Бронетранспортёры Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

Немецкая компания Hannoversche Maschinenbau AG, или Hanomag, за свою более чем столетнюю историю создала достаточно большое количество автомобилей, паровозов, тракторов. Однако сегодня слово «Ганомаг» стало нарицательным, и у большинства россиян ассоциируется с периодом Второй мировой войны. При этом данная ассоциация связана только с двумя образцами продукции данной фирмы. Речь идет о легком бронетранспортере SdKfz 250 и среднем SdKfz 251, которые превратились в настоящую визитную карточку вермахта в годы войны. Они были не менее популярны, чем пикирующий бомбардировщик Ju-87 «Штука» и тяжелый танк «Тигр». Неслучайно средний бронетранспортер SdKfz 251 даже получил прозвище пехотной «Штуки».

Практически в любом художественном фильме немецкие солдаты с закатанными рукавами стреляют исключительно из пистолетов-пулеметов и передвигаются по завоеванным территориям на «Ганомаге», настолько сильно этот образ вошел в историю и человеческую память. Появлению такого упрощенного образа, который пошел на телеэкраны и в книги, способствовал узнаваемый вид немецких бронетранспортеров с удлиненным низким силуэтом рубленых форм и ходовой частью, которая отличалась шахматным расположением катков. Да и сами эти машины были достаточно массовыми. Легких бронетранспортеров SdKfz 250 было выпущено 7326 во всех модификациях, а средних SdKfz 251 — 15252.


По количеству произведенных бронетранспортеров SdKfz 251 уступил лишь американскому бронетранспортеру M3. При этом во время войны SdKfz 251 состоял не только на вооружении немецких частей, в незначительном количестве они поставлялись и союзникам Германии. Более того, с завершением Второй мировой войны военная служба для этих бронетранспортеров не закончилась. В послевоенные годы его модернизированный вариант под названием Tatra OT-810 выпускался в Чехословакии вплоть до 1962 года на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Бронетранспортер начали массово снимать с вооружения чехословацкой армии лишь в 1980-е годы, последние экземпляры данной машины были сняты с хранения в 1995 году.



Высокая проходимость и надежная конструкция сделали данные бронетранспортеры востребованными на советско-германском фронте и в Африке, то есть на театрах боевых действий, где с дорогами были серьезные проблемы. К примеру, бронетранспортеры Sd Kfz 250/3 широко применялись в качестве передвижных радиостанций и командных пунктов. Один из таких бронетранспортеров был любимым КП командующего Африканским корпусом фельдмаршала Эрвина Роммеля. Все военные профессии двух этих бронетранспортеров трудно перечислить: они были оружейной платформой для установки противотанкового оружия, реактивной артиллерии, минометов, зенитных установок, возили саперов, медиков, разведчиков и связистов и много кого еще. В армии Германии бронетранспортеры «Ганомаг» в годы Второй мировой войны были незаменимы.

Бронетранспортер Sd.Kfz.250, Sonderkraftfahrzeug 250

В конце 1930-х годов Департамент бронетехники Управления вооружениями выдал техническое задание на разработку легкого полугусеничного бронетранспортера, который должен был стать дополнением к уже выпускаемому серийно бронетранспортеру Sd Kfz 251. Как и в случае с предшественником для легкого бронетранспортера предполагалось широкое использование узлов и агрегатов от полугусеничного тягача D7p-Zgkw 1 ton (Sd Kfz 10), который выпускался немецкой фирмой DEMAG в городе Веттере (Рурский бассейн). При этом бронекузов новой боевой машины был разработан компанией Buessing-NAG из Берлин-Обершеневельде.

Корпус бронетранспортера Sd Kfz 251 сваривался из прямых катаных бронелистов, которые были расположены под рациональными углами наклона. Существовало два основных варианта изготовления его корпуса — старый вариант (alt) и новый (neu). У варианта neu корпус отличался более простой конструкцией, он собирался из меньшего количества деталей (9 вместо 19 в варианте корпуса alt). Sd Kfz 250/1 являлся основным вариантом бронетранспортера. Все остальные модели просто создавались на его базе. Бронетранспортер Sd Kfz 250/1 мог перевезти половину отделения гренадеров (Halbgruppe), 4 человека. Экипаж машины состоял из двух человек: механика-водителя и командира, который одновременно с этим исполнял обязанности радиста.



Корпус бронетранспортера Sd Kfz 250 состоял из двух частей — силового и боевого отделения. В передней части корпуса располагалось силовое отделение, а в средней и задней частях — боевое. В боевом отделении находился механик-водитель, командир бронетранспортера, а также солдаты десанта или дополнительное вооружение (к примеру, миномет или противотанковая пушка). Также в боевом отделении устанавливалось необходимое радиооборудование. Корпус изготавливался из гетерогенных броневых плит с цементированной внешней поверхностью. Лобовая, бортовая и кормовая броня корпуса Sd Kfz 250 составляла до 14,5 мм, а толщина крыши силового отделения и днища — 8 мм.

За силовым отделением, в котором размещались двигатель, топливные баки и устройство управления передней осью, за противопожарной перегородкой в передней части боевого отделения были оборудованы места командира и механика-водителя бронетранспортера. Механик-водитель использовал приборную панель, на которой находились манометр (масло), термометр (вода), спидометр, тахометр, и контрольные лампочки. Механик-водитель управлял бронетранспортером с помощью автомобильных органов управления: руля и трех стандартных педалей (сцепление, газ и тормоз). С правой стороны от кресла механика-водителя был расположен рычаг переключения скоростей, а также рычаг ручного тормоза. В правой части боевого отделения располагалось место командира боевой машины или солдата, ответственного за погрузку-выгрузку боеприпасов (Sd Kfz 252). Вдоль обоих бортов боевого отделения бронетранспортера располагались лавки для солдат десанта. Изначально это были покрытые дерматином сидения, однако в дальнейшем в качестве лавок немцы стали использовать трубчатые рамы с растянутым брезентом. Также были отмечены случаи использования деревянных лавок. Изнутри на стенах корпуса боевого отделения были расположены крепления для оружия солдат десанта: 9-мм пистолетов пулеметов MP 38 (MP 40) и 7,92-мм винтовок Mauser 98k.



На специализированных вариантах бронетранспортера боевое отделение было переделано соответствующим образом, чтобы он мог нести пушку или дополнительную радиостанцию. К передним крыльям машины крепились габаритные штыри и фары или одна фара. На левом крыле устанавливался прожектор Notek. В корме Sd Kfz 250 располагалось два позиционных огня, также в корме бронетранспортера крепилась антенна. Здесь же имелась и одностворчатая входная дверь в десантное отделение, она распахивалась наружу на левую сторону.

Основным вооружением стандартной версии бронетранспортера Sd Kfz 250/1 был 7,92-мм пулемет Reinmetall-Borsig MG 34, который располагался в передней части боевого отделения, данный пулемет был защищен бронещитком. Боезапас состоял из 2010 патронов. В кормовой части машины мог быть установлен дополнительный пулемет MG 34, из которого можно было вести огонь по воздушным целям. Масса бронетранспортера составляла 5387 кг, а высота (с учетом щитка пулемета MG 34) — 1986 мм.

В качестве силовой установки на бронетранспортер Sd Kfz 250 устанавливался карбюраторный шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель Maybach HL42 TRKM жидкостного охлаждения. Максимальная мощность этого мотора составляла 100 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Максимально допустимые обороты двигателя — 3000 оборотов в минуту. Удельная мощность составляла 17,24 л.с. на тонну.



Ходовая часть бронетранспортера Sd Kfz 250 была полугусеничной. Это означает, что он перемещался на колесах (передняя ось), а также на гусеницах (задняя ведущая ось). С помощью передних колес можно было осуществлялось управление бронетранспортером, а гусеницы обеспечивали боевой машине движение и повышенную проходимость. Данная схема ходовой обладала целым рядом преимуществ, так как позволяла создать бронетранспортер по проходимости сравнимый с танками, но отличающийся гораздо более простым устройством (полугусеничным бронетранспортерам не нужны были бортовые фрикционы и бортовые передачи).

Гусеничный отдел ходовой части машины (на каждый борт) состоял из пяти опорных катков на торсионной подвеске, при этом последний каток одновременно являлся направляющим, а также ведущего колеса, находящегося в передней части гусеничного отдела. На боевой машине было использовано устройство натяжения гусеницы винтового типа. Опорные катки производились методом штамповки из стальных листов толщиной 8-12 мм и отличались наличием восьми облегчающих отверстий. Все опорные катки Sd Kfz 250 имели резиновый бандаж.

Бронетранспортер SdKfz 251, Sonderkraftfahrzeug 251

Средний полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 был разработан компанией Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского трехтонного тягача Sd Kfz 11. Он выпускался серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Точно так же, как и в случае с легким бронетранспортером, в ходовой части машины были использованы гусеницы с наружными резиновыми подушками и игольчатыми шарнирами, передняя ось с управляемыми колесами и шахматное расположение опорных катков. В трансмиссии бронетранспортера применялась обыкновенная четырехступенчатая коробка передач. Средние бронетранспортеры SdKfz 251 производились в Германии в четырех разных модификациях — Ausf. А, В, С и D, а также в 23 специализированных вариантах, которые отличались друг от друга установленным на борту вооружением и оборудованием.



Стандартной являлась боевая машина Sd.Kfz.251/1, которая была принята на вооружение в 1940 году. Это был бронетранспортер для перевозки пехоты, который был вооружены одним или двумя 7,92-мм пулеметами «Рейнметалл-Борзинг» MG-34 (в конце войны MG-42) с общим боекомплектом 2010 патронов. Пулемет в передней части корпуса был прикрыт бронещитком, а расположенный в корме машины крепился на вертлюжной установке, которая позволяла вести огонь с большими углами возвышения. Данная боевая машина предназначалась для перевозки отделения моторизованной пехоты (10 человек). Постоянный экипаж состоял из двух человек: командира машины и механика-водителя. Боевая масса бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 достигала 9,14 тонны.

Корпус бронетранспортера сваривался из бронелистов толщиной от 6 мм (днище) до 14,5 мм (лоб). В верхнем листе капота машины был устроен достаточно большой двустворчатый люк, предназначенный для обеспечения доступа к двигателю. По бокам капота на версии Sd.Kfz.251 Ausf.А имелись вентиляционные лючки. Левый из них механик-водитель мог открывать с помощью специального рычага прямо из кабины. Чаще всего средний полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты, Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач, Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В гораздо меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машина связи и Sd.Kfz 251/10 — противотанковый вариант, вооруженный 37-мм пушкой.

Боевое отделение бронетранспортера сверху было открытым. Крыша имелась лишь над местами командира и механика-водителя. Вход и выход из боевого отделения осуществлялся через двустворчатую дверцу, находящуюся в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении, как и в легком бронетранспортере, вдоль бортов были смонтированы две лавки. В лобовой стенке рубки были оборудованы два наблюдательных отверстия для механика-водителя и командира со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления также устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Всего с каждого борта находилось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера. Внутри боевого отделения находились пирамиды для личного оружия десанта и стеллажи, предназначенные для другого военно-личного имущества. Для защиты членов десанта от непогоды конструкторами был предусмотрен монтаж над боевым отделением машины брезентового тента.



На среднем бронетранспортере Sd Kfz 251 был установлен тот же двигатель, что и на легком. Его максимальная мощность составляла 100 л.с., что при возросшей боевой массе давало меньшую удельную мощность — 11,1 л.с. на тонну. Емкость топливных баков машины составляла 160 литров. Топливный бак был расположен между силовой установкой и постом управления и отгораживался противопожарной перегородкой. Расход топлива бронетранспортера при движении по шоссе составлял 80-85 литров на 100 км, при движении по пересеченной местности — 80-85 литров.

Бронетранспортер Sd Kfz 251, как и его легкий собрат, также обладал полугусеничным шасси с поправками на выросшие размеры машины. При осуществлении поворотов на угол до 15 градусов управление боевой машиной осуществлялось, как обыкновенным автомобилем. При совершении более крутых поворотов специальный механизм освобождал внутреннюю гусеницу и одновременно передавал часть мощности (от 56% до 100 %) на внешнюю гусеницу. Количество опорных катков на среднем бронетранспортере сильно выросло. Первый наружный ряд опорных катков включал в себя три катка, внутренний ряд — три катка, а средний ряд — сразу шесть опорных катков. В обычных условиях вся основная нагрузка распределялась на средний и внутренний ряд катков, внешний ряд катков принимал нагрузку лишь тогда, когда машина преодолевала препятствия. Первый из опорных катков в правом ряду был смещен к корме боевой машины на 140 мм. Такое конструкторское решение было связано с особенностями торсионной подвески. Последний опорный каток, который находился в задней части машины, являлся направляющим.



Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/sdkfz250/sdkfz250_1.php
http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/broneavtomobili/142-mashina251
http://mg-tank.ru/german/SdKfz%20250.htm
http://warspot.ru/3568-hanomag-imya-naritsatelnoe
Материалы из открытых источников.
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти