Китайские зрители на сирийской премьере

Эксперты оценили российское оружие, задействованное на Ближневосточном ТВД

Действия ВКС РФ в Сирии позволили остановить распад государственности на Ближнем Востоке, ознаменовав конец «арабской весны» и возвращение России на международную арену в качестве активного игрока. Рассмотрим, как оценивают текущую ситуацию и военный потенциал РФ китайские аналитики, опираясь на работы эксперта ИБВ М. В. Казанина.


Важным фактором регионального противостояния является положение на границе Сирии и Турции. После уничтожения турецким истребителем F-16 российского Су-24 в районе города Азаз и серии бомбардировок российской авиацией позиций туркоманов официальная Анкара приняла решение об усилении своего военного присутствия в районе границы. Туда были переброшены 20 танков М60Т, которые по замыслу руководства Турции должны будут сдержать продвижение бронетанковых частей ВС САР в их наступлении против боевиков запрещенного в России «Исламского государства» и других группировок.

Танкометрия

Подразделения ВС САР, ведущие наступление на северном направлении, укомплектованы российским Т-90С. В этой связи специалисты ведущей китайской корпорации по производству вооружений и военной техники «НОРИНКО» провели сравнение тактико-технических характеристик основных боевых танков (ОБТ) ВС РФ и Турции. В статье, подготовленной в научно-техническом исследовательском институте вооружений и военной техники КНР, отмечается, что в настоящее время основу бронетанковых подразделений СВ ВС Турции составляют 170 модернизированных М60Т, созданных израильской компанией IMI на основе устаревших М60А1/А3.

Контракт стоимостью 688 миллионов долларов был подписан в сентябре 2002-го. После его реализации ВС Турции планировали модернизировать еще 792 танка М60А1/А3. Израильские специалисты заменили американский двигатель AVDS-1790-5A на германский MTU KA-501, однако опытная эксплуатация выявила серьезную проблему: в условиях высоких температур окружающего воздуха он склонен к перегреву и серьезным поломкам. Вторым пунктом модернизации стало танковое орудие М68 (производство США), замененное на MG251 от ОБТ «Меркава-3», которое позволяет применять стандартные боеприпасы НАТО.

В отношении брони М60Т израильские конструкторы частично дополнили ее навесной от «Меркавы-3», что не гарантирует защиты от ПТУР «Корнет»/«Корнет-ЭМ» и тем более от бронебойных снарядов калибра 125 миллиметров российского производства. По мнению китайских военных и оружейников, турецкий М60Т – танк второго поколения с некоторыми элементами третьего.

Эксперты подробно описали характеристики российского Т-90. К его сильным сторонам отнесены возможности орудия 2А46М-1 (калибр 125 мм), а также системы управления огнем и автомата заряжания, которые позволяют производить девять выстрелов в минуту и более. В случае необходимости Т-90 может производить до четырех выстрелов за 15 секунд.

Отмечается превосходство российских приборов ночного видения, панорамных и инфракрасных прицелов, позволяющих устойчиво вести огонь на дальности две тысячи метров. Также обращено внимание на то, что боекомплект российского танка на пять выстрелов больше, чем турецкого, а бронебойные снаряды 3ВМ42 позволяют поражать объекты с толщиной брони свыше 550 миллиметров на дальности две тысячи метров. Единственный недостаток – неустойчивая работа баллистического вычислителя при стрельбе с ходу.

Двигатель и трансмиссия российского танка отличают высокая надежность и способность уверенно работать даже в самых суровых условиях. Очевидно превосходство Т-90 над турецким М60Т в области бронирования и систем активной защиты от бронебойных снарядов и ПТУР различных модификаций. Единственная возможность турецких подразделений повлиять на действия российской бронетехники – действия из засады или укрытия, поскольку встречный бой на открытой местности однозначно закончится уничтожением М60Т.

Что может флот?


Наступательные действия подразделений ВС САР обеспечиваются не только Т-90, БТР-82 и бронеавтомобилями «Тигр». Пристальное внимание аналитиков и оружейников КНР (а также военной разведки Турции) обращено к российским надводным кораблям и подлодкам, участвующим в борьбе с ИГ.

По мнению китайских специалистов, ВМФ РФ находится на пути восстановления боевых возможностей, о чем свидетельствует серийное строительство ДЭПЛ проекта 636.3 и малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М», оснащенных комплексами «Калибр». В зависимости от носителя (корабль или подводная лодка) изменяется модификация крылатых ракет.

Российские ДЭПЛ проекта 636.3 в количестве шесть единиц составят основу Черноморского флота в сфере противодействия ПЛ и надводным кораблям ВМС Турции. Для успешного противостояния современным ДЭПЛ HDW209 и HDW214 (производства Германии) ВМС Турции российские подлодки не должны сокращать торпедный арсенал в угоду ракетам, которые, как видно из опыта сирийской кампании, успешно поражают наземные цели на большом удалении.


Китайские зрители на сирийской премьереВ условиях компактных размеров ДЭПЛ проекта 636.3 нужно разумное распределение боезапаса, однако, по мнению китайских военных аналитиков, вполне адекватным (с учетом стоимости) является дополнение отсека с вертикальными пусковыми установками (ПУ) для крылатых ракет, которые позволят малошумным ДЭПЛ успешно бороться как с надводными кораблями, так и с береговыми целями. Вероятно, российские ДЭПЛ будут оснащаться четырьмя ракетами «Калибр-ПЛ» и 14 торпедами. Китайские военные специалисты считают, что дополнительный отсек в подводной лодке с вертикальными ПУ не повлияет на ее мореходные качества.

Следует отметить, что длина ракеты «Калибр-НК» и ее вес (большое количество ракетного топлива для обеспечения дальности от 1500 до 2500 км) не лучшим образом повлияли на мореходность МРК «Буян-М», поскольку его полное водоизмещение составляет всего 949 тонн. Однако китайские специалисты признают, что восемь ракет 3М14Т или 3М14S – серьезная ударная мощь для такого корабля.

ВМС НОАК располагают подводными лодками, атомными и дизель-электрическими, которые сопоставимы с российскими ДЭПЛ проекта 636.3. В их числе ДЭПЛ «тип 32», которая создана как лаборатория для проведения испытаний баллистических (2 вертикальные ПУ), противокорабельных и крылатых ракет различной дальности «Чанцзянь-10» («Дунфэн-10») и «Инцзи-18» (4 вертикальные ПУ).

По мнению китайских корабелов, российские «Буяны-М» являются образцом современного военного судостроения. Они могут составить конкуренцию легким фрегатам «тип 056», единственным отличием которых от МРК является гидроакустическая станция и торпедное вооружение, позволяющее бороться с ПЛ противника.

Грозный «Туполев»


Китайские военные специалисты пристально наблюдают за применением ВКС РФ стратегических Ту-22М3, которые в январе выполнили третью серию бомбометаний по позициям группировки ИГ в Сирии (первая была осуществлена в ноябре, вторая – в декабре 2015-го). Как известно, этот самолет носит наименование «убийца авианосцев».

Тактико-технические характеристики Ту-22М3 дают ему возможность совершать перелеты на дальность около 5500 километров и осуществлять как ракетные, так и бомбовые удары по наземным и надводным целям. Ближайший конкурент в составе ВВС НОАК – стратегический бомбардировщик «Хун-6К», обладающий дальностью полета 3500 километров. Отличием российского аналога является показатель боевой нагрузки, который варьируется от 12 до 24 тонн в зависимости от задач и типа применяемого вооружения.

На основе анализа фото- и видеоматериалов специалисты органов военной разведки КНР сделали вывод, что ВКС РФ используют далеко не все возможности Ту-22М3. Вероятно, бомбовая нагрузка «стратегов» варьируется от трех до пяти тонн, то есть используются исключительно ФАБ-250/270 в количестве от 12 до 24 штук. Однако Ту-22М3 могут серьезно повысить точность ударов в случае применения корректируемых или управляемых планирующих авиабомб, которые имеются в арсенале ВКС РФ. Кроме того, данные самолеты способны совершать пуски противокорабельных ракет Х-22 и Х-32.

Интерес специалистов НОАК к данному образцу объясняется тем, что Пекину необходим бомбардировщик подобного класса для нанесения поражения авианосным ударным группировкам ВМС иностранных государств в случае вооруженного конфликта. Особый интерес китайских военных инженеров вызывает двигатель НК-32 (советская разработка), который обеспечивает самолету взлетной массой свыше 100 тонн скорость более 2 Маха (скорость звука) и дальность полета свыше 5000 километров.

В аналогичном двигателе, обеспечивающем полет на сверхзвуковых скоростях, нуждается перспективная разработка китайского ОПК – стратегический бомбардировщик «Хун-10», который находится в стадии проектирования. Для создания собственной силовой установки подобного типа специалистам ОПК КНР потребуется 30 лет и несколько десятков миллиардов юаней. Воспроизвести Ту-22М3 пока не удалось, хотя часть технической документации была передана партнерами с Украины, поскольку до распада СССР эти самолеты базировались и на ее территории. Примечательно, что кроме КНР в приобретении Ту-22М3 заинтересованы в Индии и Иране: наличие подобных самолетов позволит решать как военные, так и политические задачи.

Китайские аналитики полагают, что к 2020 году в составе ВКС РФ будет находиться около 30 машин, модернизированных по программе Ту-22М3М. В результате на них появятся новое бортовое радиоэлектронное оборудование и программное обеспечение российского производства, улучшатся условия работы экипажа. В Китае считают, что тактика применения Ту-22М3 в Сирии (бомбометание с больших высот) полностью соответствует требованиям по обеспечению безопасности полетов.

Массированные авиаудары актуальны для уничтожения колонн нефтевозов, крупных объектов инфраструктуры ИГ. Кроме того, «град свинца и огня» в ходе действий Ту-22М3 обладает мощным психологическим эффектом: террористы стараются избегать сосредоточения и действовать группами, поскольку осознают, что большое скопление живой силы и техники однозначно «достойно внимания» российских стратегических бомбардировщиков.

Неразгрызаемые Сушки


Вторым самолетом, приковавшим к себе внимание офицеров ВВС НОАК и аналитиков, является истребитель-бомбардировщик Су-34, который по своим боевым возможностям не уступает американским F-15E, F-35, китайским JF-17 и JH-7, а также ранним версиям Су-30 (модификации МКК/МК2, МКИ, МК2В, МКМ), поставлявшимся в авиационные части ВМС Китая, Индии, Вьетнама и Малайзии. Следует отметить, что в сравнении с вышеперечисленными самолетами Су-34 является самым мощным, а значит, обеспечивает выполнение более широкого спектра задач.

Специалисты 201-го НИИ Северной группы компаний (оружейный концерн «НОРИНКО») провели детальный анализ возможностей, оснащения и вооружения Су-34, разработка которого началась еще в 1986 году. Основой для его создания послужил истребитель третьего поколения Су-27, первый опытный экземпляр под обозначением Т-10В-1 прошел испытания в 1990-м, а второй тестировался уже в интересах ВМФ РФ с расчетом создания палубной версии, однако это направление было закрыто.

Китайские специалисты отмечают, что первые экземпляры этой машины начали поступать в ВВС РФ в 2006 году, однако темпы ввода в строй оставались незначительными (по два самолета в год). Премьерным показом Су-34 в реальной боевой обстановке является пятидневная операция ВС РФ по принуждению Грузии к миру, в ходе которой данные самолеты сначала поставили помехи РЛС ПВО Грузии, а затем уничтожили их противорадиолокационными ракетами.

С 2010 года на самолетах Су-34 устанавливаются современные двигатели АЛ-31Ф-М1/М2 и вспомогательная силовая установка ТА14-130-35, обеспечивающая электропитание систем в отсутствие аэродромного обслуживания.

По мнению конструкторов ОПК КНР, истребитель-бомбардировщик Су-34 дополняет возможности стратегического Ту-22М3, поскольку при полной боевой нагрузке восемь тонн способен использовать все существующие авиационные боеприпасы типа «воздух-земля», «воздух-корабль». Бортовой комплекс наведения обеспечивает применение высокоточных корректируемых и управляемых планирующих авиабомб разных калибров, вероятное отклонение которых составляет от трех до пяти метров. Подобная точность необходима при уничтожении замаскированных и укрепленных опорных пунктов, штабов и складов боевиков ИГ в Сирии.

По мнению специалистов из Поднебесной, Су-34 можно отнести к самолетам поколения «4++», поскольку он способен уничтожать наземные и надводные цели, противостоять истребителям и системам ПВО противника, а также обеспечивать прикрытие действий группировок сухопутных войск в течение продолжительного времени благодаря дозаправке в воздухе.

Эксперты Авиационного университета ВВС НОАК отмечают, что увеличение количества Су-34 на авиабазе «Хмеймим» с 4 до 12 машин, а также передислокация четырех истребителей Су-35 с авиабазы в Астраханской области обусловлены сложностью обстановки на северном направлении наступления ВС САР.

На настоящем этапе борьбы с ИГ пилоты ВКС РФ, оказывающие поддержку сирийским правительственным войскам, действуют в непосредственной близости от зоны деятельности ПВО и ВВС Турции. В этих условиях военно-политическое руководство России приняло решение об усилении воздушной компоненты современными самолетами (Су-34 и Су-35), которые способны как обеспечить выполнение боевой задачи, так и предотвратить любые попытки «выстрелов из-за угла».

Битва высоких частот

Что до применения ВС РФ в Сирии систем радиоэлектронной борьбы, примером качественного противодействия американским разведывательным самолетам и спутникам является работа мобильных станций РЭБ 1Л269 «Красуха-2» и 1РЛ257 «Красуха-4», которые успешно «ослепляют» системы радиотехнической разведки следующих самолетов, БЛА и спутников ВВС США: дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) «Е-8», разведывательных самолетов RC-135W Rivet Joint и RC-135S Cobra Ball, разведывательно-ударного БЛА MQ-1 «Предейтор» (бортовые РЛС J-диапазона), стратегического разведывательного БЛА «Глобал Хоук» (бортовые РЛС J-диапазона), спутников-разведчиков серий «Лакросс» и «КН» (станции S-диапазона).

Кроме того, комплексы РЭБ РФ блокируют работу аппаратуры самолета-разведчика «Е3 Сентри» (РЛС S-диапазона) и БЛА MQ-9A Reaper ВВС Великобритании (Х-диапазон), самолета ДРЛОиУ Е-7Т ВВС Турции. Комплексы российских РЭБ ставят помехи системам связи данных аппаратов с командными центрами в радиусе 150–300 километров от места дислокации на авиабазе «Хмеймим» и ПМТО в Тартусе.

Китайские специалисты из 56, 57, 58-го НИИ 3-го Управления и 29, 36 и 38-го НИИ 4-го Управления ГШ НОАК, проанализировав алгоритм работы комплексов серии «Красуха», пришли к выводу, что в условиях их активной работы невозможно применение БЛА СН-3,4 китайского производства. Аппаратура связи и управления БЛА данной модели не в состоянии функционировать в условиях «адресного» радиоэлектронного подавления.

Помимо РЭБ неотъемлемым элементом современных вооруженных конфликтов является радио- и радиотехническая разведка. ВКС РФ в Сирии используют самолет-разведчик Ил-20, который обеспечивает радиолокационную съемку местности, выполняет ее фотосъемку и осуществляет перехват открытых радиопереговоров. Китайские специалисты полагают, что его аппаратура позволяет осуществлять перехват и обработку сигналов сотовой связи и спутниковой телефонии.

Эксперт по ВВС Сун Сяоцзюнь отмечает, что Ил-20 по своим техническим возможностям несколько уступает современным американским самолетам, однако принятие на вооружение Ил-214Р (в настоящее время эксплуатируются две единицы) позволит осуществлять более длительные разведывательные полеты над территорией Сирии, а его аппаратура даст информацию и о деятельности ВС Турции.

Аналитики Авиапромышленной корпорации КНР № 1 (AVIC-1), главного производителя техники для ВВС НОАК, напоминают, что специалистами РФ спроектирован перспективный самолет огневой поддержки Ил-114ТОП.

Контр-адмиралы в отставке Чжан Чжаочжун и И Чжо отмечают деятельность средних разведывательных кораблей ВМФ РФ (Черноморского флота ССВ-201 «Приазовье», Тихоокеанского флота ССВ-208 «Курилы» и Балтийского флота ССВ-231), электронные системы которых обеспечивают перехват переговоров боевиков ИГ по каналам радио- и спутниковой связи, а также отслеживают радиообмен авиации и флота стран – членов НАТО, дислоцированных в восточной части Средиземного моря.

Китайские эксперты не зависят от отечественной внутриполитической конъюнктуры и в отношении к России нейтральны и объективны. Тем важнее их оценки – и положительные, и критические.
Автор:
Евгений Сатановский
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/29101
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

111 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти