Реконструкции воинов Древней Греции и Рима: большие и маленькие

29
Очень хорошо, что люди любопытны. Любопытство, вкупе с ленью, уравновешивают друг друга, способствуют развитию цивилизации, а еще оно заставляет трудиться. Ведь как же иначе что-то узнаешь, без труда? Любое знание, даже самое пустяковое, это – труд! Ну, что касается вооружения воинов Древней Греции и Рима, то тут к нашему полному удовлетворению есть чуть ли не все: находки археологов, рисунки на керамических вазах (и не только вазах, конечно), барельефы, скульптуры, наконец – описания современников. Это позволяет достаточно наглядно себе представить, как у них все было устроено. Находят, например, археологи профилированную узорчатую бронзовую полосу. Что это? А посмотрели на рисунок на амфоре, «приложили» к нему – оказывается это скоба для удержания щита. И так буквально во всем! Найдены расписные римские щиты и конская броня из чешуек, найдены мускульные кирасы и одна(!) железная кираса, подобная по устройству льняному панцирю – вот уж, что было в то время ну никак не пробить!

Реконструкции воинов Древней Греции и Рима: большие и маленькие

Спартанские гоплиты в доспехах Мэтта Пойтраса. На щитах видна буква Л – «Лакедемон», официальное самоназвание Спарты.

И понятно, что это породило желание все это воссоздать «в металле» уже сегодня. В Англии, где свои римские традиции свято чтят, есть организация под названием Эрмайн Стрит Гард – Эрмайнская Уличная Гвардия. Членами ее являются люди самых разных возрастов и профессий: врачи, адвокаты, ну, словом, кого только там нет. Впрочем, нет там «бедных», поскольку доспех римского легионера, в который ты там облачаешься, стоит порядка трех тысяч фунтов стерлингов! Есть и дешевле, но так можно угодить в «рабы», «массажисты», что не очень-то интересно. У них есть реконструированная крепость, куда они съезжаются на уик-энд, несут там службу, фотографируются с туристами, снимаются в кино. Сейчас много таких клубов и кого в них только нет, но «эрмайнская гвардия» - один из наиболее профессиональных.


Легионеры Эрмайн Стрит Гард.

Создана она была еще в 1972 году и с тех пор не прекращает своего существования. Все детали снаряжения воссозданы по реальным находкам, а работу нам изготовлением реплик курировал такой известный британский историк, как Рассел Робинсон. Реконструированы были доспехи легионеров, знаменосцев сигниферов и имажинеров, сирийских лучников, ауксилиариев и даже конница, ну, одним словом, весь римский имперский легион эпохи завоевания Британии. Кстати, стать членом «эрмайнской гвардии» очень просто: вы платите в год 30 фунтов стерлингов и становитесь их действительным членом, то есть, вы можете к ним приехать, находиться в их крепости, примерять доспехи и учиться сражаться на мечах и метать пилум. Ассоциативное членство совсем дешево – 7 фунтов. В этом случае вы будете получать интересный бюллетень ЭСГ. Кстати, есть свои «легионеры» и у нас в С. Петербурге, но эта тема выходит за рамки данного рассказа.


Настоящая римская «черепаха».


А вот это «черепаха» с колонны Траяна и очевидно, что скульптор изобразил щиты у легионеров непропорционально маленькими, а кольчуги зачем-то слишком короткими, так что снизу они ничего не защищают!

Имеется целая «бригада» рукодельщиков, которые им все это изготавливает. Среди них был один из самых известных британских реконструкторов – Майкл Симкинс. Ему дают в музее «зеленый шлем», а получают точно такой же, новенький и блестящий. Написал замечательную книгу: «Warriors of Rome: An Illustrated Military History of the Roman Legions» – «Воины Рима. Иллюстрированная военная история римских легионов». Причем, рисунки к ней сделал Джеймс Филд (очень известный иллюстратор), а вот сам Майкл выполнил к ней реконструкции шлемов, доспехов и оружия, и можно видеть, что нашли, графическую прорисовку того, что нашли, потом, как это должно выглядеть в металле, и, наконец – как все это в комплексе смотрелось на людях! Несмотря на то, что книга была издана в 1988 году, она есть еще в продаже, но стоит дорого (около 50$).


Ауксилиарии «Эрмайн Стрит Гард»


Настоящий сигнифер в чешуйчатом панцире и медвежьей шкуре!

Интересно, что реконструкторы греческой и римской брони появились и за океаном, в тех же США. И они делают ничуть не менее интересные доспехи и шлемы, чем их коллеги из Великобритании. Среди тамошних реконструкторов следует назвать в первую очередь Мэтта Пойтраса из города Остин, Техас. Здесь о его работах уже рассказывалось в материалах про Троянскую войну. Однако Мэтт этой темой не ограничивается. Он сделал несколько комплектов доспехов древнегреческих воинов – спартанского царя Леонида и самого Александра Македонского, причем использовал за образец знаменитую мозаику из Национального археологического музея в Неаполе. Вот уж источник, так источник, не так ли? Этот доспех Александра впоследствии был реконструирован для фильма Оливера Стоуна «Александр» и это, конечно, самый правильный путь, по которому может и должен пойти режиссер исторической кинокартины.


Александр Македонский в доспехах Мэтта Пойтраса.


Доспехи Александра сделаны из многих слоев склеенной ткани и металлической чешуи.


Мозаика из Национального археологического музея в Неаполе с изображением Александра Македонского.

Что касается царя Леонида, то для его шлема Мэтт выбрал очень оригинальный образец с «конскими нащечниками», но это отнюдь не фантазия мастера. Такой шлем известен! Им же изготовлены два панциря – панцирь Леонида и второй для его сподвижника.


Шлем царя Леонида.

Оба панциря украшают головы мифических чудовищ. В общем-то, лично мне не приходилось видеть «анатомических панцирей» с такими… украшениями. Но… они на них вполне могли быть, почему нет, и кто знает, может быть именно такие вот кирасы как раз до нас не дошли. Допустим, нашли их ранние христиане, ну и как символы язычества первым делом пустили в переплавку!


Греческая «анатомическая кираса» из Метрополитен-музея, Нью-Йорк.

Надо сказать, что Мэтт Пойтрас в своих рекламных материалах постоянно подчеркивает, что делает только доспехи – их реконструкция его стихия, а вот за оружием того времени обращайтесь к кому-то еще! Но главное, что сегодня уже не проблема ни для киношников, ни для фанатов исторической реконструкции заполучить себе любые доспехи, были бы только деньги.


Кираса царя Леонида работы Мэтта Пойтраса несет на себе даже следы «боевых» повреждений!


Доспех с изображением Медузы Горгоны работы Мэтта Пойтраса.

К тому же совсем не обязательно обращаться куда-то за океан. Несколько лет тому назад в Анапе возле тамошнего краеведческого музея мне попался забавный реконструктор (забавный, потому что древнего оружия и доспехов у него был целый арсенал на любые вкусы!), который делал довольно неплохие доспехи, в том числе и мускульные кирасы. Ну, и вес у них был соответствующий, в чем я не преминул тогда убедиться. Так что мастера есть и у нас и, совершенствуясь с годами, они вполне могут достичь и превзойти зарубежный уровень. Было бы желание, время и деньги!


Доспехи Марка Антония работы Мэтта Пойтраса.

Ну, а тем, кому «ростовые доспехи» не по карману могут сегодня отвести душу, собирая и раскрашивая фигурки из полистирола в масштабе 1:16 украинской фирмы Миниарт. Фирмы выпускает отличные сборные модели и фигурки в масштабе 1:35. Будучи раскрашены акриловыми красками, эти фигурки производят очень сильное впечатление.



Образец упаковки фигурки греческого гоплита и римского легионера фирмы «Миниарт».

Ну, а крупные фигурки в масштабе 1:16 хороши тем, что очень тщательно проработаны и исторически достоверно детализованы, упакованы в красочную коробку, снабжены инструкцией и качественно выполненной «переводной картинкой» (декалью). Это позволяет достаточно легко создавать очень реалистические скульптуры с рисунками на тех же щитах, которые вручную ну просто никак не накрасишь.



Фигурка из набора фирмы «Миниарт»: афинский гоплит.


Причем, для фигурки спартанского воина предусмотрено даже два варианта оформления щита. Один представлен на фотографии, любезно предоставленной фирмой «Миниарт», а другая с традиционной буквой Л. Добавляя к ним разные самодельные детали, можно их переделать (на языке моделистов – конверсировать) в воинов других эпох, скажем тех же римских легионеров, таким образом можно превратить в ауксилиариев, для чего следует вооружить их овальными щитами. Нетрудно на их основе сделать и свои собственные фигурки и отливать их из эпоксидной смолы в виксинтовых формах.


Фигурка гладиатора-самнита пока еще только готовится к массовому выпуску. И надо думать, что к ней в пару будет обязательно сделан фракиец. Ну, а умелые «конверсионщики» вполне могут сделать из этого гладиатора-мужика… гладиатора… женщину! Известно, что такие тоже были, известны их надгробия и даже имена, так что вы в свою очередь сможете на этих конверсиях еще и неплохо заработать!

Что касается изображений на самих коробках, то их рисует известный художник Игорь Дзысь, хорошо известный у нас по рисункам в целом ряде изданий.


Римский трибун эпохи империи. Реконструкция Мэтта Пойтраса.

К сожалению, Мэтт Пойтрас не решился изготовить реплику вот этого доспеха – железного панциря из так называемой Гробницы Филиппа. Это очень интересный образец кирасы не из бронзы, а из железа. В музее, где он экспонируется, такому человеку как Мэтт, конечно, не откажут и это будет действительно значительный вклад в современную «прикладную историю»!


Железный панцирь из Гробницы Филиппа. Археологический музей в Фессалониках.

Автор выражает благодарность фирме «Миниарт» (http://www.miniart-models.com/menu_r.htm) за предоставленные фотографии.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    15 февраля 2016
    А где доспехи Великих Укров?
    1. +4
      15 февраля 2016
      В АТО....используются по назначению...
  2. +4
    15 февраля 2016
    Реконструкторы сильно увлеченные люди и порой их сложно понять. Но их выступления очень зрелищны
    1. +1
      15 февраля 2016
      Цитата: Humen
      Реконструкторы сильно увлеченные люди и порой их сложно понять. Но их выступления очень зрелищны


      вот только к истории -это не имеет никакого отношения,так развлекуха для плебса...
      1. +2
        15 февраля 2016
        Цитата: Свелес
        Цитата: Humen
        Реконструкторы сильно увлеченные люди и порой их сложно понять. Но их выступления очень зрелищны


        вот только к истории -это не имеет никакого отношения,так развлекуха для плебса...

        зря вы так, очень зрелищное действо... Страйк в 1 000 человек отдыхает...
  3. +8
    15 февраля 2016
    Автор выражает благодарность фирме «Миниарт» (http://www.miniart-models.com/menu_r.htm) за предоставленные фотографии.... А я выражаю благодарность автору..
  4. +6
    15 февраля 2016
    Если доспех из Вергины - железный, то почему он не труха и пыль? Он же не был в герметичной капсуле.
    1. +2
      16 февраля 2016
      Видимо не было доступа кислорода, а без него железо не окисляется, плюс грамотно извлекли.
      Что касается капсулы, так даже береста в болотной грязи может пролежать1000 лет и не повредиться, но при ее находке и не грамотном извлечении очень быстро разрушается, к тому же железные предметы находят часто в болотах и иле рек в хорошем состоянии.
      1. +4
        16 февраля 2016
        Я года 3 назад читал монографию про Филиппа, попутно осматривая просторы Инета по теме. Порылся у себя в архиве, вот ссылка http://rec.gerodot.ru/vergina/andronikos01.htm . Инфа из Вестника древней истории, 1990, №1. Раскоп был в 77-м, ничего такого особо не предпринималось. Доспех лежал на полу. Сложно сказать по доступу кислорода, но! деревянная мебель была саморазрушена (древоточцы? сгнила?). Причём в гробнице были найдены ещё железяки.

        Так в болоте и органика сохраняется. До сих пор древних людишек находят.
  5. +2
    15 февраля 2016
    Цитата: SarS
    А где доспехи Великих Укров?

    Там же, где и доспехи протоведорусов
    1. +5
      15 февраля 2016
      Там же, где и доспехи протоведорусов


      Не-а, они не носили доспехов. Их защищало силовое поле "Звезды смерти" висевшей на орбите. laughing
    2. Комментарий был удален.
  6. -1
    15 февраля 2016
    Интересно! Особено прикольно-мужик с совковой лопатой за синими щитами. Наверное стройбатовец древний. Щас черное море копать пойдет.
  7. +1
    15 февраля 2016
    С пропорциями доспехов Александра, Мэтт Пойтрас, явно ошибся. По сравнению с мозаикой, реплика выглядит какой-то "потешной".
  8. +2
    15 февраля 2016
    Анатомические кирасы для чего?
    У меня два варианта.
    1. Ввести противника в заблуждение. Дескать, я не защищен. Наноси удары по открытому торсу. no
    2. Психологически надавить. Дескать, вот как я накачан. Под кирасой, тоже самое. Не подходи укушу. angry

    Может правильно, а может и нет. Ваши варианты?
    1. +1
      15 февраля 2016
      Анатомические кирасы для чего?
      У меня два варианта.
      1. Ввести противника в заблуждение. Дескать, я не защищен. Наноси удары по открытому торсу. no
      2. Психологически надавить. Дескать, вот как я накачан. Под кирасой, тоже самое. Не подходи укушу. angry

      Может правильно, а может и нет. Ваши варианты?


      Всё проще гораздо.
      Чисто эстетический подход. Ну вот любили они красоту во всём, в том числе и красоту тела. Вот и всё.
      Да и красота стоит дороже. Это к цене за доспех, или вазу или ещё что-то. Соответственно кто изготавливал такое, больше денюжек получал.
    2. Комментарий был удален.
    3. Riv
      +1
      15 февраля 2016
      Ни эстетики, ни психологии. Чистая физика. По разному сопротивляющиеся пробою слои брони создают композитный эффект. Для этого они должны плотно прилегать друг к другу. И наоборот: неплотно прилегающие доспехи легче пробиваются.

      Попробуйте сами. Положите кусок кровельной жести на землю и ткните ножом. Пробили насквозь? Теперь ту же жесть - на кусок грубой ткани, или войлока. Нож при ударе с той же силой так глубоко не войдет. В нашем случае земля - человеческое тело, войлок - подбой, а жесть - доспех. Если панцирь не плотно прилегает к телу, то копье, прежде чем дойти ло тела, просто продавит подбой и успеет сделать достаточных размеров дыру в броне.

      У "Абрамса" в лобовой броне вставки из обедненного урана. Тот же принцип: "твердый - гибкий - мягкий".
  9. +1
    15 февраля 2016
    Снаряжение реконструкторов озадачивает. На ногах чуть ли не шлепанцы. И это у типа легионеров, которым строй держать надо, а не смотреть, что там под ногами. С такой защитой даже заостренная деревяшка может голень нехило располосовать. Да и недобитки если и будут трепыхаться, то в первую очередь попытаются ноги подрезать, т.к. ни силы, ни пространства для полноценных замахов у них не будет.
    1. Riv
      0
      15 февраля 2016
      Дяденьки закаляются. :)
    2. 0
      15 февраля 2016
      Снаряжение очень точное. Посмотрите на обувь на колонне Траяна. Более того, нашли остатки солдатской обуви и точно ее реконструировали.
      1. +2
        16 февраля 2016
        На колонне кстати, чего только нет, даже поножи. По солдатской обуви посмотрел ту же Википедию. Пишут, основная обувь - калиги, состоящие из кожаных чулок и сандалий, закрывают голени до середины. Теоретически вроде нормально, можно например по лесу пробежаться прочности кожи наверняка хватит, чтобы не разодрать ноги о валежник. Но практически опять же рисуют одни сандалии :).
  10. 0
    15 февраля 2016
    Не знаю, как всем остальным, но мне " анатомическая кираса" кажется не подлежащим сомнению полным излишеством, с трудом объясняемым какими-либо доводами.Либо вы "сверхчеловек", которому любые затраты труда кажутся недостаточноми для облагорожения себя, любимого, это явно, штучный товар, единичный, практически недоступный большинству селян, которые и составляли большинство тогдашнего войска.
    Скорее, это ритуальные доспехи, чтобы покрасоваться, а не массовый и всеми востребованный ширпотреб.
    Потому мне кажется, что не стоит выставлять этот редкостный артефакт в виде защитного типового вооружения, присущего для греков и римлян.Это как сравнивать автомат Калашникова и и оглоблю.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      15 февраля 2016
      Анатомичность кирас - понятие очень растяжимое.
      Идеальный рельефный торс имели только самые дорогие штучные кирасы.
      Массовые же изделия были более схематичными.
      Вот вам два примера:

      Более качественный (в смысле анатомичности).
      http://i.kinja-img.com/gawker-media/image/upload/s--fSESeRU6--/loqjhyf3rl
      g2nedlw8jv.jpg

      И попроще.
      http://www.web-l.com/metropolitan-museum-of-art/Greek-bronze-cuirass-from
      -late-7th-century-BC.jpg
    3. +1
      15 февраля 2016
      У римлян эпохи Республики доспех - кольчуга, Империи - лорика сегментата и кольчуга (лорика гамата), мускульные кирасы носили полководцы. У греков типичным был линоторакс, мускульные кирасы в первую очередь носили именно спартанцы. И если судить по находкам, то не такая уж это и редкая вещь.
  11. +2
    15 февраля 2016
    Автор, надеюсь ты хоть с администрацией сайта делишься отчислениями за рекламу от этих коекакеров. Первая статья могла быть случайностью, но это уже голимая реклама, практически без ничего. Причем товарец то того... не очень...
    1. 0
      15 февраля 2016
      Цитата: михаил3
      причем товарец то того... не очень...


      по теории информации, сохранение информации (скажем ТИ) в виде расхожих концепций в источниках сохранения информации (скажем головах) носителей создаётся непрерывным потоком этой информации. Причём качество может быть самым любым (нас интересует историческая область применения) от достоверной (археологической,летописной) до самой недостоверной -примитивной в виде -я что нибудь говорю -тебе смешно,а если добавить цветных картинок,то можно сказать ,что работа с народом проведена(пипл хавает).Так что вот тебе рюмку водки и пятак серебром-веселись мужичина...
    2. +1
      15 февраля 2016
      Представьте себе я ничего ни с кого ни за что не беру. Знание принадлежит Богу, а не только людям и информировать людей дело очень хорошее. И... что за неприличная манера мерить все на деньги? Кстати, а чем Вам не понравились фигурки Миниарта? Тем, что они с Украины?
  12. +1
    15 февраля 2016
    Анатомическая кираса помимо красоты своим рельефом образовывала ребра жёсткости, что благоприятно сказывалось на самочувствии её владельца. Нужно учитывать что кописы и махайры гоплитов в основном были рубящим оружием, в отличии от колющего испанского меча легионеров. Соответственно ребро жёсткости необходимая вещь в доспехе гоплита. Недостаток анатомической кирасы пехотица-невозможность использовать её в кавалерии, поэтому в дополнении к ним появились короткие кирасы всадников, что впоследствии переняли римские офицеры легиона. Анатомическая кираса была тяжелее льняного панциря -7-8 килограмм против 3-3,5 и сложнее. К тому же в льняном не так жарко. Гоплиты македонской фаланги использовали такие, зачастую с усилительными пластинками из меди или железа. А какие у них были шлемы.....!
    1. 0
      16 февраля 2016
      Основное вооружение гоплита копье, а если учитывать что полисы постоянно воевали сами с собой то основное назначение защитить от удара копья, хотя щит для этого намного лучше.
    2. +1
      16 февраля 2016
      Самое главное преимущество линоторакса (льняного панциря) - это радикально меньшая стоимость. Ведь на смену относительно немногочисленным ополчениям городов-государств, в которых гоплиты - это достаточно зажиточные граждане (да и то, скорее всего доспех передавался по наследству), пришли гораздо более многочисленные профессиональные армии, вооружавшиеся единообразно за счет правителя. Даже если правителю и хотелось вооружить всех поголовно в анатомичную бронзу, это было невозможно сделать даже просто по деньгам.
      Кроме этого, к этой эпохе бронза стала дорожать. Если медные залежи не были редкостью, да и по запасам руды были обильны, то корнуольские рудники олова стали истощаться. А ведь именно эти рудники в основном и были для Средиземноморья источником олова на протяжении всего бронзового века.
      Железо конечно стало повсеместно распространено, но его обработка сложнее. Его в то время нельзя было отливать в форму, как бронзу. А значит, кованный торакс будет тоже весьма дорогим.
  13. 0
    16 февраля 2016
    Цитата: parusnik
    Автор выражает благодарность фирме «Миниарт» (http://www.miniart-models.com/menu_r.htm) за предоставленные фотографии.... А я выражаю благодарность автору..

    Картинки - красочные.

    И, всё бы ничего, но... пахнет бесплатной рекламой выше означенной фирмы.

    Рекламой - за счёт сайта «ВО».

    При чём - сильно пахнет... Обычно - это жестоко карается, ну... ежели фирма
    не проплатила за рекламу, напрямую - администрации сайта.

    И, ежели, действительно - не проплатила, то весь "гешефт" должен получить "как бы Шпаковский".
    Среди "как бы Шпаковских", это - обычная практика ("золотой телец" - ИХ бог), но тогда, сайт - "натурально развели"...
    1. +1
      16 февраля 2016
      Я дико извиняюсь, но от вашего поста сразу вспоминается пословица "кто о чем, а вшивый о бане", то есть о гешефте.
    2. 0
      16 февраля 2016
      Цитата: VSkilled
      Картинки - красочные.
      И, всё бы ничего, но... пахнет бесплатной рекламой выше означенной фирмы.

      Автор не раз уже упоминал про этот момент. Ему как официальному историку приходится брать разрешение на публикацию для каждого изображения, либо платить за них вполне реальные деньги. Елки, Вы что на Википедию ни разу не заходили? Там та же ситуация.
    3. +1
      16 февраля 2016
      Какой Вы заботливый за администрацию сайта. Но тут есть очень важный момент: каждое авторское фото или картинка - оплачиваются! Хочешь вставить - плати! Далеко не все придерживаются в этом практики Метрополитен-музея, тем более фирмы. Тому же Мэту Потрайсу реклама в России совсем не нужна, но читателям ВО, безусловно, интересны его работы. Также и с фирмой Миниарт. Их фото нужны мне (и, безусловно, сайту) оплачивать их не может ни администрация сайта, ни я сам, печатать без разрешения - нарушение авторского права. Приходится идти на компромисс - они разрешение на публикацию, мы им благодарность с адресом в конце. Это всеобщая нормальная практика. Но меня радует, что Вы заговорили о деньгах! Я все время говорю своим студентам, что у нас очень много людей, которые все измеряют деньгами. С ними очень легко, потому, что они легко покупаются даже не на деньги, а на рассказы о деньгах и значит... им будем с кем работать и на ком зарабатывать!
  14. 0
    16 февраля 2016
    Что интересно у британских легионеров туники красные, хотя в прошлой статье утверждалось что были белые, это несоответствие реконструкции или так и должно быть? Зная реконструкторов это очень озабоченные люди, можно сказать фанатики своего дела. Прям как дон Кихот, пока про самолеты и машины говоришь все хорошо, но только про реконструкции, все.. лучше бежать.
    1. 0
      16 февраля 2016
      Как было указано в предыдущей статье по теме, четко установлено о том что красный цвет туники был только у офицерства и командования, было совсем недавно. Скорее всего это более старые фотографии. Ведь еще совсем недавно бытовала точка зрения, что именно так и должно быть.
      В остальных моментах все очень хорошо сделано
      1. 0
        28 февраля 2017
        "Как было указано в предыдущей статье по теме, четко установлено о том что красный цвет туники был только у офицерства и командования"
        А можно доказательства? Ссылки на источники? Вы не забыли, что Римская республика + Римская империя - это очень большой период? И уже с первого века легионеры везде изображаются в красных туниках
  15. 0
    28 февраля 2017
    Наш клуб римской реконструкции принимал участие в международных фестивалях, кроме того шли в параде в Риме по случаю дня рождения этого славного города, там "римлян" тьма тьмущая была, и таки что я вам хочу сказать - это ж страх божий)) По сравнению с российскими реконструкторами (Питер, Москва, Новгород) - на западе вообще залепуха на залепухе, они покупают все снаряжение у дипики, а половина вообще в сувенирной лавке, а нас бы таких оборжали. Куча народа по пути подходила, спрашивала кто мы и откуда, сильно удивлялись, что мы сами делаем все доспехи. Спрашивали, не из Польши ли мы, потому что там тоже ребята делают сами доспехи и оружие, мы ездили в Думарки, но там тоже не все одинаково - есть Рапакс большей частью в сувенирке (у них после первой же боевки у половины поотлетало все и помялось, на вторую много не вышло - боялись за свое снаряжение) и есть 14 - нормальные ребята, в нормальных доспехах, бьются не хуже наших
  16. 0
    6 марта 2018
    Обратил внимание, что в черепахе ноги у легионеров совершенно открыты. Неужели неприятели не догадывались использовать это в бою?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»