Military Review

French armored personnel carriers Lorraine 37L and 38L

9
The Lorraine 37L serial French armored personnel carrier was developed in the 1937 year. The machine was designed to provide armored and mobile units at all levels, as well as the transportation of motorized infantry. The Lorraine 37L and the Lorraine 38L were a tracked, unarmed tracked armored personnel carrier with armored crew accommodation and a semi-armored, open-top compartment for assault and cargo. Machines were manufactured in France in series from 1938 to 1940. A total of 618 armored personnel carriers were assembled in four major modifications.


Side views of the Lorraine 37L and Lorraine 38L armored personnel carriers


The crushing defeat of France in 1940 left the indelible seal of “defeatists” and “losers” on the armed forces of this country of that period. And if we talk about French military equipment, then it should be noted that there are widespread opinions about “complexity of construction”, “single towers”, “short-barreled guns”, “dispersion” tanks" etc. All this really was, but with a careful examination, you can see that in the mid-1930s in France, nevertheless, it was possible to create several advanced models of military equipment. And Lorraine 37L / 38L armored personnel carriers could be attributed to the best in their class precisely in the initial period of World War II, when the German armored personnel carriers Ganomag were not yet so massive.

The decision to create an armored tracked vehicle for the transport of infantry and cargo was taken by the French army command at the end of 1936. He was called to replace the Renault UE armored personnel carrier. In accordance with the issued tactical and technical tasks, the combat vehicle should not have been heavier than 2600 kg and able to transport at least 500 kg of cargo in the cargo hold and to 1000 kg - in the trailer. Own projects for the issued requirements in 1936-1937 developed 5 French companies. First coped with the task in the company Lorraine de Dietrich, which previously specialized in the production of locomotives. Already 23 on April 1937, the specialists of this company presented to the military a prototype of the Lorraine 37 armored personnel carrier (which in the future was called the “short version”). Already on 16 on April 1937, the military announced a new competition for the development of an armored tracked carrier designed for the carriage of goods in tank units.

French armored personnel carriers Lorraine 37L and 38L
May 1940 of the year, a broken column of French armored vehicles. In the foreground is an Lorraine 38L armored personnel carrier, right in a ditch its trailer


Since the Lorraine 37 conveyor initially laid a significant reserve for further modernization, its designers were able to quickly develop a new model, the Lorraine 37L (it became known as the “long version”). The undercarriage of the “short” model of an armored personnel carrier consisted of two trucks with two rollers on each side, and the undercarriage of the “long” model consisted of three trucks with two rollers on each side. So the specialists of Lorraine presented two prototypes to the competition at once, which were unified among themselves, such a move was also an indisputable competitive advantage.

Despite the somewhat angular appearance, the design of the armored personnel carrier was quite successful. The riveted body was made of armor plates with a thickness from 9 to 12 mm. In front of the vehicle there was a control compartment, and the cargo landing compartment, which most resembled a box-shaped cabin without a roof, was located in the rear of the hull. The open cargo compartment provided a load capacity at the level of 800 kg, but when used together with the conveyor of a specially designed trailer, the load capacity increased to 1900 kg.

On the armored personnel carrier, the carburetor 6 X-cylinder engine Dela Naye 103 TT was installed with a displacement of 2130 cubic centimeters, which developed the power of the 70 hp. at 2700 rpm. The engine was located almost exactly in the middle of the conveyor housing. The transmission used was mechanical and consisted of a five-speed gearbox and a lockable Cletrac differential. The conveyor's running gear (applied to one side) consisted of 6 track rollers, which were pairwise interlocked into three carriages with shock absorption from leaf springs and a vertical block with a spring on each of the carriages, three supporting rollers and a driving wheel located in front. The fuel tank capacity in 144 liters was enough for 140 km of travel on the highway. At the same time, armored personnel carriers were distinguished by good tactical and technical characteristics: strong undercarriage, sufficient maneuverability, and effective anti-bullet protection. Armament was not installed on them, but later the French were going to put on them 7,5-mm machine gun. The lack of a lack of armament on the transporters was "corrected" in the future by the Germans.

Lorraine 38L VBCP


The first stage of testing a new combat vehicle started on 28 on April 1937 of the year and lasted until 10 June. After testing, the armored personnel carrier was returned to the factory, where the identified deficiencies of the vehicle were eliminated. Although the mass of the resulting conveyor was almost twice as high as originally set by the military, the army commission in Vincennes came to terms with this, realizing that it is impossible to create a conveyor of the required carrying capacity without increasing its own weight. The second stage of testing, which lasted from 8 to 23 in August, was actually already an acceptance test. 25 August prototype Lorraine 37L handed over to the infantry commission in Mormelon to evaluate the tactical qualities of the new machine. At the end of 1937, both submitted to the military version were finally adopted.

From this point on, the service of the Lorraine family of armored personnel carriers began, first in the French army and then in the Wehrmacht. It should be noted that only armored personnel carriers of the “long” version carried the service. The French military quickly realized that it was better to abandon the use of two unified transporters in favor of a single machine. In this case, the order for the release of 100 armored personnel carriers in the "short" version was canceled. Despite the limited period of mass production (1938-1940), the armored personnel carrier had time to release in four major versions.

The first Lorraine 37L armored personnel carriers began to enter the French tank units only at the end of the 1939 year. Although they originally planned to replace the Renault UE, the actual all Lorains were used with them, adding to the existing fleet. For example, the 12 armored personnel carriers 37L relied on a separate tank battalion according to the state, on the battalion of heavy tanks B1 - 18 of such vehicles, and on the squadron of cavalry tanks S-35 or H-3, three transporters. Before the start of the Nazi invasion, it was not possible to complete the acquisition of French tank units. However, during the active phase of the fighting in May-June, the 1940 of the Lorraine was used by three French armored divisions (1, 2, and 3-DCR), most light mechanized divisions (DLM), as well as individual tank battalions.

Abandoned in the city of Lorraine 37L with fuel tanks


The Lorraine 37L armored personnel carriers from armored divisions and mechanized units were actively used in the spring of 1940 during the battle for France to provide and supply armored units. In the first place, they were intended to supply tank units in the breakthroughs. Driving along the highway at speeds up to 37 km / h and towing fuel tanks, the Lorraine 37L had to supply the tanks and fuel that had gone into the offensive and ammunition. Almost half of all vehicles of this modification was lost by the French during the May-June 1940 fighting.

Almost immediately after the adoption of the Lorine armored personnel carrier, they began to produce a modification intended for the transport of motorized infantry - Lorraine 38L. The body of this machine has been significantly redone. It has increased in height for a more comfortable accommodation for the crew and the landing troops. In addition, the trailer, which was specially adapted for the transport of soldiers, was modified. Such machines were assembled 100 pieces.

The next modification was an armored personnel carrier Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), which could carry up to 6 soldiers or 1000 kg of cargo in the cargo-landing compartment, 4 soldiers could be additionally placed in the trailer. The weight of this machine has grown to 5460 kg. This modification was mainly used for towing an 25-mm anti-tank gun and 81-mm mortar and transporting them. In total, 130 armored personnel carriers of this modification were assembled, and from March 1940 began to enter service with the 5 and 17 battalions of motorized infantry from the 1 and 2 armored divisions (48 vehicles in each battalion). In May of the same year, the 20 battalion of the 16 Armored Infantry received the 3 battalion of such armored personnel carriers.



Lorraine 38L RS became the last serial modification of the car, which they managed to produce in France before its occupation by the Germans. It was the commander version of the armored personnel carrier, which was intended for commanders of tank companies, battalions and divisions. The car was released in a very limited edition - only 10 units. Depending on the control level, the transporters were equipped with an ER-55 radio station (company / battalion) or ER-51 and a TM32 phone (division). Thus, all in France before its occupation by the Germans, the 618 Lorraine armored personnel carriers were launched: 378 vehicles in the 37L version, 100 in the 38L version, 130 - 38L VBCP and 10 - 38L PC.

The defeat of France was a real catastrophe, especially for its army, which suffered heavy material and human losses, which could not be compensated for. Most of the remaining conveyors on the move Lorraine as trophies went to the Germans, who first used these machines for their intended purpose. However, after the start of the war against the Soviet Union, the Germans began to feel an acute shortage of mobile anti-tank weapons and mobile artillery. From July to August 1942, all on-the-go Lorraine 37L and Lorraine 38L armored personnel carriers that were in the possession of the Wehrmacht were converted into self-propelled units using the original chassis and hull booking elements. Alterations were carried out at the Alfred Becker plant in Krefeld. So in stories French armored personnel carriers opened a completely new page.

Of the 330 trophy "Loreins" that were in the Wehrmacht, 179 was converted into PT-ACS with 75-mm gun (Sd.Kfz.135 or "Marder I"), 94 in SAU with 150-mm leFH13 (DFX) helmet (SdUMX) .135 / 1) and 12 in ACS with XFUMX mm howitzer leFH105. In addition, 18 transporters became the machines of artillery observers, and several were converted into conveyors ammunition and equipment Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper. Although as part of the modernization, the mass of cars increased almost twice, the main characteristics of the self-propelled guns remained at the level of the original models, which once again proved the reliability and the safety factor of the French cars.

Marder i


All self-propelled artillery mounts created by the Germans based on the French Lorraine armored personnel carriers were structurally similar to each other and differed by the type of artillery systems installed in the box-shaped armored hull which was located at the rear of the hull. So on the Marder I anti-tank self-propelled gun, armor plates with a thickness from 5 to 12 mm were located at small angles of inclination. The main weapon was selected 75-mm anti-tank gun 7,5 cm Pak40 / 1 L / 46, which was equipped with an optical sight ZF 3x8. Vertically, the gun was induced in the range from -5 to + 22 degrees, horizontally - 64 degrees. To protect against enemy infantry on self-propelled guns installed 7,92-mm MG34 machine gun. Full mobile ammunition consisted of 40 shots to the gun and 600 cartridges for machine guns.

Although the mass of such a PT-ACS has grown to 8 tons, it did not have a critical impact on the maneuverability of the vehicle. The self-propelled crew consisted of a 5 man (driver, commander, gunner, loader and radio operator). The presence of a radio operator in the crew, who served the FuG5 radio station, was a kind of visiting card of armored vehicles of Germany, while in the armies of the anti-Hitler coalition countries the functions of a radio operator in the crew were often performed by the commander. Mainly, Marder I anti-tank self-propelled guns were used by German anti-tank units on the Western Front. In France at the time of the Allied landings there in June 1944, there was 131 such PT-ACS. All of them took an active part in the battles in Normandy.

Self-propelled artillery mounts at the Lorain base repeated the anti-tank variant, with the exception that they were equipped with more powerful artillery weapons - 10,5 cm leFH 18 / 4 and 15 cm sFH 13 / 1. The need for the Wehrmacht to increase the mobility of its heavy field artillery units became the impetus for the appearance of these machines. In a single copy, the Germans also experienced a pilot modification of the 12.2cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine (f). On this machine, they installed the captured Soviet howitzer M-30. Unfortunately, nothing is known about the testing of this combat vehicle, as well as its possible use in combat. However, there are references to the fact that in the summer of 1944, she was used at the front as an ACS support during the fighting in France, and in September of the same year she was captured in Burgundy on an armored train abandoned by the Germans.

Sd.Kfz.135 / 1 with 150-mm howitzer leFH13


At the same time, ACS based on Lorraine armored personnel carriers armed with 150-mm guns were actively used by the Germans in North Africa as part of the 21 Panzer Division, as well as for training purposes in France. After the start of the landing of the Allied troops in Normandy, these machines from training units began to be actively used in battles with them. One surviving self-propelled gun of this type is today on display at the museum of the Aberdeen testing ground of the American army.


Information sources:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/lorraine_37.htm
http://alternathistory.com/osnovnoi-btr-frantsuzskogo-gosudarstva-lorraine-37l38l39l41l
http://bronetehnika.dljatebja.ru/Bronemashiny/Lorraine_37l.html
http://warspot.ru/1753-ot-frantsuzskogo-bronetransportera-do-nemetskoy-sau
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 16 February 2016 07: 25
    +2
    Thank. knew about this armored personnel carrier but here in detail. Thanks again for the work!
  2. Siberia 9444
    Siberia 9444 16 February 2016 08: 11
    +1
    Power reserve is not a large tank of only 140 liters, this is with a gasoline engine
    1. Amurets
      Amurets 16 February 2016 15: 24
      0
      Quote: Siberia 9444
      Power reserve is not a large tank of only 140 liters, this is with a gasoline engine

      You’re right about the fact that the tank is small. Synthetic gas was widely used in the German army at that time, but there were problems with diesel fuel in Germany, there wasn’t enough oil, which is why during the Second World War the Germans rushed to the North Caucasus to oil fields of Maykop, Grozny And Baku. Then, the Germans tried not to put diesel engines on the ground equipment because the engine lived in the war for several hours, and the diesel engine of that time was much more expensive than gasoline. In total, this negatively affected the development of light transport diesel engines for the army, but it cannot be said that these works were not carried out.
  3. bionik
    bionik 16 February 2016 08: 23
    +4
    An abandoned captured German Lorraine 37L tractor (Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L) of French production with a 75 mm PaK 40 anti-tank gun near Stalingrad.
  4. Pomeranian
    Pomeranian 16 February 2016 09: 58
    0
    And then French partisans began to make self-made "tanks" from long-suffering transporters. See http://topwar.ru/89357-pravka-samodelki-na-voyne.html
    Looks like it was actually a decent machine.
  5. cth; fyn
    cth; fyn 16 February 2016 13: 29
    +1
    In 38L, the French did not notice the obvious thing, if you put infantrymen with their backs to each other, you can slightly tilt the sides of the armored tubes and save a couple of tens of kilograms of vehicle weight, a couple of kilograms of armored steel and increase security.
    Let a trifle, but still.
  6. QWERTY
    QWERTY 16 February 2016 19: 24
    0
    ACS based on this transporter, as I understand it - "Grille"
    1. IImonolitII
      IImonolitII 16 February 2016 20: 02
      0
      Grille based on PZ. 38 (t)
  7. Bredovich705
    Bredovich705 6 March 2016 22: 49
    0
    In general, the French supplied Germany with good equipment! They could not defend their homeland, but the Germans helped! But today they tell us how to live!

Французские бронетранспортёры Lorraine 37L и 38L

Серийный французский бронетранспортер Lorraine 37L был разработан в 1937 году. Машина предназначалась для обеспечения бронетанковых и подвижных частей всех уровней, а также перевозки мотопехоты. Lorraine 37L и Lorraine 38L представляли собой гусеничный бронетранспортер без вооружения с бронированным помещением для экипажа и полубронированным, открытым сверху отсеком для десанта и груза. Машины производились во Франции серийно с 1938 по 1940 гг. Всего было собрано 618 бронетранспортеров в четырех основных модификациях.

Французские бронетранспортёры Lorraine 37L и 38L
Боковые проекции бронетранспортеров Lorraine 37L и Lorraine 38L


Сокрушительный разгром Франции в 1940 году наложил на вооруженные силы этой страны того периода несмываемую печать «пораженцев» и «неудачников». А если говорить о французской боевой технике, то надо отметить распространенные мнения о «сложности конструкции», «одноместных башнях», «короткоствольных орудиях», «распыленности танков» и так далее. Все это действительно было, но при внимательном рассмотрении можно увидеть, что в середине 1930-х годов во Франции все-таки удалось создать несколько передовых образцов военной техники. И бронетранспортеры Lorraine 37L/38L можно было отнести к лучшим в своем классе именно в начальный период Второй мировой войны, когда немецкие БТР «Ганомаг» еще не были такими массовыми.


Решение о создании бронированного гусеничного транспорта для перевозки пехоты и грузов было принято французским армейским командованием в конце 1936 года. Он призван был заменить бронетранспортер Renault UE. В соответствии с выданным тактико-техническим заданием боевая машина не должна была быть тяжелее 2600 кг и в состоянии транспортировать не менее 500 кг груза в грузовом отсеке и до 1000 кг — в прицепе. Собственные проекты под выданные требования в 1936-1937 годах разработали 5 французских фирм. Первой справились с заданием в компании Lorraine de Dietrich, которая ранее специализировалась на выпуске локомотивов. Уже 23 апреля 1937 года специалисты данной фирмы представили военным прототип бронетранспортера Lorraine 37 (который в будущем получил название «короткая версия»). Уже 16 апреля 1937 года военные объявили новый конкурс — на разработку бронированного гусеничного транспортера, предназначенного для перевозки грузов в танковых частях.

Французские бронетранспортёры Lorraine 37L и 38L
Май 1940 года, разбитая колонна французской бронетехники. На переднем плане бронетранспортёр Lorraine 38L, справа в кювете его прицеп


Так как в транспортере Lorraine 37 изначально был заложен значительный резерв для дальнейшей модернизации, его конструкторы смогли быстро разработать новый образец, Lorraine 37L (получил известность как «длинная версия»). Ходовая часть «короткой» модели бронетранспортера состояла из двух тележек с двумя катками с каждого борта, а ходовая часть «длинной» модели — из трех тележек с двумя катками на каждый борт. Так специалисты компании Lorraine представили на конкурс сразу два прототипа, которые были унифицированы между собой, такой ход был также неоспоримым конкурсным преимуществом.

Несмотря на некоторую угловатость внешнего вида, конструкция бронетранспортера оказалась довольно успешной. Клепаный корпус изготавливался из бронелистов толщиной от 9 до 12 мм. В передней части машины находилось отделение управления, а грузодесантный отсек, который больше всего напоминал рубку коробкообразной формы без крыши, находился в корме корпуса. Открытый грузовой отсек обеспечивал грузоподъемность на уровне 800 кг, но при использовании вместе с транспортером специально созданного прицепа грузоподъемность увеличивалась до 1900 кг.

На бронетранспортере устанавливался карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Dela Науе 103 ТТ рабочим объемом 2130 кубических сантиметров, развивавший мощность 70 л.с. при 2700 оборотах в минуту. Двигатель был расположен практически ровно посередине корпуса транспортера. Используемая трансмиссия была механической и состояла из пятискоростной коробки передач и блокируемого дифференциала Cletrac. Ходовая часть транспортера (применительно на один борт) состояла из 6 опорных катков, которые были попарно сблокированы в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую из тележек, трех поддерживающих роликов и ведущего колеса, расположенного спереди. Емкости топливного бака в 144 литра хватало на 140 км хода по шоссе. При этом бронетранспортеры отличались неплохими тактико-техническими характеристиками: прочной ходовой частью, достаточной проходимостью, эффективной противопульной защитой. Вооружение на них не устанавливалось, но в дальнейшем французы собирались поставить на них 7,5-мм пулемет. Недостаток в виде отсутствия на транспортерах вооружения «исправили» в дальнейшем уже немцы.

Французские бронетранспортёры Lorraine 37L и 38L
Lorraine 38L VBCP


Первый этап испытаний новой боевой машины стартовал 28 апреля 1937 года и продолжался до 10 июня. После проведения испытаний бронетранспортер был возвращен на завод, где выявленные недостатки машины были устранены. Хотя масса получившегося транспортера практически в два раза превышала изначально заданную военными, армейская комиссия в Венсенне смирилась с этим, поняв, что нельзя создать транспортер требуемой грузоподъемности без увеличения его собственной массы. Второй этап испытаний, который продлился с 8 по 23 августа, фактически был уже приемочным. 25 августа опытный образец Lorraine 37L передали пехотной комиссии в Мормелоне для оценки тактических качеств новой машины. В конце 1937 года обе представленных военным версии были окончательно приняты на вооружение.

С этого момента и берет свое начало служба бронетранспортеров семейства Lorraine сначала в армии Франции, а затем и в вермахте. При этом необходимо отметить, что службу несли лишь бронетранспортеры «длинной» версии. Французские военные довольно быстро поняли, что лучше отказаться от использования двух унифицированных транспортеров в пользу единой машины. При этом заказ на выпуск 100 бронетранспортеров в «короткой» версии был отменен. Несмотря на ограниченный период серийного производства (1938-1940), бронетранспортер успели выпустить в четырех основных версиях.

На вооружение французских танковых частей первые бронетранспортеры Lorraine 37L начали поступать лишь в конце 1939 года. Хотя первоначально ими планировалось заменить Renault UE, фактические все «лорейны» использовались с ними вместе, дополнив уже имеющийся парк машин. К примеру, на отдельный танковый батальон по штату полагалось 12 бронетранспортеров 37L, на батальон тяжелых танков В1 — 18 таких машин, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 или Н-3 по три транспортера. До начала гитлеровского вторжения закончить комплектование французских танковых подразделений так и не удалось. Однако во время активной фазы боевых действий в мае-июне 1940 года «Лорейны» использовались тремя французскими бронетанковыми дивизиями (1-я, 2-я и 3-я DCR), большинством легких механизированных дивизий (DLM), а также отдельными танковыми батальонами.

Французские бронетранспортёры Lorraine 37L и 38L
Брошенные в городе Lorraine 37L с цистернами для горючего


Бронетранспортеры Lorraine 37L из состава бронетанковых дивизий и механизированных соединений активно использовались весной 1940 года во время битвы за Францию для обеспечения и снабжения бронетанковых частей. В первую очередь они и предназначались для снабжения танковых частей в прорывах. Двигаясь по шоссе со скоростью до 37 км/ч и буксируя цистерны с топливом, Lorraine 37L должны были снабжать ушедшие в наступление танки горючим и боеприпасами. Практически половина из всех машин этой модификации была потеряна французами во время боевых действий мая-июня 1940 года.

Почти сразу же после принятия на вооружение на базе бронетранспортера «Лорейн» начали производить модификацию, предназначенную для транспортировки моторизованной пехоты — Lorraine 38L. Корпус данной машины был существенно переделан. Он увеличился по высоте для более комфортного размещения экипажа и солдат десанта. Помимо этого доработке подвергся прицеп, который специально приспособили для перевозки солдат. Таких машин было собрано 100 штук.

Следующей модификацией стал бронетранспортер Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), который мог перевозить до 6 солдат или 1000 кг груза в грузо-десантном отсеке, в прицепе можно было дополнительно разместить еще 4 солдат. Масса данной машины выросла до 5460 кг. Главным образом данная модификация применялась для буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета и перевозки их расчета. Всего удалось собрать 130 бронетранспортеров этой модификации, которые с марта 1940 года начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из состава 1-й и 2-й бронетанковых дивизий (по 48 машин в каждом батальоне). В мае того же года 20 таких бронетранспортеров получил 16-й батальон моторизованный пехоты из состава 3-й бронетанковой дивизии.

Французские бронетранспортёры Lorraine 37L и 38L


Последней серийной модификацией машины, которую успели выпустить во Франции до ее оккупации немцами, стал Lorraine 38L РС. Это была командирская версия бронетранспортера, которая предназначалась для командиров танковых рот, батальонов и дивизий. Машина была выпущена очень ограниченной серией — всего 10 единиц. В зависимости от уровня управления транспортеры оснащались радиостанцией ER-55 (рота/батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Таким образом, всего во Франции до ее оккупации немцами были выпущено 618 бронетранспортеров Lorraine: 378 машин в версии 37L, 100 в версии 38L, 130 — 38L VBCP и 10 — 38L PC.

Поражение Франции стало настоящей катастрофой, особенно для ее армии, которая понесла тяжелые материальные и людские потери, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть оставшихся на ходу транспортеров Lorraine в качестве трофеев досталась немцам, которые сначала использовали эти машины по прямому назначению. Однако после начала войны против Советского Союза немцы начали ощущать острую нехватку мобильных противотанковых средств и мобильной артиллерии. В период с июля по август 1942 года все находящиеся на ходу бронетранспортеры Lorraine 37L и Lorraine 38L, которые находились в распоряжении вермахта, были переоборудованы в самоходные установки с использованием оригинальной ходовой части и элементов бронирования корпуса. Переоборудование осуществлялось на заводе компании «Альфред Беккер» в Крефельде. Так в истории французских бронетранспортеров была открыта совершенно новая страница.

Из 330 трофейных «Лорейнов», которые имелись в вермахте, 179 были переоборудованы в ПТ-САУ с 75-мм орудием (Sd.Kfz.135 или «Marder I»), 94 в САУ со 150-мм гаубицей leFH13 (Sd.Kfz.135/1) и 12 в САУ со 105-мм гаубицей leFH18. Помимо этого 30 транспортеров стали машинами артиллерийских наблюдателей, а несколько переоборудовали в транспортеры амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper. Хотя в рамках модернизации масса машин возрастала практически в два раза, основные характеристики самоходок остались на уровне оригинальных моделей, что еще раз доказывало надежность и заложенный во французских машинах запас прочности.

Французские бронетранспортёры Lorraine 37L и 38L
Marder I


Все созданные немцами самоходные артиллерийские установки на базе французских бронетранспортеров Lorraine, конструктивно были схожи между собой и различались типом артиллерийских систем, устанавливавшихся в бронированной рубке коробчатой формы, которая находилась в корме корпуса. Так на противотанковой самоходке Marder I бронелисты толщиной от 5 до 12 мм были расположены под небольшими углами наклона. В качестве основного вооружения была выбрана 75-мм противотанковая пушка 7,5 cm Pak40/1 L/46, которая оснащалась оптическим прицелом ZF 3x8. По вертикали орудие наводилось в диапазоне от -5 до +22 градусов, по горизонтали — 64 градуса. Для защиты от вражеской пехоты на самоходке устанавливался 7,92-мм пулемет MG34. Полный возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов к пушке и 600 патронов к пулемету.

Хотя масса такой ПТ-САУ выросла до 8 тонн, это не оказало критического влияния на проходимость машины. Экипаж самоходки состоял из 5 человек (механик-водитель, командир, наводчик, заряжающий и радист). Наличие в экипаже радиста, который обслуживал радиостанцию FuG5, было своего рода визитной карточкой бронетехники Германии, в то время как в армиях стран антигитлеровской коалиции функции радиста в экипаже часто выполнял командир. Главным образом, противотанковые самоходки «Marder I» применялись немецкими противотанковыми соединениями на Западном фронте. Во Франции на момент высадки там союзников в июне 1944 года, имелась 131 такая ПТ-САУ. Все они приняли активное участие в боях в Нормандии.

Самоходные артиллерийские установки на базе «Лорейна» повторяли противотанковый вариант, за исключением того, что на них ставилось более мощное артиллерийское вооружение — 10,5 cm leFH 18/4 и 15 cm sFH 13/1. Стимулом к появлению этих машин стала острая потребность вермахта в повышении мобильности своих частей тяжелой полевой артиллерии. В единственном экземпляре немцы также испытали опытную модификацию 12.2cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine (f). На этой машине они установили трофейную советскую гаубицу М-30. К сожалению, о проведении испытаний данной боевой машины, как и возможном ее использовании в боях, ничего не известно. Однако есть упоминания о том, что летом 1944 года она использовалась на фронте в качестве САУ поддержки во время боев во Франции, а в сентябре того же года была захвачена в Бургундии на брошенном немцами бронепоезде.

Французские бронетранспортёры Lorraine 37L и 38L
Sd.Kfz.135/1 со 150-мм гаубицей leFH13


В то же время САУ на базе бронетранспортеров «Lorraine», вооруженные 150-мм орудиями, активно использовались немцами в Северной Африке в составе 21-й танковой дивизии, а также для учебных целей во Франции. После начала высадки войск союзников в Нормандии эти машины из учебных частей начали активно использовать в боях с ними. Одна уцелевшая самоходка данного типа сегодня выставлена в экспозиции музея Абердинского испытательного полигона американской армии.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/lorraine_37.htm
http://alternathistory.com/osnovnoi-btr-frantsuzskogo-gosudarstva-lorraine-37l38l39l41l
http://bronetehnika.dljatebja.ru/Bronemashiny/Lorraine_37l.html
http://warspot.ru/1753-ot-frantsuzskogo-bronetransportera-do-nemetskoy-sau
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. казак волгский 16 февраля 2016 07:25
    Спасибо. про этот БТР знал но тут подробненько. спасибо еще раз за труд!
  2. Siberia 9444 16 февраля 2016 08:11
    Запас хода не большой бак всего 140 литров это при бензинового двиготели
    1. амурец 16 февраля 2016 15:24
      Цитата: Siberia 9444
      Запас хода не большой бак всего 140 литров это при бензинового двиготели

      На счёт того что бак мал,вы правы.В немецкой армии той поры широко применялся синтетический бензин,а вот с дизельным топливом в Германии были проблемы,нефти не хватало,вот почему в годы ВОВ немцы рвались на Северный Кавказ к месторождениям нефти Майкопа,Грозного и Баку.Потом,на наземную технику немцы старались не ставить дизели по той причине,что двигатель,на войне, живёт несколько часов,а дизельный двигатель той поры был значительно дороже бензинового.В сумме это отрицательно влияло на разработку лёгких транспортных дизелей для армии,но нельзя сказать что эти работы не велись.
  3. bionik 16 февраля 2016 08:23
    Брошенный трофейный немецкий тягач Лоррейн 37L (Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L) французского производства с 75-мм противотанковой пушкой PaK 40 под Сталинградом.
  4. Поморянин 16 февраля 2016 09:58
    А потом из многострадальных транспортёров французские партизаны стали делать самопальные "танки". См.http://topwar.ru/89357-pravka-samodelki-na-voyne.html
    Видать на самом деле была приличная машинка.
  5. cth;fyn 16 февраля 2016 13:29
    В 38L францы не заметили очевидной вещи, если посадить пехотинцев спиной друг к другу то можно слегка наклонить стенки бортов бронерубки и сэкономить пару десятков килограмм массы машины, пару килограмм бронестали и повысить защищенность.
    Пусть и мелочь, но все таки.
  6. йцукен 16 февраля 2016 19:24
    САУ на основе этого транспортера,я так понимаю - "Грилле"
    1. IImonolitII 16 февраля 2016 20:02
      Grille на основе PZ. 38(t)
  7. Бредович705 6 марта 2016 22:49
    Вообще французы неплохо снабдили германию техникой!Родину свою защитить не смогли, а немца помогли! Зато сегодня рассказывают нам-как жить!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня