В обход Босфора

Проект, интересовавший Сталина и Брежнева, будет осуществлен

В Иране продолжается подготовка к строительству судоходного канала Каспий – Персидский залив. Проект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение для нашей страны. Но Запад вместе с Турцией прямо или косвенно препятствовал созданию этой артерии. Кстати, Соединенными Штатами она включена в антииранские санкции.

Начиная с 1890-х годов наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889–1892-м, он обеспечивал кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались для этой цели ненужными.


Появлению проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережья его военных баз.

Дело в том, что свыше половины объема внешней торговли России осуществлялось этим путем. И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно проникали в Черное море и соответственно к берегам империи.

В обход Босфора


Но сохранить зависимость России от этого маршрута было и остается одной из стратегических задач Запада в данном регионе. Неспроста в 1997 году антииранские санкции США были распространены на проект канала Каспий – Персидский залив. Точнее, финансовым и другим экономическим мерам наказания подвергались компании и страны, оказывавшие Тегерану содействие в реализации этого замысла. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии. Петербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США. Предлагаемый Тегераном для канала статус кондоминиума (паритетного совместного управления) не устраивал Петербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации Ирана. А экстерриториальность позволяла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.

В 1908-м переговоры были приостановлены, чему способствовало растущее давление на Тегеран со стороны Стамбула и Лондона по вопросам статуса нового канала и сроков его сооружения.

Первая мировая война, естественно, не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией снизила его актуальность. РСФСР и СССР оказали, как известно, военно-техническую и экономическую помощь Турции в период ее противостояния с Антантой и Грецией (1919–1923). Взамен Анкара в сентябре 1924-го гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР.

С кончиной Мустафы Кемаля Ататюрка в ноябре 1938-го антисоветские, точнее, пантюркистские тенденции в политике Анкары резко усилились. Лучшее доказательство тому – ее участие в плане «Топливо», проекте совместной с Англией и Францией агрессии против СССР, намеченной на середину марта 1940-го. План предусматривал, в частности, пропуск британских и французских военных судов в Черное море.

Но с конца 30-х стали ухудшаться и советско-иранские отношения, что было вызвано активным воздействием Англии, Германии и Турции на внешнюю политику Тегерана. Там как раз готовились расторгнуть советско-иранский договор 1921 года «О дружбе и границе», по которому (статья 6) СССР в случае угрозы его безопасности имел право ввести в страну свои войска.

Тегеран-43. Неизвестный сюжет


С середины апреля 1941-го Турция под разными предлогами затрудняла проход через проливы советских судов с военными и другими грузами для Югославии, подвергшейся фашистской агрессии. Известна и пронацистская политика Турции в период Великой Отечественной войны (по крайней мере до 1944 года включительно). Все эти факторы побудили СССР вернуться к идее канала Каспий – Персидский залив. Проект был доработан к осени 1942-го – после совместного вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года и прихода к власти в Тегеране антифашистских сил во главе с Шахиншахом Мохаммедом Реза-Пехлеви.

Тревожные события на советско-германском фронте, угроза нападения Турции на СССР и приближение германо-итальянских войск к Суэцкому каналу в 1942-м не могли не способствовать интенсификации работ по созданию канала Каспий – Персидский залив. Обе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. Вопрос поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви, состоявшихся 30 ноября 1943-го в Тегеране.

Резкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945–1953 годах, с одной стороны, способствовало реанимации проекта Каспий – Персидский залив. Но с другой – попытки СССР в тот же период «присоединить» Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР привели к усилению влияния на Тегеран Вашингтона и Лондона. Потому о проекте забыли на долгие годы. Тем более что весной 1953-го Советский Союз взял курс на нормализацию отношений с Турцией как бы в противовес сложным взаимоотношениям с Ираном.

Подготовка почвы


Со второй половины 50-х руководство Ирана решило восстановить политику, что называется, паритетного сотрудничества с Западом и СССР. В июне-июле 1956-го состоялся официальный визит правительственной делегации во главе с Шахиншахом в СССР, беспрецедентный за всю историю двусторонних отношений. Был подписан ряд экономических соглашений, не касавшихся, впрочем, канала. Однако на переговорах, в ходе одной из встреч тогдашнего предсовмина СССР Н.А. Булганина с Шахиншахом отмечалось (согласно протокольной записи), что стороны придают важное значение изучению проекта сооружения судоходного канала Каспий – Персидский залив. Но в итоговое коммюнике этот сюжет не включили. Скорее всего по инициативе иранской делегации, чтобы не раздражать американцев, отговаривавших Тегеран от проекта.

Тем не менее в 1962 году была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса, с ее соображениями ознакомили тогдашнего главу Верховного совета СССР Л.И. Брежнева во время его визита в Тегеран в ноябре 1963-го. Именно тогда стороны создали юридическую основу для реализации проекта, подписав соглашения «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских – через территорию Ирана».

А в июне 1965-го, когда состоялся столь же масштабный, как в 1956 году, визит Шахиншаха в СССР, стороны договорились ускорить реанимацию проекта, но опять-таки без соответствующего упоминания в итоговом коммюнике. Предварительный вариант канала был рассмотрен во время визита советского премьер-министра СССР А.Н. Косыгина в Тегеран в начале апреля 1968-го. Проект в основном был одобрен обеими сторонами. Но уже по традиции без упоминания в коммюнике…

В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974–1975 годах увенчавшейся двусторонним договором «О дружбе и добрососедстве».

Примечательно, что с осени 1975-го в США стали разрабатываться планы свержения шахского режима и провоцирования иранско-советской и иранско-иракской конфронтации. Правда, Вашингтон соблюдал «этикет» в вопросе о канале: американская позиция по этому проекту тоже не включалась в двусторонние итоговые коммюнике…

В Тегеране не решались полностью игнорировать позицию США. Как-никак до 70 процентов ежегодного объема экспорта иранской нефти направлялось за океан, а доля Соединенных Штатов в иностранных инвестициях в Иране превышала 40 процентов. Вдобавок поставки из США минимум на 60 процентов покрывали потребности вооруженных сил Ирана в вооружениях и боеприпасах. А в целом доля стран НАТО в обеспечении иранской армии достигала 85 процентов.

Одновременно Турция со второй половины 60-х стала периодически снижать тарифы на транзит советских внешнеторговых грузов через Босфор и Дарданеллы. Этот фактор был важен для СССР, поскольку, во-первых, уже в 60-х минимум 50 процентов ежегодного объема экспортируемой советской нефти перевозилось по данному маршруту. А во-вторых, реализация проекта канала требовала колоссальных финансовых и технических ресурсов, выделение которых становилось проблематичным для СССР по многим внутри- и внешнеэкономическим причинам.

Все это способствовало тому, что обе стороны не то чтобы спускали на тормозах стратегический проект, но предпочли не ускорять его реализацию. Во время переговоров Шахиншаха в Москве в октябре 1972-го и А.Н. Косыгина в Тегеране в марте 1973-го стороны снова вне коммюнике зафиксировали взаимную выгодность канала, рекомендовав уточнить ряд технических параметров. Но правовую и технологическую базу для будущего строительства все же расширяли: в ходе этих визитов в дополнение к упомянутым соглашениям 1963 года были подписаны «Программа экономического и научно-технического сотрудничества» на 15 лет и меморандум «О взаимном поощрении капитальных вложений».

Всего за 60–70-е годы в Иране с помощью СССР было построено свыше 60 промышленных, энергетических и транспортных объектов, в том числе один из крупнейших в регионе Исфаганский металлургический комбинат и примыкающая к Азербайджанской ССР почти 500-километровая магистраль Трансиранского газопровода.

Вашингтон, Лондон и Анкара настаивали на том, чтобы основной экспортный поток иранского голубого топлива перекачивался через Турцию, но Москва и Тегеран в 1972–1973 годах договорились о транзите иранского газа в европейское зарубежье в течение 20 лет через СССР. Эти поставки должны были начаться с 1976-го, но ухудшение внутриполитической обстановки и последующие известные события в Иране привели к «консервации» проекта.

Словом, магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие США и НАТО. Хотя, судя по упомянутым соглашениям и тенденциям в двусторонних отношениях, поэтапно готовилась правовая, экономическая и технологическая почва.

Время строить


Сегодня проект в перечне приоритетных для Тегерана и в отличие от шахского периода в стране отнюдь не скрывают ни параметров канала, ни переговоров с другими странами по вопросам его сооружения. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы. Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х.

Схожие оценки высказываются российским экспертным сообществом. Если говорить вкратце, судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов. Правда, все это хоть и многообещающая, однако все же пока лишь перспектива.

Еще в 1996–1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути. Наша сторона в принципе одобрила эти предложения, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды Каспия. Тогда же была достигнута договоренность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Направляемые Тегераном делегации из Ирана стали регулярно посещать Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской каналы. В 1998-м была создана совместная экспертная группа по изучению трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО.

Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5–6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.

В ходе совещаний в начале 2000-х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов оплаты ее технологического содействия сооружению канала, а также строительства в РФ грузовых («река-море») и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.

Примечательна в этой связи недавняя публикация группы экспертов в «Дагестанской правде» (Махачкала): «…Наличие в республике заводов, специализированных на судостроении, является веским аргументом в пользу создания в Дагестане крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе для трансиранского маршрута». Но проект образования такого кластера на базе Махачкалинского судоремонтного завода-верфи так и остался на бумаге. По данным главного инженера этого предприятия Михаила Халимбекова, чертежи, технологии, расчеты строительства современного высокотехнологичного производства были подготовлены известной судостроительной компанией Германии, однако дело так с места и не сдвинулось.

Отмечено также, что по мнению «многих ученых, в числе которых д.т.н., профессор Шихсаид Абдуллаев, на базе кооперации республиканских промышленных предприятий реально организовать конкурентное производство судов «река-море». Более того, использование разработок известного российского конструктора Гамида Халидова по созданию кораблей смешанного плавания нового поколения – «тримаранов» – как раз отвечает требованиям и условиям транзитных грузоперевозок по таким каналам, как трансиранский». Тем более что в мире наметился рост спроса на подобные суда.

Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.
Автор: Алексей Чичкин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/29010


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 89
  1. venaya 7 февраля 2016 06:45
    магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану

    Актульность, выгодность во всех смыслах, в первую очередь в политическом данного проекта не вызывает серьёзных возражений практически уже более столетия. То, что враги России будут препятствовать его строительству на всех этапах не должно нас останавливать хотя бы в отношении его проектирования, дальше посмотрим.
    1. Deniska999 7 февраля 2016 08:26
      Писал пару дней об этом. Повторюсь. Как рассчитывают строить канал через Загросские горы. Тем более почти 700 км. Это нереально, затратно и почти неокупаемо.
      1. Вадим237 7 февраля 2016 10:18
        Только взрывать горные породы, для наших производителей взрывчатки это сулит большую прибыль.
      2. fennekRUS 7 февраля 2016 12:23
        вопрос интересный, а ущелья там подходящего нет? Ну и систему шлюзов никто не отменял. Если выгорит-конец Каспию, как "внутреннему морю" Такие баталии развернутся.
      3. 222222 7 февраля 2016 15:10
        "!Как рассчитывают строить канал через Загросские горы. Тем более почти 700 км"
        внимательно смотрим географическую карту
        1. NIKNN 7 февраля 2016 19:42
          Я не гидрограф, но реки то там есть, и кажется основная задача использовать русла рек, где то возможны шлюзы... recourse Но не судите строго просто мысли в слух, увы далек от темы... request
          1. ib_virus 8 февраля 2016 03:18
            как ты собрался по быстрым и узким горным рекам корабли поднимать? Каспий к югу окружен горными цепями, по этим рекам ни одна посудина не заберется.
      4. ultra 7 февраля 2016 15:16
        А почему нет?Вон древние украинцы море выкопали,можем современных нанять канал рыть. laughing
        1. Starik72 7 февраля 2016 23:06
          Михаил. .........может современных нанять канал рыть. Поддерживаю Михаил,делом займутся и перестанут скакать,ну и соответственно майданить.
      5. shasherin.pavel 7 февраля 2016 20:52
        Даже на первый взгляд намного выгоднее из Каспия по реке Сефир-Руд канал до озера Урмия, через Ирано-Иракскую границу в реку Тигр и по Тигру в персидский залив.
    2. mihai_md2003 7 февраля 2016 23:23
      Актуально только для мирного времени. Начнется война перекроют его одним ракетным ударом вне зависимости от мнения Ирана на этот счет. Так что очень спорно в плане укрепления военной мощи. А по финансам я даже думать боюсь. Давайте мост в Крым достроим он реально нужен уже сейчас.
    3. Владимир Постников 8 февраля 2016 00:40
      Цитата: venaya
      магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану

      Актульность, выгодность во всех смыслах, в первую очередь в политическом данного проекта не вызывает серьёзных возражений практически уже более столетия. То, что враги России будут препятствовать его строительству на всех этапах не должно нас останавливать хотя бы в отношении его проектирования, дальше посмотрим.

      Читаю, и не знаю, то ли смеяться, то ли ругаться.
      Какие еще актуальность и выгодность? Проект конца 19 века, а мы сегодня обсуждаем это в 21 веке.
      Рыть канал длиной более 800 км с перепадом высот 250м? В реальности - это даже не смешно. Зачем? Давайте еще канал от Петербурга до Владивостока прокопаем.
      Грузы перебрасывать? Слава богу, не нам это решать. У иранцев ума хватит этим не заниматься. Если вырастет грузопоток, или создастся в нем потребность, то иранцы сами создадут себе транспортный коридор (многополосное шоссе, или скоростную железную дорогу, каждая из которых будет на порядок дешевле).
      Да враги России смеяться будут, если Россия ввяжется в этот проект. Мои тапочки уже смеются от одного только обсуждения этого вопроса.
  2. kuz363 7 февраля 2016 06:55
    Минус. Это просто чистая политика. А тем, которые будут ставить плюсы, рекомендую посмотреть эту часть Ирана на географической карте. Сплошные горы, причем немалой высоты. Каналы через такой рельеф трудно проложить без шлюзов, насосных станций... Да и Россия мало полезного получит для своей экономики. А вот ненадежный маршрут и зря брошенные деньги - это точно.
    1. atalef 7 февраля 2016 08:03
      Цитата: kuz363
      Да и Россия мало полезного получит для своей экономики. А вот ненадежный маршрут и зря брошенные деньги - это точно

      Полная утопия.
      А чо по этому каналу Россия собирается возить ?
      Окупаемость за 5 лет , да и стоимость в 10-12 млрд.баксов вызывают не просто удивление , а смех.
      Единственное доказательство значимости пректа ( не вызывающее вопросов ) -- так это то , что он нравился Сталину.
      в наше время это аргумент?
      1. Генералиссимус 7 февраля 2016 08:30
        Он тебе это сам говорил? :-)
      2. afdjhbn67 7 февраля 2016 08:37
        Цитата: atalef
        Полная утопия.

        Саша привет - эту бредовую статью за неделю второй раз вытаскивают почитай коммы к первому разу ухохочешься как народ все поделил и попилил как надо..

        Цитата: Стирбьорн
        - а то копать 735 км собрались.
        afdjhbn67

        А че в земле ковырятся.. Давайте сразу мост на Луну строить(вещь одного порядка с каналом) wassat
        ПС.А если какой нибудь и.диот напишет статью про мост на Луну, тоже так горячо будут обсуждать? не у кого мысль не возникнет , что бредят?
        1. atalef 7 февраля 2016 08:52
          Цитата: afdjhbn67
          Саша привет - эту бредовую статью за неделю второй раз вытаскивают почитай коммы к первому разу ухохочешься как народ все поделил и попилил как надо

          привет . николай.!
          его можно ведь и шапками прыть . а на цереморнии открытия - этими шапками всех закидать.
          Аргумент один . если это нравилось сталину и брежневу -- великие экономисты приведшие страну к изобилию -- то это надо делать.
          Ну , что ж.
          Можно начинать копать.
          причем лучше начать из Крыма и тогда будетпрямой выход Симферополя в Индийский океан.
          1. злой партизан 7 февраля 2016 15:16
            Цитата: atalef
            Можно начинать копать.
            причем лучше начать из Крыма и тогда будетпрямой выход Симферополя в Индийский океан.

            Будете продолжать ёрничать, Коллега, то я Вашу идею продам хахлам winked и они начнут копать тоннель откуда-нибудь из под Жмеринкиyes . Только не удивляйтесь, Коллега, если прекратят копать на полпути request и начнут вылазить из него где-нибудь в Хайфе belay ...
            1. atalef 7 февраля 2016 15:20
              Цитата: злой партизан
              Будете продолжать ёрничать, Коллега, то я Вашу идею продам хахлам

              10% мои wink
              Цитата: злой партизан
              и они начнут копать тоннель откуда-нибудь из под Жмеринки

              А вот с этим проблема . с любовью хохлов к работе - не начнут
              Цитата: злой партизан
              и начнут вылазить из него где-нибудь в Хайфе

              Они дурные , но не настолько , у нас работать надо , а не по майданам скакать.
              1. IS-80 7 февраля 2016 16:38
                Цитата: atalef
                А вот с этим проблема . с любовью хохлов к работе - не начнут

                Прекращайте клеветать на свободных цивилизованных европейцев дикий и неотесаный азиат. laughing
                Цитата: atalef
                Они дурные , но не настолько , у нас работать надо , а не по майданам скакать.

                Ну так евреи и будут работать, а хохлы будут майданить. Все логично, никаких противоречий. laughing
                1. silver_roman 9 февраля 2016 13:22
                  Цитата: IS-80
                  Ну так евреи и будут работать

                  где вы видели еврея с "лопатой"??? laughing
            2. atalef 7 февраля 2016 15:20
              Цитата: злой партизан
              Будете продолжать ёрничать, Коллега, то я Вашу идею продам хахлам

              10% мои wink
              Цитата: злой партизан
              и они начнут копать тоннель откуда-нибудь из под Жмеринки

              А вот с этим проблема . с любовью хохлов к работе - не начнут
              Цитата: злой партизан
              и начнут вылазить из него где-нибудь в Хайфе

              Они дурные , но не настолько , у нас работать надо , а не по майданам скакать.
      3. kotvov 7 февраля 2016 11:33
        - так это то , что он нравился Сталину.
        в наше время это аргумент?,,
        не,в наше время аргумент, то что нравится,и работает на штаты.а остальное нет.
      4. serega.fedotov 7 февраля 2016 13:11
        Цитата: atalef
        Единственное доказательство значимости пректа ( не вызывающее вопросов ) -- так это то , что он нравился Сталину.

        Сталин это ВТОРОЙ аргумент ЗА!Первый это санкцыи сша-юсовцы не станут мешать не нужному и не реализуемуму проекту,наоборот им чем больше Иран денег в пустую выбросит ,тем лучше.
        По моему пускай Иран строит,выйдет что путное хорошо,нет-не оченьто и хотелось!А помощь им оказывать надо-цемент,металлоконструкцыи,насосы разные...За их деньги любой каприз...
        1. Лесной 7 февраля 2016 13:28
          Не вводили США санкции за этот канал, тем более, они даже не в курсе, что кто-то решил сделать невероятно трудный проект, на который Россия должна годами пахать. Там дороги строить невозможно, что уж тут говорить про судоходный канал.
      5. злой партизан 7 февраля 2016 15:09
        Цитата: atalef
        Окупаемость за 5 лет , да и стоимость в 10-12 млрд.баксов вызывают не просто удивление , а смех.

        Выбросите свой хитрый yes еврейский калькулятор, Коллега, и пересчитайте всё на обычных счётах. И всё у Вас получится. yes
        Привет, злопыхатель! drinks
      6. neri73-r 7 февраля 2016 17:47
        так это то , что он нравился Сталину.
        в наше время это аргумент?


        Так ваша страна тоже Сталину понравилась, потому и появилась на карте мира!!! Так если это не аргумент, то вас пора сносить с карты!!!!!!!!! hi
      7. Талгат 7 февраля 2016 22:53
        Цитата: atalef
        Единственное доказательство значимости пректа ( не вызывающее вопросов ) -- так это то , что он нравился Сталину.
        в наше время это аргумент?


        Однозначно да, Сталин что попало не одобрял


        Цитата: atalef
        Окупаемость за 5 лет , да и стоимость в 10-12 млрд.баксов вызывают не просто удивление , а смех.


        Голословно. Сама идея супер - это же геополитический прорыв России и каспийских стран в мировой океан! Если расчеты подтвердят окупаемость в 5 лет - да пусть даже больше - лишь бы реальный срок - то однозначно глупо упускать такой шанс

        Уверен, что если Россия и пойдет на такие затраты, то после тщательных расчетов и взвесив все риски плюсы и минусы. вероятно примут участие и другие страны - Китай, прикаспийские страны,

        Сомневаюсь что аталефа тут беспокоит неверность приведенных расчетов и забота о российских деньгах и затратах
        Само упоминание Ирана или вероятность прорыва России "к морю" никогда не одобрялась
    2. baudolino 7 февраля 2016 09:46
      А до этого за сто лет на карту никто посмотреть и не догадался?)
      1. амурец 7 февраля 2016 10:21
        Цитата: baudolino
        А до этого за сто лет на карту никто посмотреть и не догадался?)

        А южный маршрут Ленд-Лиза не там походил? Не могу скопировать карту.
  3. кошак 7 февраля 2016 07:13
    И Волга (Урал тоже) будут впадать в Персидский залив? а оно нам надо? А что на это скажут Азербайджан, Казахстан, Туркмения? Смысл и выгода канала неочевидны - очередной "поворот северных рек", а затраты будут .. кхм, заатмосферные. negative
    1. Леков Л 7 февраля 2016 10:29
      А что на это скажут Азербайджан, Казахстан, Туркмения? Смысл и выгода канала неочевидны - очередной "поворот северных рек", а затраты будут .. кхм, заатмосферные.

      Они то как раз спасибо скажут..
      Типа того что эти русские гяуры нам выход в океан выкопали... , а поскольку канал идет через мусульманские страны (а восток дело такое-тонкое) то очень скоро можно огрести геморроя больше чем от газовой трубы по незалежной.
      Я, кстати, думаю, что окупаемость за 5 лет такого проекта будет при условии, что канаву выкопаем мы, а потом они нас кинут.
      Вот за пять лет все их пароходики и буксирчики как раз окупятся.
      С уважением..
      1. sa-ag 7 февраля 2016 11:07
        Цитата: Леков Л
        Они то как раз спасибо скажут..

        В Иран пробный железнодорожный поезд уже пускали, зачем этот канал, если можно грузы по железке гонять?
  4. ib_virus 7 февраля 2016 07:17
    Строить канал под 1000 км длиной сквозь сплошные горные хребты? Чего обкурились??? Хоть бы на физическую карту взглянули бы перед написанием статьи, это бред полнейший.
  5. kig 7 февраля 2016 07:19
    Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, к тому же обозначен прямой как стрела линией на карте - даже не смешно.
    kig
    1. Владимирец 7 февраля 2016 07:24
      Цитата: kig
      к тому же обозначен прямой как стрела линией на карте

      А чего мудрить? Автор соединил две ближайшие точки и канал готов. smile
  6. кеп 7 февраля 2016 07:31
    "Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути."

    За что турки боролись на то и напоролись!
    Даже если это идея фикс,заставит многих чесать затылок.
    1. фикс 9 февраля 2016 17:25
      Это не моя идея;) Я - против;)
      Кстати, со школы помню, что Каспий ниже уровня моря метров на 30. А ну как придет кому-то в голову шлюзы будущего канала открыть?
      А если серьезно, то что можно перевозить по такому каналу, чего нельзя железкой или по трубе? Военный флот? Так его на раз перекроют, не канал, так на выходе из залива.
  7. yuriy55 7 февраля 2016 07:35
    Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.(???)


    Возможно, повторю, возможно более лёгкий вариант - расширение Босфора и Дарданеллов? request
    1. Генералиссимус 7 февраля 2016 08:38
      Дублер Панамского канала между Канадой и Мекскикой, ну Вы понимаете
  8. Афиноген 7 февраля 2016 07:39
    Это чистой воды утопия. Политическое словоблудие и только.
    1. CTEPX 7 февраля 2016 15:16
      Цитата: Афиноген
      Это чистой воды утопия. Политическое словоблудие и только.

      Судя по всему это - фейк. Очередная "продукция" политтехнологов)).
  9. Я есть Грут 7 февраля 2016 07:46
    этот перспективный проект во первых деверсефицирует морские пути в азию и в африку. во вторых даст мощный толчок развитию регионов северного Кавказа, Азербайджана Туркмении и Казахстана. этот канал рано или поздно будет построен, но вот на чьих условиях это вопрос. если Россия будет тянуть придут китайцы, китайцам надо избавляться от долларов и вкладываться в реальные проекты. что они делают во всём мире.
    1. Леков Л 7 февраля 2016 10:41
      Цитата: Я есть Грут
      толчок развитию регионов северного Кавказа, Азербайджана Туркмении и Казахстана

      А я - русский и мне фиолетово их развитие с тех пор как они стали такими независимыми ...
      Пусть без нашего Северного Кавказа все остальные за свой счет это и строят.
      А вот если наши олигархи под это ипотеку из "своих" средств под хороший процент и долю в деле дадут это вполне демократично будет..
      1. Я есть Грут 7 февраля 2016 11:03
        не фиолетово поверьте мне! не фиолетово! если хотя бы в Азербайджане и в северном Кавказе будут высокооплачиваемые рабочие места, то их будет на Ваших улицах представителей этих регионов. А если Россия будет себе цену набивать китайцы займут их место. тогда Вам русскому придётся платить китайцам за проход через этот канал. А казахи, туркмены и азербайджанецы они больше заинтересованы так что они обязательно скинутся.
        1. Леков Л 7 февраля 2016 16:04
          Мне и так придется в таком случае платить иранцам.
          А так хотя бы не платить за стройку.
          И не верю я великим и древним прикаспийским народам (см. мой коммент выше).
          Но под гарантии и ништяки кредитами можно и поучаствововать. Тем более "частным" лицам.
          А так уважаемые туркмены и айзербайджанцы пусть возят свои товары через наши или китайские ж/дороги хоть в Европы хоть в Азии.
          Не такой уж большой товарооборот.
    2. амурец 7 февраля 2016 13:06
      Цитата: Я есть Грут
      если Россия будет тянуть придут китайцы, китайцам надо избавляться от долларов и вкладываться в реальные проекты. что они делают во всём мире.

      Не пугайте китайцами! Они не придут.Воевать они не умеют,а вот торговать и считать деньги,это у них поучится надо.Этот канал китайцам просто напросто не нужен.Они спокойно воспользуются Казахско-туркменским участком Турксиба с выходом на Иранскую железную дорогу через станцию Серахс международного транспортного коридора Север-Юг.А строить свои проекты на чужие деньги-поищите тупаков в другом месте.
  10. samarin1969 7 февраля 2016 07:48
    "наноканал"
    1. shasherin.pavel 7 февраля 2016 21:06
      Цитата: samarin1969
      наноканал

      а может "накакалканал"?
  11. parusnik 7 февраля 2016 08:06
    Утопия..Деньги на ветер...
    1. parusnik 7 февраля 2016 17:34
      Господа минусёры смотрите ниже комменты стас57..От себя добавлю..в годах 2007 -2008, уже не помню..существовал эскиз проекта канала в обход Керченско-Еникальского, по Таманскому полуострову, буклет даже где-то валялся..Мало того к нам приезжали представители южнокорейской фирмы, авторы этого проекта и типа спонсоры..Канал должен был соединить лиманы Азовского и Черного моря..Время строительства лет 6 или 7 с получением всевозможных разрешений и экспертиз..Но слава богу, что не построили и не затеяли..Одна из причин экология, у нас масса всевозможных заповедников и сейсмологический район..иногда трясет нас до 4 - баллов..Кроме того где-то в начале 80-хв Технике-Молодежи,была высказана идея о строительстве канала соединяющего Каспийское и Азовское море..так же красиво было расписано как в данной статье..И до проекта не дошло..Идея с каналом..политика чистой воды..Россия с Ираном решили "гусей" подразнить..
  12. ALEA IACTA EST 7 февраля 2016 08:33
    Когда-то я это уже читал...
  13. ivanych 7 февраля 2016 08:40
    ...ненадёжность маршрута, рыть невозможно, вода в гору не течёт и т.д и т. п. ...ау, эксперты, а какого х... вы здесь обсуждаете то, в чём не рылом. не нюхом. 1890-й год -это вам о чём-то говорит или вы считаете всех идиотами?
  14. am808s 7 февраля 2016 08:43
    А о военной пользе канала кто то задумывался ? А почему 3.14ндосы и англосаксы против? Одно только это заставляет перестать плюваться и призадуматься.
    1. shasherin.pavel 7 февраля 2016 21:14
      Цитата: am808s
      военной пользе канала

      ??? Ракетные крейсера в канал загонишь? Какая может быть польза от каналов во время войны? Сейчас каналы можно минировать при помощи ракет или стратегических бомбардировщиков? Сколько наших тральщиков получили повреждения при разминировании Суэцкого канала?
  15. фа2998 7 февраля 2016 09:13
    Цитата: ALEA IACTA EST
    Когда-то я это уже читал...

    Да пару дней назад.Копать через Иран-это не копать на Среднерусской равнине!Это сплошные Нагорья,и хребты!Вершины до 4000-5000 м.Перевалы на 2000-3000 м.ЭТО БУДЕТ НЕ КАНАЛ-А СПЛОШНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ ИЗ ШЛЮЗОВ.ОЧЕНЬ ДОРОГО!!
    И еще.Нужен этот маршрут?По Персии идут железные и дороги с твердым покрытием-они не справляются с транзитом?Да они полупустые!!Я понимаю если маршрут нужен-то ходили пешком,на лошадях,верблюдах,потом пришли автомобили и ж\д.Но этот"купеческий" маршрут,что-то популярностью не пользуется!
    Если у кого-то имеются деньги-лучше прокопайте на Сахалин-а то по ТВ ,чуть непогода остров блокирован-самолеты не летают,паромы не ходят!!!Вот ЭТОТ МАРШРУТ НУЖЕН!!! hi
    1. shasherin.pavel 7 февраля 2016 21:30
      Более удобный по всем показателям проект дамбы на Сахалин,севернее Николаевска на Амуре, при помощи современных 120 тонных самосвалов ничего необычного, но Юго-Восточный берег Сахалина не будут омывать холодные воды из Ледовитого океана, воды Японского моря будут согревать Татарский залив, что улучшит климат всего Дальневосточного побережья. Есть только одно большое НО!!! воды Татарского залива начнут опресняться водами Амура, а с другой стороны вторая дамба, Южнее может создать пресноводное озеро, чуть меньше четвёртой части Байкала, а пресная вода вскоре будет на вес золота.
    2. alex86 8 февраля 2016 22:48
      Цитата: фа2998
      лучше прокопайте на Сахалин

      И ведь даже был этот проект включен в планы - и на 12-й год проектирование, и на 14-й начало работ, а сейчас даже не рассматривают - а ведь мост на Сахалин имеет перспективу выхода на Японию (ещё мост), а это ж/д сообщение Японии с Европой. И если РЖД начнет возить грузы быстрее 12 км/ч, то перспективы могли бы быть...
  16. vladimirvn 7 февраля 2016 09:19
    Уважаемый редактор! Может лучше про реактор,
    Про любимый лунный трактор? Ведь нельзя же, год подряд
    То тарелками пугают, дескать, подлые, летают,
    То у вас собаки лают, то руины говорят.
    Мы кое в чем поднаторели - мы тарелки бьем весь год,
    Мы на них уже собаку съели, если повар нам не врет.
    А медикаментов груды - мы в унитаз, кто не ,
    Вот это жизнь! И вдруг Бермуды. Вот те раз, нельзя же так!
    Мы не сделали скандала - нам вождя недоставало.
    Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков.
    Но на происки и бредни сети есть у нас и бредни,
    И не испортят нам обедни злые происки врагов!

    Владимир Высоцкий: Письмо в Редакцию — Текст песни http://mirpesen.com/ru/vladimir-vysockij/pismo-v-redakciju.html#ixzz3zSMb7jDV
  17. Klibanophoros 7 февраля 2016 09:53
    Бред какой-то, как они будут прорубать канал через хребет Эльбрус, у подножья Демавенда? Чтобы потом упереться в Иранское нагорье?
  18. vladimirvn 7 февраля 2016 10:12
    Для начала неплохо было бы, чтобы нашим пенсионерам на еду да на лекарства хватало, после оплаты ЖКХ. Больные не записывались на прием к врачу за месяц вперед. А среднестатистический российский мужик, имел возможность обеспечить свою семью. Государство больно, а мы тут маниловщиной занимаемся.
    1. Вадим237 7 февраля 2016 10:24
      Если и будут этот канал строить, то большая часть вложений в него будет с Иранской стороны - наши машиностроители обеспечат их техникой, а хим производство - взрывчаткой.
  19. григорьевич 7 февраля 2016 10:14
    Украинцев не забыть пригласить копать-у них опыт большой(даже сейчас уже какой ров выкопали) ,что им какие то 700км через горы выкопать.
  20. ARES623 7 февраля 2016 10:34
    Есть такие удивительные штуки, как проектные институты. Они ходят туда-сюда, ковыряют в носу и изрекают всякую хрень, типа можно строить или нельзя. Если можно, то сколько это будет стоить. Как правило, они работают не по глобусам и картам из школьного учебника географии. Если при обсуждении проекта пошла речь об окупаемости и компаньонах, то, очевидно, вопрос технической возможности и затратах вопрос решен. Рассуждать о скалах и равнинах уже нет смысла. Альтернативный маршрут в Индийский океан имеет для РФ много пользы, потому Англия и ставит палки в колеса. Вопрос взаимоотношений с Ираном достаточно сложный, как и с любой восточной страной. Но рассматривать его надо в контексте возможной диверсификации экономики наших стран. Обложенный санкциями Иран также заинтересован в результате, как и мы. Риски, разумеется, есть. Но в международной торговле всегда они есть. Зато и прибыль возможна. Выйти с нашим СПГ и нефтью на рынки Индии - это противовес Европейским козням с их энергопакетами.
  21. hannibal lecter 7 февраля 2016 10:50
    [media=http://https://www.youtube.com/watch?v=LLAHh0Nl0nQ]
    А давайте просто подождём, когда басурмане с голода сдохнут.
  22. стас57 7 февраля 2016 11:03
    надо писать по нормальным источникам. а не как пример выше

    докладываю.


    существуют 2 варианта
    Западный маршрут(розовым) - кратчайшее расстояние между двумя побережьями, общей протяженностью около 950 км, от Севера Персидского залива к юго-западу Каспийского моря, проходя Арванд Рудо , р.Каруна , р.KАрха (~ 450 км ) к северу -р.Сефидруд (~ 50 км ). Выше река частично судоходна. В центральной части канал пройдет через высокие горные долины Загроса (протяженностью около 600 км) . Общие преимущества Западного маршрута: проходящие через Хузистан и провинции Гилян низменности, частичная судоходность рек, возможность использования искусственных водоемов и каналов для водоснабжения . Однако, главным недостатком этого маршрута является прохождение через цепь гор Загрос и Эльбурс , особенно в провинциях Курдистан и Хамадан, где придется подняться до высот 1800 м выше . Западный маршрут упоминается только как вероятность, для него не делали никаких детальных изучений, учитывая, что эксперты придают высокий приоритет более гибкому восточному маршруту.

    Восточный маршрут (красным)- простирается от побережья оманского залива и выходит к юго-востоку от Каспийского моря общей протяженностью 1465 - 1600 км . В 1996 году этот маршрут впервые был предложен инженером Х. Фарзад.
    примерные высоты
    От 0 до 250 м (выше уровня моря) 65 км
    От 250 до 500 м (выше уровня моря) 330 км
    От 500 до 1000 м (выше уровня моря) 920 км
    От 1000 до 2000 м (выше уровня моря) 150 км

    из важного.
    -проекта нет, вообще нет. никакого. есть примерные схемы, но реального тех. обоснования и исследования нет. всё пальцем по карте.
    -такого никто не делал.никогда.
    -сейсмоместность.
    -минимальная прогнозируемая глубина канала составляет 5,0 м.максимальная 7.
    -очень большие перепады -от Каспийского моря ( -28 м над уровнем моря ), до самой низкой точки до вершины хребтов Эльбруса(2000м)-требуется много воды.
    -стоимость , примерно 7 млд, но это без оценки выселения, компенсаций, увлечения расходов и тд
    -экономическая выгода неясна(вспомним порт Оля)и окупаемость 5 лет- это сказки.
    -ну там экология говорят екнется. что у Каспия, что у Ирана.
    1. Bersaglieri 7 февраля 2016 11:26
      7 миллиардов за 1000 км? Неэлектрифицированная жд будет стоит и то дороже раз в 5. А электрифицированная, спрямленная- в 10.
      А тут, с учетом работ...все 700 получатся, а то и больше.
      1. стас57 7 февраля 2016 11:51
        Цитата: Bersaglieri
        7 миллиардов за 1000 км?

        так в том и дело, что этот проект никто толком и серьезно не считал (кто считает что 100 тыщ человек надо, кто 2 млн человек), сказали 7 -10 чтоб народ не пугался, а там и все 700, ну и 5 лет окупаемости- то еще ололо.

        повторюсь- это примерные прикидки, ну на уровне аналитической записки, на местности изыскания велись всего несколько лет до революции и войны(у них соответственно), потом в 90-е опять возродили и целых 130 человек трудилось. и вот в 96м персонаж выше придумал восточный маршрут.
        в итоге, кмк, они решили что это бред, но оттягивание средств, попилы и прочие финансовые радости поиметь с него можно. вот он каждые 5 лет и всплывает - очень выгодно и с политической точки зрения- а что: "сейчас РФ с Турками в контре, давайте порадуем их этим прожектом, сделаем приятность руссим, а туркам каку".
        Наши в ответ радостно кивают,говорят "Великое дело!" и соглашаются подписать меморандум или соглашение или еще что либо, чтоб показать начальству , что они не зря скатались.
        и все довольны
    2. одинокий 7 февраля 2016 11:35
      Огромный плюсище Стасу.Вполне ясно разложено по полочкам hi
    3. Вадим237 7 февраля 2016 12:20
      А на сколько Каспийское море выше, или ниже Персидского залива?
      1. одинокий 7 февраля 2016 13:27
        Цитата: Вадим237
        А на сколько Каспийское море выше, или ниже Персидского залива?

        -28м ниже океанского уровня.
        1. Вадим237 7 февраля 2016 21:46
          То есть вода из Персидского залива будет впадать в Каспийское море и уровень Каспия может подняться на 28 метров?
  23. Bersaglieri 7 февраля 2016 11:23
    Совершенно ненужное дело. Гораздо разумнее было бы железнодорожную сеть Ирана реконструировать и расширить, и паромные терминалы построить на иранском побережье и в Махачкале.
  24. одинокий 7 февраля 2016 11:31
    Любой проект должен иметь экономическое основание.Т.е проектировщик должен обосновать свой проект,обьязан доказать почему надо столько суммы затратить на этот проект и какая сумма выгоды от этого.Об этом канале уже столько лет говорят.Еще при шахе Ирана муссировали этот вопрос.Как Вы думаете,имея прямое влияние на Шаха Ирана американцы и англичане не смогли бы построить этот канал?Могли бы.Но не сделали,потому выгоды от этого проекта нет.

    П.С.Иранский ландшафт это Вам не Синайский полуостров,чтобы прорыть Суецкий канал.
  25. Cap.Morgan 7 февраля 2016 11:32
    У нас есть выход в океан.
    Северный Ледовитый.
    Он вообще никак не контролируется. Подлодка ныряет под лёд и идёт в любом направлении.
    С военной точки зрения нет никакого смысла строить такой канал.
    Технически это сложно. И самое главное . Авторитарный теократический режим Ирана ну совершенно не внушает доверия.
  26. AlexW 7 февраля 2016 11:46
    Мега-Гига проект из серии :- "А поговорить!"
  27. Андрей ВОВ 7 февраля 2016 12:09
    Уже пытались поворачивать Сибирские реки,уже взрывали ядерные заряды для строительства нефте и газохранилищ...целину пахали так,что в итоге увеличили пустыню...мелиарацию мелиарировали и нет аральского моря...нет ребята...давайте лучше у себя дороги строить ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ да и мост в Крым построить...а эти..ну кто там..пусть копают...пилите Шура,пилите,они золотые
    1. Вадим237 7 февраля 2016 12:18
      Аральское море производители хлопка уничтожили.
      1. shasherin.pavel 7 февраля 2016 21:36
        Аральское море уже мелело так же в средние века, потом наполнилось, теперь опять мелеет, почему оно так поступает? загадка. Никакие хлобкоробы не способны заставить мелеть целое море.
        1. Вадим237 7 февраля 2016 21:49
          Воды там уже почти нет, из за человеческой деятельности и это уже факт.
  28. Фидель 7 февраля 2016 12:57
    Одни эксперты как я погляжу.
    Ну и я тогда "экспертну" чуток.
    Чего все вцепились в эти "горы"-"деньги"? У кого-то есть уже просчитанный проект на руках? Да, видимо это будет дороже, да в горах рыть будет не просто. А вы думаете Панамский канал рыли через футбольное поле?
    И правильно кто-то здесь отметил: - вопрос с 1890-х висит! Неужто от нехххх делать? В геополитическом плане реализация данного проекта изменит значимость региона КАРДИНАЛЬНО. Не вдаваясь во множество возникающих возможностей для торгово-экономических связей, одно строительство данного обьекта способно дать не слабый импульс экономикам участников. Это раз.
    А теперь два. Каспийская военная флотилия практически автоматически превращается в СТРАТЕГИЧЕСКИЙ по могуществу и сферам влияния Русский Индоокеанский флот. ТАКОГО инструмента влияния на дела в регионе(в плане оперативности, потенциала, скорости переброски, дешевизны)больше там не будет ниукого! hi
    1. Комментарий был удален.
    2. atalef 7 февраля 2016 13:19
      Цитата: Фидель
      Одни эксперты как я погляжу.Ну и я тогда "экспертну" чуток.Чего все вцепились в эти "горы"-"деньги"? У кого-то есть уже просчитанный проект на руках?

      Ну недо быть семи пядей во лбу , что бы понять чо это бред
      Цитата: Фидель
      Да, видимо это будет дороже, да в горах рыть будет не просто. А вы думаете Панамский канал рыли через футбольное поле?

      Сравнил , я ууж не говорю , что он всего 81 км длины ,перепад высот 27 м, а стоимость в современных деньгах - 5 млрд баксов
      Цитата: Фидель
      И правильно кто-то здесь отметил: - вопрос с 1890-х висит!

      Для оптимистов ---не стоит , зато как висит !!!!!
      Цитата: Фидель
      В геополитическом плане реализация данного проекта изменит значимость региона КАРДИНАЛЬНО.

      Чем ?
      Цитата: Фидель
      Не вдаваясь во множество возникающих возможностей для торгово-экономических связей, одно строительство данного обьекта способно дать не слабый импульс экономикам участников. Это раз.

      Конечно - он их разорит
      Цитата: Фидель
      А теперь два. Каспийская военная флотилия практически автоматически превращается в СТРАТЕГИЧЕСКИЙ по могуществу и сферам влияния Русский Индоокеанский флот


      Ну . да , там же есть Калибры и много РЭЭЭЭЭЭЭБ
      Цитата: Фидель
      . ТАКОГО инструмента влияния на дела в регионе(в плане оперативности, потенциала, скорости переброски, дешевизны)больше там не будет ниукого

      Ну да , особенно в скорости переброски fellow
    3. afdjhbn67 7 февраля 2016 13:31
      Цитата: Фидель
      А теперь два. Каспийская военная флотилия практически автоматически превращается в СТРАТЕГИЧЕСКИЙ по могуществу и сферам влияния Русский Индоокеанский флот.

      Рыдаю от восторга... crying wassat
      1. амурец 7 февраля 2016 13:51
        Цитата: afdjhbn67
        Рыдаю от восторга...

        Тёзка!Не рыдай,глаза солью Кара-Богаз-Гола выест,ибо если построят этот канал,Каспий превратится в Арал,а Арал в пустыню.Шлюзы водой наполнять надо,а с учётом фильтрации в грунт и увеличения площади испарения, мне кажется Каспия не хватит,а качать из Персидского залива дорогое удовольствие.
  29. Cartalon 7 февраля 2016 13:00
    А через Гималаи ни чего рыть не собираются? Очевидно же что по горам и пустыням судоходный канал не пророешь, у Ирана с водой проблема, может они хотят пустить себе воду из Каспия и опреснять на месте.
  30. nnz226 7 февраля 2016 13:36
    Денег на постройку не хватит! тащить канал через Иранские нагоряь, засаливать почвы вокруг, (вода-то чай, морская будет, кроме речных участков. А шлюзы и прочие сооружения? тут мост в Крым три года строить будут, а канал сколько?! Какие 2020-е годы?!
    1. амурец 7 февраля 2016 13:54
      Цитата: nnz226
      тут мост в Крым три года строить будут, а канал сколько?!

      Вы сами себе ответили:2020лет.
  31. 16112014nk 7 февраля 2016 14:03
    Цитата: ib_virus
    Строить канал под 1000 км длиной сквозь сплошные горные хребты?

    Ук.ры выкопали Чёрное море. Соорудили Ростовские горы(по мнению незабвенной Псаки). Может и канал осилят? Это если согласится с автором статьи, которую уже публиковали, причём всего 2 дня назад. А если посмотреть на карту, то даже школьник скажет, что это нереально.
  32. злой партизан 7 февраля 2016 15:31
    Я чёт не очень понимаю...А на хрена канал??? Построить супер-пупер ж\д сообщение между Каспием и Персидским заливом - и всех делов. А уж железная дорога сама по себе ценная вещь для Ирана...
  33. Pavel_J 7 февраля 2016 16:32
    Это что, шутка что ли?
  34. Кот Гришка 7 февраля 2016 16:47
    Вообще обалденная идея! Я прям-таки писаюсь от восторга:Русский Индоокеанский флот! Жириновский рыдает от восторга и отправляет всю Фракцию ЛДПР копать канал ! Американцы брызжут слюной иплачут! Сплошная перемога! Китайцы ещё строят Никарагуанский канал или нет?
  35. General_colonel 7 февраля 2016 16:51
    Прорыть канал прямо через Тегеран отличная идея. Можно будет назвать этот канал после реализации проекта "Золотой ручеёк". Мне кажется название неплохое, т.к водичка в канале будет не из дешёвых.
    А если серьезно. Наверно какой то путь чтобы не копать горы возможно найти, пусть он там будет длиннее. Ну это наш канал будет с правами экстерриториальности? Нет. Ну а какая разница тогда с Босфором?
  36. реалист 7 февраля 2016 17:23
    как строитель я конечно рад что такое грандиозное дело затевается , но экономику надо конечно уточнять . и маршрут оптимальный разрабатывать тоже надо очень внимательно. проект в целом оригинальный сокращает путь из китая в европу .
  37. Балаган 8 февраля 2016 03:31
    Вариант любопытный. На реках Загроса уже построено несколько плотин, так что часть канала практически существует. Проработать канал по рекам, натыкать каскад ГЭС и двойная польза от проекта.
  38. Поморянин 8 февраля 2016 14:09
    Статье поставлю плюсик за любопытный материал. Сам проект - авантюра, никто им никогда заниматься не станет. Не окупится и за 200 лет.
  39. Идиот 8 февраля 2016 20:20
    Если злопыхатели-комментаторы полагают себя умнее И.В.Сталина, который видел в реализации этого проекта выгоду для СССР, то, боюсь повториться(в прежних комментариях уже писал: если кто-то про И.В.Сталина плохо говорит, то лично для меня он является пид-сом),но этот комментатор по крайней мере не компетентен. Интересуйтесь геополитикой, товарищи, вы многое поймете. В свое время вопрос по акватории Белого моря тов.Сталин решил радикально проведя свою знаменитую черту, послав зачем англосаксов, и такими же геополитическим принципами он руководствовался присоединяя Курильские острова - так называемые "северные территории", японцы, с подачи США, до сих пор воют. Какова геополитическая прозорливость Вождя? А к вопросу о целесообразности трансиранского транспортного проекта имею желание сказать следующее: с убийством СССР был убит эпохальный трансконтинентальный проект - экранопланы: экономически целесообразный конкурент как авиа так и железнодорожным путям сообщения. Именно СССР был лидером, как сейчас говорят, разработал ноу-хау создания экранопланов. Мы, СССР, могли стать монополистом нового пути сообщения (постулат геополитики), учитывая наш статус единственной трансконтинентальной сверхдержавы (именно потому, что мы единственная трансконтинентальная держава)создать альтернативу Суэцкому и Гибралтарскому каналу (проливу), что воистину сокрушительно меняло расстановку геополитических сил в мире. В целом хотел бы сказать следующее: канал нужен, но не обязательно его РЫТЬ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня