«Лидер» вместо «Ленина»

Транзитный бой ведет ледовая дружина

В конце января подведены итоги конкурса «Технико-экономическая модель Северного морского пути». Возрождение Арктики – одно из стратегических направлений российской политики. Но чтобы обеспечить наше постоянное присутствие в высоких широтах, необходимо привести к общему знаменателю все факторы, которые определяют нормальное развитие региона – от экономических до экологических. Это и жизнеобеспечение Заполярья, формирование соответствующей инфраструктуры, и, конечно, оптимальные транспортные схемы, в том числе с использованием специализированного флота ледового класса.

Россия остается признанным лидером мирового ледоколостроения. Это, в частности, подтверждает справка, подготовленная для конгресса США. Обратимся именно к ней объективности ради. По американским оценкам, у нас находится в эксплуатации 34 ледокола, причем самых мощных в мире, еще четыре – в постройке, девять – в проектах. На втором месте – Норвегия, располагающая всего девятью судами такого типа.


“ Если сопоставить только цену на горючее, эксплуатация атомохода, вдвое мощнее дизельного, обходится дешевле, не говоря уже про ледовую проходимость ”
Наш ледокольный флот позволяет не просто осуществлять систематические проводки, но и организовать полнокровный транспортный конвейер по Северному морскому пути, что, несомненно, будет способствовать развитию всего Заполярья.

Между тем львиная доля из пяти миллионов тонн грузов, проследовавших по СМП в прошлом году, приходится на строящийся порт Сабетта с производством сжиженного природного газа, а транзитные перевозки сократились.

Основной путь из Европы в Азию – через Суэцкий канал – втрое протяженнее, чем северная трасса. Однако перевозка контейнера по длинному маршруту стоит от 500 до 1000 долларов, а по Севморпути – примерно втрое дороже как из-за ледокольной проводки, так и из-за размеров контейнеровозов.

Доставка груза тем дешевле, чем больше судно для его перемещения. Вместимость современного океанского транспорта приближается к 20 тысячам TEU (20-футовых стандартных контейнеров). К примеру, Tripple E-Class M/V Mrsk Mc-Kinney Mller рассчитан на 18 238 TEU, а недавно началось строительство серии судов на 21 тысячу контейнеров под 450 метров длиной и порядка 60 шириной. Ясно, что такие океанские гиганты не для арктического плавания, у них просто нет ледового класса. К тому же сегодняшний ледокол не в состоянии проложить судоходный канал шириной 60 метров – мы к этому только стремимся. Но наши-то сухогрузы способны взять на борт всего 500 TEU. От этого колоссальное удорожание перевозок. Поэтому разработчики морской техники предлагают не только ледоколы, но целую линейку ледового транспорта. В частности, наши коллеги из ЦНИИМФа недавно защищали в Минтрансе проект контейнеровоза арктического плавания вместимостью 3000 TEU.

С двумя пересадками удобнее


Сейчас важно понять, как наиболее рационально организовывать сквозной проход по Севморпути. Если для этого использовать танкеры, балкеры, контейнеровозы ледового класса, вряд ли они будут конкурентоспособными при транзитных перевозках. На «чистой воде» такие суда проигрывают. Они более металлоемкие и энергозатратные (с большим расходом горючего), обладают избыточной для «чистой воды» мощностью. С другой стороны, весь северный путь из Европы в Азию – это 7200 миль и только половина проходит в суровых ледовых условиях: от пролива Карские ворота до бухты Провидения. Поэтому ЦНИИМФ предлагает новый алгоритм перевозок – с перевалкой груза и обустройством двух хабов: Мурманска и Петропавловска-Камчатского, до которых могут курсировать обычные суда. Строительство крупных портов у входа в Кольский залив и на Камчатке само по себе заметно подтолкнет развитие территорий и Севера, и Дальнего Востока.

Словом, нужно создавать транзитную систему Севморпути. Здесь и инфраструктура, и бункировочные базы, и промежуточные порты, и навигация, и аварийно-спасательное обеспечение. Притом что северная трасса, как свидетельствует статистика, самая безопасная. За всю историю эксплуатации здесь погибли всего восемь судов и один человек (член экипажа теплохода «Челюскин»).

Безусловно, северные перевозки требуют вложений, нужна нормальная экономическая модель, сопряженная с общемировой грузовой базой и нацеленная на то, чтобы сделать маршрут конкурентоспособным и по времени, и по стоимости. В это дело стоит вкладываться.

Только что подведены итоги конкурса «Технико-экономическая модель Северного морского пути», в котором победил проект Аналитического центра при правительстве РФ. Надеюсь, это будет заметный шаг к комплексному осмыслению экономики арктической трассы.

От «Москвы» до «Новороссийска»


Отрадно, что высшее руководство страны вовремя отреагировало на сигнал тревоги: к началу ХХI века построенный в советские годы ледокольный флот существенно выработал положенный ресурс. А при транспортировке грузов по самому сложному участку Севморпути без ледовой проводки не обойтись даже при самом глобальном потеплении. И в последние годы мы наблюдаем возрождение отечественного ледоколостроения.

Первыми ласточками стали два 16-мегаваттных ледокола, которые с помощью ЦНИИ Крылова построены в 2008–2009 годах на Балтийском заводе: «Санкт-Петербург» и «Москва». На них самая совершенная дизель-электрическая установка, современное оборудование, азимутальные поворотные движители. Это новое направление в проектировании гражданских судов, кстати, постепенно завоевывающее место и в военном кораблестроении. Эффективная форма корпуса, хорошо зарекомендовавшая себя в эксплуатации. Моряки говорят, что ледоколы удачные.

«Лидер» вместо «Ленина»

Дизайн-проект экстерьера атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-110Я, шифр «Лидер») разрабатывался во взаимодействии с ЦКБ «Айсберг». Фото: cont.ws

Выборгский судостроительный завод продолжил эту серию, уже несколько модернизированную. Обводы корпуса остались прежними, но мощность повышена с 16 до 18 мегаватт, и все, что выше верхней палубы, перекомпоновано. Если у «Москвы» и «Петербурга» (проект 21900) – классическая вертолетная площадка на корме, то в обновленной модели (проект 21900 м) ее переместили на бак. Кормовая часть, где установлена мощная буксирная лебедка, освобождена под попутные грузы. За счет перекомпоновки появились новые функциональные возможности, как и желал заказчик. Головной ледокол «Владивосток» и первый серийный – «Мурманск» уже заступили на вахту. Третий борт – «Новороссийск» спущен на воду и после испытаний отправится в порт приписки в конце нынешнего года. Каждый такой двухпалубный 119-метровый проводник водоизмещением 14,3 тысячи тонн неограниченного района плавания способен преодолевать льды полутораметровой толщины.

Музеи и концепты


Проводку через двухметровые льды обеспечит самый мощный (25 МВт) дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» проекта 22600 длиной 146 метров и водоизмещением свыше 22 тысяч тонн, строящийся на Балтийском заводе.

«Лидер» вместо «Ленина»Наши специалисты подсчитали, что предельная мощность дизель-электрических ледоколов – 30 мегаватт, если больше – суда становятся просто нерентабельными. Дело в том, что расход горючего у них 200 граммов на киловатт/час, и получится, что большую часть дедвейта съест топливо. Не случайно построенные во времена СССР трудяги «Капитан Драницын», «Капитан Сорокин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Николаев» – 16-мегаваттные.

Кто бы что ни говорил, без атомных ледоколов не обойтись. Если сопоставить только цену на горючее, эксплуатация атомохода, вдвое мощнее дизельного, обходится дешевле. Не говоря уже про ледовую проходимость. Словом, единственная возможность развивать арктический транзит и активную экономическую деятельность в Заполярье – ледоколы с ядерными реакторами.

Сейчас в России восемь атомоходов: «Арктика», заступившая на полярную вахту в 1975 году, «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Таймыр» (1989), «Советский Союз» (1990), «Вайгач» (1990), «Ямал» (1993) и «50 лет Победы» (2007).

«Советский Союз» на ремонте, есть предложение переоборудовать его под командный центр Арктической группировки Министерства обороны (подробнее – «ВПК», №№ 3–4, 2016). «Дедушка» атомного ледокольного флота «Ленин» (1959) стал музеем в Мурманске. Надеемся, что музеефицирована будет и «Арктика», которая, как и «Сибирь», выведена из эксплуатации.

Именем «Арктика» уже нарекли головной атомоход ЛК-60, который строится на Балтийском заводе. Это серьезный проект ЦКБ «Айсберг» и Крыловского научного центра. По требованию заказчика помимо наших исследований дважды проводились контрольные испытания в зарубежных опытовых ледовых бассейнах, в частности в гамбургском. Все параметры, заявленные ГКНЦ, были подтверждены. ЛК-60 длиной 173 метра и водоизмещением более 33 тысяч тонн станет самым большим и мощным ледоколом в мире (двухреакторная установка РИТМ-200–2х175 МВт). Благодаря двухосадочной конструкции он сможет работать и в западном районе Арктики – в Баренцевом, Печорском и Карском морях, и на более мелководных участках устья Енисея и Обской губы. А 34-метровая ширина корпуса позволит в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тысяч тонн, преодолевая с постоянной скоростью трехметровые льды. Словом, это современное судно, соответствующее требованиям уже второй половины ХХI века. При ритмичном финансировании корабелы смогут к 2020–2021 годам построить три новых атомохода.

В рабочем портфеле – перспективный проект «Лидер». Это универсальный атомоход классической формы длиной более 200 метров и шириной примерно 47. Мощность энергетической установки – 110–120 мегаватт. Он будет в состоянии проложить судоходный канал 50-метровой ширины для проводки крупных океанских транспортов.

Концептуальный проект выполнен в двух вариантах: двух- и четырехвальном. Проведены испытания, примерно оценена стоимость ледокола. Когда выйдет постановление правительства о строительстве, будет и технический проект.

Капитаны для Арктики

Стоит отметить, что ледоколостроение – одна из наукоемких отраслей, где аккумулируются самые передовые разработки и задумки двойного назначения. К примеру, проект двух- или четырехкорпусного ледокола. Он сможет обеспечить 60-метровый канал даже при меньшей мощности и обойдется соответственно дешевле. Еще варианты: ледокол с асимметричным корпусом или сверхманевренный с дополнительным винтом в носовой оконечности, способный ходить чуть ли не боком. Такой строят в Финляндии для Сабетты.

«Лидер» вместо «Ленина»Одна из вечных задач судостроителей – замедление коррозии. В арктических условиях она «съедает» в год чуть ли не по 0,1 миллиметра корабельного корпуса. Чтобы сберечь металл, мы предложили оптимальное соотношение физического, магнитного и статического полей с определенным расположением протекторов, подачей соответствующего тока. Это ноу-хау Крыловский центр поставляет и Военно-морскому флоту. То же касается электромагнитной совместимости новейших навороченных систем, без которых современный корабль представить невозможно.

Знаковым событием в проектировании морской техники стало открытие в Крыловском научном центре самого современного в мире опытового Арктического бассейна. Старый – длиной 36 метров и шириной 6 – уже уступал по возможностям своим конкурентам в Хельсинки и Гамбурге. Протяженность нового с дополнительными камерами – порядка 100 метров с активным 80-метровым «полем». Здесь осуществимо практически все: испытания на ходкость, на маневренность, на ледовую нагрузку как стационарных платформ, так и заякоренных. Можно даже наблюдать наползание льда на объект при очень маленьких скоростях… А строящийся офшорный бассейн позволит моделировать и сопоставлять и ветровую нагрузку, и систему течений со стратификацией скорости по глубине, и трехмерное волнение. Единственный похожий объект в мире – «Марино» в Голландии.

У нас под одной крышей с офшорным разместится сверхсовременный мореходный бассейн 160 на 35 метров. Этот уникальный экспериментальный комплекс должен укрепить наши лидерские позиции.

Новый Полярный кодекс вводит понятие «ледовый капитан» с соответствующими квалификационными требованиями. Предвосхищая потребность в таких специалистах, мы открыли приближенный к реальным условиям тренажерный центр для обучения судоводителей. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова готовит программу подготовки, предоставляет инструкторов и вручает сертификаты. А непосредственно обучение проходит на нашей базе, где можно отработать действия одного или нескольких судовых экипажей в сложной ледовой обстановке. Тренировки проводятся одновременно на шести ходовых мостиках: два – с круговым обзором, как у транспортов, и четыре «ледокольных» с обзором 180 градусов. Капитаны могут отрабатывать взаимодействие с судами и в караване, и в ходе морских операций (маневрирование, буксировка, спасение) как в арктических условиях, так и при различных волнениях.

Комплекс позволяет также тренировать на реальных моделях экипажи платформ, танкеров и судов обеспечения при отгрузке нефти и нефтепродуктов. Нигде в мире аналогичного тренажера нет. Причем создан он российскими разработчиками и все программное обеспечение отечественное.

Это в очередной раз доказывает: если не экономить на серьезной науке и экспериментальной базе, мы в кратчайшие сроки преодолеем сегодняшнее отставание по целому ряду направлений и займем лидирующие позиции. Как это происходит в ледоколостроении.

Справка «ВПК»

Трасса по торосам


Кратчайший путь между европейскими портами и Дальним Востоком, проходящий по четырем арктическим морям (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому), долгое время именовали Северо-Восточным проходом, и лишь в начале ХХ века он получил современное название. Ледовая часть СМП – от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 километров.

Впервые Северный морской путь был пройден с запада на восток в 1878–1879 годах шведской экспедицией Нильса Норденшельда. Причем судно, зажатое льдами, вынужденно зазимовало всего в 200 километрах от Берингова пролива – оставшуюся часть пути после освобождения из «плена» одолели за двое суток.

Гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914–1915 годах стала первой российской, которой удалось пройти СМП, но тоже за две навигации, с зимовкой у полуострова Таймыр.

За одну навигацию СМП впервые пройден экспедицией под руководством Отто Шмидта на судне «Сибиряков» в 1932 году. Тогда же в СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), сыгравшее огромную роль в годы Великой Отечественной войны. По этому маршруту осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море, а также перевозка каменного угля, леса, других народнохозяйственных грузов.

Для международного судоходства СМП был открыт в 1991 году.

В последние годы интерес к трассе растет, чему способствует потепление климата. За последние 40 лет площадь льда в Арктике уменьшилась почти вдвое, значительно увеличился срок безледокольной навигации в северных морях. Если ранее она длилась с июля по сентябрь, то сейчас – с июня по ноябрь. Но число коммерческих судов, проходящих Севморпутем, по-прежнему исчисляется десятками, а не тысячами, как через Суэцкий канал.
Автор: Олег Тимофеев
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/29216


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 102
  1. kugelblitz 22 февраля 2016 06:03
    Кроме самих ледоколов нужны еще для снабжения северного побережья, суда ледового класса. В СССР в качестве дополнения к "Арктике" шли атомный лихтеровоз "Севморпуть" и "морковки", сухогрузы ледового класса "Норильск". Без них эффективность ледоколов снижается, особенно в условиях ухудшения ледовой обстановки, например в случае запаздывания навигации или экстренных случаях.



    1. Иван-Туча 22 февраля 2016 07:10
      Вы забыли кучку ледоколов Таймыр и Вайгач.
      1. kugelblitz 22 февраля 2016 07:54
        Имел в виду транспортные суда, чистые ледоколы то много на борт взять не могут. А "морковки" свободно в пробитом канале идут своим ходом, как и не боятся вмораживания или давления ледяного покрова. Так то уже есть контейнеровозы типа "Норильский никель" и "Севморпуть" планирует после ремонта начать навигацию в марте этого года. Но это только начало, да и для освоения Арктики нужно гораздо больше.
      2. shasherin.pavel 22 февраля 2016 14:19
        - Послушай, попугай... а что такое много?
        - Много это когда куча..
        - А два ореха это куча?
        - Два не куча..
        - А три?
        -Три тоже не куча.
        - Так что же такое куча?
        - Куча.. это когда много....
    2. Гражданский 22 февраля 2016 12:51
      Между прочим могли бы и назвать Ленин, ни чего страшного в этом нет.
      1. Комментарий был удален.
      2. сибиралт 22 февраля 2016 16:39
        Не было бы страшно, то назвали бы. laughing "Ленин 2.0" тоже не хило!
    3. Морской Чёрт 24 февраля 2016 00:22
      Это всё, конечно, здорово, но. Севморпуть уже забыл когда в море выходил, да и делали его под советские лихтера и контейнера, принятые во всём мире не подходят. А от морковок остались единицы. Строили их финны, и такого наворотили! Машинное отделение - смерть механику. Строили специально для порта Дудинка, а там швартовка только левым бортом, а аппарель справа (на фото хорошо видно), получился бесполезный механизм. Хотя в качестве ледового ходока - вне конкуренции. Хотя и тут с оговоркой. Мы Кандалакшу двое суток окалывали в проливе Лонга, ни туда - ни сюда сдвинуться не могла - затёрло.
      1. Alexey RA 24 февраля 2016 16:58
        Цитата: Морской Чёрт
        Это всё, конечно, здорово, но. Севморпуть уже забыл когда в море выходил, да и делали его под советские лихтера и контейнера, принятые во всём мире не подходят.

        "СМП" ещё в конце 2013 встал на восстановительный ремонт. ЗХИ прошли 30 ноября 2015 г.
        «Сегодня 30 ноября, вечером ориентировочно в 21.30 у причалов ФГУП «Атомфлот» после ходовых испытаний ошвартуется атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», - сообщили в Управления коммуникаций ФГУП «Атомфлот».

        Как напонимают в Атомфлоте, в декабре 2013 года генеральным директором Госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко было принято решение о восстановлении атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». В ремонтных работах на судне были задействованы 154 производственных рабочих и 50 инженерно-технических специалистов ОАО «82 судоремонтный завод». По их окончании лихтеровоз получил лицензию Российского морского регистра судоходства сроком на пять лет.
  2. Siberia 9444 22 февраля 2016 06:47
    Фото Лидера меня просто поразила good
    1. кеп 22 февраля 2016 07:10
      Цитата: Siberia 9444
      Фото Лидера меня просто поразила good


      Аналогично!!! good
      1. abrakadabre 22 февраля 2016 11:00
        Единственно по его обводам и верхней палубе:
        1. Кроме красоты , чем мотивировано отсутствие иллюминаторов по бортам? Это ж халявное освещение, которое будет работать даже если аварийно заглушить реакторы и не останется топлива на дизель-генераторы.
        2. Все ледоколы имеют мобилизационные конструктивные элементы на случай войны. Куда на нем пихать артиллерию или прочее вооружение? Палубы практически нет. Особенно в первой половине корпуса. Или предусмотрена выдвигающаяся установка. как на "стелс"-кораблях?

        В остальном, очень красиво. Если такой будет сделан, то это как космический корабль. good
        1. Вадим237 22 февраля 2016 11:11
          Потому что - это всего навсего концепт проекта.
        2. perepilka 22 февраля 2016 11:54
          Цитата: abrakadabre
          Это ж халявное освещение, которое будет работать даже если аварийно заглушить реакторы и не останется топлива на дизель-генераторы.

          Дык, там день, только летом, а вид бегущего электромеха, вызывает такую же панику, как и вид бегущего генерала в военное время, потому что бежать он может только по одной причине, на судне скончалось "липисдричество", и это, в высоких широтах, полная задница recourse
          В остальном, очень красиво. Если такой будет сделан, то это как космический корабль. good
          Угу, только красить задолбаешься, как по нему ходить то? Чай не космос с невесомостью what
          1. shasherin.pavel 22 февраля 2016 14:29
            Цитата: perepilka
            , как по нему ходить то?

            А надо фото "Акулы" посмотреть, когда на палубе человек стоит, так такая же окружность как у поверхности земли. Это "Девочка на шаре" еле еле стоит, а мы ведь все на "шарике" живём.
            1. perepilka 23 февраля 2016 16:47
              Цитата: shasherin.pavel
              А надо фото "Акулы" посмотреть, когда на палубе человек стоит,

              Про гуммировщикох слышал? Лодка, когда уходит, 110мм резиной оклеена. Домой приходит, после автономки, в лохмотьях, и по новой клеят request
        3. Архонт 22 февраля 2016 17:03
          а еще мне кажется, что экипаж будет соскальзывать и падать с такой скользкой круглой палубы. Я вообще удивлен, почему борта кораблей до сих пор не покрывают полимерами типа кремнеорганики против коррозии.
          1. Alex_59 24 февраля 2016 10:06
            Это беда. Бусурмане давно палубу каким-то шершавым цементом обрабатывают. Это при том, что они не в Североморске базируются и снежок со льдом видят в разы реже. А наши почему-то такой обработки не делают. Не знаю почему, может быть как раз потому что вода разлившись и земерзнув на такой шершавой поверхности потом уже не отдирается до самого лета...
        4. dauria 23 февраля 2016 13:06
          Палубы практически нет. Особенно в первой половине корпуса.


          Рисовала девочка-дизайнер, которая ни ухом, ни рылом не представляет, какого труда стоит изготовление поверхностей двойной кривизны. И самое смешное- не просто ненужных и лишних на судне, а даже вредных. smile
          1. atesterev 25 февраля 2016 17:38
            Вы ошиблись, это был мальчик из Мухинского училища в СПб
          2. Комментарий был удален.
        5. Serg Koma 23 февраля 2016 19:10
          Цитата: abrakadabre
          Единственно по его обводам и верхней палубе:

          Простите, добавлю от себя-
          3. При обильном снегопаде данный проект имеющий слабонаклонные плоскости способствующие удержанию снега и затруднению его уборки без применения индивидуальных технологий уборки(что ведёт к удорожанию проекта)
          1. abrakadabre 24 февраля 2016 14:50
            Как раз по уборке снега технически все просто. На борту же ДВА ядерных реактора. Два, Карл! Достаточно в верхнюю обшивку встроить электрообогреватели и по мере необходимости их включать на обтаивание.
            Правда нафига этот гемморой?...
            Только из-за красивого вида?
            А вот замечание выше про изготовление конструкций двойной кривизны - вот это да. Это технически муторно. Правда при размерах судна, кривизна там плевая. И обводы кормы, булей и т.д. как-то делают на большинстве судов.
    2. atesterev 22 февраля 2016 09:32
      Технологов судостроительного завода это поразило бы гораздо сильнее. Они бы столько всякой нецензурной лексики на этих горе дизайнеров сложили...
      1. Alexey RA 24 февраля 2016 17:06
        Цитата: atesterev
        Технологов судостроительного завода это поразило бы гораздо сильнее. Они бы столько всякой нецензурной лексики на этих горе дизайнеров сложили...

        Ах-ха-ха... борьба дизайнеров и технологов не имеет границ и временных рамок.
        При виде предложенной дизайнером конструкции основания из гнутой полированной трубы переменного радиуса кривизны (причём гнутой в двух плоскостях), технолог у нас вспомнил все глубины русского разговорного языка.
        А при виде предложенной взамен этого технологом сварной конструкции из опорной плиты и двух окрашенных профильных труб дизайнер показала, что и у выпускников гуманитарных вузах лексикон довольно богат.
        1. atesterev 25 февраля 2016 18:12
          Ниже я уже говорил про то, что дизайнеры, технологи и экспуатанты должны работать СОВМЕСТНО. Только в таком союзе получится что-то нормальное. Пароход это немного не автомобиль, это скотина очень утилитарная(ну кроме яхт Романа Абрамовича).
        2. Комментарий был удален.
    3. rpek32 22 февраля 2016 10:11
      на лапоть похоже laughing
    4. bamsik 22 февраля 2016 12:15
      думаете, что технология стелс?)
      интересно, а как лед с него скалывать?
      1. shasherin.pavel 22 февраля 2016 14:32
        Цитата: bamsik
        как лед с него

        противокапельное покрытие и солёная вода сама скатываться будет, это в кнехтов и вантов лёд проблематично скалывать, а на покатой поверхности лёд сам скатится.
        1. Serg Koma 23 февраля 2016 19:15
          Цитата: shasherin.pavel
          а на покатой поверхности лёд сам скатится.

          ??? Питерские крыши Вам в помощь laughing
          1. abrakadabre 24 февраля 2016 14:52
            В питерских крышах нет встроенных ЯУ. Самолеты, кстати тоже как-то в полете ото льда избавляются. А там это критичнее.
    5. shasherin.pavel 22 февраля 2016 14:24
      Проект конечно грандиозный и фото поразилО!
    6. alex_V15 23 февраля 2016 12:40
      Вид - как у инопланетной техники!
      Более того, дизайн вообще один-в-один как у морской техники из известной игры Supreme Commmander (фракция Просветлённые)!
      Не в первый раз фантастику в настоящем реализуют.
      Более того, есть случаи, когда сделали намного круче, чем было написано!
      Молодцы!
      1. Name Classified 24 февраля 2016 13:25
        Тоже SC напомнило, только лампочек добавить осталось )
        Но это концепт, в реале, наверное, сделают что-нибудь более практичное
        1. samoletil18 25 февраля 2016 14:37
          В реале будет выглядеть, как ледокол обыкновенный - ledokolus vulgaris, но функционал надо обеспечить.
        2. atesterev 25 февраля 2016 17:54
          У ОСК денег больше девать, наверное, некуда...
        3. atesterev 25 февраля 2016 17:54
          У ОСК денег больше девать, наверное, некуда...
    7. Морской Чёрт 24 февраля 2016 00:32
      Конструкция - полный бред! Удорожание постройки и неудобство обслуживания. Я уже не говорю о простой целесообразности. На хрена попу баян? Кому нужны эти аэродинамические обводы, если его задача работать в Арктике, во льдах. Высокие скорости ледоколу нужны только на переходе Мурманск - Карские ворота - сутки, а дальше всё. 2 узла во льду 2 метра.
    8. gladcu2 4 марта 2016 02:59
      Siberia

      Интересно, как обледенения сбивать будут с лидера? Или там подогрев поверхности?
  3. туц 22 февраля 2016 07:21
    фото космос +++
  4. Бронеоптимист 22 февраля 2016 07:35
    А что такое "офшорный бассен"? Разъясните, плз, сухопутному, кто знает.
    1. aba 23 февраля 2016 16:55
      А строящийся офшорный бассейн

      Меня тоже с некоторых пор смущает слово "офшорный".
      Как показывает история с Кипром, вдруг случайно может оказаться не российским.
      aba
      1. goose 25 февраля 2016 15:36
        Что непонятного? Бассейн в офисе одного из олигархов на Виргинских островах.
  5. DiViZ 22 февраля 2016 07:35
    Вот это утюг!!!
  6. tchoni 22 февраля 2016 08:46
    Да, задумка с севморпутем, точнее с его коммерческим использованием - грандиозна!
    1. Морской Чёрт 24 февраля 2016 00:52
      Она была грандиозна в СССР, когда по программе Север планировалась постройка 30-ти атомоходов! Увы, крылья подрезали. И дело даже не в ледоколах. Наклепать железяк не проблема, даже таких уродов, как на картинке. Кадры решают всё! (И. В. Сталин) Этим всё сказано. Те зубры, что работали на ледоколах раньше уже на пенсии. Молодым опыт передавать некому. А кто сейчас в Макаровке преподаёт, я даже гадать боюсь. Эксплуатация атомохода и обычного теплохода, это две большие разницы, тут одними курсами не обойдёшься, нужны специалисты! А это 5 с половиной лет обучения и на выходе сырой 4-й механик. Лет через 5 из него вырастет настоящий специалист.
  7. слепой 22 февраля 2016 08:47
    вряд ли для коммерческого использования смп будет привлекательным в ближайшие лет 50 . расширение жд пути мне кажется более привлекательным
    1. vlad_vlad 22 февраля 2016 16:37
      согласен - если eти деньги вложить в ЖД (БАМ, Транссиб ...) то для перевозчиков ето будет удобней, а для страни и економики полезней. Вдоль всего пути будет имульс к развитию.Доставка контейнера из Владика до Бреста за 1 неделю по ЖД - вот ето да! Кстати вон Китай с их "шелковым путем" стараются и, боюсь, таки сделают в обход России.

      А то што судостроители ишут заказы - ето понятно и правильно. и на картинке выглядит красиво.
      1. Морской Чёрт 24 февраля 2016 00:42
        Есть ещё кое-что кроме пути из Европы на Дальний Восток. И на данный момент это гораздо важнее. Это обеспечение Российского Севера снабжением, вывоз из Норильска и, что немаловажно, наши военные базы в Арктике, которые наконец-то начали возрождать.
  8. мыслитель 22 февраля 2016 09:05
    При ритмичном финансировании корабелы смогут к 2020–2021 годам построить три новых атомохода.

    Спуск "Арктики" на воду запланирован на 25 мая - день 150-летия завода.
    http://yamal-region.tv/news/18553/
    http://www.korabli.eu/galleries/oboi/grazhdanskie-suda/proekt-22220
  9. Шарнхорст 22 февраля 2016 09:10
    Лишь бы гигантомания не захлестнула ледоколостроителей! Размеры "Лидера" - это уже перебор. Не собираются ли айсберги колоть? "Арктика" выполняла практически все возникавшие задачи.
    1. kugelblitz 22 февраля 2016 09:24
      В статье прямо написана цель столь циклопических размеров ледоколов. wassat

      Он будет в состоянии проложить судоходный канал 50-метровой ширины для проводки крупных океанских транспортов.
    2. goose 25 февраля 2016 15:38
      А что в нем циклопического? До 20 тыс. тонн - это обычные корабли, всякая военная низкобортная мелочь по 4-6 тыс. тонн не считается за полноценные корабли, если не считать Аврору. При своих 7 тыс. кажется большим мореходным кораблём.
  10. Dazdranagon 22 февраля 2016 09:34
    Внимание вопрос - ЗАЧЕМ ЛЕДОКОЛУ ОБТЕКАЕМЫЕ ФОРМЫ??? laughing
    1. APASUS 22 февраля 2016 10:01
      Про ветровую нагрузку слышали что нибудь?
    2. lexx2038 22 февраля 2016 14:15
      Ну видимо этот "кокон" от ветра и от холодов, а внутри могут быть полноценные палубы, кроме того если изготавливать его из какого нибудь полупрозрачного, морозостойкого композита, на основе тефлона-нано-супер-пупер, то и обледенение не страшно, и матросов с палубы в океан сдувать не будет, и поработать уже можно без тулупчика...
    3. Комментарий был удален.
    4. shasherin.pavel 22 февраля 2016 14:38
      Цитата: Dazdranagon
      Внимание вопрос -

      И что за вопрос минусы? Ну Руси за спрос никогда не били! "Не по нашенски это"!
  11. Mera Joota 22 февраля 2016 11:03
    Россия остается признанным лидером мирового ледоколостроения. Это, в частности, подтверждает справка, подготовленная для конгресса США. Обратимся именно к ней объективности ради. По американским оценкам, у нас находится в эксплуатации 34 ледокола

    Для справки. Практически все ледоколы эксплуатируемые гражданским флотом России построены в Финляндии, в частности упомянутые "построенные во времена СССР трудяги «Капитан Драницын», «Капитан Сорокин», «Капитан Хлебников»". Так что лидером ледоколостроения является Финляндия.
    1. abrakadabre 24 февраля 2016 14:54
      Вы про дизельные или про атомоходы?
  12. McArrow 22 февраля 2016 11:14
    Очень жалко что не удалось воплотить в жизнь программу атомных лихтеровозов, по идее их должно быть несколько штук и ходить они были должны чуть ли не в кругосветку каждый рейс. Но наши "зарубежные партнеры" начали массированную антирекламу против использования мирного атома. Да и перестройка с перестрелкой помогла.
    1. Морской Чёрт 24 февраля 2016 01:07
      Да уж. Вот только "зарубежные партнёры" в этот раз не причём. Севморпуть сделал несколько рейсов за рубеж. Только вот лихтера под которые его построили не соответствовали международным стандартам, и приходилось стоять и ждать пока их выгрузят, вместо того, чтобы закинуть пустые и идти в обратный рейс. Короче отработал он на международных линиях пока страховка не кончилась, а потом ходил только в Арктику, поскольку платить снова оказалось дорого - девяностые уже начались. Кстати Севморпуть был не одинок. Была ещё пара систершипов, но с дизелями. Идея была интересная, но к коммерции никакого отношения не имела. Одним рейсом можно было 500 танков в Америку перебросить через Арктику.
  13. voyaka uh 22 февраля 2016 11:18
    Вот Mærsk Mc-Kinney Møller на 18,000 морских контейнеров, упомянутый в статье.
    Строят самые большие корабли в мире Южные корейцы
    фирма Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.
    1. shasherin.pavel 22 февраля 2016 14:43
      И поставили это дело
      Цитата: voyaka uh
      Строят самые большие корабли в мире

      на поток, как американцы в своё время "Либерти".
    2. goose 25 февраля 2016 15:40
      Это скорее похоже на паром ходить по Южно-Китайскому морю
  14. voyaka uh 22 февраля 2016 11:26
    Китайцы не отказались от намерения проводить контейнеровозы
    по Северному ледовому пути.
    И с ледоколами подсуетились.
    1. perepilka 22 февраля 2016 12:25
      Цитата: voyaka uh
      И с ледоколами подсуетились.

      Ну да второй свой ледокол заказали проектировщикам из Aker Arctic. Строить тоже фины наверное будут, на Arctech Helsinki Shipyard, дочка такая, у российской Объединённой судостроительной корпорации.
      1. Морской Чёрт 24 февраля 2016 01:10
        На фото скорее не ледокол, а судно снабженец УЛА класса. Уж очень похож на серию Иван Папанин николаевской постройки.
  15. kirgudu 22 февраля 2016 12:40
    Название лидер ассоциируется в основном с кооперативом из 90-х.
  16. galakt 22 февраля 2016 13:50
    "Обязательно место для установки "Цирконов"!!!, Ну, штук 20, не меньше" А может лучше сразу делать эдакий военный ракетный крейсер-ледокол для проводки судов в полярных широтах. Так, на всякий случай.
    1. goose 25 февраля 2016 15:43
      Зачем? Ледоколу нужно только ПВО и артиллерия. Применение специальных установок ракет корабль-корабль не нужно. Поставил десяток контейнеров с "клабами" на палубу - и хватит. Комплексы ПЛО в Арктике, - ну не знаю, это кощунство, при постоянных шумах льдов, да и чистая вода не всегда есть.
      1. abrakadabre 26 февраля 2016 08:58
        Даже для контейнеров с Клабами нужна палуба. Хотя бы немного. Или вертолетную площадку заставить ими чтоль?
  17. kig 22 февраля 2016 14:19
    Мировое сообщество встанет пользоваться СМП только тогда, когда он реально станет выгоднее маршрута через Суэцкий канал. Тогда от желающих отбоя не будет. Пока что иностранцы считают, что такой путь короче, но дороже и менее предсказуем. Так что ледоколы - это еще далеко не все. Но для нас, если мы намерены развивать северные районы, они очень пригодятся.
    kig
    1. макс702 22 февраля 2016 20:08
      Цитата: kig
      Мировое сообщество встанет пользоваться СМП только тогда, когда он реально станет выгоднее маршрута через Суэцкий канал. Тогда от желающих отбоя не будет.

      Нее , когда им будет полностью управлять западный капитал! И ни как ранее!! Никогда не допустят управление стратегической областью в чужие руки, а уж если это еще и денег может принести( не тем кому нужно) Не бывать этому!
  18. беспредел 22 февраля 2016 15:20
    хорошая штука нужно пару десятков построить, и с Сибири сделать, как Аляска, чтобы люди там хотели жить все условия , а не выживать
  19. atesterev 22 февраля 2016 17:35
    Как мне кажется, линейный ледокол это немного не какой-нибудь концепт-кар и дизайн у него должен быть прежде всего рациональный как для постройки так и для эксплуатации, а для услаждения глаз обывателей, коими в основном будут белые медведи, в последнюю очередь. Полное ощущение что студентам-дизайнерам дали повеселиться, вот и вышло этакое чудо.
    1. atesterev 22 февраля 2016 17:58
      В догонку :)

      http://www.cardesign.ru/articles/degree_show/2015/07/29/6519/
  20. dakty 22 февраля 2016 17:38
    Цитата: voyaka uh
    Вот Mærsk Mc-Kinney Møller на 18,000 морских контейнеров, упомянутый в статье.
    Строят самые большие корабли в мире Южные корейцы
    фирма Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

    Вот хоть тресни, не укладывается у меня в голове 18000! На данном корабле над палубой МАКСИМУМ 4416(24х23х8 не вычитая надстройки). Под палубой, судя по верхнему объему, пусть 2 раза по столько ( реально, думаю, меньше. там узлы все, топливо, и т.п.) Получается все равно меньше 18000. Или они считают маленькими контейнерами?
    Кто-нибудь компетентный пояснит?
    1. vlad_vlad 22 февраля 2016 17:46
      на фото плохо видно, но скорее всего ето все (или многие из них) 40-футовие контейнеры. 18000 ето из расчет 20-футовых, т.е. = 9000 40-футовых контейнеров максимального вмешения.
    2. kig 23 февраля 2016 08:24
      Вместимость контейнеровозов считается в единицах TEU=twenty-foot equivalent unit, то есть стандартный 20-футовый контейнер. Такой контейнер имеет размеры LxBxH=6.1x2.44x2.59 метров. Можете сами посчитать, исходя из длины судна 399 м, ширине 59 и высоте борта 73. На палубу влезут 24 контейнера по ширине и 8 ярусов в высоту. Правда, ширина судна уменьшается в носовой части, а под палубой будет не 21 ряд контейнеров а меньше, скорее всего 18. На имеющихся фото большинство контейнеров 40-футовые, то есть 1(40)=2TEU.

      Кстати, самым большим контейнеровозом в мире сейчас является CSCL Globe и его сестренки вместимостью 19100 TEU.
      kig
  21. Pvi1206 22 февраля 2016 18:17
    Красивый будет перспективный ледокол и название подходящее выбрано, не затасканное. Чему только в СССР имя Ленина не присваивали. Под Коломной была даже канатная фабрика им. Ленина. Может, и сейчас ещё осталась.
    А перспектива развития грузоперевозок по Северному морскому пути, всё же, в большей степени зависит от изменения климата...Этот маршрут может также использоваться для внутри российских перевозок. В частности, военных грузов.
  22. combat192 22 февраля 2016 20:35
    Терзают меня смутные сомнения... А куда, позвольте спросить, будут устанавливаться комплексы вооружения? Ведь ледоколы (в т.ч. атомные) по мобилизации числятся вспомогательными крейсерами ВМФ России.
    1. Albert1988 22 февраля 2016 22:52
      Цитата: combat192
      А куда, позвольте спросить, будут устанавливаться комплексы вооружения?

      А куда сейчас устанавливаются ПУ для всевозможных ракет? Под палубу как обычно, а какую эта палуба имеет форму - так это не так важно. И потом - не забывайте, что это пока всего-лишь концепт, реальный проект (если будет реализовываться) будет выглядеть несколько по-другому.
  23. Вадим237 22 февраля 2016 21:55
    Это наверное судостроители и Росатом решил привлечь к себе внимание, таких покупателей дорогих яхт как Роман Абрамович - ледокольная яхта повышенной комфортности, с реактором на быстрых нейтронах.
    1. atesterev 25 февраля 2016 17:34
      Буквально то же самое повторил ниже. Извините, не заметил :).
    2. atesterev 25 февраля 2016 17:34
      Буквально то же самое повторил ниже. Извините, не заметил :).
  24. костя андреев 22 февраля 2016 22:36
    Многие ругают форму корпуса ледокола, из за того, что придумали в России, а напиши под картинкой придумали американцы или голландцы или немцы, и начнётся вот это да, а наши отстали, государство не развивает, воруют.
  25. Кот Гришка 22 февраля 2016 23:43
    Вид концепта поразил. А насчет покраски старые ледоколы тоже неудобные, как впрочем и любое другое судно или корабль. Куча всяких разных закоулков , изгибов типа шпангоутов и т.п. Это не сарай или забор покрасить и даже не авто: в камеру не всунешь. Так что круглый концепт или квадратный- без разницы!
    1. abrakadabre 25 февраля 2016 09:12
      Там чуть выше была приведена ссылка на страничку с этими концептами. Мне там больше понравился другой концепт. Вот этот. Он более реалистичен для эксплуатации. Есть палуба, кран не ввиде непонятной нашлепки на покатом корпусе, а как ему и положено рядом с палубой, где нормально вести погрузку/разгрузку и т.д.
      1. atesterev 25 февраля 2016 16:36
        На кране я просто не стал заострять внимание, но меня это тоже поразило... Просто Муха, к сожалению, слишком далеко отошла от промдизайна к каким-то сферическим коням в вакууме.
      2. Комментарий был удален.
  26. Комментарий был удален.
    1. atesterev 22 февраля 2016 23:51
      Очередная яхта для Романа Абрамовича, только усиленного ледового класса и с ЯЭУ?
      1. Морской Чёрт 24 февраля 2016 01:21
        Ага, зачем из из Анадыря в Европу летать, если можно до Певека на оленях, а потом на такой лайбе пару недели потрястись.
  27. Игорь В 23 февраля 2016 22:28
    Суперконтейнеровозы при всей своей экономичности тоже имеют недостаток - не во всякий порт может зайти. А там - по тундре, по железной дороге... Так что и маленьким контейнеровозам найдётся работа.
  28. Игорь В 23 февраля 2016 22:32
    Я может что-то не понимаю, но как швартовку проводить, или будет специальная бригада альпинистов лазить по облЕдинению?
  29. Игорь В 23 февраля 2016 22:32
    Я может что-то не понимаю, но как швартовку проводить, или будет специальная бригада альпинистов лазить по облЕдинению?
  30. Толстый 24 февраля 2016 01:14
    Простите, не читал "премиум" поздравлю Всех, державших в руках оружие с праздником.
  31. GAndr 24 февраля 2016 12:59
    Цитата: kugelblitz
    Кроме самих ледоколов нужны еще для снабжения северного побережья, суда ледового класса. В СССР в качестве дополнения к "Арктике" шли атомный лихтеровоз "Севморпуть" и "морковки", сухогрузы ледового класса "Норильск". Без них эффективность ледоколов снижается, особенно в условиях ухудшения ледовой обстановки, например в случае запаздывания навигации или экстренных случаях.





    Это да, помню морковки с лихтерами постоянно у нас находились, в бухте Провидения. За навигацию их много заходило. Как сейчас помню их оранжевые и красные тушки на рейде и в порту. А потом..а потом СССР не стало. Не стало и морковок на рейде.
  32. Никола Бари 24 февраля 2016 13:35
    Концепт может (возможно, даже должен) быть красивым. Мечта должна иметь привлекательный вид. Что там внутри, и как оно работает, согласитесь, немногие знают и способны понять, а вот то, как оно выглядит, доступно практически всякому и должно быть использовано в целях популяризации и даже пропаганды этого направления.

    Важнее то, что бы реальная техника при воплощении в металл не страдала от дизайнерских изысков.
    1. atesterev 25 февраля 2016 17:02
      Вот именно поэтому радостно визжащих кутёнков надо погружать в реальную жизнь.
      Дизайн парохода это не просто чойто там обтекаемое и блестящее слабал, это совместная работа дизайнера с профессионалами в области кораблестроения и эксплуатации этих самых, строящихся и построенных, кораблей.
      Об ОСК распространяться не буду, ибо каково задание, таково и предложение...
  33. Денис-Скиф 24 февраля 2016 16:00
    класс. футуристический ледокол. и простой наверно как автомат калаш?
  34. rubidiy 24 февраля 2016 19:00
    я ничего кроме модняво-зализанного экстерьера не увидел. Такое любой в 3Д редакторе за вечер нарисует. Идея переноса вертолетной площадки с кормы тоже из серии "поколение ЕГЭ"... fool
  35. polkovnik manuch 24 февраля 2016 19:21
    Напоминаю ,коллеги уже отмечали ,что любой крупный ледокол -это вспомогательный крейсер , а это значит -комсостав изначально должен комплектоваться из кадровых офицеров и мичманов специалистов.Вопрос вооружения рассматривается еще в процессе проектирования и поверьте на атомоходах (на дизелях не знаю ), все предусмотрено и все продумано и нужное время все будет стоять на своих местах и ждать своего часа.А не хватит специалистов ,- наберут из запаса .
  36. Безразличный 24 февраля 2016 23:44
    Хотел бы я знать, как эта "мыльница" швартоваться будет. Где расположатся швартовые команды? Где кнехты?
    Чувствую, что дизайном занялись не моряки, а команда диванников из Москвы. Возможно это будет "книжка-раздвижка", но тогда все приводы на раздвигание и выдвигание специальных устройств будет замерзать и каждый раз их придется откалачивать кувалдой.
    Не понятно и назначение двух "килей" на самом верху. Это трубы вентиляции или антенны локаторов и радиосвязи? Боюсь, что они будут мешать во время швартовок и буксировок. С мостика обзор будет недостаточным. Придется тратиться на дополнительные телекамеры! Но ради красоты на что не пожертвуешь! Деньги то народные. Не жалко!
    1. abrakadabre 25 февраля 2016 09:22
      Справедливости ради, стоимость нескольких камер высокого разрешения (да даже пары десятков), да с защитой от запотевания/обледенения (и с тепловизионным каналом и ИК прожекторами для швартовок полярной ночью) в стоимости подобного корабля, ниже статистической погрешности.
      1. Комментарий был удален.
      2. atesterev 25 февраля 2016 16:45
        Швартовать Вас тоже два десятка камер будут?
        А если пароход нужно взять "на усы"?
        А если линейный ледокол пошел спасать кого-то?
        А если нужно взять на борт некий груз?
        ...
        1. abrakadabre 26 февраля 2016 09:00
          А вот это уже несколько другая вещь. Отличная от уровня обзора. И в этом я полностью согласен.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня