Александр Маринеско: как стать легендой за одиннадцать дней

Александр Маринеско: как стать легендой за одиннадцать дней


10 февраля 1945 года подлодка С-13 потопила свой второй крупнейший транспорт — немецкий лайнер «Штойбен»

Александр Маринеско стал легендой при жизни, тогда же был предан забвению и вернулся из небытия лишь спустя десятилетия. Его фигура крайне противоречива, как и результаты его боевых походов. Он был уволен с Военно-морского флота после понижения в звании на две ступени — от капитана третьего ранга до старшего лейтенанта — и отставки с поста командира корабля, а спустя четверть века после смерти получил звание Героя Советского Союза. Из шести боевых походов, которые он выполнил в качестве командира подлодок в годы Великой Отечественной войны, четыре были безуспешными — но за один-единственный из них он добился звания самого результативного советского подводника.


Этот удивительный поход Александр Маринеско и его подлодка С-13 совершили в период с 9 января по 15 февраля 1945 года. Первым судном, которое лодка потопила 30 января, был лайнер-гигант «Вильгельм Густлофф» (25 484 брутто-регистровые тонны), а вторым, потопленным 10 февраля, — лайнер «Штойбен» (14 690 брутто-регистровых тонн). Гибель обоих лайнеров, превращенных в военные транспорты, стала настоящей трагедией для Германии. Эти суда, строившиеся как круизные пассажирские лайнеры, после начала войны переоборудовали под нужды немецких подводников: «Вильгельм Густлофф» стал сначала плавучей казармой, затем — учебным судном, а «Штойбен» — плавучей гостиницей для высших чинов кригсмарине. И только в самом конце войны, когда крах нацистской Германии стал неизбежен и очевиден, оба бывших лайнера задействовали в операции «Ганнибал»: спешной эвакуации немецких беженцев из Восточной Пруссии, куда уже входили войска Красной армии.

Именно это обстоятельство в послевоенные годы и позволило многим западным историкам и исследователям войны на море прямо или косвенно обвинить Александра Маринеско и весь экипаж С-13 в совершении военных преступлений. Дескать, советские подводники атаковали беззащитные госпитальные суда, на которых от ужасов красноармейского наступления спасались несчастные прусские беженцы. Правды здесь ровно половина: атаковали действительно советские подводники, а спасались действительно беженцы. Что же касается «беззащитности» и «госпитальности», то это совершенно не соответствует действительности. Как вспомогательные суда кригсмарине оба бывших лайнера — и «Густлофф», и «Штойбен» — имели военную камуфляжную окраску и бортовое вооружение: 37-миллиметровые зенитные пушки и зенитные пулеметы. То есть по всем условиям действовавших на то время международных правил ведения войны на море (которые, кстати, Германия нарушала гораздо чаще всех других воюющих стран) ни один из двух экс-лайнеров не мог считаться госпитальным судном или судном, перевозящим беженцев. Ведь ни один из них не имел нанесенного красного креста ни на борту, ни на палубе, оба шли в составе военного конвоя, оба были вооружены, и оба имели на борту действующих военнослужащих вермахта и кригсмарине.

Александр Маринеско: как стать легендой за одиннадцать дней

Александр Маринеско. Фото: wiki.wargaming.net

Впрочем, в ситуации со «Штойбеном» дело осложнялось еще и тем, что в момент обнаружения судна капитан С-13 был совершенно уверен, что нашел легкий крейсер «Эмден». Действительно, в их силуэтах немало схожего, особенно ночью и на большой дистанции. Оба двухтрубные, двухмачтовые крупные корабли, хотя при внимательном рассмотрении видно, что они не так уж и похожи. Но на внимательное рассматривание цели у подводника времени, как правило, немного. К тому же С-13 обнаружила не просто одиночный корабль, а целый конвой: помимо «Штойбена», в него входили миноносец T-196 и тральщик TF-10, и обнаружила с помощью гидроакустической аппаратуры. То есть Маринеско имел дело с тем, что на языке подводников называется «Цель групповая, идущая переменными ходами курсами, слежение осуществляется по гидроакустическим контактам».

Это сейчас всем известно, что в поле «зрения» акустиков С-13 попал вспомогательный корабль кригсмарине «Штойбен» (бывший лайнер «Мюнхен», после пожара в порту Нью-Йорка и восстановления в 1931 году переименованный в «Генерала фон Штойбена», а в ноябре 1938 года — в «Штойбен»), задействованный в операции «Ганнибал» и вышедший в свой последний рейс 9 февраля 1945 года из прусского порта Пиллау в Киль. Это сейчас опубликованы уточненные данные, что на его борту находились свыше 4000 человек, большинство из которых составляли раненые солдаты и офицеры вермахта — 2680 человек, а также около сотни здоровых солдат, почти три сотни военных медиков и санитаров и около тысячи беженцев. А тогда советские подводники слышали шум винтов и машин нескольких кораблей, шедших без ходовых огней и совершавших противолодочные маневры. По шуму и силуэту самого крупного из кораблей и был сделан вывод, что лодка нашла легкий крейсер «Эмден».

За такой лакомой целью — как-никак крейсер, пусть и учебный, водоизмещением более 6000 тонн! — капитан третьего ранга Маринеско и его команда следили 4,5 часа. Лишь без пяти час ночи 10 февраля 1945 года в районе южнее Стольпе-банки С-13, всплыв в надводное положение, залпом из двух торпедных аппаратов атаковала то, что ее экипаж считал крейсером «Эмден». Обе торпеды попали в цель, и через 15 минут судно затонуло. Впрочем, С-13 не присутствовала при последних минутах «Штойбена»: чтобы не подвергнуться такой же массированной и опасной атаке судов сопровождения, как после атаки «Вильгельма Густлоффа», Александр Маринеско приказал на полном ходу уходить от места атаки, убедившись лишь, что цель поражена. О том, что это был не «Эмден», а вспомогательный корабль «Штойбен», он узнал только после возвращения 15 февраля на базу в финский порт Турку. Местные газеты к этому времени уже опубликовали сообщение немецких СМИ о том, что потоплен транспорт «Штойбен», что спасти удалось лишь около 660 человек, а число погибших составляет от 1100 до 4200 человек. Как всегда, в суматохе срочной и поголовной эвакуации мало кто вел точный учет людей, поднявшихся на борт судов — участников операции «Ганнибал»…

За свой пятый боевой поход, который сделал его самым результативным подводником не только на Балтике, но и во всем советском ВМФ, капитан 3 ранга Александр Маринеско был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Но командование базы подлодок в Турку, хорошо знавшее, что в этот поход Маринеско и его экипаж ушли фактически из-под трибунала — зарабатывать прощение подвигами (что делало С-13 не только единственной выжившей лодкой этого типа, но и единственной «штрафной» лодкой в СССР), это представление не поддержало. Вместо этого Маринеско 13 марта 1945 года получил орден Боевого Красного Знамени, и такой же награды 20 апреля 1945 года была удостоена его лодка. Только в 1990 году Александру Маринеско все-таки присвоили безусловно заслуженное им звание Героя Советского Союза — спустя 27 лет после смерти. Командир С-13, самой результативной советской подлодки, ушел из жизни в ноябре 1963 года, всего через два месяца после своего 50-летнего юбилея.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/aleksandr-marinesko-kak-stat-legendoy-za-odinnadtsat-dney-21156.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 67
  1. kalibr 13 февраля 2016 08:24
    А потом было увольнение с флота, тюрьма по какому-то ерундовому обвинению в краже... кровати, и смерть от рака горла. И все! Героя не стало, а дядьки в больших чинах и званиях ничего не сделали, чтобы ему помочь.
    1. Свин 13 февраля 2016 08:35
      у Маринеско были проблемы с дисциплиной и субординацией...если вы служили в армии то понимаете что этого вполне достаточно что бы "сломать карьеру" любому герою...
      во время войны всё это терпят но в мирное время от таких избавляются не смотря на заслуги
      1. lukke 13 февраля 2016 11:36
        у Маринеско были проблемы с дисциплиной и субординацией
        От природы смелый и находчивый, Саша Маринеско к тому же неплохо разбирался в парусах, характере черноморских ветров, после получения членского билета яхт-клуба он гонял яхту не хуже яхтенного капитана. Затем самостоятельно поступил в школу юнг. С тринадцатилетнего возраста, после окончания 6-го класса, стал плавать учеником матроса. За отличные успехи без экзаменов был принят в мореходку. Учился Маринеско отлично. В 1933 г. А. Маринеско окончил Одесский мореходный техникум, плавал помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». Потом он стал он помощником капитана танкера «Аванесов». Надо заметить, что даже фамилия у будущего героя была «морская»…В военно-морском флоте он начал службу с 1933 г. Спецкурсы комсостава закончил досрочно, после окончания которых Маринеско А.И. назначили штурманом на подводную лодку Щ-306 на Балтийский флот. Правда, в 1938 г. кому-то не понравилась национальность отца молодого подводника, и старшего лейтенанта Маринеско уволили с флота. К счастью, этим дело и ограничилось шпиона боярской Румынии из него делать не стали. Впоследствии Александру Ивановичу удалось вернуться на флот, и уже в 1940 г. подводная лодка – «М-96» «Малютка» под его командованием была признана лучшей на Балтике, Маринеско был повышен в звании, стал капитан-лейтенантом. Нарком ВМФ Кузнецов Н.Г. наградил отличившегося командира золотыми часами. Маринеско встретил войну командуя «Малюткой». В 1941 г. лодка была перебазирована в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Подводные лодки типа «М» обладали небольшим ресурсом автономного плаванья и довольно слабым вооружением: всего два носовых торпедных аппарата, 45-мм орудие и два выносных 7.62-мм пулемета. Однако 14 августа 1942 г. торпеды его «Малютки» отправили на дно немецкий транспорт водоизмещением 7 тыс. тонн. Маринеско был награждён орденом Ленина и вскоре ему присвоили звание капитана 3-го ранга. и т.д.

        А может просто не попал в струю?! Ну типа не жополиз и приспособленец.
        1. Свин 13 февраля 2016 15:58
          ""А может просто не попал в струю?! Ну типа не жополиз и приспособленец""
          тогда по вашей логике выходит что все остальные кто "попал в струю" - жополизы и приспособленцы?
          1. lukke 13 февраля 2016 16:06
            тогда по вашей логике выходит что все остальные кто "попал в струю" - жополизы и приспособленцы?
            кто эти "все" и что Вы конкретно имеете ввиду? на разных этапах у всех складывалось по-разному и многие судьбы были с весьма печальными концами по случаю попадания под командование из разряда "будешь жить ты по Уставу - завоюешь честь и славу"... это я их еще мягко охарактеризовываю
          2. Комментарий был удален.
      2. XYZ 13 февраля 2016 12:23
        Этой проблеме - взаимоотношению офицеров умных, агрессивных и малоуправляемых и "правильных", послушных, но не победителей, посвящены огромное количество фильмов и книг, как в России, так и в США. Конечно первые наиболее востребованы во время войны и в мирное время их мало кто любит. Только ведь фокус в том, чтобы не встретить будущую войну с одними "послушными".
        XYZ
        1. Василий Крылов 13 февраля 2016 14:26
          Не столько ответить сколько добавить.Л.Н.Гумилёв,которого я не устаю цитировать,утверждает,что государства создают пасионарии,а потом от них избавляются,тем или иным способом
          .
        2. OstWest 16 февраля 2016 22:29
          Мысль верная, но при чем здесь США? Там разве вы знаете у них победителей, кроме киношных? Хоть одну войну они выиграли? Любимые их методы: коварство и обман. Как те одеяла, зараженные оспой, которые они присылали индейцам.
          1. 24hours 16 февраля 2016 23:39
            Цитата: OstWest
            Хоть одну войну они выиграли?

            Навскидку вспомнилось несколько: 2МВ, война в Югославии, в Ираке. В Корее, опять же, не так, чтобы проиграли. Во Вьетнаме про**али. Еще вспоминать?
          2. Комментарий был удален.
  2. Свин 13 февраля 2016 08:32
    "Дескать, советские подводники атаковали беззащитные госпитальные суда, на которых от ужасов красноармейского наступления спасались несчастные прусские беженцы"
    немцы тоже не гнушались топить госпитальные суда...это всё обратка за Таллинский поход,за "Армению" и еще многие массовые убийства на море!
    смотрел дойч-опус про "Густлова" - просто песня! весь фильм лили крокодиловы слезы о погибших "стариках,больных,раненых и женщинах с детьми"...в качестве "доказательства" наличия "женщин и детей" притащив выжившую в катастрофе ССовку из женского айнзац-батальона СС...
    1. svp67 13 февраля 2016 11:45
      Цитата: Свин
      Дескать, советские подводники атаковали беззащитные госпитальные суда

      Это им, как минимум расплата за "Армению"...
    2. Voodoo 13 февраля 2016 12:55
      Всё это правильно, но превращаться в обезумевшие и жаждущее крови животное как-то не то...умышленно отправить "на тот свет" 10 тыс. беженцев, женщин, детей, стариков и т.п., это ещё надо "постараться". Пусть даже в отместку за "Армению". Топи боевые корабли!! При чем тут беженцы... Но если расставить всё "правильно", то будем считать, что Маринеско утопил боевые корабли... Историки уже во всём разобрались.
      1. Комментарий был удален.
      2. michell 13 февраля 2016 14:08
        Цитата: Voodoo
        Всё это правильно, но превращаться в обезумевшие и жаждущее крови животное как-то не то...умышленно отправить "на тот свет" 10 тыс. беженцев, женщин, детей, стариков и т.п., это ещё надо "постараться". Пусть даже в отместку за "Армению". Топи боевые корабли!! При чем тут беженцы...


        Не стал ставить Вам минус, но считаю Вас в корне неправым. По порядку:
        1. Обезумевшее, жаждущее крови животное - Вам не стыдно? С чего Вы это взяли?
        2. Умышленно отправить на тот свет 10 тыс. беженцев - негде не читал, что на борту кораблей, потопленных Маринеско, был крупными буквами написан перечень пассажиров с указанием их статуса - беженец, раненый, офицер-подводник. Зато читал о том, что на борту "Густлофа" в момент гибели находилось 80 (восемьдесят) боеготовых экипажей подводных лодок - хрена се беженцы...
        3. Топить боевые корабли - это, конечно, здорово, только, насколько я понимаю, любой командир подводной лодки должен, по возможности, уклоняться от контакта с боевыми кораблями в целях сохранения лодки и экипажа. Основная цель подводников - срыв морских перевозок, а добиваются этого именно охотой за транспортами. Почитайте про то, как одним торпедным залпом командир К-22 утопил немецкий транспорт, перевозивший 10 тыс. комплектов зимнего обмундирования для немецкого корпуса, готовившегося к наступлению на Мурманск, и тем самым сорвал наступление корпуса(!), чем, по сути, спас Мурманск. Единственные транспорты, которые было запрещено атаковывать, были госпитальные суда, но они обязаны были нести опознавательные знаки Красного креста. Ни на "Густлофе", ни на "Штойбене" опознавательных знаков госпитальных судов не было, так что Маринеско ни на шаг не отступил от правил ведения войны на море, а в атаке на "Густлоф" показал себя не только решительным, но и весьма грамотным командиром, атаковав корабль со стороны мелководного берега, тем самым введя в заблуждение корабли конвоя, что позволило ему своевременно уйти с места атаки.
        1. Voodoo 13 февраля 2016 14:32
          Вы наверное не до конца дочитали, что я написал. Я имел в виду то, что зная о том, что на Густаве были беженцы, Маринеско вряд ли бы его стал топить. А судя по тому, что тут пишут, Маринеско знал об этом и утопил Густова в отместку за Армению. В этом я сомневаюсь. А что касается правил ведения боевых действий, то всё было сделано грамотно...
          1. OstWest 16 февраля 2016 22:38
            Кто пишет , что Маринеско знал? Какие нибудь Резуны или кровавые пасторы Турчиновы?
            Особенно забавны их страдания по сегодняшних бомбежках бандитов-террористов из Сирии. Все одно и тоже. Они уничтожили Дрезден, с ним 200 000 мирного населения, но молчок. Сбросили атомные бомбы на мирные города-тишина, военная необходимость. Уничтоженный русской подлодкой корабль с гитлеровскими головорезами. Ах, мирные люди!!!Нарушены правила ведения войны!!!!
      3. Fitter65 13 февраля 2016 14:39
        Так это обезумевшие от крови животные 22 ИЮНЯ 1941г бомбили рано утром наши спящие,города,это их лётчики растреливали на бреющем колонны беженцев,это их танки давили наши полевые госпитали...Ну или уж если на то пошло то сколько сгорело беженцев в горящем Дрездене,который бомбили "союзники"-или им можно они ведь цивилизованный запад,а мы дикие и кровожадные?!!!
        1. Voodoo 13 февраля 2016 14:52
          Ну Вы совсем уже) Свалили всё до кучи...Дело не в том, что Вы пишете, а в том, что даже зная о трагедии Армении, с какой жестокостью и цинизмом топили её звери, не превратиться в итоге в такого же зверя и убить на Густаве ни в чем не повинных гражданских людей, пусть и вражеской страны!! Или не так?? Я уверен, что Маринеско об этом не знал, а пуская торпеду топил именно военный транспорт.
          1. Комментарий был удален.
          2. Pancho 13 февраля 2016 16:51
            Цитата: Voodoo
            убить на Густаве ни в чем не повинных гражданских людей, пусть и вражеской страны!

            Из наших 27 млн погибших только 8 млн. военные,а остальные -гражданское население.И поэтому мне немецких гражданских не жалко,даже считаю,что наши войска слишком гуманно обошлись с немцами и их союзниками.
      4. Свин 13 февраля 2016 16:05
        на "Густлове" не было никаких "женщин и детей"! в основном сотрудники администрации,СС,а так же наиболее ценные и боеспособные части вроде школы подводников
        "Густлов" перед последним походом три дня грузился у дальнего,оцепленного СС пирса и пускали на него только по спец-пропускам! так что если там и были "женщины и дети" так это в основном члены семей прусских чинов и офицеров а вовсе не простые беженцы
        раненых на "Гуслове" тоже было ограниченное количество
        1. cumastra1 13 февраля 2016 16:25
          Я думаю , что даже зная о наличии женщин и детей на борту не дрогнула бы рука ни у Маринеско ни у кого другого. Слишком разное восприятие у людей в мирное время сейчас и в той мясорубке, которая была тогда. И он Герой. Утопить такой транспорт - большая удача, даже если он пуст, а с экипажами подводных лодок - да какие дети? на дно! Тем более не осуждаю его зная о Армении и о потопленных люфтваффе ленинградских школьниках при переправе. Идет очередная баржа и встречает на водной глади сотни детских панамок. Озвереешь.
        2. Ищущий 13 февраля 2016 19:59
          Все эти сведения о 80 экипажах и т.п.фигурирует уже лет 40 во всх публикация--от заметок в школьных стенгазетах до трудов "маститых "историков флота.сведения же о мирном населении появились совсем недавно.более того,читал,что немцы чтобы обезопасить себя от возможной подводной опасности.погрузили на судно "живой щит"- военнопленных и распространили эти сведения более-менее открыто,чтобы они стали известны советской разведке.Думаю,Маринеско знал обо всём этом.и неизвестно.произвел бы он атаку,зная ,что перед ним "Генерал Штойбен".А вообше всю правду знал только один человек-это сам Маринеско,но эту правду он унёс с собой.И моё личное мнение-вся его неудачная послевоенная жизнь была отражением его угрызений совести.
    3. AKuzenka 13 февраля 2016 23:01
      Ахахахах. "Не гнушались..." Да, они же занимались геноцидом НАШЕГО народа. А эти немчики погибли в бою. Пусть радуются, что им геноцид не устроили. А уж нападения на наши госпитали и госпитальные суда, вообще у фашистов обычная практика.
  3. lilian 13 февраля 2016 08:51
    Странная у него была судьба. То ли халатно относился к своим обязаностям, то ли талантливо.

    Но это еще один случай перехода с одной крайности в другую.
    Если у будущего Греоя были проступки, что по вашему мнению "командование" должно было делать, по головке гладить, проводить воспитательные беседы?
    1. Serg65 13 февраля 2016 10:23
      Цитата: lilian
      Если у будущего Греоя были проступки, что по вашему мнению "командование" должно было делать, по головке гладить, проводить воспитательные беседы?

      Легендарный адмирал Николай Кузнецов, один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско, и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13» высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».
      1. 24hours 14 февраля 2016 21:58
        Цитата: Serg65
        Легендарный адмирал Николай Кузнецов

        Легендарный? В чем его легендарность?
        Цитата: Serg65
        дин из создателей советского военно-морского флота

        Он еще в начале 1938г. был капитаном 1 ранга. А ВМФ первый раз возглавил в 1939г. Опытный был адмирал, ничего не скажешь.
        ВМФ СССР в разных формах существовал с 1918г.
        1. Serg65 15 февраля 2016 07:41
          Цитата: 24hours
          ВМФ СССР в разных формах существовал с 1918г.

          СССР образован 30 декабря 1922 года, до 1923 года ВМФ назывался "Военно-Морские силы РСФСР" и до 1938 года "Военно-Морские Силы РККА СССР". С упомянутого вами 1918 года Начальником Морских сил Республики последовательно были "выдающиеся флотоводцы" унтер-офицер Дыбенко, "очень уважаемый на флоте", произведённый Лениным в контр-адмиралы Иванов, контр-адмирал Альтфатер, капитан 1-го ранга Беренс, контр-адмирал Нёмитц, лейтенант Панцержанский, профессиональный революционер Зоф, унтер-офицер Муклевич, мичман Орлов, лейтенант Викторов, сухопутный комиссар 1-го ранга Смирнов, писатель-комиссар с головокружительной военно-морской карьерой Смирнов-Светловский и на конец самый интересный персонаж в этом списке...один из ближайших сотрудников Наркома НКВД Ежова и главных организаторов большого террора, начальник Главного управления госбезопастности НКВД СССР тов.Фриновский. Вопрос к вам, господин 24hours. Из вышеперечисленных товарищей, кто и что выдающиеся сделал для развития ВМФ СССР? К стати ВМФ СССР стал так называться только в 1938 году.
          Цитата: 24hours
          Легендарный? В чем его легендарность?

          Легендарность Кузнецова в том. что именно он создал структуру ВМФ СССР, которая и по сей день не потеряла своей актуальности.
          1. OstWest 16 февраля 2016 22:50
            За одно приведение гарнизона Севастополя в полную БГ 22 июня 1941г. , не позволившую фрицам без наказано бомбить , как они это делали, например в Белоруссии, самая лучшая память и благодарность Кузнецову, а ведь он не выполнил приказ, не провоцировать немцев.
            1. 24hours 16 февраля 2016 23:18
              Цитата: OstWest
              не позволившую фрицам без наказано бомбить

              Не преувеличивайте. Немцы бомбили все, что хотели, там где хотели и когда хотели. Если им не мешала авиация РККА, а в начале войны это случалось крайне редко. Такое положение сложилось по причине практически полного отсутствия в РККА адекватных средств ПВО. Думаете, вот эти аэростаты на тросах, они от хорошей жизни? Вовсе нет.
              Цитата: OstWest
              а ведь он не выполнил приказ, не провоцировать немцев.

              Вообще-то приказ открыть огонь отдал начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал И. Д. Елисеев. На свой страх и риск. А потом уже доложил об этом в Москву.
          2. 24hours 16 февраля 2016 23:36
            Цитата: Serg65
            Из вышеперечисленных товарищей, кто и что выдающиеся сделал для развития ВМФ СССР?

            А что, они были чем-то хуже Кузнецова? Тот тоже опытом не блистал. Училище закончил в 1926г. Флот возглавил в 1939г. ловко продвинулся за 13 лет.
            Что касается командно-штабной службы, то 5 месяцев был замкомандующего ТОФ, 14 мес. командовал Тихоокеанским флотом. Месяц был замнаркома ВМФ. Вот и весь его опыт. 20 месяцев. Откуда опыту взяться?
            Цитата: Serg65
            Легендарность Кузнецова в том. что именно он создал структуру ВМФ СССР, которая и по сей день не потеряла своей актуальности.

            "Не сотвори себе кумира". Особенно на ровном месте. 60 лет уж, как уволен от службы. К тому же в 1948г. от только чудом не сел. За дело, похоже. Т.к. все остальные подельники сели.
        2. OstWest 16 февраля 2016 22:45
          СССР образовался 30 декабря 1922 года. Как правило, почти все военачальники гражданской войны до 1941 года не дожили. Или уже не служили.
  4. parusnik 13 февраля 2016 08:53
    Дескать, советские подводники атаковали беззащитные госпитальные суда, на которых от ужасов красноармейского наступления спасались несчастные прусские беженцы...Ага, Красная армия несла в Европу ужасы..а нацисты всей Европы, цивилизацию..конфеты и медовые пряники..
  5. Валерий 1966 13 февраля 2016 09:03
    Маринеско - герой, его атаки уникальны, все остальное пыль. Транспорта с беженцами под такой охраной не ходят. В таком случае немцы не имели права топить PQ-17, тем более его никто не охранял. Да, вы его ещё обвините, что он в кают-компанию корабля не заглянул и не посчитал, сколько там военных, а сколько беженцев. Хватит бреда. Память о нём священна, для России и её народа.
    1. AK64 13 февраля 2016 09:31
      Маринеско - герой, его атаки уникальны

      Можно спрочить, что "уникального" в этой именно атаке?
      (Кроме, естественно, цели -- пассажирского корабля)

      Если бы немцы Гуслава нормально охраняли, так не смог бы Маринеску его атаковать
      1. Razvedka_Boem 13 февраля 2016 09:45
        Бывшего пассажирского корабля, на момент атаки являвшегося, вспомогательным судном военного флота, вооруженного и в соответствующей окраске. А то что там оказались удиравшие граждане Германии, не его вина.
        Насчет того что- если бы хорошо немцы Гуслава охраняли.. Если бы у бабушки были ..., она была бы дедушкой.
        1. AK64 13 февраля 2016 17:55
          Бывшего пассажирского корабля, на момент атаки являвшегося, вспомогательным судном военного флота, вооруженного и в соответствующей окраске.



          Да ради Бога. Вопрос был что "уникального" в этой именно атаке, кроме цели? "Уникального" что? Ответ: да ничего "уникального".
      2. Gomunkul 13 февраля 2016 15:36
        Если бы немцы Гуслава нормально охраняли, так не смог бы Маринеску его атаковать
        А если бы Германия в 1945 году не напала на СССР, то и этого эпизода не было бы. И 27 млн. граждан СССР не погибли бы в этой войне.
        1. AK64 13 февраля 2016 18:04
          Речь не о Гибели Гуслава (была ведь и "Армения"), а об "уникальности атак" Маринеску. Ничего "уникального" в атаках Маринеску нет.
          Это Распиаренный при Хрущёве уже командир, и награждённый уже Хрущёвым, которому в 1945-м, по свежим следам, даже ордена не дали. (Только не надо что ему "за дисциплину" что-то сняли -- чтобы снять надо сперва дать.)
          1. Gomunkul 13 февраля 2016 18:45
            Речь не о Гибели Гуслава (была ведь и "Армения"), а об "уникальности атак" Маринеску. Ничего "уникального" в атаках Маринеску нет.
            Это Распиаренный при Хрущёве уже командир, и награждённый уже Хрущёвым, которому в 1945-м, по свежим следам, даже ордена не дали. (Только не надо что ему "за дисциплину" что-то сняли -- чтобы снять надо сперва дать.)

            К началу финской кампании Маринеско командовал подводной лодкой М-96. Он добился отличной боевой подготовки экипажа, например, удачно снизил норматив срочного погружения с 35 секунд до 19,5 секунды. Его опыт переняли командиры других лодок, что не раз выручало их при внезапных встречах с кораблями и авиацией противника и при торпедных атаках.
            За эти достижения командующий флотом поощрил экипаж М-96 премией в размере 3900 рублей (сумма эта в то время была огромной), а народный комиссар ВМФ наградил командира лодки Маринеско именными золотыми часами.
        2. AK64 13 февраля 2016 18:04
          Речь не о Гибели Гуслава (была ведь и "Армения"), а об "уникальности атак" Маринеску. Ничего "уникального" в атаках Маринеску нет.
          Это Распиаренный при Хрущёве уже командир, и награждённый уже Хрущёвым, которому в 1945-м, по свежим следам, даже ордена не дали. (Только не надо что ему "за дисциплину" что-то сняли -- чтобы снять надо сперва дать.)
          1. Gomunkul 13 февраля 2016 18:51
            Вечером 10 августа 1942 года из Кронштадта вышла группа кораблей. Впереди шли три тральщика, за ними подводная лодка Л-3 под командованием П.Д. Грищенко, затем М-96, и замыкали колонну два морских охотника.
            С 12 по 14 августа в районе Хельсинки — Таллинн Маринеско вел разведку. В первый день при форсировании Гогландской противолодочной позиции лодка была обнаружена дозорными кораблями фашистов, которые начали ее преследовать. Создалась опасная ситуация, и чтобы выйти из нее, Маринеско придумал рискованный план. Он сделал несколько дерзких маневров на чистом участке моря, а потом вдруг направил лодку на минное поле, заставив тем самым дозорные корабли отстать от него, после чего он безопасно ушел на глубину.Потом лодка продолжила выполнение задания штаба — галс за галсом прошла весь маршрут.
            На обратном переходе с прорывом противолодочного заграждения у берега Порккала-Удд акустик доложил, что слышит частые взрывы.
            Что же это означало?
            Маринеско поднял перископ и увидел транспорт водоизмещением около 7000 тонн и две шхуны, шедшие под охраной трех боевых катеров. Эти катера в порядке профилактики бросали глубинные бомбы, то бишь «пугали», и тем самым выдали движение своего конвоя.
            Сложилась удобная ситуация для торпедной атаки. Маринеско пошел в атаку и дал залп из правого торпедного аппарата.
            Прогремел взрыв, и через перископ командир увидел поднятую над морем корму транспорта с вращающимся гребным винтом. Транспорт тонул.
            Катера сначала сбились в кучу, а потом кинулись бомбить район. Они сбросили двенадцать глубинных бомб, от гидравлических ударов которых на лодке были повреждены измерительные приборы, в некоторых отсеках погас свет, в районе четвертой цистерны главного балласта лопнул шов прочного корпуса и вышел из строя гидрокомпас.
            Командир пятой боевой части А.В. Новиков немедленно организовал борьбу за живучесть корабля.
            С места атаки лодка, по мнению фашистов, должна была отходить в сторону Кронштадта, поэтому противолодочные катера пошли в этом направлении. Но Маринеско поступил наоборот, он повел лодку в направлении к Палдиски, то есть туда, где располагался сам противник, и благодаря этой смелой тактике оторвался от бомбежек.
            По уточненным данным, затопленным оказался транспорт «Хелена». Потом М-96 маневрировала в районе противника, при этом экипаж восстанавливал поврежденные приборы и устранял другие неполадки.
            За четверо суток командир собрал сведения о движении судов противника, о системе дозоров в море, о фарватере, после чего взял курс на Кронштадт.
            Обратный путь был трудным. Половину его лодка прошла в подводном положении, ей пришлось очень осторожно форсировать более 20 линий минных заграждений, лодка трижды касалась минрепов и каждый раз была на грани гибели.
            За этот поход весь экипаж подводной лодки был награжден орденами и медалями, а командир Маринеско удостоился ордена Ленина. Он им очень гордился и носил его на груди всю жизнь.
          2. Gomunkul 13 февраля 2016 19:00
            В преддверии 45-летия Великой победы Военный совет дважды краснознаменного Балтийского флота ходатайствовал перед Верховным Советом СССР о присвоении А.И. Маринеско заслуженного им звания Героя Советского Союза.
            Такое же решение принял и Военный совет Военноморского флота СССР.
            И, наконец, указом президента СССР М.С. Горбачева 5 мая 1990 года капитану 3-го ранга Александру Ивановичу Маринеско было присвоено Звание Героя Советского Союза (посмертно).
            Через 45 лет после подвигов!
            Символическое награждение состоялось в Белом зале Мариинского дворца в Ленинграде. Председатель Ленсовета Анатолий Собчак вручил дочерям Александра Ивановича Маринеско, Леоноре и Татьяне, орден Ленина и золотую Звезду Героя.
            Дочери передали их на вечное хранение в Центральный военно-морской музей.
            …На Богословском кладбище Санкт-Петербурга есть гранитный обелиск с надписью: «Командиру подводной лодки С-13 Герою Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско».
          3. KakoVedi 14 февраля 2016 00:12
            А что для вас является уникальностью атаки ПЛ ?! Вывалиться из облаков и в крутом пике покрошить супостата винтами?
      3. свой1970 13 февраля 2016 16:45
        Если бы вы потопили хотя бы одно вражеское судно-я бы прислушался к вашему мнению,но слава богу,увы и ах....
      4. Leksander 14 февраля 2016 00:53
        Цитата: AK64
        (Кроме, естественно, цели -- пассажирского корабля)

        сказись, любезный, с каких это пор "Густов" ,на момент затоиления, стал пассажирским ?
      5. OstWest 16 февраля 2016 22:59
        На войне побеждает тот, кто умнее, находчивей и рисковей.
        У немцев было все, что бы отбить атаку одинокой подводной лодки, но Маринеско нашел вариант и сработал уменьем, а не числом, как учил Александр Васильевич.
        Что вы все -пассажирский корабль, пасажирский корабль! Это был танспорт, перевозивший карлов. неважно на войне: грузовик, телега, железнодорожный состав и корабль, все это подлежит уничтожению, потому что везут ЖИВУЮ СИЛУ ВРАГА, которые завтра будут убивать наших. Вы что этого не понимаете?
    2. Алекс 13 февраля 2016 11:28
      Цитата: Валерий 1966
      Да, вы его ещё обвините, что он в кают-компанию корабля не заглянул и не посчитал, сколько там военных, а сколько беженцев. Хватит бреда. Память о нём священна, для России и её народа.

      Валерий, абсолютно с Вами согласен.
  6. Ин100грамм 13 февраля 2016 09:19
    Что и как тогда было знает только Маринеску. Но Подвиг был, и награда заслужена
  7. AK64 13 февраля 2016 09:30
    Никакой "легендой" Маринеску не был.
    За это потопление он даже не был награждён -- то есть в 45-м начальство понимало что никакого подвига здесь нет, не за что награждать.
    Героя Маринеску получил уже от Хрущёва, много лет спустя.
    1. Razvedka_Boem 13 февраля 2016 09:46
      Все написано в статье. Видимо вы ее не читали. Только имя Маринеску увидели и пошли строчить свои комменты.
    2. KBR109 13 февраля 2016 10:46
      Ага - от Хрущева ! В 1990 году ... То что Фюрер объявил его своим личным врагом тоже роли не играет ? Вам известны тысячи таких "врагов" ?
      1. AK64 13 февраля 2016 18:09
        То что Фюрер объявил его своим личным врагом тоже роли не играет ? Вам известны тысячи таких "врагов" ?


        Успокойтесь уже. Выдумка это, не "объявлял" никого фюрер "личным врагом".
        Это выдумал писатель Крон (сильно по какой-то причине Маринеску пиаривший)
  8. инженер 13 февраля 2016 09:47
    героя он получил в 1990 году после смерти. в это время горбачёв рулил.
    1. AK64 13 февраля 2016 18:14
      героя он получил в 1990 году после смерти. в это время горбачёв рулил.


      Ну и ладно. А пиарить Маринеску начал писатель Крон. И именно Крон придумал "личного врага всего Рейха". А пока Маринеску служил, ничем он особо не выделялся от других командиров.

      Ну утопил и утопил Гуслава, я не против (и я в курсе про "Армению", и даже про "Лузитанию" я в курсе). Речь о том, что в сравнении скажем с командирами и экипажами СФ, которые в очень тяжёлой ситуации работали, Маринеско действовал в условиях фактически тепличных. Эвакуация и паника, "Топи их всех!"

      Так что зачем пиарить одного, да ещё как "величайшего всех времён и народов"? Да потому что других имён не знают, вот и крутится пластинка
      1. KakoVedi 14 февраля 2016 00:17
        А просветить?! На предмет других имен... А главное - с указанием уникальных атак. С приложением калек выхода в атаку, соответствующих выписок из вахтенных журналов... Народ должен знать уникальные подвиги!
  9. Xenos 13 февраля 2016 10:21
    Мужик бухал, но своё дело знал туго...
    1. ShadowCat 13 февраля 2016 13:42
      Алкоголизм до добра не доводит
  10. Cap.Morgan 13 февраля 2016 11:22
    Для таких атак нужна бесшабашность, смелость граничащая с безрассудством. Конечно , у такого человека не могло не быть проблем с дисциплиной, ведь это определённый тип характера.
    И воздушный ас - Покрышкин тоже постоянно конфликтовал.
    Спокойный, тихий человек вряд ли сможет отчаянно , позабыв всё на свете бросаться на врага , тут необходимо быть по хорошему безбашенным сорвиголовой. Отсюда и неуживчивость в мирной жизни.
    Про военные преступления немцам вообще лучше помолчать. Сколько они пустили на дно в 41 - м, неперечесть.
  11. Cap.Morgan 13 февраля 2016 11:39
    У советских детей игрушек было мало. Самая распостранённая - пластмассовый пупс. Он был у каждого малыша. Маленькая кукла, всем известная , лёгкая , полая, не тонет.
    В Ленинград шли полуторки с хлебом по дороге жизни. Обратно с людьми. Машины проваливались под лёд, дорогу бомбили , обстреливали. Весной когда лёд сошёл к берегу прибило огромное количество этих кукол. Оставшихся от погибших , утонувших детей. Люди собрали их в большой бак. Страшное свидетельство деятельности немецких варваров на нашей земле...
    1. Одинокий Волк 13 февраля 2016 18:49
      Цитата: Cap.Morgan
      У советских детей игрушек было мало. Самая распостранённая - пластмассовый пупс. Он был у каждого малыша. Маленькая кукла, всем известная , лёгкая , полая, не тонет.
      В Ленинград шли полуторки с хлебом по дороге жизни. Обратно с людьми. Машины проваливались под лёд, дорогу бомбили , обстреливали. Весной когда лёд сошёл к берегу прибило огромное количество этих кукол. Оставшихся от погибших , утонувших детей. Люди собрали их в большой бак. Страшное свидетельство деятельности немецких варваров на нашей земле...
      Да было, про это на ВО и именно в военном архиве .. Читали ,знаем.И ПОМНИМ
  12. Царь,простоЦарь 13 февраля 2016 11:48
    Оба транспорта шли в камуфляже, с вооружением, без огней и опознавательных знаков Красного Креста? Было - было! Тогда вообще какие вопросы, особенно с Запада, где суда под гражданским флагом использовались как суда-ловушки, что послужило одной из причин принципа "топи всех подряд".

    А про Маринеско... Сложно говорить нам, не современникам и не коллегам, но судя по фактам - разгильдяйство, и водка... Опытного командира подлодки - поди поищи, и "просто так" не снимают.
  13. kig 13 февраля 2016 12:17
    Что значит "результаты его боевых походов противоречивы"? По-моему, тут как раз все ясно. По крайней мере, гораздо яснее, чем результаты того же Лунина. А насчет эффективности... Это ж надо, из шести походов четыре были безуспешными! Автору надо бы получше подготовиться, прежде чем писать всякую ерунду. Почитать хотя бы Вики: во-первых, сначала Маринеско командовал лодкой типа Малютка, а добиться значительных побед на ней было очень сложно. Она и официально предназначалась лишь для ведения разведки и защиты прибрежных районов. К тому же лодка, застрявшая в Ленинграде, была повреждена при артиллерийском обстреле. С-13, которой он командовал после М-ки, вообще не выходила в море целый год. Так что лучше не тыкать в недостаточную эффективность его походов. Тот же Лунин за время командования Щукой сделал 6 походов и потопил одно судно.
    kig
  14. akm8226 13 февраля 2016 12:59
    Я уже двно заметил - как только наши враги получают в морду сразу начинается вой о "негуманности" наших действий.
    Не мы пришли бомбить Берлин - если кто забыл то я напомню. А раз пришли не званные - не жалуйтесь! Когда фашисты топили корабли Красного Креста, никто из них не возмущался этим.
    Одно скажу вдобавок - напрасно мы освобождали европу и ложили своих солдат там. Надо было перепахать всё это гадючье гнездо, не оставив ни единого жителя, и картошкой с капустой засадить территории. Именно так делали гитлеровцы на нашей территории. Хатынь тому подтверждение.
    1. Комментарий был удален.
  15. ignoto 13 февраля 2016 13:07
    Флот очень сложный инструмент. Воссоздать его сложнее. И если количественно это отчасти удалось... то качественно... В годы войны потери были огромные и неоправданные. Один Таллинский переход превратившийся в Балтийскую Цусиму чего стоит. На этом фоне, действия Маринеско-повод, за который можно было зацепится, использовать в пропаганде.

    Цитата: Свин
    у Маринеско были проблемы с дисциплиной и субординацией...если вы служили в армии то понимаете что этого вполне достаточно что бы "сломать карьеру" любому герою...
    во время войны всё это терпят но в мирное время от таких избавляются не смотря на заслуги


    Тесть рассказывал о таком же герое. Но в авиации. Полное отсутствие дисциплины и уважения к начальству. По этой причине всего -лишь Герой. Но в воздухе... Немцев наколотил более сотни. Но...
    для официоза не угоден.
  16. HaByxoDaBHocep 13 февраля 2016 14:08
    обалденная картинка в статье, у меня в детстве была книга, про развитие подводного флота Советского Союза и там была эта картинка, жаль со всеми переездами и т.д, потерял книгу(
    1. KakoVedi 15 февраля 2016 23:31
      Кроме книги это репродукция есть в серии открыток про Балтийский флот в Великой Отечественной... Да и в журналах разных попадалась.
  17. Алексей Т. (Опер) 13 февраля 2016 18:04
    1. Сама атака что "Густлова" что "Штойбена" не является шедевральной или хотя бы квалифицированной. Оба судна шли без применения противоторпедного маневра не меняя скорости (причем "Густлов" вообще шел фактически без охраны), поэтому попасть в них особо труда не составляло. Любой мало-мальский грамотный командир ПЛ мог рассчитать торпедный треугольник без труда.

    2. Марнеско в обоих случаях атаковал законную цель. Оба транспорта числились в списках Каригсмарине как военные транспорта. Т.е. ни госпитальными ни гражданскими судами не являлись.

    3. В списках личных врагов Гитлера Маринеско не значился. Хотя бы потому, что подобных списков вообще не существовало. Были списки лиц, разыскиваемых Рейхом, но в этих списках фамилии Маринеско не значится. И не могла значится, поскольку потопление "Густлова" немцы не афишировали чтобы не поднимать паники, а потопление "Штойбена" никакой особой реакции у Гитлера не вызвало - на тот момент у него были заботы поважнее.

    4. Поведение Маринеско в базах, в перерывах между походами, по законам военного времени квалифицировалось как воинское преступление. Он неоднократно уходил в запой на длительные сроки, так что его банально не могли найти, в результате чего срывался выход лодки в боевой поход. А теперь поставьте себя на место командования флотилией: допустим, есть информация о том что немцы отправляют большой конвой, прибытие которого в пункт назначения может кардинально решить судьбу важнейшей стратегической операции. А командира, который своими действиями мог бы сорвать отправку этого конвоя, не могут найти потому, что он в пьяный соизволит отдыхать в неизвестном месте.

    И как квалифицировать действия этого командира?
    1. iouris 13 февраля 2016 18:50
      Поведение Маринеско во всех проявлениях следует квалифицировать, как проявление таланта в конкретной ситуации. Проблема в том, что поведение талантливой личности не поддаётся пониманию посредственности.
      Это подметил А.С.Пушкин, который ясно осознавал свой талант: "Я тоже бываю гадок. Но иначе!"
    2. AK64 14 февраля 2016 12:44
      1. Сама атака что "Густлова" что "Штойбена" не является шедевральной или хотя бы квалифицированной.

      Так

      2. Марнеско в обоих случаях атаковал законную цель.

      Так

      3. В списках личных врагов Гитлера Маринеско не значился. Хотя бы потому, что подобных списков вообще не существовало.

      Так.
      Забавно, конечно, откуда ноги у этой сказочки ростут...
      Но к теме не относится: никаких "личных врагов" не было

      4. Поведение Маринеско в базах, в перерывах между походами, по законам военного времени квалифицировалось как воинское преступление. О

      И здесь тоде Так:
      алкоголик, и если и был "легендой", то только в этом.
      командир-алкоголик это вообще очень плохо: кроме неадекватности действий вообще, такого сорта люди часто начинают рисковать кораблём и подчинёнными -- чтобы прикрыть свою тушку от начальственного гнева по поводу дисциплины.


      Но я удивлён что Вам школота минусов не наставила
      1. OstWest 16 февраля 2016 23:26
        Поставил вам еще один минус.
        Вас видимо невозможно удивить даже тем, что Маринеско отправил на дно за один поход целую дивизию врага. Неужели мало? Может жалко стало? Может такое было нормальной практикой? Уничтожать за один поход дивизию врага. Где еще есть подобный случай?
        У Маринеско были проблемы с дисциплиной и этим самым он прежде всего себя сам наказал, но то, что он совершил, его вклад в нашу Победу над врагом на порядок превышают усилия любого или почти любого воина той войны. То, что вы это не понимаете, ваша проблема.
    3. OstWest 16 февраля 2016 23:15
      Про дисциплину все верно, а вот выйти на вражеский транспорт, т.е найти врага, не дрогнуть и точно ударить в цель это и есть высшее мастерство охотника, плюс незаурядное чутье. Таких очень мало,единицы, за это их и ценят, любят и помнят. Маринеско- оказался один такой, а потом зависть остальных. Тоже сильное чувство.. А так все просто, только кто повторил?
      Что, никто не хотел? Не было других.
  18. Volgobalt 13 февраля 2016 18:18
    "Бежали от ужасов наступления Красной Армии" ! Мерзость западных писак границ не знает! Везли убийц, которые превратили в руины огромную часть СССР. Сжигали женщин и детей, мародерствовали, а их овечками невинными пытаются выставить! Мне жаль что слишком много их спаслось, и только! Маринеско - герой, что бы там недобитые фашистики не пытались говорить! НЕ ИМЕЮТ ПРАВА осуждать наших воинов !
    1. Царь,простоЦарь 13 февраля 2016 21:00
      Дааа, операция "Ганнибал". Жаль! ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, что проведена на таком уровне, и это в 45-м. Где, блин, была наша авиация. Не буду всуе вспоминать Таллинский переход, но за сдачу Севастополя обидно до невозможности...
  19. xoma58 13 февраля 2016 21:49
    Не пойму в чём вопрос. Маринеско утопил врага. Честь ему и слава. Шла война и выть о загубленных жизнях простых эсэсовских парней, по моему не уместно. Туда этим тв ар ям и дорога.
  20. Робертъ Невский 14 февраля 2016 16:58
    Вечная Слава Герою!
  21. JääKorppi 15 февраля 2016 13:16
    После того, что гансы натворили, обсуждать плохо или хорошо поступил Маринеску, не имеет смысла! Это война и не СССР его начал! А у меня 6 человек из семьи на той войне остались в том числе и годовалый малыш, умерший от голода в блокадном Ленинграде. И жалеть врага, который от страха за содеянное делал ноги, нет никакого желания! Судя по гейропейской современной прессе они и сейчас нас за людей не считают! Так что глубокая благодарность Советскому народу!
  22. Гесер 13 марта 2016 16:01
    Маринеско может и нарушал в чем то дисциплину но это не умаляет его подвига - атаки на транспортник "Вильгельм Густлов" который перевозил отборные экипажи для новых подводных лодок. То что такие подлодки существовали, свидетельствует факт, что когда Гитлер узнал о гибели "Густлова" он приказал занести Маринеско в список личных врагов Гитлера. Ведь советский подводник одним залпом уничтожил целую дивизию подводного флота фашисткой Германии. А что было бы если эти подводники не погибли? Они бы вышли в море на новых, малошумных и более совершенных подводных лодках, вооруженных новейшими торпедами. И тогда война затянулась бы еще неизвестно насколько, и неизвестно сколько бы еще погибло русских моряков и солдат. А также возможно и англо-американских солдат при высадке в Нормандии, только западные историки об этом предпочитают умалчивать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня