Деревянные рыбки Монтуриоля

14
Деревянные рыбки Монтуриоля


155 лет назад, 7 февраля 1861 года, в Барселоне состоялся первый публичный показ с погружением первой испанской подводной лодки "Иктинео", разработанной изобретателем Нарсисом Монтуриолем. Небольшой трехместный подводный аппарат водоизмещением 10 тонн и длиной семь метров по форме напоминал рыбу и был сделан из дуба и оливкового дерева. Он приводился в движение мускульной силой двух матросов, вращавших винт. Запас сжатого воздуха и система поглощения углекислого газа - отсутствовали, поэтому время безопасного пребывания под водой было недолгим.

Лодка не предназначалась для практического применения и была чисто экспериментальным изделием, а также - демонстратором технологий. На первый взгляд, она не содержала ничего авангардного, подобные субмарины с ручным приводом строились и ранее. Однако новторство Монтуриоля заключалось в том, что он сделал свой аппарат двухкорпусным. Между легким наружным корпусом и прочным внутренним располагались цистерны водяного балласта. Такая схема была применена впервые, а через несколько десятилетий она стала классической. Прочный корпус представлял собой дубовый цилиндр с толщиной стенок 15 сантиметров и диаметром всего в один метр, так что, экипаж в нем наверняка чувствовал себя не очень комфортно.

"Иктинео" был сделан качественно и выдерживал погружения на глубину до 20 метров, что для тех времен являлось рекордом. Изобретатель считал, что он может опускаться и на 50 метров, но проверить это на практике не рискнул. Правда, скорость аппарата, как и у большинства "ручных" субмарин была очень низкой: всего два узла на поверхности и еще меньше - под водой. В 1862 году, после примерно полусотни успешных испытательных погружений, "Иктинео", стоявший у причала, был раздавлен налетевшим на него пароходом. Но Монтуриоль не очень жалел об этом, так как у него уже родился проект гораздо более крупной и совершенной субмарины с двигателем.
На заставке - артист, изображающий Монтуриоля в макете "Иктинео" на параде в честь для культуры Каталонии.





Полноразмерный макет "Иктинео", выставленный в Барселоне. Обращает на себя внимание оригинальный "сдвоеннный" винт. Очевидно, Монтуриоль считал, что такая конструкция более эффективна.



Вторая субмарина Нарсиса Монтуриоля строилась методом краудфандинга. Изобретатель объявил общенародную подписку, и ему удалось настолько сильно заинтересовать соотечественников идеей подводного флота, что они собрали весьма приличную сумму в 300 тысяч песет. Для сравнения, на эти деньги можно было соорудить пять парусных фрегатов или два паровых. А Монтуриоль построил на них первую в мире подводную лодку с тепловым двигателем, получившую название "Иктинео-II". При этом изобретенный им двигатель был абсолютно уникальным.

Он представлял собой комбинированную паросиловую установку с шестью цилиндрами и двумя котлами. При движении на поверхности она действовала как обычная паровая машина с угольной топкой, которая разогревала один котел, работваший на три цилиндра. Перед погружением топку гасили, а под водой включался второй котел, тоже работавший на три цилиндра, но нагревавшийся за счет экзотермической реакции взаимодействия цинкового порошка с диоксидом марганца и хлоратом калия. При этой реакции выделялся кислород, освежавший атмосферу внутри корпуса.

"Иктинео-II" имел водоизмещение 46 тонн, длину 17 метров, а его прочный корпус вмещал до 20 человек. Мощность угольной паровой машины составляла 6 л.с., а "химической" - всего 2 л.с. Конечно, для 46-тонного судна этого было явно маловато. Поначалу Монтуриоль намеревался строить субмарину из металла, но набранной суммы на это не хватило. Поэтому "Иктинео-II", как и его предшественник, получился деревянным, лишь с отдельными металлическими деталями и узлами. И он так же был чисто экспериментальным, без каких-либо приспособлений для военного или коммерческого применения.

Субмарину спустили на воду в Барселоне весной 1865 года, а 22 мая она успешно совершила погружение на 30 метров, побив тем самым рекорд "Иктинео-I". Однако двигатель при этом не включался. Потом в испытаниях почему-то наступил длительный перерыв. Возможно, изобретатель занимался доводкой силовой установки и внесением каких-то изменений в конструкцию. В 1867 году "Иктинео-II" уже ходил по поверхности на паровой тяге, достигнув 22 октября максимальной скорости 4,5 узла. Той же осенью предпринимались попытки задействовать химический парогенератор для подводного хода, но об их результатах ничего не известно. Можно лишь предположить, что они оказались не очень успешными.

Тем временем, деньги у Монтуриоля закончились, а поиски новых спонсоров и попытки выбить государственное финансирование успехом не увенчались. Мало того, от него, как от судовладельца, потребовали выплатить соответствующий налог за три года. А на изобретателе уже висели долги почти в 100 тысяч песет. Ему не оставалось ничего иного, кроме как объявить себя банкротом. Субмарину конфисковали в погашение задолженнности, а кредиторы, не зная, что с ней делать, в 1868 году отправили "Иктинео-II" на слом. Так закончились первые в Испании опыты по созданию подводных лодок.





Чертежи "Иктинео-II", на которых можно рассмотреть ее устройство. Хорошо видна двухкорпусная схема лодки.





Полноразмерный макет "Иктинео-II", выставленный в морском порту Барселоны.



Детали конструкции.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    14 февраля 2016 07:02
    А ведь просто красивые судёнышки. И если приглядеться, то мало что изменилось с тех пор. Ну да, размеры, двигатели, вооружение и прочее. Но концепция то та же.
  2. +9
    14 февраля 2016 07:30
    Спасибо, а тонкая однако, работа..и красивая..Нарсис Монтуриоль также изобрел метод копирования писем, метод непрерывной печати, скоростную пушку, особый метод сохранения мяса, механизм для изготовления сигарет и другое.Плодовитым был изобретателем..
  3. +6
    14 февраля 2016 07:59
    Талантливый был изобретатель. И тщательный, что изобретателям совсем не свойственно. Такая абсолютно новая технология, и проверка погружением на тридцать метров, плавание в надводном положении с приличной скоростью! И никаких потерь личного состава! Только абсолютное отсутствие технологий для создания двигателей подводного хода не позволило далее продвинуть эту очень симпатичную разработку.
  4. Riv
    +9
    14 февраля 2016 09:07
    Подлодка южан "Ханли" выйдет в боевой поход (успешный!) всего три года спустя. Но сколько катастроф у американцев было, прежде чем это стало возможным? Та же "Ханли" тонула ТРИЖДЫ. Последние два раза - вместе с экипажем. Третий - с самим изобретателем. А у испанца погружение с мировым рекордом получилось с первого раза.

    Уникально на самом деле.
    1. 0
      15 февраля 2016 10:49
      Что интересно - если американцы снимут кино о том, как они, героически превозмогая, ваяли свою лодку, то основная масса людей так и будет "знать", кто лучше всех поплыл под водой. Про испанцев то никто и не вспомнит.
  5. +5
    14 февраля 2016 10:01
    Автор, имей совесть. Деревянные подлодки были изобретены древнеукрами или древнетурками. Они еще не разобрались кто первые, но с испанцев деньги затребуют. Это у их в крови.
    Извините, что в технической статье вспомнил про украину, но она достала. feel
    1. avt
      +4
      14 февраля 2016 10:52
      Цитата: igordok
      Деревянные подлодки были изобретены древнеукрами или древнетурками.

      Вы не поверите ! Но вот буквально недавно выяснилось что не они , а .....ТУРКИ ! request laughing
      1. +6
        14 февраля 2016 11:21
        Цитата: avt
        Вы не поверите ! Но вот буквально недавно выяснилось что не они , а .....ТУРКИ !

        Да я и название статьи прочитал , как рыбки Мариуполя ,,,,,
        1. 0
          15 февраля 2016 10:53
          Следуя древнеукрской логике - Монтуриоль был коренным Мариупольцем. А подводную лодку придумал, что бы сало можно было сподручнее есть и не делиться.
  6. +2
    14 февраля 2016 10:49
    Спасибо автору за статью!
    Считаю, что с железной конструкцей, получилось бы лучше.
  7. +2
    14 февраля 2016 19:40
    Сразу видно-чо-чо ,а бочки под вино испанцы хорошие делать умели.
    1. 0
      14 февраля 2016 21:12
      Сразу видно-чо-чо ,а бочки под вино испанцы хорошие делать умели
      тонкое замечание. hi
    2. 0
      14 февраля 2016 21:12
      Сразу видно-чо-чо ,а бочки под вино испанцы хорошие делать умели
      тонкое замечание. hi
  8. +2
    19 февраля 2016 16:27
    Меня вот что заинтересовало:
    под водой включался второй котел, тоже работавший на три цилиндра, но нагревавшийся за счет экзотермической реакции взаимодействия цинкового порошка с диоксидом марганца и хлоратом калия. При этой реакции выделялся кислород, освежавший атмосферу внутри корпуса.
    Хлорат калия - бертолетова соль. Судя по размерам и необходимой производительности, запас реактивов на борту должен был быть солидным. Хвала всевышнему, что эту лодку эксплуатировали недолго, иначе у испанских подводников появились бы все шансы стать ещё и первыми космонавтами, повторив подвиг Ван Гу.