Еще раз о колонне Траяна как об историческом источнике

В наше время телевидения и «актуальных новостей», повальной спешки и, как следствие, стремления получить все как можно скорее, в том числе и знания, не стоит удивляться, что многие люди часто не знают элементарных вещей и постоянно спрашивают: «а откуда это известно?» Откуда известно, что этруски не русские, ведь слова похожи, откуда известно, что в таком-то веке римские воины кинжалы носили, а в таком-то нет, что римляне не пользовались луком и пращой, но широко использовали наемников, которые пользовались и тем, и другим, ну и так далее и тому подобное… Между тем есть и письменные источники, археологические находки и, скажем, такой выдающийся исторический памятник римской истории, как колонна Траяна.

Еще раз о колонне Траяна  как об историческом источнике

Вот он – «Квадратный Колизей»


В материале на страницах ВО «Не верь глазам своим или колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника» (http://topwar.ru/73172-.html) этот памятник уже рассматривался. Однако тема эта настолько интересна, что есть смысл, не повторяясь, вернуться к ней опять с учетом новой информации. И начать придется… с пожелания в одном из комментариев сохранить этот интереснейший памятник. Вот, что там было написано: silver169 «Такой ценнейший, уникальнейший исторический образец позднеримского периода необходимо держать в закрытом павильоне. Вспомним, что случилось со всемирно известной скульптурой Микеланджело "Давид", которая длительное время находилась под открытым небом и очень пострадала от воздействия атмосферных осадков и выветривания. В конце концов скульптуру вынуждены были перенести внутрь флорентийской академии изящных искусств. Но это случилось в далеком 1873-ем году. В наше же время осадки представляют собой настоящую кислоту, разрушающую мрамор. Жаль если резьба на колонне Трояна погибнет. Ведь это историческое наследие не только Италии, но и всего культурного мира».


Изначально колонна задумывалась не белой. Ее фигуры должны были раскрашиваться в разные цвета, а в руках у ее персонажей должно было быть миниатюрное бронзовое оружие!


Вот так это должно было бы выглядеть в оригинале!

Вполне логично, не так ли? Но… разбирать колонну и куда-то перевозить, или напротив – прятать внутри стеклянной колонны-футляра… Конечно, проблему с ее сохранностью придется решать и очень скоро. Но, итальянцы все же позаботились о том, чтобы, по крайней мере, копии всех ее замечательных барельефов как раз и хранились бы под крышей и никоим образом не подвергались атмосферному воздействию. Так что теперь, если вы окажетесь в Риме и захотите тщательно рассмотреть все ее замечательные барельефы, вам не потребуется ни бинокль, ни квадрокоптер. Вы можете просто сесть в такси и сказать: «Эспозиционе Универcале Романа» и вас туда отвезут, благо это всего лишь в 20 минутах езды от Рима. Там вы сразу увидите здание фантастической архитектуры. Очень похожее на Колизей, однако белое и кубической формы! Построил его диктатор Бенито Муссолини в качестве павильона для всемирной выставки 1942 года, и чтобы достойно отпраздновать двадцатую годовщину придуманного им фашизма и начало Фашистской эры. Из-за войны выставка так и не состоялась, а самого Муссолини свергли в 1943. И вот этот самый «дворец фашизма», Colosseo Quadrato или Квадратный Колизей, был превращен в Дворец итальянской цивилизации (Palazzo della Civilta Italiana). Как и у Колизея, его фасады состоят из лоджий, расположенных в шесть рядов по девять арок в каждом. Итальянцы уверены, что все это равно количеству букв в имени «Бенито», и, соответственно, в фамилии «Муссолини».


Надпись на пьедестале.

Дворец весь покрыт мрамором. Его основание занимает 8,400 квадратных метров, а весь объем здания равен 205,000 кубическим метрам при высоте равной 68 метрам. По четырем углам установлены скульптуры Диоскуров. Ну что касается колонны Траяна, то с ней это здание теперь связано самым неразрывным образом: в нем установлены гипсовые слепки всех его барельефов, но есть развернутое «гипсовое полотнище» длиной в 190 метров. Все слепки сделаны при помощи виксинтовых матриц, таким образом, создана точная копия всех рельефов колонны в том виде, в каком они находятся именно сегодня, то есть со всеми наличествующими повреждениями. И, конечно, сделано это было более чем своевременно, так как состояние колонны непрерывно ухудшается – автомобильные выхлопные газы наносят ей непоправимый ущерб. Доказано, за последние 50 лет оно ухудшилось больше, чем за все предшествующие 1850 лет. К тому же, она начинает понемногу отклоняться от своего вертикального положения, и как с этим бороться пока никто не знает. К тому же и починить ее очень нелегко. Ведь колонна построена без применения скрепляющего раствора. Все ее блоки соединены железными или медными фиксаторами, а те в свою очередь залиты свинцом, ну а сами фиксаторы находятся в толще блоков.

Колонна стоит на цоколе-постаменте, украшенным барельефами с изображением дакийских трофеев. А вот что на нем написано: "SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS IMP. CAESARI DIVI NERVAE F. NERVAE TRAIANO AVG. GERM. DACICO PONTIF. MAXIMO TRIB. POT. XVII IMP. VI COS VI P.P. AD DECLARANDVM QVANTAE ALTITVDINIS MONS ET LOCVS TANT IBVS SIT EGESTVS" - "Сенат и римский народ [воздвигли эту колонну] Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений". Известно, что подделки в мраморе не удаются, так что ниспровергателям основ относительно древности этого памятника можно не волноваться – подвергать сомнению его древность все равно, что сомневаться в том, что Солнце всходит на Востоке.


Лестница, ведущая внутрь колонны.

Известно, что войн с даками было две: 101 – 102 гг. н.э.; 105 – 106 гг. н.э. Последняя война закончилась присоединением Дакии к Римской империи. Ну и теперь переходим к главному: что можем мы увидеть на барельефах колонны Траяна, если будем внимательно рассматривать их чуть ли не вплотную.

Итак, защитные доспехи у римлян: их всего три. Римские легионеры одеты в пластинчатые доспехи lorica segmentata из изогнутых и заходящих друг на друга металлических полос; ауксиларии (вспомогательные войска) носят кольчуги lorica hamata; ну а среди лучников многие в чешуйчатых доспехах lorica scuamata.



Вот так выглядит помещение с копиями барельефов колонны.

Рельефы колонны Траяна убедительно доказывают, что восточные воины могли носить доспехи сразу нескольких типов. Поверх своих длинных, спускающихся чуть ли не до пят одежд, на них могла быть и кольчужная рубашка с короткими рукавами типа «лорика хамата», и панцирь из подогнанных друг к другу металлических чешуек типа «лорика скумата». По мнению Майкла Симкинса, преимущество все же отдавали кольчуге, так как она была более удобной в бою и меньше стесняла движений восточного стрелка, хотя чешуйчатый доспех превосходил кольчугу по прочности. Ну, а для того, чтобы ни металлические чешуйки, ни кольца не натирали им шеи, воины обыкновенно повязывали ее платком.


Легионеры в походе.

Эпиграфические источники свидетельствуют, что большинство восточных вспомогательных частей, воевавших в Мезии и в Дакии, состояло именно из лучников, вооруженных сложносоставным луком. Их значение в римской армии на протяжении первых двух столетий новой эры все время увеличивалось и достигло апогея в III в. н.э. Так что никакие вторжения гуннов и готов тут не при чем. Особенно ценились лучники из Пальмиры. Они имели прекрасные сложносоставные, характерные только для восточных народов, луки, своими боевыми качествами отличающиеся от всех других.


Сирийские лучники и германские пращники.

Практически все специалисты, изучавшие военное дело Древнего Рима, отмечают и мощность, и также дальнобойность этого вида оружия. Тяжелая боевая стрела, выпущенная из него, летела на 150-200 м, а легкая в два раза дальше. Такой лук был значительно короче английского длинного лука. Его делали из дерева, а для большей прочности укрепляли с внутренней стороны изгиба роговыми пластинами, а снаружи сухожилиями. Пробивную мощь оружия увеличивали, усиливая концы лука роговыми наконечниками. Стрелок имел было от 12 до 24 стрел, которые хранились в горите (горит – деревянный футляр для лука и стрел; отдельный футляр для лука – налучь или сайдак, футляр для стрел или болтов – колчан; сайдак, кроме того, используется в качестве синонима горита), который носили на портупее, переброшенной через правое плечо, на спине. В арсенале сагиттария, то есть лучника, был также меч римского образца, который он, как и обычный пехотинец, носил в ножнах на правом боку.


Обратите внимание на плоский круг справа и ниже фигуры императора. Это не что иное, как заделанная дырка, которую проделали «охотники за металлом», чтобы добыть медные скобы, скреплявшие мраморные барабаны колонны. Оказывается, что и весь Колизей точно в таких же дырах.


В статье «Ромфея» в Википедии указывается, что даки пользовались чем-то вроде ромфеи, но только их оружие называлось фалькс. Главное различие заключалось между ними в изгибе их клинков: у ромфеи он был прямой либо слегка изогнутый, а вот у фалькса клинок изогнут весьма сильно. Обратите внимание на повреждения, нанесенные барельефам природой – впечатление такое будто барельефы грызли мыши!


Союзниками даков в этой войне были сарматы, поставлявшие дакам конницу, и вот что об этом пишет Тацит: у сарматских вождей и знатных воинов доспехи настолько тяжелы, что упавший с коня воин едва может подняться на ноги без посторонней помощи. А еще «что их копья и мечи настолько длинны, что их приходится держать обеими руками».

Как уже отмечалось в предыдущей статье, на колонне хорошо виден ряд прямо-таки удивительных противоречий. Так, у бегущих всадников-сарматов чешуей покрыты не только они сами, но также их кони, причем даже хвосты! Здесь же мы видим сарматские доспехи в виде трофеев – это нормальные, известные по археологическим находкам чешуйчатые панцири рубашечного покроя.


Сарматские трофеи.

Что это некомпетентность скульптора или же злая сатира? Увы, но доказать оба этих утверждения не представляется сегодня возможным. Кроме того, у многих римских всадников или легионеров ауксилиариев очень уж короткие кольчуги с фестончатым подолом. У сирийских лучников ну очень длинные, тогда как у римлян уж слишком короткие, так что они даже «самого главного» не закрывают. И к тому же у римлян – всех без исключения, очень маленькие щиты.


Из таких маленьких щитов приличную «черепаху» не построить!

Анализируя частотность изображения плоских овальных щитов у воинов на колонне и черепицеобразных прямоугольных скутумов, можно сделать удивительный вывод, что первых более 80%, а вторых почему-то совсем мало и если нам точно известно кому какие щиты у римлян в это время принадлежали, то… кто же тогда воевал в Дакии? Получается, что основная масса римских войск уже тогда состояла из наемников – ауксилиариев, восточных лучников и германских пращников, а собственно легионеров среди них было очень мало!

Можно подумать, что там по большей части воевала спешенная конница, о которой известно, что ее главным подразделением были алы численностью по 500 человек (ala quingenaria), которые состояли из 16 турм примерно по 30 всадников. Считается, что несовершенство римской конницы связано с несовершенством конской сбруи. У них не было ни стремян, ни седел, вместо которых на каждой лошади было две попоны (иди чапрака), нижней и верхней, из сукна, кожи или меха, укрепленные ременной подпругой, а также нагрудником и подхвостником. Нижняя попона была длиннее и шире, иногда с бахромой по краю, а верхняя – короче и уже, с фестонами по нижнему краю. Обе попоны соединялись при помощи лент, пуговицами либо ремнями. Нагрудник и подхвостник украшали металлическими бляхами в виде полумесяцев, чеканных дисков и плоских цветочных бутонов. Для управления лошадью использовалась уздечка с двумя поводьями и наголовными ремнями с украшениями. Вот на «облаченной» во все это лошади и сидел римский всадник со щитом на левой руке, держа в ней же еще и поводья, а вот в правой копье или меч. Управлять лошадью приходилось поводьями и шенкелями, но сражаться и управлять лошадью при наличии вот такой сбруи было довольно затруднительно, тем более, что и сами римляне от природы были скорее пехотинцами, нежели всадниками.


Римский всадник с колонны Траяна.


Каменный блок такого размера будет слишком тяжел, чтобы его можно было вот так запросто поднять и нести на плече. И либо это земляной блок, либо очередная вольность художника, демонстрирующего таким образом силу римских воинов.


Децебал в типичном дакийском шлеме и с длинным мечом. Все прямо так, как и в фильме «Даки».

Дион Кассий пишет, что голова и правая рука Децебала (об этом говорится и в известных кинофильмах «Даки» и «Колонна») была поднесена Траяну, находящемуся в крепости Ранниссторум, местоположение которой неизвестно. В 1965 году во время раскопок у города Филиппы в Македонии археологами была найдена надгробная плита эксплоратора (exploratores – разведчика) Второй паннонской алы Тиберия Клавдия Максима. Надпись на ней сообщает, что это он сумел захватить тело дакийского царя, а затем и доставил кровавый трофей своему императору. Сначала голову Децебала выставили на блюде посреди римского лагеря, а затем отправили в Рим, где ее сбросили с Гемониевой террасы в Тибр. Так что достоверность изображенных сцен на колонне очень велика, но вот относительно деталей воинского снаряжения вопросы по-прежнему остаются!


«И на Тихом океане свой закончили поход!» Слева в самом верху даки уходят из Дакии и угоняют с собой скот.
Автор:
Вячеслав Шпаковскокий
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти