Зарезать чем-то по красивее (Часть 5)

— Бамбарбия! Киргуду!
— Что он сказал?
— Он говорит, что, если вы откажетесь, они вас… зарежут. Шутка.
— Шутка!

(«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»)


Появление на экране незабвенной троицы (сцена в ресторане) всегда вызывает смех тем, как умело Трус, Бывалый и Балбес поделили доставшийся им национальный кавказский костюм, включая и кинжал. Ну да, ведь и то, какой горец без кинжала, а тут он прямо на пузе висит и… за ним уже ничего не видно. Между тем это интереснейший пример для военной психологии: одежда – вражеская, война с врагом идет с 1817 по 1864 год и, тем не менее, и одежда, и оружие этого врага становятся настолько популярны, что их носят и офицеры регулярной русской армии, и казаки. Само название верхней одежды – черкеска - указывает на ее конкретное происхождение и… ничего!

Зарезать чем-то по красивее (Часть 5)

Вот она – кама, на поясе у Бывалого…

Правда, тут можно сказать, что были ведь и горцы, лояльные к Белому царю, и что Его Величества Императорский конвой во времена оные практически весь состоял из горцев Кавказа и был одет в свою национальную униформу! Очевидно, что во многом тут «виновато» совершенство. Совершенство одежды, совершенство шашки (от адыгского/черкесского «сэшхуэ» или «са́шхо» – «большой» или «длинный нож»), совершенство кинжала – камы, входившего в комплект оружия горских воинов – вот что заставило все это использовать их противников. Хотя, красота этого оружия свою роль также сыграла и немалую.


Кинжал 1845 г. Франция. Красота отделки ножен и мастерски выполненная рукоять, конечно, производят впечатление. Но, как такой кинжал держать в руках? Музей искусств графства Лос-Анджелес.

Вот тут-то мы и подошли к вечной теме: красота и целесообразность. «И навозная корзина предмет прекрасный, – говорил Сократ, – и золотой щит может быть безобразным, если первая для своего предназначения сделана отлично, а второй дурно!» То есть, очевидно, что есть образцы оружия более гармоничные, в том числе и в отношении украшений, чем другие. В каких-то превалирует украшательство и тогда это уже не оружие или почти не оружие, в других господствует грубый утилитаризм кухонного ножа или столь же вульгарная «красота» тюремной «финки», а вот третьи – это как раз то, что мы обозначаем понятием гармония. В таком оружии воедино сливаются практическая целесообразность и художественное оформление, а в итоге мы имеем эстетическое совершенство изделия. И вот тут, пожалуй, лучшего образца, чем кавказская кама просто не найти!


Индийский «тычковый» кинжал зафар таки XVIII – XIX вв. Длина с ножнами 57.5 см; без ножен 47.6 см; ширина клинка 3.3 см; вес 348.7 г; вес ножен 201.3 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции музея с 1935 г. Как видите, прямые клинки индусы тоже умели производить, активно у себя использовали, и умело украшали такие вот кинжалы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Здесь мы опять-таки обратимся к теории, а она говорит, что извечное противоборство Запада и Востока породило два вида клинков: колющие прямые (оружие Запада) и рубящие «кривые» (оружие Востока). Римляне – использовавшие тактику дисциплинированных легионов и раньше других поняли, что колоть лучше, чем рубить – не надо замахиваться! Именно поэтому, например, в британской коннице в 1908 году опять ввели колющую шпагу, широко применявшуюся в Первой мировой войне. Однако и изогнутый клинок всаднику не помеха, так как наносит очень глубокие резаные раны. Другое дело, что он не должен быть очень уж изогнутым, чтобы не потерять своих колющих функций. Примеры – японская катана и опять же «наша» шашка, которыми можно и рубить, и колоть!


Кинжал ландскнехтов XVI в. Лувр. Париж. Вроде бы клинок очень даже функциональный, рассчитанный на то, чтобы пробивать кольчуги. Но вы только себе представьте, как лежит его рукоять в вашей руке, и как вы им действуете? Хотя ножны, да, ножны очень красивые.

Что касается кинжала, то доказано, что удар им сверху вниз наиболее сильный. Изогнутый клинок в этом плане проигрывает тем сильнее, чем он изогнут!

И вот тут опять-таки именно горцы Кавказа решили вопрос с выбором лучшего оружия, вооружившись изогнутой шашкой и прямым кинжалом. Первой лучше всего рубить на скаку, вторым – колоть врага в рукопашной схватке, хотя длинное и прочное лезвие позволяет наносить камой и рубящие удары. То есть это поистине универсальное оружие!


Типичный кинжал кама начала XIX в. Сталь, золото, серебро, чернь. Длина с ножнами 53.3 см; длина без ножен 50.6 см; длина клинка 38.1 см; ширина клинка 3.3 см; вес 382.7 г; вес ножен 240.9 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

А теперь немного о роли камы в истории отечественной… литературы. Ведь это именно кама висела на поясе черкески у Н.С. Мартынова и это благодаря ей поручик М.Ю. Лермонтов прозвал его «дикарь с большим кинжалом» или «горец с большим кинжалом» или просто «господин Кинжал». «Защитники» г-на Мартынова обычно говорят, что Лермонтов, мол, «сам нарвался» на дуэль своими бесконечными издевками. Насмешничал, насмешничал, ну и допек человека. Однако и Мартынов был отнюдь не без греха – отрастил себе огромные бакенбарды, и имел обыкновение появляться в черкесском костюме с непомерной величины кинжалом, в белой нахлобученной папахе, с видом мрачным и молчаливым.


Кама XVIII – XIX вв. Стать, рог, дерево, кожа, серебро. Длина с ножнами 51 см; длина без ножен 49.1 см; длина клинка 35.6 см; ширина клинка 3.8 см; вес 328.9 г; вес ножен 87.9 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции музея с 1935 г.

Справедливости ради стоит сказать, что Мартынов обычно ходил в форме Гребенского казачьего полка. Но на момент злополучной ссоры в доме Верзилиных он был в отставке и потому «делал разные вольные к ней добавления». Так, он бывал одет в белую черкеску и черный бархатный или шелковый бешмет, или же, наоборот, носил черную черкеску и белый бешмет. В дождливую погоду покрывал голову черной папахой вместо белой. Рукава черкески засучивал, что придавало «всей его фигуре смелый и вызывающий вид».


Вот он, «месье Кинжал» – господин Н.С. Мартынов.

То есть вел себя как… современный и не очень умный дембель, ну, а тогда про таких говорили фат! Мартынов, конечно, понимал, что, красив, ростом высок, смотрится эффектно, но как всякий неумный человек был склонен к позерству. Вот у Лермонтова рука-то сама и тянулась к карандашу, чтобы запечатлеть столь колоритную фигуру …

Вот, например, рисунок М.Ю. Лермонтова: Мартынов въезжает в Пятигорск. Кругом дамы, пораженные его красотой, причем и дамы, «и въезжающий герой… были замечательно похожи». Под рисунком подпись: «Господин Кинжал въезжает в Пятигорск».


«Горец» – акварель лермонтовских времен.

Есть и другой рисунок. На нем Мартынов с огромным кинжалом буквально от пояса до земли ведет беседу с миниатюрной Наденькой Верзилиной, у которой на поясе тоже висит эдакий маленький «дамский» кинжальчик.


Кама в серебряных ножнах XIX вв. Сталь, рог, серебро, чернь. Длина 55.4 см; длина без ножен 51.4 см; длина клинка 37.8 см; ширина клинка 5.4 см; вес 445.1 г; вес ножен 394.1 г. Интересна особенность профилировки клинка: у пяты два широких дола, а дальше четыре узких (лицевая сторона). На задней стороне два широких и два узких дола доходят до сужения клинка. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции музея с 1935 г.

Возможно, что не будь на Мартынове этого злополучного кинжала («непонятно, кто к кому прицеплен: Мартынов к кинжалу или кинжал к Мартынову!») роковой дуэли бы так и не случилось, и поэт Лермонтов еще многие годы трудился на ниве российской поэзии и прозы, но… между ними встал именно «большой кинжал», и этим кинжалом оказалась по иронии судьбы совершенная во всех отношениях горская кама!


Вот здесь, в этой гостиной в доме Верзилиных в Пятигорске решилась судьба великого поэта.


Уникальная кама с волнистым клинком XIX вв. Сталь, серебро, эмаль. Длина с ножнами 54.9 см; длина без ножен 52.1 см; длина клинка 39.4 см; ширина клинка 3.4 см; вес 436.6 г; вес ножен 354.4 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции музея с 1935 г.

Что касается истории собственно камы, то название этого кинжала происходит от абхазского аҟама; и кабардино-черкесского къамэ, то есть пришло к нам из абхазо-адыгских языков. Клинок традиционно длинный от 30 до 50 см, прямой и обоюдоострый. На клинке может быть дол, причем долы относительно друг друга могут располагаться асимметрично, что, безусловно, повышает его жесткость. Сечение клинка – линзовидное или ромбическое. Сужение клинка к острию плавное. Рукоять узкая, перекрестия не имеет, навершие массивное. К кинжалу прилагаются ножны, которые обычно носятся на поясе с набором.


Как видите, не бывает правил без исключений. Вот кама, но с изогнутым клинком и без долов, XIX вв. Сталь, кожа, дерево, серебро. Длина с ножнами 45.2 см; длина без ножен 43.8 см; длина клинка 31.8 см; ширина клинка 4.3 см; вес 280.7 г; вес ножен 79.4 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции музея с 1935 г.

В зависимости от региона кама имеет свои, так сказать, национальные особенности. Так азербайджанский клинок своей отличительной особенностью имеет орнаментацию клинка. При этом в орнаменте могут использоваться как растительные, так и узоры геометрического характера, а также характерные мусульманские орнаменты – арки, вьющиеся ветки с редко расположенными на них стилизованными листьями. Также используется прорезной орнамент.


Кама в стиле бебута с вороненым клинком XVIII – XIX вв. Сталь, рог, дерево, латунь, серебро, текстиль. Длина с ножнами 27.8 см; длина без ножен 27.1 см; ширина клинка 2.9 см; вес клинка 268 г; вес ножен 31.2 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции музея с 1935 г.

Кама армянской выделки имеет головку вытянутых очертаний, что придает ей форму типичной восточной арки. Популярным является украшение фестонами в виде тюльпанов, которые помещают и на рукояти, и на ножнах. Золотая и серебряная насечка зачастую применяется одновременно.


Грузинская кама украшенная кораллами XIX вв. Сталь, серебро, кораллы, золото. Длина 61.3 см; длина без ножен 58.6 см; ширина клинка 5.7 см; вес 516 г; вес ножен 249.5 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции музея с 1935 г.

Грузинская кама имеет короткий и широкий клинок, кроме этого на рукояти бывают шляпки с краями, вырезанными в форме цветочных лепестков. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками, а у их пятки могут быть фигурные сквозные прорези, окаймленные золотой или серебряной насечкой. Серебряная отделка рукоятей и ножен выполнена сплошным растительным или цветочным орнаментом в технологии чернения с гравировкой, а также и с позолотой. Дагестанские кинжалы имеют очень вытянутую головку рукояти. В этом они похожи на армянские кинжалы. А вот кинжалы мастеров из Дагестана во все времена считались, да и сейчас считаются на Кавказе самыми лучшими. Их еще называют «кубачинскими» по названию селения, где их производят.


Кубачинская кама, Дагестан, XVIII – XIX вв. Сталь, дерево, серебро, чернь. Длина 56 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Первое, что бросается в глаза, когда рассматриваешь такой кинжал – прекрасное соотношение длины собственно клинка с шириной и также с размерами рукояти – не слишком большой и не слишком маленькой. Кроме этого их клинки обычно делают по лезгинскому образцу – с долами, сдвинутыми относительно друг друга. Такая конструкция дает наибольшую жесткость клинку и делает его самым легким. В долах часто травлением делают узор, который копирует рисунок, который бывает у сварочной стали.


Кама служебная XVIII – XIX вв. Сталь, рог, дерево, кожа, серебро. Длина 51 см; длина без ножен 49.1 см; длина клинка 35.6 см; ширина 3.8 см; вес 328.9 г; вес ножен 87.9 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В коллекции музея с 1935 г.

Пространство между долами и лезвиями обычно воронят широкими темными полосами, что придает клинку совершенно необычный вид. Головки рукоятей также удлиненные, или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого в русских казачьих частях, в особенности у уставных – кинжалов пулеметных команд и бебутов артиллеристов. Техника украшения аналогична традиционной кубачинской технике украшения любых металлических изделий.

Лезгинский кинжал - разновидность дагестанского кинжала, а вот хевсурский похож на грузинский кинжал, но детали прибора рукояти и ножен делаются из латуни или железа, и украшаются простейшим орнаментом, который производят медной насечкой.


Кинжал XVIII века. Кливлендский музей искусств.

Так что совершенство совершенством, красота красотой, а именно кама оказалось той соломинкой, что, как говорят на Востоке, сломала спину верблюду. То есть сыграла роковую роль в судьбе Лермонтова и Мартынова…
Автор:
Вячеслав Шпаковскокий
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

95 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти