Проект авиационного пистолета-пулемета Flieger-Doppelpistole 1919 (Швейцария)

Как известно, знаменитый итальянский пистолет-пулемет Villar-Perosa изначально создавался в качестве легкого скорострельного вооружения для аэропланов. Тем не менее, характеристики этого оружия посчитали недостаточными для применения в авиации, вследствие чего появилась модификация для пехоты. Именно в такой роли «Виллар-Пероза» применялся до конца Первой мировой войны. В 1917 году австро-венгерские войска начали ограниченную эксплуатацию своего пистолета-пулемета Frommer Stop M.17, призванного стать прямым аналогом итальянского оружия, однако этот проект завершился неудачей. Зарубежный опыт явно говорил о сомнительных перспективах самой идеи двуствольного оружия под пистолетный патрон. Тем не менее, это не остановило швейцарского оружейника, который разработал аналогичный образец под названием Flieger-Doppelpistole 1919.

Автором необычного проекта был швейцарский оружейник Адольф Фуррер (также встречается транслитерация Фюррер), в то время руководивший оружейной фабрикой W+F (Waffenfabrik) в г. Берн. Основной продукцией предприятия были пистолеты Parabellum, однако специалисты фабрики занимались и собственными проектами. Так, с конца десятых и до начала сороковых годов прошлого века специалисты W+F разработали несколько пистолетов-пулеметов с различными характеристиками. Интересной чертой всех проектов было активное использование основных идей, заимствованных у пистолета «Парабеллум». В 1919 году А. Фуррер и его коллеги создали «обычный» пехотный пистолет-пулемет, а также оригинальное оружие для авиации. По некоторым данным, оба этих образца имели высокую степень унификации, из-за чего авиационный пистолет-пулемет мог считаться модификацией пехотного.

По задумке конструкторов, легкие военные самолеты следовало оснащать компактным и скорострельным стрелковым оружием, применяющим пистолетный патрон. Для повышения скорострельности было решено оснастить оружие двумя стволами. Знал ли А. Фуррер о неудаче итальянских коллег – неизвестно, однако решил повторить их путь. Проект нового авиационного пистолета-пулемета получил обозначение Flieger-Doppelpistole 1919 («Авиационный двойной пистолет 1919 года»). Также это оружие нередко именуют Furrer M1919, однако в этом случае не исключена путаница, поскольку такое название применяется и для пехотного оружия.


Проект авиационного пистолета-пулемета Flieger-Doppelpistole 1919 (Швейцария)
Общий вид оружия. Фото Vk.com/all_of_weapon


Вероятно, швейцарскому оружейнику очень понравилась автоматика конструкции Георга Люгера, из-за чего все его разработки получали механизмы, аналогичные пистолету Parapellum. «Двойной пистолет» так же не стал исключением. При этом в новом проекте было решено использовать два основных блока автоматики, по одному на ствол, а также соединить их при помощи механизма синхронизации. Таким образом, Flieger-Doppelpistole 1919 строился по т.н. схеме Гаста.

Основными агрегатами авиационного пистолета-пулемета стали два блока автоматики, размещенные в собственных ствольных коробках. При этом коробки двух блоков соединялись между собой при помощи полой перемычки. От последней вперед отходило опорное устройство, на конце которого располагались устройства удержания подвижных стволов и часть прицельных приспособлений. Сзади перемычки ствольных коробок поместили прямоугольный кожух ударно-спускового механизма с пистолетной рукоятью и спусковым крючком. Там же крепился приклад изогнутой формы.

На центральной балке, проходившей между стволами, предусматривалась петля для монтажа на турели подходящей конструкции. В таком случае оружие могло качаться в вертикальной плоскости, а за горизонтальную наводку должны были отвечать соответствующие детали турели.

Внутри двух ствольных коробок располагались механизмы автоматики, аналогичные использовавшимся на пистолете «Парабеллум». При этом подача патронов производилась сверху, а гильзы должны были выбрасываться вниз, что сказалось на ориентации деталей. Можно сказать, что каждый стреляющий агрегат Flieger-Doppelpistole 1919 являлся перевернутым пистолетом Г. Люгера. Оружие в целом, в свою очередь, выглядело как два перевернутых пистолета с механизмом синхронизации между ними.

Проект авиационного пистолета-пулемета Flieger-Doppelpistole 1919 (Швейцария)
Патрон 7,65х21 мм Parabellum. Фото Wikimedia Commons


Автоматика оружия основывалась на коротком ходе ствола и использовала рычажное запирание затвора. Непосредственно с казенной частью ствола должен был контактировать затвор с ударником. Сзади к затвору крепилась система из двух рычагов, соединенных шарниром. Задний рычаг при этом шарнирно закреплялся на ствольной коробке. За счет системы фигурных пазов на ствольной коробке рычаги должны были обеспечивать правильное движение затвора при стрельбе, а также надежно прижимать его к казенной части ствола во время выстрела. Рычаги были увеличены и утяжелены в сравнении с базовым пистолетом, что должно было сказаться на темпе стрельбы.

Пистолет-пулемет получил два ствола длиной по 300 мм калибра 7,65 мм. Стволы подвижно закреплялись в переднем удерживающем устройстве (в нем, возможно, располагались дульные ускорители) и передней стенке ствольной коробки. При выстреле отдача должна была отбрасывать ствол назад, после чего начинался цикл перезарядки. Интересной особенностью оружия А. Фуррера стало применение механизма синхронизации. В центральной перемычке пистолета-пулемета располагался подвижный рычаг, при помощи которого стволы соединялись друг с другом. Двигаясь назад, один ствол через рычаг должен был воздействовать на второй и перемещать его вперед. При следующем выстреле такой цикл повторялся.

Новое оружие заимствовало не только схему автоматики, но и патрон. Изделие Flieger-Doppelpistole 1919 должно было использовать пистолетный патрон 7,65х21 мм Parabellum. Такие боеприпасы предлагалось загружать в два отъемных коробчатых магазина изогнутой формы. Емкость магазина составляла 40 патронов. Магазины предлагалось помещать в верхние приемные окна ствольных коробок. Стреляные гильзы выбрасывались в окно на нижней стороне каждой коробки.

Проект авиационного пистолета-пулемета Flieger-Doppelpistole 1919 (Швейцария)
Вид на оружие снизу. Рычаги автоматики сложены, затворы в заднем положении. Фото Vk.com/all_of_weapon


В заднем прямоугольном кожухе, над рукояткой управления огнем, располагалась часть деталей ударно-спускового механизма. Это устройство оснащалось предохранителем с флажком на внешней поверхности корпуса и позволяло вести огонь в автоматическом режиме. Благодаря использованию рычага синхронизации схемы Гаста выстрелы производились из двух стволов поочередно.

Искать цель и наводить оружие предлагалось при помощи механических прицельных приспособлений. Нерегулируемый целик располагался на перемычке между ствольными коробками, а на дульном устройстве монтировалась мушка в виде ракурсных колец. Предполагалось, что такие прицельные приспособления позволят летчикам-стрелкам атаковать цели с приемлемой эффективностью. Несмотря на кажущееся неудобство систем боепитания, между магазинами оставалось достаточное пространство для нормального использования прицелов.

Удобство применения оружия обуславливалось использованием нескольких деталей, облегчающих удержание и ведение огня. Позади спускового крючка имелась пистолетная рукоятка в виде металлической основы с деревянными накладками. К заднему кожуху также крепился деревянный приклад сложной изогнутой формы.

Проект авиационного пистолета-пулемета Flieger-Doppelpistole 1919 (Швейцария)
Вид на оружие сзади. Фото Forgottenweapons.com


По имеющимся данным, перспективный пистолет-пулемет Flieger-Doppelpistole 1919 имел общую длину порядка 635 мм и стволы длиной по 300 мм каждыйый. Вес конструкции без патронов достигал 8,6 кг. Оружие получилось достаточно тяжелым для своего класса, однако вес мог частично компенсироваться установкой на турели. Стрельба с рук не предусматривалась, поскольку пистолет-пулемет предлагался исключительно в качестве оружия для самолетов.

Разработанная Адольфом Фуррером автоматика на основе пистолета Parabellum позволяла вести огонь с весьма высоким темпом. Суммарная скорострельность при поочередной стрельбе из двух стволов достигала 1900 выстрелов в минуту. Таким образом, стрелок имел возможность буквально засыпать цель пулями. Тем не менее, при непрерывной стрельбе готового к применению боезапаса в размере 80 патронов хватало лишь на три секунды, после чего требовалась перезарядка.

Сомнительное преимущество в виде высочайшей скорострельности дополнялось явным недостатком, связанным с использованным патроном. Пистолетный патрон 7,62х21 мм «Парабеллум» мог применяться в легком пехотном стрелковом оружии, однако совсем не подходил для авиационных пулеметов. Эффективная дальность стрельбы с использованием таких боеприпасов не превышала нескольких десятков метров. На больших расстояниях энергия пули сокращалась до неприемлемых значений и не позволяла надежно поражать цели. Таким образом, авиационный пистолет-пулемет имел недостаточные характеристики для использования на практике.

Проект авиационного пистолета-пулемета Flieger-Doppelpistole 1919 (Швейцария)
Музейный пистолет-пулемет в британском музее. Фото Forgottenweapons.com


По некоторым данным, компания W+F представила свой пистолет-пулемет Flieger-Doppelpistol 1919 военным, однако те отреагировали на него без энтузиазма. К концу десятых годов прошлого века уже никто не спорил с тем, что оружие под пистолетные патроны не подходит для боевой авиации. Таким образом, использование отработанных механизмов или уникально высокая скорострельность не смогли перевесить недостаточные характеристики примененного патрона. Проект забраковали, из-за чего он не вышел из стадии испытаний прототипа.

Встречаются упоминания об испытаниях или опытной эксплуатации двуствольных пистолетов-пулеметов в швейцарской армии. Согласно этим данным, несмотря на отказ военных, было изготовлено несколько единиц такого оружия в пехотной конфигурации. Это оружие в течение некоторого времени использовалось отдельными стрелками, но в скором будущем было списано за отсутствием перспектив.

После этого фирма А. Фуррера и другие швейцарские оружейники уже не поднимали тему авиационного пистолета-пулемета. Увидев на практике бесперспективность подобной идеи, они отказались от нее и продолжили развитие прочего оружия, пригодного для практического применения. К примеру, коллектив фирмы W+F в дальнейшем представил несколько других пистолетов пулеметов. Что касается опытных «Авиационных двойных пистолетов 1919 года», то, как минимум, один прототип в дальнейшем стал музейным экспонатом. Сейчас он хранится Великобритании, в National Firearms Centre (г. Лидс).


По материалам сайтов:
http://forgottenweapons.com/
https://royalarmouries.org/
http://strangernn.livejournal.com/
https://vk.com/all_of_weapon
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. carbine 19 февраля 2016 09:12
    Цитата: Рябов Кирилл
    Сомнительное преимущество в виде высочайшей скорострельности дополнялось явным недостатком, связанным с использованным патроном. Пистолетный патрон 7,62х21 мм «Парабеллум» мог применяться в легком пехотном стрелковом оружии, однако совсем не подходил для авиационных пулеметов.

    Патрон 7,62х21 мм мог применяться только в служебном армейском оружии. Т.е. в небольших пистолетах для специалистов. И все.
  2. avt 19 февраля 2016 09:38
    Пистолет пулемет для воздушного боя ..... м-м-мда-а-а-а....воистину - Горе от ума wassat
    avt
  3. Siberia 9444 19 февраля 2016 09:56
    Сегодня день статей про двехстволки laughing
  4. фа2998 19 февраля 2016 14:20
    Цитата: avt
    Пистолет пулемет для воздушного боя ..... м-м-мда-а-а-а....воистину - Горе от ума wassat

    Ну не нужно забывать,что первые пилоты вооружались лишь Наганами и Маузерами,а еще могли кулаком помахать!А тут прогресс(в сравнении с Наганами)! laughing hi
    1. avt 19 февраля 2016 16:28
      Цитата: фа2998
      Ну не нужно забывать,что первые пилоты вооружались лишь Наганами и Маузерами,а еще могли кулаком помахать

      Ну было , даже карабины с собой брали. А Нестеров даже предлагал кошку на тросе за аэропланом таскать - цеплять врага и переворачивать.
      avt

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня