Military Review

To give in is to win!

8
To give in is to win!



8 February 1807, the Russian army in the battle of Preusch-Eylau forever dispelled the world about the omnipotence of the Great Army of Napoleon

“The Battle of Preussisch-Eylau is almost emanated from the memory of contemporaries by the storm of the Battle of Borodino ... The subject of the dispute weapons under Borodino there was a higher, more majestic, more Russian heart clutching than a weapon dispute under Eylau, under Borodino it was a matter of whether Russia should be or not ... The subject of arms dispute under Eylau was presented from a different point of view. True, he was the bloody preface of Napoleon's invasion of Russia, but who then saw it? ”- this is how the legendary Denis Davydov began one of the bloodiest battles of the Russian-French war 1806-07. And he is right in many ways.

The events of World War 1812 of the year really obscured many of the feats of the Russian soldiers, committed six years earlier. And after all, the battle of Preussisch-Eylau, according to many contemporaries, was the first battle in which the myth of the invincibility of Napoleonic Great Army was dispelled. And even if no party formally won the victory, and the death toll surpassed all conceivable limits, in a strategic sense, the Russians left the upper hand. “What a courage! What courage! ”- so in the midst of the battle, according to the recollections, the emperor of France exclaimed, watching the attack of the Russian grenadiers. But these words also apply to the whole battle of Preussisch-Eylau: February 8 day (in a new style) 1807 of the year entered forever in history as the day of the triumph of the Russian spirit and Russian weapons.

Innocent, in general, the actions of the French became a prologue to the battle. Marshal of France Michel Ney, the commander of the 6 Army Corps of the Great Army, was unhappy with the winter apartments allocated to his troops under Prussian Neudenburg. To fix the case, he moved part of his forces to the east, hoping to make them more comfortable. But at the headquarters of the General from the cavalry, Leonty Bennigsen - the commander-in-chief of the Russian army stationed in Prussia - took these actions as the start of an offensive on Koenigsberg. The Russians moved the troops towards, forcing the French to withdraw, but did not pursue them: there was no direct order from the capital. This delay and took advantage of Napoleon. Frustrated by Ney's self-righteousness, he suddenly saw in unexpected maneuvers of troops a chance to repeat his Yen success: to encircle and defeat the Russian forces opposing him in one battle.

The condition for achieving this goal was only one thing: the observance of complete secrecy. But he didn’t succeed in doing this - the practice of distant Cossack patrols, which is indispensable for the Russian army, prevented it. One of them intercepted the courier, who carried with him the most secret order of Napoleon about moving the troops and preparing for the general strike. Having received this information, General Bennigsen immediately took the necessary measures to remove the Russian army from danger.

For nearly a week, the rearguard of the Russian army, commanded by Prince Bagration and General Barclay de Tolly, fought off the attacks of the French, giving the main forces the opportunity to take the most successful position. The most fierce fight was the February 7 battle (January 26) near Ziehlhof - a place two kilometers from Preussis-Eylau, actually the outskirts of the city. Several times he passed from hand to hand, and neither side was able to assert with complete confidence that she had gained the upper hand.

The outcome of the fight 7 February was a kind of preface to the main battle, which ended up just as unsuccessful. But for the French army, the impossibility of defeating the Russian was akin to defeat: so far, no such battle has brought such a result! For the Russian army, the February 8 battle north of Preussisch-Eylau, where the main forces took positions, while the rearguard covering them died in battle with the French vanguard, became a victory, albeit an informal one.


"Napoleon at the Battle of Eylau 9 February 1807 of the Year", Antoine-Jean Gros

Before the battle, the sides had approximately equal forces: about 70 thousand people with four hundred guns. Alas, the exact data varies depending on the source and its political coloration, since both sides sought to prove that they fought with the superior forces of the enemy. But even with equal forces, the advantage was on the side of the Great Army: although formally it was created in the 1805 year, but it consisted of troops who continuously increased their combat skills over the past decade. As a result, the battle turned into one of the first battles, where such a tactical technique as active defense was fully manifested.

The offensive was launched by the French, and at first it brought success: the Russian troops could not stand the blow and moved back. But the French army was unable to build on its success: the advancing units in the snowstorm went astray and went right under the Russian guns, which opened hurricane fire on them. Seeing the turmoil in the ranks of the attackers, Bennigsen threw the cavalry and grenadiers into the counterattack, almost reaching Napoleon's headquarters at Preysish-Eylau cemetery. From the probable captivity of the emperor saved only the cavalry of Murat, who rushed into a suicide attack.

Due to the fact that not a single side could create conditions for a strategic strike, the troops very soon lost the opportunity for maneuver, and the battle turned into a colossal melee. “More than twenty thousand people on both sides thrust a triangular tip into each other,” Denis Davydov describes the slaughter nightmare. - Crowds fell. I was an obvious witness of this homeic carnage and I will truly say that in the course of the sixteen campaigns of my service, during the whole era of the Napoleonic wars, a justly named epic of our century, I did not see such a carnage! For about half an hour no cannon-guns, no rifle shots could be heard, either in the middle or around it only an inexpressible rumble was heard intermingled and slaughtered by thousands of brave men. Piles of dead bodies were showered with fresh piles, people fell one upon another by hundreds, so that this whole part of the battlefield soon became like a high parapet of a suddenly erected fortification. ”

The inability to conduct a normal maneuverable battle and the rapidly growing losses forced both the Russian and the French army to cease active operations in the evening. The damage was so heavy that when General Leonti Bennigsen began to retreat from Preussish-Eylau closer to the night, Napoleon had neither the strength nor the ability to pursue him. “The French army, like a shotgun of a warship, with broken mast and torn sails, was still swaying, but unable to take one step forward either for battle or even for prosecution,” Denis Davydov described it figuratively.

By this time, the losses of the Great Army were, according to various estimates, from 18 to 30 thousands of people killed only. Not less lost and Russian. “Our damage in this battle extended to almost half the number of those who fought, that is, to 37, thousands of people killed and wounded ...” writes Denis Davydov. - There was no example of such damage in military annals since the invention of gunpowder. I leave the reader to judge the loss of the French army, which possessed a smaller number of artillery against ours and which was repelled by two hot attacks on the center and on the left flank of our army. ”

The result of the battle of Preussisch-Eylau, or rather, his absence, each side interpreted his own advantage. "A friend of mine! Yesterday I had a big battle. I am the winner, but I have heavy losses. I consider the enemy's losses even harder. I write these two lines with my own hands, despite the fact that I am tired. Your whole Napoleon. 3 o'clock in the morning of February 9, ”the emperor of France wrote to his wife Josephine after a bloody battle. And in Russia 31 August 1807 of the year - that is, six months after the battle - a special cross was established to award officers who distinguished themselves in battle and presented to orders, but did not receive them. On the obverse of this gilded bronze cross, the phrase “For labor and courage” was struck; on the other, “Victory at Preish-Eylau. 27 gene. (i.e. January. - RP) 1807. ” This award received 900 officers who wore it in his buttonhole on the St. George ribbon. In addition, after the battle 18 officers from among its participants were awarded the Order of St. George 3-th degree, 33 officer-Order of St. George 4-th degree, and a few more people - the Order of St. Vladimir. The cavalry general Leonty Bennigsen, commanding the Russian army, received the highest award: 12 days after the battle, he was awarded the Order of St. Andrew the First Called. Ironically, in the Russia living on the Julian calendar, it was the day of February 8 1807 ...
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/wins/ne-ustupit-znachit-pobedit-21118.html
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Koshak
    Koshak 13 February 2016 08: 08
    +1
    Napoleon did not learn a lesson ....
    1. Rastas
      Rastas 13 February 2016 09: 25
      +1
      But what about Friedland?
    2. Morrrow
      Morrrow 13 February 2016 12: 31
      0
      Why? In Friedland, he defeated the entire Russian army for the second time in his life. This has not been possible to any commander since the announcement of Ros. Empire.
  2. engineer
    engineer 13 February 2016 11: 46
    0
    and Suvorov fought with the French in his alpine campaign.
  3. Morrrow
    Morrrow 13 February 2016 12: 27
    0
    According to military tradition, an army that retreated from the battlefield is defeated. So alas. Moreover, the war has already been lost.
  4. Vni
    Vni 13 February 2016 22: 56
    0
    There and now there is a monument to the three Prussian generals who died in this battle. Which is kept in good condition. But there is NO mention of the battle itself in my opinion (except for the city museum)!
  5. Warrior2015
    Warrior2015 15 February 2016 21: 28
    +1
    The article is generally good. just a simple question - what does the picture depicting the battle of Maloyaroslavets in 1812 make in the material about the battle of Eylau in 1807?

    "... One of them intercepted a courier who was carrying with him Napoleon's secret order on the movement of troops and preparation for a general strike ..."

    Ha, if this is so, then a couple of questions: if this is true, then is it possible that the "Corsican", as a consequence of the "glorious" tradition of sans-culottes, neglected the cipher all his life and burst like that, despite Berthier's genius? Or did the Russian-Prussian headquarters successfully and quickly break the Bounoparte military code? maybe this is a provocation, specially set up? (the French emperor practiced this even in 1815)


    "... Seeing confusion in the ranks of the attacking, Bennigsen threw in a counterattack the cavalry and grenadiers, who almost reached Napoleon's headquarters at the Preussisch-Eylau cemetery.
    Long laughed! wink The author of the article apparently did not see the simple scheme of the battle! In general, Murat's grouping struck a blow in another place and at a different time, and the Russian infantry, having broken through the line of the French battalions, simply could not reach the center of the French positions a little, being stopped by the detachments of the "Old Guard".

    And 1 is a nice little fact: for some reason, the article doesn’t say that French artillery, quantitatively inferior to Russian artillery, qualitatively surpassed it and inflicted (as always, however) the terrible losses of the Bennigsen army.

    And in terms of losses and their ratio to the number of troops: the number of killed and wounded, they finally surpassed Zorndorf, but in percentage terms they did not "surpass" either under Eylau or Borodino.
    1. Vladislav 73
      Vladislav 73 19 February 2016 00: 51
      0
      Ratnik 2015. How many times I already read here on VO articles about the battle at Eylau ... The previous article, half a year or so ago, was a kind of laudatory eulogy to Bennigsen, called the "Great Russian commander"! This Bennigsen is Russian! belayTypical Landsknecht, a mercenary. Hannover, therefore, is formally a subject of the King of England! And I’m silent about his greatness (what Friedland is worth!) So, do not be surprised. ! wink

Не уступить — значит победить!

Не уступить — значит победить!


8 февраля 1807 года русская армия в битве под Прейсиш-Эйлау навсегда развеяла мир о всесилии Великой армии Наполеона

«Сражение при Прейсиш-Эйлау почти свеяно с памяти современников бурею Бородинского сражения… Предмет спора оружия под Бородином был возвышеннее, величественнее, более хватался за сердце русское, чем спор оружия под Эйлау, под Бородином дело шло — быть или не быть России… Предмет спора оружия под Эйлау представлялся с иной точки зрения. Правда, что он был кровавым предисловием Наполеонова вторжения в Россию, но кто тогда видел это?» — так начинает свои воспоминания об одном из самых кровавых сражений русско-французской войны 1806-07 годов легендарный Денис Давыдов. И он во многом прав.


События Отечественной войны 1812 года действительно заслонили многие подвиги русских воинов, совершенных шестью годами ранее. А ведь именно битва при Прейсиш-Эйлау, по признанию многих современников, стала первым сражением, в котором был развеян миф о непобедимости наполеоновской Великой армии. И пусть победу формально не одержала ни одна сторона, а число погибших превзошло все мыслимые пределы, в стратегическом смысле верх остался за русскими. «Какая отвага! Какая отвага!» — так в самый разгар сражения, согласно воспоминаниям, воскликнул император Франции, наблюдая за атакой русских гренадеров. Но эти слова применимы и ко всей битве при Прейсиш-Эйлау: день 8 февраля (по новому стилю) 1807 года навсегда вошел в историю как день торжества русского духа и русского оружия.

Прологом к битве стали невинные, в общем-то, действия французов. Маршал Франции Мишель Ней, командующий 6-м армейский корпусом Великой армии, был недоволен отведенными его войскам зимними квартирами под прусским Нойденбургом. Чтобы поправить дело, он двинул часть своих сил на восток, рассчитывая устроить их поудобнее. Но в штабе генерала от кавалерии Леонтия Беннигсена — главнокомандующего стоявшей в Пруссии русской армии — приняли эти действия за начало наступления на Кенигсберг. Русские двинули войска навстречу, заставив французов отойти, но не стали их преследовать: не было прямого приказа из столицы. Этим промедлением и воспользовался Наполеон. Раздосадованный самовольством Нея, он внезапно усмотрел в неожиданных маневрах войск шанс повторить свой йенский успех: окружить и разгромить в одном сражении противостоящие ему силы русских.

Условие для достижения этой цели было лишь одно: соблюдение полной секретности. Но его-то и не удалось выполнить — помешала непременная для русской армии практика дальних казачьих дозоров. Один из них перехватил курьера, который вез с собой секретнейший приказ Наполеона о перемещении войск и подготовке к генеральному удару. Получив эти сведения, генерал Беннигсен тут же принял необходимые меры для того, чтобы вывести русскую армию из-под угрозы.

Почти неделю арьергард русской армии, которым командовали князь Багратион и генерал Барклай де Толли, отбивал атаки французов, давая основным силам возможность занять наиболее удачную позицию. Самой жестокой схваткой стал бой 7 февраля (26 января) под Цигельхофом — местечком в двух километрах от Прейсиш-Эйлау, фактически предместье города. Несколько раз он переходил из рук в руки, и ни одна из сторон так и не смогла с полной уверенностью утверждать, что одержала верх.

Исход схватки 7 февраля стал своего рода предисловием к основной битве, которая в итоге закончилась так же безрезультатно. Но для французской армии невозможность одержать победу над русской оказалась сродни поражению: до сих пор ни одна подобная баталия не приносила такого результата! Для русской же армии бой 8 февраля севернее Прейсиш-Эйлау, где основные силы заняли позиции, пока прикрывавший их арьергард погибал в бою с авангардом французов, стал победой — пусть и неформальной.

Не уступить — значит победить!

«Наполеон в битве при Эйлау 9 февраля 1807 года», Антуан-Жан Гро

Перед началом сражения стороны имели примерно равные силы: около 70 тысяч человек при четырех сотнях орудий. Увы, точные данные разнятся в зависимости от источника и его политической окраски, поскольку обе стороны стремились доказать, что сражались с превосходящими силами врага. Но даже при равных силах преимущество было на стороне Великой армии: хотя формально она и была создана в 1805 году, но состояла из войск, непрерывно повышавших свое боевое мастерство на протяжении последнего десятилетия. В результате сражение превратилось в одну из первых битв, где в полной мере проявился такой тактический прием, как активная оборона.

Наступление начали французы, и оно поначалу принесло успех: русские войска не выдержали удара и подались назад. Но развить успех французская армия не смогла: двинувшиеся на подмогу наступающим части в снежном буране сбились с пути и вышли прямо под русские орудия, которые открыли по ним ураганный огонь. Увидев смятение в рядах наступающих, Беннигсен бросил в контратаку конницу и гренадеров, дошедших практически до ставки Наполеона на кладбище Прейсиш-Эйлау. От вероятного плена императора спасли только конники Мюрата, бросившиеся в самоубийственную атаку.

Из-за того, что ни одной стороне не удавалось создать условия для стратегического удара, войска очень скоро лишились возможности для маневра, и сражение превратилось в колоссальную рукопашную. «Более двадцати тысяч человек с обеих сторон вонзали трехгранное острие друг в друга, — так описывает кошмар бойни Денис Давыдов. — Толпы валились. Я был очевидным свидетелем этого гомерического побоища и скажу поистине, что в продолжение шестнадцати кампаний моей службы, в продолжение всей эпохи войн наполеоновских, справедливо наименованной эпопеею нашего века, я подобного побоища не видывал! Около получаса не было слышно ни пушечных, ни ружейных выстрелов, ни в средине, ни вокруг его слышен был только какой-то невыразимый гул перемешавшихся и резавшихся без пощады тысячей храбрых. Груды мертвых тел осыпались свежими грудами, люди падали одни на других сотнями, так что вся эта часть поля сражения вскоре уподобилась высокому парапету вдруг воздвигнутого укрепления».

Невозможность вести нормальный маневренный бой и быстро растущие потери заставили и русскую, и французскую армию к вечеру прекратить активные действия. Урон был настолько тяжелым, что когда генерал Леонтий Беннигсен ближе к ночи начал отступление от Прейсиш-Эйлау, у Наполеона не нашлось ни сил, ни возможности преследовать его. «Французская армия, как расстрелянный военный корабль, с обломанными мачтами и с изорванными парусами, колыхалась еще грозная, но неспособная уже сделать один шаг вперед ни для битвы, ни даже для преследования», — так образно описал это Денис Давыдов.

К этому моменту потери Великой армии составляли, по разным оценкам, от 18 до 30 тысяч человек только убитыми. Не меньше потеряли и русские. «Урон наш в этом сражении простирался почти до половинного числа сражавшихся, то есть до 37 тысяч человек убитых и раненых… — пишет Денис Давыдов. — Подобному урону не было примера в военных летописях со времени изобретения пороха. Оставляю читателю судить об уроне французской армии, которая обладала меньшим числом артиллерии против нашей и которая отбита была от двух жарких приступов на центре и на левом фланге нашей армии».

Результат сражения под Прейсиш-Эйлау, а точнее, его отсутствие каждая из сторон истолковала в свою пользу. «Мой друг! Вчера провел большое сражение. Я остался победителем, но имею тяжелые потери. Потери противника считаю еще тяжелее. Эти две строчки я пишу собственноручно, несмотря на то, что устал. Весь твой Наполеон. 3 часа утра 9 февраля», — так писал своей жене Жозефине император Франции после кровопролитной битвы. А в России 31 августа 1807 года — то есть через полгода после битвы — был учрежден особый крест для награждения офицеров, отличившихся в сражении и представленных к орденам, но не получившим их. На аверсе этого позолоченного бронзового креста была отчеканена фраза «За труды и храбрость», на другой — «Победа при Прейш-Ейлау. 27 ген. (то есть января. — РП) 1807 г.». Такую награду получили 900 офицеров, которые носили ее в петлице на георгиевской ленте. Кроме того, после битвы 18 офицеров из числа ее участников были награждены орденом Святого Георгия 3-й степени, 33 офицера — орденом Святого Георгия 4-й степени, и еще несколько человек — орденом святого Владимира. Самой высокой награды удостоился командовавший русской армией генерал от кавалерии Леонтий Беннигсен: через 12 дней после сражения его наградили орденом Святого Андрея Первозванного. По иронии судьбы, в живущей по юлианскому календарю России это был день 8 февраля 1807 года…
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/ne-ustupit-znachit-pobedit-21118.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. кошак 13 февраля 2016 08:08
    Наполеон не выучил урок....
    1. Rastas 13 февраля 2016 09:25
      А как же Фридланд?
    2. Morrrow 13 февраля 2016 12:31
      Почему? Во Фридланде он разгромил всю русскую армию во второй раз в жизни. Такого не удавалось ни одному полководцу со времен объявления Рос. Империи.
  2. инженер 13 февраля 2016 11:46
    да и суворов с французами дрался в своём альпийском походе.
  3. Morrrow 13 февраля 2016 12:27
    По военной традиции армия, отступившая с поля боя терпит поражение. Так что увы. Тем более война уже была проиграна.
  4. VNI 13 февраля 2016 22:56
    Там и сейчас есть памятник трём погибшим в этом сражении прусским генералам. Который содержится в хорошем состоянии. А вот упоминаний о самом сражении по моему (кроме городского музея) НЕТ !
    VNI
  5. Ратник2015 15 февраля 2016 21:28
    Статья в целом хорошая. только вот простой вопрос - что делает картина, изображающая сражение при Малоярославце в 1812 году, в материале о битве при Эйлау в 1807 ?

    "...Один из них перехватил курьера, который вез с собой секретнейший приказ Наполеона о перемещении войск и подготовке к генеральному удару..."

    Ха, если это так, то пара вопросов : если это правда, то неужели "корсиканец" в следствии "славной" традиции санкюлотов так всю жизнь и пренебрегал шифром и так лопухнулся, несмотря на гениальность Бертье ? или же в русско-прусском штабе успешно и быстро сломали военный шифр Боунопарте ? а может быть это провокация, специально подстроенная ?(французский император такое практиковал даже в 1815 году)


    "...Увидев смятение в рядах наступающих, Беннигсен бросил в контратаку конницу и гренадеров, дошедших практически до ставки Наполеона на кладбище Прейсиш-Эйлау. От вероятного плена императора спасли только конники Мюрата, бросившиеся в самоубийственную атаку..."
    Долго смеялся ! wink Автор статьи видимо банально не видел схемы битвы ! вообще то удар группировка Мюрата наносила в другом месте и в другое время, а русские пехотницы, прорвав линию франц.батальонов, банально немного не смогли дойти в центре франц.позиций, будучи остановлены уже отрядами "Старой гвардии".

    И ещё 1 милый фактик : почему то в статье вообще не говориться о том, что французская артиллерия, количественно сильно уступавшая российской, качественно на голову её превзошла и нанесла (как всегда впрочем) страшные потери армии Беннигсена.

    А по потерям и их отношению к числу войск : количеством убитых и раненых наконец всё же превзошли Цорндорф, но процентно его планку так и "не переплюнули" ни при Эйлау, ни при Бородино.
    1. Vladislav 73 19 февраля 2016 00:51
      Ратник2015.Какой раз уже читаю тут на ВО статьи про сражение у Эйлау...Предыдущая статья,с пол-года или около того назад,была этаким хвалебным панегириком Беннигсену,названному "Великим Русским полководцем"!Это Беннигсен-то русский! belayТипичный ландскнехт,наёмник. Ганноверец,значит,формально подданный Английского короля!А уж про величие его вообще молчу(Фридланд чего стоит!)Так что,не стоит удивляться.Может,какой продукт ЕГЭ и не знал,что было такое сражение,теперь узнал,и на том спасибо! wink

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня