Military Review

E-10: Fighter Tank Design with Hydraulic Suspension

21
German project tanks The E-series (from Entwicklung series, development) was an unrealized program for the creation of experienced German tanks during the Second World War. Within the framework of this series, 5 combat vehicles unified in details were to appear from the light reconnaissance tank E-10 to the super-heavy tank E-100 weighing up to 130-140 tons. It was the work on the E-100 tank that advanced the farthest. The British even managed at the end of the war to capture the hull of the tank without a tower, which was taken to the UK for comprehensive tests. Most likely, they also built, but disappeared in January 1945, in the crucible of the Soviet offensive, the 3 hulls of the experimental batch of the E-25 tank, which, in essence, was an anti-tank self-propelled gun.


Despite the fact that by the beginning of the active development of the tanks of this project, the situation on the fronts of World War II for Germany had seriously deteriorated, the country began to experience an acute shortage of raw materials and materials for industry, and the release of new tanks in such conditions became almost unrealistic, the design work in this the direction was quite intensive. In this case, the priority was more likely to create sketches and develop solutions for new nodes, mechanisms and the creation of drawings in the form of a reserve for the future. For this reason, the initial work on the projects of the E-series tanks was transferred to firms that had not previously engaged in the development and production of tanks, so as not to distract the main production facilities that had long been working only for the needs of the front, increasing the production of existing tanks, assault guns, fighters tanks and ACS.

The release of all E-series tanks was planned using standard units that would fit all series tanks. In total, this program covered 5 tanks, while opening its E-10, the combat mass of which was supposed to be about 10 tons, was to become a small reconnaissance tank, but during the development process has become a classic PT-SAU. As in the case of the rest of the designed E-series armored vehicles, the Ministry of Arms and Ammunition wanted to get the most unified combat vehicle at the output, which would have excellent operational qualities. At the same time, the production of E-10 was planned to be made as technologically advanced as possible and does not require large amounts of resources and labor costs.

E-10: Fighter Tank Design with Hydraulic Suspension


The technical task for E-10 was finalized only in 1944 year, while none of the major German tank-building firms could not submit to the military project that would satisfy them. As a result, preference was given to the company Klockner-Humboldt-Deutz (KHD). Prior to working on the E-10 project, this company had never engaged in the development of armored vehicles. Up to this point, all acquaintance of the company’s engineers with tracked vehicles was limited to serial production of RSO (Raupenschlepper Ost - Vostok tracked tractor), where the concern designers installed a gasoline engine of their own design instead of the Steyer engine.

E-10, as well as heavier anti-tank ACS E-25, may to some extent be the response of the Wehrmacht Army Armaments Office to develop the American light-armored anti-tank self-propelled gun M18 "Hellcat", which could speed up to 90 km while driving on the highway / h, while the weight of the machine was 17,7 tons. In February 1944, the Allies tested their novelty in Italy. After the start of the design work on the E-10, the Army Armaments Directorate notified the design team of Hans Hasselgruber, working on the project, about the need to maximize the speed characteristics of the combat vehicle being created. As a result of the applied technical solutions, if implemented in metal, the E-10 tank destroyer could reach speeds of up to 65-70 km / h while driving on the highway.

Specialists of the KHD concern have been able to offer a simple, but at the same time effective solution within the framework of the E-10 project, which in some way echoed the Hetzer tank destroyer, in fairly limited time. Group engineers, working on their project, have taken the following steps. First of all, to save the mass of the developed machine and reduce the number of parts used, they decided to abandon the use of the tower. Another advantage of “turretlessness” was a reduction in the overall height of the vehicle, and hence an improvement in its invisibility on the battlefield. As a result of the design work, the case of a rather simple form was obtained by a very good inclination of the upper frontal armor plate. As the main armament was planned to use 75-mm anti-tank gun PaK 39 with a barrel length 48 caliber, which has already managed to establish itself very well in combat. The same gun was installed on the Hetzer. The breech of this gun was covered by the standard mask for the Germans of the gun, which received the nickname “pig snout”.



Due to the rather tight size of the car, which was quite compact and limited to the planned weight, the engineers of the KHD group abandoned the layout of the standard for German SAUs and tanks - now the hydrodynamic transmission had to be located behind the power plant, which simplified its dismantling, as well as technical service. The choice of such a transmission layout also allowed an increase in the combat compartment of the vehicle. At the same time, the engine compartment and the rear armor plates of the tank destroyer were planned to be completely removable, so that the technicians always had the opportunity to dismantle the engine and transmission as a single unit. Although the initial designation of the E-10 implied a weight of about 10 tons, the mass of the new combat vehicle in the design process grew to 16 tons. It should be noted that the mass was not maintained for almost all the designed machines of the E-series. The crew of the E-10 was to consist of three tankers: a driver, a commander and a gunner.

The small height of this anti-tank self-propelled gun and the simple form of the hull made it possible to carry out its frontal booking of only two armor plates: the top (60 mm thick, it was located at an angle 60 °) and the bottom (30 mm thick, it was also located at an 60 ° angle). Both front sheets were welded just below the cannon placement line. The use of such a design solution when building a hull made the E-10 much more technological than the most massive self-propelled Wehrmacht self-propelled machine - StuG 40 Ausf.G, which was distinguished by a much more complex geometry of frontal parts. The on-board booking of the tank destroyer was formed from armor plates 20 mm thick, located at an angle 10 °, stern armor plates also had a thickness 20 mm (angles of inclination 15 ° and 33 °, respectively), the bottom and roof of the hull were made of armor sheets with a thickness of only 10 mm.

As a power plant, the Germans considered two possible engines. The first was the Maybach HL 100 with water cooling, this engine developed maximum power - 400 hp. The second option was an Argus air-cooled engine with horsepower 350. At the same time, after installing the advanced cooling system and fuel injection, the power of the Maybach HL 100 engine was increased to 550 hp. at 3800 rpm. Both engines were planned to be placed in the back of the self-propelled gun, so that they had no effect on the shape of the hull and the placement of the other units. Interesting technical solutions included a combined system of steering and hydrodynamic transmissions developed by Voith.



Like all designed E-series German tanks, the E-10 had a longitudinal torsion bar suspension using Belleville washers. Such a suspension system was designed by the designer of the company MAN, Doctor of Technical Sciences Lerom. The refusal of engineers from the transverse torsion bar suspension, which was previously used on all the machines, the development of which Knipkamp had to do, made it possible to achieve an increase in the internal net volume of the combat vehicle. In particular, thanks to this decision, an additional evacuation hatch for the crew members was to appear at the bottom of the E-10. The support rollers of the tank destroyer were staggered, which immediately revealed her involvement with the head of the Sixth Department of the Army Armaments Directorate - this arrangement of the rollers was Knipkamp's “calling card”.

The undercarriage of the E-10 self-propelled gun consisted of four rubberized road wheels (on each side), front guide wheels, rear leading wheels and a small track track. The diameter of the rubberized rollers was 1000 mm. The support wheels alternately overlapped each other and were mounted in pairs to the left and right of the single-row tracks of the track track. One of the main features of this combat vehicle was the ability to change the clearance, which could vary from 1400 to 1760 mm. That is, the E-10 tank destroyer could literally “sit down” on the spot and fire at the enemy from the most inconspicuous position, using high grass or a low bush as a disguise. However, such a “low landing” made the shooting itself difficult, the Soviet paratroopers would face the same problem in the future, who had to use the ASU-57 self-propelled gun, whose height was only 1,5 meters.

The KHD company’s E-10 Tank Destroyer project, in its military form, was considered worthy of attention, however, further work on this project was stopped after only a few months. The reasons for this were more than enough. Initially, the tank developed in this category was supposed to have a mass of about 10 tons, but its design weight increased to 16 tons (about the same weight as the Hetzer). In addition, the absence of the tower was both a plus (camouflage, low silhouette), and a serious drawback, making it impossible for the car to carry out a round-up attack without turning the whole hull, and the proposed suspension and transmission were not mastered by the German industry. It is also worth considering the fact that the project was considered in the second half of 1944, when the situation on the fronts began to take on a catastrophic character for Germany. At this time, the Wehrmacht needed as many tanks as possible. At the same time, the launch into production of a new tank destroyer could lead to some delays in the production of machines of this class, since the plants could take time to master the production of new equipment. Such a delay in the production of armored vehicles was extremely undesirable.



With all the visible advantages, the E-10 tank destroyer would have encountered a large number of obstacles when introduced into mass production. Taking this into account, the German military decided to opt for PzJag.38 (d), known as Hetzer. This light tank destroyer, built on the chassis of the obsolete light Czech tank PzKpfw 38 (t), fully occupied the E-10 place. At the same time, during the Second World War, not a single prototype of the E-10 was ever built. This project, like many of the engineers of the Reich of the second half of the war, remained forever only at the level of draft designs.

Information sources:
http://www.arms-expo.ru/articles/129/69527
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/e-10.htm
http://warspot.ru/1658-prisedayuschaya-samohodka-vermahta
http://alternathistory.livejournal.com/56156.html
Author:
21 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vikxnumx
    Vikxnumx 5 February 2016 06: 54
    12
    One of the main features of this combat vehicle was the ability to change the clearance, which could vary from 1400 to 1760 mm.

    Presumably, this is not clearance, but the height of the car ...
    Thank you for a short history tour. We look forward to continuing.
  2. Amurets
    Amurets 5 February 2016 07: 05
    +3
    I won't tell you about the whole series "E", but I don't remember where I read it, there was an assumption that, first of all, the "Mouse" and the E-100 were created as mobile firing points for the URs, first of all for the Atlantic Wall, and then it was planned to use them on the Seelowskiys Heights. It seems it was in the TM tank series. In principle, the Swedish STRV-103 is somewhat similar to the E-10. Perhaps the Swedes took advantage of German developments. I did not delve into this story especially.
    1. Boos
      Boos 5 February 2016 10: 29
      +3
      Imagine what a convenient Mouse target for attack aircraft? What armor in the upper projection is able to protect it? The impasse of Hitler's gigantomania ...
      1. cth; fyn
        cth; fyn 5 February 2016 11: 41
        -4
        Saw a couple of turrets with 38 flakvirlings and you're done.
        1. cth; fyn
          cth; fyn 9 February 2016 13: 33
          0
          But what’s wrong? It seems like a good idea, and on Soviet tanks there is a large-caliber machine gun on the roof of the tower, and so far.
  3. The comment was deleted.
  4. the47th
    the47th 5 February 2016 09: 22
    +2
    Is the barrel of the gun so low that it’s easier to draw the ground?
    1. cth; fyn
      cth; fyn 5 February 2016 11: 38
      -2
      You can come up with a cork that will open before firing
    2. igordok
      igordok 5 February 2016 12: 36
      +2
      E-10, whose combat weight was to be about 10 tons, was supposed to become a small reconnaissance tank, but in the process of development it turned into a classic tank destroyer.

      Shady Teutonic genius. Plan a scout, and get a fighter. what
      1. iouris
        iouris 5 February 2016 13: 16
        +1
        I heard a historical joke about the MiG-25. They made a good cruise missile engine. Someone (perhaps Ustinov) suggested, why not make an airplane for this engine? Done.
  5. alovrov
    alovrov 5 February 2016 12: 24
    +2
    One of the main mistakes in equipping positions on the Kursk Bulge was mowed grass and other vegetation in the shelling sector. It would be nice to hide on e-10, but not very much to fight.
    1. cth; fyn
      cth; fyn 5 February 2016 12: 34
      -6
      Where did you see grass 1,5 m high?
      1. Nagaibak
        Nagaibak 5 February 2016 17: 52
        +4
        cth; fyn "Where did you see the 1,5m high grass?"
        Why doesn’t the grass ants grow in Moldova?))) From the wiki ...
        "The height of the grasses is from a few millimeters to several meters.
        In the Sikhote-Alin mountains the grass often reaches a height of 3–3,5 m. There are also special cases of gigantism of grasses in the Sayan Mountains (Krasnoyarsk Territory). In the black belt of the Western Sayan, the average size of grasses is usually more than 2 meters. There are also some records: High larkspur (Delphinium elatum) with a stem size of about 4,5 m; Narrow-leaved fireweed (Chamerion angustifolium) - 2,92 m; Chemeritsa Lobel (Veratrum lobelianum) - 2,86 m; Annual wormwood (Artemisia annua) (Krasnoyarsk, 2005) - 3,22 m; White Mary (Krasnoyarsk, 2005) - 2,02 m. "
        Minus is not mine.)))
        1. cth; fyn
          cth; fyn 9 February 2016 13: 36
          0
          But I live in the steppe, we have low grass ... Ok, now I know, I’m not offended for the minuses, I just don’t understand when there are minuses, but there is no comment (
      2. alovrov
        alovrov 5 February 2016 18: 13
        +5
        Yes everywhere. Well, except for trimmed lawns in cities. Almost any umbrella plant is more than a meter. Good rye, not to mention wheat, more than a meter. Well, I’m silent about corn.

        There is no grass in the desert or in the Arctic. Good topic :)
      3. The comment was deleted.
  6. Grigorievich
    Grigorievich 5 February 2016 13: 28
    +2
    Interestingly, but how is the tip horizontal when sitting on the belly?
    1. Uncle VasyaSayapin
      Uncle VasyaSayapin 5 February 2016 15: 20
      0
      The focus will remain only in a narrow sector. But for an ambush, it’ll do. But then she and the tank destroyer. Take in WOT a reckless tank destroyer you will feel.
      1. pimen
        pimen 5 February 2016 17: 36
        +1
        most likely, a few centimeters of clearance remains. Much more interesting, why use a chess pendant in such a light machine? If the proportions are correct, then with it, only, centimeters 30 shorter, and 5 centimeters higher
  7. Bijo
    Bijo 5 February 2016 22: 24
    +1
    For 1944, the 75mm gun is already weak.
    "The crew of the E-10 was supposed to consist of three tankers: the driver, the commander and the gunner."

    3 people ?, and who will charge? driver? Or AZ came up with.
  8. minirulet
    minirulet 8 February 2016 15: 17
    0
    Quote: Bijo
    For 1944, the 75mm gun is already weak.
    "The crew of the E-10 was supposed to consist of three tankers: the driver, the commander and the gunner."

    3 people ?, and who will charge? driver? Or AZ came up with.

    75-ke 75-ke strife! On the hatzer there was a gun more than confidently striking the T-34 in the frontal projection and is-2 from the sides at all real combat distances. And the 75mm panther’s cannon generally had practically no problems with the defeat of Soviet tanks.
  9. Velizariy
    Velizariy 8 February 2016 15: 24
    0
    [quote = minirulet] [quote = Bijo] And the 75mm panther’s cannon generally had practically no problems with the defeat of Soviet tanks. [/ quote]
    Well, all the same, there were some problems with the IS-2 ... in the forehead of the case, for example.
    1. minirulet
      minirulet 9 February 2016 08: 09
      0
      Well of course. Given the armor penetration of a projectile at a distance of 1000m about 150mm, some problems could be, but not a fact.
  10. garri-lin
    garri-lin 10 February 2016 16: 52
    0
    are you pr tungsten which the Germans had very little?

E-10: проект истребителя танков с гидравлической подвеской

Немецкий проект танков Е-серии (от Entwicklung series, развитие) представлял собой нереализованную в годы Второй мировой войны программу по созданию опытных немецких танков. В рамках этой серии должно было появиться 5 унифицированных по деталям боевых машин от легкого разведывательного танка Е-10 до сверхтяжелого танка Е-100 массой до 130-140 тонн. Именно работы по танку Е-100 продвинулись дальше всех. Англичанам даже удалось в конце войны захватить корпус данного танка без башни, который был вывезен в Великобританию для проведения всесторонних испытаний. Также, скорее всего, были построены, но пропали в январе 1945 года в горниле советского наступления 3 корпуса опытной партии танка Е-25, который, по сути, являлся противотанковой самоходкой.

Несмотря на тот факт, что к началу активной разработки танков данного проекта положение на фронтах Второй мировой войны для Германии серьезно ухудшилось, страна начала испытывать острый дефицит сырья и материалов для промышленности, а выпуск новых танков в таких условиях стал практически нереальным, конструкторские работы в этом направлении велись достаточно интенсивно. При этом приоритетными были работы скорее по созданию набросков и выработке решений по новым узлам, механизмам и созданию чертежей в виде задела на будущее. По этой причине изначально работы над проектами танков Е-серии были переданы фирмам, которые ранее не занимались разработкой и выпуском танков, чтобы не отвлекать основные производственные мощности, которые уже давно работали только на нужды фронта, увеличивая выпуск уже существующих танков, штурмовых орудий, истребителей танков и САУ.

Выпуск всех танков Е-серии планировался с использованием стандартных узлов, которые подходили бы всем танкам серии. Всего данная программа охватывала 5 танков, при этом открывающий ее Е-10, боевая масса которого должна была составить около 10 тонн, должен был стать малым разведывательным танком, однако в процессе разработки превратился в классическую ПТ-САУ. Как и в случае с остальными проектируемыми бронемашинами Е-серии, Министерство вооружений и боеприпасов желало получить на выходе максимально унифицированную боевую машину, которая обладала бы отличными эксплуатационными качествами. При этом производство Е-10 планировалось сделать как можно более технологичным и не требующим больших объемов ресурсов и трудозатрат.


E-10: проект истребителя танков с гидравлической подвеской


Техническое задание на Е-10 было окончательно оформлено только в 1944 года, при этом ни одна из крупных немецких танкостроительных фирм не смогла предоставить на суд военных проекта, который удовлетворил бы их. В итоге предпочтение отдали компании Klockner-Humboldt-Deutz (KHD). До работы над проектом Е-10 эта компания никогда не занималась разработкой бронетанковой техники. До этого момента все знакомство инженеров компании с гусеничной техникой ограничивалось серийным выпуском тягачей RSO (Raupenschlepper Ost — гусеничный тягач «Восток»), куда конструкторы концерна вместо родного двигателя производства компании «Штейер» установили бензиновый мотор собственной разработки.

Е-10, как и более тяжелая противотанковая САУ Е-25, возможно, в какой-то мере были ответом Управления вооружений сухопутных сил Вермахта на разработку американской легкобронированной противотанковой самоходки М18 «Хеллкэт», которая могла развивать при движении по шоссе скорость до 90 км/ч, при этом масса машины составляла 17,7 тонны. В феврале 1944 года союзники испытали свою новинку в Италии. Уже после старта проектных работ по Е-10 Управление вооружений сухопутных сил известило конструкторскую группу Ганса Хассельгрубера, работающую над проектом, о необходимости максимального повышения скоростных характеристик создаваемой боевой машины. В результате примененных технических решений, в случае их воплощения в металле, истребитель танков Е-10 смог бы развивать скорость до 65-70 км/ч при движении по шоссе.

Специалисты концерна KHD в достаточно ограниченные по времени сроки смогли предложить простое, но вместе с тем эффективное решение в рамках работ по проекту Е-10, которое в чем-то перекликалось с истребителем танков «Hetzer». Инженеры концерна, работая над своим проектом, предприняли следующие шаги. В первую очередь, для экономии массы разрабатываемой машины и уменьшения числа используемых деталей, они решили отказаться от использования башни. Еще одним плюсом «безбашенности» стало снижение общей высоты машины, а значит и улучшение ее незаметности на поле боя. В результате проектных работ корпус довольно простой формы получил расположенный под очень хорошим наклоном верхний лобовой бронелист. В качестве основного вооружения планировалось использовать 75-мм противотанковую пушку PaK 39 с длиной ствола 48 калибров, которая уже успела очень хорошо зарекомендовать себя в боях. Такая же пушка была установлена и на «Хетцере». Казенник этого орудия прикрывался стандартной для немцев маской орудия, получившей прозвище «свиное рыло».

E-10: проект истребителя танков с гидравлической подвеской


Из-за довольно ужатых размеров машины, которая была достаточно компактной и ограничивалась запланированной массой, инженеры концерна KHD отказались от стандартной для немецких САУ и танков компоновки — теперь гидродинамическая трансмиссия должна была находиться сзади рядом с силовой установкой, что упрощало ее демонтаж, а также техническое обслуживание. Выбор такой схемы размещения трансмиссии позволял также увеличить объем боевого отделения машины. При этом отсек двигателя и задние бронелисты истребителя танков планировалось выполнить полностью съемными, чтобы у техников всегда была возможность демонтировать двигатель и трансмиссию единым блоком. Хотя изначально обозначение Е-10 подразумевало вес на уровне около 10 тонн, масса новой боевой машины в процессе проектирования выросла до 16 тонн. Стоит отметить, что масса не выдерживалась практически для всех проектируемых машин Е-серии. Экипаж Е-10 должен был состоять из трех танкистов: механика-водителя, командира и наводчика.

Небольшая высота данной противотанковой самоходки и простая форма корпуса позволяли выполнить ее лобовое бронирование всего из двух бронелистов: верхнего (толщиной 60 мм, он был расположен под углом 60°) и нижнего (толщиной 30 мм, он тоже располагался под углом 60°). Оба лобовых листа сваривались чуть ниже линии размещения орудия. Использование такого конструкторского решения при создании корпуса делало Е-10 намного технологичнее самой массовой самоходки Вермахта — StuG 40 Ausf.G, которая отличалась гораздо более сложной геометрией лобовых деталей. Бортовое бронирование истребителя танков формировалось из бронелистов толщиной 20 мм, расположенных под углом 10°, кормовые бронелисты также имели толщину 20 мм (углы наклона 15° и 33° соответственно), днище и крыша корпуса изготавливались из бронелистов толщиной всего 10 мм.

В качестве силовой установки немцы рассматривали два возможных двигателя. Первым был Maybach HL 100 с водяным охлаждением, этот двигатель развивал максимальную мощность — 400 л.с. Вторым вариантом был двигатель Argus с воздушным охлаждением и мощностью 350 л.с. При этом после установки усовершенствованной системы охлаждения и впрыска топлива мощность двигателя Maybach HL 100 удалось увеличить до 550 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Оба двигателя планировалось ставить в заднюю часть самоходки, так что на форму корпуса и размещения остальных агрегатов они влияния не оказывали. К интересным техническим решениям можно было отнести комбинированную систему из рулевого управления и гидродинамической трансмиссии, разработкой которых занималась компания Voith.

E-10: проект истребителя танков с гидравлической подвеской


Как и у всех проектируемых немецких танков Е-серии, у Е-10 планировалась продольно-торсионная подвеска с использованием шайб Бельвилля. Такая система подвески была спроектирована конструктором компании «МАН», доктором технических наук Лером. Отказ инженеров от поперечной торсионной подвески, которая ранее применялась на всех машинах, к разработке которых имел отношение Книпкамп, позволяла добиться увеличения внутреннего полезного объема боевой машины. В частности, благодаря этому решению, в днище Е-10 должен был появиться дополнительный эвакуационный люк для членов экипажа. Опорные катки истребителя танков располагались в шахматном порядке, что сразу же выдавало ее причастность к начальнику Шестого департамента Управления вооружений сухопутных сил — такое расположение катков было «визитной карточкой» Книпкампа.

Ходовая часть самоходки Е-10 состояла из четырех обрезиненных опорных катков (на каждый борт), передних направляющих колес, задних ведущих и мелкозвенчатой гусеницы. Диаметр обрезиненных опорных катков составлял 1000 мм. Опорные колеса поочередно перекрывали друг друга и монтировались попарно слева и справа от однорядных зубьев трака гусеницы. Одной из главных особенностей данной боевой машины была возможность изменения клиренса, который мог изменяться от 1400 до 1760 мм. То есть истребитель танков Е-10 буквально мог «присаживаться» на месте и вести огонь по противнику из максимально незаметного положения, используя в качестве маскировки высокую траву или низкий кустарник. Правда, такая «заниженная посадка» затрудняла и саму стрельбу, с точно такой же проблемой в будущем столкнутся уже советские десантники, которым пришлось использовать самоходку АСУ-57, высота которой составляла всего 1,5 метра.

В предъявленном военным виде проект истребителя танков Е-10 с гидравлической подвеской компании KHD был признан достойным внимания, однако дальнейшие работы в рамках данного проекта были прекращены уже через несколько месяцев. Причин для этого было более чем достаточно. Изначально танк, разрабатываемый в этой категории, должен был иметь массу около 10 тонн, однако его проектная масса увеличилась до 16 тонн (примерно столько же весил и «Хетцер»). Помимо этого отсутствие башни было как плюсом (маскировка, низкий силуэт), так и серьезным недостатком, лишая машину возможности вести круговой обстрел без поворота всего корпуса, а предлагаемые подвеска и трансмиссия не были освоены немецкой промышленностью. Стоит также принять во внимание тот факт, что к рассмотрению проекта приступили во второй половине 1944 года, когда положение на фронтах начало принимать для Германии катастрофический характер. В это время Вермахт нуждался в как можно большем количестве выпущенных танков. В то же время запуск в производство нового истребителя танков мог бы привести к некоторым задержкам в производстве машин этого класса, так как заводам могло потребоваться время на освоение выпуска новой техники. Такая задержка в производстве бронетехники была крайне нежелательной.

E-10: проект истребителя танков с гидравлической подвеской


При всех видимых преимуществах истребитель танков Е-10 встретил бы большое количество препятствий при внедрении в серийное производство. Принимая это во внимание, немецкие военные решили остановить свой выбор на PzJag.38(d), известном как Hetzer. Этот легкий истребитель танков, построенный на шасси устаревшего легкого чешского танка PzKpfw 38(t), вполне занимал место Е-10. При этом в годы Второй мировой войны ни одного прототипа Е-10 так и не было построено. Данный проект, как и многие разработки инженеров Рейха второй половины войны, навсегда остался лишь на уровне эскизных проектов.

Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/articles/129/69527
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/e-10.htm
http://warspot.ru/1658-prisedayuschaya-samohodka-vermahta
http://alternathistory.livejournal.com/56156.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 21
  1. VIK1711 5 февраля 2016 06:54
    Одной из главных особенностей данной боевой машины была возможность изменения клиренса, который мог изменяться от 1400 до 1760 мм.

    Надо полагать , это не клиренс, а высота машины...
    Спасибо за небольшую экскурсию в историю. Ждем продолжения.
  2. амурец 5 февраля 2016 07:05
    Обо всей серии "Е" не скажу,но не помню где читал,было предположение что в первую очередь "Маус" и Е-100 создавались как подвижные огневые точки для УРов.В первую очередь для Атлантического Вала,а потом планировалось использовать их на Зееловских Высотах.Кажется это было в танковой серии "ТМ".В принципе шведский STRV-103 чем-то похож на Е-10.Возможно шведы воспользовались немецкими разработками.Специально в эту историю я не углублялся.
    1. Boos 5 февраля 2016 10:29
      Представьте какая удобная цель Маус,для штурмовой авиации? Какая броня в верхней проекции способна его защитить? Тупик гитлеровской гигантоманиии...
      Boos
      1. cth;fyn 5 февраля 2016 11:41
        Запилить пару турелей с флаквирлингами 38 и готово.
        1. cth;fyn 9 февраля 2016 13:33
          А че не так то? Вроде идея хорошая, да и на советских танках пулемет крупнокалиберный на крыше башни имеется, причем до сих пор.
  3. Комментарий был удален.
  4. the47th 5 февраля 2016 09:22
    А ствол пушки так низко расположен, чтобы землю было легче черпать?
    1. cth;fyn 5 февраля 2016 11:38
      Можно придумать и пробку кототорая перед выстрелом будет открываться
    2. igordok 5 февраля 2016 12:36
      Е-10, боевая масса которого должна была составить около 10 тонн, должен был стать малым разведывательным танком, однако в процессе разработки превратился в классическую ПТ-САУ.

      Сумрачный тевтонский гений. Запланировать разведчика, а получить истребитель. what
      1. iouris 5 февраля 2016 13:16
        Слышал исторический анекдот про МиГ-25. Сделали хороший двигатель для крылатой ракеты. Кто-то (возможно, Устинов) высказал мысль, а почему бы под этот двигатель не сделать самолёт? Сделали.
  5. alovrov 5 февраля 2016 12:24
    Одной из основных ошибок при оборудовании позиций на Курской дуге была нескошенная трава и прочая растительность в секторе обстрела. На е-10 прятаться было бы хорошо, а воевать неочень.
    1. cth;fyn 5 февраля 2016 12:34
      Где вы видели траву высотой 1,5м?
      1. Нагайбак 5 февраля 2016 17:52
        cth;fyn"Где вы видели траву высотой 1,5м?"
        А чего в Молдавии не растет травушка муравушка?))) Из вики...
        "Высота трав — от нескольких миллиметров до нескольких метров.
        В горах Сихотэ-Алинь трава часто достигает высоты 3—3,5 м. Есть также особенные случаи гигантизма трав в Саянах (Красноярский край). В черневой полосе Западного Саяна средние размеры трав обычно больше 2 метров. Есть и отдельные рекорды: Живокость высокая (Delphinium elatum) с размером стебля около 4,5 м; Кипрей узколистный (Chamerion angustifolium) — 2,92 м; Чемерица Лобеля (Veratrum lobelianum) — 2,86 м; Полынь однолетняя (Artemisia annua) (Красноярск, 2005 год) — 3,22 м; Марь белая (Красноярск, 2005 год) — 2,02 м."
        Минус не мой.)))
        1. cth;fyn 9 февраля 2016 13:36
          А я в степи живу, у нас травка низенькая... Ок, теперь знаю, за минусы не обижаюсь, просто не понимаю когда есть минусы, а комментария нет(
      2. alovrov 5 февраля 2016 18:13
        Да везде. Ну кроме подстриженных газонов в городах. Почти любое зонтичное растение больше метра. Хорошая рожь, не говоря о пшенице, поболее метра. Ну я и уж молчу про кукурузу.

        Вот в пустыне травы нет или в заполярье. Хорошая тема :)
      3. Комментарий был удален.
  6. григорьевич 5 февраля 2016 13:28
    Интересно,а как наводка по горизонтали,когда сидит на брюхе?
    1. дядяВасяСаяпин 5 февраля 2016 15:20
      Наводка останется только в узком секторе. Но для засады пойдёт. Но на то она и ПТ САУ. Возьмите в WOTе безбашенную ПТ-САУ прочувствуете.
      1. pimen 5 февраля 2016 17:36
        скорее всего, несколько сантиметров клиренса остаётся. Гораздо интереснее, зачем использовать шахматную подвеску в такой лёгкой машине? Если пропорции верны, то с нею, только, сантиметров на 30 короче, и сантиметров на 5 выше
  7. Биджо 5 февраля 2016 22:24
    Для 1944 года пушка 75мм - уже слабовато.
    "Экипаж Е-10 должен был состоять из трех танкистов: механика-водителя, командира и наводчика."

    3 человека?, а заряжать кто будет? мехвод? Или АЗ придумали.
  8. minirulet 8 февраля 2016 15:17
    Цитата: Биджо
    Для 1944 года пушка 75мм - уже слабовато.
    "Экипаж Е-10 должен был состоять из трех танкистов: механика-водителя, командира и наводчика."

    3 человека?, а заряжать кто будет? мехвод? Или АЗ придумали.

    75-ка 75-ке рознь! На хетцере стояло орудие более чем уверенно поражавшее т-34 в лобовую проекцию и ис-2 с бортов на всех реальных дистанциях боя. А 75мм пушка пантеры вообще проблем с поражением советских танков практически не знала.
  9. Velizariy 8 февраля 2016 15:24
    [quote=minirulet][quote=Биджо] А 75мм пушка пантеры вообще проблем с поражением советских танков практически не знала.[/quote]
    Ну все таки с ИС-2 таки были некоторые проблемы... в лоб корпуса к примеру.
    1. minirulet 9 февраля 2016 08:09
      Ну само собой. Учитывая бронепробитие подкалиберным снарядом на дистанции 1000м около 150мм, некие проблемы могли быть, но не факт.
  10. garri-lin 10 февраля 2016 16:52
    это вы пр вольфрамовый которых было у немцев очень мало?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня