Military Review

Submachine gun Gatenby (Australia)

1
At the beginning of World War II, Australia was in a difficult position. Because of the problems on the fronts, the United Kingdom could not supply the Commonwealth countries with the necessary weapons and equipment, and they had to rely only on themselves. In this connection, in particular, the projects of the perspective small weapons. Fully new systems and options for upgrading existing weapons were proposed. So, in 1942, the project of the machine gun of engineer Gatenby appeared. This weapon, based on original and unusual ideas, did not go into the series, but later became the basis for new developments.


The Gatenby Gun was developed in 1942 year. Its author intended to create modern automatic weapons for the army. In 42, the project documentation was transferred to the Army Directorate of Inventions (Army Invention Directorate), which accepted the project for review. At the request of the Directorate, at least one experienced submachine gun of a new model was made, which was used in field tests and helped the military to form an opinion on the proposal of an enthusiastic inventor.

It should be noted that the classification of Mr. Gatenby’s weapons is a separate issue. In most sources, this product is referred to as a submachine gun, which is fully consistent with the definition of this term. Submachine gun Gatenby Gun had to use pistol cartridges .45ACP and be able to shoot in automatic mode. However, this weapon was made in a pistol form factor with an elongated frame and barrel and without a standard butt or shoulder rest attached. Thus, the characteristic appearance allows to attribute the weapon Gatenby to the category of automatic pistols. Both classification options are justified and have the right to life, although in most cases this weapon is designated precisely as a submachine gun.

Submachine gun Gatenby (Australia)
Weapons on display in 1945 year. Right - Gatenby Gun. Photo by Awm.gov.au


From the “traditional” self-loading or automatic pistols of the time, Gathenby’s weapons were large. It received an elongated frame in the front, a corresponding long barrel and the same trunk housing. In the back there was a pistol grip with a trigger in the safety bracket. Detachable box store was proposed to be placed in the handle.

Gatenby proposed a non-standard automation system that uses the energy of the movement of the trunk. At the same time, unlike some other systems, during the shot the barrel had to move not backward, but forward. To do this, the bolt with a rigidly fixed drummer should have been fixed on the frame without the possibility of movement, and the barrel should have moved. His turn was 1,5 inches. To ensure the operation of such automation, the submachine gun received a reciprocating spring located around the barrel. In the new project it was proposed to use a non-standard method of energy transfer to moving parts of weapons.

For cocking a new submachine gun, the movable barrel should be moved to the most forward position and fixed there. Pressing the trigger allowed the barrel to lift off, after which, under the action of a reciprocating spring, it began to move backwards. During this movement, the breech of state took the upper cartridge from the store and sent it to the chamber. In the rearmost position, the barrel contacted the bolt, and the motionless drummer initiated a shot.

The barrel of the Gatenby Gun was designed in such a way that the bullet experienced serious resistance when moving along the grooves. Due to the contact of the shell of the bullet and the rifling of the barrel, the latter had to move forward, compressing the return-action spring. Moving forward 1,25 inches, the barrel allowed the extractor to completely remove the cartridge case and throw it through the case window. By the time the bullet came out, the barrel was in the extreme front position and was ready for a new shot.

The submachine gun, according to some sources, received a trigger mechanism without a trigger and with a fixed drummer. For fixing the trunk in the front position, an elongated sear was used. Provided for the possibility of complete blocking trigger or shooting in two modes: single or bursts.

For the supply of ammunition, it was proposed to use a detachable box magazine with a single row arrangement of .45ACP cartridges. The store was to be placed in the receiving shaft of the handle and fixed there by a latch. When the magazine was inserted, the upper cartridge was at the level of the supply line, just below the barrel axis. This, in theory, allowed the ammunition to be correctly captured and sent to the chamber. Subsequently, significant disadvantages of this site were revealed.

The sights of the Gatenby system submachine gun were the simplest. An unregulated front sight was provided above the muzzle of the trunk, and there was a rear sight in the rear part of the casing. It should be noted that due to the relatively large length of the weapon, it was possible to significantly increase the line of sight, slightly increasing the effectiveness of the sighting devices.

In the future, a new weapon could get a holster, a detachable shoulder rest and other means, simplifying its operation. However, the test results did not allow the project to reach the stage of creating additional funds.

In 1942, Army Invention Directorate specialists studied the proposed project and also initiated the testing of a new weapon. Apparently, a single prototype was assembled for verification. Information on the manufacture of other weapons such as the Gatenby Gun are not available. Probably, only one submachine gun was enough for testing, which demonstrated that there was no need to manufacture new samples.

According to reports, the proposed submachine gun with unusual automation was different from other weapons by unexpectedly weak recoil with a relatively powerful .45APC cartridge. The specifics of the movements of internal units led to a noticeable reduction in the horizontal component of recoil associated with the ejection of a bullet from the barrel, which, in theory, made it possible to simplify the use of weapons. However, a serious flaw was subsequently revealed that leveled the advantage in the form of weak recoil directly from the shot.

During the tests, it was found that several different pulses were generated during the shooting, which ultimately lead to unacceptable shaking of the weapon. In addition to direct recoil from the shot, an additional impulse arose from moving the trunk in the backward direction. This impulse complicated the handling of weapons and adversely affected the accuracy and accuracy of fire. The presence of this impulse made it difficult to use a submachine gun, even taking into account the partial damping of recoil from a powerful cartridge. For shooting with acceptable accuracy, you had to hold the weapon with both hands.

Another disadvantage of the design was considered the low reliability of operation of the mechanisms for feeding cartridges. During the shooting, primarily in automatic mode, too often there were delays in the operation of automation. The cartridge seized by the barrel did not have sufficient support with further shipment, because of which it could warp and block the work of the mechanisms. To continue the shooting, a rather complicated and lengthy procedure for extracting a cartridge was required, which in practice could lead the shooter out of combat with the most negative consequences.

In its current form, the Gatenby Gun submachine gun did not suit the military. The reliability of the supply mechanisms of cartridges left much to be desired and did not meet the requirements of the military. Even in the absence of delays and sticking rounds, there were problems with shooting caused by the impact on the weapon of two noticeable impulses. Such a weapon could not suit the Australian military, because its drawbacks outweighed all the apparent advantages.

Military engineer Russell S. Robinson participated in the tests of advanced weapons. He became interested in the project Gatenbi and decided to continue its development. Until the end of 1942, R. Robinson independently developed two options for upgrading the existing submachine gun. According to some data, the aim of the new projects was to increase the reliability of the ammunition supply system and reduce the pulses that interfere with normal shooting.


Submachine gun R. Robinson Model 11, created on the basis of the design Gatenby. Photo by Smallarmsreview.com


In addition to correcting existing shortcomings, R. Robinson redid the existing weapon for a new ammunition. Submachine guns with the new designations Model 8 and Model 10 were supposed to use pistol cartridge caliber 9 mm (apparently, 9x19 mm Para). According to some reports, two new projects reached the assembly and testing of prototypes. The checks showed the fundamental possibility of applying the Gatenby scheme in weapons of reduced caliber, and also made it possible to determine the prospects for the changes made.

There is evidence that after the development of the "Model 8" and "Model 10" R. Robinson decided to adapt the original automation to use other cartridges. Calculations showed that such a weapon can use ammunition of a caliber smaller than 9 mm. Among other things, it allowed to reduce the return to acceptable values ​​at which the submachine gun could be held with one hand even when firing with bursts.

In the course of theoretical research R. Robinson came to the conclusion that it was necessary to thoroughly rework the initial ideas. To ensure the required reliability, the barrel should have been made stationary, and the shutter had to move. In addition, some new ideas should be added to the weapon design. Already in 1943, the Model 8 project was developed on the basis of the Gatenby Gun and Model 10 / 11 submachine guns, which differed from them in their mass of parts, principle of operation, and, of course, appearance.

After completing the test, the experienced submachine gun Gatenby was sent to storage. Serial production of such weapons did not start and was not even planned due to serious technical problems. A few years later, the Army Invention Directorate donated the only Gatenby Gun prototype to the museum. It is known that in 1945, these weapons, along with new developments by Russell S. Robinson, were exhibited as part of the AID achievements exposition. The fate of the prototype weapon Gatenby unknown. Apparently, it is stored in one of the warehouses of the military department or lies in the vaults of some Australian museum.


On the materials of the sites:
http://smallarmsreview.com/
https://awm.gov.au/
http://strangernn.livejournal.com/
Author:
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. avt
    avt 20 February 2016 11: 20
    +3
    Interestingly good but it’s a little blind request , clearly lacking article illustrations.

Пистолет-пулемет Гатенби (Австралия)

На начальном этапе Второй мировой войны Австралия находилась в сложном положении. Из-за проблем на фронтах Великобритания не могла поставлять странам Содружества необходимые вооружения и технику, и им приходилось полагаться только на свои силы. В связи с этим, в частности, начали появляться проекты перспективного стрелкового оружия. Предлагались полностью новые системы и варианты модернизации существующего оружия. Так, в 1942 году появился проект пистолета-пулемета инженера Гатенби. Это оружие, основанное на оригинальных и необычных идеях, не пошло в серию, но в дальнейшем стало основой для новых разработок.

Проект пистолета-пулемета Gatenby Gun был разработан в 1942 году. Его автор намеревался создать современное автоматическое оружие для армии. В 42-м документация по проекту была передана армейскому управлению по изобретениям (Army Invention Directorate), которое приняло проект для рассмотрения. По заказу Управления был изготовлен, как минимум, один опытный пистолет-пулемет новой модели, который использовался в полигонных испытаниях и помог военным составить мнение о предложении изобретателя-энтузиаста.

Следует отметить, что классификация оружия системы мистера Гатенби является отдельным вопросом. В большинстве источников это изделие упоминается как пистолет-пулемет, что вполне соответствует определению этого термина. Пистолет-пулемет Gatenby Gun должен был использовать пистолетные патроны .45ACP и иметь возможность стрельбы в автоматическом режиме. Тем не менее, это оружие было выполнено в форм-факторе пистолета с удлиненными рамкой и стволом и без присоединенного штатного приклада или плечевого упора. Таким образом, характерный облик позволяет отнести оружие Гатенби к категории автоматических пистолетов. Оба варианта классификации оправданы и имеют право на жизнь, хотя в большинстве случаев это оружие обозначается именно как пистолет-пулемет.


Пистолет-пулемет Гатенби (Австралия)
Оружие на выставке в 1945 году. Справа - Gatenby Gun. Фото Awm.gov.au


От «традиционных» самозарядных или автоматических пистолетов того времени оружие Гатенби отличалось большими размерами. Оно получило удлиненную в передней части рамку, соответствующий длинный ствол и такой же кожух ствола. В задней части имелась пистолетная рукоятка со спусковым крючком в предохранительной скобе. Отъемный коробчатый магазин предлагалось помещать в рукоятку.

Гатенби предложил нестандартную систему автоматики, использующую энергию движения ствола. При этом, в отличие от некоторых других систем, во время выстрела ствол должен был смещаться не назад, а вперед. Для этого затвор с жестко закрепленным ударником должны были фиксироваться на рамке без возможности движения, а перемещаться следовало стволу. Его ход составлял 1,5 дюйма. Для обеспечения работы подобной автоматики пистолет-пулемет получил возвратно-боевую пружину, расположенную вокруг ствола. В новом проекте предлагалось использовать нестандартный способ передачи энергии на движущиеся части оружия.

Для взведения нового пистолета-пулемета следовало отвести подвижный ствол в крайнее переднее положение и зафиксировать его там. Нажатие на спусковой крючок позволяло стволу сорваться с места, после чего он под действием возвратно-боевой пружины начинал передвигаться назад. Во время этого движения казенная часть ствола захватывала из магазина верхний патрон и досылала его в патронник. В крайнем заднем положении ствол контактировал с затвором, а неподвижный ударник инициировал выстрел.

Ствол Gatenby Gun был рассчитан таким образом, чтобы пуля испытывала серьезное сопротивление при движении по нарезам. За счет контакта оболочки пули и нарезов ствола последний должен был смещаться вперед, сжимая возвратно-боевую пружину. Сдвинувшись вперед на 1,25 дюйма, ствол позволял экстрактору полностью извлечь стреляную гильзу и выбросить ее через окно кожуха. К моменту выхода пули ствол находился в крайнем переднем положении и был готов к новому выстрелу.

Пистолет-пулемет, по некоторым данным, получил ударно-спусковой механизм без курка и с неподвижным ударником. Для фиксации ствола в переднем положении использовалось удлиненное шептало. Предусматривалась возможность полной блокировки УСМ или стрельбы в двух режимах: одиночными или очередями.

Для подачи боеприпасов предлагалось использовать отъемный коробчатый магазин с однорядным расположением патронов типа .45ACP. Магазин должен был помещаться в приемную шахту рукояти и фиксироваться там защелкой. При вставленном магазине верхний патрон оказывался на уровне линии подачи, чуть ниже оси ствола. Это в теории позволяло правильно захватывать боеприпас и отправлять его в патронник. В дальнейшем были выявлены значительные недостатки этого узла.

Прицельные приспособления пистолета-пулемета системы Гатенби были самыми простыми. Над дульной частью ствола предусматривалась нерегулируемая мушка, а в задней части кожуха имелся целик. Следует отметить, что благодаря сравнительно большой длине оружия удалось заметно увеличить линию прицеливания, немного повысив эффективность прицельных приспособлений.

В дальнейшем новое оружие могло получить кобуру, отъемный плечевой упор и другие средства, упрощающие его эксплуатацию. Тем не менее, результаты испытаний не позволили проекту дойти до стадии создания дополнительных средств.

В 1942 году специалисты Army Invention Directorate изучили предложенный проект, а также инициировали испытания нового оружия. Для проверки был собран, по-видимому, единственный прототип. Сведения об изготовлении другого оружия типа Gatenby Gun отсутствуют. Вероятно, для испытаний хватило лишь одного пистолета-пулемета, который продемонстрировал отсутствие необходимости в изготовлении новых образцов.

По имеющимся данным, предложенный пистолет-пулемет с необычной автоматикой отличался от другого оружия неожиданно слабой отдачей при сравнительно мощном патроне .45APC. Специфика перемещений внутренних агрегатов привела к заметному сокращению горизонтальной составляющей отдачи, связанной с выталкиванием пули из ствола, что в теории позволяло упростить использование оружия. Тем не менее, в дальнейшем был выявлен серьезный недостаток, нивелировавший преимущество в виде слабой отдачи непосредственно от выстрела.

Во время испытаний было установлено, что во время стрельбы образуются несколько различных импульсов, которые в итоге приводят к неприемлемой тряске оружия. Помимо непосредственно отдачи от выстрела дополнительный импульс возникал от передвижения ствола в заднем направлении. Этот импульс усложнял обращение с оружием и негативно сказывался на точности и кучности огня. Наличие этого импульса затрудняло применение пистолета-пулемета даже с учетом частичного гашения отдачи от мощного патрона. Для стрельбы с приемлемой точностью приходилось держать оружие двумя руками.

Еще одним недостатком конструкции посчитали невысокую надежность работы механизмов подачи патронов. В ходе стрельбы, в первую очередь в автоматическом режиме, слишком часто случались задержки в работе автоматики. Захваченный стволом патрон при дальнейшем досылании не имел достаточной поддержки, из-за чего мог перекашиваться и блокировать работу механизмов. Для продолжения стрельбы требовалась достаточно сложная и длительная процедура извлечения патрона, которая на практике могла вывести стрелка из боя с самыми негативными последствиями.

В существующем виде пистолет-пулемет Gatenby Gun не устроил военных. Надежность механизмов подачи патронов оставляла желать лучшего и не соответствовала требованиям военных. Даже при отсутствии задержек и утыкания патронов начинались проблемы со стрельбой, обусловленные воздействием на оружие двух заметных импульсов. Подобное оружие никак не могло устроить австралийских военных, поскольку его недостатки перевешивали все кажущиеся преимущества.

В испытаниях перспективного оружия участвовал военный инженер Расселл С. Робинсон. Он заинтересовался проектом Гатенби и решил продолжить его развитие. До конца 1942 года Р. Робинсон самостоятельно разработал два варианта модернизации имеющегося пистолета-пулемета. По некоторым данным, целью новых проектов было повышение надежности системы подачи патронов и уменьшение импульсов, мешающих нормальной стрельбе.

Пистолет-пулемет Гатенби (Австралия)
Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11, созданный на базе конструкции Гатенби. Фото Smallarmsreview.com


Помимо исправления имеющихся недостатков Р. Робинсон переделал имеющееся оружие под новый боеприпас. Пистолеты-пулеметы с новыми обозначениями Model 8 и Model 10 должны были использовать пистолетный патрон калибра 9 мм (по-видимому, 9х19 мм Para). По некоторым данным, два новых проекта дошли до сборки и испытаний опытных образцов. Проверки показали принципиальную возможность применения схемы Гатенби в оружии уменьшенного калибра, а также позволили определить перспективы внесенных изменений.

Имеются сведения, что после разработки «Модели 8» и «Модели 10» Р. Робинсон решил приспособить оригинальную автоматику для использования иных патронов. Расчеты показывали, что подобное оружие может использовать патроны калибра менее 9 мм. Среди прочего, это позволяло сократить отдачу до приемлемых значений, при которых пистолет-пулемет можно было бы удерживать одной рукой даже при стрельбе очередями.

В ходе теоретических изысканий Р. Робинсон пришел к выводу о необходимости серьезной переработки исходных идей. Для обеспечения требуемой надежности ствол следовало сделать неподвижным, а перемещаться должен был затвор. Кроме того, в конструкцию оружия следовало внести некоторые новые идеи. Уже в 1943 году на базе пистолетов-пулеметов Gatenby Gun и Model 8/10 был разработан проект Model 11, отличавшийся от них массой деталей, принципом действия и, естественно, внешним видом.

После завершения испытаний опытный пистолет-пулемет Гатенби был отправлен на хранение. Серийное производство такого оружия не начиналось и даже не планировалось ввиду серьезных проблем технического характера. Спустя несколько лет Army Invention Directorate передал единственный прототип Gatenby Gun в музей. Известно, что в 1945 году это оружие вместе с новыми разработками Расселла С. Робинсона выставлялось в рамках экспозиции достижений AID. Дальнейшая судьба прототипа оружия Гатенби неизвестна. По-видимому, он хранится на одном из складов военного ведомства или лежит в запасниках какого-либо австралийского музея.


По материалам сайтов:
http://smallarmsreview.com/
https://awm.gov.au/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. avt 20 февраля 2016 11:20
    Интересно good , но подслеповато как то request ,явно не хватает статье иллюстраций .
    avt

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня