Бронетранспортёры Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

Немецкая компания Hannoversche Maschinenbau AG, или Hanomag, за свою более чем столетнюю историю создала достаточно большое количество автомобилей, паровозов, тракторов. Однако сегодня слово «Ганомаг» стало нарицательным, и у большинства россиян ассоциируется с периодом Второй мировой войны. При этом данная ассоциация связана только с двумя образцами продукции данной фирмы. Речь идет о легком бронетранспортере SdKfz 250 и среднем SdKfz 251, которые превратились в настоящую визитную карточку вермахта в годы войны. Они были не менее популярны, чем пикирующий бомбардировщик Ju-87 «Штука» и тяжелый танк «Тигр». Неслучайно средний бронетранспортер SdKfz 251 даже получил прозвище пехотной «Штуки».

Практически в любом художественном фильме немецкие солдаты с закатанными рукавами стреляют исключительно из пистолетов-пулеметов и передвигаются по завоеванным территориям на «Ганомаге», настолько сильно этот образ вошел в историю и человеческую память. Появлению такого упрощенного образа, который пошел на телеэкраны и в книги, способствовал узнаваемый вид немецких бронетранспортеров с удлиненным низким силуэтом рубленых форм и ходовой частью, которая отличалась шахматным расположением катков. Да и сами эти машины были достаточно массовыми. Легких бронетранспортеров SdKfz 250 было выпущено 7326 во всех модификациях, а средних SdKfz 251 — 15252.

По количеству произведенных бронетранспортеров SdKfz 251 уступил лишь американскому бронетранспортеру M3. При этом во время войны SdKfz 251 состоял не только на вооружении немецких частей, в незначительном количестве они поставлялись и союзникам Германии. Более того, с завершением Второй мировой войны военная служба для этих бронетранспортеров не закончилась. В послевоенные годы его модернизированный вариант под названием Tatra OT-810 выпускался в Чехословакии вплоть до 1962 года на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Бронетранспортер начали массово снимать с вооружения чехословацкой армии лишь в 1980-е годы, последние экземпляры данной машины были сняты с хранения в 1995 году.




Высокая проходимость и надежная конструкция сделали данные бронетранспортеры востребованными на советско-германском фронте и в Африке, то есть на театрах боевых действий, где с дорогами были серьезные проблемы. К примеру, бронетранспортеры Sd Kfz 250/3 широко применялись в качестве передвижных радиостанций и командных пунктов. Один из таких бронетранспортеров был любимым КП командующего Африканским корпусом фельдмаршала Эрвина Роммеля. Все военные профессии двух этих бронетранспортеров трудно перечислить: они были оружейной платформой для установки противотанкового оружия, реактивной артиллерии, минометов, зенитных установок, возили саперов, медиков, разведчиков и связистов и много кого еще. В армии Германии бронетранспортеры «Ганомаг» в годы Второй мировой войны были незаменимы.

Бронетранспортер Sd.Kfz.250, Sonderkraftfahrzeug 250

В конце 1930-х годов Департамент бронетехники Управления вооружениями выдал техническое задание на разработку легкого полугусеничного бронетранспортера, который должен был стать дополнением к уже выпускаемому серийно бронетранспортеру Sd Kfz 251. Как и в случае с предшественником для легкого бронетранспортера предполагалось широкое использование узлов и агрегатов от полугусеничного тягача D7p-Zgkw 1 ton (Sd Kfz 10), который выпускался немецкой фирмой DEMAG в городе Веттере (Рурский бассейн). При этом бронекузов новой боевой машины был разработан компанией Buessing-NAG из Берлин-Обершеневельде.

Корпус бронетранспортера Sd Kfz 251 сваривался из прямых катаных бронелистов, которые были расположены под рациональными углами наклона. Существовало два основных варианта изготовления его корпуса — старый вариант (alt) и новый (neu). У варианта neu корпус отличался более простой конструкцией, он собирался из меньшего количества деталей (9 вместо 19 в варианте корпуса alt). Sd Kfz 250/1 являлся основным вариантом бронетранспортера. Все остальные модели просто создавались на его базе. Бронетранспортер Sd Kfz 250/1 мог перевезти половину отделения гренадеров (Halbgruppe), 4 человека. Экипаж машины состоял из двух человек: механика-водителя и командира, который одновременно с этим исполнял обязанности радиста.



Корпус бронетранспортера Sd Kfz 250 состоял из двух частей — силового и боевого отделения. В передней части корпуса располагалось силовое отделение, а в средней и задней частях — боевое. В боевом отделении находился механик-водитель, командир бронетранспортера, а также солдаты десанта или дополнительное вооружение (к примеру, миномет или противотанковая пушка). Также в боевом отделении устанавливалось необходимое радиооборудование. Корпус изготавливался из гетерогенных броневых плит с цементированной внешней поверхностью. Лобовая, бортовая и кормовая броня корпуса Sd Kfz 250 составляла до 14,5 мм, а толщина крыши силового отделения и днища — 8 мм.

За силовым отделением, в котором размещались двигатель, топливные баки и устройство управления передней осью, за противопожарной перегородкой в передней части боевого отделения были оборудованы места командира и механика-водителя бронетранспортера. Механик-водитель использовал приборную панель, на которой находились манометр (масло), термометр (вода), спидометр, тахометр, и контрольные лампочки. Механик-водитель управлял бронетранспортером с помощью автомобильных органов управления: руля и трех стандартных педалей (сцепление, газ и тормоз). С правой стороны от кресла механика-водителя был расположен рычаг переключения скоростей, а также рычаг ручного тормоза. В правой части боевого отделения располагалось место командира боевой машины или солдата, ответственного за погрузку-выгрузку боеприпасов (Sd Kfz 252). Вдоль обоих бортов боевого отделения бронетранспортера располагались лавки для солдат десанта. Изначально это были покрытые дерматином сидения, однако в дальнейшем в качестве лавок немцы стали использовать трубчатые рамы с растянутым брезентом. Также были отмечены случаи использования деревянных лавок. Изнутри на стенах корпуса боевого отделения были расположены крепления для оружия солдат десанта: 9-мм пистолетов пулеметов MP 38 (MP 40) и 7,92-мм винтовок Mauser 98k.



На специализированных вариантах бронетранспортера боевое отделение было переделано соответствующим образом, чтобы он мог нести пушку или дополнительную радиостанцию. К передним крыльям машины крепились габаритные штыри и фары или одна фара. На левом крыле устанавливался прожектор Notek. В корме Sd Kfz 250 располагалось два позиционных огня, также в корме бронетранспортера крепилась антенна. Здесь же имелась и одностворчатая входная дверь в десантное отделение, она распахивалась наружу на левую сторону.

Основным вооружением стандартной версии бронетранспортера Sd Kfz 250/1 был 7,92-мм пулемет Reinmetall-Borsig MG 34, который располагался в передней части боевого отделения, данный пулемет был защищен бронещитком. Боезапас состоял из 2010 патронов. В кормовой части машины мог быть установлен дополнительный пулемет MG 34, из которого можно было вести огонь по воздушным целям. Масса бронетранспортера составляла 5387 кг, а высота (с учетом щитка пулемета MG 34) — 1986 мм.

В качестве силовой установки на бронетранспортер Sd Kfz 250 устанавливался карбюраторный шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель Maybach HL42 TRKM жидкостного охлаждения. Максимальная мощность этого мотора составляла 100 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Максимально допустимые обороты двигателя — 3000 оборотов в минуту. Удельная мощность составляла 17,24 л.с. на тонну.



Ходовая часть бронетранспортера Sd Kfz 250 была полугусеничной. Это означает, что он перемещался на колесах (передняя ось), а также на гусеницах (задняя ведущая ось). С помощью передних колес можно было осуществлялось управление бронетранспортером, а гусеницы обеспечивали боевой машине движение и повышенную проходимость. Данная схема ходовой обладала целым рядом преимуществ, так как позволяла создать бронетранспортер по проходимости сравнимый с танками, но отличающийся гораздо более простым устройством (полугусеничным бронетранспортерам не нужны были бортовые фрикционы и бортовые передачи).

Гусеничный отдел ходовой части машины (на каждый борт) состоял из пяти опорных катков на торсионной подвеске, при этом последний каток одновременно являлся направляющим, а также ведущего колеса, находящегося в передней части гусеничного отдела. На боевой машине было использовано устройство натяжения гусеницы винтового типа. Опорные катки производились методом штамповки из стальных листов толщиной 8-12 мм и отличались наличием восьми облегчающих отверстий. Все опорные катки Sd Kfz 250 имели резиновый бандаж.

Бронетранспортер SdKfz 251, Sonderkraftfahrzeug 251

Средний полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 был разработан компанией Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского трехтонного тягача Sd Kfz 11. Он выпускался серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Точно так же, как и в случае с легким бронетранспортером, в ходовой части машины были использованы гусеницы с наружными резиновыми подушками и игольчатыми шарнирами, передняя ось с управляемыми колесами и шахматное расположение опорных катков. В трансмиссии бронетранспортера применялась обыкновенная четырехступенчатая коробка передач. Средние бронетранспортеры SdKfz 251 производились в Германии в четырех разных модификациях — Ausf. А, В, С и D, а также в 23 специализированных вариантах, которые отличались друг от друга установленным на борту вооружением и оборудованием.



Стандартной являлась боевая машина Sd.Kfz.251/1, которая была принята на вооружение в 1940 году. Это был бронетранспортер для перевозки пехоты, который был вооружены одним или двумя 7,92-мм пулеметами «Рейнметалл-Борзинг» MG-34 (в конце войны MG-42) с общим боекомплектом 2010 патронов. Пулемет в передней части корпуса был прикрыт бронещитком, а расположенный в корме машины крепился на вертлюжной установке, которая позволяла вести огонь с большими углами возвышения. Данная боевая машина предназначалась для перевозки отделения моторизованной пехоты (10 человек). Постоянный экипаж состоял из двух человек: командира машины и механика-водителя. Боевая масса бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 достигала 9,14 тонны.

Корпус бронетранспортера сваривался из бронелистов толщиной от 6 мм (днище) до 14,5 мм (лоб). В верхнем листе капота машины был устроен достаточно большой двустворчатый люк, предназначенный для обеспечения доступа к двигателю. По бокам капота на версии Sd.Kfz.251 Ausf.А имелись вентиляционные лючки. Левый из них механик-водитель мог открывать с помощью специального рычага прямо из кабины. Чаще всего средний полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты, Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач, Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В гораздо меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машина связи и Sd.Kfz 251/10 — противотанковый вариант, вооруженный 37-мм пушкой.

Боевое отделение бронетранспортера сверху было открытым. Крыша имелась лишь над местами командира и механика-водителя. Вход и выход из боевого отделения осуществлялся через двустворчатую дверцу, находящуюся в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении, как и в легком бронетранспортере, вдоль бортов были смонтированы две лавки. В лобовой стенке рубки были оборудованы два наблюдательных отверстия для механика-водителя и командира со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления также устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Всего с каждого борта находилось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера. Внутри боевого отделения находились пирамиды для личного оружия десанта и стеллажи, предназначенные для другого военно-личного имущества. Для защиты членов десанта от непогоды конструкторами был предусмотрен монтаж над боевым отделением машины брезентового тента.



На среднем бронетранспортере Sd Kfz 251 был установлен тот же двигатель, что и на легком. Его максимальная мощность составляла 100 л.с., что при возросшей боевой массе давало меньшую удельную мощность — 11,1 л.с. на тонну. Емкость топливных баков машины составляла 160 литров. Топливный бак был расположен между силовой установкой и постом управления и отгораживался противопожарной перегородкой. Расход топлива бронетранспортера при движении по шоссе составлял 80-85 литров на 100 км, при движении по пересеченной местности — 80-85 литров.

Бронетранспортер Sd Kfz 251, как и его легкий собрат, также обладал полугусеничным шасси с поправками на выросшие размеры машины. При осуществлении поворотов на угол до 15 градусов управление боевой машиной осуществлялось, как обыкновенным автомобилем. При совершении более крутых поворотов специальный механизм освобождал внутреннюю гусеницу и одновременно передавал часть мощности (от 56% до 100 %) на внешнюю гусеницу. Количество опорных катков на среднем бронетранспортере сильно выросло. Первый наружный ряд опорных катков включал в себя три катка, внутренний ряд — три катка, а средний ряд — сразу шесть опорных катков. В обычных условиях вся основная нагрузка распределялась на средний и внутренний ряд катков, внешний ряд катков принимал нагрузку лишь тогда, когда машина преодолевала препятствия. Первый из опорных катков в правом ряду был смещен к корме боевой машины на 140 мм. Такое конструкторское решение было связано с особенностями торсионной подвески. Последний опорный каток, который находился в задней части машины, являлся направляющим.



Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/sdkfz250/sdkfz250_1.php
http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/broneavtomobili/142-mashina251
http://mg-tank.ru/german/SdKfz%20250.htm
http://warspot.ru/3568-hanomag-imya-naritsatelnoe
Материалы из открытых источников.
Автор: Юферев Сергей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 35

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Glot (Конрад Карлович Михельсон) 9 февраля 2016 06:50
    Прошлым летом на "Поле Боя 2015" удалось вблизи рассмотреть пяток этих ганомагов. Интересные машинки. smile
    1. стас57 (Стас) 9 февраля 2016 09:07
      Там вроде Tatra OT-810 были
      1. Glot (Конрад Карлович Михельсон) 9 февраля 2016 09:20
        Там вроде Tatra OT-810 были


        Вот такие, как здесь на фотках.
        Четыре правда, не пять вроде. Три серых, один в камуфляже.
        Но хотя, вот три серых, может и татры. Не буду спорить.
        1. Per se. (Сергей) 9 февраля 2016 10:52
          Цитата: Glot
          Вот такие, как здесь на фотках.
          Tatra OT-810 — чехословацкая послевоенная модернизация Sd Kfz 251 применявшаяся до 1995 года, используется в кино и реконструкциях, выдаваемая за Sd Kfz 251. На фото изображён чешский БТР ОТ-810 под "немца".
      2. Комментарий был удален.
    2. vodolaz (Maksim) 9 февраля 2016 09:28
      Очень интересная статья, я до этого только знал как они называются.
  2. казак волгский (Владимир Волгин) 9 февраля 2016 07:49
    спасибо за статью. а машинка правда и функциональна и универсальна......настоящая рабочая лошадка. жаль у нас подобного не было. хотелось бы такую же статью про универсал карриер........ тоже машинка хороша и про американские полугусеничники- м2- м3 - м5......
  3. bionik (владислав) 9 февраля 2016 07:55
    Немецкий полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251/20 «Фальке» (Falke), оборудованный приборами ночного видения «Шпербер» (Sperber FG/1250) для водителя и пулеметчика. Приборы состоят из инфракрасного прожектора и конвертера изображения.
    1. bionik (владислав) 9 февраля 2016 07:57
      Немецкие солдаты смывают зимний камуфляж с полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz. 251/1 Ausf.C «Ганомаг» (Hanomag) у хаты на Украине.
      1. bionik (владислав) 9 февраля 2016 08:04
        Немецкая реактивная установка «Вурфрамен 40» (Wurfrahmen 40, установленная на Sd.Kfz. 251/1 II) ведет огонь по варшавским повстанцам в Старом городе.
        1. bionik (владислав) 9 февраля 2016 08:15
          Немецкий радист на боевом посту в машине связи Sd. Kfz. 250/5.
          1. bionik (владислав) 9 февраля 2016 08:21
            Чистка орудия 7,5 см KwK 37 немецкого бронетранспортера Sd.Kfz 251/9.
            1. bionik (владислав) 9 февраля 2016 10:17
              Sd. Kfz.251/20 — mittlerer Schutzenpanzerwagen — Infrarotscheinwerfer — , оборудованный инфракрасным прожектором, служащим для подсветки целей танкам PzKpfw V ”Пантера”Ausf. G , имевших пассивные прицелы ночного видения, известен как «Филин» (Uhu). Инфракрасные приборы танка «Пантера» действовали на расстоянии до 400 м, а «Филин» мог обнаружить и осветить цели на расстоянии до 1500 м. Мог вращаться на 360° и убираться внутрь боевого отделения. Командир БТРа с ИК-прожектором направлял действия взвода «Пантер» (5 танков) с помощью радиостанции FuG 5. Экипаж 4 человека.
              1. cth;fyn (Андрей) 9 февраля 2016 10:33
                Филин - uhu, однако и не знал.
                1. Cat Man Null (Роман) 9 февраля 2016 10:40
                  Der Ugu, вообще-то..

                  У меня книжка такая есть, вполне себе немецкая.. сейчас не найду просто.. друзья подарили, давно еще, у меня позывной "Сова" был просто hi
  4. Комментарий был удален.
  5. отто меер (отто) 9 февраля 2016 09:39
    С помощью передних колес можно было осуществлялось управление бронетранспортером, а гусеницы обеспечивали боевой машине движение и повышенную проходимость. Данная схема ходовой обладала целым рядом преимуществ, так как позволяла создать бронетранспортер по проходимости сравнимый с танками, но отличающийся гораздо более простым устройством (полугусеничным бронетранспортерам не нужны были бортовые фрикционы и бортовые передачи).
    Так то оно конечно так, но только вот:Управление машиной осуществлялось с помощью рулевого механизма автомобильного типа. Поворот на небольшой угол (до 6°) производился поворотом передних колес; при более крутых поворотах, кроме того, тормозилась соответствующая гусеница. Для этой цели управление передними колесами было синхронизировано с управлением тормозами двойного дифференциала. Усилие на тормоза передавалось с помощью гидравлического привода. Двойной дифференциал (цилиндрический с парой конических шестерен) предназначался для передачи крутящего момента к ведущим колесам гусеничного движителя. М.БАРЯТИНСКИЙ
    «Моделист-конструктор» № 9'99
  6. bionik (владислав) 9 февраля 2016 09:50
    Был ещё вот такой любопытный экземпляр Sd. Kfz. 252 транспортер боеприпасов.
    1. bionik (владислав) 9 февраля 2016 09:55
      Sd. Kfz. 252 загрузка боеприпасов.
  7. cth;fyn (Андрей) 9 февраля 2016 10:30
    Зер гут ваген! Очень интересная машинка, жаль что в красной армии таких не было.
  8. Даос (Алексей Маштаков) 9 февраля 2016 10:52
    У нас на выставке техники у музея-панорамы стоит такой... Восстановлен до ходового состояния - реконструкторы по праздникам катаются. А вообще конечно гробик страшенный...
    1. cth;fyn (Андрей) 9 февраля 2016 11:05
      Зато функциональный, был.
      1. pimen (игорь) 9 февраля 2016 13:13
        да уж, хотели сравнительно дешёвый "автомобиль" на гусеницах - а он, без блокировки гусеницы, не поворачивается, да шахматная подвеска в три ряда. Во уёб...ще-то
  9. BigRiver (Владимир) 9 февраля 2016 12:42
    Стандартной являлась боевая машина Sd.Kfz.251/1, которая была принята на вооружение в 1940 году. Это был бронетранспортер для перевозки пехоты...

    Не критично, конечно.
    Но, неплохо было бы уточнить: для перевозки мотопехоты танковых и моторизованных дивизий. Халфтраков для перевозки инфантерии не было. Их даже в МД и ТД хватало только на один моторизованный батальон в полку + разведбат (как правило).
    1. Комментарий был удален.
  10. севастополец 9 февраля 2016 12:47
    спасибо за статью, интересный броневичок.
    п.с. кто бы мог подумать, что с "волчьим крюком", как на этом бронике, в 21 веке будут каратели шастать по Украине, причем, украинские каратели...
    1. Комментарий был удален.
    2. saygon66 (Константин) 9 февраля 2016 16:03
      -Опознаватльный знак дивизии "Дас Райх"... А на том, что горелый,на городской улице - "Нордланд"
  11. saygon66 (Константин) 9 февраля 2016 15:56
    - Вот "Ганомаг"! А там просто стальное чудовище... smile
    1. Толстый (Пестриков Андрей Борисович) 10 февраля 2016 04:19
      Цитата: saygon66
      - Вот "Ганомаг"! А там просто стальное чудовище... smile

      Этот Ваш ганомаг 2/10 1924 года имеет прозвище "комисброт" (хлеб в придачу). В общем-то то-же эпохальная машинка good yes
  12. РПК 9 февраля 2016 18:41
    А скорость какая у него?Автор не называет.Успевали вермахты, на нём убегать,или приходилось бросать?Насчёт инфракрасной подсветки,это серьёзно.Там где его применяли ночью,противнику не позавидуешь.Бьют в упор,попадают,а откуда такая точность непонятно.Хорошая статья.
    1. alauda1038 (Андрей) 9 февраля 2016 20:07
      в 1944 наши с инфракрасной засветкой столкнулись правда наши нашли выход зенитный прожектора
  13. La-5 9 февраля 2016 22:12
    Как раз таки Ганомаг имел бортовой фрикцион, иначе он бы не смог нормально поворачивать, особенно в грязи.
  14. Толстый (Пестриков Андрей Борисович) 10 февраля 2016 04:27
    Спасибо автору, очень интересная хорошая статья.
  15. Лiцьвiн 10 февраля 2016 22:41
    Мне немецкий бронетранспортер "Ауди" Sdkfz 221 понравился - тот, который на 4 больших колесах и для двух человек. У одного "знакомого знакомых" из Латвии такой есть и даже на ходу. Проехал на нем меров 300 - управляемость великолепная. Единственный недостаток в бою - отсутсвие полноценной башни, как у наших "БАшек". У "немца" только "барбета" под пулемет, головы стрелка не видно, но в бою кто-то мог и гранату бросить, или кусож железа прилететь от снаряда.

    1. Комментарий был удален.
    2. казак волгский (Владимир Волгин) 7 декабря 2016 17:05
      это не БТР а бронемашина- совсем другой класс- мы же не зовем наши БА-3-6-10-11-64- БРОНЕТРАНСПОРТЕРАМИ. А от гранат сверху сеточка полагалась.
  16. Лiцьвiн 10 февраля 2016 22:46
    К слову, прошу авторов уточнить один технический момент. Цитирую: "В качестве силовой установки на бронетранспортер Sd Kfz 250 устанавливался карбюраторный шестицилиндровый верхнеклапанный (один клапан на цилиндр) двигатель Maybach HL42 TRKM жидкостного охлаждения". Наверное, в природе появился новый тип четырехтактного двигателя внутреннего сгорания - одноклапанный (!!!???). Объясняю - в любом ДВЗ на каждый цилиндр имеется МИНИМУМ ДВА (!!!) клапана - 1 впускной (через него в цилиндр в ходе такта впуска попадает горючая смесь из бензина и воздух), 1 выпускной (через него в ходе такта выпуска удаляются отработанные газы). Верхнеклапанность или нижнеклапанность к количеству клапнов отношения не имеет. "Верхнеклапанный" двигатель - это когда распределительный вал расположен вверху двигателя, в головке блока цилиндров, и воздействует на клапана непосредственно через толкатель или коромысла. "Нижнеклапанный" двигатель, это когда распредвал расположен в картере двигателя и воздействует на коромысла клапанов через длинные штанги (толкатели).
  17. Тор 11 февраля 2016 00:09
    Если абстрагироваться от того, против кого на них воевали, то все таки есть в этих машинах свой шарм что ли, или вернее эстетика, из массы бронетехники ВОВ они как то особняком стоят!! ИМХО
    P.S. Особенно Ромелевский "гриф" нравится!)
  18. алпамыс (...) 11 февраля 2016 01:24
    тут достали один, сохран потрясает...слюни текут

    http://fishki.net/1694490-iz-reki-spustja-70-let-dostali-btr-vermahta.html
  19. казак волгский (Владимир Волгин) 7 декабря 2016 17:03
    Настоящие рабочие лошадки. Жаль у нас подобного тогда не было.......
  20. Kirill38 (Kirill) 13 августа 2017 07:42
    Цитата: pimen
    да уж, хотели сравнительно дешёвый "автомобиль" на гусеницах - а он, без блокировки гусеницы, не поворачивается, да шахматная подвеска в три ряда. Во уёб...ще-то

    Это техника для блицкрига!!! И это не автомобиль, а БТР!! Причём очень универсальный!!
Картина дня