Дом занимательных наук, погибший в блокаду

26
О Якове Исидоровиче Перельмане, талантливом «неучёном учёном», популяризаторе науки, авторе замечательных учебников «Занимательная математика», «Занимательная физика» и многих других, материал на «Военном обозрении» уже был. Однако основной акцент в этом материале я делала на биографии Якова Исидоровича. А вот о его главном детище — Доме занимательных наук в Ленинграде — написала довольно скупо. Но ведь этот музей, погибший в годы блокады, был настоящим сокровищем знаний, талантливо, если не сказать, гениально преподнесённых детям и взрослым.

Дом занимательных наук, погибший в блокаду


Есть версия, что идея создания такого необычного музея пришла Перельману в 1925 году, когда он выступал в суде в качестве эксперта. Рассматривали дело машиниста паровоза Микрюкова: тот сбил корову, которая случайно забрела на железнодорожную насыпь. Машинист утверждал, что сделал всё для экстренного торможения, однако состав по неизвестной причине проехал значительно больше предполагаемого тормозного пути. Микрюкову не верили, считали, что он допустил непростительную халатность и теперь даёт ложные показания. И тогда слово предоставили Перельману. Он положил на стол судьи доску с бильярдными шарами — своеобразный макет товарного состава. Перельман доказал, что во время формирования поезда неправильно распределили груз, сосредоточив его в хвосте, оттого и торможение замедлилось. «Судить надо не Микрюкова, а второй закон Ньютона!» - сказал тогда Перельман. Опыт был настолько нагляден и убедителен, что обвинение было единогласно снято в ту же минуту.

Вот как писал о музее Яков Исидорович: «Находить в старом новое умеет далеко не всякий и далеко не всякий склонен глубоко задумываться над тем, что постоянно совершается перед глазами. Чтобы привлечь внимание к таким обыденным явлениям, надо показать в них новые, неожиданные стороны. Подобный метод пропаганды научных знаний и был положен в основу своеобразного просветительского учреждения — Дома занимательной науки...»

Располагался Дом в бывшем дворце графа Шереметьева — большом красивом здании, которое на шесть лет стало источником чудес для детей и взрослых (правда, первые несколько месяцев музей располагался в павильоне на Елагином острове Центрального парка культуры). Открыл музей свои двери летом 1934 года. Сначала здесь было около двух десятков экспонатов. Но уже осенью 1935 года — более трёхсот пятидесяти, а вскоре — более пятисот.

«Далёкие страны, исчезнувший лес
И недра морозной Сибири
Вам будут показаны в Доме чудес,
Фонтанка, тридцать четыре!» -

гласила яркая афиша. А рядом другая:

«Когда в Гонолулу настанет полночь,
В Ленинграде наступает полдень.
В этот час в Ленинграде,
Фонтанка, 34,
Ежедневно открываются двери
Дома занимательной науки,
В котором вам расскажут
О времени, о земле, о небе,
О числах. О цвете, о звуке
И о многом другом».

И от решётки ворот — широкая белая полоса. Собственный меридиан!

Первое, куда попадали экскурсанты, - зал ожидания и научной самодеятельности. «Трогайте, пожалуйста, сколько угодно!» - гласили надписи на экспонатах и установках.

Посетителей встречало чудесное зеркало. Приближаешься к нему, а видишь чужое усатое лицо. Вот и простой закон в действии: угол падения равен углу отражения.

В стеклянной мензурке, завязанной резиновой плёнкой, в воде передвигался чёртик-водолаз. В маленький бинокль предлагали посмотреть на свои ноги. При этом — о чудо! - стоило попытаться сделать шаг одной ногой, вторая тут же поднималась сама.



В зале астрономии посетители совершали почти настоящий полёт в макете звездолёта (сделанному по проекту К.Э Циолковского). В одном из отсеков звездолёта были... свежие овощи. Циолковский считал, что в каждом космическом корабле должен быть свой огород, где овощи и зелень начнут расти вопреки отсутствию силы тяжести. У входа в звездолёт — плакат со стихами Байрона:
Проложенная Ньютоном дорога
Страданий облегчила тяжкий гнёт;
С тех пор открытий сделано уж много.
И верно мы к Луне когда-нибудь
Благодаря парам, проложим путь...

Ребята могли сравнить размеры планет Солнечной системы, но как необычно! К примеру, арбуз и просяное зерно — Солнце и Земля.
Все удивлялись огромному (5,5 метров в диаметре) искусственному небу с планетами и звёздами. В саду летом работал «трёхгрошовый планетарий» - кстати, первый в Ленинграде. Рефрактор подарила Дому наук Пулковская обсерватория. Здесь работал и кружок юных астрономов. Ребята наблюдали лунные горы и кратеры, кольца Сатурна, звёздные скопления, туманности.



В отделе математики гостей встречали обычные торговые весы, отгадывающие фамилию одного из шести задуманных писателей. Чучело филина с распахнутыми крыльями с помощью светового табло предлагало загадать трёхзначное число, потом совершить с ним несколько арифметических действий и без ошибки сообщало «секрет».

Много было задач в стихах. К примеру...
На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян в той роще было?

А потолок? Тёмно-синий с жёлтыми кружочками, он представлял собой наглядный миллион. Все спрашивали: как же маляры не устали столько рисовать и считать? А дело было устроено по-другому: Перельман заказал синие в жёлтый горошек обои. В заказе чётко прописали: оклеить потребуется 250 квадратных метров, на каждом — ровно четыре тысячи горошин. Сделали клише и с его помощью отпечатали на фабрике.

На стене в том же зале висела таблица «Миллионы в плане пятилетки»: сколько намечено к выпуску метров тканей, пар обуви, головных уборов... А ещё надпись: «От начала нашей эры до открытия Дома занимательной науки не прошло ещё одного миллиона дней».

Гипсовый фриз из семисот семи цифр наглядно представлял число «пи» (в те годы это был самый длинный вариант числа). На стенде - стихотворение на немецком языке. По числу букв в каждом слове можно было узнать цифру за цифрой числа «пи». Так получалось 25 знаков после запятой. Имелся и русский вариант, правда, он давал лишь десять знаков: «Кто и шутя и скоро пожелает пи узнать число — уж знает. В цифрах это: 3,1415826525.

Зал географии. Здесь под потолком медленно вращался глобус (диаметр — 4 метра) — такой бы увидел нашу Землю человек, поднявшийся в космическое пространство на 45 тысяч километров.

В стены зала вмонтированы цветные панно с изображением того, что происходит в разных уголках планеты, когда в Ленинграде наступает полдень (помните стихи на афише: «Когда в Гонолулу наступает полночь...» Их автор и автор экспозиций этого зала — Л.В.Успенский). Одно из панно — «Вечер на Ниле» - с хитрецой. Здесь смешаны правда и ложь. Каноэ, берёзы, а на них орангутанги, в реке — крокодил, бегемот и морж, на берегу — страус, тигр и пингвин. На стене — плакат со стихами. Старый моряк рассказывает молодом о своём путешествии по «стране, где струится извилистый Нил». Предлагалось угадать, что в строках правда, а что вымысел.

Можно было увидеть макет Земли, какой её представляли в старину, стоящей на слонах, черепахах и китах. Карта Кольского полуострова называлась «Карта полуострова сокровищ». Она вспыхивала разноцветными огнями — то сверкали месторождения железа, никеля, апатита.

Замечательная по своему остроумию задача в макетах - «Мосты Ленинграда». Здесь перед гостями представала часть города с семнадцатью мостами. Надо было пройти по всем, но при этом нигде не повториться. Справлялся с заданием только тот, кто знал геометрическое правило вычерчивания ломаных одной непрерывной чертой.

Или необычная экспозиция о геологическом прошлом Ленинградской области. Экскурсанты усаживались на рояльные стулья, в зале гасили свет. Поочерёдно вспыхивали диорамы на стенах, стулья поворачивались в эту сторону. Получалось своеобразное путешествие в машине времени.

Зал физики. В разных концах этого зала стояли параболические зеркала. Скажешь шёпотом около одного из них какую-нибудь фразу — в фокусе второго она зазвучит усиленно. Зажжёшь около одного спичку — в фокусе другого она загорится сама.

«Пейте на здоровье!» - гласила надпись на табличке над небольшим фонтанчиком. Но наклонишься над ним — и струя иссякнет. Падающая тень заслоняла луч свете, падавший на фотоэлемент. А он-то и приводил в движение краник.

В стакан с водой экскурсовод предлагал положить иголки так, чтобы он плавали. Ничего не получалось — иглы тонули. Но потрёшь их между пальцами — и всё в порядке. В качестве подсказки рядом висела большая фотография водомера и картина, на которой матросы, застигнутые штормом, выливали за борт масло, пытаясь справиться со стихией.

Известнейшая задачка о том, что тяжелее: килограмм свинца или пуха, родилась именно у Перельмана. Гениальный популяризатор науки знал, что люди частенько путают понятия веса и массы.

Панно изображало героев знаменитой басни Крылова: лебедя, рака и щуку. Согласно ей, «воз и ныне там». Но Перельман убедительно доказывал, что этого просто не может быть, ибо Иван Андреевич не учёл силу тяжести.

Завершала экскурсию по этому залу комната оптических чудес. Ребята и взрослые становились перед экраном, видели свою тень. Отходили от экрана, а тень словно приклеивалась к нему. Портрет девочки на свете в зависимости от освещения то плакал, то улыбался. Экскурсовод менял цвет лампы — и одна картина превращалась в другую, совершенно не похожую на первую. Меняли свой цвет и стулья: то они были зелёными с разводами, то красными...

***

А теперь — об авторах этого замечательного музея. Первый, конечно, Перельман — идейный вдохновитель, «душа». Он, казалось, никогда не уставал, и наряду с заботами о музее успевал издавать свои знаменитые книги и даже отвечать на корреспонденцию, которая приходила просто-таки тоннами (в книгах Перельман указывал свой домашний адрес). Когда началась Великая Отечественная война, Яков Исидорович в силу своего возраста не мог уйти на фронт.
29 июня 1941 года музей закрылся, но «неучёный учёный» свою просветительскую деятельность не оставил. Он читал лекции-инструкции, посвящённые подготовке войсковых разведчиков. Разработал несколько тем по ориентированию в незнакомой местности в любую погоду, не пользуясь никакими техническим средствами. Чтобы читать эти лекции людям, ему приходилось идти пешком, и порой очень далеко. Бывало, во время пути заставала бомбёжка, и тогда Перельман читал лекции прямо в бомбоубежище — тем, кто в тот момент там был. Когда силы совсем истощились, Яков Исидорович консультировал людей по телефону, однако в начале января 1942 года взрыв снаряда разбил уличный телефонный шкаф. А 16 марта 1942 года Перельман умер от истощения...

Директор музея, Виктор Алексеевич Камский, бывший армейский политработник, философ по образованию (он работал в Ленинградском комбинате наглядной агитации и пропаганды). Именно к нему пришёл Яков Исидорович, когда создание Дома было только мечтой. Виктор Алексеевич подхватил идею «с налёта». Талантливый финансист, редкий организатор, он не ценил расстояний, когда речь шла действительно о находке. Так, однажды Виктору Алексеевичу кто-то рассказал, что на окраине Ленинграда живёт старик, у которого есть деревянные часы. Камский исколесил весь город, но старика нашёл.
В первые дни войны Камский стал добровольцем. Он служил на Волховском фронте, погиб в марте 1942 года.

Лев Васильевич Успенский — лингвист, филолог, публицист, переводчик, придумщик весёлых стихов и плакатов. Он вёл экскурсии в зале географии — правда, не все шесть лет существования музея, так как стал заведовать научно-познавательным отделом журнала «Костёр».

Но, по его собственному признанию, «от Дома отходил не далее, чем на пару километров», всегда помогал советом и делом. Лев Васильевич тоже ушёл добровольцем на войну, в звании интенданта третьего ранга флота получил направление на Кронштадтские береговые посты. Работал и военным корреспондентом. В январе 1943 года его командировали на правый берег Невы, он был участником прорыва блокады. Успенский прошёл всю войну, вернулся в Ленинград и выпустил свою самую известную книгу «Слово о словах», отрывки из которой, к счастью, до сих пор используются в учебниках русского языка (сама встречала и радовалась).

Василий Иосифович Прянишников — астроном, профессор, популяризатор занимательной географии и космогонии, преподаватель Ленинградского Высшего военно-морского училища, подполковник. Его книга «Занимательное мироведение» так понравилась К.Э.Циолковскому, что тот написал Прянишникову письмо: «Дорогой друг! Никогда не забуду Ваших услуг по распространению идей звездоплавания...» к началу войны ему было пятьдесят лет. Но Василий Иосифович всё-таки ушёл на фронт и прошёл всю войну. Послевоенные годы посвятил педагогической и методической работе, писал научно-занимательные статьи, брошюры, книги для ребят и взрослых.

Александр Яковлевич Малков — главный художник Дома занимательных наук. Когда музей только создавался, Александр Яковлевич вошёл в здание, в котором были посетители арктического НИИ. Он, внимательно изучивший материалы о будущих экспонатах, становился в каждом зале, осматривал, несколько минут молчал, а потом объявлял: «Это — география! Это — физика!» Посетители удивлёно оглядывались, ничего не понимая.
Александр Яковлевич тоже ушёл добровольцем в первые дни войны. Остался жив.
Эх, сколько бы чудес сегодня было в Доме занимательных наук...
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    8 февраля 2016 07:53
    Спасибо,за рассказ..А ведь ничего не мешает воссоздать такой музей, в память об этих людях..Да и дети от айфонов бы оторвались..Но нет..ресторан или гостиница лучше..
  2. +10
    8 февраля 2016 08:02
    Этот чудесный Дом Занимательных Наук, ну никак, не вписывается в законно-современнейшую болонковскую систему егешного образования. А значит, пока существует она, у наших детей не будет Занимательной науки.
    Выбор за нами.
    hi
  3. +10
    8 февраля 2016 08:12
    Какие интересные были книжки! Прививали интерес к окружающему миру, ненавязчиво развивали интеллект. Наша математичка в школе не скрывала, что некоторые задачи на сообразительность для нас берёт от Перельмана. Кстати, в школе всякое было. Но, в основном, вспоминаю её как место, где было много друзей и как место, где меня учили думать. Да и сейчас эти занимательности совсем не лишни для юных.

    Большое спасибо за статью. Считаю, что она вполне в русле политики Военного Обозрения. Политики воспитания Гражданина.
  4. +8
    8 февраля 2016 09:21
    спасибо!
    спасибо за исторически точный рассказ!
    получил удовольствие, до дрожи!

    открываю в своём городке кружок по изучению основ электроники и робототехники. Уже договорился с местной школой (ныне лицеем) о помещении. Завтра пойду оформлять документы в Центр детского творчества. Пока все детали приобретены за мой счет, так так пробить финансирование - дело долгое...
    если у кого есть опыт, образовательне программы и просто желание дать старые детали для кружка - буду благодарен )) как и мои 24 ученика ))
    если что - в личку пишите.
  5. +3
    8 февраля 2016 09:36
    К сожалению, нынешнюю науку не так просто потрогать руками. И чтобы создать подобное заведение для детей на современном уровне, одного энтузиазма с талантом будет недостаточно.
    1. 0
      8 февраля 2016 10:01
      Цитата: baudolino
      И чтобы создать подобное заведение для детей на современном уровне, одного энтузиазма с талантом будет недостаточно.

      Тогда вам на Ютюб
      запросы: "опыты своими руками", "прикольные опыты", "невероятное на уроке физики"


      Только местным обитателям это не интересно. Интереснее сплетни про Обаму и порошенко
      1. +1
        8 февраля 2016 19:39
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Тогда вам на Ютюб
        запросы: "опыты своими руками", "прикольные опыты", "невероятное на уроке физики"

        Смею предположить, что парнишка, на вашем видео всего навсего использует А и Б компонент, для заделки сварных стыков трубопроводов теплосетей в ППУ изоляции, на монтаже раз в пол года такие опыты проводит очередная группа узбеков или молдаван(мне сначала тоже было чудно, но я по началу успокаивал себя, что живу в 21-м веке, а потом в городе Дома Занимательных Наук стыки разрешено изолировать только так, и первое время получается как у парнишки) laughing
        А что касается детского развития то в Санкт-Петербурге есть "воображариум", "лабиринтум", сеть магазинов "Леонардо"(понятно что всё это "франшизы" и "лицензии" и расчитаны на выем денег у родителей озабоченных расширением кругозора своих детей, есть детские программы в музеях, практически всех, можно ли повторить Дом Занимательных Наук в современном Петербурге ну...при Матвиенке ой как было можно, особенно до 2008-го года ой как было можно и Мы бы с удовольствием его построили а чиновники с еще большим освоили средствА...сейчас с дырой в бюджете... если Полтавченко соберёт волю "в кулак" то.... можно, только я устал от героических(неоплачиваемых) бюджетных долгостроев am Только тут вопрос, что это будет Музей-Мемориал Авторов-филиал Музея Блокады Ленинграда или Воображариум только лучше, чтобы туристы с детьми включали его в список достопримечательностей, думаю создатели первого Дома Занимательных Наук хотели бы второе.
      2. TIT
        0
        8 февраля 2016 20:33
        как то так интересней будет(на ютубе чёт не нашёл ) lol
        http://www.prikol.ru/2016/01/14/ne-povtoryajte-eto-doma/
    2. +6
      8 февраля 2016 12:32
      Цитата: baudolino
      К сожалению, нынешнюю науку не так просто потрогать руками. И чтобы создать подобное заведение для детей на современном уровне, одного энтузиазма с талантом будет недостаточно


      ОСНОВЫ физики, математики, химии, и прочих наук-НИКТО не отменял и приобщаться к ним (потрогать своими руками!) в подобном Доме занимательных наук-очень интересно и совсем не скучно, а даже наоборот. А потом и до ныншней науки легче добраться.
      Очень хотел бы, чтобы мои внуки ходили в такой Дом, но увы...

      Замечательному и удивительному человеку Якову Исидоровичу Перельману-светлая память и искренне уважение.
  6. +3
    8 февраля 2016 09:59
    Цитата: parusnik
    ..Да и дети от айфонов бы оторвались..

    Цитата: GrBear
    чудесный Дом Занимательных Наук, ну никак, не вписывается в законно-современнейшую болонковскую систему егешного образования.

    статья о чудесном Доме Занимательных Наук на 09:59 удостоилась всего семи комментариев, из них два - миоих

    остальные обсуждают нефть, Украину и "глобальное величие России". Притом, что основная часть посетителей ВО выросла без ЕГЭ и айфонов. Значит дело не в айфонах?
    1. +1
      8 февраля 2016 10:59
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      из них два - миоих

      Молодец, себя не похвалишь, никто не похвалит. Хвалю, молодец.
  7. +10
    8 февраля 2016 11:04
    Читал в школьные времена книги "Занимательная Физика" и "Занимательная математика". Было интересно, да и сами книги были "зачитаны" основательно. Библиотекарши в те времена говорили что книга "живет" не более 25-30 выдач, затем можно оформлять списание оных. Кстати, списывать их /книги Перельмана/ не собирались. Далёкие советские времена...
  8. +4
    8 февраля 2016 13:31
    В одной из советских энциклопедий прочитал о, этом "Доме". Тоже неоднократно удивлялся что его не восстановили. По тем временам в Доме занимательных наук наглядно были сконцентрированы все чудеса науки и техники.
    А "Занимательная физика" Я. И. перельмана очень помогла мне в школе и на работе.
  9. +2
    8 февраля 2016 13:41
    а может у кого-то есть книги или ссылки на их сканированные копии?
    очень хочется почитать.
    1. +1
      8 февраля 2016 17:28
      royallib.com, www.big-library.info, www.arhimed007.narod.ru, ещё, наверно, есть на рулит и тулулу smile удачи!
    2. TIT
      0
      8 февраля 2016 20:16
      ...............

      тут как то была статья
      http://topwar.ru/83374-.html
      1. 0
        8 февраля 2016 21:56
        Спасибо, что помните! это тоже моя smile
  10. +2
    8 февраля 2016 14:28
    Известнейшая задачка о том, что тяжелее: килограмм свинца или пуха, родилась именно у Перельмана. Гениальный популяризатор науки знал, что люди частенько путают понятия веса и массы.

    Хорошая статья, но не без перлов. Удельный вес (плотность) здесь как-бы не причем. Масса! lol
    1. +2
      8 февраля 2016 16:46
      Причём тут плотность? Речь именно о весе - силе, с которой тело давит на опору или подвес. Почитайте эту задачу.
      1. 0
        9 февраля 2016 05:10
        Цитата: Софья
        Причём тут плотность? Речь именно о весе - силе, с которой тело давит на опору или подвес. Почитайте эту задачу.

        Какую задачу? Сила тяжести действующая на тело это произведение массы тела и ускорения свободного падения, P=mg, то есть тела имеющие равную массу имеют равный вес, поскольку ускорение сводного падения, на одинаковой высоте и водном и том-же месте одинаково "g (обычно произносится как «Же») варьируется от 9,780 м/с² на экваторе до 9,832 м/с² на полюсах". Заданный Перельманом вопрос как раз и обыгрывает разницу плотности (удельного веса) и массы (веса)
        1. 0
          9 февраля 2016 07:39
          Андрей Борисович, я ниже уже писала комментарий. Все правильно Вы говорите, но мы с этим уже разобрались.
  11. +4
    8 февраля 2016 18:09
    В детстве стал счастливым обладателем "Занимательной физики" Я.И.Перельмана, затертой до дыр, издания пятидесятых годов. Это было счастье какое-то, так доступно и легко мне, про физику больше никто не рассказывал.
  12. +1
    8 февраля 2016 19:07
    Цитата: Софья
    Причём тут плотность

    Эх, Софья,Софья!Вам надо перечитать Перельмана! smile
    1. +1
      8 февраля 2016 19:28
      точно. Чего-то сглупила, там же речь о тонне ( а не о килограмме) пуха и тонне металла, тогда уже и закон Архимеда учитывать надо. Пардон :)
      1. +1
        8 февраля 2016 20:21
        Да ладно Вам,здесь главное закон Ома не применять! smile Жаль Перельман потерялся, занимательная книжка была, с удовольствием читал...ииээхх..
        1. 0
          8 февраля 2016 21:51
          О законе Ома - очень здорово! laughing