Vice News: как новая американская невидимая «летающая заправка» будет сдерживать Россию

В настоящее время военное руководство Соединенных Штатов готовит проект оборонного бюджета на 2017 финансовый год. В течение нескольких следующих месяцев сотрудникам Пентагона придется выполнить ряд важных работ, а также обосновать требуемый уровень финансирования. В новом бюджете требуется учесть расходы на работу существующей армии и на закупку новой продукции военного назначения, а также предусмотреть затраты на перспективные проекты. На днях появились некоторые сведения о подобных планах министерства обороны. Как оказалось, в следующем финансовом году предполагается начать новый смелый проект в интересах военно-воздушных сил.

О новых планах Пентагона сообщает американское издание Vice News в своей статье «How America's New Invisible Flying Gas Stations Could Keep Russia in Check» («Как новая американская невидимая «летающая заправка» будет сдерживать Россию») за авторством Райана Фейта, опубликованной 5 февраля. Автор узнал о текущей работе над новым военным бюджетом и раскрыл некоторые подробности существующих планов.

В настоящее время, напоминает Vice News, руководство Пентагона во главе с министром Эштоном Картером ведет работу над новым военным бюджетом на следующий финансовый год. Согласно текущим планам, в 2017 году на оборону будет потрачено 582,7 миллиарда долларов. Среди прочего предполагается запустить несколько новых проектов, направленных на дальнейшее развитие вооружений и военной техники. В своих последних заявлениях Э. Картер упомянул несколько ранее засекреченных проектов, которые будут реализовываться в обозримом будущем.


Vice News: как новая американская невидимая «летающая заправка» будет сдерживать Россию


По мнению Р. Фейта, особый интерес представляют два проекта, упомянутые главой американского военного ведомства. Они в определенной мере являются противоположностями, однако все же достойны отдельного упоминания. Кроме того, внимательное изучение этих программ позволяет представить, какими Пентагон видит будущие войны в воздухе.

Первая перспективная программа подразумевает создание нового «самолета-арсенала». О появлении подобных планов Э. Картер сообщил несколько дней назад. Второй проект, который пока не получил полноценного одобрения военного руководства, связан с разработкой и строительством малозаметных беспилотных самолетов-заправщиков.

По имеющимся данным, «самолет-арсенал» будет использоваться для атаки удаленных объектов противника, в том числе из-за пределов зоны досягаемости его противовоздушной обороны. Предполагается, что по размерам и весу новый ударный самолет будет превосходить имеющиеся бомбардировщики B-1B и даже B-52. Такой летающий «арсенал» получит набор разнообразного радиоэлектронного оборудования, а также сможет нести самое разное ударное вооружение, прежде всего ракеты «воздух-поверхность». За счет применения управляемых ракет, в том числе большой дальности, «самолет-арсенал» сможет атаковать противника, оставаясь на безопасном расстоянии. Радиус действия такой ударной системы сможет достигать тысяч миль.

Концепция подобного ударного самолета появилась еще в семидесятых годах прошлого века. Тогда такой проект рассматривался в качестве разумной и относительно дешевой альтернативы полноценным стратегическим бомбардировщикам. Использование «самолета-арсенала» позволяло доставлять ракеты с ядерными боевыми блоками в район запуска, не используя дорогие и сложные специализированные бомбардировщики. Новый проект летающего «арсенала» заметно отличается от старого. Так, предлагается применять перспективный ударный самолет в связке с имеющимися истребителями F-35. Предполагается, что малозаметные тактические самолеты будут летать над вражеской территорией и выполнять поиск целей. Затем они будут давать целеуказание «арсеналу», который сможет нанести удар по заданным целям при помощи ракетного вооружения большой дальности.

Вторая программа, которая активно обсуждается в последнее время, подразумевает разработку беспилотного малозаметного самолета-заправщика. Здесь Р. Фейт задает вопрос: «почему военные собираются разрабатывать беспилотный танкер вместо ударного беспилотника?» и сразу отвечает на него. Дело в том, что подобная техника является важным элементом боевой авиации, который позволяет другим самолетам и БПЛА успешно решать поставленные задачи.

В настоящее время военно-морские силы США активно работают над проектом UCLASS, целью которой является создание разведывательно-ударного беспилотника палубного базирования. Несмотря на все достигнутые успехи, этот проект пока далек от полноценной эксплуатации в войсках. Для дальнейшего развития проекта UCLASS предлагается разработать аналогичный беспилотный аппарат с возможностью дозаправки техники в полете. Ожидается, что в самое ближайшее время Э. Картер подтвердит начало полноценной разработки проекта CBARS (Carrier Based Aerial Refueling System – «Палубная система дозаправки в полете»). Появление подобной техники позволит получить важный опыт, а также поспособствует дальнейшему развитию основного проекта UCLASS.

Проект CBARS будет разрабатываться с целью решения двух основных задач. Первая – освоение новых технологий и другие вопросы унификации с иными проектами. Вторая задача полностью связана с обеспечением правильной боевой работы прочей техники. Существующие комплексы дозаправки в воздухе имеют некоторые недостатки. К примеру, их можно использовать только на безопасном расстоянии от зоны боевых действий, а т.н. buddy tanking (дозаправка от однотипного самолета) серьезно ограничивает количество передаваемого горючего.

Появление беспилотника-невидимки с функциями заправщика позволит другим малозаметным самолетам принимать топливо прямо над территорией противника во время выполнения патрулирования. Благодаря этому, в частности, истребители F-35, ищущие цели для «самолета-арсенала», смогут оставаться в зоне поисков в течение длительного времени. Кроме того, беспилотники-заправщики могут быть включены в систему связи и управления, благодаря чему также будут использоваться для передачи данных и целеуказания.

При появлении двух перспективных летательных аппаратов ВВС США придется осваивать новую тактику применения боевой авиации. «Самолеты-арсеналы» должны будут находиться на безопасном расстоянии от средств противовоздушной обороны противника, неся дежурство и при необходимости выполняя атаку целей с применением ракет большой дальности. Одновременно с этим малозаметные БПЛА с запасом топлива на борту будут находиться непосредственно над территорией противника, выполняя вспомогательные задачи: дозаправку самолетов и обеспечивая связь. Таким образом, два перспективных проекта имеют совершенно разные задачи, но готовая техника будет дополнять друг друга в ходе боев.

Автор издания Vice News напоминает, что война в некотором смысле сводится к концентрации и распределении сил. Если вы правильно концентрируете весь свой ударный потенциал на нужном направлении, то вы успешно преодолеете все рубежи обороны противника. В защите, в свою очередь, ключевым элементом является распределение. При распределении ваших сил по крупной территории «плохим парням» труднее найти их и предпринять попытку уничтожения. Кроме того, при обнаружении тех или иных объектов, в случае распределения, под ударом оказывается только малая доля сил.

Предлагаемые проекты новой авиационной техники в определенной мере соответствуют этой концепции концентрации и распределения. Так, летающие «арсеналы» становятся средством концентрации ударной мощи на нужном направлении, а кроме того, реализуют принцип распределения, поскольку им не требуется постоянно находиться в опасной близости от противника.

По мнению Р. Фейта, появление новых идей, лежащих в основе двух перспективных проектов, является следствием двух основных «технологи», которые активно применялись в конфликтах последних десятилетий. Это высокоточные удары с большой дальности и малозаметность. Автор напоминает, что «старые» тактики подразумевали привлечение большого количества самолетов различного назначения, которые в ходе совместной работы с распределением задач осуществляли удары по нужным объектам и т.д. Применение т.н. стелс-технологий, в свою очередь, позволяет ударному самолету самостоятельно и без чужой помощи прорываться в воздушное пространство противника, находиться там в течение некоторого времени и атаковать назначенные цели. Тем не менее, стелс-самолеты являются большой, дорогой и сложной проблемой.

Большая дальность запуска вооружений, напоминает автор, позволяет поражать цели на значительном удалении и дает возможность не задействовать в операции большое количество самолетов, которые должны пролететь большое расстояние и буквально высыпать на цель большое количество бомб. Однако такие преимущества связаны с недостатком в виде высокой стоимости «умных» боеприпасов. Кроме того, они требуют использовать соответствующие средства разведки, чтобы узнать, где находится цель и как ее следует атаковать, а затем зафиксировать результаты атаки. Таким образом, получается двойная проблема.

Очевидно, что владение обеими тактическими «технологиями» (незаметность и высокоточное вооружение) обеспечивает весьма высокий ударный потенциал. Владение ими позволяет нанести удар по удаленным объектам «плохих парней» до того, как они узнают, что их начали атаковать. Р. Фейт признает, что это просто замечательно, когда вы можете проводить такие операции. Однако если противник тоже владеет подобными технологиями и необходимой материальной частью – это гораздо хуже. В частности, это означает, что районы, считавшиеся ранее безопасными, более не могут оставаться защищенными.

В заключительной части своей публикации автор издания Vice News обращает внимание на зарубежные страны, которые могут считаться потенциальными противниками Соединенных Штатов. По его мнению, сейчас явно видно, что Россия активно занимается развитием перспективных направлений и делает все возможное для овладения технологиями скрытности и дальнего высокоточного удара. Таким образом, Пентагон уже должен понимать, что его монополия в этой сфере проходит, и теперь ему приходится учитывать успехи других стран.

Проекты и успехи третьих стран могут быть дополнительной причиной того, что руководство американского министерства обороны в настоящее время публично обсуждает перспективные проекты ударных самолетов и беспилотных заправщиков и не скрывает подобные планы. Вполне возможно, что Пентагон делает это, чтобы «произвести впечатление» на потенциальных противников: Россия и Китай ни в коем случае не должны думать, что США после конфликтов в Афганистане и Ираке забыли, как бороться с высокотехнологичным противником.

***

В настоящее время Пентагон активно готовится к «боям» в Конгрессе за новый военный бюджет. Через несколько месяцев специалистам военного ведомства предстоит объяснить конгрессменам необходимость тех или иных трат, заложенных в проект бюджета на 2017 финансовый год. Насколько успешным будет этот процесс – покажет время, однако опыт предыдущих лет говорит, что руководителям Минобороны предстоит серьезное испытание с длительными спорами по каждому пункту бюджетного проекта.

Поводом для отдельных споров станут и предлагаемые к разработке проекты перспективной авиационной техники: ударного «самолета-арсенала» и беспилотного малозаметного заправщика. Наиболее интересные сведения об этих предложениях пока не раскрываются, но можно предположить, что разработка подобных проектов будет связана с большими затратами финансов и времени. Таким образом, в законодательных органах обязательно найдутся противники нового предложения, которые постараются сделать все для исключения столь дорогих проектов из военного бюджета на следующий финансовый год.

Ввиду малого количества оглашенной информации трудно оценивать перспективы двух предлагаемых проектов с точки зрения получения одобрения Конгресса. Тем не менее, уже сейчас есть возможность рассмотреть предлагаемую технику, а также попытаться предугадать ее боевой потенциал.

Предложение о создании «самолета-арсенала» выглядит весьма интересно и многообещающе, хотя и может быть предметом споров. На вооружении ВВС США уже несколько десятков лет состоят самолеты непосредственной поддержки войск, т.н. ганшипы, задачей которых является нанесение артиллерийских или ракетных ударов по наземным целям по целеуказанию от сухопутных или иных источников. Летающий «арсенал» оказывается своеобразным развитием этой идеи с увеличением основных характеристик, прежде всего дальности применения вооружения. Одной из самых интересных идей такого проекта оказывается возможность длительного патрулирования в безопасном районе без потери ударного потенциала, что планируется достичь при помощи управляемых ракет большой дальности.

Также предлагаемая концепция «самолета-арсенала» может считаться доведением до логического конца идеи применения управляемого вооружения большой дальности. В настоящее время считается, что вооружение тактической авиации должно позволять атаковать цели без входа в зону поражения вражеской ПВО. «Арсенал», в свою очередь, в теории позволит атаковать цели без риска поражения средствами ПВО не только малой и средней, но и большой дальности.

Предложение о разработке беспилотника-заправщика с использованием стелс-технологий так же представляет определенный интерес. Следует отметить, что появление подобной техники или, как минимум, самой концепции, было исключительно делом техники. БПЛА уже освоили массу «специальностей», однако пока не успели стать полноценными заправщиками. В обозримом будущем эта ситуация может измениться.

Также интересно предложение о применении в конструкции беспилотного танкера технологий малозаметности, которые, как утверждается, помогут ему решать поставленные задачи не только в безопасных районах, но и над территорией противника. В предлагаемом виде такая концепция выглядит многообещающе, однако все ее перспективы сможет показать только практика. Тем не менее, нельзя не отметить, что идея строительства стелс-заправщиков для обслуживания малозаметных истребителей или ударных самолетов в потенциально опасных районах интересна сама по себе.

Примечательно, что в статье «How America's New Invisible Flying Gas Stations Could Keep Russia in Check» Россия упоминается лишь дважды: в заголовке и в заключительной части. При этом американский автор признает российские успехи последнего времени в развитии вооруженных сил, а также отмечает некоторые последствия этого. В частности, он утверждает, что Россия (а также Китай) не должны думать, что США в ходе последних локальных конфликтов разучились бороться с развитым противником, имеющим высокотехнологичные вооружения и технику.

При всех своих положительных особенностях два предлагаемых проекта, которые могут стартовать в самое ближайшее время, будут очень дорогими и сложными. Конгресс традиционно борется за сокращение расходов по различным статьям, что может привести к соответствующим корректировкам военного бюджета. В частности, под сокращения могут попасть планируемые затраты на перспективные проекты, в том числе на «самолет-арсенал» и беспилотник-заправщик. Как Конгресс отнесется к этим предложениям – узнаем в обозримом будущем. В течение нескольких следующих месяцев должны начаться обсуждения бюджета на следующий финансовый год.


Статья «How America's New Invisible Flying Gas Stations Could Keep Russia in Check»:
https://news.vice.com/article/how-americas-new-invisible-flying-gas-stations-could-keep-russia-in-check
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 20
  1. a.s.zzz888 10 февраля 2016 07:20
    Согласно текущим планам, в 2017 году на оборону будет потрачено 582,7 миллиарда долларов. Среди прочего предполагается запустить несколько новых проектов, направленных на дальнейшее развитие вооружений и военной техники.


    У них пилят бабло похлещще наших "енералов" и чиновников! Очередной проект, очередной распил! wassat
    1. iouris 11 февраля 2016 01:45
      У них военный бюджет используется для разработки технологий, которые Вы будете покупать за нефте- и газодоллары в форме компьютеров, айпадов, автомобилей и т.д.
      Чиновники и политики, которые составляют администрацию США, управляют от имени семей, состояние которых оценивается триллионами долларов. У них украсть без угрозы для жизни и здоровья трудно.
  2. Belousov 10 февраля 2016 07:46
    Там пилят конечно тоже знатно, но все же хитрее чем у нас. Там сделают подешевле, остаток украдут, а у нас сначала все украдут, а потом думают как и что сделать на остатки.
    1. Колесо 10 февраля 2016 09:29
      В частности, он утверждает, что Россия (а также Китай) не должны думать, что США в ходе последних локальных конфликтов разучились бороться с развитым противником, имеющим высокотехнологичные вооружения и технику.
      А США когда-то умели бороться с развитым противником? belay
      Когда и где?
      1. Колесо 10 февраля 2016 11:05
        Цитата: Колесо
        Когда и где?

        Чудо, поставившее минус, расскажи-ка, когда и где юсеры успешно противостояли (не говорю уж о победах) более-менее равному противнику после Второй мировой?
  3. kit_bellew 10 февраля 2016 08:01
    Там все еще проще, им даже красть ничего не надо. По сути идет драка между производителями за оборонный госзаказ. У кого лобби в конгрессе мощнее, те его и получают. А жирный кусок себе на карман уже заложен в цену конечного продукта. И то, что эта прибавочная стоимость во много раз больше себестоимости продукции, там никого не колышет - капитализм же wassat
  4. капрал 10 февраля 2016 08:06
    Хотел бы посмотреть комментарии о целесообразности таких разработок, а тут опять про распил денег. negative
    ========================================================
    Ладно,сам задам вопрос:
    - насколько оправдана идея летающего "арсенала" для ракет большой дальности, когда эти ракеты с успехом размещаются на наземных и морских носителях? И тоже вне досягаемости.
    - смысл нахождения заправщика(пусть и малозаметного) над территорией, где его могут сбить? Малозаметность ведь не гарантирует абсолютной невидимости.
    Спецы-авиаторы,ваши соображения. hi
    1. Alexez 10 февраля 2016 09:12
      Смысл размещения крылатых ракет на авианесущей платформе - повышение дальности удара, высокая маневренность (за несколько часов в любой точке мира) в отличии от наземных и морских носителей. А смысл именно арсенала - это дополнение их концепции массированного удара. Такой самолет-арсенал сможет нести больше КР чем бомбардировщик и в связи с описанной концепцией применения в связке с стелс-самолетами, выступающими по сути разведчиками, повышается гибкость и оперативность применения. Разведданные поступают в режиме онлайн, после анализа заносятся сразу координаты и параметры целей и сразу пуск.
      Беспилотный стелс дозаправщик - я хрен его знает зачем нужен, наверное - чтоб никто не догадался! ))
    2. gvozdan 10 февраля 2016 21:38
      Удивительно что в статье ни слова про Ту-160 и Х-101.
      - в статье написано что нужны эти арсеналы для концентрации ударного потенциала в нужной точке оперативно.
      - Смысл в круглосуточном дежурстве БПЛА, а малозаметность, которую раньше называли "самолет-невидимка" это фетиш такой у ВПК США, такое слово которое позволяет увеличить цену продукта в 2-3 раза. Это как приставка "тактическая" вилка + черная краска делает из вилки супер многофункциональное высокотехнологичное и опасно оружие для специальных скрытных операций типа похищения последнего пельменя в темной комнате.
  5. Sargord A. 10 февраля 2016 09:24
    Проблему противодействия средствам РЭБ и противоспутниковому оружию уже решили?
  6. vvp2412 10 февраля 2016 11:44
    Такое летающее гУмно может быть необходимо США только против России или Китая. Других противников для таких систем нет.
    Но, какому идиоту придет в голову посылать Ф-35 на территорию противника(Россия-Китай), где развиты системы ПВО, и где они будут гарантировано сбиты?
    Получается, что это летающий арсенал нафиг не нужен...Но бабло хорошо попилять много лет.

    беспилотник-невидимка-заправщик!!!! Не хватает только функции подводной лодки и космического челнока!
    1. voyaka uh 10 февраля 2016 19:21
      "где развиты системы ПВО, и где они будут гарантировано сбиты?"///

      Системы ПВО расположены плотно вокруг Москвы, понемногу около Петербурга и
      нескольких стратегических пром.зон и объектов.
      По огромному периметру России ПВО нет. Крупные наземные радары могут
      обнаружить самолеты почти в любом месте - но НЕ самолеты стелс.
      Такой радар может заметить стелс как "что-то подозрительное" и направить туда
      истребители для проверки. Но проблема в том, что и радары истребителей не секут
      самолеты-стелс. Те увидят их гораздо раньше.
      Так что без значительного количества Т-50 - никуда. Наземное ПВО - слабая защита.
      1. andj61 10 февраля 2016 20:07
        Цитата: voyaka uh
        &

        Крупные наземные радары могут
        обнаружить самолеты почти в любом месте - но НЕ самолеты стелс.
        Такой радар может заметить стелс как "что-то подозрительное" и направить туда
        истребители для проверки. Но проблема в том, что и радары истребителей не секут
        самолеты-стелс. Те увидят их гораздо раньше.
        Так что без значительного количества Т-50 - никуда. Наземное ПВО - слабая защита.

        Позвольте с Вам не согласиться! Самолёты, изготовленные по стелс-технологии, прекрасно видели радары даже таких устаревших ЗРК, как С-125 - и война в Югославии это прекрасно доказала. Один F-117 Nighthawk был сбит, один - был повреждён, но успел уйти. А ведь эти ЗРК работали, так сказать, в режиме "живучести", то есть не под управлением АСУ, без получения целеуказаний от более мощных радаров РТВ. А ведь и сам ЗРК, и радар к нему были разработаны ещё в конце 50-х. И ведь это был даже не более современный С-200!
        Вы думаете современные системы ПВО хуже?Так что против С-300 и, тем более, С-400 технология "стелс" вряд ли будет эффективной. Кроме того, на вооружении имеется т.н. "длинная рука" ПВО в виде Миг-31, а также летающие радары. Думаю, что они реально справятся с обнаружением этих так называемых "невидимок".
        Конечно - в этом я с Вами согласен - сейчас нет сплошного прикрытия территории страны системами ПВО. Советская система в 90-е была разрушена (но вот она не оставила бы ни малейшего шанса современным имеющимся на вооружении "стелсам"), а новая организуется, скорее, по объектовому, а не по территориально-объектовому принципу. Но с каждым годом положение всё более улучшается, и даже большое количество "невидимок" вряд ли прорвутся к охраняемым системой ПВО объектам. К тому же такой прорыв имеет смысл при массированном применении невидимок, а у нас ещё в 80-х на вооружении ПВО всегда имелись в загашнике специзделия - как раз на такой случай.
        В сети как-то прошла инфа, что в конце 70-х - 80-х наши слили на Запад через вскрытого шпиона определённую информацию по развитию радаров в СССР. На основании этой информации и создавались самолёты-невидимки, в том числе, F-117 и В-2. Вот только к реалиям эта информация отношения не имела. В конце 90-х, после Югославии, это стало понятно и США. Только признать этот факт было невозможно - ведь в невидимки впалили столько денег - это означало признать свою некомпетентность. Та что невидимки не видимы только для штатовских радаров, а для наших они просто хуже заметны.
        1. gvozdan 10 февраля 2016 21:49
          Соглашусь с вами.
          Как минимум до тех пор пока ф22 или ф35 или Б-2 не пролетит в зоне действия радара С-300 утверждать о невидимости рановато.

          Второй момент - важно только прикрытие стратегически важных объектов заводов и инфраструктуры. А тундру пусть бомбят сколько влезет.

          И третий момент - все эти стратегии удара по России стабильно не учитывают ответных ударов, которые могут случится ещё до того как их КР долетят до своих целей.
        2. voyaka uh 11 февраля 2016 14:44
          "прекрасно видели радары даже таких устаревших ЗРК, как С-125 - и война
          в Югославии это прекрасно доказала"////

          Ф-117 сбили визуально - он летал по одному и тому же курсу, в одно и то же время
          несколько раз. Чего ж не сбить? Радар его не видел абсолютно.
          Ни С-300, ни С-400, ни Пэтриот, ни израильские радары стелс не увидят, увы!
          Лет через 10, говорят, такие радары появятся. Но и "стелс" не стоит на месте...
        3. heccrbq8 12 февраля 2016 13:10
          f-117 был сбит с наведением по ОПТИЧЕСКОМУ каналу ,по ОПТИЧЕСКОМУ!Сколько ж можно .
      2. ТОР2 10 февраля 2016 21:50
        Цитата: voyaka uh
        Крупные наземные радары могут
        обнаружить самолеты почти в любом месте - но НЕ самолеты стелс.


        Даже с помощью абсолютно поглощающего материала когда коэффициент отражения = 0 полное рассеивание поля расходящиеся от самолёта по всем направлениям уменьшается только в половину. Этого вполне хватит для обнаружения подобных летательных аппаратов.
        Профессор Уфимцев
  7. Сотка 10 февраля 2016 12:23
    Очередной распил денег на оборонку по Американски.А повод они всегда найдут.
  8. ТОР2 10 февраля 2016 21:23
    Появление беспилотника-невидимки с функциями заправщика позволит другим малозаметным самолетам принимать топливо прямо над территорией противника во время выполнения патрулирования

    Так и будет в голливудских фильмах, а в реальности над территорией республики Лумумбо.
  9. Як-3П 10 февраля 2016 21:40
    самолет --арсенал!!невидимый!!! этакий "звезда смерти" на пропеллерах .. lol гонят парни..гонят..а снизу вышка нефтяная laughing
  10. инженер 11 февраля 2016 02:35
    полная чушь . заправка не может осуществляться в зоне действия пво. самолёты представляют идеальную цель .никакого маневра по высоте и направлению. будут сбиты оба.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня