Military Review

Spies Part of 1

9
Spies Part of 1



23 September 1698 of the year, barely arriving in Moscow, the resident hurries to establish encrypted (with the help of numbers) correspondence with many foreign centers. In the event that the Russians knew about the method of correspondence that was so suspicious and unusual for a religious mission, it was recommended to speak in explanations with the authorities, “that you are answering a mathematical question or reporting some kind of art”.



This became known after in 1883, the copies of sixty very interesting documents of the XVII and XVIII centuries from one Prague archive were delivered to Russia. They got into that archive along with other papers of the Bohemian province of the Jesuit Order, whose center was in Prague. In 1904, these documents were published in Petersburg in the form of a book, which was called “Letters and Reports of the Jesuits about Russia in the Late XVII and Early XVIII Centuries”. In some respects, this collection of documents is simply priceless: in them, the Jesuits personally described many of their obvious and secret matters, told them what was carefully hidden from prying eyes.

In one letter we find information about the shortest possible route through Russia to China, in another the Jesuit reports the details of the battle of the Russians with the Swedes near Narva: they inform about the forces of the Russian artillery and the armies operating in Kurland and Lithuania against the Swedes: further the Jesuit writes to the authorities, that it is a new, updated map of the upper Volga region; diplomatic information is also given in the letters, and every year more and more.

From these documents it is clear that the Jesuits living in Moscow under the guise of "saving souls" Catholics traveled around the country, and precisely in such places that were of particular interest from a military point of view. So, back in 1698, one missionary went to Voronezh, where Peter I built a navy for war with the Turks.

In 1701, the Jesuits successfully bothered to equip special Catholic missions to Taganrog and Azov, where the most important events of the war were unfolding.



That same year, before leaving for Azov, the Jesuit Francis Emilian wrote about his desire to move from there to Astrakhan, “where most of the merchants from the great Tataria gather, as well as from Mongolia, Gazarrati and remote areas of India. I hope that this journey would not be without good, ”added the Jesuit meaningfully. (“Letters and reports of the Jesuits about Russia at the end of the 17th and beginning of the 18th centuries”, pp. 95-96. Apparently, this is the Gujarat region of northwestern India, one of the most important shopping centers at that time on the way from Africa and Asia Minor to South Asia.)

In the 1709 year, according to the report, one Jesuit monk traveled to Arkhangelsk - to a city and port that was of great strategic importance and interested all foreign intelligence officers (not too much here to remind you that both Astrakhan and Arkhangelsk are on the list of four Russian cities Jesuit Reitenfels to help future organizers of papal espionage).

Thus, in Moscow, there was one of the important centers of the Vatican intelligence service; he stretched his tentacles to neighboring countries. Thus, the Viennese Jesuit Eder in 1702 wrote about the intended appointment of new missionaries to Moscow to send, as it were, to Azov, and in fact to China (Letters ..., p. 97). In 1699, Francis Emilian informed the authorities that the Jesuits living in Moscow maintained contacts with Armenian and Persian merchants through whom they corresponded with the Jesuit resident living in Shamakhi and even more distant Tibet was obtained (“Letters ...” p. 34-36).

Russian mistrust, contempt and hatred of the Jesuits were so great that the Catholic mission in Moscow could exist only because of deception: it was carefully hidden that these missionaries belonged to the Jesuit order, and it was believed that they were ruled by the German emperor, and not the pope the Jesuits themselves, "if the Muscovites ... found out the opposite, ... missionaries ... would not have suffered any longer, because whoever Rome sends will never be accepted by Muscovy." Letters ..., pp. 191, p. 200).

The German emperor pursued his goals, which in many respects coincided with the papal ones. Therefore, he willingly spent a lot of money on the maintenance of the mission, in particular, the construction of her house and church in Moscow, as well as the Jesuits' salary (he paid them 800 rubles annually - at that time a huge amount) and the support of the Jesuit school.

For the sake of completeness, it is also necessary to remind that not only those Jesuits who settled at the church under the guise of simple priests worked in Moscow. There were more secret Jesuits; Moscow correspondents accidentally chatted about them. Of the foreigners mentioned here, this is undoubtedly Gordon, Menezius, Gvasconi (in the name of the latter, the house built for the money of the German emperor in the German Quarter was recorded - the secret residence of the Moscow Jesuits) and others. So, from one letter we learn that the secret Jesuit served as a chemist in a Moscow Catholic pharmacy. In addition, the permanent agents of the Society of Jesus received help from the Jesuit roadways, who stayed in Moscow for a long time on their way to the countries of the East.

Slapping in front of the order to send a teacher and two other missionaries to Moscow, the Jesuit residents in Moscow considered it necessary that they come not in monastic but in secular dress (“The diary of Berchholz’s chamber-cadet in Russia in the reign of Peter the Great from 1721) on 1725 year ", part 2, ed. 2, M., I860, p. 158." Letters ... ", p. 22 and 88).

When some ill-wishers from other orders went to Poland from a Jesuit Ilya Broggio to Poland that he did not wear an orderly robe in Krakow, Broggio justified himself like this: “The reason that I wore such clothes in Poland filled with Muscovites everywhere was however, according to which the clothes of our fathers were changed in Muscovy ”(“ Letters ... ”, pp. 165 — 166).

Broggio added that three months earlier, when there were no Russians in Krakow, he wore a Jesuit soutane.

So Yuri Krizhanich in 1646 wrote from Smolensk to Rome, that he was most concerned about preserving secrecy over the true goals of his visit to Russia. Krizhanich wanted such an impenetrable secret that, out of the fear of "betrayal" (his expression), it was even possible to deny to the Catholics that he was a missionary.

Of particular importance, as always and everywhere, the Jesuits in Moscow attached to their school, through which they were able to establish ties with the Russian nobility, - that was its main task. But the connections were fragile; besides, they extremely embittered the Orthodox clergy and in the end became one of the reasons for the new expulsion of the Jesuits from Russia.

Peter I saw the Jesuit wiles perfectly and considered the Catholic mission, apparently, primarily as a foreign intelligence agency. He did not want to eliminate it for a long time - perhaps because, watching her, it was easier to find out than in the Russian state, military and economic life the neighboring governments are especially interested; and besides, by allowing the activities of the Jesuits, he satisfied one of the insistent requests of the German emperor, who always sought various privileges for the Catholic Church in Russia.

Thus, the question of the Jesuits was for the Russian government a matter of international politics. Here we must look for the cause of the uneven attitude towards the Jesuits: it worsened as these scouts of the Vatican brazenly and caused more and more harm to our state. Over time, the Jesuits unleashed so much that in general they no longer hide their participation in international affairs.

This is very clearly and convincingly reflected in their correspondence, where more and more messages like the following began to appear (Jesuit Broggio, who came from Moscow to Vienna, writes to Prague the provincial of the Order):
“On December 1 I had a gracious and friendly audience with our most august emperor (Joseph I). August wants me to go to Poland as soon as possible, and if possible, to the king himself, and deliver a very important letter to the king in a secret manner and, on behalf of His Majesty, he said something and certified about something, etc. not without a hunt, I take this opportunity to return to the Russians, since I consider it absolutely necessary to finally find out how permanent the Muscovites are in the present circumstances, and whether any disorder has occurred in religious harmony because of the world that we tried Troit among themselves, with the exception of the king, the Swedish king and Augustus (the Polish king Augustus II) and whether this suspicious nation has changed even slightly towards the emperor. ”

It must be said that after the visit of Antonio Possevino (he wrote the book "Muscovy"), the Jesuits did not at all begin to understand Russian affairs better. Russia was still a barbarous country for them, and Russians were savages. They considered the people of Russia only as “misguided”, which should be deprived of state independence and converted to Catholicism, although it is not easy: “And with such an abundance of spiritual fish you cannot reach out to take it!” - one missionary exclaimed in the letter.

They did not have the ability to satisfy their large appetites, but they did not want to make peace with less than the submission of the authority of the Roman pope and the German emperor to Russia; In an effort to accelerate the course of events, the Jesuits lost their vaunted restraint and often expressed the most contradictory opinions in assessing the prospects for their mission. In impatience, they sometimes took what they wanted for the already existing and sometimes fell into such strange optimism that they began to assure themselves and the pope that Peter was dreaming about the union of the Catholic and Orthodox churches, advised to send the papal nuncio to Moscow as soon as possible, "for the time being ... done preparatory work for fishing ”and in order to establish new Catholic missions, to erect“ many churches ”and so on.

In the form of a special curiosity, one must also mention that one Jesuit, some Mikhail Iakonovich, even dreamed of no more and no less than how to become a Moscow patriarch, and complained bitterly that this did not happen. Such a phenomenal Jesuit self-deception would have seemed incredible if it had not been confirmed by the existence of a letter with this complaint (D. A. Tolstoy, “Roman Catholicism in Russia”, Vol. I, St. Petersburg, 1876, p. 114).

Other Jesuits looked at things much more gloomy, and one of them spoke out even completely hopelessly - in the sense that “it is useless and dangerous to send missionaries to the Moscow state in any way” (“Letters ...”, p. 202) .

Closer to the truth were these pessimists: at the moment of a sharp deterioration in relations with the Austrian government (it supported the plot of Tsarevich Alexei) Peter the First 18 on April 1719 announced the expulsion of all the Jesuits from Russia.

This is enough to outline the activities of the Jesuit Order in Russia at that time and to prove that the strict measures taken by Peter I were reasonable.

Then the order this fifty-three years did not appear officially in Russia, while under Catherine II, the vast territories of Belarus and Ukraine with a large Catholic and Uniate population were reunited with the Russian state.

Of course, and until then, being expelled, the Jesuits “honored” our country with their attention.

Finding themselves outside 1719, they continued in Poland, Austria and other countries to weave their web of espionage and build all sorts of other machinations. Even more insidious than before, they were still taken in secular clothes as teachers in the homes of Russian nobility; under the guise of officers, merchants and engineers, they penetrated into the Russian army, trade and industry, remaining elusive partly because of their insinuation, partly thanks to secret patrons - some Russian aristocrats and important officials who favored Catholicism.

As an example of the secret Jesuit fuss around the Russian affairs of that time, we can mention one of the attempts to introduce the union of the Orthodox and Catholic churches in Russia - of course, under the papal supremacy.

To be continued ...
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Good cat
    Good cat 17 February 2016 06: 54
    12
    For more than 300 years, nothing has changed for our "friends"!
    1. EvgNik
      EvgNik 17 February 2016 14: 08
      +4
      Quote: Good cat
      For 300 odd years nothing has changed

      And what, in fact, could change? On the contrary, the situation has worsened. Now in every city there are missions from the states. And they are diligently monitoring the entire space of Russia. They launched them during the EBN, but in our town they appeared already under Putin. First they went looking for adherents, then the screenings went on, now they have quieted down but emerged at the right time. They need to be driven by a filthy broom, only who will do it?
      1. PKK
        PKK 17 February 2016 14: 28
        0
        They need to be kept on record and eliminated immediately, at the slightest threat of war.
  2. parusnik
    parusnik 17 February 2016 07: 48
    +7
    Moscow residents of the Jesuits considered it necessary that they arrived not in a monastic, but in a secular dress For greater success, the Jesuits were allowed to lead a secular lifestyle, keeping secret their membership in the order. The wide privileges given by the papacy to the Jesuits, the exemption from many religious prescriptions and prohibitions, responsibility only to the order authorities, etc., contributed to the creation of an extremely flexible and strong organization. On March 13, 1820, Emperor Alexander I signed a decree on the expulsion of Jesuits from the Russian Empire. All their educational institutions were closed, and property was confiscated.
  3. thinker
    thinker 17 February 2016 09: 13
    11
    You can also add that in Russian the word JEZUIT corresponds to the synonyms of LYCEMER, WOLF IN SHEEP SKIN.
  4. Vega
    Vega 17 February 2016 11: 32
    +2
    The Jesuits and the papal throne began spying on Russia before Ivan the Terrible; he managed to pacify him a little. After his death, espionage began on a grand scale. And during the time of Alexis the Quietest, they also tried to attract Russian officials to espionage.
  5. ivanovbg
    ivanovbg 17 February 2016 20: 25
    +1
    An excellent historical digression, read with great pleasure.
  6. Igor V
    Igor V 17 February 2016 20: 52
    0
    The author touches on those aspects of Russian history that were not very well covered. The more valuable the article. But I would like more detail.
  7. Uruska
    Uruska 17 February 2016 22: 02
    +1
    The cryptographic affair happened horribly earlier. But, anyway - interesting. Author - crypt in hand!

Шпионы. Часть 1

Шпионы. Часть 1


23 сентября 1698 года, едва приехав в Москву, резидент спешит наладить шифрованную (при помощи цифр) переписку со многими зарубежными центрами. На тот случай, что русские узнали бы о столь подозрительном и необычном для религиозной миссии способе корреспонденции, рекомендовалось говорить при объяснениях с властями, «что будто бы вы отвечаете на математический вопрос или сообщаете какое-нибудь искусство».

Шпионы. Часть 1



Об этом стало известно после того, как в 1883 году в Россию были доставлены копии шестидесяти очень интересных документов XVII и XVIII веков из одного пражского архива. Попали они в тот архив вместе с другими бумагами богемской провинции ордена иезуитов, центр которой находился в Праге. В 1904 году эти документы были опубликованы в Петербурге в виде книги, которая называлась «Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII веков». В некоторых отношениях это собрание документов просто бесценно: в них иезуиты собственноручно описали многие свои явные и тайные дела, рассказали то, что тщательно скрывалось от посторонних глаз.

В одном письме мы находим сведения о самом кратком из возможных путей через Россию в Китай, в другом иезуит сообщает подробности сражения русских со шведами под Нарвой: извещают о силах русской артиллерии и армий, действующих в Курляндии и Литве против шведов: далее иезуит пишет начальству, что он составляет новую, уточнённую карту верхнего Поволжья; в письмах приводятся также сведения дипломатического характера, причём с каждым годом их всё больше и больше.

Из этих документов видно, что жившие в Москве иезуиты под видом «спасения душ» католиков разъезжали по стране, и именно по таким местам, которые были особенно интересны с военной точки зрения. Так, ещё в 1698 году один миссионер отправился в Воронеж, где Пётр I строил военный флот для войны с турками.

В 1701 году иезуиты с успехом хлопотали о снаряжении специальных католических миссий в Таганрог и Азов — туда, где развёртывались самые важные события войны.

Шпионы. Часть 1


В том же году, ещё не выехав в Азов, иезуит Франциск Эмилиан писал о своём желании перебраться оттуда в Астрахань, «где собирается большая часть купцов из великой Татарии, а также из Монголии, Газаррати и отдаленных местностей Индии. Я надеюсь, что это путешествие было бы не без пользы»,- многозначительно добавлял иезуит. («Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII веков», стр. 95-96. По-видимому, речь идет о районе Гуджерат в северо-западной Индии, одном из важных в то время торговых центров на пути из Африки и Малой Азии в южную Азию.)

В 1709 году, как сообщает отчёт, один иезуитский монах ездил в Архангельск — в город и порт, имевший огромное стратегическое значение и интересовавший всех чужеземных разведчиков (не лишнее здесь напомнить, что и Астрахань и Архангельск числятся в списке четырех русских городов, еще раньше составленном иезуитом Рейтенфельсом в помощь будущим организаторам папского шпионажа).

В Москве находился, таким образом, один из важных центров ватиканской разведки; он протягивал свои щупальца и в соседние страны. Так, венский иезуит Эдер в 1702 году писал о предполагавшемся назначении в Москву новых миссионеров для отправки будто бы в Азов, а на самом деле в Китай («Письма…», стр. 97). В 1699 г. Франциск Эмилиан доносил начальству, что иезуиты, живущие в Москве, поддерживают связи с армянскими и персидскими купцами, через которых ведется переписка с иезуитским резидентом, живущим в Шемахе, и добываются сведения даже о еще более далеком Тибете («Письма…», стр. 34-36).

Недоверие, презрение и ненависть русских к иезуитам были так велики, что католическая миссия в Москве могла существовать только благодаря обману: тщательно скрывалось, что эти миссионеры принадлежат к ордену иезуитов, и считалось, что они управляются германским императором, а никак не папой (по словам самих иезуитов, «если бы москвитяне... узнали противное тому, ...миссионеров... не потерпели бы долее, потому что, кого пришлет Рим, того никогда не примет Московия». «Письма…», стр. 191, стр. 200).

Германский император преследовал и свои цели, во многом совпадавшие с папскими. Поэтому он охотно расходовал большие деньги на содержание миссии, в частности на постройку её дома и церкви в Москве, а также на жалованье иезуитам (он выплачивал им ежегодно 800 рублей — по тем временам огромную сумму) и на поддержку иезуитской школы.

Для полноты картины нужно еще напомнить, что в Москве работали не только те иезуиты, которые под видом простых священников обосновались при костеле. Были еще иезуиты тайные; о них случайно проговаривались московские корреспонденты. Из упоминавшихся здесь иностранцев это, безусловно, Гордон, Менезий, Гвасконий (на имя последнего был записан построенный за деньги германского императора в Немецкой слободе дом — тайная резиденция московских иезуитов) и другие. Так, из одного письма мы узнаём, что тайный иезуит служил химиком в московской католической аптеке. Кроме того, постоянные агенты «Общества Иисуса» получали помощь от проезжих иезуитов, подолгу останавливавшихся в Москве по дороге в страны Востока.

Хлопоча перед орденом о присылке в Москву учителя и еще двух миссионеров, московские резиденты иезуитов считали нужным, чтобы те приехали не в монашеском, а в светском платье («Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725-й год», ч. 2, изд. 2, М., I860, стр. 158. «Письма...», стр. 22 и 88).

Когда выезжавшего в Польшу из Москвы иезуита Илью Броджио какие-то недоброжелатели из других орденов обвиняли в том, что он в Кракове не носил орденской рясы, Броджио оправдывался так: «Причина того, что я носил такую одежду в Польше, наполненной повсюду москвитянами, та же, по какой изменена одежда наших отцов в Московии» («Письма…», стр. 165—166).

Броджио добавлял, что на три месяца раньше, когда русских в Кракове не было, он иезуитскую сутану носил.

Так и Юрий Крижанич в 1646 г. писал из Смоленска в Рим, что больше всего он заботится о сохранении покрова тайны над истинными целями своего приезда в Россию. Крижанич хотел такой непроницаемой тайны, чтобы можно было из опасения «предательства» (его выражение) отрицать даже перед католиками, что он миссионер.

Особое значение, как всегда и везде, иезуиты в Москве придавали своей школе, через которую они сумели завязать связи с русским дворянством, — в том и состояла главнейшая её задача. Но связи оказались непрочны; к тому же они крайне озлобили православное духовенство и в конце концов стали одним из поводов к новому изгнанию иезуитов из России.

Пётр I отлично видел иезуитские козни и рассматривал католическую миссию, по-видимому, прежде всего как орган иностранной разведки. Ликвидировать её он долго не хотел — возможно, потому, что, наблюдая за нею, легче было узнать, чем в русской государственной, военной и экономической жизни особенно интересуются соседние правительства; а кроме того, допуская деятельность иезуитов, он удовлетворял одну из настойчивых просьб германского императора, который все время домогался различных льгот для католической церкви в России.

Таким образом, вопрос об иезуитах был для правительства России вопросом международной политики. Здесь же надо искать причину неровности отношения к иезуитам: оно ухудшалось по мере того как эти лазутчики Ватикана наглели и причиняли нашему государству всё больший вред. С течением времени иезуиты разнуздались настолько, что вообще перестали скрывать свое участие в международных делах.

Это очень наглядно и убедительно отразилось в их переписке, где всё чаще стали появляться сообщения вроде следующего (иезуит Броджио, приехавший из Москвы в Вену, пишет в Прагу провинциалу ордена):
«1 декабря я имел милостивую и дружественную аудиенцию у нашего августейшего императора (Иосифа I). Августейший желает, чтобы я как можно скорее отправился в Польшу, а если возможно, то и к самому царю, и секретным образом доставил царю весьма важное письмо и от имени его величества сообщил кое-что и удостоверил касательно кое-чего и пр. Я покамест не без охоты берусь за этот удобный случай возвратиться к русским, так как считаю совершенно необходимым окончательно разузнать, насколько при нынешних обстоятельствах москвитяне постоянны, и не произошло ли какого-либо расстройства в религиозной гармонии из-за того мира, который попробовали устроить между собою, с исключением царя, шведский король и Август (польский король Август II) и не изменилось ли хоть несколько у этого подозрительного народа расположение к нашему императору».

Шпионы. Часть 1Нужно сказать, что и после визита Антонио Поссевино (написал книгу «Московия») иезуиты нисколько не стали лучше разбираться в русских делах. Россия по-прежнему была для них варварской страной, а русские — дикарями. Народы России они рассматривали только как «заблудших», которых надо лишить государственной самостоятельности и обратить в католичество, хоть это и не просто: «И при таком изобилии духовной рыбы нельзя протянуть рук, чтобы взять её!» — восклицал в письме один миссионер.

Они не имели возможности удовлетворить столь большие свои аппетиты, но и не желали помириться на меньшем, чем подчинение России власти римского папы и германского императора; стремясь ускорить ход событий, иезуиты теряли хваленую выдержку и в оценке перспектив своей миссии нередко высказывали самые противоречивые мнения. В нетерпении они иногда принимали желаемое за уже существующее и впадали подчас в такой странный оптимизм, что начинали уверять себя и папу, будто Пётр мечтает об унии католической и православной церквей, советовали поскорее прислать в Москву папского нунция, «чтобы покамест... сделана была приготовительная работа к ловле рыб» и чтобы учредить новые католические миссии, воздвигнуть «многие костелы» и прочее.

В виде особого курьёза надо ещё упомянуть, что один иезуит, какой-то Михаил Иаконович, даже мечтал не более и не менее как стать московским патриархом, и горько сетовал, что этого не случилось. Столь феноменальное иезуитское самообольщение казалось бы невероятным, если бы не подтверждалось существованием письма с этой жалобой (Д. А. Толстой, «Римский католицизм в России», т. I, СПб., 1876, стр. 114).

Другие иезуиты смотрели на вещи гораздо мрачнее, а один из них высказался даже совершенно безнадежно — в том смысле, что «бесполезно и опасно каким бы то ни было образом посылать в московское государство миссионеров» («Письма...», стр. 202).

Ближе к истине оказались эти пессимисты: в момент резкого ухудшения отношений с австрийским правительством (оно поддерживало заговор царевича Алексея) Пётр Первый 18 апреля 1719 года объявил о высылке всех иезуитов из России.

Сказанного довольно, чтобы обрисовать в главных чертах деятельность иезуитского ордена в России того времени и доказать, что принятые против него Петром I строгие меры были разумны.

Затем орден этот пятьдесят три года не появлялся официально в России, пока при Екатерине II не были воссоединены с русским государством обширные территории Белоруссии и Украины с многочисленным католическим и униатским населением.

Разумеется, и до тех пор, будучи изгнанными, иезуиты «удостаивали» нашу страну своим вниманием.

Очутившись в 1719 году за её пределами, они продолжали в Польше, Австрии и других странах ткать свою паутину шпионажа и строить всевозможные другие козни. Ещё более коварных, чем раньше, их по-прежнему принимали в светской одежде в качестве учителей в дома русской знати; под видом офицеров, купцов и инженеров они проникали в русскую армию, торговлю и промышленность, оставаясь неуловимыми отчасти в силу своего пронырства, отчасти же благодаря тайным покровителям — некоторым русским аристократам и важным чиновникам, благоволившим к католицизму.

В виде примера тайной иезуитской возни вокруг русских дел того времени можно упомянуть одну из попыток введения в России унии православной и католической церквей — разумеется, под папским главенством.

Продолжение следует…
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Добрый кот 17 февраля 2016 06:54
    За 300 с лишним лет ничего не изменилось у наших " друзей"!
    1. EvgNik 17 февраля 2016 14:08
      Цитата: Добрый кот
      За 300 с лишним лет ничего не изменилось

      А что, собственно могло измениться? Наоборот, положение ухудшилось. Сейчас в каждом городе есть миссии из штатов. И они усердно мониторят всё пространство России. Запустили их ещё при ЕБН, но вот в нашем городке они появились уже при Путине. Сначала ходили подыскивали себе адептов, потом шёл отсев, сейчас притихли но в нужный момент вынырнут. Гнать их надо поганой метлой, только кто это будет делать?
      1. РПК 17 февраля 2016 14:28
        Их нужно держать на учёте и ликвидировать сразу ,при малейшей угрозе Войны.
  2. parusnik 17 февраля 2016 07:48
    московские резиденты иезуитов считали нужным, чтобы те приехали не в монашеском, а в светском платье Для большей успешности деятельности иезуитам разрешалось вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам ,освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др, способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации.13 марта 1820 года император Александр I,подписал указ о высылке иезуитов из Российской империи. Все их учебные заведения были закрыты, а имущество конфисковано.
  3. мыслитель 17 февраля 2016 09:13
    Можно ещё добавить, что в русском языке слову ИЕЗУИТ соответствуют синонимы ЛИЦЕМЕР, ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ.
  4. вега 17 февраля 2016 11:32
    Шпионаж за Россией иезуиты и папский престол начал еще до Ивана Грозного, он его сумел немного усмирить. После его смерти, шпионаж начался с большим размахом. А во время Алексия Тишайшего к шпионажу пытались привлечь и русских чиновников.
  5. ivanovbg 17 февраля 2016 20:25
    Отличный исторический экскурс, прочитал с большим удовольствием.
  6. Игорь В 17 февраля 2016 20:52
    Автор затрагивает те аспекты русской истории, которые не очень то освещались. Тем ценнее статья. Но хотелось бы поподробнее.
  7. Uruska 17 февраля 2016 22:02
    Шифровальное дело произошло гороздо раньше. Но, все равно - интересно. Автору - крипту в руки!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня