Служба горючего Вооружённых сил РФ празднует юбилей

17 февраля свой 80-летний юбилей празднует особое формирование служб Тыла Вооружённых сил страны – Служба горючего ВС РФ. Ровно 80 лет назад – 17 февраля 1936 года – на основании приказа за номером 024 Наркома обороны СССР Климента Ворошилова было создано Управление по снабжению горючим – Служба горючего ВС Союза ССР. Свою роль в создании такой службы сыграло существенное увеличение технического парка войск и возросшие потребности Вооружённых сил в бесперебойной поставке горюче-смазочных материалов.

Человеком, первым возглавившим появившуюся среди служб Тыла ВС Союза ССР Службу горючего, стал военный специалист, полковник Николай Мовчин. Однако Николай Николаевич возглавлял Управление по снабжению горючим ВС СССР совсем недолго. Уже в декабре 1937 года он был арестован по обвинению в военном заговоре в рамках дела М.Тухачевского. Реабилитация Николая Мовчина состоялась почти через 28 лет после приведения в исполнение смертного приговора, вынесенного в его адрес в сентябре 1938 года.

Первая по-настоящему значимая проверка эффективности Службы горючего состоялась уже через два года после её формирования. Обеспечение войск РККА горючим понадобилось во время конфликта с Японией у озера Хасан. По архивным данным, в процессе обеспечения советской войсковой группировки у озера Хасан были задействованы 39 бензовозов, а также несколько десятков гужевых повозок с цистернами для горючего. Службе предстояло обеспечить бесперебойным снабжением топливом почти три сотни танков, около 250 самолётов, двести военных автомобилей, в свою очередь используемых для транспортировки личного состава, а также оружия, продовольствия, медикаментов. По оценкам историков, в ходе боёв на озере Хасан было израсходовано более 8 тыс. тонн горючего.


Однако куда более масштабную работу до начала Великой Отечественной войны военнослужащим Службы горючего ВС СССР предстояло проделать в ходе советско-финской (советско-финляндской) войны. Тогда для снабжения войск к смещавшейся линии фронта было направлено почти четверть миллиона тонн горючего.

Работа по снабжению войск горюче-смазочными материалами в ходе войны с Финляндией стала своего рода генеральной репетицией перед началом Великой Отечественной войны. При этом «репетиция» проходила, как известно, на фоне лишь робких предположений о том, что война с гитлеровской Германией превращается в неизбежность.

Служба горючего Вооружённых сил РФ празднует юбилей


Сегодня нередко можно услышать вопросы от представителей молодого поколения о проблемах снабжения войск и гражданских объектов в годы войны. Один из вопросов неизменно касается обеспечения топливом блокадного Ленинграда. Вопрос резонный, если учесть, что в современных учебниках истории не особенно принято углубляться в историю Великой Отечественной. Ответ на этот вопрос выглядит следующим образом: проблема поставок топлива в блокадный Ленинград решалась силами именно Управления по снабжению горючим. Неимоверными усилиями военнослужащим службы удалось совершить, казалось, невозможное: в кратчайшие сроки по дну Ладоги был проложен трубопровод. Его длина составила около 27 км. Именно по трубопроводу в город, который гитлеровцы намеревались превратить в город мёртвых, поступало топливо, игравшее, мягко говоря, немаловажную роль в обороне Ленинграда и в ежедневной работе его героического населения.

Эта страничка из истории, должно быть, неизвестна тем представителям украинского майданного сборища, которые запугивают граждан России некой «блокадой» и «изоляцией». Когда сегодня ленинградские блокадники смотрят репортажи о том, как ислямовская группка на Херсонщине грозится отрезать Крым от снабжения, то крымчанам они говорят: «Держитесь, ребята!», а на Ислямова и его последователей смотрят как на явное природное недоразумение.

Если говорить о работе Службы горючего сегодня, то её масштабы выглядят впечатляюще. За последние 2-3 года объёмы расходуемого ежегодно горючего, включая ракетное топливо, составили более 2-х миллионов тонн.

Служба горючего Вооружённых сил РФ празднует юбилей


Увеличение объёмов расхода топлива в войсках красноречиво свидетельствует о том, что активность учебно-боевых тренировок возросла. Свою роль сыграло и начало контртеррористической операции ВКС РФ в Сирии. Топливо для снабжения сирийской операции поставляется, в том числе, и посредством использования пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе.

На сегодняшний день, по данным пресс-службы Минобороны РФ, в ВС России используется около двухсот различных марок горюче-смазочных материалов. На 2016 год намечены проектно-изыскательские работы по строительству шести новых топливно-заправочных комплексов для нужд российской армии.

В прошлом году разработчики и российские военнослужащие Службы горючего провели серию испытаний нового автозаправщика, который отличается высокой универсальностью. Заключается универсальность в том, что такой заправщик способен перевозить одновременно до 14 тонн различных марок топлива. При этом корпус цистерны выполнен из материала, обладающего способностью выдерживать попадания пуль из стрелкового оружия. С помощью специальной распределительной системы автотопливозаправщик способен вести заправку топливом сразу нескольких единиц военной техники, причём топливо это, как уже отмечалось, может иметь разную номенклатуру.

Служба горючего Вооружённых сил РФ празднует юбилей


С 2014 года в войска стало поступать новое "арктическое" топливо. Это особый вид горючего, который можно использовать в экстремальных условиях Севера с неизменно высокой эффективностью. Дизельное «арктическое» топливо показало, что его использование может проводиться даже при температуре «минус» 65 по Цельсию. По понятным причинам, состав российского топлива вызывает особый интерес у представителей тех стран, которые стараются предпринимать усилия по противодействию шагам по освоению Россией арктических пространств.

Служба горючего Вооружённых сил РФ празднует юбилей


Из сообщения пресс-службы Минобороны РФ:
Также ведутся разработки топлива для гиперзвуковых летательных аппаратов. Рецептура создана, и та энергетика, которая аккумулирована в этом топливе, позволит нашим изделиям превысить скорость 5 махов.


"Военное обозрение" поздравляет всех военнослужащих и ветеранов Службы горючего Вооружённых сил РФ (СССР) с профессиональным праздником!

Использованы фотографии: ourbaku.com, http://function.mil.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 30
  1. parusnik 17 февраля 2016 06:15
    Куда же без этой службы..С Праздником! drinks
    1. Zoldat_A 17 февраля 2016 07:48
      Цитата: parusnik
      Куда же без этой службы..

      Сразу на память приходят прапорщики с ГСМ. Однако, чтобы какая-то техника не летала или не ездила, потому что нет горючки - в Советской Армии не помню. А раз так, то работу свою мужики делали справно и поэтому с праздником! drinks
      1. Татьяна 17 февраля 2016 07:55
        Горючее – это кровь и питание для всех моторов!
        С праздником Вас военнослужащие и ветераны Службы горючего Вооружённых сил РФ (СССР)!
        Здоровья и удачи Вам во всём! love
      2. rotmistr60 17 февраля 2016 07:55
        В Советской армии проблем с ГСМ действительно не было, еще и народному хозяйству умудрялись помогать. При необходимости можно было и спиртом разжиться без ущерба боеготовности. С праздником!
    2. Комментарий был удален.
    3. сибиралт 17 февраля 2016 20:38
      Конечно же с праздником! Хочу выпить за службу асенизаторов, но не знаю когда у них праздник. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны! Можете заминусовать, но если уже завтра такая появится дата, то кто будет каяться? laughing
      К примеру у нас два раза в год в часть приезжала вошебойка с дихролэтаном. Заодно стирала матрасы и шинели. И где их праздник! Или это дело не почётное?
    4. Wasiliy1985 17 февраля 2016 22:51
      Служба тыла - но без её работы боевые подразделения, что котята без кошки. И, главное, все это ПРЕКРАСНО знают.
  2. VNP1958PVN 17 февраля 2016 06:16
    Есть у меня друг, всю жизнь в этой службе прослужил, может качество спирта определять по запаху! С Праздником мужики! Качественного спирта в службе!
  3. андрей юрьевич 17 февраля 2016 06:22
    рай прапорщика...волшебный сон...мечта! laughingэто что за прапор минусует? wassat честный ГСМщик нашёлся? wassatЗампотеха с матом,гнал на гос.заправку? да ну вас нафиг,даже спорить не буду...в армии бензина и солярки украдено-сердюкову не снилось... во время службы моего младшего,с корабля соляру прямо в машины лили! ничего не меняется...
    1. Прадед Зевса 17 февраля 2016 07:01
      Андрей юрьевич-плюньте на минусы-вы просто кому то наступили на больную мазоль!
    2. ya.seliwerstov2013 17 февраля 2016 07:39
      Ваша правда.Андрей Юрьевич.Мой бригадир только сливом и продажей топлива и жил в Германии в 1987 году проходя срочную в составе обеспечения аэродрома под Берлином.
    3. Zoldat_A 17 февраля 2016 07:57
      Цитата: андрей юрьевич
      в армии бензина и солярки украдено-сердюкову не снилось...

      Дык, в то же время, и техника НИКОГДА не стояла из-за того, что ездить или летать не на чем. Сам помню, как ХБ стирать у летунов на ГСМе бочкой керосина одалживались. Меняли бочку по мере загрязнения керосина. И за спиртом всегда к ним же - никогда отказа не было... А в 90-е свобода и демократия как хряснула по голове - и там, где керосин был бочками, стаканами его считать стали.... Только летать не на чем вдруг стало... Может, всё-таки не вороватые прапора виноваты? Да и праздник у людей...

      А за Табуреткина, Александр Юрьевич, Вы правы - он так мало не воровал. И не ворует. Подумаешь, цистерна солярки...
      1. Zoldat_A 17 февраля 2016 11:36
        Цитата: Zoldat_A
        А за Табуреткина, Александр Юрьевич, Вы правы - он так мало не воровал. И не ворует. Подумаешь, цистерна солярки...

        Конечно же, Андрей Юрьевич. Миль пардон... hi
    4. Алексей М 17 февраля 2016 14:48
      А мы своего прапара на складе ГСМ нефтяным магнатом звали.
      С праздником!
  4. SAM 5 17 февраля 2016 06:27
    С праздником ГСМщики. Эх сколько спирту перепито было. drinks
  5. rpek32 17 февраля 2016 06:33
    Наливай! drinks laughing
    (10 символов)
  6. Николай71 17 февраля 2016 06:36
    Технике без горючки, как человеку без воды, ни туды и ни сюды. С праздником всех ГСМщиков!
  7. казак волгский 17 февраля 2016 06:46
    доброй службы!!!! куды мы без вас! с Праздником!
  8. Прадед Зевса 17 февраля 2016 07:03
    У нас зимою начальник гсм был бог-за спртягою к складу с конистрами бежал и ехал весь офицерский состав военного городка!!как вспомню 88-89годы...
  9. Taygerus 17 февраля 2016 07:07
    С праздником бензовозы, удачи, крепкого здоровья и дай БОГ! drinks
  10. Добрый 17 февраля 2016 07:48
    С праздником мазута!!!
  11. Комментарий был удален.
  12. bionik 17 февраля 2016 08:06
    Военные действия в Афганистане тоже потребовали от личного состава Службы горючего немалой смекалки и героизма. Именно там, наиболее масштабно, и в течение продолжительного времени полевые магистральные трубопроводы использовались для обеспечения горючим соединений и частей ОКСВА. В общей сложности по полевым магистральным трубопроводам протяженностью 1200 км войскам 40 армии было подано 5,4 млн. т нефтепродуктов.
    Перекачка горючего по трубопроводу велась круглосуточно. Охрана трубопровода представляла собой нелёгкую задачу. Диверсии и аварии случались очень часто, днем и ночью. Трубопровод подрывали минами, простреливали, пробивали кирками и мотыгами, пропиливали трубы ножовками. Такие диверсии совершали не только боевики моджахедов, но и мирные жители. В Афганистане дрова дорого стоят (продают на вес) , это обстоятельство подталкивало мирных жителей пробивать полевой трубопровод. Так они могли получить топливо для обогрева и приготовления пищи. Личному составу Службы горючего постоянно приходилось устранять последствия аварий и диверсий.
  13. ЦШВС 17 февраля 2016 09:23
    Без горючего и без службы тыла не будет армии!С праздником!
  14. Pvi1206 17 февраля 2016 10:04
    На первый взгляд ничего героического нет в этой службе. Но именно она обеспечивает энергией всю армейскую технику (включая электрогенераторы), благодаря чему и куётся победа армии и флота. С праздником!
  15. Робертъ Невский 17 февраля 2016 11:57
    С Праздником ребята!
  16. killganoff 17 февраля 2016 12:02
    Эта служба после сердюкова еще осталась в ВС РФ?!
    Я думал от этой структуры только музей остался.
  17. serezhasoldatow 17 февраля 2016 12:27
    С праздником коллеги!
  18. cosmos111 17 февраля 2016 12:55
    С праздником ,здоровья и новой техники!!!! soldier

    нужны новые технологии в перевозке и хранении ГСМ...

    Как пример:танк - контейнер (tank - container) - 20 или 40 футовый контейнер имеет одну или две секции, внутри которого, закреплена цистерна из нержавеющей стали .

    в логистики NATO,они нашли широкое применение...


  19. EVPanov 17 февраля 2016 20:22
    к сожалению в заметке ничего не было сказано о том, как уничтожили единственное на постсоветском пространстве Ульяновское высшее военное техническое училище, где готовили специалистов Службы горючего...с праздником выпускников этого славного ВУЗа...
    в нашей службе мало героизма,
    нам под ноги не летят цветы,
    наша цель- труба, насос. канистра,
    и бензин высокой чистоты...
  20. n.dybnev 17 февраля 2016 22:50
    Поздравляю всех ГСМщиков!
  21. red_october 17 февраля 2016 23:50
    С праздником! Успехи сослуживцев, которые всегда на виду, всегда впереди - это прежде всего ваши успехи!

  22. Идиот 18 февраля 2016 01:02
    Я служил в ПВО 1989-1991г.г. В бытность свою на "точке" в Кольцово (Свердловск) обслуживал в качестве авиатехника АН-12. Полагалось перед взлетом, по регламенту, слить с каждого "соска" в крыльях, числом, по моему шесть, по ведру авиационного керосина, дабы зимой топливо не кристаллизовывалось. Для этого у меня была длиннющая аллюминевая труба с раструбом. Надо было попасть этим раструбом в "сосок", слить топливо в ведро. "Сосок", после удаления раструба, закрывался автоматически. И вот, в очередной раз, я вытащил свой раструб, а сосок не закрылся. Керосин хлестал струей толщиной в руку. Я паниковал, пытался попасть раструбом в "сосок" еще раз, чтобы его закрыть, а керосин хлещет мне на голову, нихера не вижу, попасть не могу. Рядом стояли летчики, курили и смеялись. Потом один докурил, сжалился. Вырвал у меня из рук трубу и закрыл клапан. Все это видели техники "аэрофлота", они подошли и сказали: ребята, вы ох...ли, мы соляру в мензурки сливаем (и показали - реальные мензурки с делениями на граммы), а вы ведрами на землю льете, вон пацан (я то-есть)теперь до дембеля будет вонять. Если у вас ее как га...на, то может мы тоже с ведрами будем приходить? Летчики говорят, вопросов нет, ящик "жигулевского" (в темных бутылках), отмойте его (меня то-есть)и занимайтесь. Все не в землю лить. Я сразу стал очень уважаемым человеком в аэропорту, меня в борцехе деликатесами тетки кормили, ну и все такое... до дембеля. Очень мне нравилось в Советской армии служить, чуть не женился. Старшина лично купил билет и до трапа самолета проводил, чтобы я в казарму не вернулся. Со второй попытки демобилизовали.
  23. Flanke 18 февраля 2016 01:22
    Мне одному показалось, что статья с запашком?

    Первое - опять упомянули про репрессированного составом слов в фразах как в конце 80-х, а второе - где про робкие предположения о войне с Германией.

    Про репрессированность начальника упоминать в статье это моветон, это все равно что сказать "а еще Мовчан имел любовницу" - какое это отношение имеет к службе ГСМ? Автор статьи скопипастил текст, не читая.

    А "робкие пердположения" - автор кагбэ не вкурсе, что война с Финляндией начата с целью отодвинуть границу перед войной с Германией.

    Автор чрезмерно безграмотен и невежда.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня