Традиционная школа русского рукопашного боя - Питерская школа (школа Грунтовских)

Представляем вашему вниманию интервью с одним из основоположников т.н. "русских стилей" - Андреем Вадимовичем Грунтовским, который помимо преподавания рукопашного боя многие годы занимается литературной деятельностью, а также руководит народным театром. Каждый год проводит стеночные бои (с ударами в голову, в перчатках) в Петербурге. Андрей Вадимович поделился своим взглядом на рукопашный бой.

Традиционная школа русского рукопашного боя - Питерская школа (школа Грунтовских)

А.В. Грунтовский



1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении

- Наша питерская школа единственная из оставшихся - традиционная школа русского рукопашного боя (термин введен мной в начале 80-ых) - мой отец начал преподавать сразу после демобилизации (1954 г.) и с тех пор занятия проводились непрерывно.

2. Традиционная в этнографическом плане? Ведь Вадим Иосифович, как вы сами пишете, получил знания в армии. Или тут что-то еще?

- План только один. Если школа действительно наша - национальная, то называйте её этнографической или аутентичной и т.д. - все без разницы. Я об этом не раз писал. Да, он прошел через школу деревенских кулачек (как и тысячи других) да, системные знания получил в армейской разведке. Но это - одна школа. А практическое преподавание очень различно. Студентам я одно даю, офицерам ГРУ - другое, но суть-то одна. А вот школа, например, Кадочникова, это переработка Спиридонова, а тот сам писал и говорил, что взял за основу джиу-джитсу. Так что тут у нас ничего не стыкуется. Ну и многие другие школы, что сейчас называют себя русскими, в той или иной мере либо имеют иные (не отечественные) источники, либо (как например, у Рябко) сильные переделки и искажения нашей школы. Факт простой: занятия у армейцев проводились с довоенного времени, в течении ВОВ и до 53-го года, а 54-ом отец демобилизовался и сам стал тренировать, а последние 30 лет - уже я.

3. А каковы признаки этой школы (системных знаний)? Как ее отличить от других?

- В двух словах трудно объяснить. Во-первых особая народная пластика. Вот вы, например, включите телик - сколько времени надо, чтобы понять: сов кино или американское? Думаю, секунды хватает. Так и я вижу в нашем стиле человек работает, или по боксу, по карате и т. д. Раньше, кстати, бокс пластичней был - похоже на нас работали... теперь разучились. Ну и набор техники - ведь у нас в прикладном разделе, все то, что в спортивных единоборствах не разрешается. Так и возникло боевое самбо - Харлампиев оставил то, что возможно для учебного боя - это назвали "боевое самбо", а то, что не возможно - это собственно тогда и называли "рукопашка"
Программа состояла из 4 предметов: рукопашка, ножевой бой, штыковой и огневой. Сейчас в войсках этого почти ничего не знают или делают на манер карате и проч. Ну, а "боевое самбо" - в силу незасекреченности - отчасти сохранилось (засорено боксом и карате). Но это только база к рукопашке была. Самой старой рукопашки почти нет.



4. Опишите, пожалуйста, технику и тактику этой рукопашки.

- Я написал книгу "Русский кулачный бой", там более 400 стр. и только слегка обозначил тему. Тут уместно говорить только о концепциях. Ну, вот по собственным наблюдениям: я не раз проводил семинары для тренеров по боевому самбо (были там люди КМС, мастера и МСМ) что наблюдается: из того что давали в армейской разведке (ведь под подписку о неразглашении давали) в разминочных упражнениях сохранилось 50%. В бросковой технике - почти 100%, в ударной - почти ничего (только в пределах современного бокса) - т. е. 5-10% В болевых, освобождения - многое сохранились, но прикладных вариантов -нет. можно оценить 50% Удары ногами - сейчас все делают по карате (никаких подхлестов, связок вообще не знают) степень сохранности - 0 %. (штыковой бой, ножевой - сильно переврали - 30%) Тактика: ну, игровой работой никто не занимается. Групповым боем - не занимаются (да и не умеет никто). разделение боя на три этапа в подготовке - нет. А т. к. большинство техники пропало (и это говорит о том, что подписку люди соблюдали) то, соответственно пропали и методики подготовки. А они-то на мой взгляд и представляют наш золотой фонд.

5. Но в вашей школе они сохранились? По какой методике вы проводите тренировки? По школе армейской разведки, или с акцентом на этнографическое направление?

- Да, по школе. Но я уже пытался объяснить - программы могут быть очень разными: одно дело молодёжь, другое - профессиональные спортсмены, и третье - военные. Спортсмен, какого бы высокого уровня не был, требует совершенно другой подготовки, чем военный (для этого Харлампиев и разработал боевое самбо. Кстати на днях по каналу звезда прошел ф. "Непобедимый" - полная фантастика. Я из первых рук слышал про его поездку на Памир). Так англичане когда-то еще в 19 веке почти все в своем боксе позапрещали (локти, колени и пр.) и правильно - там убивали просто. А что такое "этнографическое направление"? Это тоже широкий спектр. Одно дело я наработал программу для фольклорных фестивалей - уже многие используют (но и эти программы могут быть разными) - опять же для кого: для фольклористов, которые изучают боевой танец, обряд кулачек или для военных и др. Я например проводил "стенку" и для военных - им же тоже интересно в Масленице поучаствовать. Вот надо было срочно отучить от бокса, а то быстро получают от соседей... но это детали. Армейская программа может быть узкой или более широкой - не важно (это конкретные задачи: кому и для чего), но она базировалась на народной (т. е. этнографической), а не на джиу-джитсу и прочем. То есть армейцы развили и систематизировали народный опыт, поэтому я и считаю эту школу традиционной.


6. Логично, что для разных людей нужны разные программы подготовки. Можете подробнее рассказать о поездке Харлампиева на Памир?

- Про Памир ничего интересного, это я к тому, как создаются легенды. Он с ребятами из физинститута ездил в 30-ые гг. и поднимался на Памир (увлекался альпинизмом). Да, там кой-где шныряли басмачи, но он с ними не пересекался и тем более не собирал ничего в тетрадку, т. к самбо было давно уже создано, а в кино сделали боевик по зарубежному шаблону, где самбо противопоставили карате - и то и другое не очень высокого уровня. Хотя в целом - фильм добрый и патриотичный - но никакой связи с реальностью, кроме места действия.

7. Андрей Вадимович, нельзя не задать следующий вопрос - учитывая, что "старая рукопашка" практически исчезла - есть ли у вас ученики, полностью перенявшие от вас знания?

- Ученики есть по всей стране. Но "полностью" перенять - это нужно лет 30 самому тренировать. Много ребят кое-что ухватили и преподают. Есть такие, которых я вообще не видел, а ссылаются на меня, есть и ничего... Посмотрел английского Шерлока Хомса - там реконструированный старый бокс. Немного на нас похоже - но это кино, конечно...


8. Интересно, что ваш отец обучался, кажется, в течение месяца. Какие-то отличия в преподавании?

- Сам семинар проходил месяц в Киевском военном округе. Тренировки по 8 часов в день. Но отбирали ребят уже хорошо подготовленных. Отец, не только кулачки в молодости освоил в деревне, но еще до семинара три года служил уже и был чемпионом дивизии по борьбе и еще по стрельбе из нагана. Кроме того они участвовали в боевых действиях против бандеровцев (1951-53). Какие отличия? - я как раз стараюсь сохранить и развить то, что было.

9. Кстати, говоря о вашей книге Русский кулачный бой (которая выдержала 5 переизданий и должна, думаю, находиться в библиотеке каждого любителя русского (советского) РБ) - как появилась таблица симметрии?

- Таблица мне приснилась (прям, как Менделееву) по ней можно расписать любое движение - от гимнастического упражнения до балетного представления. По ней уже несколько человек защитило кандидатские, а кое-кто и докторскую. Теоретические разработки - это уже моё творчество. Но оно не было бы возможным, если бы не существовали замечательные методики тренировок у разведчиков-армейцев. (Армий, кстати, в 53-м уже не было и все были в ГРУ, но по инерции называли, как в годы войны: армейская разведка).

10. Так называемые "русские стили рукопашного боя" известны широкой публике уже более четверти века - 25 лет. Можете дать свою оценку прошедшему этапу и поделиться своими мыслями о будущем "русстилей"?

- Я в начале 80-х придумал такое сочетание "Русский рукопашный бой" (это в первом, самиздатовском "издании"). Оно очень быстро привилось, а в конце 80-х появилось"русский стиль" Кажется это Лебедев ввел (см. "Техника-молодежи" за 1988 г.). С одной стороны хорошо, что люди проявляют национальное самосознание. Тот же Кадочников - как бы он выглядел сейчас, если бы продолжал величаться "советским стилем"? Многие ищут, создают новоделы. Другие считают, что демонстрировать кик-боксинг (да еще в кимоно) - это самый русский стиль. Вообще "русский стиль" я считаю неудачным термином. Русский бой принципиально отличается и от востока и от западных единоборств. Это не "стиль" чего-то там общепринятого. Много и дряни всякой - "бесконтактный бой" и прочая. Отчего, кстати, серьезные люди в МВД и ФСБ стали критически относится ко всему "русскому" Их видно уже достали всякие изобретатели. Ни я, ни мой отец никогда не занимались саморекламой и вероятно те деятели, которых я сам невольно вызвал из небытия, создадут массу шума. Но Бог с ним. Что сказать о будущем? Я много и статей написал о России и книг (это же основное мое призвание - литература) - сейчас решается будет ли вообще Россия или, как Европа покатится в бездну. Если будет (очень бы хотелось) то наша школа станет востребована, ибо очевидное станет очевидным. А доживу ли - это не так важно.
Автор:
Михаил Диденко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти