Между небом и водой

Корреспондент «ВПК» прошел по следам каспийского монстра

Ветераны нашего флота и кораблестроения с гордостью вспоминают, какой переполох в НАТО вызвали советские экранопланы – неконтролируемые системами ПВО, низколетящие, всепогодные аппараты широкого назначения: ударные ракетоносцы, десантные, спасательные, грузовые, пассажирские… В XXI веке эти аппараты рождаются в нашей стране заново.

Первые серьезные разработки летающих супертранспортов в СССР относятся к началу 60-х. Пионерами стали Горьковское центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) во главе с Ростиславом Алексеевым и Таганрогское авиационное КБ под руководством Роберта Бартини. Ученые заставили работать так называемый экранный эффект – подъемную силу набегающего воздушного потока, когда «ветер» от парящего крыла достигает поверхности земли или воды, отражается и успевает вернуться назад, к крылу, увеличивая давление под ним и обеспечивая полет. Путевку в жизнь новой разработке дали тогдашний секретарь ЦК КПСС (будущий министр обороны СССР) Дмитрий Устинов и главком ВМФ Сергей Горшков.


«Орлят» миллионы остались мечтой


Специальные летно-испытательные лаборатории были организованы на Волге и Каспии, и к середине 60-х удалось построить уникальный, самый большой по тем временам летательный аппарат – экраноплан «КМ» (корабль-макет, правда, западные спецслужбы расшифровали эту аббревиатуру как каспийский монстр). Этот стометровый богатырь с размахом крыла 37,6 метра однажды поднялся в воздух со взлетной массой 544 тонны, установив мировой рекорд.

“ Валерий Половинкин: «Основное преимущество экраноплана – малозаметность. Даже со спутника его трудно засечь, потому что у него размытый контур. И очень правильно, что на строительство экранопланов наконец обратили внимание» ”
В 1972 году был собран первый серийный военный экранолет «Орленок», предназначенный для переброски морских десантов на дальность до 1500 километров. По данным из открытых источников, предполагалось построить более двух десятков таких «Орлят», способных подниматься на двухкилометровую высоту, но до крушения СССР успели встать на крыло лишь пять.

В 1987-м начались испытания ударного экраноплана-ракетоносца «Лунь» с шестью управляемыми противокорабельными ракетами «3М-80 Москит» на борту. Однако и этот проект остановился с развалом Советского Союза. И даже первая модель гражданского экраноплана «Волга-2» так и не успела стать серийной и погибла вместе с СССР.

Поговаривают, особое рвение в уничтожении производства многих передовых советских разработок, в том числе экранопланов, проявили наши заокеанские «партнеры» – напрямую или через своих агентов влияния. Во всяком случае едва рухнул «железный занавес», вероятные друзья добились, чтобы им показали «Орленка» да еще с определенной технической документацией, после чего аналогичные аппараты вдруг появились и в США…

У нас же к возрождению строительства экранопланов вернулись лишь в 2000-е.

Два десятка малых пятиместных аппаратов «Амфистар» и его модернизированной версии «Акваглайд» под наблюдением Российского морского регистра судоходства выпустили компании «Амфибийные транспортные технологии» (ЗАО «АТТ») и «Арктическая торгово-транспортная компания» (ЗАО «АТТК»). В разработке – машины грузоподъемностью 20 тонн.

Собственную модель – экранолет С-90 с коммерческой нагрузкой до 4,5 тонны и дальностью полета свыше трех тысяч километров в диапазоне высот от 0,5 до четырех тысяч метров – продемонстрировало КБ «Сухой».

Нижний Новгород и Петрозаводск осваивают выпуск экраноплана «Орион-20» водоизмещением до 10 тонн и пассажировместимостью 21 человек. Свою версию 24-местного экранолета «Буревестник-24» с полезной нагрузкой 3,5 тонны создало КБ «Небо плюс море».

ЦКБ имени Алексеева вместе с ОАО «НПП «Радар ммс» готовится к строительству экранопланов следующего поколения грузоподъемностью от 50 до 600 тонн. В рабочем портфеле – транспортные и грузопассажирские аппараты, способные перемещать грузы до двух-трех тысяч тонн.

Свои услуги в освоении новой техники предложили производственники Комсомольска-на-Амуре, Иркутска, Москвы, Чкаловска…

Лабораторный ракетоносец


Между небом и водойНе слишком ли много разработчиков и вообще насколько востребованы экранопланы в сегодняшних условиях, «Военно-промышленному курьеру» рассказал советник генерального директора Государственного научного центра имени Крылова (головного кораблестроительного НИИ), доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Валерий Половинкин: «Проблему экранопланостроения нужно рассматривать с нескольких позиций. Первая – достаточно тривиальная, но технологически важная: этот аппарат в своем движении испытывает исключительные нагрузки, особенно когда он становится на крыло (при взлете, при посадке). Поэтому экраноплан даже с точки зрения создания передовых технологий, которые в равной степени будут использоваться в самолетостроении и в судостроении, – прежде всего исследовательская, лабораторная база, проверка конструктивных, материаловедческих и технологических решений. Равно как и с позиции совершенствования систем управления: аппарат должен быть послушен на сверхмалых высотах, вести себя точно и ненапряжно для пилотов. И здесь мы имеем сложнейший объект и базу исследований. То же самое – в области конструкционных материалов. Экстремальные нагрузки помогают найти решения, которые в перспективе могут быть внедрены в самолетостроении и судостроении. Все это очевидно.

С точки зрения будущего применения экранопланы, когда они создавались великим конструктором Ростиславом Алексеевым и его бюро, рассматривались в нескольких вариантах. Первый: спасатель, то средство, которое быстро, оперативно доставляется в зону бедствия, чтобы помочь людям и их эвакуировать. Экранопланы могут обходиться без аэродромов, стартовать с водной поверхности, с земли, со льда. Второй вариант: экраноплан – средство переброски десанта, спецподразделений. Третий вариант, который поддерживали и главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков, и министр обороны Дмитрий Устинов, что Алексеев и воплотил в жизнь: способность этих аппаратов нести ракетное оружие.

Основное преимущество экранопланов – их малозаметность. Очень сложно на фоне моря, особенно волнующегося, обнаружить этот объект. Он может незаметно подойти к цели и нанести удар или высадить какие-то средства. Даже со спутника его трудно засечь, потому что у него размытый контур – малоконтрастное пятно. И очень правильно, что на строительство экранопланов наконец обратили внимание».

В ожидании единого заказчика


«Сейчас главная беда, – продолжает «разбор полетов» Валерий Половинкин, – не столько в отсутствии каких-то инженерных идей, а в абсолютно необоснованном дублировании разработок. Я могу назвать вам на Дальнем Востоке очень серьезную группу специалистов, которые создают свою архитектуру, собственные подходы к экранопланам. Есть ассоциация экранопланостроения в Москве под руководством Олега Волика, у них свои разработки, два опытных аппарата, есть задумки построить композиционное производство в Петрозаводске. Следующая группа – концерн «Моринформсистема-Агат» с Алексеевским бюро. У них свои амбиции и планы на создание экранопланов. Вот и получается, как в басне «Лебедь, Рак и Щука».

Между небом и водойНо задачи-то в экранопланостроении одни, и критические технологии общие, без решения которых идея не будет воплощена. Во-первых, нужно объединение усилий для создания силовой установки. Это «оморячивание» либо вертолетного газотурбинного двигателя, либо танкового, который в свое время был на Т-80. Нужен современный надежный агрегат, который будет работать в условиях достаточно агрессивной среды, морского воздуха, соли и прочего. Во-вторых, усилия необходимо объединить для создания соответствующих материалов. Речь идет не о металлах, потому что в условиях эксплуатации экраноплана они будут коррозировать и деформироваться настолько быстро, что ресурс окажется крайне ограничен. Следовательно, нужно не распылять средства, а создавать единые структуры, хотя бы для номенклатуры композитов. Мы в институте Крылова проводим испытания крыла, каждый из проектантов дает свой материал, это ненормально. Необходимо по крайней мере сообща понять, что это будет: набор углепластиковых конструкций (тем более сейчас, с развитием нанотехнологий), композитных материалов следующего поколения, которые не то что не уступают, а намного прочнее металлических, и главное – у них нет остаточной деформации. Нужно работать вместе. И единый заказчик у экранопланов вполне может быть и по оборонному, и по гражданскому применению. Ведь уже прозвучало обещание на уровне руководства страны создать нечто вроде экраноплана-автобуса на линии Калининград – Петербург. Чтобы не пересекать границы, стоило бы организовать такую транспортную систему. А ее аналог рассчитать для Якутии, Сибири, других отдаленных регионов. Привлекателен для внедрения экранопланов Дальний Восток.

По большому счету у каждого технического или боевого средства есть свои ниши, где его применение наиболее оптимально. И для экранопланов такая специализация предлагается, даже несколько, мы о них уже говорили. Это, вне всякого сомнения, спасательное средство. Лучше, чем экраноплан, с задачей по эвакуации людей при аварии на нефтегазовых месторождениях не справится никто. Также именно с такого аппарата удобнее забрасывать в тыл врага группы специального назначения. Оптимально использовать экранопланы для мониторинга и охраны государственной границы и других стратегических объектов.

Семейство экранопланов может состоять из больших, средних и малых аппаратов, которые должны создаваться под выполнение конкретных задач. Если вести наукообразные рассуждения, любая техника покажется чересчур дорогой, нерентабельной, а если все просчитать, обосновать и сопоставить с уровнем решаемых проблем, выходит вполне приемлемо, а то и достаточно экономно.

Флот не строится отдельными образцами – только дивизиями, эскадрами, более крупными соединениями. Так и с экранопланами. Определится их место в строю, и оно будет заполнено.

Пока же это великолепная исследовательская база для отработки новых технологий, рассчитанных на десятилетие вперед. А чтобы они развивались более эффективно, важно не размазывать имеющиеся средства по нескольким проектантам, а объединить усилия, научно-производственный и творческий потенциал всех, кто болеет за будущее российских экранопланов».
Автор: Алексей Захарцев
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/29110


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 57
  1. Дмитрий Потапов 14 февраля 2016 06:22
    А что? Хорошая штука! 8 "калибров"или "искандеров",на скорости 500км/ч,доставив в определеную точку моря увеличив при этом дальность ракет километров на 100-200("искандер"к Турции например или к Румынии чтобы достать ПРО в Европе) можно очень огорчить "партнеров"
    1. Просто 14 февраля 2016 12:55
      Ни "Калибр", ни тем более "Искандер" не могут стартовать при скоростном напоре атмосферы в 500 км/ч ( высуньте голову в окно Авто на 100км/ч).
      На эп на крейсерской- только наклонный старт возможен ...
      1. старлей с юга 14 февраля 2016 13:42
        Цитата: Просто
        Ни "Калибр", ни тем более "Искандер" не могут стартовать при скоростном напоре атмосферы в 500 км/ч ( высуньте голову в окно Авто на 100км/ч).
        На эп на крейсерской- только наклонный старт возможен ...

        Наши конструкторы уже решили проблему старта ракет с самолетов летящих на сверхзвуке. Во всем остальном мире пока этого не добились. Так что думаю запускать ракеты с движущихся экранопланов не такая уж сложная задача.
        1. тлауикол 14 февраля 2016 14:03
          крылатые ракеты со стратегических бомберов на сверхзвуке ? насколько я знаю, нет.

          буду рад ошибиться
          1. старлей с юга 14 февраля 2016 15:53
            Цитата: тлауикол
            крылатые ракеты со стратегических бомберов на сверхзвуке ?

            Не на бомберах, а на истребителях...
            1. Lance 14 февраля 2016 21:34
              Осталось только из истребителя сделать экраноплан и присобачить на него "Искандер" laughing

              "Гении" конструкторской мысли... fool
        2. Просто 14 февраля 2016 14:12
          Напомню: калибр, Искандер- вертикальный старт.
          Какой сверхзвук?
          Корабли Каспийской флотилии и пл делали залп с нулевой скорости.
          ------------
          Наши конструкторы решили пуск со сверхзвуковой?
          Где? На чем?
          О взаимодействии ракеты с УВС самолета
          .....забавном явлении, которое сопровождает пуски ракет на сверхзвуковой скорости. При пересечении фронта головной ударной волны самолета вследствие смещения центра давления вперед у ракеты возникает момент на кабрирование, что и выявилось при продувках модели А-12. Таким образом ракета могла попасть в собственный самолет. С этим борются двумя способами: отстрелом ракеты с помощью катапультной пусковой установки за пределы фронта головной ударной волны самолета или приданием при пуске ракете угла тангажа не менее 30 гр.
      2. avdkrd 15 февраля 2016 01:06
        Цитата: Просто
        Ни "Калибр", ни тем более "Искандер" не могут стартовать при скоростном напоре атмосферы в 500 км/ч ( высуньте голову в окно Авто на 100км/ч).
        На эп на крейсерской- только наклонный старт возможен ...

        Ну может конечно существующие версии Калибров и не могут стартовать при скорости 500 км/ч. но поверьте - подводный пуск этих самых Калибров задача гораздо более сложная. Речь идет не сверхзвуке, а адаптировать крылатую ракету к пуску по аналогии с самолетным не такая уж невыполнимая задача. Помимо Калибров и упомянутых Искандеров у РА широчайшая номенклатура крылатых и противокорабельных ракет, в том числе и с воздушным стартом.
        1. goose 16 февраля 2016 11:26
          Воздушный старт на дозвуковой скорости - мало того, что самый простой по сравнению с наземным или подводным, так еще и повышает характеристики ракеты за счет того, что не нужен ускоритель и затрат топлива на набор высоты и скорости. Ну и упрощает конструкцию. Стоимость воздушных вариантов КР, как правило, на 20-25% ниже аналогов с наземным стартом.
    2. Enot-poloskun 14 февраля 2016 15:11
      Прошу не считать меня профаном...много читал об экранопланах в СССР. Но практичкски ничего не слышал об экранопланах в США, Европе или Китае. Неужели эта советская разработка до сих пор опережает время? Или в других странах посчитали экраноплан ненужным? Прошу специалистов прояснить.
      1. Cat Man Null 14 февраля 2016 15:45
        Цитата: Enot-poloskun
        Прошу специалистов прояснить.

        Мильон раз уже на ВО жевали эту тему..
      2. Lance 14 февраля 2016 21:49
        Енот, не далее, чем вчера жевали тему про "краны-экранопланы".
        Сам давно про ЭП писал.
        Смотрите статьи и комментарии.

        Вообще, эта тема уже конкретно подзадрала, как и про боевые вундерлазеры. Одни прожекты и говорильня- выхлоп на полкопейки.

        Бесконечно гоняется тезис о "малозаметности" ЭП. Она была. Полвека назад. А сейчас подавляющее количество средств ПВО обнаруживает малоразмерные выслкоскоростные цели (КР, ПКР, БЛА). А уж экраноплан то "в прицел не влезет".
        Про "выброску десанта в тыл врага" в статье - вообще абзац. Сшибут даже без ПВО, из РПГ am
        1. goose 16 февраля 2016 11:31
          Цитата: Lance
          Бесконечно гоняется тезис о "малозаметности" ЭП. Она была. Полвека назад. А сейчас подавляющее количество средств ПВО обнаруживает малоразмерные выслкоскоростные цели (КР, ПКР, БЛА). А уж экраноплан то "в прицел не влезет".

          Вы не совсем поняли качественных характеристик экраноплана: Б-52, будучи меньше экраноплана, засекается средствами ПВО на дальности около 700 км, корабль водоизмещением около 4000 тонн - на дальности не менее 200-300 км. Эффективная дальность обнаружения радарами ПВО экраноплана типа "Орленок" явно будет меньше 100 км.

          Т.е. фактически это в разы меньше дальности вооружения, которое он может тащить на себе.
          1. Lance 17 февраля 2016 15:31
            Это Вы не совсем поняли характеристик существующих систем ДРЛО))

            Е-2С "Хокай" с РЛС AN/APS-145 имеет минимальную дальность патрулирования 300 км (без дозаправок!) и засекает низковысотную цель типа "истребитель" на фоне любой подстилающей поверхности на расстоянии более 400 км.

            Сложите две цифири, а потом сравните "типа истребитель" и "типа орленок" по ЭПР... wink
            1. Генералиссимус 23 февраля 2016 12:58
              Вы не совсем поняли кривизну подстилающей поверхности.
            2. Генералиссимус 23 февраля 2016 14:20
              Патрулирует "Хокай" обычно на удалении 120 км и на высоте 4,5-7,5км, это дает гораздо меньший радиус обнаружения, особенно низковысотных целей. При этом максимальная скорость Е-2 такая же как у экраноплана, который засечет излучение от его РЛС и спокойно обойдет его, или выпустит свои ПКР раньше.
      3. Starover_Z 14 февраля 2016 23:43
        Не спец, просто погуглил. Почти всё, запрошенное на русском линкует на наши ресурсы.
        Вики "сообщила" о торговле "Родиной" оптом и в розницу в 90-тые:
        В 1990-е годы история с экранопланами в США получила совершенно неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном отставании работ (за фактическим отсутствием таковых) в области экранопланостроения, Конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план разработок экранопланов. Члены комиссии предложили обратиться за помощью к российским специалистам и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства Обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Российская сторона согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске всего за 200 тысяч долларов, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орлёнок». После этого визита американцы начали разработку своих собственных экранолётов.

        Вот так !
        Наши спецы работали, а верхушка за 30 сребренников сдала друзьям-штатникам !
        Берите, пользуйтесь, мы же теперь не враги ! ТЬФУ !!!
      4. spravochnik 14 февраля 2016 23:49
        Цитата: Enot-poloskun
        Прошу не считать меня профаном...много читал об экранопланах в СССР. Но практичкски ничего не слышал об экранопланах в США, Европе или Китае. Неужели эта советская разработка до сих пор опережает время? Или в других странах посчитали экраноплан ненужным? Прошу специалистов прояснить.

        Плохо слушали. Китай очень плотно занимается экранопланами ( сразу несколько организаций ) и уже давно построили несколько экспериментальных аппаратов.
  2. venaya 14 февраля 2016 06:43
    друзья добились, чтобы им показали «Орленка» да еще с определенной технической документацией, после чего аналогичные аппараты вдруг появились и в США

    И эта наша болезнь проявляется постоянно. Эти "друзья" действительно реально проталкивают наши идеи, причём чаще поначалу у себя, а после мы с удивлением спохватываемся, правда часто поздно.
  3. сурож 14 февраля 2016 06:49
    600 тонн груза, да по бездорожью, да с ценой в треть от вертолета, да 300 км в час - ДВ с северами вмиг поднимутся и всю страну за собой потащат!
  4. EvgNik 14 февраля 2016 06:52
    Экранопланы могут обходиться без аэродромов, стартовать с водной поверхности, с земли, со льда.

    Для МЧС просто необходимый аппарат.
    Во всяком случае едва рухнул «железный занавес», вероятные друзья добились, чтобы им показали «Орленка» да еще с определенной технической документацией, после чего аналогичные аппараты вдруг появились и в США…

    Много разработок, которых не было на Западе, было разбазарено, разворовано да и просто подарено врагу. А Запад был, есть и будет нашим врагом. Слово "партнёр" не признаю.
  5. yuriy55 14 февраля 2016 07:07
    Пессимист — это хорошо информированный оптимист.

    ЦКБ имени Алексеева вместе с ОАО «НПП «Радар ммс» готовится к строительству экранопланов следующего поколения грузоподъемностью от 50 до 600 тонн. В рабочем портфеле – транспортные и грузопассажирские аппараты, способные перемещать грузы до двух-трех тысяч тонн.
  6. Vita VKO 14 февраля 2016 07:32
    Еще пару лет можно было предположить, что в России ведется системная диверсия по нейтрализации и торможению развития перспективных технологий. Сейчас можно с уверенность сказать, что в Мире уже давно едет технологическая война. Агенты западных корпораций занимаются не только технологической разведкой и похищением технологий, но и подкупом, а иногда физической ликвидацией должностных лиц, ответственных за их развитие.
    1. кедр 16 февраля 2016 14:07
      Всё гораздо сложнее... Вот откровение одного из наших "партнёров"...
      "...Иногда чтобы добиться своих целей, мы вынуждены прятать их за словами "партнёрство" и "сотрудничество". На самом же деле Америке не нужны никакие страны-союзники или страны-партнеры. Ей нужны только страны-колонии и страны-вассалы. Но население наших колоний не должно об этом знать. Потому что самый лучший раб – тот, кто не догадывается, что он раб."
      Источник: http://patriotikus.ru/politikus/6059-ubit-nas-nashimi-rukami-cel-ameriki-naskolk
      o-my-uzhe-ey-v-etom-pomogli.html
  7. кандидат 14 февраля 2016 07:38
    ...Между небом и водой
    Самолетом, кораблем
    Он посредник "золотой"
    Не найти его с огнем

    Делать надо без сомнений
    Короля морских владений...
  8. Stinger 14 февраля 2016 09:01
    В эпоху авианосцев незаменимая вещь. Эффективное оборонительное средство от этих монстров.
  9. Удав КАА 14 февраля 2016 09:03
    Флот не строится отдельными образцами – только дивизиями, эскадрами, более крупными соединениями.
    Вроде кораблестроитель, а несет такую...Вон, до сих пор НАПЛ не можем сваять, а из 3-х Лад даже дивизиона не получается...
    важно не размазывать имеющиеся средства по нескольким проектантам, а объединить усилия, научно-производственный и творческий потенциал всех, кто болеет за будущее российских экранопланов.
    Конечно важно! Но это, когда пошла стадия производства. А вот как быть с конкуренцией, со школой, с идеями других разработчиков? Или все в монополизм тянет, как в авиации, у Аогосяна.
    Это, вне всякого сомнения, спасательное средство.
    Эх, был бы такой спасатель, когда тонул Комсомолец, скольких бы ребят спасли...
    Также именно с такого аппарата удобнее забрасывать в тыл врага группы специального назначения.
    Ты бы, мил человек, еще бы каждому спецназовцу погремушку и проблесковый маячок на спину примастрячил бы, чтобы никто не сомневался...
    Тишина, незаметность -- залог успеха РДГ! Поэтому лучше ПЛ и дельтапланов пока ничего не придумали. И нечего фантазировать на заданную тему. Лучше кораблики строй.
    если все просчитать, обосновать и сопоставить с уровнем решаемых проблем, выходит вполне приемлемо, а то и достаточно экономно.
    А я о чем! Вот этим и займись, любезный!
    1. водяной 14 февраля 2016 14:53
      К сожалению, главная мысль вложенная в статью господином Половинкиным можно перевести так - дайте все это мне, и я с этим разберусь! Вместе с тем, он уже "разобрался" с постройкой первого за истекшие 30 лет Спасательного Судна подводных лодок. Благо, что хоть и на поздних этапах строительства, но все таки удалось перехватить у него инициативу и Спасатель все-таки получил хороший глубоководный водолазный комплекс. А вот вместо Спасательного Колокола на нем так и остался автономный спасательный подводный аппарат, что в полтора раза снижает возможности Спасателя по спасанию подводников "сухим" способом.
      Советский Союз передал России экранопланы в готовом виде. Однако, почему-то не 1-ый ЦНИИ, являющийся "законодателем" в военном кораблестроении, а небольшие коммерческие КБ продолжили разработку этого перспективнейшего транспортного средства.
      1. кедр 16 февраля 2016 14:19
        Уважаемый ВОДЯНОЙ, прочтите статью полностью, очень хорошо прочищает мозги !
        "...Но мы успешно делаем и продаём самолеты СуперДжет.

        – Только потому что их производство базируется на нашей госпрограмме. Госпрограмма – это такой нормативный акт, который ограничивает воздействие написанного нами законодательства на ту или иную отрасль производства. Мы оставили вам возможности для тех производств, которыми у вас занимаются наши крупные компании. Но для таких компаний и для любого крупного бизнеса в России мы заложили в ваше законодательство принцип: "Или уйди в оффшор, или умри". Поэтому любой крупный бизнес в России может работать только в том случае, если его финансовые потоки полностью или частично проходят через наши оффшоры. Любой российский крупный бизнес, не использующий оффшорные схемы, постепенно умирает.
        http://patriotikus.ru/politikus/6059-ubit-nas-nashimi-rukami-cel-ameriki-naskolk
        o-my-uzhe-ey-v-etom-pomogli.html
  10. алекс-сп 14 февраля 2016 09:53
    В одном не соглашусь даже не со статьей, а с Половинкиным... в самом начале разработок КБ должно быть несколько. Это разные идеи, разные школы... Слабые быстро отпадут, а оставшимся будет легче работать с учетом как положительного, так и отрицательного опыта.
    1. Vita VKO 14 февраля 2016 10:32
      Цитата: алекс-сп
      Слабые быстро отпадут

      К сожалению сейчас сила и слабость оценивается не с точки зрения научно-технического потенциала, а чисто финансовая, кто больше даст или у кого связи круче.
      1. Aqela 14 февраля 2016 11:21
        Согласен. Примерами этому история взлётов и падений любого из авиационных бюро СССР, хоть Лавочкина, хоть Яковлева, Мясищева, Петлякова, Поликарпова, Туполева, Сухого, Камова, Миля... Продолжать надо?
        1. кедр 16 февраля 2016 14:22
          "...Поэтому любой крупный бизнес в России может работать только в том случае, если его финансовые потоки полностью или частично проходят через наши оффшоры. Любой российский крупный бизнес, не использующий оффшорные схемы, постепенно умирает..."
          http://patriotikus.ru/politikus/6059-ubit-nas-nashimi-rukami-cel-ameriki-naskolk


          o-my-uzhe-ey-v-etom-pomogli.html
  11. sabakina 14 февраля 2016 10:32
    Первая – достаточно тривиальная, но технологически важная: этот аппарат в своем движении испытывает исключительные нагрузки, особенно когда он становится на крыло (при взлете, при посадке). Поэтому экраноплан даже с точки зрения создания передовых технологий, которые в равной степени будут использоваться в самолетостроении и в судостроении, – прежде всего исследовательская, лабораторная база, проверка конструктивных, материаловедческих и технологических решений.

    КБ Алексеева, на свои деньги втихаря спроектировало, рассчитало, создало, испытало....А "они заборы красят"... (фраза из м/ф "Ивашка в тридесятом государстве")
    Помнится из фильма про КБ Алексеева, экраноплан самостоятельно с мели слез!
    "А они заборы красят!"
    1. Чёрный Полковник 15 февраля 2016 10:29
      А "они заборы красят"... (фраза из м/ф "Ивашка в тридесятом государстве")
      Вообще то "Вовка в тридесятом царстве"
  12. veksha50 14 февраля 2016 11:08
    " важно не размазывать имеющиеся средства по нескольким проектантам, а объединить усилия, научно-производственный и творческий потенциал всех"...

    Можно как согласиться, так и не согласиться...

    Отдельное развитие - это отдельные идеи и попытки претворения их в жизнь... А там станет видно, кто пошел по правильному пути, а кто - по тупиковому...

    Если согнать все умы под одну крышу и под одного руководителя, одержимого одной, своей собственной идеей - это не дает гарантии, что на выходе обязательно получится желаемый результат...

    Так что нужно дать попробовать всем желающим...

    P.S. А машина серьезная, необходимая как в в Вооруженных силах, так и в народном хозяйстве... Опять же в борьбе за Арктику и Севера цены ей не будет...
  13. Лiцьвiн 14 февраля 2016 11:57
    Я могу сказать одно - возродить тему экранопланов не СОСТАВЛЯЕТ НИКАКОГО ТРУДА. ПОЧЕМУ? Да потому, что все чертежи остались, более того, есть люди, инженеры, которые это все проектировали и испытывали. Все есть - нужна только политическая воля Путина и Шойгу. Через 3 года Россия сможет РЕАЛЬНО стать обладателем реального боевого экраноплана типа "Орленок-Бис", только выполенного уже с учетом совремнных технологий, материалов, с применением современой элементной базы и цифровых технологий.
    Не надо делать огромных монстров, нужен проект разумной достаточности - вооружение нового российского экраноплана должно быть МИНИМИЗИРОВАНО и быть сведено в выполнению одной задачи - 1 экраноплан должен ГАРАНТИРОВАННО уничтожить 1 американский авианосец. Большего не требуется. Думаю, что мы увидим такое оружие...
    1. Андрей из Челябинска 14 февраля 2016 18:19
      Цитата: Лiцьвiн
      1 экраноплан должен ГАРАНТИРОВАННО уничтожить 1 американский авианосец.

      В словосочетании
      "Одна морская свинка-камикадзе должна ГАРАНТИРОВАННО уничтожить 1 американский авианосец"

      смысла и то больше.
      1. Комментарий был удален.
      2. Lance 14 февраля 2016 22:04
        Точно, свинка может незаметно поднырнуть и вытащить у авианосца затычку в днище laughing

        Но если серьезно, у меня впечатление, что при слове "экраноплан" у половины сайта отключается левое полушарие мозга..
  14. da Vinci 14 февраля 2016 12:00
    Нравятся мне экранопланы за необычность и новаторство, их использование не гражданке, но вызывает сомнение соотношение - нужность/эффективность/стоимость/затраты. Эта тема часто звучала на этом сайте. Нужно думать... what
  15. недоучка 14 февраля 2016 12:13
    Цитата: EvgNik
    едва рухнул «железный занавес»


    Не рухнул он,его здали в металлолом.Вожди грёбанные!
    1. Izotovp 14 февраля 2016 18:11
      Неплохо бы возродить на основе новых,более крепких материалов !!! )))
  16. KrolikZanuda 14 февраля 2016 12:32
    И стоит он, никому не нужный.
    http://lana-sator.livejournal.com/207388.html
  17. Pvi1206 14 февраля 2016 12:51
    До сих пор актуальной задачей для России является освобождение от агентов влияния наших "партнёров". Если это удастся сделать, то все остальные проблемы технического характера вполне преодолимы.
  18. kig 14 февраля 2016 12:59
    экранолет С-90... продемонстрировало КБ «Сухой». Когда и где? На сайте Сухого нет никакой информации о С-90.
    kig
  19. казак волгский 14 февраля 2016 13:47
    нужная тематика работ - возрождать нужно . думаю кадры в КБ Алексеева еще остались.
  20. rustyle_nvrsk 14 февраля 2016 14:32
    Недокорабль-недосамолёт трупоплан. Очередная продолжающаяся совковая мрия.
  21. Izotovp 14 февраля 2016 18:24
    Одна из проблем,стоящих перед нашими авиа и кораблестроителями- двигателя. Отсуствие тихих,мощных,экономичных двигателей. По планерам у нас хорошая школа.
  22. himanru 14 февраля 2016 19:56
    Прекрасно, наконец-то востребованы оригинальные решения, так долго пылившиеся на полках
  23. 1234567890 14 февраля 2016 22:33
    Это всё авантюризмус в духе Тухачевского. Бартини, Курчевский, Остап Бендер-бей, динмореактивные пушки, прочий подобный бред.
  24. Olegi1 15 февраля 2016 01:44
    Коллеги,

    Тема экранопланов неоднократно здесь звучала. Внимательно прочитав и проанализировав все плюсы и минусы, остаюсь скептиком по поводу этого вида транспорта. По нескольким причинам:

    1. Всепогодность применения. Ну, представьте, шторм, ночь, плюс гроза - я - не очень представляю.
    2. Видимость на радарах. Дура-то здоровая, видно будет издалека, скорость меньше, чем у самолета. Одна ракета и привет - даже катапультироваться никто не успеет...

    Пока две причины, но, имхо, весомые. Покритикуйте, коллеги wink
    1. Cat Man Null 15 февраля 2016 02:00
      Цитата: Olegi1
      Покритикуйте, коллеги

      Критиковать не буду, добавлю пять копеек:

      Цитата: Olegi1
      1. Всепогодность применения. Ну, представьте, шторм, ночь, плюс гроза

      - хватит и просто шторма. Мореходность Луня на взлетном режиме была объявлена в 5-6 баллов.. с трудом верится, если честно, ну ладно. А если льдины плавают? А если просто лед?

      - маневренность - никакая.. хуже, чем никакая. Я вот вообще не понимаю, как эта штука может поворачивать: "по-корабельному" - так контакта с водой нет.. "по-самолетному" - дык набок не наклонишься особо - высота маловата..

      В общем, вопросов больше, чем ответом пока что request
      1. aba 15 февраля 2016 21:28
        - маневренность - никакая.. хуже, чем никакая. Я вот вообще не понимаю, как эта штука может поворачивать: "по-корабельному" - так контакта с водой нет.. "по-самолетному" - дык набок не наклонишься особо - высота маловата..

        В статье про КМ отмечается его отменная маневренность
        Да, Доктор был необычным человеком. Его, как и КМ, вполне можно назвать "монстром", способным на то, что другим не под силу. До сих пор достигнутое им в создании экранопланов остается отечественным секретом. Зарубежные аналоги этих машин представляют собой, по сути, низколетящие самолеты - пилоты насильно удерживают их у поверхности. КМ же был настолько устойчив, что Алексеев иногда на показ переставал им управлять и даже выключал в полете двигатели. Наблюдавших такое летчиков особенно впечатляло, что аппарат безо всякого вмешательства рулей отслеживал каждый изгиб рельефа. Обладал КМ и хорошей маневренностью - он был способен на крутые развороты с большим креном и касанием шайбы (окончания крыла) о воду. Наблюдатели видели, как после затяжного разбега по морю с 3-балльным волнением он оторвался от воды и ушел за горизонт.

        http://www.airwar.ru/enc/sea/km1.html
        aba
    2. goose 16 февраля 2016 11:41
      Полет на бреющем у ударного самолета и экраноплана малость отличаются по дальности, безопасности, возимой полезной нагрузке, и возможностям летчика в пользу экраноплана. Фактически на высоте полета менее 30 м экраноплан или самолет не могут быть обнаружены иначе, как на дальности визуального обнаружения, т.е. не более 35-50 км в идеальных условиях. Устойчивое целеуканазание возможно на еще меньших дальностях. По целям габаритов Орленка, да еще с его скоростью, РЛС поверхностной волны малоэффективны.
    3. кедр 16 февраля 2016 14:40
      Цитата: Olegi1
      Коллеги,

      Тема экранопланов неоднократно здесь звучала. Внимательно прочитав и проанализировав все плюсы и минусы, остаюсь скептиком по поводу этого вида транспорта. По нескольким причинам:

      1. Всепогодность применения. Ну, представьте, шторм, ночь, плюс гроза - я - не очень представляю.
      2. Видимость на радарах. Дура-то здоровая, видно будет издалека, скорость меньше, чем у самолета. Одна ракета и привет - даже катапультироваться никто не успеет...

      Пока две причины, но, имхо, весомые. Покритикуйте, коллеги wink


      1. Прекрасное скоростное средство спасения в разных широтах мирового океана.
      2. Замечательное, всепогодное транспортное и пассажирское средство для северных широт России и её ДВ ! Какие тут ещё ракеты ?
  25. Olegi1 15 февраля 2016 03:13
    Цитата: Cat Man Null
    Цитата: Olegi1
    Покритикуйте, коллеги

    Критиковать не буду, добавлю пять копеек:

    Цитата: Olegi1
    1. Всепогодность применения. Ну, представьте, шторм, ночь, плюс гроза

    - хватит и просто шторма. Мореходность Луня на взлетном режиме была объявлена в 5-6 баллов.. с трудом верится, если честно, ну ладно. А если льдины плавают? А если просто лед?

    - маневренность - никакая.. хуже, чем никакая. Я вот вообще не понимаю, как эта штука может поворачивать: "по-корабельному" - так контакта с водой нет.. "по-самолетному" - дык набок не наклонишься особо - высота маловата..

    В общем, вопросов больше, чем ответом пока что request


    Нам-бы нормальный беспилотник до ума довести, в весах от тонны до двух сполтиной... Мы просто в этом участвуем. Как частная Российская компания. Пригласили тушить пожар... Ну, ладно, мы подписались, порядок там наша команда наводит. Только вот, если-б изначально нас-бы пригласили, и проблем-бы было меньше.
    Щаз в середине марта - подскок, а потом всю эту штуку - в ГЛИЦ на Ахтубе. Планер ничетак, а вот с авионикой - , которое мы пытаемся разгребать.

    Пилево бюджета? А вот нифига! Я этого никогда не делал и не буду, уж поверьте, так воспитан... 3 человека от нас работают за 0.5 нормальной зарплаты, реально 10 уже, за нас счет. И еще человек 5 добавить придется. И мы это сделаем! Меня бесит тот факт, что частные компании, имеющие большой опыт, никуда не пускаются в нашей авиации. Гнобят нас по-черному... А мы - можем и это небездоказательно ниразу!

    Так, чисто для информации: никогда и никому ниразу взяток не давал за все время моей деятельности на своем посту. И не дам никогда и нигде. Просто, меня деды, которые, один начал с Финской, другой - в Сталинграде, так научили. Пусть их и нет уже, но предать их я права не имею...
    1. Zerstorer 16 февраля 2016 12:45
      Olegi1, я так понял, что планер появился раньше Авионики, а о софте вспомнили в последний момент? Если так то это пример неправильного проектирования. Обычно главным конструктором является "самолетчик", который забывает про комплекс в целом и некоторые его составляющие. Ибо главное создать самолет, и чтоб полетело smile а такой подход губителен: Авионика не лезет, а планер уже готов...

      P.S. Вы там не творение Ник-Ника (кто знает, тот поймет о ком речь) до ума доводите?
    2. Комментарий был удален.
  26. сурож 15 февраля 2016 05:31
    Прикрутить ракету на посудину г/п 600 тонн и отправить в океан в одиночку топить авианосец - абсурд. Речь идет о перспективном транспортном средстве, которому не нужна дорогая инфраструктура в виде автотрассы, ж/дороги, мостов, туннелей и прочего. Для перевозки грузов и пассажиров дороги не нужны, важны направления - и это вековая мечта государства.
  27. ФИОфил 15 февраля 2016 22:37
    Ни в коей мере не претендуя на глубокое понимание темы и рискуя навлечь на себя гнев местных экспертов, все же рискну поинтересоваться: а почему бы не использовать принцип экраноплана в крылатой ракете? Таким образом дальность и размер БЧ можно было бы значительно увеличить, получив на выходе нечто среднее между БЛА/КР/экранопланом?
    1. Nross 18 февраля 2016 19:17
      Для создания эффекта экрана нужна большая парусность. У КР таковой нет и не будет.
  28. Nross 18 февраля 2016 19:15
    По мне так - экранопланы типа Орлёнок - это экзотика, гибрид самолёта и корабля. И создавались они прежде всего как конструкторские лаборатории, как сказано в самом начале. В последствии, конечно, увлеклись с русским размахом и создали носителей КР.

    В отсутствии должного количества даже морских(речных) училищ, повальной недокомплектацией ВМФ, распылять деньги налогоплательщиков на невнятные функции этих "перспективных" белых слонов нецелесообразно. Исследовательская работа - да, на её основе можно будет создать новые материалы для судостроительной отрасли, новые решения в двигателестроении.
    Как малые суда, они да - возможно перспективны на гражданке, хотя нужно считать керосин и ресурс.
  29. Olegi1 23 февраля 2016 17:34
    Цитата: Zerstorer
    Olegi1, я так понял, что планер появился раньше Авионики, а о софте вспомнили в последний момент? Если так то это пример неправильного проектирования. Обычно главным конструктором является "самолетчик", который забывает про комплекс в целом и некоторые его составляющие. Ибо главное создать самолет, и чтоб полетело smile а такой подход губителен: Авионика не лезет, а планер уже готов...

    P.S. Вы там не творение Ник-Ника (кто знает, тот поймет о ком речь) до ума доводите?


    Вы поняли правильно, именно самолетчик. А про то, что нужно делать нормальный софт - они, как правило, забывают. В общем, следующий беспилотник точно будет делать не он...

    P.S. Ник-Ник в теме не участвует winked

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня