Чем чреват европейский кризис?

Кризисы вовсе не редкость в современном мире. Они могут быть глобальными, то есть затрагивать интересы большого количества государств, а также региональными, происходящими в одной конкретно взятой стране. Тем не менее они все связаны с переменами, связанными с перераспределением власти.

Кризис госдолга Европы в части «кризис стран Средиземноморья» способен привести к перераспределению власти между северными и южными странами Европы, а также к уменьшению политической значимости южноевропейских стран. Это касается не только Италии, но и Греции, Испании и Португалии.
В настоящее время роль главного политического игрока Европы взяла на себя Германия, желая тем самым иметь возможность определять судьбы наций, находящихся на грани дефолта.


А Европейский Союз в то же время стоит на распутье: поддержать официальный Брюссель или же подтвердить процесс развала Евросоюза.

Понятно, что ни одно государство по доброй воле не захочет потерять свой суверенитет. И кризис – это вовсе не необратимый процесс, а всего лишь желание «плыть по течению» (что, кстати, также является действием).

В любом случае, необходимо искать пути решения проблем. В первую очередь необходимо выяснить, что в состоянии сделать эти «проблемные» государства, чтобы в итоге если не выйти на лидирующие позиции, то хотя бы не оказаться вне экономического, культурного, военного и торгового развития, а вместе с тем и социально-политического. В противном случае жителей этих стран неминуемо ожидает снижение уровня жизни.

Положение усугубляется и тем, что Испания и Греция находятся в зоне евро, то есть проблемы в этих государствах неизбежно скажутся и на положении дел во всех других странах, которые пользуются данной валютой. Брюссель заинтересован в поддержании стабильности курса, в то время как Южная Европа – в его резком обвале. В такой ситуации единственно правильным решением для этих государств является радикальная девальвация национальной валюты. Однако поскольку это невозможно в пределах отдельно взятой страны, то появились слухи о выходе нескольких «проблемных» государств из зоны евро. Евро в таком случае устоит, но его репутация в качестве резервной мировой валюты будет радикально подорвана. Если же Евросоюз попытается удержать все эти страны в одной зоне, то они, таким образом, потянут за собой всех остальных. В итоге доверие к евро все равно будет утрачено, однако это произойдет немного позже.

Слабость южноевропейских стран подпитана еще и слабостью их инфраструктуры. Ведь, например, в Италии скоростные поезда можно увидеть только в центре и на севере страны, а в Испании они используются исключительно на коротких дистанциях; речная инфраструктура вообще отсутствует как таковая, а проект по строительству моста через Мессинский пролив так и остался нереализован.

Важным этапом является кооперация стран в целях обеспечения госбезопасности. И кризис, бесспорно, негативно скажется на возможностях правительств этих средиземноморских стран выделить достаточное количество средств на национальную безопасность.

Для каждого из четырех государств такое сотрудничество означает отказ от территориальных устремлений: для Италии и Испании – это отказ от понятия расширенного Средиземноморья, для Испании к тому же дополнительно - отказ от южноамериканских устремлений. Португалия обязана отказаться от своей южноатлантической роли, в то время как Греция должна будет удержаться на позициях молчаливого морского противоборства с Турцией.

Ко всем этим проблемам добавилась и еще одна – появление на мировой арене государства, которое на протяжении веков было центральной фигурой политики сдерживания стран Европы, - Турции.

Турция с каждым днем усиливает свои позиции в ближневосточном регионе, имеет хорошие отношения с Россией, Южной Африкой, Индией, Бразилией и Китаем. Это государство сильное, характеризуется стабильным, хотя и медленным ростом экономики, обладает хорошо вооруженной армией.

Таким образом, в случае обвала евро единственными государствами, оставшимися в Средиземноморье и в Европе, станут Турция и Германия, чьи правительства вполне могут «договориться» до вооруженного конфликта. Ведь в результате кризиса Германия может наконец получить доступ в Средиземноморье, а Турция снова восстановит свое влияние на Балканах.

Подобные прогнозы должны заставить правительства Мадрида, Рима, Афин и Лиссабона задуматься и начать искать пути сотрудничества. В первую очередь необходимо подумать о Греции, поскольку именно эта страна находится в наиболее плачевном состоянии. Она изолирована в плане дипломатии. Но в то же время она обязана обеспечивать и национальную безопасность: удерживать контроль в Эгейском море, на островах Родос, Крит и Корфу. Однако это необходимо не только для Греции, это также выгодно и для остальных трех стран.

Необходимо провести совместные военные учения в рамках сотрудничества Европы и Средиземноморья, которые способствовали бы укреплению взаимодействия военно-морских сил этих стран. Ничто не мешает этим государствам также наладить грузовые перевозки по морю и осуществить интеграцию своих портов. Все эти действия в сумме стали бы четким сигналом сдерживания для Турции и Германии.
Автор:
Валерий Бовал
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти