", на которых хорошо видна вся его конструкция. Лодка с экипажем из трех человек приводилась в движение с помощью двух ручных воротов, передававших вращение на винт через шестеренчатый редуктор. Эта система позволяла развивать скорость до трех узлов, но - недолго, так как на максимальнм режиме работы "моторы" быстро уставали.

Коричневым цветом на схеме выделен деревянный каркас судна (обшивка выполнялась из клепаных железных листов толщиной 6 мм), желтым - система перемещения 500-килограмового балансировочного груза, с помощью которого менялся дифферент, синим - система управления рулем поворота, а зеленым - насосы и трубы для закачки и откачки водяного балласта. Интересно, что на лодке не было балластных цистерн, а вода заливалась прямо в корпус, под деревянную палубу. Сзади виден бак-баллон для сжатого воздуха.





"Брандтаухер" в Дрезденском военном музее. Водолазные перчатки и стекла бортовых иллюминаторов отсутствуют.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 февраля 2016 07:20
    Интересный аппарат. Без рулей глубины интересно как Бауэр думал удерживать лодку на нужной глубине. Кстати плодовитый был конструктор
    1. +3
      5 февраля 2016 20:47
      Цитата: qwert
      Без рулей глубины интересно как Бауэр думал удерживать лодку на нужной глубине. Кстати плодовитый был конструктор

      Рулями глубины видимо служила металлическая плита, которая смещаясь по рельсам на нос или корму могла создавать дифферент.
  2. +1
    5 февраля 2016 07:25
    "Скрытный брандер" а не "огненный ныряльщик"
  3. +2
    5 февраля 2016 07:27
    В честь Бауэра была названа первая после Второй мировой войны подводная лодка в составе бундесмарине.
  4. +2
    5 февраля 2016 09:52
    Спустя немного более 10 лет появилась реально действующая субмарина. Минус именно в малой дальности хода.

    1. +2
      5 февраля 2016 22:51
      Цитата: kugelblitz
      Спустя немного более 10 лет появилась реально действующая субмарина. Минус именно в малой дальности хода.

      Этим недостатком страдали почти все первые подводные лодки. Что поделаешь, технологии ещё не доросли...
      1. 0
        6 февраля 2016 13:17
        Там пневматический двигатель стоял, но именно наличие баллонов позволяло использовать вытеснительную систему для осушения балласта.
  5. +3
    5 февраля 2016 10:49
    Цитата: kugelblitz
    Спустя немного более 10 лет появилась реально действующая субмарина.

    Подлодка Александрова- первая в мире имевшая двигатель и систему регенерации. В ходе испытаний провела несколько часов под водой. Офицеры подводники даже попили кофе "с печеньками" в это время. Короче отечественный приоритет налицо.
  6. +3
    5 февраля 2016 15:11
    во время срочной службы в дрездене, нас после присяги водили в музей ННА.
    вот там и увидел "Брандтаухер".в смотровые окна можно всё хорошо разглядеть.
    что бы рискнуть на погружение на таком аппарате,нужно быть или очень смелым,или сумашедшим.
    хотя благодаря таким людям как бауэр,германия стала новатором и лидером
    по созданию новейших типов лодок вплоть до конца второй мировой.
  7. +3
    5 февраля 2016 22:56
    В детстве читал интересную книгу П. Прингла "Приключения под водой". Есть там и рассказ о лодке Бауэра, более подробный и в частности, описан эпизод с катастрофой. У лодки действительно не было рулей глубины, она погружалась всплывала за счет изменения плавучести и изменения дифферента (носов вверх или вниз на ходу). Метод довольно оригинальный, но и рискованный: плавать можно было только в хорошо разведанных районах. Что и привело к катастрофе: дно оказалось значительно ближе, чем Бауэр рассчитывал. Для лодки смерть, но для экипажа спасение: сумели вынырнуть.
  8. 0
    10 февраля 2016 17:24
    Интересная и интригующая тема. Эра технических открытий, достижений и разочарований.