Среднеазиатское направление евразийской интеграции

Среднеазиатское направление евразийской интеграцииЕвразийская интеграция набирает обороты: Таможенный союз уже в действии и показывает отличные результаты. Вполне закономерно, что к вступлению в евразийские интеграционные объединения примеряются их потенциально новые участники.

С самого начала объединительного процесса его наиболее вероятным новым участником считалась Киргизия. В мае 2011 года Бишкек сделал официальное заявление о своём намерении войти в Таможенный союз. При этом Киргизия с самого начала выдвинула ряд условий своего вступления в это объединение. В частности, Киргизия настаивала на временной отмене вывозной пошлины нефть и нефтепродукты, поступающие с территории РФ и Казахстана. Ранее Киргизия и Таджикистан, как и все члены СНГ, получали российское топливо без пошлин. Пошлина на нефть и нефтепродукты, вывозимые в Киргизию и Таджикистан, стала взиматься согласно нормам единого Таможенного кодекса России, Белоруссии и Казахстана, вследствие чего поставки нефтепродуктов в Киргизию из России сократились более чем в 3 раза. В июле текущего года Киргизия и Таджикистан обратились к России с просьбой обнулить пошлины на нефтепродукты, на что Москва дала добро. В итоге эти страны закупают российские нефтепродукты на таких же условиях, что Белоруссия и Казахстан.

Теперь, когда вопрос с ввозом российских нефтепродуктов решён, самой серьёзной проблемой Киргизии на пути её полноценного вхождения в евразийский интеграционный процесс является проблема реэкспорта китайских товаров в Казахстан и РФ. Киргизия настаивает на установлении низких тарифов ввоза этих товаров на территорию стран ТС, мотивируя это тем, что перепродажа дешёвых товаров китайского производства в Казахстан и далее в Россию является основой экономики Киргизии: киргизы в основной своей массе, так или иначе, живут за счет этого реэкспорта.


Очевидно, что членам ТС не следует идти на серьёзные уступки, связанные с ввозом на свою территорию китайских товаров, хотя бы ради блага самой же Киргизии, тем самым работая на перспективу создания на её территории мощной лёгкой промышленности, способной удовлетворить нужды в недорогих и качественных товарах широкого потребления значительной части населения наших стран, и в перспективе полностью вытеснить с общего рынка китайский ширпотреб. Безусловно, киргизский реэкспорт готовой китайской продукции – это не самый лучший вариант развития экономики этой страны. Тем незавиднее судьба Киргизии, чем дольше она будет сидеть на так называемой китайской швейной игле. И в связи с включением Киргизии в интеграционные процессы, центром которых является Россия, а сутью, кто бы чего ни говорил, – возрождение на нашей общей территории формировавшихся десятилетиями хозяйственных связей, Киргизию нужно подталкивать именно к наращиванию собственного производства, пусть и из китайского сырья, для которого можно временно ввести льготные условия ввоза, а в перспективе отказаться и от него, заменив китайский хлопок среднеазиатским.

В поддержку этой точки зрения приведём высказывание ответственного секретаря ТС Сергея Глазьева, который не исключает введения льготных условий ввоза в Киргизию именно сырья: «Для Казахстана в ТС введён льготный период для 80 позиций ввозимых товаров, которые можно импортировать по прежним тарифам. Для экономики Киргизии являются необходимыми сырьевые товары для легкой промышленности, то есть товары, из которых шьют одежду и которые ввозятся в страну не для перепродажи».

Какой бы серьёзной ни была интеграция стран-членов ТС, по-настоящему единой позиции по вступлению в объединение других стран у них нет. Например, перспектива вхождения Киргизии в объединение в значительной степени настораживает Казахстан. Это не удивительно: граница Казахстана и Киргизии прекрасно оборудована, а Казахстан вполне удовлетворён текущим положением вещей. Кроме этого, в связи с обострением угрозы религиозного экстремизма, Казахстан пока не испытывает большого желания открывать свои южные рубежи на таком неоднозначном и нестабильном в политическом отношении направлении, каковым является Киргизия. Помимо политических соображений Казахстан руководствуется и экономическими причинами, желая изолировать свой внутренний рынок от киргизского экспорта продовольственной продукции. Доказательством тому служит недавно введённый Казахстаном запрет на ввоз мясомолочной продукции из Киргизии, а также ограничение поставок киргизского растительного масла и кондитерской продукции путём 40%-го повышения ввозных таможенных пошлин на эти виды продукции. Говоря откровенно, Казахстан не очень-то стремится к полноправному принятию Киргизии в ТС и ЕЭП.

Таким образом, без политической воли Москвы снова не обойтись. Главным требованием России в ходе присоединения Киргизии к евразийскому интеграционному проекту является должное обустройство внешней границы общего пространства на её киргизском участке, что будет весьма небыстрым делом, особенно в случае возложения данной задачи исключительно на киргизских пограничников. Поэтому углубление существующих сегодня форм сотрудничества пограничных ведомств РФ и Киргизии будет совершенно необходимым.

Что касается участия в евразийской интеграции других среднеазиатских государств, в частности Таджикистана, то здесь всё ещё весьма неопределенно. Сомнений по поводу своевременности данного шага хватает как в Москве, так и в Душанбе. Недавняя история с осуждением в Таджикистане русских лётчиков и депортацией значительного количества таджиков из России прибавили таких сомнений. Тем не менее, явных причин, препятствующих интеграции Таджикистана в ТС и ЕвразЭС руководством наших стран не выделялось. Путин лишь нейтрально отмечал, что для такого шага необходимо сначала присоединение Киргизии, поскольку Таджикистан попросту не имеет общих границ с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Кроме того, будет совсем неудивительно, если Душанбе не станет форсировать процесс включения Таджикистана в ТС. Как говорят отдельные эксперты, некоторые представители таджикской элиты по каким-то причинам не желают установления контроля ТС на своих внешних границах. А в случае вовлечения Таджикистана в интеграционный процесс, Душанбе будет обязан ввести единую для ТС систему администрирования грузов, а также обеспечить активное участие России в деле охраны внешней границы Союза, в особенности границы с Афганистаном.

На фоне разговоров о возможном присоединении Таджикистана к ТС особый интерес вызывает грядущий визит Президента этой страны Эмомали Рахмона в Москву, где он примет участие в так называемых неформальных саммитах глав стран СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, в ходе которых лидеры стран, формирующих эти объединения, планируют обсудить вопросы усовершенствования деятельности этих организаций, а также подвести итоги своего двадцатилетнего независимого существования, а также оценить дальнейшие перспективы интеграции на постсоветском пространстве. Примечательно, что накануне визита в Москву лидер Таджикистана запланировал официальный визит на Украину. О чём Рахмон собирается говорить с Януковичем, пока загадка, но то, что тема Евразийского союза станет на переговорах президентов одной из центральных, совершенно очевидно. Вполне вероятно, что Рахмон и Янукович приедут на неформальный саммит, запланированный на 19-20 декабря, выработав какую-то совместную позицию по включению их стран в евразийскую интеграцию.

Самую главную озабоченность в российском обществе по поводу включения в ТС и ЕЭП Киргизии и Таджикистана вызывает проблема либерализации миграционного режима для граждан этих стран в Россию и Казахстан. Напомним, что на территории стран будущего Евразийского союза предусмотрено свободное движение рабочей силы. Поэтому новые страны, вовлекаемые в процесс интеграции, будут добиваться применения существующих норм в равной степени и к их гражданам. Проблема миграции – один из главных камней преткновения для участия Киргизии, а вслед за ней и Таджикистана, в ТС, ЕЭП и ЕвразЭС. Если для интеграции Казахстана и Белоруссии с Россией этой проблемы не существовало, то для участия стран Средней Азии в этих объединениях она очень существенна. Совершенно очевидно, что ни России, ни Казахстану, ни Белоруссии не нужен массовый приток трудовых мигрантов из Киргизии и Таджикистана. В РФ их число и так довольно значительно, что создаёт ощутимые неприятности известного характера. Решение этой проблемы лежит в создании такой системы хозяйственных связей в рамках нового Союза, при которой внутренняя миграция по направлению из Средней Азии была бы минимальной. Необходимым будет и изменение структуры миграции: вместо потока рабочих рук из Средней Азии в Центральную Россию нужно будет налаживать интеллектуальную миграцию, при которой специалисты из России поедут в Среднюю Азию проектировать новые производства, энергетические объекты, налаживать инфраструктуру и получать в обмен на это дешёвую одежду, фрукты, а самое главное, надёжных друзей, на которых будет можно положиться в будущем. Будем надеяться, что это всё ещё возможно.
Автор: Помыткин Павел


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. vadimus 7 декабря 2011 07:53
    С экспортом китайских шмоток киргизы перегнули, конечно. Как,впрочем и с экспортом самих таджиков. Но в целом, политика верная
    vadimus
    1. Artemka 7 декабря 2011 13:49
      Молодцы, что тут скзать. Так держать!
      Artemka
  2. Anatoly 7 декабря 2011 08:43
    Киргизия,Таджикистан - надёжные друзья на которых будет можно положиться в будущем - отличная шутка! подняли с утра настроение! lol
    Anatoly
    1. киргиз 7 декабря 2011 09:36
      Повременить бы с ними и тем более с льготами для них
    2. Mujahiddin777 7 декабря 2011 10:32
      Щас главное не допустить пиндосам базироваться в Таджикистане. Пока наша база там, космические войска... а то потерять можно друга! А тут смотришь и душманы потянутся...
  3. Алексей42 7 декабря 2011 08:44
    Да,направление верное. Помимо всего, возможно это ударит и по наркатрафику.
    Алексей42
  4. kotmster 7 декабря 2011 11:02
    Может мы с помощью ТС сможем переубедить Украину ,что с нами выгоднее дружить нежели с Западом, заодно и Таджикистан будет реально заинтересован перекрыть наркотрафик, если конечно они разберутся со своей наркомафией в правительстве!
    kotmster
    1. УРБ 7 декабря 2011 12:52
      а с чего ты взял что Украина дружит с Западом?Политики это одно а народ другое!Правда народ никто и никогда не спрашивает что он хочет=)
      УРБ
    2. Mujahiddin777 7 декабря 2011 15:54
      Это вряд ли!!! И еще Таджикистану не выгоден ТС, т.к. получается что он граничит только с кусочком Китая и Афганистаном, а с Афгана сами знаете толку никакого, кроме наркоты правда..
  5. танк 7 декабря 2011 11:30
    А на наркотики тоже пошлины понизят?или может уберут
    танк
  6. forma2 7 декабря 2011 16:04
    Пускай реэкспорт в обратнм направлении запустят :
    Казахские Белоруские и Российские товары в Китай продают.
    bully
  7. tronin.maxim 7 декабря 2011 20:30
    Союз еще молодой, проблем много но и результаты положительные есть. Постепенно и не сразу союз будет укрепляться, всему свое время.
    1. Ислам 25 октября 2012 17:09
      По моему союз вполне мощный почти как СССР
      Ислам

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня