Душманы ножами резали вертолёт

Душманы ножами резали вертолёт


15 февраля в России отмечается День памяти воинов-интернационалистов и вывода советских войск из Афганистана. Примечательный факт: первыми звание Героями Советского Союза получили лётчики, которые спасали своих товарищей.

Сегодня по-прежнему не утихают споры о том, нужна ли была эта война. Оставим долгие рассуждения историкам и политологам и просто познакомимся с теми, кто с честью выполнял свой воинский долг в афганском небе и на афганской земле.


Как Великая Отечественная война коснулась каждой семьи нашей огромной страны, так и война в Афганистане зацепила своим чёрным крылом каждую республику, каждый город, каждый посёлок.

Мы вспомним их и вспомним себя потому, что мы не можем сохранить с честью память ушедших героев. Я имею в виду Василия Васильевича Щербакова, героя Советского Союза, который учился и оканчивал несколько учебных заведений, но ни одно из них не отметило его достойной памятью. Ни Новоплоцкая школа, ни Витебский учебный центр, ни Актарский учебный центр, ни Сызраньское училище. Отрицаний много, а результата пока нет. Может быть, кто-то, прочитав эту статью, совершит свой гражданский подвиг и отдаст должное памяти Героя.

Он родился через шесть лет после окончания Великой Отечественной войны, в апреле 1951 года, в Белоруссии, в деревне Казимирово, где в годы войны существовало еврейское гетто и целенаправленно уничтожалось мирное население: в архивных источниках сохранились данные о расстреле 20 лиц еврейской национальности. Да и вся Белоруссия была наполнена духом прошедшей войны, и послевоенное детство Василия прошло среди деревенских бугров, где они находили патроны и снаряды. Может, поэтому он захотел защищать свою многострадальную Родину и стать военным лётчиком. Но путь к мечте был долгим. Сначала он закончил Новоплоцкую среднюю школу, которая сегодня, к сожалению, не носит его имени. Да и в самой Белоруссии можно с трудом найти какое-то ни было упоминание о памяти великого земляка.

После школы он работал слесарем-монтажником, а потом попал в Витебск, в учебно-авиационный центр по подготовке специалистов для Вооружённых сил СССР, расположенный в деревне Песчанка, в 13 километрах западнее Витебска. Потом он попросился перевести его в Аткарский УАЦ ДОСААФ. Он всё время летал на вертолётах Ми-1, и с каждым днём его мастерство выходило на новую ступеньку. Наконец, в 1970 году Василий получил звание младшего лейтенанта. Через два года, в 1972 году он смог сдать экстерном экзамены за полный курс Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков. И получил из рук начальника училища, генерал-майора Валентина Васильевича Алексенцева, диплом.

Майор, а потом подполковник Василий Васильевич Щербаков, возглавляя вертолётную эскадрилью, совершил за время свой работы 400 боевых вылетов над горами Гиндукуш (это слово означает «убийца индусов»). Как рассказывают его сослуживцы, Щербаков обладал уникальным профессиональным чутьём, у него был поистине талант лётчика, позволивший ему спасти не одну жизнь. Среди них был экипаж сбитого вертолёта, который «душманы» хотели взять в плен.

Но Щербаков смог приземлиться и спасти своих товарищей. Вот как об этом написал Дмитрий Каршакевич, корреспондент журнала «Армия» (1999 год), который лично встречался с живым Щербаковым и записал его воспоминания. Дмитрию, как журналисту, повезло встретиться с легендой. Мне, отчасти, тоже потому, что эту историю я услышала в ростовском Доме офицеров, на лекции, посвящённой героям Советского Союза, которую провёл лётчик-снайпер, председатель Союза ветеранов войны и военной службы Краснознаменной воздушной армии Виктор Гришин.

Душманы ножами резали вертолёт


«Рваную аппликацию рваных скал разорвал высокогорный кишлак. Зенитный пулемёт ударил именно оттуда. Неожиданно, почти в упор.

Руки автоматически отвели машину от опасного курса. Небосвод качнулся, и кривую зубчатку гор залила огромная небесная волна. Радиосвязь пропала. В шлемофоне шипел, скрежетал некий оборванный нерв. Перед глазами вращалась черепица горных вершин, обрывки неба, загнанное в каменный мешок солнце. Но что же с ведомым? С Копчиковым?

— Командир! Я вижу! Я вижу Копчикова! — обречённо сорвался голос правого лётчика.

Доклад — как приговор: Володя сбит.

Вертолёт Копчикова терял высоту. Из пробитых баков хлестал керосин, оставляя в небе белый след. Машина рухнула, подняв вихрь пыли. Уцелевшие лётчики выскочили, и залегли рядом.

Кольцо моджахедов сжималось.

Ярость, молодая, отчаянная захватила сердце Василия Васильевича: спасу!

Машина пошла вниз.

— Успею!

Севший вертолёт сбил душманов с толку. Исхлёстанные ветром, песком и пылью они замерли в изумлении перед безумным поступком советского пилота.

Щербаков не мешкал. Выскочил из машины. Упал грудью на горячий краснозём. Вокруг запели пули, зацокали обо что-то твёрдое и перешли на визг, словно сожалея, что не нашли цели. В ответ у майора дёрнулся автомат, выдохнул сладкую пороховую гарь.

— На борт! — крикнул он Копчикову.

«Духи» изо всех стволов лупили по взлетающей «вертушке». Пули дырявили корпус Ми-8.

Отчаявшись сбить вертолёт Щербакова, душманы бросились с ненавистью и яростью на вертолёт Копчикова. Ножами они резали машину».

Война в Афганистане, по выражению командующего 40-й армией Бориса Громова, была бы просто невозможна без вертолётной авиации.

«Не надо спорить. Надо помнить и знать историю», — считает председатель Морозовского районного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» подполковник запаса А.И. Алексенко.

Выступая перед молодыми солдатами, недавно прибывшими в гарнизон, Александр Иванович рассказал об истории военно-политической спецоперации СССР в Афганистане, которая длилась с 1979-го по 1989-й год. Вспомним и мы.

«Афганская война», как чаще ее называют, проходила в четыре этапа: с декабря 1979-го по февраль 1980-го — ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам; с марта 1980-го по февраль 1985-го — ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Безвозвратные потери в афганской войне советских солдат, первоначально опубликованные в газете «Правда», составили 13833 человека, позже, с учетом убитых, умерших от ран, болезней и в происшествиях, пропавших без вести, это число увеличилось до пятнадцати тысяч.

О своем боевом пути в ДРА вспоминал и воин-интернационалист, майор запаса Рафаэль Николаевич Юсупов:

— Я служил в Приморском крае, когда началось формирование спецподразделений для помощи афганскому народу. В разведывательной эскадрилье был замполитом. Транспортными самолётами нас доставили в Кабул. И поскольку задача эскадрильи — разведка, мы отслеживали караваны с вооружением, направлявшиеся в Афганистан из Пакистана, Ирана. Несмотря на то, что тип наших самолетов изначально предназначался для разведки, нам приходилось и бомбить. Эскадрилья потеряла четырёх летчиков. И лишь двух из них удалось доставить на родину. Поскольку местность — горно-пустынная, поиск тел боевых товарищей оказался безрезультатным. Фактически там шла гражданская война.

Мы всегда помним о погибших. Традицией стали и эти встречи. Я хотел бы, чтобы вы, представители молодого поколения воинов, чтили их также свято, — заключил Рафаэль Николаевич.

Воин-интернационалист старший прапорщик П.Н. Сергиенко солдатом-срочником попал в Афганистан и проходил там срочную службу с 1983- го по 1985-й годы. Кстати, выполнение воинского долга в то время не идёт ни в какое сравнение с нынешним пребыванием в армии срочнослужащих. Петр Николаевич поделился воспоминаниями не только о своих непосредственных обязанностях по службе, но и о питании, которое, как правило, состояло из сухих пайков, о ночлеге, проходившем под открытым небом. Он показал собравшимся свой талисман, с которым не расстается и сейчас.

Авиационный техник Василий Хайхан пошёл служить в Афганистан добровольно. Умом понимал, что оставлять в закрытом военном городке молодую жену с маленьким сыном не очень хорошо, но сердцем был рядом с сослуживцами, которые поднимали самолёты в небо там, в далёкой стране. И если супругу Аллу Михайловну он смог убедить в том, что должен поступить так, как велит сердце, то маме правду говорить не стал.

— Да, мы рисовали звёздочку на двери КамАЗа за каждый успешный рейс и на земле. Я писал из Афгана письма жене, оставлял на листочке место, Алла дописывала что-то своё, и потом это общее послание отправлялось в Полтавскую область, в Украину, — вспоминает старший прапорщик запаса Василий Васильевич. — Но материнское сердце не обманешь. Мама, которая раньше никогда не выезжала дальше районного центра, вдруг собралась, да и приехала в Грузию. Так она узнала, что я в Афгане.

Там я обеспечивал работу передвижной кислородной станции в сложных климатических условиях, ведь летом воздух раскалялся до плюс шестидесяти, зимой бывали морозы до минус двадцати.

Но для военного человека погода никогда не была преградой на пути чёткого выполнения боевой задачи.

— Вот так и живём с ним почти 35 лет: первым делом — самолёты, — говорит супруга Василия Васильевича. — Наверное, поэтому и перед сыном Олегом вопрос выбора профессии никогда не стоял. Он точно знал, что пойдёт по стопам отца в авиацию, и обязательно будет летать.

Сейчас лётчик первого класса, капитан Олег Хайхан служит в Таганроге и летает на транспортном самолёте Ил-76.

«А помнишь, как бродили мы ночной / Улочкой со звёздною оправой? / Здесь же счёт иной звёзд, открытый мной, / Через трафарет на дверце правой…» — эти строчки из известной песни «Письмо водителя» для Николая Бабичева из посёлка Табунного не что иное, как часть армейской жизни.

Когда вся семья собирается за праздничным столом, внучка с интересом рассматривает награды дедушки, в числе которых национальный орден Мадагаскара, полученный за развитие авиации в этой африканской республике, и медаль «За боевые заслуги», завоёванная под жарким солнцем Афгана. Когда-нибудь дед расскажет ей, как трудно жить вдали от родных, как больно терять друзей, как важно, чтобы на планете был мир от Шинданда до Кандагара, — говорит Николай Петрович.

— Небольшое по российским меркам расстояние в пятьсот километров колонна из сорока пяти машин, каждая из которых везла пятнадцать тонн топлива для самолётов, преодолевала за четыре- пять дней. Сверху колонну прикрывали вертолёты, двигались мы только днём. В редкие минуты тишины позировали перед фотокамерами, но провезти некоторые снимки через границу не удалось. Вместе со мной служили Валерий Карпов и Иван Земцов. Знаю, что воинами-интернационалистами пришлось стать Игорю Селиванову, Александру Сизякину, Павлу Воробьёву, Алексею Чеботарёву. Нам, как никому другому, посчастливилось познать настоящую цену крепкой мужской дружбы. И пусть сколько угодно говорят, что эта война была лишней в истории страны, солдаты-срочники, которым бы ещё жить да жить, геройски выполняли свой воинский долг, гибли наравне с офицерами, проявляя мужество и отвагу, заслужили государственные награды СССР и Афганистана. Конечно, всем нам было очень сложно найти себя на гражданке. Здесь так резко всё изменилось! Но родители с детства учили, что труд поможет преодолеть любые испытания, — говорит Николай Петрович.

Сейчас справляться с домашними делами Бабичевым помогают сыновья Александр и Денис. Они уже взрослые, всё понимающие люди. Оба собираются служить в армии и оба безмерно гордятся отцом — ветераном афганской войны.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Glot 9 февраля 2016 06:42
    Война в Афганистане, по выражению командующего 40-й армией Бориса Громова, была бы просто невозможна без вертолётной авиации.


    А то. Вертолёты внесли огромный вклад в той войне ! Порой вся надежда для тех кто на земле, была лишь на вертолётчиков. И они не подводили !
    1. ФАНТОМ-АС 9 февраля 2016 08:09
      Цитата: Glot

      А то. Вертолёты внесли огромный вклад в той войне ! Порой вся надежда для тех кто на земле, была лишь на вертолётчиков. И они не подводили !

      Без "вертушек" хана была бы.Спасибо им soldier drinks
  2. parusnik 9 февраля 2016 07:31
    Около моей школы, памятник стоит,ребятам из нашей школы, погибшим в Афганистане..Два десятка фамилий...Помним, 15 февраля собираемся..Они старше нас были..но мы учились в одной школе..Спасибо,Полина...
  3. hohryakov066 9 февраля 2016 07:38
    Спасибо автору за добрые слова и ПАМЯТЬ.
  4. semirek 9 февраля 2016 08:03
    Советские воины-продолжатели славных традиций своих отцов и дедов,героизм и отвага,подвиг и смекалка,взаимовыручка и братство,все эти черты ,словно взяты из тех ,грозных лет ВОВ.Да, можно преуменьшать значение этой войны, но солдаты исполнили приказ Родины,как положено.Государство и общество не должны забывать об воинах-"афганцах"-слишком большую цену заплатила страна,за авантюрные решения руководства страны той поры.Да и название:интернационалист (слово придуманное каким то партаппаратчиком)--переводится как международник,получается Красная Армия,перестала быть таковой,начав освобождение Европы от коричневой чумы,просто стала армией интернационалистов.Воины-интернационалист
    ы
    честно выполнили свой долг в республике Афганистан:воины исполнили приказ,но Афганистану они,как и вся наша страна, не были должны.Потеряв в этой непонятной войне 15 тысяч молодых парней-страна,вернее руководство,так и не пришло к пониманию целей и смысла этой войны.
    Нам современникам тех лет,Афганистан стал оголённым нервом,все мы, не бывшие там,искренне переживали за наших солдат,с уважением относились к пришедшим из афгана, но тогда мы впервые узнали впервые про груз 200,встречали своих одноклассников, то и просто односельчан,приехавших домой в цинковых гробах.
    Афганистан-- очередной рубец на теле нашей Родины.
    Вечная память советским солдатам,погибшим в Афганистане!
  5. Xpyct89 9 февраля 2016 08:27


    не забудем и всех невернувшихся вертолётов
  6. Серый 43 9 февраля 2016 08:29
    Брат двоюродный вертолётчиком служит,рассказывал,что за командиром его части до сих пор "духи" охотятся-месть за Афган
  7. казак волгский 9 февраля 2016 08:47
    Вертолетчикам поклон низкой-в горах без вас никак........ благодаря вам много народу выжило. люди мужественной профессии!
  8. Ллирик 9 февраля 2016 11:09
    Тесть на Ми-6 летал в Афгане. Рассказывал как в Бамиане, когда статуи Будды увидел, хотел до них добежать сфотографироваться. Наши его вовремя остановили, чуть-чуть на мины не выбежал.
  9. колобок59 9 февраля 2016 11:22
    я сам не воевал в афганистане а мои два друга воевали они были мотострелки они молились на вертолетчиков . они расказывали идет бой ад крамешный ну думали капец нам и тут из за горы 4 вертушки давай крошить духов многие плакали от радости
  10. shura7782 9 февраля 2016 22:03
    В 88 в Баграме у штаба вертолётного полка видел памятную стену погибшим экипажам ... Большие потери. Вечная память нашим ребятам.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня