Military Review

Submachine gun R. Robinson Model 11 (Australia)

5
In 1942, the Australian army tested the new Gatenby submachine gun. it weapon It had an unusual architecture with a movable shaft, providing the work of automation, but it was not without flaws. The reliability of the supply of ammunition left the best, and because of the non-standard design, when fired, several different forces impacted the weapon, worsening the accuracy and accuracy of fire. Already in 42, military engineer Russell Shepherd Robinson took on the development of the design of Gatenby. Until the end of the year, he proposed two versions of an upgraded submachine gun for a new 9-mm cartridge. However, for a significant increase in performance, it was necessary not only to refine the existing structure, but to create a new one on its basis.


The development of the new design of the submachine gun, which received the symbol Model 11, was launched at the beginning of 1943. It took about a year to design a new weapon - a set of necessary drawings was prepared only in the spring of 1944. Delaying the work was associated with serious technical problems. R. Robinson was going to use some ideas of Gatenby, but to change them in accordance with his own plans. It took a lot of time to work out the updated automation, which is why the project was ready only for the spring 1944 of the year. In the future, the gunsmith had to refine the project in accordance with the wishes of the military, with the result that the first draft of the Model 11 project received preliminary approval only in the late autumn of the same year.

According to reports, having familiarized themselves with the project, representatives of the Australian army made new requirements for weapons relating to various aspects of its design and principle of operation. So, the Robinson submachine gun should not weigh more than 2,5 a pound (less than 1,4 kg), conduct automatic fire at a rate of up to 600 rounds per minute, have the highest possible magazine capacity and automatically throw away empty magazines. It took some time to solve these problems, which affected the overall pace of project development.

Submachine gun R. Robinson Model 11 (Australia)
Partial disassembly of Model 11


In the original Gatenby Gun project, it was proposed to use a movable barrel, moved by the energy of the bullet and the recoil-fighting spring. Such a system had some advantages, but did not provide the required reliability of the supply of ammunition. For this reason, having undertaken two not very successful attempts at improvement, R. Robinson decided to fasten the barrel of the new weapon motionless and use a moving bolt with a large casing. Because of this and some other design features, the Model 11 submachine gun can also be categorized as an automatic pistol.

The main unit of the R. Robinson submachine gun was the L-shaped frame with a pistol grip, trigger guard, as well as fixtures for the movable casing of the bolt, parts of the firing mechanism, barrel, etc. From the point of view of design, this detail did not differ from similar assemblies of self-loading pistols of that time. On top of the frame should have been installed a movable casing of the shutter, just like the details of other weapons. In the future, the product Model 11 received some other additional units, which made it more similar to the usual submachine guns, as well as simplified operation.

The experience of testing and refining the submachine gun Gatenby showed that it was not the barrel that was supposed to move, but the bolt with the casing. For this reason, R. Robinson rigidly secured the barrel on the frame. In addition, for the correct operation of automation, several spiral grooves twisted clockwise (seen from the breech) appeared on the outer surface of the barrel. It was proposed to wear a special liner in the form of a washer with the corresponding protrusions on these grooves, which was movably mounted in front of the casing of the bolt.

The shutter along with the casing had to move along the frame back and forth, consistently producing the sending of the cartridge, the shot and the extraction of the sleeve. In this case, the weapon, despite the outward similarity of the main parts, in the combat and discharged positions was significantly different from the pistols of that time. In the discharged state of the weapon, the casing of the bolt was in the extreme forward position, because of which its front part completely closed the protruding barrel, and part of the frame above the handle remained open. In the cocked position, before the shot, the casing was located in the extreme rear position, “pistol-like”.


Frame without casing, bolt and barrel. View from above


Like its predecessor, the Model 11 machine gun was not supposed to be equipped with a relatively complex trigger mechanism. The used trigger ensured that the bolt was held in the rearmost position, and also made it possible to block the trigger and related parts or to fire in different modes. A curious feature of the USM was the fuse-translator flag. It was made in the form of a U-shaped part with a wide middle part and was placed inside the trigger guard. In the vertical position, the box blocked the mechanisms, and in addition, physically did not allow to pull the trigger. In the middle position, under 45 ° to the horizontal, the flag allowed firing single, and by pressing it to the frame in a horizontal position, it was possible to shoot bursts.

The supply of ammunition (according to some data, cartridge type 9x19 mm Para) was carried out from detachable box magazines with a single row of cartridges. The military demanded to create a store of the maximum possible capacity, as well as to ensure its automatic release after devastation, but, as far as we know, R. Robinson’s project did not reach this point.

It was proposed to aim the weapon at the target with the help of traditional “pistol” flies and a rear sight pillar placed on the casing of the bolt.

The custom design of automatics led to the appearance of the original principle of the mechanisms. The Model 11 submachine gun had to fire from an open bolt, for which it was necessary to place the bolt in the rearmost position before firing. At the same time, he closed the open back of the frame, and the muzzle of the barrel went beyond its limits. At the same time, the casing of the bolt caught on the sear trigger. When the trigger was pressed, the reciprocating spring, worn on the barrel, moved the bolt to the front position, simultaneously with which the cartridge was seized from the magazine with its subsequent displacement. In the extreme forward position, the bolt hit the primer with the help of a fixed drummer.


The weapon is ready to fire: the bolt is retracted and locked.


Under the influence of recoil energy, the bolt began to move backward, compressing the spring. In order to reduce the speed of movement of the bolt, R. Robinson provided the liner housing and grooves on the barrel. When the casing is rolled back, the protrusions of the liner should have been in contact with the grooves of the barrel, rotating the liner itself and slowing the movement of the bolt. With this, it was planned to reduce the speed of moving parts and thereby reduce the technical rate of fire to an acceptable level. Moving back, the bolt removed the cartridge case and threw it through the corresponding window of the casing. In the rearmost position, the bolt with the casing was again hooked on the sear (in single-shot mode) or immediately went ahead, producing a new shot.

The automation scheme proposed by Russell S. Robinson with the shutter moving before and after the shot had one noticeable plus. Massive shutter with a casing weighing 1 pound (initially they were lighter, but later calculations showed the need for increased mass) began to move forward even before the shot and the formation of an impulse from the powder gases. At the moment of the shot, they braked in the extreme forward position and pushed the weapon forward, thereby partially compensating for the recoil from the shot, directed backwards.

Such automatics made it possible to drastically reduce the removal of the barrel when firing bursts. The recoil impulse and push of the shutter partially compensated each other, allowing to fire with good indicators of accuracy and accuracy. However, later it turned out that this design led to a slight decrease in accuracy when shooting single. Moving forward before the shot, the bolt gave a small impetus to the rest of the "fixed" parts of the weapon, which led to some change in its position. As a result, with automatic firing, the submachine gun Model 11 showed higher accuracy characteristics than with single shots.

Due to the unusual design of the casing of the bolt and firing mechanism, the new submachine gun did not need a separate bolt delay. The store feeder had a special ledge that blocked the descent when cartridges were used up. Thus, regardless of the selected fire mode, after a shot using the last cartridge, the bolt was rolled back and locked in the extreme rear position. After this, the shooter could replace the magazine and continue shooting by simply pressing the trigger without any additional manipulations.


Different positions of the fuse-translator of fire. From top to bottom: USM lock, single fire, fire burst


The final draft of the Model 11 submachine gun was developed by the end of 1944. This allowed the assembly and testing of the experimental weapon to begin, but this work was delayed. At the beginning of 1945, R. Robinson was sent to Canada on official business, and then to the UK. During a Canadian business trip, a specialist had to discuss some issues with Small Arms Ltd. and John Inglis Co., Ltd. R. Robinson presented his representatives to his representatives. Canadian gunsmiths showed a certain interest, and also offered to improve the submachine gun, equipping it with the simplest shoulder rest of the telescopic structure. Attach this device was proposed on the back of the frame, above the pistol grip.

To enhance the usability of the new weapon, the original holster was also developed. It was a canvas bag of appropriate shapes and sizes with a top flap fastened with a button. The holster could be carried on a belt. An oblong pocket was provided on its outer surface for storing a spare magazine and a telescopic shoulder rest. The development of the original holster was needed because of the specific architecture of the weapon. In a discharged position, the shutter casing protruded beyond the frame, thereby increasing the overall length of the weapon.

After traveling to Canada and the UK, Russell S. Robinson returned to Australia, where he was able to continue working on his project. In 1945, he contacted the SAF Lithgow arms factory in Lithgow, where several experienced submachine guns were assembled. According to reports, the entire experimental batch consisted of only four new weapons. In addition, there is evidence of the manufacture of the fifth product, but this, apparently, was only a set of spare parts for the repair of prototypes. Currently it exists in the form of an assembled submachine gun and is the subject of controversy about its origin.

Only in 1946, did the Robinson Model 11 submachine guns reach the test. By this time, the designer was literally flooded with other work, because of which he later had to find time to continue improving the new submachine gun. As a result, the development of the project was seriously delayed and continued over the next few years.


Set of submachine gun Model 11. Weapon itself, shoulder rest, additional magazine and holster. Weapon discharged, bolt in forward position


The purpose of the first stage of testing at one of the Australian polygons was to check the firing characteristics, as well as to assess survivability during the operation of weapons in difficult conditions. In parallel with the Model 11 submachine gun, weapons of a similar class Sten Mk V and MCEM were tested at the test site. This, in particular, made it possible to compare several new developments and identify their strengths and weaknesses in comparison with other samples.

Comparative tests of new weapons led to unexpected results. A new submachine gun designed by R. Robinson surpassed Sten Mk V and MCEM in terms of accuracy when firing automatic fire. At the same time, the Model 11 product gave way to competitors when comparing the accuracy of a single lamp. This weapon also showed unsatisfactory results when tested by pollution. Through the large rear window of the frame, which opens when the slide is moved forward, dirt and sand easily get inside the weapon, interfering with the work of mechanisms.

According to the test results, the Ordnance Board organization, which was responsible for checking prospective small arms, issued R. Robinson a new list of requirements for improving his weapons. Although the Model 11 product was positioned as a submachine gun, the military saw in it a specific version of the “classic” self-loading pistol with the possibility of firing bursts. Since this weapon looked like a pistol, had a pistol holster, held like a pistol and had an appropriate weight, the military demanded that the indicators of a single fire should be brought up to the level of existing self-loading pistols.

The draft of the updated automatic machine gun received the designation Model 16. To fulfill the requirements for the accuracy of a single fire, it was necessary to change the design of all weapons in a noticeable way. The relatively low accuracy of shooting single was associated with the movement of the bolt before the shot. Thus, when shooting in the self-loading mode, the shutter had to be fixed in the forward position and only after that initiate the shot. To solve this problem, it was necessary to remake the bolt, equipping it with a movable rather than a fixed drummer, change the trigger mechanism and modify the mass of other parts.


Shooting a Model Pistol 11


At that time, Russell S. Robinson received several important tasks related to other small arms, because of which he did not have enough time to develop his own projects. One result of this was stopping the Model 16 project to its full completion. The gunsmith managed to work out the concept of upgrading an existing submachine gun, but the prototype of the updated weapon was not made and was not tested.

A final attempt to perfect the Model 11 submachine gun was made in the 1948 year. R. Robinson intended to increase the mass of the bolt without the growth of the weight of all weapons, for which it was planned to use new materials. The experimental casing and bolt were made of a special material developed by General Electric and designated Heavy Alloy. With comparable strength characteristics, the new bolt turned out to be one and a half times heavier than the base. The casing of the new material had a smaller thickness and a greater length in comparison with the base. For the application of new parts, some changes were made to the frame design.

It is known that several new closures and housings were made of "heavy alloy". These parts could be used on existing prototypes, but there is no information about testing updated weapons. The use of new parts made it possible to increase certain characteristics of the weapon when firing in different modes, however, it was probably not tested in practice.

In the late forties, Russell S. Robinson retired from the Australian army. Shortly thereafter, he moved to the United States, where he continued to work on new small arms systems. Now he worked as an independent design engineer and was no longer dependent on other projects offered by the army or ordered by the military. Two decades after moving to the United States, R. Robinson applied for a patent. Having sent the necessary documents in 1970, in 73, the gunsmith received a document confirming his rights to the design of the Model 11 submachine gun.


Shooting with an emphasis


One of the most interesting features of the Model 11 project is the difficulty with its classification. The overall appearance makes it possible to attribute this weapon to the category of automatic pistols, and the characteristics allow it to be considered a submachine gun. Currently, the issue of classification could be resolved without any problems. A few decades ago, the concept of PDW (Personal Defense Weapon) was proposed, to which the development of R. Robinson partially corresponds. His original weapon was relatively easy to handle, operate and carry, and also had sufficiently high characteristics and allowed the shooter to effectively defend against attack.

In the forties, when R. Robinson worked on his project, the concept of PDW did not exist yet, and the military had different views on promising small arms for the army. Submachine gun Model 11 did not fit into them, because of what there was a requirement to change the project. Perhaps, if this development appeared a few decades later, she would be able to interest the army or security forces. However, in the late forties, she failed to become a regular weapon for military personnel.

No more than five Robinson submachine guns that were used in the tests, as well as a number of experimental heavy bolts with casings were manufactured. According to some information, moving to the USA, R. Robinson took with him a part of these items. In the future, all prototypes went to museums and private collections.


On the materials of the sites:
http://smallarmsreview.com/
http://thefirearmblog.com/
http://world.guns.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Author:
Photos used:
Smallarmsreview.com, Thefirearmblog.com
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. starper
    starper 20 February 2016 07: 36
    +4
    The author’s meticulousness is striking, for me it’s even too much :-) But anyway, thanks.
  2. kopar
    kopar 20 February 2016 08: 11
    +4
    Due to the meticulousness of the author, it is possible to understand and study the material presented in more detail.
  3. GRAY
    GRAY 20 February 2016 08: 34
    +2
    The fire translator is located masterfully. Moved further, by accident, the lever and was left without cartridges - beauty.
  4. Lekov L
    Lekov L 20 February 2016 08: 41
    +3
    "... Pistol: a short-barreled firearm designed to be held and operated when fired with one hand ..."
    A source:
    "CIVIL AND SERVICE WEAPONS, FIRE AND GAS. CLASSIFICATION. GOST R 51888-2002"
    (approved by the Resolution of the State Standard of the Russian Federation from 25.04.2002 N 171-st)

    Thanks to the author, Cyril, sorry I do not know the middle name.
    Awesome article good
    A small note:
    According to the national classification (see above) it is an automatic pistol.
    Relative APS.
    Forgive me, fans of shooting with two hands with one gun. smile
    Respectfully....
  5. psiho117
    psiho117 20 February 2016 11: 14
    +2
    Thanks for the article, a very interesting sample was considered. hi
  6. avt
    avt 20 February 2016 11: 25
    +2
    Well, here's a really cool article compared to the previous one. good Maybe it’s worth somehow combining it and breaking it into pieces? Together they would really look cool, well, as a whole.
  7. hohol95
    hohol95 21 February 2016 22: 42
    +1
    AUSTRALOPHINE - well done! We read about their inventions in the choke! We went into the series or did not go, BUT THEY HAVE ATTEMPTED TO PROTECT THE HOMELAND! A YOUR PPD; PPSh; Teaching staff; SVT; ABC - we reproach with all frankness!

Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11 (Австралия)

В 1942 году австралийская армия провела испытания нового пистолета-пулемета системы Гатенби. Это оружие имело необычную архитектуру с подвижным стволом, обеспечивающим работу автоматики, однако не было лишено недостатков. Надежность подачи боеприпасов оставляла лучшего, а из-за нестандартной конструкции при выстреле на оружие воздействовало несколько различных сил, ухудшавших точность и кучность огня. Уже в 42-м за развитие конструкции Гатенби взялся военный инженер Расселл Шеферд Робинсон. До конца года он предложил два варианта модернизированного пистолета-пулемета под новый 9-мм патрон. Тем не менее, для значительного повышения характеристик требовалось не просто дорабатывать существующую конструкцию, а создавать на ее основе новую.

Разработка нового проекта пистолета-пулемета, получившего условное обозначение Model 11, стартовала в начале 1943 года. На проектирование нового оружия ушло около года – комплект необходимых чертежей был подготовлен только весной 1944-го. Затягивание работ было связано с серьезными проблемами технического характера. Р. Робинсон собирался использовать некоторые идеи Гатенби, но изменить их в соответствии с собственными планами. На отработку обновленной автоматики потребовалось достаточно много времени, из-за чего проект был готов только к весне 1944 года. В дальнейшем оружейнику пришлось дорабатывать проект в соответствии с пожеланиями военных, в результате чего первый вариант проекта Model 11 получил предварительное одобрение только в конце осени того же года.

По имеющимся данным, ознакомившись с проектом, представители австралийской армии вынесли новые требования к оружию, касавшиеся различных аспектов его конструкции и принципа работы. Так, пистолет-пулемет Робинсона не должен был весить более 2,5 фунта (менее 1,4 кг), вести автоматический огонь с темпом до 600 выстрелов в минуту, иметь максимально возможную емкость магазина и автоматически выбрасывать пустые магазины. На решение этих проблем понадобилось некоторое время, сказавшееся на общих темпах разработки проекта.


Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11 (Австралия)
Неполная разборка Model 11


В исходном проекте Gatenby Gun предлагалось использовать подвижный ствол, перемещаемый энергией пули и возвратно-боевой пружины. Такая система имела некоторые преимущества, но не обеспечивала требуемой надежности подачи боеприпасов. По этой причине, предприняв две не слишком удачные попытки усовершенствования, Р. Робинсон решил закрепить ствол нового оружия неподвижно и использовать перемещающийся затвор с крупным кожухом. Из-за этого и некоторых других особенностей конструкции пистолет-пулемет Model 11 также можно отнести к категории автоматических пистолетов.

Основным агрегатом пистолета-пулемета Р. Робинсона была Г-образная рамка с пистолетной рукоятью, спусковой скобой, а также креплениями для подвижного кожуха затвора, деталей ударно-спускового механизма, ствола и т.д. С точки зрения конструкции эта деталь не отличалась от аналогичных узлов самозарядных пистолетов того времени. Сверху на рамке должен был устанавливаться подвижный кожух затвора, так же напоминавший детали прочего оружия. В дальнейшем изделие Model 11 получило некоторые другие дополнительные агрегаты, делавшие его более похожим на привычные пистолеты-пулеметы, а также упрощавшие эксплуатацию.

Опыт испытаний и доработки пистолета-пулемета Гатенби показывал, что двигаться должен не ствол, а затвор с кожухом. По этой причине Р. Робинсон жестко закрепил ствол на рамке. Кроме того, для правильной работы автоматики на внешней поверхности ствола появились несколько спиральных канавок, закрученных по часовой стрелке (при взгляде от казенной части). На эти канавки предлагалось надевать специальный вкладыш в виде шайбы с соответствующими выступами, который подвижно устанавливался в передней части кожуха затвора.

Затвор вместе с кожухом должен был перемещаться вдоль рамки вперед и назад, последовательно производя досылание патрона, выстрел и экстракцию гильзы. При этом оружие, несмотря на внешнее сходство основных деталей, в боевом и разряженном положениях значительно отличалось от пистолетов того времени. В разряженном состоянии оружия кожух затвора находился в крайнем переднем положении, из-за чего его передняя часть полностью закрывала выступающий ствол, а часть рамки над рукоятью оставалась открытой. Во взведенном положении, перед выстрелом, кожух располагался в крайнем заднем положении, «по-пистолетному».

Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11 (Австралия)
Рамка без кожуха, затвора и ствола. Вид сверху


Как и предшественник, пистолет пулемет Model 11 не должен был оснащаться сравнительно сложным ударно-спусковым механизмом. Использованный УСМ обеспечивал удержание затвора в крайнем заднем положении, а также позволял блокировать спусковой крючок и связанные с ним детали или вести огонь в разных режимах. Любопытной особенностью УСМ стал флажок предохранителя-переводчика. Он был выполнен в виде П-образной детали с широкой средней частью и помещался внутри предохранительной скобы спускового крючка. В вертикальном положении флажок блокировал механизмы, а кроме того, физически не позволял нажать на спусковой крючок. В среднем положении, под 45° к горизонтали, флажок допускал стрельбу одиночными, а прижав его к рамке в горизонтальном положении, можно было стрелять очередями.

Подача боеприпасов (по некоторым данным, патрон типа 9х19 мм Para) осуществлялась из отъемных коробчатых магазинов с однорядным расположением патронов. Военные требовали создать магазин максимально возможной емкости, а также обеспечить его автоматический выброс после опустошения, но, насколько известно, до этого проект Р. Робинсона не дошел.

Наведение оружия на цель предлагалось осуществлять при помощи традиционных «пистолетных» мушки и целика, размещенных на кожухе затвора.

Нестандартная конструкция автоматики привела к появлению оригинального принципа действия механизмов. Пистолет-пулемет Model 11 должен был вести огонь с открытого затвора, для чего перед стрельбой следовало поместить затвор в крайнее заднее положение. При этом он закрывал собой открытую заднюю часть рамки, а дульная часть ствола выходила за его пределы. Одновременно с этим кожух затвора зацеплялся за шептало ударно-спускового механизма. При нажатии на спусковой крючок возвратно-боевая пружина, надетая на ствол, перемещала затвор в переднее положение, одновременно с чем осуществлялся захват патрона из магазина с его последующим досыланием. В крайнем переднем положении затвор бил по капсюлю при помощи зафиксированного ударника.

Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11 (Австралия)
Оружие готово к стрельбе: затвор отведен назад и зафиксирован


Под действием энергии отдачи затвор начинал движение назад, сжимая пружину. С целью снижения скорости движения затвора Р. Робинсон предусмотрел вкладыш кожуха и канавки на стволе. При откате кожуха выступы вкладыша должны были контактировать с канавками ствола, вращая сам вкладыш и замедляя движение затвора. С помощью этого планировалось снизить скорость перемещения деталей и тем самым сократить техническую скорострельность до приемлемого уровня. Двигаясь назад, затвор извлекал стреляную гильзу и выбрасывал ее через соответствующее окно кожуха. В крайнем заднем положении затвор с кожухом вновь зацеплялись шепталом (в режиме стрельбы одиночными) или сразу уходили вперед, производя новый выстрел.

Предложенная Расселлом Ш. Робинсоном схема автоматики с затвором, движущимся до и после выстрела, имела один заметный плюс. Массивные затвор с кожухом весом 1 фунт (изначально они были легче, но позже расчеты показали необходимость увеличения массы) начинали двигаться вперед еще до выстрела и образования импульса от пороховых газов. В момент выстрела они затормаживались в крайнем переднем положении и толкали оружие вперед, тем самым частично компенсируя отдачу от выстрела, направленную назад.

Такая автоматика позволила резко сократить увод ствола при стрельбе очередями. Импульс отдачи и толчок затвора частично компенсировали друг друга, позволяя вести огонь с неплохими показателями точности и кучности. Тем не менее, в дальнейшем выяснилось, что подобная конструкция приводила к некоторому снижению точности при стрельбе одиночными. Двигаясь вперед перед выстрелом, затвор придавал небольшой импульс остальным «неподвижным» частям оружия, что приводило к некоторому изменению его положения. Как следствие, при автоматической стрельбе пистолет-пулемет Model 11 показывал более высокие характеристики точности, чем при одиночных выстрелах.

За счет необычной конструкции кожуха затвора и ударно-спускового механизма новый пистолет-пулемет не нуждался в отдельной затворной задержке. Подаватель магазина имел специальный выступ, блокировавший спуск при израсходовании патронов. Таким образом, независимо от выбранного режима огня, после выстрела с использованием последнего патрона затвор откатывался и стопорился в крайнем заднем положении. После этого стрелок мог заменить магазин и продолжить стрельбу путем простого нажатия на спусковой крючок без каких-либо дополнительных манипуляций.

Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11 (Австралия)
Разные положения предохранителя-переводчика огня. Сверху вниз: блокировка УСМ, огонь одиночными, огонь очередью


Окончательная версия проекта пистолета-пулемета Model 11 была разработана к концу 1944 года. Это позволяло начать сборку и испытания опытного оружия, однако эти работы затянулись. В начале 1945 года Р. Робинсона по служебным делам отправили в Канаду, а затем в Великобританию. Во время канадской командировки специалист должен был обсудить некоторые вопросы с оружейным предприятием Small Arms Ltd. and John Inglis Co., Ltd. Его представителям Р. Робинсон представил свой проект. Канадские оружейники проявили определенный интерес, а также предложили усовершенствовать пистолет-пулемет, оснастив его простейшим плечевым упором телескопической конструкции. Крепить это устройство предлагалось на задней части рамки, над пистолетной рукоятью.

Для повышения удобства эксплуатации нового оружия также была разработана оригинальная кобура. Она представляла собой холщовый мешок соответствующих форм и размеров с верхним клапаном, застегивающимся на кнопку. Кобуру можно было переносить на ремне. На внешней ее поверхности предусматривался продолговатый карман для хранения запасного магазина и телескопического плечевого упора. Разработка оригинальной кобуры понадобилась из-за специфической архитектуры оружия. В разряженном положении кожух затвора выступал за пределы рамки, чем увеличивал общую длину оружия.

После командировок в Канаду и Великобританию Расселл Ш. Робинсон вернулся в Австралию, где смог продолжить полноценную работу над своим проектом. В 1945 году он связался с оружейной фабрикой SAF Lithgow в г. Литгоу, где были собраны несколько опытных пистолетов-пулеметов. По имеющимся данным, вся опытная партия состояла всего из четырех единиц нового оружия. Кроме того, имеются данные об изготовлении пятого изделия, однако это, по-видимому, был лишь набор запчастей для ремонта прототипов. В настоящее время он существует в виде собранного пистолета-пулемета и является предметом споров о своем происхождении.

Лишь в 1946 году пистолеты-пулеметы Робинсона Model 11 дошли до испытаний. К этому времени конструктора буквально завалили другой работой, из-за чего в дальнейшем ему приходилось изыскивать время на продолжение совершенствования нового пистолета-пулемета. Как следствие, развитие проекта серьезно затянулось и продолжалось в течение нескольких следующих лет.

Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11 (Австралия)
Комплект пистолета-пулемета Model 11. Само оружие, плечевой упор, дополнительный магазин и кобура. Оружие разряжено, затвор в переднем положении


Целью первого этапа испытаний на одном из австралийских полигонов была проверка характеристик стрельбы, а также оценка живучести при эксплуатации оружия в сложных условиях. Параллельно с пистолетом-пулеметом Model 11 на полигоне испытывалось оружие аналогичного класса Sten Mk V и MCEM. Это, в частности, позволило сравнить несколько новых разработок и выявить их слабые и сильные стороны в сравнении с другими образцами.

Сравнительные испытания нового оружия привели к неожиданным результатам. Новый пистолет-пулемет конструкции Р. Робинсона превзошел Sten Mk V и MCEM по характеристикам точности при ведении автоматического огня. Одновременно с этим изделие Model 11 уступило конкурентам при сравнении точности одиночного огня. Также это оружие показало неудовлетворительные результаты при испытании загрязнением. Через крупное заднее окно рамки, открывающееся при сдвиге затвора вперед, грязь и песок легко попадали внутрь оружия, мешая работе механизмов.

По результатам испытаний организация Ordnance Board, отвечавшая за проверку перспективного стрелкового оружия, выдала Р. Робинсону новый список требований по усовершенствованию его оружия. Хотя изделие Model 11 и позиционировалось в качестве пистолета-пулемета, военные видели в нем специфический вариант «классического» самозарядного пистолета с возможностью стрельбы очередями. Поскольку это оружие внешне походило на пистолет, имело пистолетную кобуру, удерживалось подобно пистолету и имело соответствующий вес, военные потребовали довести показатели одиночного огня до уровня существующих самозарядных пистолетов.

Проект обновленного автоматического пулемета получил обозначение Model 16. Для выполнения требований по точности одиночного огня следовало заметным образом изменить конструкцию всего оружия. Сравнительно низкая точность стрельбы одиночными была связана с движением затвора перед выстрелом. Таким образом, при стрельбе в самозарядном режиме затвор должен был фиксироваться в переднем положении и только после этого инициировать выстрел. Для решения этой задачи требовалось переделать затвор, оснастив его подвижным, а не фиксированным ударником, изменить ударно-спусковой механизм и доработать массу других деталей.

Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11 (Австралия)
Стрельба из Model 11 "по-пистолетному"


В тот период Расселл Ш. Робинсон получил несколько важных заданий, связанных с другим стрелковым оружием, из-за чего не имел достаточно времени для разработки собственных проектов. Одним из результатов этого стала остановка проекта Model 16 до полноценного завершения. Оружейник успел проработать концепцию модернизации имеющегося пистолета-пулемета, однако прототип обновленного оружия не изготавливался и не испытывался.

Последняя попытка усовершенствовать пистолет-пулемет Model 11 была предпринята в 1948 году. Р. Робинсон намеревался увеличить массу затвора без роста веса всего оружия, для чего планировалось использовать новые материалы. Экспериментальные кожух и затвор были изготовлены из специального материала, разработанного компанией General Electric и получившего обозначение Heavy Alloy («Тяжелый сплав»). При сравнимых характеристиках прочности новый затвор получался в полтора раза тяжелее базового. Кожух из нового материала имел меньшую толщину и большую длину в сравнении с базовым. Для применения новых деталей некоторые изменения были внесены в конструкцию рамки.

Известно, что было изготовлено несколько новых затворов и кожухов из «тяжелого сплава». Эти детали могли использоваться на существующих прототипах, однако сведения об испытании обновленного оружия отсутствуют. Применение новых деталей позволяло повысить некоторые характеристики оружия при стрельбе на разных режимах, однако, вероятно, не было проверено на практике.

В конце сороковых годов Расселл Ш. Робинсон уволился из австралийской армии. Вскоре после этого он переехал в США, где продолжил работу над новыми системами стрелкового оружия. Теперь он работал в качестве самостоятельного инженера-конструктора и более не зависел от прочих проектов, предлагаемых армии или заказываемых военными. Через два десятилетия после переезда в Соединенные Штаты Р. Робинсон подал заявку на получение патента. Отправив необходимые документы в 1970 году, в 73-м оружейник получил документ, подтверждающий его права на конструкцию пистолета-пулемета Model 11.

Пистолет-пулемет Р. Робинсона Model 11 (Австралия)
Стрельба с применением упора


Одной из самых интересных черт проекта Model 11 являются трудности с его классификацией. Общий облик дает возможность отнести это оружие к категории автоматических пистолетов, а характеристики позволяют ему считаться пистолетом-пулеметом. В настоящее время вопрос классификации мог быть решен без особых проблем. Еще несколько десятилетий назад была предложена концепция PDW (Personal Defense Weapon), которой частично соответствует разработка Р. Робинсона. Его оригинальное оружие было сравнительно простым в обращении, эксплуатации и переноске, а также имело достаточно высокие характеристики и позволяло стрелку эффективно защищаться от нападения.

В сороковых годах, когда Р. Робинсон работал над своим проектом, концепция PDW еще не существовала, а военные имели иные взгляды на перспективное стрелковое оружие для армии. Пистолет-пулемет Model 11 не укладывался в них, из-за чего появилось требование об изменении проекта. Возможно, если бы эта разработка появилась на несколько десятилетий позже, ей удалось бы заинтересовать армии или силовые структуры. Тем не менее, в конце сороковых ей не удалось стать штатным оружием военнослужащих.

Было изготовлено не более пяти пистолетов-пулеметов Робинсона, которые использовались в испытаниях, а также некоторое количество экспериментальных тяжелых затворов с кожухами. По некоторым данным, переезжая в США, Р. Робинсон забрал с собой часть этих изделий. В дальнейшем все опытные образцы разошлись по музеям и частным коллекциям.


По материалам сайтов:
http://smallarmsreview.com/
http://thefirearmblog.com/
http://world.guns.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Smallarmsreview.com, Thefirearmblog.com

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. starper 20 февраля 2016 07:36
    Поражает дотошность автора, по мне так даже слишком :-) Но любом случае, спасибо.
  2. копарь 20 февраля 2016 08:11
    Благодаря дотошности автора.можно более подробно понять и изучить представленный материал.
  3. GRAY 20 февраля 2016 08:34
    Переводчик огня расположен шедеврально. Сдвинул дальше, нечаянно, рычаг и остался без патронов - красота.
  4. Леков Л 20 февраля 2016 08:41
    "...Пистолет: короткоствольное огнестрельное оружие, конструктивно предназначенное для удержания и управления при стрельбе одной рукой..."
    Источник:
    "ОРУЖИЕ ГРАЖДАНСКОЕ И СЛУЖЕБНОЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ И ГАЗОВОЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ГОСТ Р 51888-2002"
    (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.04.2002 N 171-ст)

    Спасибо Автору, Кириллу, простите не знаю отчества.
    Потрясающая статья good
    Маааленькое замечание:
    по отечественной классификации (см выше) это автоматический пистолет.
    Родственник АПС.
    Да простят меня поклонники стрельбы с двух рук одним пистолетом. smile
    С уважением....
  5. psiho117 20 февраля 2016 11:14
    Спасибо за статью, очень интересненький образец был рассмотрен. hi
  6. avt 20 февраля 2016 11:25
    Ну вот реально классная статья по сравнению с предыдущей . good Может стоило как то объединить и разбить по частям ?Вместе они бы реально круто смотрелись бы , ну как единое целое .
    avt
  7. hohol95 21 февраля 2016 22:42
    АВСТРАЛОПИТЕКИ - молодцы! Читаем о их изобретениях в захлёб! Пошли в серию или не пошли, НО ОНИ ПЫТАЛИСЬ ЗАЩИТИТЬ РОДИНУ! А СВОИ ППД; ППШ; ППС ; СВТ; АВС - поносим со всей откровенностью!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня